Как понять что вошел в состояние индукции

Техники погружения (индукции)

Техники погружения (индукции)

В автобиографическом произведении «Моаб — мой ночной горшок» комик Стефан Фрай рассказывает о своих визитах к гипнотизеру, предпринятых с целью избавления от страха пения перед публикой.

Мое погружение в транс произошло по-детски просто и до обидного банально. Передо мной не раскачивались карманные часы, не играла фоном специальная музыка или, на худой конец, брачная песнь китов, и никакие месмерические глаза не проникали в мою душу. Мне просто сказали положить руки на колени и почувствовать, как ладони врастают в их плоть. Очень скоро различить, где заканчивается рука и начинается колено, стало невозможно, и откуда-то издалека слышался звучный голос с венгерским акцентам. Он сообщал, что я начинаю чувствовать приятное расслабление и тяжесть в веках. Я словно опускался в колодец, а голос гипнотизера служил веревкой, которая не давала мне почувствовать себя оставленным и впасть в панику.

Или вот наблюдение Уайтли Стрибера:

Процесс введения в гипнотическое состояние мне понравился. Я сел в комфортабельное кресло. Доктор Кляйн встал передо мной и попросил смотреть на его палец, который он помещал таким образом, что моим глазам приходилось поворачиваться чуть ли не внутрь черепа, чтобы увидеть его. Он двигал им из стороны в сторону и внушал мне, что я расслаблен. Мне показалось, что прошло не больше тридцати секунд, а я уже был не в состоянии держать глаза открытыми. Тогда он стал говорить, что мои веки тяжелеют, и они действительно стали тяжелыми. Дальше, насколько я знаю, мои глаза закрылись. В этот момент я почувствовал облегчение и покой, но не заснул. Окружающее осознавалось мной. Я чувствовал, как расслабляется мое лицо, и вскоре доктор Кляйн стал утверждать, что моя правая рука становится теплой. Когда она потеплела, настал черед плеча, потом— всего тела. Я сидел теперь совершенно удобно, погрузившись в тепло. Но я по-прежнему чувствовал собственную волю, это ощущение так и не покинуло меня.

В какой-то момент гипнолог использует одну или несколько проб, чтобы проверить, загипнотизирован клиент или нет. Самыми распространенными являются проба на закрытие глаз, проба на сжатие ладоней, проба на раскачивание тела и проба на левитацию рук. Они все абсолютно просты. Так, например, в пробе на левитацию испытуемому внушается, что его рука настолько легка, что она плавает в воздухе. Если рука испытуемого тут же взмоет вверх, следовательно, он уже под гипнозом. Уверяю вас, это весьма своеобразное ощущение. Вы знаете, к чему все идет, но странным образом не собираетесь останавливать поднимание руки с ваших коленей, хотя и понимаете, что могли бы, если бы попытались. По сравнению с левитацией проба на раскачивание тела кажется чуть более сложной. Клиенту дается указание встать и почувствовать себя твердым, как столб. Затем гипнотизер кладет руку на его спину, слегка надавливая так, чтобы почувствовать сопротивление. После этого сообщает, что когда он уберет руку, то клиента должно потянуть назад вслед за рукой. Так, гипнотизер убирает руку, после чего испытуемый чувствует, как его тянет назад, вслед за рукой. Эти пробы предназначены также убедить индивида в том, что с ним ведется работа, хотя опытный терапевт обычно заранее знает, насколько восприимчив тот или иной клиент, и сразу же заручается его поддержкой, которая является единственным и самым важным фактором успеха гипнотерапии.

Не бывает никаких трудностей с тем, чтобы вывести человека из транса; гораздо сложнее удержать его в этом состоянии. Как правило, гипнотизер просто сообщает: «Проснитесь», или обращает вспять одну из проделанных процедур: «Сейчас вы подниметесь обратно по тем ступенькам, по которым раньше спускались. Когда вы достигнете верхней ступеньки, вы проснетесь». Одним из часто встречающихся методов является обратный отсчет, когда гипнолог считает от пяти до одного, и на счете «один» клиент немедленно просыпается, готовый исполнить любое внушение, которое было дано во время сеанса.

Читайте также

Способы индукции и техники вхождения в ИСС

Способы индукции и техники вхождения в ИСС Как уже говорилось выше, способы индукции и техники вхождения в ИСС обусловлены конкретным культурным и социальным контекстом. Самая общая классификация способов индукции таких состояний представлена в работе Арнольда

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕХОДА, ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ

ТЕХНОЛОГИЯ ПЕРЕХОДА, ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ ПОДГОТОВКИ И ПОГРУЖЕНИЯ Успешность и безопасность путешествия в тонкоматериальные пространства во многом определяется подготовительным периодом, правильным выбором места и времени погружения. Именно поэтому

5.2. Обеспечение безопасности погружения.

5.2. Обеспечение безопасности погружения. Нет необходимости говорить, сколь важно обеспечить безопасность тонкоматериального путешествия. С глубокой древности хорошо известно, что тело человека находящегося в ИСС особенно уязвимо и требует дополнительной защиты. Кроме

ФЭН-ШУЙ МЕСТА ПОГРУЖЕНИЯ В ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ФЭН-ШУЙ)

ФЭН-ШУЙ МЕСТА ПОГРУЖЕНИЯ В ИЗМЕНЁННЫЕ СОСТОЯНИЯ СОЗНАНИЯ (ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ ФЭН-ШУЙ) Эффективность и безопасность работы в ИСС очень во многом зависит от правильного выбора места погружения, его подготовки и дизайна. Всего того, что определяет характер и направленность

НАЧАЛО ГИПНОТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ

НАЧАЛО ГИПНОТИЧЕСКОЙ ИНДУКЦИИ Формальная процедура гипнотической индукции [7] начинается с того, что испытуемого просят пристально смотреть на маленькое блестящее пятно на стене (это может быть, например, чертежная кнопка), слушая то, что говорит гипнотизер. Точка, на

Принципы индукции

Принципы индукции Природа гипнотического состояния, как обсуждалось выше, предполагает некоторые принципы, которые нужно соблюдать и применять при индукции. Во-первых, индукция должна облегчать процесс, посредством которого пациент постепенно отстраняется от

Способы индукции

Способы индукции Фиксация глаз на предмете, который держит ребенок, — это один из самых легких и наиболее удачных подходов при работе с детьми младшего возраста. Как уже обсуждалось, авторы предпочитают использовать иностранные монеты, вид, вес и рисунок которых ребенку

3. 2. Метод мотивационной индукции

3. 2. Метод мотивационной индукции Метод неоконченных предложений (модификация MIM). Данный прием является модифицированным вариантом метода мотивационной индукции (MIM), основанного на анализе мотивационных объектов испытуемого, полученных в результате завершения

Приложение 2 Стимульный материал к методу мотивационной индукции

Приложение 2 Стимульный материал к методу мотивационной

Тест для гипнотического погружения

Тест для гипнотического погружения Запишите его на плёнку; можно сделать это самому — медленно и тщательно проговаривая каждое слово — или попросить кого-нибудь из знакомых. Эта информационная «инъекция» сначала введёт вас в транс, а затем даст подсознанию формулу

Использование принципа погружения при обучении

Использование принципа погружения при обучении Свертывание и погружение — непременные этапы развития всех высших психических функций. Отсюда следует, что, с одной стороны, невозможно сформировать психическую функцию, минуя двигательный этап, а с другой —

Метод погружения

Метод погружения Погружение — активный метод обучения с элементами релаксации, внушения и игры. Традиционные методы передачи знаний иногда приводят к тому, что естественный процесс удовлетворения жажды познания превращается в источник хронических травм учащихся.

Как запрограммировать свое хорошее самочувствие после погружения?

Как запрограммировать свое хорошее самочувствие после погружения? Но всему на свете должен прийти конец. И ты, сделав все необходимое, должен выйти из аутогипнотического состояния. Но, прежде чем сделать это, надо обеспечить свое хорошее самочувствие после выхода. То

От гипотезы к индукции

От гипотезы к индукции Продолжение и углубление анализа задачи[110] состоит в попытках проложить в «пространстве проблемы» пути в виде гипотез. Однако каждая из них должна быть проверена при помощи подходящих критериев. Представьте, что перед Вами некоторая таблица чисел,

Глава 9. Раскрытие внутреннего потенциала: техники погружения в себя

Глава 9. Раскрытие внутреннего потенциала: техники погружения в себя Нужно четко понимать, что ваша привлекательность – внутри вас. Просто не каждая женщина умеет правильно раскрыть свой потенциал и продемонстрировать свои достоинства. Не каждая знает о том, что именно

PowerРoint и печатные материалы как средства погружения аудитории в сон

PowerРoint и печатные материалы как средства погружения аудитории в сон Когда Джесси удается взять себя в руки, установить контакт с аудиторией и вызвать у нее интерес к теме своего выступления, настает пора как можно четче и яснее донести до нее содержание своей презентации.

Источник

Как понять что вошел в состояние индукции

Глава 14. ГИПНОТИЧЕСКАЯ ИНДУКЦИЯ

Фиксация взгляда на блестящем предмете или какие-то необычные мышечные действия, например, создание ката­лепсии, не могут быть признаны синонимом фиксации вни­мания, потому что внимание является психической функци­ей. Однако следует помнить, что между телом и психикой су­ществует определенная взаимосвязь, и в какой-то мере со­здание фиксированного мышечного положения ведет в последующем, и достаточно быстро, к созданию фиксиро­ванного внимания, поскольку в данный момент внимание человека похоже на заинтересованность и удивление своим состоянием, т. е. на определенную шоковую реакцию, что тормозит внимание само по себе.

Наведение транса

Погружение в транс направлено на ориентацию пациента вместо мира внешнего на мир внутренний. Это достигается с помощью вербальных и невербальных приемов. Как правило, вербальные приемы основаны на двух процессах, которые нам уже известны: на присоединении и ведении. Вначале мы при­соединяемся к реальности пациента, описывая то, что проис­ходит в ней в данный момент, то, что узнали из его истории жизни, либо делаем общие умозаключения, против которых пациент не может возразить. Особенно это важно в первых не­скольких фразах, которые отслеживаются сознанием наиболее тщательно. Этими фразами терапевт должен как заинтересовать пациента, так и начать переводить его внимание на мир внут­ренний.

Вначале терапевт, наблюдая за состоянием пациента, про­износит четыре фразы присоединения, которые характеризуют состояние пациента, как именно он может себя ощущать и осоз­навать в данный момент. Например, эти фразы могут быть сле­дующими: «Вы находитесь у меня в кабинете. Вы сидите на этом кресле. Вы слышите мой голос. У вас есть определенные цели, которые привели вас». На этом четыре фразы присоединения заканчиваются, и следует одна фраза ведения. Она может быть любой, например: «Если вы захотите, вы можете устроиться удобнее». Для фраз ведения очень характерно использование слов «можете», «возможно» или других слов допущений. Они приводят к тому, что даже если пациент не сделает предложен­ного ему, тем не менее он не будет чувствовать себя в оппози­ции к психотерапевту, поскольку тот уже заложил не обязатель­ность, а только возможность этого действия. Хотя, как прави­ло, после четырех фраз, которые вызвали согласие пациента с ними, пятая фраза уже автоматически не вызывает возражения, и с ней пациент также соглашается.

Но дальше не следует злоупотреблять вниманием и терпе­нием пациента и важно снова перейти к фразам присоедине­ния. Но сейчас фраз присоединения может быть уже только три, вы можете описывать то, что видите у субъекта. Например, если у пациента закрываются глаза, вы можете сказать это, и тогда это будет фразой присоединения: «Ваши глаза закрываются». Но ни в коем случае не делайте этого, если глаза широко от­крыты и даже не моргают, и глазная щель не сужается. Тогда подобная фраза будет воспринята как директивное внушение, для которого, более того, совершенно нет условий.

Если вы видите, что взгляд пациента остановился, но глаза остались открытыми, вы можете сказать: «Вы смотрите перед собой». Вы должны упоминать только то, что пациент может реально видеть, нельзя описывать то, что находится за его спи­ной, вы описываете мир через возможные ощущения пациен­та. При этом вы не должны употреблять оценочных характери­стик, вы не можете сказать: «Вы удобно сидите на этом стуле». Пациенту может быть вовсе неудобно, и тогда ваша фраза ни в коем случае не будет фразой присоединения, а вы можете выз­вать протест со стороны пациента.

Во фразах присоединения вы можете поддерживать процес­сы, которые вы наблюдаете. Например, если вы видите, что па­циент стремится усесться на кресле удобнее, двигается, вы мо­жете предложить ему сделать это так, как будто бы он это дела­ет по вашему указанию: «Вы можете устроиться удобнее».

Вы видите, что руки легли на подлокотники кресла и ска­жите об этом: «Ваши руки лежат на подлокотниках кресла». Вы наблюдаете за тем, что происходит с пациентом и только опи­сываете ему эти изменения.

Что же может являться фразами присоединения? Вы може­те описывать и расслабление мышц лица и тела, и положение ног и рук пациента, и то, что он может видеть, слышать и чув­ствовать, и состояние природы за окном, и время года, и рас­суждать о вопросах мироздания, но не очень высокого уровня, поскольку достаточно непонятно, почему психотерапевт будет говорить о проблемах Вселенной. А фразы о том, что «за зимой следует весна» будут приняты вполне адекватно, потому что это известно каждому человеку и даже вызывают скуку от получе­ния подобной информации.

В отношении дыхания будьте внимательны, поскольку, когда вы упоминаете о том, что дыхание становится ровным, человек обращает внимание на дыхание и, как правило, это приводит к сбою дыхания (это обычная реакция, когда сознание вторгается в хорошо сбалансированный, бессознательный, автоматический процесс; через некоторое время дыхание снова станет ровным).

После двух фраз ведения мы опять переходим к присоеди­нению и снова уменьшаем количество фраз присоединения — говорим только две фразы присоединения, к которым затем прибавим три фразы ведения. На последнем этапе на одну фра­зу присоединения мы скажем четыре фразы ведения и дальше можем полностью перейти на фразы ведения, изредка переме­жая их фразами присоединения.

Экология

Как правило, слыша слово «гипноз», люди предполагают полную потерю собственной воли и передачу себя в руки тера­певта. Возможно, имеет смысл, учитывая вышеизложенное, описывать это состояние в других терминах, например, транс, медитация, частичный сон, грезы или что-то подобное. Эти слова могут быть либо более понятны, либо менее опасны с точки зрения пациента. Уже после истечения нескольких сеан­сов вы можете назвать слово «гипноз», но теперь пациент уже знает, что из себя представляет эриксоновский гипноз, и не бу­дет испуган этим словом.

Когда вы беседуете с пациентом либо вводите его в транс, важно помнить о том, что у каждого человека есть свое соб­ственное, личное пространство. И для терапевта бывает важ­ным не вторгнуться в его пространство. Поэтому мы не можем садиться слишком близко — это вызовет определенную насто­роженность пациента, как правило, настороженность бессоз­нательную, что будет тормозить введение в транс, и транс не будет глубоким, поскольку «сторожевой очаг» пациента будет стимулировать его внимание. Поэтому расстояние до пациен­та не должно быть достаточно близким, но и не должно быть далеким, поскольку ваш голос для пациента должен быть слы­шимым. При необходимости вы можете пойти на каталепсию руки, и тогда это потребует прикосновения к руке пациента, что вы, естественно, не сможете сделать с большого расстоя­ния.

Для того чтобы проверить, насколько возможно прибли­зиться к пациенту, вы можете, медленно двигаясь к нему, вни­мательно смотреть за его реакцией: если в какой-то момент вы увидите следы настороженности, испуга, попытку отодвинуть­ся от вас — это и есть не что иное, как вторжение в личное про­странство пациента, и, возможно, вам имеет смысл сделать шаг назад, чтобы вернуть ему спокойствие.

Вы можете обратить внимание на интересное свойство, ко­торому случается проявляться при подобном позиционирова­нии. Очень часто для человека положение другого, справа или слева от него, может иметь совершенно различный смысл и различную степень безопасности. Например, пациент может легко переносить ваше присутствие справа на достаточно близ­ком расстоянии, но попытка приблизиться к нему слева на та­кое же расстояние приводит к реакции напряжения и испуга. Как правило, подобную неравномерность в личном простран­стве пациента можно определить только опытным путем, и она присутствует далеко не у всех. Однако, если вы заметили это, то это может быть еще одной терапевтической находкой и, уви­дев такую особенность, в дальнейшем вы можете сделать ее пе­реработку одной из частей терапевтического процесса. По­скольку, как правило, это говорит о каком-то далеком травма­тическом переживании человека, когда он подвергся психичес­кой травме и опасность подошла к нему именно с этой стороны, с которой сейчас он старается не подпускать.

Диссоциация сознания и бессознательного

В момент гипнотической индукции, когда мы помогаем погружаться пациенту в транс, одним из важных навыков, ко­торый способствует как погружению в транс, так и гипноти­ческой работе, являются фразы, направленные на диссоциацию сознания и бессознательного. Это фразы, которые могут вклю­чать в себя упоминание частей личности, например: «В то вре­мя, как одна ваша часть слушает меня, другая интересуется, насколько глубоко в познании себя она сможет отправиться».

Возможны внушения, которые направлены на диссоциацию частей тела, например: «В то время, как одна ваша рука остает­ся спокойно лежать на коленях, другая рука может начать под­ниматься».

Ряд предложений может быть направлен на пространствен­ную диссоциацию, например: «И, находясь здесь, вы можете одновременно осознавать себя совсем в другом месте, светлом и теплом, добром и уютном».

Фразы, направленные на временную диссоциацию: «Вы можете поискать и найти другое время, когда было хорошо, и войти в него, и почувствовать, как это хорошо, и вы можете быть и здесь и сейчас и в другом времени, в котором тоже мо­жете быть здесь и сейчас».

Внушения, направленные на диссоциацию сознания и бес­сознательного, стимулируют размывание контроля сознания за различными процессами, организуют пробуждение бессозна­тельного и освобождение его от контроля сознания. Подобная диссоциация помогает человеку уйти от нересурсного проблем­ного состояния, забрав с собой самую мощную часть собствен­ной психики — бессознательное, которая выходит из-под конт­роля сознания и способна в данный момент начать работать. Мы сосредотачиваем жизнеспособные силы в каком-то месте или времени и начинаем их работу над тем, что заботит человека.

Диссоциация сознания и бессознательного, как правило, помогает не найти какое-то воспоминание или какое-то пред­положение о состоянии, а создать непосредственно состояние, которое характеризуется и самочувствием, и возможностями, и собственной субъективной реальностью. Это очень важный и в то же время очень сложный для понимания феномен, кото­рый до конца не описан, и пути и механизмы его развития до сих пор остаются неизученными.

Утилизация звуков

Важным навыком для облегчения перехода в гипнотичес­кое состояние является утилизация звуков. Мы работаем не в безвоздушном пространстве, и, безусловно, наша комната на­полнена совершенно различными звуками: это могут быть и сигналы транспорта, и голоса других людей, и шорохи, и по­сторонние шумы. Все это может выбивать человека из трансового состояния и поэтому может мешать нам. Звуки следует утилизировать, т. е. использовать или с их помощью даже об­легчить погружение в транс. Утилизация звуков предполагает использование звуков данного мира в трансовой реальности пациента. В одном из трансов Эриксон говорил: «Мой голос останется с вами, и вы можете превратить его в голоса друзей, шум листвы, в стук колес повозки, уезжающей вдаль по пыль­ной дороге и во многое другое». Т. е. идея утилизации звуков состоит в том, что звуки мира внешнего мы можем превратить в звуки другой реальности, которая в данный момент сформи­ровалась в мире внутреннем.

Утилизация звуков позволяет усилить эмоциональное пе­реживание пациента ситуаций, возникающих в бессознатель­ном, поскольку она добавляет им энергетики, добавляет досто­верности происходящему во внутренней субъективной реаль­ности, а также способствует погружению в транс и одному из самых важных феноменов — диссоциации сознания и бессоз­нательного. В случае успешной утилизации звуков для ее под­держания пациент должен усиливать данную диссоциацию.

Обратная связь

В отдельную группу выделяются такие движения, которые называются сигналингом. Речь идет о быстрых мелких подра­гиваниях мышц тела в ответ на какие-то слова психотерапевта, которые вызывают внутренний резонанс. Сигналинг может служить показателем процессов, происходящих в глубине пси­хики субъекта. Это действительно ответ от бессознательного, поскольку сознательно такие движения практически невозмож­но создать и продемонстрировать. Чаще всего сигналинг про­является в движениях пальцев: это мелкое и очень быстрое под­рагивание пальцев, кажется палец мгновенно взлетает и тут же падает, чаще это серия движений, реже оно одиночно. Созна­тельно такое движение сделать практически невозможно, со­знательные движения пальцев происходят обычно намного медленнее. Случаются вздрагивания других мышц, например: мышц на лице, подрагивание век ( характерная локализация сигналинга) и реже бывают вздрагивания достаточно крупных мышц: подергивание руки, иногда, крайне редко, бывает вздра­гивание всем телом.

Сигналинг является естественным показателем глубинных процессов, и поэтому в тот момент, когда мы видим сигналинг, во-первых, мы можем судить о достаточно глубоком трансе и, во-вторых, о происходящей работе. Однако мы не можем ин­терпретировать сигналинг, и единственное, что мы делаем, как и со всеми феноменами, это поддерживаем, ратифицируем его.

Для получения более достоверной информации мы можем сами установить сигналы, которые субъект будет подавать по нашему требованию. Как правило, сигналы пациент будет да­вать нам движениями, чаще всего это движения пальцев или движение головы, реже мы вступаем в разговор с пациентом, при этом особенно важна диссоциация, когда он может нахо­диться и в трансе и в то же время разговаривать с нами. Каче­ственная диссоциация сознания и бессознательного помогает данному процессу.

Задавая вопросы, вы должны следить за тем, чтобы они пред­полагали только два варианта ответа: «да» или «нет». Напри­мер, вопрос «Насколько хорошо вам в трансе?» задавать нельзя, поскольку он предполагает широкий ответ. «Хорошо ли вам в трансе?» — такой вопрос предполагает либо ответ «да», либо ответ «нет», и на такой вопрос пациент в состоянии дать ответ движением пальца руки.

Задавая вопросы пациенту в этом случае, вы можете рассчи­тывать на более информативный ответ, хотя, как правило, че­ловеку требуется дать время, чтобы он собрал силы мышц рта, гортани, голосовых связок, и относительно членораздельно произнес какие-то фразы в ответ на ваши вопросы. Имеет смысл ограничиться небольшим набором фраз, которые вы хотите получить от пациента. Как бы мы не рассчитывали на диссоци­ацию, как правило, транс незначительно повышается в любом случае при использовании голосовых ответов, как и при дру­гих видах индуцированной обратной связи. Когда мы получи­ли необходимую информацию, мы можем предложить паци­енту замолчать и погрузиться еще глубже, что он, как правило, делает с видимым облегчением.

Приемом получения обратной связи пользуются нечасто, поскольку обычно эриксоновский терапевт умеет получать об­ратную связь по невербальным признакам и довольствоваться этим.

Ратификация — это лингвистический прием одобрения па­циента в его гипнотической работе. Как правило, это формула согласия, подбадривания, принятия. Ими терапевт дает пациен­ту обратную связь от себя, показывая, что он видит процессы, происходящие в человеке, признает их, принимает и одобряет.

Формулами ратификации могут быть фразы: «Это правиль­но», «Это хорошо», «Хорошо все, что происходит с вами», «Это важно», «Побудьте с этим» и т. д. Как правило, эти формулы неспецифичны, поскольку по невербальным признакам мы можем понять, что нечто происходит с пациентом, ему стала доступна какая-то новая информация, но, как правило, мы ничего не знаем о характере подобной информации и можем только догадываться о ней и поэтому ограничиваемся неспе­цифичным указанием.

Ратификация — прием, который поддерживает раппорт меж­ду психотерапевтом и клиентом, позволяет клиенту ощущать себя в относительной безопасности, поскольку терапевт сле­дит за происходящими процессами, и ощутить поддержку пси­хотерапевта. Ее желательно использовать на все замеченные вами изменения, особенно если они сопровождаются прояв­лениями эмоциональной реакции. Ратификацию можно отне­сти к фразам присоединения, которые вкрапляются в сеанс.

Амнезия — это естественное свойство трансов средней и значительной глубины, которые происходят самопроизвольно после выведения клиентов из трансов. На явление амнезии часто ^опираются при определении глубины гипнотического по­гружения. Мы можем проводить дополнительную амнезию, давая внушение, связанное с забыванием того, что было в трансе.

Установка на амнезию дается с целью разрешить бессозна­тельному самому разбираться с выявленным материалом, не допуская туда сознание. Как правило, установка на амнезию делается несколькими способами.

Первый способ — это конкретное внушение забывать то, что должно быть забыто. Использование этого способа ограниче­но в эриксоновском гипнозе.

Второй способ — давать внушение на амнезию через мета­фору. Это должна быть метафора исчезновения, ухода, раство­рения и т. д. Это может быть река, уносящая что-либо, ветер, срывающий ненужные листья с деревьев, и пр. Одновременно и с рекой, и с ветром может быть также связана и метафора привнесения чего-либо взамен, т. е. в совокупности можно ска­зать, что они демонстрирует, помимо метафоры забывания, и метафору изменений. Применимы метафора закапывания, ос­тавления и рассказы о пропадающих вещах, мыслях.

Обычно подобные косвенные приемы гораздо более эффек­тивны, нежели прямое внушение забыть, потому что слово «за­быть», наоборот, вызывает ассоциации с тем, что должно за­быться и, как правило, может приводить к достаточно устойчи­вой памяти. Примером может служить Герострат, который под­жег одно из чудес света — храм Артемиды, за что эфесский суд приговорил его к забвению, узнав, что это чудо света было унич­тожено как раз с целью прославиться. Может быть, поступок Герострата и был бы забыт, если бы суд не постановил «забыть Герострата», благодаря чему, его и помнят до сих пор.

Углубление и повышение транса

Замешательство может быть основано на неожиданности, причем это могут быть неожиданные слова психотерапевта, неожиданное поведение, которое не соответствует представле­ниям клиента и разрушает те ментальные установки, с которы­ми он пришел к психотерапевту. Чтобы понять, что произошло и как поступить дальше, он погружается в транс. Для терапевта это время провести нужные внушения, на основе которых па­циент может создать новую карту своего внутреннего мира.

За замешательством стоит невозможность быстро понять смысл того, что произошло. Чаще в эриксоновском гипнозе ис­пользуется замешательство на уровне слов, а не на уровне дей­ствий. Когда неожиданные вербальные конструкции делают кли­ента неподготовленным к точке зрения, с которой предложил ему взглянуть на событие психотерапевт, неподготовленным к повороту событий, к быстроте смены декораций, он вынужден остановиться для того, чтобы попробовать осмыслить происхо­дящее. Он останавливает сознательное функционирование, пы­таясь бессознательно добиться ясности и стройности.

В работе с замешательством, возможно, должна быть некая таинственность, неопределенность, почему гипнотерапевт со­вершает подобные действия и произносит определенные фра­зы. Техника, индуцирующая замешательство, должна произво­диться с серьезным лицом, уверенно и без каких-либо объяс­нений, похожих на извинения. Такая уверенность психотера­певта в себе показывает клиенту значимость, происходящего с ним, и заставляет его отказаться от попытки получить объяс­нение.

Часто пациент, находящийся в замешательстве, старается найти логику в словах терапевта, подсказки, обрести новые сте­реотипы. Если после замешательства терапевт дает достаточно четкое и конкретное внушение, оно воспринимается радостно и охотно, так, как утопающий хватается за соломинку.

Замешательство заставляет пациента стимулировать соб­ственное бессознательное в поисках какого-либо решения, от­вета, объяснения, что, в свою очередь, запускает бессознатель­ные поисковые реакции, что является особенно важным для нас в психотерапевтическом процессе.

Завершение транса

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *