Как понять что звук гласный
Что такое гласные звуки и буквы в русском языке?
Содержание:
Чем буквы отличаются от звуков?
Буква – способ обозначения слов на письме. Мы их видим и пишем. Речевой аппарат не участвует в создании графического символа.
Звуки человек произносит и слышит, они позволяют различать слова по значению, т.к. играют смыслоразличительную роль. Здесь требуется работа дыхательных органов.
В русском алфавите 33 буквы и 43 звука.
Что такое гласный звук?
Гласные звуки – это минимальная единица речи, которая произносится только с помощью голоса. Способы образования гласных звуков:
Сколько гласных букв и звуков в русском языке?
А, О, У, Ы, Э показывают, что впереди стоящий согласный будет твердым. И, Е, Ё, Ю, Я обозначают мягкость предшествующего согласного.
Сколько звуков может обозначать гласная буква?
Проговорите данные слова, «пропевая» первые гласные звуки: ёж, яма, юла, ель. Прислушайтесь к ним. При произнесении услышим два звука:
Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука, т.к. ним присоединяется мягкий сонорный согласный Й (йот).
Сравним со словами: арбуз, игла, обруч, крыса, экватор. Здесь четко произносятся звуки [а], [у], [и], [о], [ы], [э]. Буквы А, У, Ы, И, О, Э имеют один звук.
Какие бывают гласные звуки?
Типы гласных звуков определяются позицией в слове:
Звуки, находящиеся в слабой, т.е. безударной позиции, называются орфограммами. Их правописание зависит от правил письменной речи. Для проверки необходимо поместить такие звуки в сильную позицию:
Звуков Е, Ё, Ю, Я в русском языке не существует. Эти буквы обозначают звуки [Э], [О], [У], [А] после согласных:
Йотированные звуки произносятся с [j]:
Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
Арсентьева Татьяна Алексеевна
Урок русского языка во 2 классе «Как определить гласные звуки?»
Тема урока: «Как определить гласные звуки?»
Цель: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме.
Планируемые результаты: учащиеся научатся видеть гласные звуки в словах, правильно обозначать их буквами; анализировать, делать выводы, сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент
Проверяем готовность к уроку
II. Актуализация знаний
Орфографическая минутка (повторение предыдущей темы)
— Запишите вместо пропуска имена детей, друзей, одноклассников.
Вяжет. слоненку носочки,
. ему вышивает платочки,
. плетет для слоненка корзинку,
. рисует слоненку картинку.
— Ребята, как вы записали имена? (С большой буквы.)
— Давайте теперь найдем и подчеркнем основу в каждом предложении. Скажите, имена каким членом предложения являются? (Подлежащим.)
— Назовите слова, написание которых вы запомнили? (Платочки, корзинку, картинку.)
— А теперь назовите слова, которые мы можем проверить безударными гласными? (Дети называют слова.)
III. Самоопределение к деятельности
(Учитель читает четверостишие из стихотворения В. Берестова.)
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
— Скажите, о чем эти строки? (О гласных звуках)
— Повторите признаки гласных звуков, которые назвал автор? (Гласные могут тянуться, кричать, петь.)
— Какой признак гласных звуков вы можете добавить? (При произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно, без преград.)
IV. Работа по теме урока
— Открываем наш учебник на с. 89. Давайте прочтем тему сегодняшнего урока «Как определить гласные звуки?».
— Самостоятельно прочтите правило. Добавьте, что мы уже знаем о гласных звуках. (Гласный звук состоит из голоса и образует слог.)
— Кто может назвать все гласные звуки. (А, О, У, Э, И, Ы.)
— Давайте проверим любой из этих звуков: точно ли он имеет перечисленные признаки? (Дети называют звук, доказывая, что он гласный.)
— Скажите, сколько гласных звуков в русском языке вы знаете? (6)
— Давайте запишем в рабочей тетради эти гласные звуки.
— А теперь ответьте, сколько в русском языке гласных букв? (10)
— Запишем и их тоже в тетрадь. (А, О, У, Э, И, Ы, Е, Ё, Ю, Я.)
— Посмотрите и скажите, что изображено в первом круге? (Звуки в квадратных скобках.)
— А что изображено во втором круге? (Буквы, так как нет звуков Е, Ё, Ю, Я.)
Дети встали, закрыли глаза.
К нам в окошко на урок
Залетел вдруг ветерок.
Очень слабо он подул,
Стал сильнее дуть на нас!
(Медленный слабый выдох, затем с силой)
Игра “Гласные звуки”
Дети повторяют движения и текст вслед за учителем.
Гласных звуков только шесть,
Их легко пропеть,прочесть:
А – на астре расцветает,
И – на иволге летает,
О – на ослике сидит,
У – на улицу глядит,
Э – на эхо отозвался,
Ы – во внутрь слов забрался,
Сыром тыкву закусил
И добавки попросил!
VI. Закрепление изученного материала
— В нашем упражнении есть рисунок,давайте рассмотрим его и скажем: о каких буквах мы будем говорить? (Е, Ю, Ё, Я.)
— Ребята, назовите по рисункам слова, которые начинаются с этих букв.
— А теперь запишем эти слова.
— Кто мне ответит, что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я в этих словах? (Слоги ЙЭ, ЙО, ЙУ, ИА.)
— Значит, гласные буквы Е, Ё, Ю, Я могут обозначать слог, когда стоят в начале слова.
— Давайте прочитаем пословицы.
— Объясните, когда так говорят? (Дети отвечают.)
— Что обозначают выделенные буквы в словах? (Теплое – мягкость согласного звука и звук О; ехал – слог ЙЭ; прямо – мягкость согласного звука и звук А; яму – слог ЙА; люди – мягкость согласного звука и звук У; пахать – звук А; он – звук О, руками – звук А; махать – звук А.)
— Выберете любую пословицы и спишите ее, поставьте ударение.
— А теперь мы самостоятельно прочтем информацию на «Страничке для любознательных».
— Скажите, что нового и интересного мы узнали о букве Э? (Дети отвечают.)
(Учитель раздает учащимся заранее подготовленные карточки с текстом)
— Ребята, перед вами текст, спишите его, подчеркните гласные буквы.
В чем цыплята виноваты, Что скорлупки маловаты? Да ни в чем. За эти дни
Просто выросли они!
(Самопроверка. Сверка с образцом на доске.)
VIII. Подведение итогов урока
— Назовите признаки гласных звуков, которые мы вспоминали сегодня?
— Так сколько в русском языке гласных звуков?
— А гласных букв сколько в русском языке?
— Что обозначают буквы Е, Ё, Ю, Я? (Мягкость согласного, гласный звук или слог.)
Домашнее задание: Выполнить упр. 139 (с. 91)
Урок русского языка в 1 классе «Деление слов на слоги» Тема: «Деление слов на слоги» Цель: формировать умения делить слова на слоги, анализировать модели слов, находить слова по данным моделям.
Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.
Урок русского языка в 1 классе «Правописание сочетаний жи-ши» Тема: Правописание сочетаний жи-ши. Цель урока: учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши; отрабатывать умение безошибочно писать.
Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.
Урок русского языка «Обособление определений» в 11 классе Автор: Г. С. Зайнуллина, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ д. Казмашево Абзелиловского района Республики Башкортостан Русский язык.
Урок русского языка в 4 классе «Неопределённая форма глагола» Урок русского языка в 4 классе Тема: Неопределённая форма глагола Цели: расширять представления об особенностях неопределённой формы глагола;.
Урок русского языка в 5 классе «Предложения с обращениями» Цели урока: Знать: понятия обращение, звательная интонация; функции обращения в предложении; различия между подлежащим и обращением.
Урок русского языка в 6 классе «Разряды имен прилагательных» Цели: узнать разряды прилагательных; развивать опознавательные признаки качественных, относительных и притяжательных.
Урок русского языка в 7 классе «Деепричастие как часть речи» Цель: познакомить учащихся с понятием «деепричастие», с его грамматическими особенностями, местом и ролью деепричастий, деепричастных оборотов.
Звуки
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Фонетика современного русского числа определяет 42 звука. Звуки бывают гласные и согласные. Буквы ь (мягкий знак) и ъ (твёрдый знак) не образуют звуков.
Гласные звуки
В русском языке 10 гласных букв и 6 гласных звуков.
Для запоминания гласные буквы часто записывают парами по сходному звучанию: а-я, о-ё, е-э, и-ы, у-ю.
Ударные и безударные
Число слогов в слове равно числу гласных в слове: лес — 1 слог, вода — 2 слога, дорога — 3 слога и т.д. Слог, который произносится с большей интонацией, является ударным. Гласная, образующая такой слог, является ударной, остальные гласные в слове — безударными. Положение под ударением называют сильной позицией, без ударения — слабой позицией.
Йотированные гласные
Значимое место занимают йотированные гласные — буквы е, ё, ю, я, которые означают два звука: е → [й’][е], ё → [й’][о], ю → [й’][у], я → [й’][а]. Гласные являются йотированными в том случае, если:
В остальных случаях буквы е, ё, ю, я означают один звук, но однозначного соответствия нет, так как различные позиции в слове и различные сочетания с согласными этих букв рождают разные звуки.
Согласные звуки
Всего 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Несоответствие в количестве означает, что некоторые буквы могут означать разные звуки в разных словах — мягкие и твёрдые звуки.
Согласные буквы: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.
Согласные звуки: [б], [б’], [в], [в’], [г], [г’], [д], [д’], [ж], [з], [з’], [й’], [к], [к’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [п], [п’], [р], [р’], [с], [с’], [т], [т’], [ф], [ф’], [х], [х’], [ц], [ч’], [ш], [щ’].
Знак ‘ означает мягкий звук, то есть буква произносится мягко. Отсутствие знака говорит о том, что звук твёрдый. Так, [б] — твёрдый, [б’] — мягкий.
Звонкие и глухие согласные
Есть разница в том, как мы произносим согласные звуки. Звонкие согласные образуются в сочетании голоса и шума, глухие согласные образуются за счёт шума (голосовые связки не вибрируют). Всего 20 звонких согласных звуков и 16 глухих согласных звуков.
Звонкие | Глухие | ||
---|---|---|---|
непарные | парные | парные | непарные |
й → [й’] | б → [б], [б’] | п → [п], [п’] | ч → [ч’] |
л → [л], [л’] | в → [в], [в’] | ф → [ф], [ф’] | щ → [щ’] |
м → [м], [м’] | г → [г], [г’] | к → [к], [к’] | ц → [ц] |
н → [н], [н’] | д → [д], [д’] | т → [т], [т’] | х → [х], [х’] |
р → [р], [р’] | ж → [ж] | ш → [ш] | |
з → [з], [з’] | с → [с], [с’] | ||
9 непарных | 11 парных | 11 парных | 5 непарных |
20 звонких звуков | 16 глухих звуков |
По парности-непарности звонкие и глухие согласные делятся на:
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с — парные по звонкости-глухости.
й, л, м, н, р — всегда звонкие (непарные).
x, ц, ч, щ — всегда глухие (непарные).
Непарные звонкие согласные называются сонорными.
Среди согласных по уровню «шумности» также выделяют группы:
ж, ш, ч, щ — шипящие.
б, в, г, д, ж, з, к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ — шумные.
Буквы и звуки
Всего букв в русском языке 33, из них и состоит алфавит. Из них 21 буква согласная, 10 — гласные, а две буквы не произносятся вообще. Звуков насчитывается 42, их изучением, то есть изучением звучания устной речи занимается фонетика.
Буквы в русском языке
Буквы — то, что пишут и читают, это видимая часть языка. Буквы Б (бомба), В (вор), Г (гавань), Д (давеча), Ж (жало), З (заварка), Й (йодный), К (клей), Л (лопнуть), М (молот), Н (нытик), П (пшено), Р (рубка), С (снизу), Т (точка), Ф (фабрика), Х (хворост), Ц (цапля), Ч (чепчик), Ш (шпала), Щ (щебет) — это согласные, которые делятся на звонкие и глухие. А (аукать), Е (единство), Ё (ёжиться), И (исстари), О (огненный), У (улица), Ы (не встречается в начале слова), Э (эврика), Ю (юнкер), яЯ (язва) — гласные буквы. Интересные роли в языке играют непроизносимые буквы Ь (мягкий знак) и Ъ (твёрдый знак). Мягкий знак выполняет следующие функции:
Роль твёрдого знака не так широка. Он выступает только как разделитель между согласными и смягчающими гласными Е, Ё, Я, Ю (объект, подъём, подъюбник, двухъярусный).
Буква с интересной историей Ё употребляется обычно в специальных текстах: школьных учебниках, орфоэпических текстах, словарях. Также Ё ставят в малоупотребляемых и неизвестных большому кругу читателей текста словах, названиях и именах (филёр) и для выделения правильного прочтения слова (вЁдра вместо ведрА). Появилась буква в языке в конце XVIII века.
Таков порядок использования букв при написании слов. Характеристика букв должна дать общее представление о звуках, с ними соотносящихся.
Отличие согласных и гласных звуков
Звуки — то, что невидимо, но произносимо и слышимо. Так как звуков больше, чем самих букв, количество букв и звуков в слове часто не совпадает, например, если записать транскрипцию слова «ест»: [й’эст] — 3 буквы, 4 звука. Звуки делятся на согласные и гласные. При их произношении воздух натыкается на препятствие. Согласных звуков всего тридцать шесть, они делятся на глухие и звонкие, твёрдые и мягкие. Глухие представляют собой создаваемый движением воздуха шум, звонкие включают ещё и голос. Среди них можно выделить списком пары:
Кроме них, есть звуки и без пар. Это постоянно глухие Х, Ц, Ч, Щ и постоянно звонкие й, л, м, н, р. Звуки Ц, Ж, Ш всегда твёрдые, а Ч, Щ, Й — всегда мягкие. Звуки Ж, Ш, Ч и Щ относятся к шипящим.
Гласных звуков насчитывается 6. Главный признак гласных звуков: при артикуляции, то есть их произнесении, голос не встречает затруднений на пути. Эти звуки произносят без смыкания губ и зубов, в отличие от согласных, их можно протянуть. Для удобства изучения существуют таблицы гласных букв и звуков. В них показано, чем отличаются гласные первого и второго ряда: Е, Ё, И, Ю, Я всегда смягчают предыдущую согласную в слове.
Примеры смягчения: гЕрой, лЁжа, изменИть, клЮч, октЯбрь. Гласные А, О, У, Ы, Э не смягчают согласные. Примеры: стрАнА, кОлОс, стУл, пЫль, мЭр. Я, Ю, Ы не пишут после Ш, Щ, Ч, Ж (шик, щука, часто, жираф). Это правило необходимо запомнить.
Артикуляция согласных и гласных сильно различается, поэтому спутать эти звуки сложно. Практика мягкого беззвучного выталкивания воздуха во время произнесения гласных помогает улучшить дикцию.
Гласные звуки
Часто люди ошибаются в написании гласных в слове, пользуясь принципом «что слышу, то и пишу». Другим, наоборот, кажется, что в слове может быть подвох, и на месте слышимой А точно должна стоять О. В большинстве случаев букву можно проверить нехитрым способом.
Основные виды
Обычные и йотированные, ударные и безударные — варианты того, на какие группы делятся гласные звуки. Если первые из первой группы (А, И, О, У, Ы, Э) имеют по одному звуку каждый, то вторые (Е, Ё, Ю, Я) — по два: ЙЭ, ЙО, ЙУ, ЙА. Двойной звук появляется в следующих случаях:
Йотированной может стать и буква И, когда она идёт после мягкого знака (мальчишечьи, лягушачьи, куньи).
Другая группа — ударные и безударные звуки. Для определения ударной буквы слушают, какой слог становится «верхним», то есть который выделяет интонация при произнесении слова. Сколько в слове гласных, столько и слогов, причём это правило работает и наоборот. Разбивка при переносе слова далеко не всегда совпадает с тем, как слова делятся на слоги, поэтому нужно быть внимательным при фонетическом разборе.
Способ проверки
Гласные отчётливо слышатся, если стоят под ударением. В положении, которое называется безударным, некоторые гласные могут различаться, например, в слове «щипать» гласная И звучит как Е. Чтобы определить, какую букву нужно поставить, используются проверочные слова. Для слова «щипать» проверочное слово «пощипывать». В ударном положении буква слышится чётко. Примеры: трЕпетать — трЕпет, рОзоветь — рОзовый, смИренный — смИрный. В некоторых случаях проверочного слова нет, как в словах «винегрет», «февраль». Такие слова необходимо запоминать.
Чередование гласных
Существуют слова, правописание гласных в корнях чередуется. Для их проверки существуют особые правила. Корни с чередующимися гласными:
В корне «-лаг-лог-» всегда стоит, если он не находится под ударением. В безударной позиции пишется «-лог-«. При этом корень «-лож-» пишется только через О. Примеры: полагать, залог, вложено. Корни «-лаг-лож-» никогда не употребляются без приставок, поэтому слова «ложить» не существует. В корне «-гор-гар-» без ударения всегда стоит А, без ударения пишется «-гар». Примеры: угореть, огарок.
В корне «-кас-кос-» всегда стоит О, исключением является случай, когда после корня идёт суффикс «-а-«, тогда пишется «-кас-«. Примеры: коснуться, касательно. В корнях «-раст-рос-ращ-» пишется О перед буквой С, А — перед СТ, Щ. Примеры: вырастил, взращивать, рослый. В корне «-зар-зор-» буква О ставится только под ударением. Примеры: зорька, озарилось.
В «-плов-плав-плыв-» необходимо обратить внимание на ударение. Без ударения пишется А, с ударением — О. Если слово образуется от глагола «плыть», ставится Ы. Примеры: плавал в озере, пловчиха, плыл по реке. Что касается «-мок-мак-моч-«, то здесь ситуация такая же, как и с «-равн-ровн-«: в значении «впитывать что-то жидкое» пишут О, если в жидкое что-то погружается — А. Примеры: промокнуть от брызг, макнуть в кофе.
Изучение русского языка — захватывающее приключение, и тот, кто осилит его гласные как необходимый минимум, может не бояться дальнейших трудностей. Тогда язык станет океаном, по которому можно плыть, не только радуясь общению с другими людьми, но и встречая на своём пути прекрасные произведения разных эпох.
Русский язык. 2 класс
Конспект урока
Русский язык. 2класс
Урок 43. Как определить гласные звуки? Какими буквами на письме обозначаются гласные звуки?
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1) Определение гласного звука;
2) Буквы, обозначающие гласные звуки.
Гласный звук – это звук, который состоит только из голоса; при его произнесении воздух проходит через рот свободно, без преград; этот звук образует слог.
Буква – графический знак звука.
Основная и дополнительная литература по теме урока
1. Канакина В. П., Горецкий В. Г. Русский язык. Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018. – С. 89-90.
2. Канакина В. П. Русский язык. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение, 2018.
Открытые электронные ресурсы по теме урока
Канакина В. П. и др. Русский язык. 2 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. Ссылка для скачивания: http://catalog.prosv.ru/attachment/ca950bac-d794-11e0-acba-001018890642.iso
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Воздух без преград идёт.
Цветом выделяют красным,
Значит, звук зовётся гласным.
2. Слово «гласный» образовано от устаревшего слова глас, что значит голос. Гласный звук состоит из голоса.
3. В русском языке 10 гласных букв, а гласных звуков только 6. Возникает вопрос: «Как это может быть?» Среди гласных есть особые буквы: е, ё,ю, я.
4. Эти особые буквы могут обозначать один звук или два звука. Например:
буква я обозначает один звук [а] в слове мяч и звуки [й’а] в словах якорь, моя, воробья;
буква ё обозначает один звук [о] в слове мёд и звуки [й’о] в словах ёжик, поёт, льёт;
буква е обозначает один звук [э] в слове лес и звуки [й’э] в словах ель, поесть, пьеса;
буква ю обозначает один звук [у] в слове люк и звуки [й’у] в словах юбка, пою, пьют.
1. Обозначают мягкость согласного звука и один гласный звук, если стоят после согласной буквы.
2. Обозначают два звука, если стоят:
– после гласной буквы;
5. Гласные буквы можно разбить на две группы: буквы, указывающие на твёрдость согласного звука и буквы, указывающие на мягкость согласного звука.
6. Гласные образуют слог. Например, в слове осень два слога: первый слог «о», второй – «сень».
7. Подведём итог – проверьте, все ли сведения о гласных звуках и буквах правильно запомнились.
Если утверждение, по вашему мнению, верное – отвечайте «да».
Если утверждение, по вашему мнению, неверное – отвечайте «нет».
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание. Группы букв.
Разделите буквы гласных звуков на две группы
Подсказка: Помните, что есть 4 особые буквы гласных звуков.
Задание. Гласные в слове.
Вставьте на место гласных звуков буквы, их обозначающие: