Как видели себя англичане чем гордились
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились? 2. Что изменилось в положении сословий
1.Нация-общность людей возникшая на общей территории, говорящая на общем языке,проявляющаяся в общих культурных ценностях.
Англичане,французы,немцы,итальянцы видели себя «слитками»(элитой) европейского общества.
Они гордились своей историей,своими родовыми корнями.
2.Дворяне получили ещё больше привилегий.
3.Политика просвещенного абсолютизма нужна для устранения остатков средневекового феодального строя в пользу отношений в рыночной форме.
4.Наиболее плотно реформы абсолютизма были реализованы в Пруссии.
Вторая Мировая война была самой кровавой, масштабной и разрушительной в истории человечества. Если в первой мировой войне участвовало 36 государств с населением 1 050 млн. человек, то во второй мировой войне − 61 государство с населением 1700 млн. человек, т. е. около 80% всего человечества. Человечество уплатило войне и породившей ее империалистической системе чудовищную дань − 50 млн. погибших. Это в 5 раз больше, чем в первую мировую войну. Миллионы людей остались калеками, вдовами, сиротами.
Вторая Мировая война, продолжавшаяся шесть лет, закончилась полным военным разгромом фашистских агрессоров. Решающую роль в достижении этой победы сыграл Советский Союз − основная сила антифашистской коалиции. Советские Вооруженные Силы в течение войны разгромили 507 немецких дивизий и 100 дивизий сателлитов Германии. Союзники же разгромили не более 176 дивизий. В войне против СССР Германия лишилась 10 млн. человек, что составило 3/4 ее общих потерь во Второй Мировой войне. Были также разгромлены и пленены 49 дивизий и 27 бригад сухопутных войск, крупные силы авиации и флота империалистической Японии.
Советский Союз на протяжении длительного времени фактически один на один вел ожесточенную борьбу с фашистскими агрессорами. Это единоборство с самого начала приобрело форму острого классового столкновения двух общественных систем − капитализма и социализма.
Особенности британского менталитета
Чтобы свободно разговаривать с англичанами, недостаточно хорошо говорить на английском языке. Важно также знать британскую культуру и менталитет. Если не учитывать особенности национального характера, разговор с англичанином может показаться грубым или неуместным. Нужно хорошо представлять себе, что и когда стоит говорить и как при этом необходимо себя вести.
На самом деле большинство из нас имеют представление о британском менталитете исходя из типичного образа англичанина – чопорного, вежливого и невозмутимого. Но насколько эти характеристики правдивы? И в чем именно они заключаются? Давайте получше узнаем характер англичан. Вот список из их основных особенностей.
Вежливость
Вежливость проявляется и в поведении. Англичане не толпятся, пытаясь первыми попасть в вагон метро. Они не стараются занять чужое место или ни за что не влезут без очереди. По правилам вежливости они не разговаривают громко в общественных местах. В метро, например, чаще всего молчат, даже если едут с другом или компанией.
Английскую вежливость называют «отрицательной» или «пассивной». «Активную» вежливость, которая предполагает проявление заинтересованности в другом человеке, англичане считают навязчивой. Они полагают, что вежливо не вмешиваться в жизнь других людей. Это связано еще с одной особенностью менталитета – особым отношением к личным границам.
Личные границы
Британцы трепетно относятся к частной жизни. У них есть строгие правила соблюдения личных границ. Во-первых, англичане следят за своими и чужими физическими границами. Например, они не подходят к людям слишком близко, всегда интуитивно выдерживая определенную дистанцию. С незнакомыми людьми эта дистанция составляет от 1 до 4 метров, с незнакомыми собеседниками – не больше 85 см. При общении с друзьями допустимо подходить на расстояние 45 см. Эти цифры примерно в 1,5 раза больше, чем в России. Это очень заметно по тому, как британцы стоят в очереди, располагаются в лифте, рассаживаются в общественном транспорте. Они всегда держат дистанцию.
Физическая дистанция выражается также в прикосновениях. Даже среди очень близких людей не принято часто дотрагиваться, обниматься и целоваться. Считается неприличным дотрагиваться до другого человека своим телом: поэтому в вагоне метро англичане прокладывают путь через толпу с помощью рук. Прикосновения к руке или плечу считаются нормальными, остальное – нарушение личных границ.
Во-вторых, у англичан есть строгие границы частной жизни. Англичане настолько уважают личные границы, что никогда не входят в комнаты своих детей без стука. Задавать личные вопросы считается нарушением. Англичане не проходят в гостях дальше гостиной и не показывают свой дом гостям: это частная территория. Знакомиться без повода, спрашивать имя собеседника без важной причины – тоже нарушение границ. Заводить разговор с незнакомым человеком нежелательно, максимум – можно позволить себе small talk о погоде, если ситуация это допускает.
Самообладание
Типичный образ чопорного английского джентльмена, в любой ситуации сохраняющего самообладание, возможно, немного устарел. Вполне можно встретить эмоциональных и неспокойных британцев. Тем не менее, знаменитая невозмутимость англичан – не миф, а важная особенность менталитета. Невозмутимость – одна из самых достойных черт характера, по мнению британцев.
Самообладание заключается в том, что человек не должен слишком явно показывать свои эмоции. И неудачу, и успех, и горе, и радость нужно встречать с внешним, а желательно и с внутренним спокойствием. Чрезмерная эмоциональность, раскованное поведение, открытое проявление чувств на людях осуждаются. Страх, боль, холод и голод нужно самоотверженно терпеть, оставаясь внешне невозмутимым.
Иностранцы не понимают, зачем скрывать свое состояние за маской и считают эту особенность лицемерием. Это не совсем справедливо. Дело не в том, что англичане боятся чужого мнения или привлечения внимания. Основная причина такого поведения, которое воспитывается с детства и становится неотъемлемой частью менталитета, это забота об окружающих. Они не хотят доставлять неудобства другим людям своими эмоциями – это еще одно последствие английской вежливости.
Консерватизм
Англичане консервативны по сравнению с другими нациями – это тоже не преувеличение. Конечно, не все и не до крайности. Есть британцы с нестабильным характером, есть совершенно не консервативная молодежь, есть много новых и модных течений. Но в целом и в среднем англичане не любят изменения и ценят традиции. Они едят одну и ту же традиционную английскую еду на завтрак, обед и ужин, ходят в один и тот же паб, любят знакомые предметы обстановки и антиквариат, ценят порядок и дисциплину. Ремонт в доме для них означает не смену мебели и декора, а реставрацию.
Англичане тяжелы на подъем, им не свойственна спонтанность. Они почти никогда не решают ничего внезапно. А любые крупные дела планируют за несколько недель или месяцев. Они записываются к зубному врачу не на следующую неделю, а через два месяца. Отпуск планируют за год, а крупные события – свадьбы и юбилеи – за пару лет.
Стабильность в характере англичан способствуют сохранению стереотипного английского менталитета, ставшего известным на весь мир с викторианских времен. Хотя в стране произошло много перемен и до сих пор изменения постоянно продолжаются, основные черты – вежливость, самообладание и тот же самый консерватизм.
Особенное чувство юмора
Чувство юмора выделяется среди других особенностей британского менталитета тем, что англичане его считают своим основным достоинством. Они гордятся своим чувством юмора – не только наличием, но и его спецификой, отличиями по сравнению с другими нациями. И их юмор действительно особенный. Во-первых, часто его сложно вообще заметить. Во-вторых, даже если вы заметите, что англичанин сказал что-то смешное, то необязательно поймете юмор. И в-третьих, некоторые шутки могут вас задеть или уязвить, если вы не привыкли к такому юмору.
Между близкими людьми допустимо язвительное чувство юмора с саркастичными насмешками и ироничными замечаниями. Непосвященные люди из других стран могут счесть такие шутки оскорбительными. Но для англичан это демонстрация мастерства в остроумии. Они могут подкалывать друг друга, совершенно не обижаясь.
Отношение к классовому разделению общества
В Великобритании общество строго разделено на классы, и особенности классового разделения стойко закреплены в сознании англичан. Каждый человек принадлежит к определенному классу в зависимости от происхождения родителей и воспитания. Классовая принадлежность – важная информация о человеке в Великобритании.
Переход из одного класса в другой в Великобритании очень затруднен, в отличие от США. Это возможно только через поколения – по расчетам ученых, на это нужно целых 10 поколений! Межклассовые браки – огромная редкость. Конкретный человек не может выйти за пределы своего класса, как бы он ни старался – ни богатство, ни влияние, ни профессия это не изменят.
Манеры, вкус, привычки и другие показатели класса невозможно устранить или замаскировать. Как невозможно поменять свое школьное и университетское образование – а это очень важный показатель класса. Также показателями класса являются акцент, профессия, связи и даже почтовый индекс. По одному индексу об англичанине можно узнать очень многое, поэтому при знакомстве или описании какого-либо человека британцы часто упоминают место жительства вместо профессии.
Если англичанин захочет все-таки повысить класс своих детей или внуков, для этого нужно приложить огромные усилия. Но почти никто так не делает – англичан из любого класса все устраивает. Много денег можно заработать и в низшем классе, а получать непрактичное дорогое образование, менять привычки, учиться другому диалекту, носить непривычную одежду и общаться с неинтересными для себя людьми никто не стремится.
Экономность
Англичане бережливы. Даже при хорошем достатке они экономят на том, на чем русским не приходит в голову экономить. Это их привычка и особенность национального характера.
Британцы экономят воду. Например, они не умываются под струей воды, а набирают воду в раковину. Так же они моют посуду: набирают воду, намыливают всю посуду и только потом быстро смывают под струей. Экономят и на отоплении: зимой топят мало или почти не топят. Англичане спят под теплыми одеялами с грелками, и их это устраивает.
Англичане покупают только качественные и надежные вещи, которые стоят достаточно дорого. Это тоже способ экономии – такие вещи долго служат, не приходится часто делать покупки. Это касается и одежды, и техники, и других предметов.
Вопросы по истории 8 класс учебник Юдовская, Баранов параграф 3
Вспомните, когда появились национальные государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нация- это определённая человеческая общность, которая объединена общей для всех землёй, язык общения внутри этой общности идентичен, культурные ценности этого народа имеет одинаковый смысл и значение.
Англичане, французы, немцы, итальянцы представляли себя, как верхушка всего европейского общества. Они считали себя более развитыми и крепкими в плане национального достоинства. Предметом их гордости являлась многовековая история их наций и древние корни их родов.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Дворянство и духовенство в 18 веке получили ещё большее количество привилегий. Эти два сословия и раньше не бедствовали, но в период экономического подъема в Европе они обрели ещё более выгодное положение. Сословием торговцев в условиях подъема экономики постепенно перерождалось в буржуазное сословие. Ничего не изменилось лишь в положении крестьян и мелких ремесленники. Они по-прежнему зависли от дворян, а также находились в их подчинении.
3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
Политика просвещённого абсолютизма в 18 веке была нужна для модернизации и развития европейских стран. Благодаря ей было покончено с феодализмом, свойственным средним века. Европа была направлена на капиталистический тип развития экономики. Монархи ведущих европейских держав издавали новые законы которые помогали развиваться их странам. Повсеместно проводились реформы, оптимизирующие управление в соответствии с просветительскими учениями того времени. Стабилизировалось внутреннее положение общества в странах. Бунты и возмущения предотвращались. В ряде новых целей достижения для общества стояли всеобщее равенство, право владеть частной собственностью, свобода членов общества, неприятие любых форм насилия.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Пруссия стала страной, в которой в наиболее полной мере были реализованы реформы просвещённого абсолютизма.
1. Что послужило причиной складывания наций?
Возможно, потому что в народах было слишком много членов общества, вот они и решились разбиться на большие группы, то есть на нации.
2. Каковы были последствия этого явления?
Все стали организовывать свои законы и правила, стали общаться на разных языках.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
В национальных государствах, все общаются на одном языке, у каждого жителя своей нации свои государственные законы и правила, а раньше, все общались на одном языке, у них не было правил, раньше были родовые общины, в которых жили только близкие и дальние родственники.
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
Как видели себя англичане чем гордились
Подробное решение параграфы § 3 по истории для учащихся 8 класса, авторов Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 2019
Вспомните, когда появились национальные государства.
В 16 — 17 вв. в рамках абсолютистских государств, имеющих чёткие национальные границы, одну государственную религию, один язык и общую культуру, традиционные занятия населения, складываются централизованные национальные государства.
1. Что такое нация? Как видели себя англичане, французы, немцы, итальянцы? Чем гордились?
Нацией принято называть историческую общность людей, объединённую — в зависимости от страны — общей историей, культурой, языком, верой, территорией, правителем и т. д.
Английская нация — одна из самых старых в Европе. Её становлению способствовал ряд факторов: Столетняя война, возникновение англиканской церкви, вера в то, что англичане — это избранный богом народ. В XVIII в., когда Англия, Уэльс и Шотландия объединились в Великобританию, англичанам пришлось привыкать к тому, что они лишь часть нового королевства, и учиться им гордиться. Ставшая широко известной английская патриотическая песня (1740) во многом отражала их мироощущение: «Правь, Британия, морями и волнами! Англичанам никогда не быть рабами!» Англичане прославляли свои язык и культуру, научные достижения и успехи в торговле.
Французская нация формировалась в тесной связи с понятиями «государство» и «родина». В годы Столетней войны возникло представление о том, что все французы должны любить свою страну и подчиняться своему государю.
Итальянцы видели себя наследниками Древнего Рима, жителями единой Италии, которой только предстоит вновь возникнуть на географической карте, возродиться. Они гордились своим культурным превосходством.
В раннее Новое время сформировалась мысль о превосходстве немецкого языка как самого древнего и самого богатого. Немецким национальным характером считали особый набор существовавших с древности моральных качеств — простоту, чистоту, верность, мужественность.
2. Что изменилось в положении сословий в XVIII в.?
Дворянство, которое составляло всего несколько процентов населения, оставалось самым влиятельным сословием, видевшим своё предназначение в службе государю, прежде всего военной. Как правило, именно дворяне занимали ключевые посты в государстве, из них формировался офицерский корпус.
Однако появлялось и немало нового. Вследствие революции цен провинциальное дворянство повсеместно сталкивалось с финансовыми трудностями. Переход к бюрократии отодвигал его от управления на местах, приход капитализма в деревню разрушал традиционный сеньориальный порядок. Желая пополнить казну, государство во многих странах начинало отменять налоговые привилегии дворянства, но одновременно, стали разрешать дворянам заниматься предпринимательством.
В положении духовенства в XVIII в. изменилось немногое. А вот в третьем сословии верхний слой, буржуазия — городское непривилегированное население, не занимающееся физическим трудом, — богатела за счёт активизации торговли, развития мануфактур, а затем и фабрик, а на селе — за счёт капиталистической аренды. Во многих европейских странах она стремилась к приобретению земли, которая позволяла вести «благородный» образ жизни.
Увеличивалось и число бедняков. Разоряясь, крестьяне превращались в наёмных работников на селе или перемещались в города, где пополняли число слуг.
3. Для чего была нужна политика просвещённого абсолютизма?
В большинстве европейских стран происходит соединение идей Просвещения и абсолютизма. Европейские монархи осознавали необходимость модернизации экономической и политической системы общества. Однако стремление к увеличению налогов и распространению их на все сословия, к унификации подвластных им территорий, к построению эффективного государственного аппарата наталкивалось на сопротивление традиций: традиционных общественных институтов и форм пополнения казны, традиционных сословий и земельных отношений. На помощь монархам пришли идеи Просвещения, провозглашавшие отказ от традиций.
Просветители призывали к свободе, и просвещённые монархи не ограничились одной лишь свободой вероисповедания. Выводя народ из — под опеки церкви, проводя в жизнь идею верховенства закона, ограничивая власть сеньоров, просвещённые монархи способствовали развитию свободы личности. Во многих странах отменялись те нормы и институты, которые противоречили идее политической и экономической свободы: в Дании, Франции, Флоренции упразднили средневековые цеховые корпорации, в Швеции и Саксонии ввели свободу торговли, в Дании была отменена цензура. В наследственных землях Габсбургов и на Сицилии отменили крепостное право, в Дании помещикам запретили физические наказания крестьян, создали независимые от помещиков суды. Многие реформы были направлены на просвещение народа, развитие образования и культуры. В Пруссии и Баварии появились академии наук, в Австрии были созданы начальные школы, а средние и высшие учебные заведения полностью переходили под контроль государства. Итогом реформ просвещённого абсолютизма стала модернизация государственных институтов и экономики, укрепление государственной власти, усиление централизации, во многих странах они способствовали экономическому и культурному процветанию.
4. В какой стране реформы были реализованы наиболее полно?
Реформы были реализованы наиболее полно в Пруссии.
Активнее всего эти реформы проходили в наиболее отсталых странах.
1. Что послужило причиной складывания наций?
Для многих европейских государств одной из важных проблем было отсутствие внутреннего единства. Исторически они складывались как ряд территорий, объединённых в результате браков, присоединений, завоеваний — на совершенно разных условиях и нередко с сохранением прежних прав, вольностей, представительных органов. Жители этих провинций ощущали свою историческую и культурную обособленность. Порой изначально разные страны объединяла только личность монарха: так, к примеру, складывалась Испания. И всё же в ряде стран к XVIII в. появился мощный объединяющий фактор — национальное самосознание: их население постепенно осознавало себя единой нацией.
2. Каковы были последствия этого явления?
Складывались европейские нации: английская, французская, немецкая, итальянская. Складывались они по — разному, для одних важнее оказывалась единая вера, для других — единый правитель, у третьих возникало представление об особом национальном характере. Таким образом, народы могли иметь разную веру и при этом считать себя нацией или иметь одного монарха, но относить себя к разным нациям.
3. Чем национальное государство отличается от существовавшего до него? Запишите ответ в тетради в виде таблицы.
4. Используя Интернет и другие источники, подготовьте рассказ о реформах просвещённого абсолютизма в одной из стран.
Реформы просвещенного абсолютизма в Пруссии и Австрии и в других немецких государствах
В 50 — 80 — е годы XVIII в. почти вся Европа была охвачена движением за реформы. Как уже отмечалась, в немецких государствах царили идеологические концепции Просвещения, которые были востребованы политикой просвещенного абсолютизма. Австрийский вариант просвещенного абсолютизма — йозефинизм — отличается безоговорочным приоритетом практики над теорией.
Начало реформ просвещенного абсолютизма в Пруссии относится к 1740 г., когда на престол вступил Фридрих II (17401786), вошедший в историю под именем Великого, философ, литератор, оставивший после себя 30 — томное литературное наследие. Фридрих рос под влиянием французской образованности и прусского милитаризма. Любовь к французской философии и литературе в какой — то момент настолько овладела юным принцем, что в 1730 г. он попытался бежать из Пруссии в Англию. Попытка закончилась неудачей, его чуть не отстранили от наследования престола, сослали в крепость Кюстрин, где Фридрих на собственном опыте познакомился с жесткостью прусской бюрократической машины.
Первые реформы Фридриха II вызвали в Европе сенсацию. Казалось, что в Пруссии началась новая эпоха: было объявлено о восстановлении Академии наук, отменялась цензура, устанавливалась веротерпимость. Но в королевстве сохранился культ армии, которая занимала третье место по численности в Европе, и на нее расходовалось от 70 до 80 % бюджета страны. Фридрих Великий вел две войны: за австрийское наследство (1740 — 1748) и Семилетнюю (1756 — 1763). Он сам был первоклассным полководцем. В плане приращения территории королевства особенно удачной была первая война, в результате которой Пруссия обрела Силезию.
Но там, где не затрагивалось существо Старого порядка, Фридрих Великий охотно вступал на путь, указанный философами XVIII в. В области экономики он продолжал проводить меркантилистскую политику: ввозимая готовая продукция облагалась высокими таможенными пошлинами, а после Семилетней войны был запрещен импорт около 500 наименований товаров. О свободе предпринимательства говорить не приходится: продолжалась мелочная опека мануфактур, общепрусский рынок создан не был.
Затронуты были реформами просвещенного абсолютизма Бавария и Саксония. Принципы Просвещения стали востребованными в Баварии после неудачной Войны за австрийское наследство, а в Саксонии — после Семилетней войны. В Саксонии была введена свобода торговли, отменены монополии, проведена перепись населения, упорядочена деятельность администрации, обновлены школы и академии. В Баварии заинтересованность реформами выказывал курфюрст Максимилиан III. Были проведены финансовая реформа, перепись населения, разработаны и приняты гражданский и уголовный кодексы, создана Баварская Академия наук, но принципы естественного права нигде в полной мере осуществить не удалось.
Многие германские правители, отдавая дань модным веяниям, становились покровителями сельского хозяйства, ремесел, торговли, образования. Просветительские реформы начались в 40 — е годы и в державе Габсбургов. Здесь они отличались особым размахом и последовательностью.
Война за австрийское наследство обернулась для Габсбургов не только потерей Силезии: она выявила плачевное состояние Австрии. Королева Мария Терезия (1740 — 1780) с энергией взялась за восстановление международного престижа страны. Она была настроена решительно, заявляя, что отдаст последнюю юбку, но вернет Силезию. Добиться этого так и не удалось, но Мария Терезия начала целую серию важных внутренних реформ. Страна была разделена на 37 военных округов и на основе списков населения была введена пожизненная служба в армии. В рамках финансовых преобразований устанавливался всеобщий подоходный налог, вводился подушный налог, размер которого определялся в зависимости от размеров имущества. Предпринимались усилия для упорядочения денежного обращения, а в 1760 г. впервые были напечатаны бумажные деньги. Реформа государственного аппарата усиливала централизацию и упорядочивала системы учета и контроля. Произошло отделение юстиции от администрации и политических дел, учреждался высший орган правосудия. Мария Терезия проводила протекционистскую политику: она поддерживала мануфактурное производство и разрушала цехи, запретив в 1755 г. создавать новые цехи и разрешив выход из них.
Просветительские тенденции переплетались со стремлением не допустить свободомыслия в духовной жизни. В 1752 — 1757 гг. из Верхней Австрии были изгнаны протестанты. Одновременно королева усилила давление и на католическую церковь, введя предварительную цензуру на папские указы и оттеснив иезуитов от руководства университетами, что позволило прийти туда ученикам Лейбница и Вольфа. Официально протестанты были допущены в университеты в 1778 г. Но реформа университетского образования предусматривала также назначение монархом профессоров, а вместо избираемого декана — директора как контролера. Никак не была ограничена цензура и в области печати. Среди запрещенных книг в 1750 г. значилось и произведение Монтескье «О духе законов». Но по мере ослабления влияния иезуитов все меньше запретов оставалось в области печати.
В 1764 г. последние иезуиты были изгнаны из Австрии. Официально Папа распустил этот орден в 1773 г., тогда же он был запрещен и в Австрии. В 1774 г. был принят закон о школьной реформе: в городах и селах открывались начальные школы, которые финансировались государством.
Император Священной Римской империи германской нации Иосиф II занимал австрийский престол с 1780 по 1790 г. В историю этот период вошел как «бешеное десятилетие», а сам монарх — как «революционер на троне». Иосиф II с большим пиететом относился к французским просветителям, он проникся идеями физиократов, хотя и от принципов меркантилизма также не отказывался.
Объективно реформы Иосифа II усиливали роль государства, но для короля это не было самоцелью. Он полагал, что только с помощью сильного государства может быть проложен путь к идеалам Просвещения. В первую очередь король стремился освободить церковь от папства и усилить роль государства в церковных делах. Эта политика привела в итоге к утверждению в Австрии йозефинизма. 13 октября 1781 г. был принят патент о веротерпимости, который отменял различия в гражданских и политических правах между католиками и некатоликами. Но права других церквей не приравнивались к католической: лютеранам, кальвинистам, православным разрешалось открывать церкви только там, где их было больше 100 человек: их церкви должны быть без колоколов и без входа с улицы. В отношении сект Иосиф проявлял строгость. Некоторые права были предоставлены евреям: им разрешили заниматься ремеслом и поступать в университеты.
Король стремился освободить католическую церковь от внешних влияний. Все монахи подлежали надзору австрийских епископов, права монастырей были ограничены, запрещен постриг лицам, не достигшим 24 лет, а также тем, кто не имел свидетельства об окончании нормальной школы. Указ от 12 января 1782 г. положил начало секуляризации монастырей, в которых монахи не занимались полезным трудом. На основании этого указа в Австрии было ликвидировано около 400 монастырей, казна получила недвижимость и наличные деньги. Этот указ — проявление компромисса, который в итоге был скорее выгоден государству.
Идеалом для Иосифа II являлось французское унитарное государство, и он стремился превратить габсбургскую монархию в централизованное государство с единой нацией, поэтому хотел уничтожить все остатки сепаратизма не только в собственно австрийских землях, но и в Чехии, и даже в Венгрии. Он отказался признавать Чехию и Венгрию отдельными королевствами, приказал доставить их короны в Вену, где Иосиф и короновался. За годы его правления государственное собрание Венгрии не созывалось ни разу. В 1782 г. в Австрии были упразднены 12 земель и вместо них создано 6 земель, в 1785 г. вся Венгрия была поделена на 10 округов с королевскими комиссарами во главе, такая же реформа осуществлена в австрийских Нидерландах (Бельгии). С 1 октября 1788 г. запрещался созыв сословных ландтагов, исключение допускалась только в случае получения специального разрешения.
Вершиной настойчивой централизаторской политики Иосифа II являлся декрет от 18 мая 1784 г., который обязывал вести все делопроизводство на немецком языке, а все чиновники должны были до 1 ноября этого же года научиться языку. С 1787 г. немецкий стал языком преподавания в средней и высшей школах, хотя сам Иосиф II предпочитал для общения и чтения французский язык. В интересах централизации было реформировано высшее государственное управление. Число членов Государственного совета уменьшилось до четырех, укреплялась полиция, вырос бюджет тайной полиции, хорошо оплачивалась тайная агентура. В 1789 г. было создано министерство полиции, которое стало полностью бесконтрольным.
Как просвещенный правитель Иосиф II постарался смягчить цензуру, был пересмотрен каталог запрещенных книг: если при Марии Терезии в нем было 4476 названий, то в новом — всего 900, в том числе некоторые произведения Юма, Вольтера, Гете, Клопштока, Мирабо, Лессинга. Запрещалась порнографическая литература, книги, содержащие различные предрассудки, колдовство, а также атеистическая литература. В 1786 г. было разрешено печатание книг без предварительной цензуры и тогда же исключено из каталога запрещенных книг произведение Гете «Страдание юного Вертера».
Просветительская политика распространялась в основном на начальную и среднюю школу. Иосиф II ввел обязательное семилетнее образование. Если кто — то из подданных отказывался посылать своих детей в школы, то был вынужден платить двойной налог на образование. Все школы были государственными, частные и общественные учебные заведение закрывались. К концу правления Иосифа II школы посещало 208588 детей из 730000, больше, чем в любом другом государстве того времени. В школах запрещалось применять розги. К высшим учебным заведениям Иосиф II относился с опаской, а интеллигенции не доверял. Король полагал что университеты — это учебные заведения для подготовки чиновников, а не научные центры. Поэтому были закрыты все университеты за исключением двух — Венского и Пражского, остальные — превращены в лицеи.
В социально — экономической области яркая страница правления Иосифа — отмена крепостного права. 1 ноября 1781 г. отменялась крепостная зависимость крестьян в Чехии, Силезии, Галиции, позже его действие распространялось на Штирию, Каринтию, Крайну, Венгрию, Трансильванию. Закон объявлял крестьян подданными монархии, что означало выход их из подчинения дворянству. Дворяне проявили недовольство, особенно в Трансильвании, где в 1784 г. вспыхнуло восстание, но потерпело поражение. В 1789 г. барщина была заменена денежной компенсацией землевладельцу. Крестьяне стали свободным сословием: они могли уходить в город, заниматься ремеслом, заключать сделки, вступать в брак. Однако выкуп земли осуществлялся только по договоренности с помещиком. Эти реформы серьезно затрагивали интересы дворянства, но высшие сановники не пострадали.
Просвещенная политика Иосифа в области образования, церкви имела огромное значение для истории всей Европы. Объективно его реформы вдохнули новые силы в государственные структуры габсбургской монархии, но после смерти «революционера на троне» плавно сошли на нет.
В целом, политика просвещенного абсолютизма в Австрии, Пруссии и других германских государствах дала серьезный толчок социально — экономическому, политическому и культурному развитию. Однако ее результаты оказались недостаточно масштабны, чтобы предотвратить угрозу государственному суверенитету в период наполеоновских войн.
5. Сравните реформы просвещённого абсолютизма в различных странах.
Основные реформы, которые были общими для европейских стран:
реформа управления. В эти века многое изменилось в принципах управления государствами. Были созданы представительные народные органы. Они назывались по — разному, но все они были необходимы для ограничения королевской власти. Многие монархи Европы перестали быль самодержцами, их власть была ограничена властью представительных органов;
важную роль играла образовательная реформа. Получение образования стало более доступным. Власти необходимы были образованные рабочие и мастера. В условиях активной промышленной индустриализации именно квалифицированные рабочие становились главными фигурами на заводах.
Таким образом, были проведены реформы систем управления, изменения затронули армию и образование. Данные реформы изменили жизнь многих людей. Они сформировали принципы жизни европейцев, которые являются актуальными и сегодня.
Из книги аббата Э. — Ж. Сийеса «Что такое третье сословие?» (1789)
1. Как Сийес доказывает ненужность привилегированных сословий?
Автор говорит о том, что третье сословие выполняет девятнадцать двадцатых любой деятельности с той лишь особенностью, что на него возложено все, что есть в ней самого трудного и от чего отказывается привилегированное сословие. Одни только доходные и почетные места заняты членами привилегированного сословия. Привилегированные не только не приносят пользы народу, но ослабляют его и вредят ему.
2. Как вы считаете, к каким переменам в обществе призывал автор?
Кем желает быть третье сословие? — ставит Сийес вопрос и отвечает на него весьма скромно: «чем — нибудь». «Но в стране, где духовенство и дворянство составляли меньшинство, а буржуазия, которая, отождествляла себя со всем остальным «народом» и олицетворяла собою поэтому самое понятие «нации», исчисляла себя десятками миллионов, в такой стране и при таких обстоятельствах» это скромное «чем — нибудь» должно было в самом процессе борьбы измениться весьма решительно и замениться желанием быть «всем». Так оно и случилось.
Из текста императора Леопольда II «Изложение политических принципов» (1790)
1. Как Леопольд II в новых условиях видел права и обязанности государя?
Он считал, что государь есть лишь уполномоченный народа, он им поставлен и ему должен посвящать все свои заботы, труды и бдения; что каждая страна должна иметь основной закон или договор, заключённый между народом и государем, который ограничивает влияние и власть последнего; что если государь не держится закона, он фактически отказывается от своего места, которое было ему даровано при этом условии, и что ему больше не обязаны подчиняться; что исполнительная власть должна принадлежать государю, однако законодательная народу и его представителям, и что народ при каждой смене монарха вправе выставлять новые условия. Государь не вправе прямо или косвенно вмешиваться в суды гражданские и уголовные, определять их форму и наказания. Монарх должен каждый год давать народу точный отчёт об использовании общественных доходов и финансов.
2. Какие идеи эпохи Просвещения вы видите в словах императора?
— равенство всех людей не только перед богом, но и перед законами, перед другими людьми;
— исторический оптимизм — веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои.