Как вспомнить что забыл

Почему все жалуются на память и что с этим делать

Как вспомнить что забыл. Смотреть фото Как вспомнить что забыл. Смотреть картинку Как вспомнить что забыл. Картинка про Как вспомнить что забыл. Фото Как вспомнить что забыл

Советы

Видео

Вылетело из головы

Почему? Исследование показывает, что тут действует такой же механизм, как и при резкой остановке физического движения. Неожиданный стимул приводит в действие субталамическое ядро — скопление плотно упакованных нейронов, которые и прерывают ваш мыслительный процесс.

Что делать? Кратковременная память — ситуативный процесс, то есть он привязан к событиям, на фоне которых развивается. Чтобы вспомнить забытое, часто достаточно мысленно воспроизвести предшествующую последовательность событий или просто вернуться в место, где возникла первоначальная мысль.

«Где же мы с вами встречались?»

Бывает такое, что увидишь на улице человека и не можешь вспомнить, где его видел. Как же вспомнить, кто это и как его зовут? Как вспомнить человека, особенно малознакомого?

В первую очередь нужно напрячь память и постараться вспомнить, где именно вы его видели. Какие места ассоциируются с ним? Это даст возможность вспомнить, где именно вы его встречали.

Далее пытаемся определить, какие ассоциации у вас возникают с именем данного человека. Бывает так, что оно ассоциируется с тем или иным действием, событием, цветом и т. д. Кроме того, можно перебрать все буквы алфавита. Вполне возможно, что так вы вспомните, с какой именно из них начинается имя человека, а затем уже и вспомните его полностью.

Время для повторения

Перехитрить собственную память и не забывать информацию можно только при системном подходе. На повторение изученного материала необходимо выделять время. А лучше вести дневник повторений.

Обучение в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» оптимизирует нагрузки и высвобождает время для более качественного изучения материала. Самостоятельно или с помощью куратора вы сможете выстроить расписание так, что в нём будет время и на занятия, и на повторение.

Уроки в «Домашней школе Фоксфорда» ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ и других вузов. Занятия можно посещать онлайн или просматривать в записи. Последнее очень удобно для составления карточек. Ещё один плюс — домашние задания «Фоксфорда». Каждое из них представляет собой мини-тест. Их выполнение сразу после урока способствует лучшему пониманию и запоминанию темы вопреки кривой забывания Эббингауза.

Вспоминаем забытую информацию

Итак, прежде чем говорить о том, как вспомнить, куда положил вещь (а это самая распространенная из проблем), постараемся разобраться, как вспомнить любую информацию, которая нас окружает.

Как вспомнить забытую информацию? К примеру, вы учили материал на протяжении года, затем повторяли перед сдачей экзамена, но вот когда пришел момент отвечать – напрочь забыли все. Что же делать в такой ситуации? Постараться вспомнить. Для этого следует выполнить следующее.

В первую очередь вспомните, как именно вы учили данный материал – сидя за книгой, составляя конспект, слушая учителя. Постарайтесь как можно точнее воспроизвести этот момент в голове. В большинстве случаев этот прием помогает вспомнить забытое.

Кроме того, советуем вам расслабиться, подумать о чем-то другом. Довольно часто важная информация вылетает из головы именно из-за волнения, страха, неуверенности в своих силах.

Как запомнить раз и навсегда

Кривую забывания Эббингауза можно «сломать», если повторять информацию через определённые промежутки времени.

Допустим, вы выучили несколько английских слов. Как только вы закроете тетрадь, — процесс забывания будет запущен. Как его остановить? Повторять! Но не хаотично, а строго по схеме:

Внимание! Чтобы запомнить информацию раз и навсегда, важно именно «доставать» слова из памяти, а не подглядывать в словарь.

Для запоминания на более длительный срок можно использовать следующую схему:

В каких случаях при забывчивости необходимо обратиться к врачу

Далеко не всегда забывчивость является показателем серьезных нарушений в организме. Она может быть следствием банальной усталости или стресса. Если человек часто забывает слова в разговоре, имена своих близких и события пятиминутной давности, есть повод для обращения к врачу. Эпизодические пробелы в памяти патологией не считаются. С ними может столкнуться абсолютно каждый.

К врачу нужно обратиться в следующих случаях:

Проблемой нарушения когнитивных функций занимаются сразу несколько специалистов. Может потребоваться помощь терапевта, невролога или психиатра. Врачи назначают комплекс диагностических мероприятий, который поможет выявить причину пробелов в памяти, и подбирают курс лечения.

Вы не можете запомнить списки, номера или цитаты

Вы только что прочитали номер карты, потянулись вбить его на сайт для оплаты и — уже ничего не помните. Нет, это не признак слабоумия, а совершенно нормальное явление.

Почему? Потому что кратковременная память оперирует короткими блоками информации — от пяти до девяти элементов. А в номере кредитной карты цифр намного больше — целых 16.

Что делать? Разбивайте длинные последовательности цифр на короткие блоки по два-три элемента — так мы запоминаем телефонные номера.

Если это список дел или покупок, можно разделить их по категориям: кратковременная память заточена на структурирование информации. Можно придать блокам информации индивидуальность с помощью эмоционально окрашенных ассоциаций.

Например, разбить ВВП России на два фрагмента по три цифры и привязать к каждому запоминающийся визуальный образ. Чемпион по запоминанию Нельсон Дэллис проделал это однажды с числом Пи.

Тот же приём можно использовать для запоминания красивых цитат. Попробуйте превращать их в воображении в наглядные сцены и повторяйте ключевые слова вслух в разных контекстах: сочетание визуального и акустического кодирования даёт больше шансов перевести информацию в долговременную память.

Совершенствуйте творческие ности

В своей книге Цукияма пишет, что креативность — это умение комбинировать. Вы работаете с информацией, строите связи между новой и старой. Например, для генерирования идей нужно пополнять словарный запас, читать книги и думать, куда применить новую информацию.

Источник

Как быстро вспомнить то, что забыл: совет нейропсихологов

Как вспомнить что забыл. Смотреть фото Как вспомнить что забыл. Смотреть картинку Как вспомнить что забыл. Картинка про Как вспомнить что забыл. Фото Как вспомнить что забыл

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Как вспомнить что забыл. Смотреть фото Как вспомнить что забыл. Смотреть картинку Как вспомнить что забыл. Картинка про Как вспомнить что забыл. Фото Как вспомнить что забыл

Как вспомнить что забыл. Смотреть фото Как вспомнить что забыл. Смотреть картинку Как вспомнить что забыл. Картинка про Как вспомнить что забыл. Фото Как вспомнить что забыл

Как вспомнить что забыл. Смотреть фото Как вспомнить что забыл. Смотреть картинку Как вспомнить что забыл. Картинка про Как вспомнить что забыл. Фото Как вспомнить что забыл

Кажется невероятным, что мозг помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

В начале 2000-годов эксперимент повторили в более сложном варианте (Timothy F. Brady, Talia Konkle). Участникам надо было сделать выбор между двумя практически идентичными картинками: скажем, справа была фотография пачки пятидолларовых купюр, а слева – пачки долларовых; справа – зелёный вагон, а слева – красный вагон; справа – колокольчик с тонким языком, а слева – колокольчик с толстым языком.

Обнаружилось, что даже когда изображения различаются незначительными деталями, люди всё равно узнают почти 90% картинок.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Если вы окажетесь в Лондоне, обратите внимание на юношей на скутерах, у которых к рулю прикреплена карта города. Это не туристы, а будущие таксисты. Чтобы получить аккредитацию от города для управления общественным транспортом, они должны сдать сложный экзамен: найти кратчайший путь между двумя точками и назвать все достопримечательности, встречающиеся по пути. Чтобы подготовиться к тесту у молодых людей уходит от двух до четырех лет. В итоге они запоминают расположение и особенности дорожного движения на всех 25 000 улицах города. С такой впечатляющей картой в голове эти люди способны запомнить что угодно!

Источник

Как взломать свой мозг и вспомнить все, что вам нужно

Наша память – ещё та загадка природы. Мы почему-то помним самую ненужную информацию о тётках-скандалистках или мудаках из прошлого. Но забываем действительно важные и жизнеопределяющие вещи.

Было бы неплохо переустановить программу своей памяти. Например, студентам – чтобы быстрее запоминать выученное и не забывать в самый неожиданный момент, во время экзамена. Офисным и другим работниками – чтобы не восклицать в конце рабочего дня: «О, я же должен был это сделать именно сегодня! Как я мог забыть!» Короче говоря, мы все хотим улучшить свою «оперативную память», которая поможет преуспеть в жизни и чувствовать себя уверенными и спокойными.

Прежде, чем рассмотрим способы, с помощью которых можно взломать свой мозг, чтобы лучше запоминать и вспоминать, поговорим о том, что такое память, и как она работает.

Существует два типа памяти: кратковременная и долговременная. Кратковременная память является временным инструментом и служит для того, чтобы запоминать то, что следует сделать в определённый момент. Например, для того, чтобы запомнить номер телефона, который предстоит набрать. Зачастую, как только вы наберёте по памяти номер и позвоните – немедленно забудете эту комбинацию цифр.

Другое дело, долговременная память. Для того, чтобы информация (например, та же комбинация цифр) запомнилась надолго, её необходимо повторить, обработать или поместить в мозг, используя определённые приемы. Итак, как вы можете взломать свой мозг, чтобы легче запоминать информацию? А главное – без труда доставать её и использовать?

Условные рефлексы воспроизведения

Каждую секунду наш мозг достаёт со своего «архива» бесчисленное количество различной информации – под влиянием того, что мы собираемся делать и чувствуем. Мозг, как огромный софит в театре освещает воспоминания так, как будто мы эти события только что пережили. Буквально 15 минут назад.

Например, когда вы, сидя в кафе, вдруг услышали знакомую песню, и это вызвало у вас очень сильные эмоции (например, вспомнили свою первую любовь), то активизируются два участка мозга. Сначала тот, который реагирует на знакомую мелодию, а потом тот, что заставляет вспомнить человека, с которым вы встречались много лет назад. Даже если вы о нём и не вспоминали годами. Так это работает.

А вот в следующий раз, когда вы услышите знакомую мелодию – эти две области в мозге активизируются одновременно. Таким образом, мозг будет заставлять вас переживать моменты из прошлого вновь и вновь. Какая-то песня будет напоминать вам о любимом человеке, какая-то – о родителях, которых вы давно потеряли и скучаете, какая-то – о раннем утре, когда вы собирались в школу много лет назад…

Вот вам и ключ к тому, чтобы лучше запоминать информацию! Как говорят: «условный рефлекс воспроизведения» вам в помощь. Вы легко можете взять его на вооружение и тренировать свой мозг. Ведь наверняка читали об опытах над мышами, которые ассоциировали приём пищи со звучанием колокольчиков?

Итак, если вы готовитесь к экзамену и чувствуете, что от обилия информации в голове образовалась настоящая каша, сделайте следующее.

Позанимайтесь перед сном, а потом возьмите духи, которые непонятно каким образом очутились в доме, и вы ими никогда ранее не пользовались (то есть с ними не связаны абсолютно никакие воспоминания или ассоциации). Распылите их на себя, потом примите душ и отправляйтесь спать.

В следующий раз, когда вам опять придётся запомнить какую-то информацию для учёбы, опять нанесите на себя этот парфюм. Но, что особо важно: никогда не используйте эти духи в других ситуациях, кроме учёбы!

Теперь достаточно будет нанести на себя эти духи или одеколон перед экзаменом – и мозг «вспомнит всё».

Кстати, духи не единственный способ. Вы можете использовать жевательную резинку с определённым вкусом во время запоминания информации или растирать между пальцами гальку – это дело вкуса. Главное, чтобы этими мозговыми стимулами вы пользовались лишь для запоминания определённой информации.

Улучшение восприятия

Иногда условно-рефлекторная память не очень помогает. Тут всё индивидуально и зависит от многих вещей, даже от нашего настроя и веры в то, сработает ли данный метод.

И вот тогда на помощь приходит другой метод – работа над вашим восприятием. Она обязательно улучшит память!

Итак, как же работать над улучшением восприятия информации?

Начните с того, что обращайте внимание буквально на каждую, самую незначительную деталь, которая открывается вашему восприятию. Например, на какие-то знаки (даже если вы не можете их понять и расшифровать), цвета, запахи, звуки. Абсолютно всё, что можете заметить!

Затем спросите себя, что видели, попробуйте перебрать в памяти мельчайшие подробности, вспомнить каждую деталь, даже самую незначительную.

Не ленитесь: практикуйте подобные упражнения как можно чаще. Постарайтесь, чтобы это вошло у вас в привычку. Но одних только воспоминаний о том, что увидели недостаточно. Памяти это не поможешь. Так что эти занятия – лишь первый шаг.

Далее вам нужно учиться анализировать свои знания. Начинайте соединять в голове полученную информацию в поисках точек соприкосновения. Как всё выглядит в общей картинке, как связаны один вещи и явления с другими? Вам нужно научиться анализировать каждую информацию с точки зрения уже существующей карты происходящего. Искать связи, ассоциации, делать выводы…

Секрет эффективного запоминания очень простой: вещи, которые можно сгруппировать, намного легче достать из памяти. Поэтому ваше задание – подключать одну информацию к другой.

В конце концов, эта техника поможет вам вспомнить так много, что даже почувствуете себя ошеломлёнными. Ведь даже не подозревали, что так много всего обо всём знаете!

Применяйте знания на практике и передавайте другим

Обмен знаниями полезен не только для других людей, но и для вас в первую очередь. Согласно исследованиям учёных, лучше всего мы запоминаем ту информацию, которой поделились с другими.

Это как в анекдоте о молодом и неопытном учителе: «Объяснял классу новый материал трижды. В конце концов, даже сам всё понял!» Так что учителя так много знают о своих предметах не потому, что они все гении, а потому, что передают знания каждый день – из года в год.

Поэтому, что бы вы ни изучали, старайтесь всегда делиться приобретёнными знаниями с кем-то, кому это может быть интересно. Обсудите какие-то особо интересные или спорные моменты, убедитесь, что ваш собеседник понял, о чём вы говорите.

Это самый важный маркер: если вы можете передать свои знания кому-то другому – значит сами всё понимаете. А если вы всё понимаете, то помните и никогда не забудете.

Лучшие друзья памяти и заклятые враги

Какой из методов запоминания вы бы ни выбрали, как самый эффективный и оптимальный, не следует забывать о том, что существуют определённые обстоятельства, которые помогают запоминать, и такие, которые являются первыми врагами памяти.

Ваш самый верный помощник – это здоровый и полноценный сон. Дело в том, что самый большой объём информации передаётся из кратковременной памяти в долговременную именно во время сна. Таким образом, если хотите, чтобы вся информация, полученная за день, записалась – старайтесь спать не менее 7 часов в сутки. И, естественно, не пользоваться снотворными и не смотреть «ужастики» на ночь. Лучше выпить чашку ромашкового чая с мёдом – это и уснуть поможет, и успокоит.

Также следите за тем, чем питаетесь. Существует ряд продуктов, которые улучшают память. Это, в первую очередь, какао. Так что чашка горячего какао с молоком, шоколадка (в разумных пределах, конечно) или даже ложка какао-порошка – это то, что надо. Так что не забывайте пополнять запасы какао, если хотите иметь хорошую память!

А вот самый заклятый враг памяти – это стресс. Жизнь без стрессов, конечно, невозможна. Но убедитесь в том, что вы хотя бы боретесь с ними. Тут вам помогут спорт, медитация, встречи с друзьями, любимые книги и фильмы.

Учёба и работа – это очень важно, но старайтесь отдыхать при первой малейшей возможности и наслаждаться жизнью!

Новое видео:

Источник

Как вспомнить то, что забыл: эффективные способы

Каждый человек хоть раз в жизни забывал некое событие, имя старого знакомого или местонахождение конкретной вещи. Врачи, изучающие физиологию организма, объясняют это тем, что мозг сохраняет в своем активе только те воспоминания, которые постоянно используются или оказались наиболее яркими, значимыми для человека. Все остальные отправляются на хранение в своеобразную «базу данных» мозга: добраться до них при желании можно, но на пути к этому человек может столкнуться с неожиданными провалами. Как же человеку вспомнить то, что он забыл, и возможно ли это сделать самостоятельно?

Эффективные способы воскрешения воспоминаний

Психологи отмечают, что чаще всего человек забывает какую-то мелкую, незначительную информацию, которая в будущем может ему пригодиться. В таких ситуациях лучший способ воскресить воспоминания — сосредоточиться на событии. Необходимо вспомнить, как, при каких условиях человеку была сообщена нужная информация. Далее следует припомнить детали разговора, своего местонахождения. По этим ассоциативным связям мозг сумеет воскресить и все остальные детали.

Какие же еще способы воспроизведения забытых воспоминаний существуют?

Если человек не может вспомнить конкретное событие, но знает, что ему предшествовало, необходимо двигаться пошагово. Следует вспомнить, как начинался нужный разговор или день, когда произошло забытое событие. Далее человеку необходимо постепенно воскрешать мелкие события того дня, чтобы постепенно прийти к отгадке. В результате, решение проблемы будет найдено за короткое время.

Эффективный способ борьбы с такими провалами — это медитация. Спокойная, расслабляющая музыка, закрытые глаза и освобождение своего мозга от разнообразных воспоминаний — все это помогает человеку отвлечься от мешающих ему эмоций и событий. Подобная медитация может и не помочь в деле воскрешения воспоминаний, но зато всего за 10-15 минут избавит от стресса.

Некоторым людям помогает совершенно иной способ, а именно занятия активным спортом или танцами. Во время пробежки или бокса человек сосредотачивается на работе своего тела, а вот мозг продолжает обдумывать неразрешенную задачу. В результате, после изнурительной тренировки решение находится само, как по взмаху волшебной палочки.

Как в подробностях вспомнить то, что забыл, если это не дает покоя? Довольно часто забытая информация так мучает человека, что он буквально не может найти себе места. В таких ситуациях необходимо отвлечься, на время уйти от решения вопроса, уделяя внимание посторонним вещам. Такое отвлечение мозга срабатывает практически всегда, и уже через пару минут человеку приходит в голову нужное слово, потерянное воспоминание.

Источник

Как вспоминать забытое и находить потерянное

Илья Колмановский рассказал об исследовании нейробиолога Шарана Ранганата из университета Калифорнии, который выяснил, при каких обстоятельствах мы вспоминаем, где лежат потерянные нами вещи. Профессор Ранганат выдвигает гипотезу, что мозг вспоминает лучше, когда ожидает «награду»

Поделиться:

Нейробиолог из Университета Калифорнии (UC Davis), молодой подтянутый профессор Шаран Ранганат объяснил мне суть своей работы, опубликованной недавно в Proceedings of National Academy of Sciences одной фразой: «Я часто теряю в доме разные предметы, ключи например; начинаю лихорадочно искать и мучить домашних расспросами — но жена говорит мне: сделай паузу, потом легче сам найдешь. И действительно, так и происходит».

«Теперь мы знаем, как это работает, — продолжил мой собеседник, удовлетворенно откинувшись в своем кресле в окошке видеочата, на другом конце земли. — Время от времени мозг спонтанно входит в состояния, когда наша способность вспомнить забытое резко повышается. Мы научились отличать эти состояния на экране энцефалографа, знаем из какой зоны мозга исходят особые электромагнитые волны, так называемые тета-взрывы в префронтальной коре, свидетельствующие: пора задавать вопрос. И тогда доброволец вспомнит нужную информацию легче, чем в любое другое время».

Я как раз третий день не могу найти свой загранпаспорт, поэтому сказал с энтузиазмом: «Вот бы научиться вызывать такие состояния произвольно!» «Мы бы тоже очень хотели этого. Первое направление, в котором хотим попробовать — это стимулировать префронтальную кору слабым магнитным полем, прикладывая к голове в нужном месте электроды от девятивольтной батарейки. Такие опыты уже приносили результаты при обучении новым навыкам — и в случае успеха могут быть перенесены на бытовой уровень, человек сможет повспоминать то, что ему нужно, просто за вечерней чашкой чая».

А можно ли научить человека самостоятельно порождать тета-взрывы? «Это как раз второе возможное направление нашего поиска. Если человеку показывать эти волны на экране, он может поймать субъективные ощущения, связанные с ними, и научиться входить в это состояние». Такой подход называется нейробиологической обратной связью, нейроБОС, мы писали об этом (тут и тут). Этим способом людей обучают спасаться от приступов эпилепсии.

«Активность в префронтальной коре, насколько я понимаю, не имеет непосредственной связи с памятью; дофаминовые каскады, которые там крутятся, как-то связаны с поиском, предсказанием и ожиданием награды, насколько я помню. Что же там такое происходит, отчего мы лучше вспоминаем?» — спросил я. По реакции профессора я понял, что попал в десятку: он засмеялся, оживленно заерзал в кресле и стал с горячностью развивать эту мысль: «Действительно, дофамин играет какую-то, пока что загадочную роль в общении между сознанием (префронтальной корой) и памятью (гиппокампом). Была французская работа, которая показала: если вводить дофамин в зону префронтальной коры, это резко улучшает у крыс способность вспомнить детали лабиринта».

Я почувствовал, что нахожусь в шаге от цели: «Что же может увеличивать выделение дофамина в префронтальной коре?»

«Ожидание награды. У нас есть неопубликованные пока данные: если пообещать человеку награду за крепкую память, и дать запомнить пробные куски информации, то, чем больше обещаешь награду, тем активнее происходит спонтанное тета-излучение в префронтальной коре».

Профессор Ранганат рассмеялся, и сказал, по-моему, не совсем в шутку: «Если вы в редакции проведете такой эксперимент, дайте знать!»

А что, чем черт не шутит?

Владимир Кайгородов думает, что стимулировать память можно обещаниемвкусной еды или выпивки, Степан Пачиков предлагает рассчитывать натехнологии, а Надежде Рогожиной помогают поговорки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *