Как вы думаете чем вызван рост научного интереса к проблемам коммуникации
Тема 1. Коммуникация, основные понятия
Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У. Р. Эшби, отечественных ученых А. И. Берга, А. Н. Колмогорова и других термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в самых разных отраслях науки.
Коммуникацией является и непосредственная беседа, и телевизионная программа, и передача сигналов со спутника на землю, и наш внешний облик, и публицистическая статья. Перечень проявлений очень широк. Поэтому не случайным оказывается разнообразие определений коммуникации как объекта изучения.
Коммуникация — механизм, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени.
Коммуникация — обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать ее, преобразовывать.
Коммуникация — в широком смысле социальное объединение индивидов с помощью языка или знаков, установление общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.
Коммуникация есть информационная связь субъекта с тем или иным объектом — человеком, животным, машиной.
Коммуникация — это прежде всего способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей… Коммуникация — это такой обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь, делая возможной координацию действий большой сложности.
Коммуникация — это акт отправления информации от мозга одного человека к мозгу другого человека.
Коммуникация (биол.) — это передача сигналов между организмами или частями одного организма, когда отбор благоприятствует продуцированию и восприятию сигналов. В процессе коммуникации происходит изменение информации и взаимная адаптация субъектов.
Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Приведенные определения (а это лишь малая их часть) свидетельствуют о многоаспектном понятии «коммуникация», в котором можно условно выделить следующие основные значения:
универсальное (предельно широкое), при котором коммуникация рассматривается как способ связи любых объектов материального и духовного мира;
Теория коммуникации чаще всего обращается именно к этому, последнему значению коммуникации, т. е. к социальной коммуникации — специфической форме взаимодействия людей по передаче информа ции от человека к человеку, осуществляющейся при помощи языка и других знаковых систем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Объясните, чем вызван рост научного интереса к проблеме коммуникации.
2. Дайте определение понятия «коммуникация».
3. Охарактеризуйте многообразие подходов к определению понятия «коммуникация».
Почепцов Г. Г. Теория коммуникации.//Г. Г. Почепцов, М.: Рефл-бук, 2001. — 656 с.
Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика.//Л. М. Землянова, М.: Изд-во: Московского университета, 1999.
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого интеллекта.//Ф. Клике, М.: 1983.
Тема 2. Междисциплинарный характер коммуникативного знания
Исследования проблем коммуникации не ограничиваются только областью социальных наук. Они активно изучаются представителями нескольких десятков дисциплин — гуманитарных, естественных, технических.
Философия видит в коммуникации одно из атрибутивных свойств материи, обусловленных материальным единством мира и, следовательно, взаимосвязью, взаимозависимостью явлений и процессов действительности. В философии были поставлены и такие ключевые для теории коммуникации проблемы, как проблема понимания и проблема интерпретации.
Одним из важнейших коммуникативных аспектов психологической науки является изучение способности человека отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. При этом общая психология уделяет большое внимание таким, имеющим непосредственное отношение к коммуникативистике проблемам, как психологическая природа речи и языка, т. е. способам вербальной коммуникации, а также различным видам невербальной коммуникации и особенностям их восприятия, обусловленным психологическими особенностями личности. В рамках социальной психологии исследуются психология межличностного взаимодействия (способы общения, межличностное восприятие и понимание), психология малых групп (взаимодействие индивида и малой группы, внутригрупповые отношения, конфликты), психология межгрупповых отношений и т. д.
В культурологии коммуникативная проблематика проявилась главным образом при изучении проблем трансляции культурных ценностей либо непосредственно в общении людей, либо через механизмы опредмечивания и распредмечивания — от человека к человеку, от поколения к поколению и между представителями различных культур.
Рис. 1. Место теории коммуникации в системе современной науки
Эта схема наглядно показывает место теории коммуникации в системе современной науки. Представленная таким образом теория коммуникации вписывается в современную систему научного знания как наука комплексная, интегрирующая знания о коммуникационных процессах в природе и обществе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие научные дисциплины исследуют проблемы коммуникации.
2. Как соотносятся теория коммуникации и другие коммуникативные дисциплины.
3. Попытайтесь определить место теории коммуникации в системе социогуманитарного и естественнонаучного знания.
Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: Проблемы семиопсихосоциологии.//Т. М. Дридзе, М.: 1984.
Скотт М., Катлип, Аллен Х., Сентер, Глен М., Брум Паблик рилейшнз. Теория и практика.//М. Скотт, Катлип, Х. Аллен и др. М.: 2000. — 624 с.
Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф., Шахнарович Л. М. Теоретические и прикладные проблемы речевого общения.//Ю. А. Сорокин, Е. Ф. Тарасов, Л. М. Шахнарович. М.:1979.
Тема 3. Особенности массовой коммуникации
Давая определение массовой коммуникации отметим, что, как и в случае с определением коммуникации как таковой здесь не существует какого-то одного законченного варианта.
Определения массовой коммуникации:
Массовая коммуникация — систематическое распространение сообщений среди численно больших рассредоточенных аудиторий с целью воздействия на оценки, мнения и поведение людей;
Массовая коммуникация включает институты, посредством которых специализированные группы используют технологические устройства (пресса, радио, кино и т. д.) для распространения символического содержания большим, гетерогенным и рассредоточенным аудиториям;
Массовая коммуникация представляет собой институциализированное производство и массовое распространение символических материалов посредством передачи и накопления информации.
На основе приведенных определений выделим следующие особенности массовой коммуникации.
Во-первых, «отправитель сообщений» является здесь частью организованной группы, а чаще представителем института, который в качестве своей основной функции имеет задачи отличные от собственно коммуникации.
Во-вторых, в качестве принимающей стороны здесь выступает индивид. Вместе с тем, этот индивид как правило рассматривается передающей организацией как часть группы, с присущими ей общими характеристиками.
В-третьих, канал сообщения представляет собой сложные технологические системы распространения информации. Эти системы включают в себя значимую социальную компоненту, поскольку их функционирование зависит от правовых норм, привычек и ожиданий аудитории.
В-четвертых, сообщения в массовой коммуникации представляет собой результат массового производства, с повторяемой сложной структурой.
Обратим внимание и на другие особенности массовой коммуникации:
•публичный характер и открытость;
•ограниченный и контролируемый доступ к средствам передачи;
•опосредованность контактов передающей и принимающей сторон;
•асимметричность (несбалансированность) отношений передающей и принимающей сторон;
•влияние институциональных предписаний на отношения передающей и принимающей сторон.
Какое место массовая коммуникация занимает среди многообразных проявлений человеческой коммуникации? Поясним это с помощью сравнения отдельных особенностей межличностного общения в традиционном обществе и массовой коммуникации в современном обществе.
Таким образом, отличия массовой коммуникации от межличностного общения проявляются практически в связи со всеми составляющими коммуникационного процесса.
Вопросы для самоконтроля:
1. В чем заключаются основные особенности массовых коммуникаций.
2. Дайте определение понятия массовая коммуникация.
3. В чем отличие массовой коммуникации от межличностного общения.
Березин В. М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия.//В. М. Березин. М.: 2003.
Борев В. Ю., Коваленко Л. В. Культура и массовая коммуникация.//В. Ю. Борев, Л. В. Коваленко. М.: 1986.
Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие.//Макаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире. М.: 2000.
Тема 4. Возникновение и развитие коммуникации
Человек, как социальное существо постоянно стремился взаимодействовать с другими людьми. Для интенсификации и расширения сферы публичных коммуникаций требовалось преодолевать большие расстояния и он вынужден был искать средства передвижения, используемые с целью наладить коммуникации с людьми, размещенными на определенном отдалении.
В последующем для интенсификации коммуникаций потребовалось изобретение средств связи, которые позволили бы осуществлять требуемые коммуникации и без публичного соприкосновения. Так, через систему знаковых сигналов (флажки, костры — в пределах видимости; звуковые сигналы — в пределах слышимости) коммуникации стали осуществляться на расстоянии. Для увеличения расстояния, в пределах которого необходимо установить целевые разовые коммуникации использовались такие индивидуальные средства коммуникации как гонец, посыльный.
В целях же расширения сфер дистанционных коммуникаций и превращения их в массовые была изобретена почтовая связь, которая обеспечивала достаточно массовую адресную связь между сообщающимися элементами общественной системы.
Телеграф, изобретенный в XIX веке ознаменовал начало новой эры массовых дистанционных непубличных коммуникаций. С созданием системы телеграфных коммуникаций тысячекратно повысилась скорость коммуникаций, а главное резко возросло число участников коммуникативных взаимосвязей — коммуникантов.
С изобретением радио и внедрением его в глобальную коммуникативную сеть скорость передачи информации в коммуникативном обмене достигла скорости света, а главное — информация и данное средство коммуникации стали массовыми.
Телевидение, сразу став массовым явлением, сделало новый прорыв в увеличении скорости передачи информации массовой аудитории и пропускной способности канала коммуникации Резко увеличился и объем информации, передаваемой от источника коммуникации к реципиентам коммуникативной системы.
Интерактивное телевидение превратило данный канал передачи информации в полноправную сеть двухсторонних интенсивных коммуникаций.
До недавнего времени компьютеры являлись персональным средством обработки и анализа информации. Сегодня, со включением в глобальную информационную сеть Internet, компьютеры стали самым мощным инструментом включения в систему массовых коммуникаций.
Таким образом, история развития коммуникаций претерпела три коммуникационные революции:
•изготовление печатного станка;
•внедрение электронных масс-медиа.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите предпосылки развития коммуникаций.
2. Охарактеризуйте сферу развития дистанционных коммуникаций.
3. Назовите три весомых этапа в истории развития коммуникации.
Нестурх М. Ф. Происхождение человека.//М. Ф. Неструх. М.: 1970.
Тих Н. А. Предыстория общества.//Н. А. Тих. М.: 1970.
Черри К. Человек и информация/Пер. с англ. М.: 1972.
Тема 5. Истоки социальной коммуникации
Термин «коммуникация» (от лат. communicatio) появился в научной литературе в начале ХХ века. Один из основоположников американской социологии Чарльз Кули считал, что «под коммуникацией понимается механизм, посредством которого становится возможным существование и развитие человеческих отношений — все символы разума вместе со способами их передачи в пространстве и сохранения во времени. Она включает в себя мимику, общение, жесты, тон голоса, слова, письменность, печать, железные дороги, телеграф, телефон и самые последние достижения по завоеванию пространства и времени. Четкой границы между средствами коммуникации и остальным внешним миром не существует. Однако вместе с рождением внешнего мира появляется система стандартных символов, предназначенная только для передачи мыслей, с нее начинается традиционное развитие коммуникации».
Сегодня коммуникация представляет собой общение, передачу информации от человека к человеку, от одной системы к другой. Коммуникация также обозначает связь, сообщение, известие, взаимодействие, обмен информацией в обществе, создание и распространение информации, а также средство связи. Кроме того, этот термин используется для обозначения связи любых объектов материального и духовного мира.
Социальная же коммуникация в период конца XIX — начала XX вв. рассматривалась в контексте общетеоретических выкладок бихевиоризма, символического интеракционизма, персонализма, экзистенциализма.
Основатель бихевиоризма (Джон Б. Уотсон — 1878—1958) в основу коммуникации ставил не язык, как конструкцию, систему, а сами речевые сигналы, манипулирование которыми дает возможность влиять на человека. Поведение человека он отождествлял с системой видимых и латентных реакций в схеме «стимул-реакция». Бихевиористы в радикальной форме сводили все общественные явления и процессы к взаимодействию между стимулами, воздействующими на человеческий организм и реакциями на них.
Представители символического интеракционизма полагают (Джордж Герберт Мид: 1863, Саут-Хэдли, Массачусетс — 1931, Чикаго), что в результате межличностного общения упорядочивается, формируется социальная структура, а процесс развития коммуникативных форм представляет собой социальное развитие. В социальной психологии Мида центральным является понятие межиндивидуального взаимодействия.
В конце сороковых — пятидесятых годах ХХ века преобладали два подхода к изучению коммуникации. Первый рационалистский подход базировался на концепции технологического детерминизма. Такой подход придает средствам массовой информации роль единственного стимула и источника социального развития. Информация рассматривается расширительно как основа культуры и всех культурных ценностей. Второй иррационалистический подход представлен понимающей социологией, в основе которой лежит концепция взаимопонимания, т. е. понимание человеком другого человека. Здесь рассматриваются действия, ставящие своей целью коммуникацию (сознательно использующие знаки — Шюц), и не имеющие такой цели.
В британской (Дж. Барнз, Э. Ботт, К. Митчел) и американской социальной антропологии при изучении процессов коммуникации в различных социальных группах широкое распространение получил метод анализа социальных сетей. Анализ социальных сетей обращает внимание на описание и анализ возникающих в ходе социального взаимодействия и коммуникации связей (сетей) различной интенсивности и плотности.
В настоящее время понятие «коммуникация» имеет три основные интерпретации. Во первых, коммуникация представляется как средство связи любых объектов материального и духовного мира, т. е. как определенная структура. Во вторых — это общение, в процессе которого люди обмениваются информацией. В третьих, под коммуникацией подразумевают передачу и массовый обмен информацией с целью воздействия на общество и его составные компоненты.
Вопросы для самоконтроля:
1. Каковы базовые составляющие социальной коммуникации.
2. Назовите теории социальной коммуникации конца XIX — начала XX вв.
3. Назовите основные теоритические подходы к изучению коммуникации в середине XX в.
Назаров М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования.//М. М. Назаров. М.: 2003.
Шарков Ф. И., Родионов А. А. Социология массовой коммуникации.// Ф. И. Шарков, А. А. Родионов. М.: 2003.
Конецкая В. П. Социология коммуникации.//В. П. Конецкая. М.: 1997.
Тема 6. Развитие теорий массовой коммуникации
Изучение массовой коммуникации как социального явления началось в 20-е годы. Принято считать, что начало исследованиям массовой коммуникации положил немецкий социолог М. Вебер (1864—1920).
Классическая парадигма коммуникации, основанная американским политологом Гарольдом Лассуэллом (1902—1978) в 1948 году, базируется на последовательном ряде вопросов, касающихся передачи информации: кто передал, что передал, по какому каналу, кому и с каким результатом (какой эффект вызывает).
В. П. Конецкая в связи с этим, отдавая приоритет коммуникативной функции СМИ, заменяет понятие «средства массовой информации (СМИ)» термином «средства массовой коммуникации (СМК)». Она выделяет следующие проблемы массовой коммуникации:
•обоснование сущности и функций массовой коммуникации;
•механизм обратной связи;
•моделирование массовой коммуникации;
•роль социологических доминант в массовой коммуникации;
•влияние массовой коммуникации на социальную нормативность речи;
•специфика прессы, радио и телевидения как средств массовой коммуникации.
Новая коммуникационная стратегия была принята 25-ой Генеральной конференцией ЮНЕСКО в 1990 году. Она обращает внимание мирового сообщества на необходимость оказания помощи слаборазвитым странам в создании собственных информационных систем, подготовке кадров, способных развивать информационные технологии. Также обращается внимание на разработку и реализацию мер по реализации прав граждан на информацию.
Теория массового общества описывает и объясняет как патологию общества социальные и личностные отношения с точки зрения возрастания роли народных масс в истории, рассматривает взаимодействие различных социальных институтов, в результате чего СМИ оказываются интегрированными в них и тем самым оказывают большое влияние на политические решения, принимаемые органами власти. Эта теория особо выделяет роль СМИ в формировании общественного мнения.
К теориям, основанным на доминировании материально-экономического фактора кроме теории массового общества можно отнести и варианты теории, основывающиеся на классическом понимании роли средств массовой информации. «Массовой» называют социальную структуру, в которой человек нивелируется, становясь безликим элементом. В социально-экономической сфере массовое общество связывается с индустриализацией и урбанизацией, стандартизацией производства и массовым потреблением, в сфере коммуникации — широким распространением различных средств массовой коммуникации.
Критическая теория представляет собой разновидность неомарксистского подхода к анализу социальных процессов в обществе.
Она отрицала идею К. Маркса о революционных возможностях рабочего класса в преобразовании общества. Рассматривая манипулятивные функции СМИ, в то же время признавали их ведущую роль в идеологизации экономического базиса в интересах господствующего класса.
Теория гегемонии массовой коммуникации — система положений раскрывающих господствующую роль массовой коммуникации в обществе благодаря их массовости и возможности воздействия на людей, как в прямой, так и в опосредованной, латентной форме. Основой для разработки данной теории явилось положение критической теории о СМИ как мощном механизме, способном организовать изменения в обществе. Это, в свою очередь, требует разработки и внедрения корпоративной информационной этики, не допускающей монополизма в информационном бизнесе.
В советский период развития страны социологическая школа разрабатывала теорию массовой коммуникации как вида социального общения. Коммуникацию большинство ученых рассматривали как массовое общение, возникающее на волне индустриализации и урбанизации. Массовая коммуникация трактуется как общение индивидов в пределах крупных социально-экономических систем (большого города, страны).
Бирмингемская школа имеет противоположный взгляд на роль массовой культуры в обществе, Одним из авторитетных представителей этой школы является С. Холл, В его трудах и работах его последователей сделана попытка исследовать более тщательно роль СМИ в процессе взаимодействия массовой культуры и различных социальных структур, представляющих субкультуры молодежи, рабочих, этнических меньшинств и др. При этом подчеркивается позитивная, интегрирующая роль массовой культуры.
Методологический коллективизм — концепция раскрывающая основные тенденции в развитии культуры путем анализа ее текстовых моделей, а не деятелей представителей культуры и искусства.
Теория коммуникативной компетентности разрабатывается в последние годы отечественными учеными. В основе теории лежат когнитивные (познаваемые, соответствующие познанию) аспекты компетентности. Ю. Н. Емельянов, Ю. Н. Жуков, Н. Ю. Хрящева выделяют в качестве критериев оценки коммуникативной компетентности ориентированность, психологические знания, перцептивные (perceptio — представление, восприятие, от percipio — ощущаю, воспринимаю) способности.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные проблемы связанные с изучением СМК.
2. Как трактуется понятие коммуникации в «Теории массовой коммуникации».
3. В какой период началось изучение массовой коммуникации как социального явления.
Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней.//Д. Реале, Д. Антисеси. Т 1—4, СПб.: 1994—1997.
Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация.//Т. А. Дейк. М.: 1989.
Землянова Л. М. Современная американская коммуникативистика. //Л. М. Землянова. М.: 1995.
Тема 7. Типологические признаки коммуникаций
Имеются различные подходы к типологии коммуникации. Рассмотрим различные типы коммуникаций, классифицируя их по наиболее значимым основаниям.
По масштабности процесса коммуникации и массовости вовлекаемых в него лиц различают массовую, среднего уровня и локальную, внутригрупповую, межгрупповую, межличностную, внутриличностные.
Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса (например, СМИ, Интернет).
Под массовыми коммуникациями можно подразумевать и одновременное нахождение большого числа людей в ограниченном пространстве, позволяющим осуществлять им взаимодействие (коммуникацию) с «лидерами мнений» (например, митинги, шествия, презентации, концерты на больших открытых или закрытых помещениях (например, в крытых стадионах). Общим критерием для обоих видов массовой коммуникации является одновременное потребление большим количеством людей массовой информации.
Внутриорганизационные коммуникации представляют собой взаимодействие в пределах организации. К таким коммуникациям можно отнести взаимодействие члена организации с ее структурными подразделениями, а также структурных подразделений организации между собой.
Внешние коммуникации — это система связей любой социальной системы с внешними социальными образованиями, которые существуют вне ее. Любая социальная организация не может существовать без связей со внешней средой и поэтому внешние коммуникации становятся обязательным компонентом функционирования любой социальной системы.
Коммуникация в группе. В сравнительно небольшой группе каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении.
Межличностная коммуникация осуществляется между двумя людьми. Обе стороны выступают и в качестве передающей, и в качестве принимающей стороны.
Внутриличностная коммуникация возникает внутри индивидуума в том случае, если человек обсуждает проблемы сам с собой, ищет решения, задает себе вопросы и сам же отвечает на них. В качестве обратной связи здесь выступает факт опровержения или корректировки информации, поставленной в вопросе.
Понятие коммуникации
Без преувеличения, коммуникацию можно считать необходимым и всеобщим условием жизнедеятельности человека и одной из фундаментальных основ существования общества. Общество — не столько совокупность индивидов, сколько те связи и отношения, в которых данные индивиды находятся Друг с другом. Во многом именно этим и объясняется столь пристальный интерес к коммуникации со стороны представителей самых разных научных направлений, и, в первую очередь, обществоведов. История общественной мысли свидетельствует, что философы и социологи, политологи и культурологи, психологи и педагоги, лингвисты и журналисты всегда, в той или иной мере, обращались к проблемам человеческого общения. Однако каждый новый исследователь, столкнувшийся с ними, обнаруживал, что коммуникативная проблематика оказывается едва ли не самой запутанной.
Многие объясняют это тем, что коммуникативная проблематика столь же безгранична и разнообразна, как и само человеческое общество, если не сказать — как окружающий нас мир.
Если для российской системы образования теория коммуникации — сравнительно новая учебная и научная дисциплина, то за рубежом, особенно в университетах Европы и США, уже сложилась определенная традиция ее преподавания. Здесь в качестве самостоятельной академической дисциплины эта область научного знания сформировалась в середине XX в. и стала развиваться столь же быстрыми темпами, как и вызвавшая ее к жизни электронно-коммуникативная революция. В течение нескольких десятилетий в США и ряде других стран читаются курсы по теории коммуникации, сложился круг авторитетных специалистов и школ, издается большое количество учебной и научной литературы.
Особенно заметный рост исследовательского интереса к проблемам коммуникации и информации стал наблюдаться во второй половине XX в. Вызван он был в первую очередь бурным развитием кибернетики, математической теории коммуникации и современных электронных систем связи. С появлением работ Н. Винера, К. Шеннона, У.Р. Эшби, наших отечественных ученых А.И. Берга, А.Н. Колмогорова и других термины «коммуникация», «информация», «информационный обмен» получили широкое распространение в самых разных отраслях науки и стали едва ли не самыми многозначными.