Как вы думаете чем занимается артист перед выходом на сцену
Её величество сцена. Сценическое волнение
Предлагаю вниманию артистов свою первую статью из серии «Её Величество Сцена».
Волнение перед выступлением, сценическое волнение…
С этим чувством сталкивается любая танцовщица, да и вообще любой артист, независимо от того, выходит он\а на сцену впервые в жизни или её\его выступлениям уже несть числа.
Полезно ли сценическое волнение или оно помеха выступлению?
Бывает сценическое волнение, которое в процессе выступления переключается в русло творчества и усиливает его.
Это удел артистически одарённых людей.
Это то самое «полезное» предконцертное волнение, которое помогает танцору максимально раскрыться, найти контакт со зрителем и блестяще выступить.
У обычного человека сценическое волнение обусловлено целым рядом причин.
Чаще всего волнение вызывается мыслями: «Что обо мне скажут?» «Как оценят мой танец?» «Каково моё место в «иерархии» коллег?»
Несомненно, забота о своём творческом уровне закономерна и естественна… пока не завышается его важность. Преувеличенное опасение заслужить критическую оценку со стороны посторонних только повышает планку волнения и мешает исполнителю.
Основной составляющей сценического волнения является чувство ответственности артиста за своё выступление. Когда это волнение принимает излишне болезненные формы, оно не только неприятно артисту, но и чревато для него определёнными последствиями на сцене.
Однако и другую крайность – отсутствие волнения – я считаю ещё более нежелательной для выходящего на сцену. Такой человек – не артист, и на сцене ему делать нечего. Ему всё равно, что и как на ней исполнять.
Только на фоне положительно окрашенного сценического волнения можно достичь высоких результатов в любом исполнительском искусстве, ибо происходит концентрация физических и психических сил. Человек равнодушный ничего значительного на сцене не сотворит.
В общем, суть в том, что артистов, особенно начинающих, нужно готовить не только в плане профессионально-исполнительском, но и психологическом.
Преподаватель обязан дать начинающему артисту приёмы внутреннего самоуспокоения и способность сосредоточения на танце (песне, исполняемом произведении) – при всей гамме чувств, сопровождающих сценическое волнение, именно эта способность должна быть развиваемой.
Анализируя причины сценического волнения, я хочу обратить внимание, что многое зависит от психофизиологических особенностей каждого конкретного артиста, типа его нервной системы.
Сценическое волнение проявляется у всех по-разному. Одна ничего не боится, вторая впадает в прострацию, третья трясётся, как осиновый лист, четвёртая не может совладать с черезмерным возбуждением, и пр. Кто-то отлично танцует в классе, но теряется на сцене. И наоборот: ученица, на которую вначале и не возлагаешь особых надежд, раскрывается на сцене и танцует гораздо лучше, чем ожидалось…
И всё же: что делать с волнением – на начальном этапе выступлений? Что предпринять, чтобы непосредственно перед выходом на Её Величество Сцену не потели ладошки, не тряслись предательски коленки?
Во-первых, надо понять, что в этих ощущениях нет ничего ужасного или ненормального: волнуются все. Не стесняйтесь этого чувства. Полюбите эти эмоции: в обычной жизни вы их не испытаете!
Во-вторых, за кулисами волноваться будет некогда, если вы займётесь разогревом мышц. Стресс может сковывать мышцы, а хороший разогрев обеспечит им приток крови. Вдобавок в процессе физ.нагрузки выделятся эндорфины («гормоны счастья»), которые являются лучшим антистрессом. (Кстати, именно поэтому после выступления артист испытывает ощущение невероятного счастья, восторга и желания повторить это ещё раз.)
В-третьих, даже если что-то пойдёт не по плану, ничего страшного: каждое выступление – это новый полезный и необходимый ваш опыт, который не надо бояться получать.
В-четвёртых, если волнение очень велико, можно выпить немного успокоительного – валерьянки, например. Только осторожно: если вы переборщите, то можете впасть в заторможенность, и будет очень сложно выложиться «на все сто». Насчёт того, чтобы «принять от волнения» немного алкоголя. Решать, конечно же, вам. Я лично категорически не советую. Восприятие реальности исказится, и вы можете потерять контроль над ситуацией. Вам может показаться, что всё идёт по плану и всё супер, а на самом деле будет далеко не так.
В-пятых, выступайте как можно больше. Перед родственниками, знакомыми, друзьями, используйте любой уместный повод побыть перед зрителем. Это может быть корпоративная вечеринка вашей организации, чей-то день рождения, свадьба или юбилей ваших друзей.
В конце-концов начнёт происходить адаптация к выступлениям, и в один прекрасный момент паника закулисья перерастёт в радостное волнение и азарт!
В следующей статье я хочу коснуться темы «Оптимальное Концертное Состояние».
Боязнь сцены: что делать?
Справляться со страхом сцены – часть жизни любого артиста. Волнение перед началом выступления преследует артистов всех жанров, независимо от опыта, возраста, профессионализма и звездности.
В хорошем смысле, небольшое волнение может положительно влиять на качество выступлений. В то же время, если позволить страху взять над собой верх, это может плохо сказаться на артистических способностях. Поэтому очень важно научиться справляться и контролировать эту нервозность.
Мы расскажем о том, как на практике побеждать страх, и как научиться брать себя в руки и лучше справляться с волнением.
Мысль материальна
Визуализация – это умственные упражнения, которые используются спортсменами и могут так же успешно применяться для любых публичных профессий, в особенности для артистов.
Упражнения основываются на детальном представлении в уме того, как вы хотите выступить. Используя воображение, нужно представлять себя во время выступления, которое проходит именно так, как задумано. Делая это, вы действительно приблизите свое выступление к идеальному.
Перед выходом на сцену потратьте 5-10 минут и детально нарисуйте в уме картинку вашего присутствия на сцене. Гитарист мысленно почувствует, как держит гитару в своих руках, и ощутит ее вес на плечах. Иллюзионист мысленно возьмет в руки колоду карт и переберет ее пальцами, и так далее. И чем детальнее представление, тем лучше.
Визуализация превратит каждое выступление в идеальное, публика будет наслаждаться волшебным моментом, и в финале вас ждет радость победы. Вы удивитесь, насколько возрастет ваша уверенность в себе, после того как попробуете и удачно реализуете пару визуализаций.
Практика побеждает страх
Переживания артистов во-многом базируются на страхе сделать ошибку. Но чем больше вы будете репетировать, тем более уверены будете в том, что и как делаете, чем снизите вероятность ошибки.
Во время репетиций проиграйте разные варианты развития событий. На репетиции вы контролируете процесс и можете проработать ситуацию, когда что-то пошло не так и нужно выкручиваться:
Ошибки неизбежны, и к этому надо подготовиться.
Отрепетируйте ситуации, когда вы сказали не то, сыграли не так, забыли слова или движения; проработайте варианты быстрого и незаметного выхода из ситуации. И если это произойдет во время реального выступления, вы будете готовы, и мир вокруг не рухнет. Зритель не обратит на это внимания, если вы уверенно и непринужденно выйдете из ситуации.
Репетируя дома перед зеркалом, проигрывайте выступление полностью, не давая себе возможности прерваться начать заново; учитесь исправлять допущенные ошибки на-ходу. Отрепетируйте в этом ключе все ваши номера, пройдитесь по всему материалу, тогда вы будете готовы контролировать ситуацию на реальном выступлении.
Неуверенность – это психическое состояние с физиологическими проявлениями. Когда вы волнуетесь, у вас могут потеть ладони, учащаться сердцебиение, может сбиваться дыхание и даже появляться отдышка, могут трястись колени и дрожать голос. Физические упражнения могут помочь устранить физические проявления волнения, а также отвлечь от беспокойных мыслей.
Регулярная физическая нагрузка, кроме очевидной пользы для здоровья, помогает чувствовать себя лучше и увереннее. Когда тело находится в гармонии с духом, то вы чувствуете себя гораздо комфортнее, стоя перед аудиторией. Некоторые психологи утверждают, что десяти-минутная прогулка также положительно влияет на душевное состояние, как 45-минутная тренировка в тренажерном зале, и сохраняет это состояние еще несколько часов.
Поэтому сделайте прогулку, пробежку, или растяжку, обязательной частью своего рабочего графика, в том числе в дни мероприятий.
Сахар и кофеин – это хорошие стимуляторы физической и умственной активности, которые, вместе с тем, могут усилить состояние нервозности. Это быстрый и простой способ проснуться и взбодрить себя перед выступлением.
Но если вы склонны к волнению, не стоит злоупотреблять такими стимуляторами, а возможно и отказаться от них в ответственный день. Обычного артистического волнения вполне достаточно, чтобы разбудить ваше тело и дух и держать их в рабочей форме.
Собран – значит вооружен
Собранность и предупредительность помогут избежать ненужного стресса. Волнение о том, что опаздываешь, забыл что-то из реквизита, или не знаешь как добраться до площадки, можно устранить четкой подготовленностью.
Несколько примеров того, как облегчить себе жизнь в ответственный день:
Забудьте о волнении
Вместо того, чтобы бороться с нервозностью, подумайте о том, что порадует публику. Сфокусируйтесь на настроении гостей, или предмете вашего таланта, это попросту отвлечет ваши мысли от волнения.
К примеру, музыканты должны сосредоточиться на исполнении, а не на происходящем вокруг. На самом деле, публика больше хочет насладиться музыкой, которую вы исполняете, чем посмотреть лично на вас. Когда вы концентрируетесь на том, что у вас лучше всего получается, и происходит магия потрясающего выступления.
Ведущие и артисты других жанров, напротив, должны больше концентрировать внимание на публике, на ее вовлеченности и реакции. Если для вашего выступления требуется активное участие гостей, то чем быстрее вы их вовлечете в процесс, тем лучше.
Не думайте о том, что вам нужно «растопить лед». Публика, пришедшая на развлекательное мероприятие, уже настроена на развлечения и готова активно поучаствовать в процессе.
Вы не одиноки
Если вы волнуетесь перед выходом на сцену, знайте, это более чем нормальное явление в вашей среде. Даже самые популярные звездные артисты вынуждены постоянно справляться с нервами. Волнение испытывают, если не все, то большинство артистов. Постоянно учиться справляться с нервами – обычная практика в этой индустрии.
Американская певица Стиви Никс однажды сказала: «Если Вы испытываете страх перед выходом на сцену, это никогда не пройдет. Но задумайтесь: может быть на сцене вы вершите магию именно потому, что волнуетесь?»
Для многих переживания до и во время выступления никогда никуда не денутся. И это вполне нормально! Но, при правильной подготовке и практике, вы можете побороть страх и научиться справляться с ним. В конце концов, волнение, которого вы так хотите избежать, может являться тем катализатором, который делает вас превосходным артистом.
Мы будем рады, если Вы поделитесь вашим опытом и расскажете, как справляетесь со страхом перед выходом на публику, с волнением перед выступлением, и как это помогает Вам на сцене.
Оптимальное концертное состояние, или как побороть волнение перед выступлением на сцене?
Исполнители, особенно начинающие, часто не умеют побороть волнение перед выступлением. Все артисты различаются между собой характером, темпераментом, уровнем мотивации и волевыми качествами.
Эти личностные черты, безусловно, только отчасти влияют на способность адаптации к публичному выступлению. Ведь удачный выход на сцену каждого всё равно зависит, прежде всего, от готовности и от желания играть, а кроме того от прочности сценических навыков (проще говоря – опыта).
Физическая активность для общего тонуса артиста
В процессе профессионального развития музыканта важно поддерживать тонус мышц в хорошей форме. Для этого надо заниматься спортом: подойдут такие виды, как бег и плавание. А вот с гимнастикой и тяжёлой атлетикой музыканту нужно быть осторожным и заниматься такими видами спорта только с опытным тренером, чтобы случайно не получить какие-нибудь травмы или мышечные зажимы.
Хорошее самочувствие и работоспособность, иначе говоря, тонус позволяет быстро воссоздать особое ощущение родства с клавиатурой, смычком, грифом или мундштуком и избежать любых проявлений вялости в процессе игры.
Как побороть волнение перед выступлением?
Умственная и эмоциональная подготовка к предстоящему концерту помогает преодолеть волнение музыканта перед публичным выступлением на сцене. Есть специальные психологические упражнения – они не славятся ни популярностью, ни эффективностью, в среде музыкантов их считают слишком формальными, тем не менее, некоторым они могут помочь, поскольку разработаны профессиональными психологами-тренерами. Попробуйте!
Упражнение 1. Аутогенная тренировка в расслабленном состоянии
Это почти что самогипноз, при выполнении этого упражнения можно хорошо отдохнуть. Нужно расположиться в удобном кресле и полностью расслабиться (на вас не должно быть верней одежды, вы ничего не должны держать в руках, рекомендуется снять с себя и тяжёлые украшения). Далее нужно постараться освободиться от любых мыслей и от ощущения времени. Это самое трудное, но если у вас это получилось – вы молодец! Вы будете награждены кайфом и прекрасным отдыхом для духа и тела.
Если вам удалось освободиться от мысли и ощущения времени, то посидите так, сколько сможете – за это время вы отдохнёте и даже представить себе не можете, насколько!
Далее психологи рекомендуют представить себе концертный зал, публику и процесс вашего исполнения в деталях. Этот этап мучителен! Переходить к нему или нет – решать вам! Лучше не портить достигнутое состояние покоя.
Упражнение 2. Ролевая подготовка
При этом упражнении музыкант, чтобы побороть волнение перед выступлением, может войти в роль известного ему артиста, уверенного в себе, который непринужденно держится на сцене. И в этой роли снова мысленно прорепетировать свой номер (или непосредственно пойти на сцену). Чем-то такой подход напоминает сумасшедший дом, но опять-таки: кому-то помогает! Так что пробуйте!
Всё-таки, какими бы ни были внушения, они искусственны. А артист не должен обманывать своего зрителя и слушателя. Он должен, прежде всего, наполнить смыслом своё выступление – в этом могут помочь и посвящение, и предварительное поздравление, и объяснение публике концепции произведения. Можно обойтись и без прямого выражения всего этого: главное, чтобы смысл существовал для исполнителя.
Мастера сцены советуют…
Надо ограничить время последней тренировки: последняя техническая работа должна совершаться не в день концерта, а «вчера» или «позавчера». Почему? Потому результат работы музыканта проявляется только на второй или третий день (должна пройти ночь) после занятий. Репетиции в день концерта возможны, но не очень трудоёмкие. Репетировать в новом месте выступление нужно обязательно (особенно пианистам).
Что делать непосредственно перед выходом на сцену?
У страха перед сценой тоже есть положительная сторона, тревога указывает на то, что музыканту важный результат своей игры. Уже осознание этого факта помогает многим юным дарованиям держаться достойно.
Ритуалы перед выходом на сцену
Ритуал перед концертом — порядок действий, который помогает музыкантам сконцентрироваться перед выступлением. Давайте посмотрим, как к шоу готовятся НАШИ артисты.
Максим Леонидов:
Ёрничаем, обзываемся, заводим друг друга.
Андрей Князев:
Как такового ритуала нет. Я просто захожу в туалет, потому что именно там ты попадаешь в атмосферу одиночества. Даже, если вокруг «кипиш», и все бегают, туалет — это та комната, в которую никто не зайдет, пока ты там, потому что это не принято и потому что дверь на защёлке изнутри. Когда я захожу в туалет перед концертом, я возвращаю себе свое энергетическое состояние, потраченное в предконцертной суете. Тусовки в гримерке здорово его отнимают. По этой самой причине у нас в гримерках и нет никаких тусовок, здесь мы находимся только своим коллективом. Вместо ритуала, я бы сказал, лично у меня есть определённый распорядок концертного дня. Я выверяю всё, вплоть до приёма пищи, поскольку сытым на сцену выходить нельзя, впрочем, как и сильно голодным. Нельзя не выспаться и не стоит пересыпать. Я не употребляю алкоголь и энергетики, поскольку последние создают ощущение паники на ровном месте. Лучше поделать ряд разминочных упражнений и разогнать кровь естественным путём. Так же перед концертом не стоит давать серьёзных интервью, поскольку потом это иногда невозможно читать.
Я всегда участвую в подготовке к концерту. Лично наблюдаю за подготовкой концерта, которая занимает около 6 часов. Я всегда в этом принимаю участие, потому что сам по образованию радиоинженер и люблю всем этим заниматься. Можно сказать, что это и есть мой ритуал. Я прихожу, смотрю, как звучит зал, как лучше повернуть колонки так, чтобы всем было слышно, как лучше повернуть прожекторы, чтобы свет не попадал на первые ряды. У нас очень дружный коллектив: ребята прошли огонь, воду и медные трубы. Ездили со мной бесплатно по всей стране, поэтому перед концертом мы всегда встаем в круг.
Не пить алкоголь. Это очень хорошая примета. Если ты не выпил, значит все хорошо. А выпил, считай все, беда.
Мы обнимаемся, мычим. Наша тур-менеджер приговаривает: «Продавайся мерч много и дорого». Ну и всё, наверное.
Lumen:
Перед тем как выйти на сцену, мы встаем в круг, чтобы почувствовать друг друга, ощутить, что мы – команда.
Александр Васильев:
Конечно, мы одеваемся в шаманскую одежду, едим мухоморы, только после этого идем на концерты. Я шучу. На самом деле, никаких ритуалов нет. Надо написать плейлист, чтобы не запутаться, какие песни мы играем и в каком порядке.
Мы обычно подкалываем друг друга: «ну что, родной, зажжём?», или там «я приду к тебе на сцене в гости». А потом мы все берёмся за руки, то есть вот так (складывает руки вместе и протягивает перед собой), и делаем «раз, два, три»- и пошли.
Лева Би-2:
У нас передвижная синагога, и перед выходом на сцену мы, естественно, молимся. А если серьезно, то мы ограничиваемся простым мужским рукопожатием.
Brainstorm:
У нас есть ритуал, но его сложно описать словами – такое ритмичное постукивание друг друга в определенных местах. Без него мы не выходим на сцену. Даже есть сокращенный вариант на случай для сцены, если мы не успели вместе со всей командой, включая техников, сделать это в гримерке.
Александр Красовицкий:
Никаких девизов и кричалок у нас нет, мы же не спортивная команда. Есть определенный ритуал в гримерке за 40 минут до выхода на сцену. Каждый музыкант внутренне готовит себя к концерту сам, переживает. И мне очень нравится перед концертом смотреть на парней и видеть, что все волнуются, что всем не все равно, что каждый боится того, что произойдет и одновременно хочет этого. И это очень круто.
Эдмунд Шклярский:
Наш барабанщик принимает 100 грамм ровно за три минуты. А мы все наблюдаем. Вообще, ритуалы свойственны хоккеистам или боксерам, космонавтам. Мы выходим получать удовольствие. Главный ритуал — организатор концерта за пять минут должен подойти и сказать, что концерт начинается.
Мы же просто стараемся перед самым выходом на сцену собраться в гримерке – провести минут пятнадцать вместе и в тишине. Сосредоточиться, не болтать, успокоиться.
Сергей Галанин:
Мы перед выходом на сцену пьем кофе с коньячком или с виски. Это для того чтобы успокоиться или, наоборот, расколбаситься. На кого как влияет.
Константин Кинчев:
Перекреститься. Но это больше, чем ритуал. А так, никаких ритуалов нет – я просто выхожу на сцену и пою песни, вот и все.
Сергей Бобунец:
Меня всегда удивляют группы, которые обнимаются перед выходом, кричат громко и так далее. Видимо, это какая-то первая стадия, потому, что на самом деле главное — это постараться дать каждому какое-то время тишины, покоя перед концертом, чтобы собраться с мыслями и эмоционально.
Юрий Шевчук:
Нам нужно перед выходом на сцену собраться вместе всей командой, которая не занята на этот момент. Просто для того, чтобы проникнуться общим духом. Наш рок-н-ролл – это командная игра. И нам важно участие каждого, не только тех кто выходит непосредственно на сцену.
Илья Лагутенко:
Есть группы, которые перед выходом на сцену выстраиваются шаманским кругом, мужики обнимаются, целуются. До добра это не доводит. У нас никаких ритуалов нет.
Как артисты балета настраиваются на спектакль? Елизавета Таранда – о психотренингах перед выходом на сцену
Балетное закулисье всегда привлекало обывателей. Какая новая сплетня у всех на слуху? Кто с кем и почему? А как она получила роль без очереди? Интриги, связи, нервы: все это – часть жизни любого артиста, человека, труд которого оценивается не по расчетам бухгалтерии, а по ощущениям и восприятию зрителей и профессионалов. В этом вся суть и сложность. Станцевала «Жизель», и одни кричат «браво», а другие кидают помидоры.
Подспудно каждый человек в зале ощущает, кто и чем его тронул, удивил, зацепил. Если опросить каждого, то с вероятностью до 95 процентов люди ответят простыми словами, без терминов, кто сегодня вечером отдал душу и тело на сцене. Настоящие чудеса происходят, когда на сцене партнеры прислушиваются друг к другу, даже играя спектакль в сотый раз. Возможны импровизации, новое положение рук, взгляд, полет – это все передается зрителю, и вдруг ты дышишь с залом в унисон.
Перед выходом на сцену артисты стараются ни с кем не разговаривать, не повторять движения, а хорошенько греют ноги и тело, успокаивают себя. Волноваться можно на репетициях, по дороге в театр, но на сцене нужно освободиться от мыслей и вопросов: «Как у меня получится?», «А что, если я: упаду, поскользнусь, перепутаю что-то?» Ничего: мир не перевернется, в следующий раз получится лучше, иначе.
Платье, Dior. Фото: @stepanstepansky. Стиль: Татьяна Шеваренкова. Прическа: Алена Герасименко. Макияж: Алена Моисеева для Giorgio Armani. Маникюр: Ольга Анкаева для L’Oreal Paris Essie. Ассистент стилиста: Екатерина Савинкова. Продюсер: Елена Серова
У меня прошло больше десяти спектаклей «Лебединое озеро», когда я вдруг начала сильно переживать и волноваться во время спектакля. Мне выходить на дуэт с партнером, а внутри меня бушует океан, все тело дрожит. Справиться с этим внезапным наплывом эмоций помогла мысль: я знаю, что делаю, я люблю это, помню все замечания. Если же я чувствую, что не получается настроиться, то подхожу и перебрасываюсь парой реплик с коллегами. Это снимает внутреннюю концентрацию, которая порой может сильно сковывать.
Рассказывают забавную историю про одного именитого артиста, который настраивался на каждый свой спектакль посредством мелкой склоки или скандала. Он просто подходил и ругался с кем-то из актеров из-за мелочи. В какой-то момент коллеги по цеху поняли этот маневр мэтра и перестали появляться рядом с ним в кулисе. Оказавшись в одиночестве перед выходом на сцену, актер не растерялся: пнул ногой стоящую рядом колонну и, раздраженный, выбежал на сцену.
Знаменитая пара Екатерина Максимова и Владимир Васильев на спектакль настраивались двумя противоположными способами. Максимова приезжала в театр заранее, спокойно гримировалась, одевалась, разогревалась, и тут за пару минут до спектакля влетал Васильев, на бешеной скорости накладывал грим, натягивал костюм под причитания костюмеров, заканчивал разогрев аккурат к третьему звонку и на драйве выходил танцевать.
Лично я в день спектакля стараюсь не приезжать сильно заранее, но и впритык не рискую: всегда есть вероятность, что костюмер может что-то забыть или на сцене что-то мешает и надо продумать план «Б». Бывает, что требуется выступить с тем, что тебе не очень нравится. Зритель всегда чувствует, любит ли артист то, о чем танцует. Поэтому я стараюсь всегда найти что-то близкое мне, «полюбить своих тиранов». Так гораздо проще работать, к тому же иногда то, что, как нам кажется, нам не подходит, раскрывает нашу личность с новой стороны.
Фактор удачного момента, хорошей памяти, коммуникабельности, координации имеет иной раз большее значение, чем длинные ноги и руки. Cтабильного артиста с харизмой и техникой могут в одночасье заменить другим, невзирая на заслуги предшественника. Мир жесток: ты никогда не знаешь, кто за твоей спиной уже учит порядок твоей партии. Возможно, этот артист слабее, но с тобой уже пройден путь, и руководству кажется, что новый человек возьмет все быстрее, легче исполнит роль, стоит только немного его подтянуть.
В таких банальных для всех ситуациях любому из нас необходимо стать недосягаемым: в стабильной технике (или заполнении бумаг), аккуратности и точности движений (или в составлении грамотного годового отчета и учете рисков), в умении раскрывать и обогащать свой образ, ведь ирония артистической профессии еще в том, что нужны молодые и способные артисты с опытом, которые не нуждаются в репетициях. Каждый начальник ждет самородков, которых не надо натаскивать. Время идет, мастера, обучающие ремеслу во всех профессиях, – в дефиците, и надеяться на чудеса не стоит. Побеждает чаще всего не тот, кому Бог много дал, даже не тот, кто умирал в зале, а тот, кто больше всего этого хотел.