Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

Традиционные народные ремесла в условиях модернизации

Культура создается на протяжении всей истории человечества. Каждое поколение людей вносит в нее свои ценности. Беречь, осваивать и развивать культуру – необходимое условие дальнейшего прогресса общества.

Интенсивная модернизация среды обитания современного человека, стремительно меняющаяся под влиянием новейших технологий, должна быть совмещена с культурной преемственностью образа жизни.

В век высоких технологий и применения разнообразных современных материалов человечество вновь обращается к истокам древних ремесел, к культурным и историческим ценностям родного края, так стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых изделий, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства, одежды, обуви и головных уборов.

В последнее время стало доброй традицией возрождать старинные народные ремесла по изготовлению бытовых изделий, домашней утвари, изделий декоративно-прикладного искусства, одежды, обуви и головных уборов. Актуальность работы обусловлена возвратом интереса к войлоку и производству изделий из него, как древнему ремеслу кочевых народов, переживающему в настоящее время своё новое рождение.

Войлок является экологически чистым природным материалом, полезным для здоровья. Как показывают результаты иглотерапии и акупунктуры, войлок, воздействуя на биоактивные точки, может не только производить массаж, но и вырабатывать статическое электричество. М. Ягафарова, ссылаясь на исследования заслуженного врача РБ, кандидата медицинских наук И. Хизиятова, отмечает, что весенний войлок хорошо зарекомендовал себя при лечении таких заболеваний, как радикулит, артрит, ревматизм, болезни суставов.

Основным сырьём для изготовления войлочных изделий является шерсть овечья (грубая, полугрубая, полутонкая и тонкая). Шерсть – это материал с хорошим теплоизоляционными свойствами, т.к. ее волокна, благодаря повышенной извитости, обладают минимальной теплопроводимостью. Шерсть – единственный из всех натуральных волокон, обладающее таким ценным свойством, как валкоспособность, обеспечивающая возможность получения разнообразных валяльно-войлочных изделий.

Существует несколько способов изготовления войлока. Традиционная технология изготовления войлока состоит из следующих этапов:

? подготовительный этап, включающий обработку шерсти;

? свойлачивание шерсти или создание основы для войлока, т.е.

? декорирование войлока или нанесение узора;

? «валяльная» работа («вкатывание» внешнего слоя нанесенного изображения в основу и уплотнение войлока);

? заключительный этап, включающий обработку и отделку войлока.

Войлок – удивительно пластичный, экологически чистый, универсальный и, несмотря на свое древнее происхождение, современный материал, привлекающий все больше и больше исследователей своей красотой и прочностью, мягкостью и естественностью. В современном обществе постепенно возрождается приемы изготовления изделий для дизайна в оформлении интерьерного пространства: арт-объекты, настенные панно и иные предметы дизайна среды, а также одежды, обуви, головных уборов из этого уникального материала, имеющего большое будущее.

Развитие различных видов народных ремесел, в том числе производство изделий из войлока имеет ограничения, связанные с высокой степенью использования ручного труда. Поэтому необходимым и целесообразным является включение этого традиционного промысла в перечень приоритетных направлений различных государственных программ Республики Башкортостан, касающихся развития культурного наследия, туризма и малого бизнеса. Особую значимость это имеет для Уральского региона республики, имеющего наиболее благоприятные условия для развития традиционных ремесел башкир – культурные, природно-климатические, этнографические и исторические.

С. 6-7.

Г.Н. Валиахметова

Башкирский государственный педагогический университет

Источник

1) Как вы думаете, что мешает возрождении модернизации традиционных народных ремесел? 2) Согласны ли вы с выводом о том что «предметы народных промыслов основанные на экономических характеристиках народа»? Докажите.

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

Ответы 2

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

на арене в конце семнадцатого столетия был хан тауке (1680-1718 гг.) тауке-хан, сын жангир-хана, многое сделавший для объединения всех жузов и улусов. в первую очередь он укрепил центральное правительство, создал государственный совет и совет биев. все важнейшие вопросы страны, в т. ч. военные, решались на этих советах. также хан тауке впервые в казахской степи разработал и утвердил писаный свод законов «жеты жаргы» («семь уложений»). это были законы, охватывавшие практически все стороны жизни общества.

по некоторым данным, на холме мартобе (в нынешнем сайрамском районе южно-казахстанской области) в конце – 17 начале 18 века в годы правления последнего хана объединенного казахского ханства тауке (1680-1715 г. г.) собирались ежегодные майские курултаи всех трех казахских жузов для решения дел значимых для всего ханства. именно здесь тауке-хан объявил свод законов «жеты жаргы», ставший первым сводом общеказахского права. здесь же проводилась ханская торговая ярмарка.

основные сведения о «жетi жаргы» (своде законов хана тауке)

изменения политической структуры вызвали настоятельную необходимость переработки и правовой базы организации казахского общества. эта работа проводилась весь xviib. и при хане тауке нашла свое закрепление в своде законов «жетi жаргы» (семь установлений). разработан был этот свод при участии известнейших биев в начале xvii в. и включал в себя следующие основные разделы:

1. земельный закон (жер дауы), в котором обговаривалось решение споров о пастбищах и водопоях.

3. военный закон, регламентирующий отправление воинской повинности, формирование подразделений и выборов военачальников.

4. положение о судебном процессе, обговаривающее порядок судебного разбирательства.

5. уголовный закон, устанавливающий наказания за различные виды преступлений кроме убийства.

6. закон о куне, устанавливающий наказания за убийства и тяжкие телесные повреждения.

7. закон о вдовах (жесiр дауы), регламентирующий имущественные и личные права вдов и сирот, а также обязательства по отношению к ним общины и родственников умершего.

если ответчик уклонялся от суда или исполнения его решения, то ис

Источник

СЕВЕРНАЯ БЕРЕСТА

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Смотреть картинку Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Картинка про Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел. Фото Как вы думаете что мешает возрождению и модернизации традиционных народных ремесел

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

Исчезающие Художественные промыслы России: инновационное измерение.

Материал научной конференции. Шуя. 2012

г. Вельск – г. Санкт-Петербург

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В 2007 году в Вилегодском районе Архангельской области проходил II открытый конкурс мастеров художественных ремёсел среди людей разного возраста и положения – от школьников до известных мастеров. На конкурсе нужно было представить свою исследовательскую работу по какому-либо виду традиционного народного ремесла Арангельской области. Один школьник из г. Вельска подготовил своё выступление о берестяном пестере. После выступления ему задали один вопрос – «А сейчас пестери востребованы в вашем районе?». Ответ был таков – «Нет, они сейчас не нужны». Этот ответ на вопрос очень показателен для современного общества и выражает настоящее положение дел с востребованностью традиционных народных ремёсел. Перед тем, как продолжить тему, обозначим несколько понятий, которыми далее будем оперировать.

Под традиционными народными ремёслами будем понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Ремесленные предметы и объекты – это предметы крестьянского быта, одежда, орудия труда, жилые и хозяйственные постройки, являющиеся результатом ремесленной деятельности деревенского жителя.

Функция традиционных народных ремёсел – обеспечение утилитарными предметами человека для нужд жизнеобеспечения.

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
— по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
— по освоению ремесленных навыков,
— по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Цели актуализации традиционных народных ремёсел: сохранение традиционной народной культуры, повышение степени важности прикладного творчества и популяризация ручного труда.

В данной статье делается попытка показать на практических примерах, как можно сделать востребованными традиционные народные ремёсла, как их актуализировать в современном окружении человека. Данная статья объединяет личный опыт автора и опыт коллег – мастеров народных ремёсел.

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслы не могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

Возрождение ремёсел в том виде, в каком они существовали на момент 20-30 годов XX века, подходит только для зон консервации народной культуры, и вот почему. Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в «старое».

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности. Развитие традиционных народных ремёсел в понятии качественного и количественного освоения ремесла на определённой территории тем более не позволит сделать ремёсла востребованными, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Миграция населения из деревни в город, преследование частной собственности, коллективное хозяйствование на земле так же не способствовали поддержанию ремесленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Восхищение искусствоведов от вновь открытого народного искусства– это большое признание мастерства и художественного вкуса деревенского мастера. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной.

Изложим основные правила актуализации традиционных народных ремёсел с точки зрения мастера с приведением пояснений и примеров.

Обозначим актуализацию ремёсел с точки зрения характеристик ремесленного предмета – это процесс изменения физических свойств и эстетического содержания ремесленных предметов в соответствии с изменениями в окружении современного человека. Но это не только прямой процесс преобразования ремесленных предметов прошлого в формат современности, но и обратный процесс изменения окружения современного человека под формат ремесленных предметов.

Преобразование ремесленных предметов прошлого в формат современности

Поясним данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел следующими примерами:

Пример 1. Изготовление мебели на основе буфета, горки, сундука – сохранение назначения, формы, материала, но изменение размера под современную квартиру и изменение технологии: автоматизация производства с применением современных станков, использование клееной древесины, современный крепёж и современная технология сборки мебели.

Пример 2. Традиционная посуда из традиционных материалов, дерева, глины, бересты, изменяется под размеры жилища (квартиры) человека – высота шкафов и полок меньше, так же численность семьи меньше. Посуда уменьшается в размерах, оставаясь неизменной в назначении, форме, материале и технологии.

Пример 3. Окружение детей – игры, игрушки и прочие предметы детского быта могут в большей степени воспринять традиционную культуру. Немалая доля современных заботливых и думающих родителей хочет окружить ребёнка экологически чистыми и безопасными игрушками. В данном случае традиционные игрушки могут придти в мир современного ребёнка с минимальными изменениями размера и технологии. Деревянный коник на колёсах можно выполнить меньшего размера с учётом пространства детской комнаты. Не нужно покрывать дерево краской, а покрывать экологически безопасным лаком на водной основе или оставлять материал без дополнительного покрытия. Использовать подвесную люльку для детей в возрасте до 6 месяцев. Люлька изготавливается из бересты по типу традиционной полотухи (полотуха – плоская ёмкость для перебора каких-либо сыпучих продуктов). В данном случае остаются неизменными форма, материал и технология, изменяются лишь размер и назначение. Берестяные солоники в форме птиц можно использовать в качестве игрушек – изменяется только назначение. Если из такого солоника сделать уточку-каталку, то немного изменится технология при добавлении колёс.

Пример 5. Изготовление вязаной одежды с традиционным орнаментом – свитера, платья, жилеты и прочие тёплые вещи. Неизменными остаются такие свойства, как графичность, колорит, элементы, символика, но композиция и соразмерность орнамента меняются в зависимости от формы и размера одежды.

Примеров можно приводить множество, но принцип должен быть один – целесообразное соединение ремесленных традиций и современности для целей жизнеобеспечения человека.

Изменение окружения современного человека под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да! Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Многие из предметов и объектов декорирования являются современными и выполняют новые функции в жизнеобеспечении людей, по сравнению с доиндустриализационным периодом. Супруга автора данного повествования, например, любит покупать молоко в упаковке, на которой изображён фрагмент павловопосадского платка с цветами. Часто люди выбирают полиэтиленовый пакет из множества на прилавке с рисунком стилизованным под «гжель» или другую роспись. Яркий пример декорирования современных предметов и поверхностей орнаментами на основе традиционных росписей – проект Ru.branding фонда «Открытая коллекция».

Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Работа мастеров ручная и предполагает копирование элементов росписи отдельно или в композиции на новые нетрадиционные предметы, такие, как посуда, сумки и прочие утилитарные предметы. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Данный подход к актуализации традиционных народных ремёсел поясним примерами:

Пример 2. Изготовление галантерейных аксессуаров, таких как дамские сумки, косметички, портмоне, кошельки и пр. с применением традиционных техник ткачества, вязания, валяния, лоскутного шитья и пр. Орнаментирование элементами традиционной вышивки, традиционными образами и символами в нетрадиционных техниках (аппликация и прочее).

Пример 3. Использование техники инкрустации в изготовлении современных предметов из традиционных ремесленных материалов. Инкрустация традиционных орнаментов на традиционном материале.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов. Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки) и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Выделим ещё одно направление актуализации – изменение физических свойств предметов с изменением утилитарной функциина сувенирную. Существует такое мнение, что производство сувениров мастером – это вырождение ремесла. По нашему мнению, производство сувениров – это потребность нашего времени, нашего современного окружения и условий жизни, и задача мастера – наиболее корректно перенести свой ремесленный опыт и знания в новый вид изделий.

Можно определить два вида ремесленных сувениров: аутентичные предметы и новые предметы.

Новые ремесленные сувениры изготовляются для создания образа какого-либо ремесленного предмета и для создания образа памятного места, события, человека с помощью ремесленных технологий и традиционных материалов. Задача мастера состоит в том, чтобы минимальными средствами добиться максимальной выразительности и узнаваемости задуманного образа. Вопрос о производстве сувениров мастером-ремесленником очень важный как со стороны развития индустрии туризма в российских регионах, так и со стороны повышения благосостояния мастеров и повышения художественного уровня сувениров.

Приведённые выше соображения можно сформулировать в правила актуализации традиционных народных ремёсел:

Правило №1. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании традиционных материалов и изменении назначения в рамках утилитарности.

Правило №2. Применение эстетического содержания одних традиционных предметов для изготовления других традиционных предметов.

Правило №3. Применение эстетического содержания традиционных предметов для изготовления нетрадиционных предметов (ремесленных и промышленных).

Правило №4. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при использовании нетрадиционных материалов.

Правило №5. Изменение физических свойств традиционного предмета под формат современности, при изменении утилитарного назначения.

Актуализация традиционных народных ремёсел – это не новое течение в работе современных мастеров, а это естественный процесс развития ремёсел во все времена. Современный мастер вносит изменения в ремесленные традиции предков, тем самым продлевает им жизнь и, возможно, сам создаёт традиции.

Обобщение индивидуального опыта может открыть путь не только к восстановлению функции ремёсел, но и к востребованности народной культуры в целом в современном обществе. Надеемся, что настоящий доклад может послужить толчком к осмыслению и обобщению опыта современных мастеров для решения проблемы востребованности ремёсел.

Список литературы:

[1] Баркова Э.В. Приоритеты политики в сфере народной культуры. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Народное искусство России. Традиция и современность». Сборник. Вологда, 2008. Стр. 21.

[2] Ефремова Т.Ф. «Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. В 2 томах. Том 1. А-О», Дрофа, Русский язык, 2000.

[4] Новейший философский словарь. Сост. А.А. Грицанов. — Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. Стр. 18.

Источник

Сохранение народных традиций в современном обществе

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Центр дополнительного образования детей п. Авсюнино

Городского округа Орехово-Зуево

Сохранение народных традиций в современном обществе

Автор- Курицина Елена Константиновна,

педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Всем известное слово «традиция» для многих имеет достаточно понятный смысл. Если говорить о дословном переводе, то в латинском языке термин означает «передача».

Выделяют основные типы традиций: народные (этнические), социальные, национальные, религиозные и культурные.

Остановимся более подробно на народных традициях.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивали народ.

Народные традиции, передаваемые из поколения в поколения создают в себе разнообразные средства и формы воспитания.

Слово «ремесло» произошло от латинского «ремес» (плотник) и обозначало разные виды ручных работ

Под традиционными народными ремёслами следует понимать крестьянские домашние ремёсла, результатом производства которых являются утилитарные предметы, орудия труда, постройки, одежда и другие предметы и объекты, обеспечивающие жизнедеятельность человека в естественной природной среде.

Когда мастера начинали создавать предметы по заказу и на продажу, ремесло превращалось в промысел

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиционные нравы, зародившиеся много веков назад.

Виды и подвиды ремесел

На просторах русской земли много богатств. Одним из доступных несомненно является древесина. Для некоторых видов обработки не нужно сложных устройств и приспособлений. Отсюда и многообразие видов и подвидов ремесел, связанных с использованием древесины.

Резьба по дереву. Существует несколько видов резьбы по дереву:

Плосковыемчатая резьба (контурная, скобчатая, геометрическая и др.);

Рельефная резьба (плоскорельефная резьба, глухая, кудринская и др);

Сквозная резьба (прорезная и пропильная);

Скульптурная резьба (объемная);

Домовая резьба (может сочетать в себе несколько видов);

Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе;

Тиснение по бересте;

Сувенирное производство (обереги, украшения, аксессуары, игрушки и картинки);

Филигрань (напайная, ажурная, объемная);

Фрезерование. Обработка на токарном станке, фрезе.

Природный материал, получивший не меньшее распространение, чем дерево. Данный вид материала страдает от небольшого числа видов обработки, что сказывается и на разнообразии изделий из глины. Большую часть изделий занимает посуда, а оставшуюся часть скульптура и сувениры.ЛепкаГончарное искусство;

Гипс (отлив рельефов и объемных фигур);

Изделия из кожи можно встретить все реже и реже. Цена и возможность замены искуственными полимерами сказались на распространении этого вида ремесла. Не припомню, чтобы видел в последнее время настоящее произведение искусства из кожи, сделанное вручную. Тем не менее в недалекие времена применялся этот материал для ручного создания художественных изделий. Главным образом украшались обычные предметы вставками из разноцветной кожи, создавались композиции и узоры.

Изготовление одежды и обуви;

Национальные традиции в народных ремеслах

народными промыслами и передать ему свое мастерство.

Если, по мере своего развития, промысел или ремесло повышает свой эстетический аспект, и его продукция, не теряя своей утилитарности, приобретает всё большую художественную ценность, то такое ремесло может называться прикладным искусством.

Сюда можно отнести:

производство игрушек (лаковых и керамических)

а также производство любых других изделий (одежды, обуви, посуды, мебели), где доминирующим фактором, по крайней мере, в ценообразовании, является внешний вид и отделка изделий, а не их возможность служить по своему прямому назначению.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРАДИЦИОННЫХ НАРОДНЫХ РЕМЁСЕЛ

В последние годы немало говорится о необходимости обращения к народному искусству, к его бесценному духовному наследию. Это бесспорно так. Проблемы возрождения народных художественных промыслов так же широко обсуждаются в искусствоведческой среде. А как обстоят дела с традиционными народными ремёслами? С теми занятиями жителей сельской местности, которые бытовали повсеместно по всей России? Ни количественно по числу жителей, ни территориально народные художественные промыслы не могли сравниться с традиционными народными ремёслами, домашние ремёсла были как воздух – везде. Что сегодня осталось от них? Угасающая память о мастеровых предках, музейные коллекции предметов народного искусства и редкие мастера в регионах, некоторые из которых делают традиционные утилитарные предметы – это всё что осталось от ремёсел.

В 2007 году в Вилегодском районе Архангельской области проходил II открытый конкурс мастеров художественных ремёсел среди людей разного возраста и положения – от школьников до известных мастеров. На конкурсе нужно было представить свою исследовательскую работу по какому-либо виду традиционного народного ремесла Арангельской области. Один школьник из г. Вельска подготовил своё выступление о берестяном пестере. После выступления ему задали один вопрос – «А сейчас пестери востребованы в вашем районе?». Ответ был таков – «Нет, они сейчас не нужны». Этот ответ на вопрос очень показателен для современного общества и выражает настоящее положение дел с востребованностью традиционных народных ремёсел.

Традиционные народные ремёсла сегодня не востребованы с той функцией, которая существовала века и тысячелетия. Сегодня в центрах традиционной народной культуры, школах народных ремёсел, студиях ведётся работа по сохранению, возрождению и развитию традиционных народных ремёсел.

Возрождение ремёсел напрямую связано с жизненной необходимостью ремесла в каждой конкретной ситуации. Если нет необходимости в ремесле, то нет смысла его возрождать, поскольку любое ремесло в любой точке своего жизненного цикла жёстко привязано к жизнедеятельности человека. Ремесло существует для жизни человека, иначе это реконструкция, игра в «старое».

Актуализация традиционных народных ремёсел это деятельность:
— по изучению и фиксированию накопленных ремесленных знаний прошлого и настоящего времени современными информационными технологиями,
— по освоению ремесленных навыков,
— по включению в культуру современного общества предметов, образов и мотивов народного искусства.

Сохранение традиционных народных ремёсел не обеспечит их востребованности, поскольку ремёсла неактуальны в современном окружении человека.

Очевидно, что проблему невостребованности традиционных народных ремёсел может решить актуализация, которая позволит изменить традиционные народные ремёсла в соответствии с требованиями современности

Мы можем утверждать, что актуализация – естественный путь развития ремесла, так как она существовала всегда, поскольку среда обитания человека изменялась постоянно в длительном историческом контексте. Человек приспосабливался к новым условиям жизни – будь-то изменение климата, переселение народов, изменение общественного строя и многие другие изменения. Очевидно, что актуализация ремёсел была естественным процессом в жизни людей. С другой стороны, когда появляются новые технологии для облегчения труда человека, то ремесло актуализируется посредством этих технологий, например, с появлением токарных станков по дереву изменялись ремёсла деревообработки. Такая актуализация является процессом развития ремесла.

Так было на территории России до начала советского периода индустриализации. После этого времени традиционные народные ремёсла стали терять свою роль в жизнеобеспечении человека: предметы домашнего ремесла стали заменяться предметами промышленного производства. Функция ремёсел стала переходить к промышленности, плану и массовому производству.

В середине 70-х годов ХХ века ремёсла вызывают интерес у искусствоведов на фоне поддержки народных художественных промыслов правительством СССР. Функция ремёсел в этот момент рассматривается не со стороны жизнеобеспечения человека, а со стороны эстетического восприятия предметов и объектов ремёсел, со стороны народного искусства. Но с тех пор и до наших дней исконная функция традиционных народных ремёсел так и не восстановилась, а лишь ещё более изменилась – стала сувенирной. Народные традиции- это, конечно, замечательно. С их помощью сохраняется какая-то самобытность народа, самоопределение, в каком-то смысле.

НО: далеко не всякие народные традиции могут сохранить свою актуальность и подойти для современности.

К примеру, такая исконно народная традиция, как колядование. Очень и очень сомнительно, что в наше время найдётся много людей (во всяком случае, в здравом рассудке), которые пожелают открыть дверь своей квартиры галдящей компании совершенно незнакомых поддатых людей (а учитывая русский менталитет вряд ли стоит надеяться, что толпа будет сплошь трезвая), от которых неизвестно, чего ожидать.

Есть, конечно, и совсем безобидные традиции (например, всем известные блины на масленицу или яйца на пасху), но чтобы эти традиции существовали и в будущем, о них нужно рассказывать, их нужно поддерживать, создавать к ним интерес. А многие в наше время считают всё это абсолютно ненужным и неинтересным.

А про традиции, узнать о которых теперь можно разве что из книг о древней Руси, и говорить нечего.

Преобразование ремесленных предметов прошлого

в формат современности

Изменилось жилище человека с деревенских просторных домов на тесные квартиры в многоэтажных кирпичных домах – значит, изменился весь быт человека. Изменились требования к кухонной утвари – ёмкости для хранения продуктов не должны быть такого размера как были в деревенском доме, а должны соответствовать размеру шкафов и полок кухни.

Не только с изменением размеров жилища, но и с изменением применяемых материалов в строительстве домов, отделки помещений, изготовлении мебели, предметов быта, одежды и всего другого, что нас окружает дома, в том числе с изменениями в образе жизни. Напольное покрытие современной квартиры чаще всего гладкое – линолеум, кафель, ламинат, и традиционные тканые дорожки будут скользить под ногами, что неудобно. Такие тканые половики можно стелить на диван, стулья и кресла. Пример такого использования можно увидеть в Башкирии в туристическом комплексе «Тенгри» – из тканых дорожек сшиты чехлы на офисные стулья, которые красивы и удобны в использовании.

Необходимо отдельно сказать о таком явлении, как изготовление традиционных ремесленных предметов из нетрадиционных материалов. Плетёные корзины из пластиковых лент (разрезанные использованные пластиковые бутылки) и вязанные круглые коврики из полиэтиленовых пакетов. На первый взгляд человека неравнодушного к народному искусству такие вещи вызывают оторопь и отвращение – как можно заменять бересту на пластик использованных бутылок? С точки зрения художественного восприятия предмета это так. А вот с точки зрения деревенского мастера, изготовившего такую корзину, несколько иначе – в лес идти далеко, снимать бересту тяжело, с ногами плоховато, а у соседей много использованных пластиковых бутылок, которые никто не утилизирует, а в огород закапывать никто не хочет, можно корзин для всех соседей наплести, которые износу знать не будут. Защитник окружающей среды встанет на сторону мастера – отличное решение по утилизации бытовых отходов. На Западе уже продолжительное время существует плетение корзин и других предметов из нетрадиционных современных материалов. Хорошо это или плохо – оценивать каждому лично, но актуализация ремесла здесь налицо – замена традиционного материала на нетрадиционный для обеспечения жизнедеятельности человека в век пластиковой упаковки.

Изменение окружения современного человека

под формат ремесленных предметов

За последние 100 лет технологический прогресс настолько изменил окружение человека, что ручной мельнице и прялке в доме просто нет места и смысла – мука, хлеб, нитки и одежда продаются в магазине и доступны всем слоям населения. Можно ли говорить о каком-либо воздействии традиционных ремесленных предметов на окружение человека? Несомненно, да! Дело здесь в физических свойствах и эстетическом содержании ремесленных предметов. С одной стороны, назначение и технологии изготовления предметов устарели настолько, что им нет места в домашнем быту. С другой стороны, эти качества являются уникальными в наши дни и используются дизайнерами в качестве новых и привлекательных идей для дизайна кафе, ресторанов, магазинов, развлекательных центров, различных мероприятий. Эстетическое содержание используется ещё шире, поскольку украшать можно не только интерьеры общественных мест, но и всё, что окружает человека каждый день: экстерьеры, одежду, упаковку продуктов, посуду, мебель. Декорируются традиционным орнаментом поверхности из различных материалов, как натуральных, так и искусственных: дерево, керамика, пластик, стекло, различные ткани, полиэтилен, бетон и другие. Придумывают и украшают современные предметы мастера по традиционным росписям и дизайнеры. Дизайнеры выполняют стилизацию элементов росписи и размещают созданные элементы на различных поверхностях предметов по законам современного дизайна: остановках транспорта, информационных табличках, посуде, бетонном заборе, одежде, автомашинах, самолётах.

Если вы видели хотя бы один сюжет об Олимпиаде-2014 в Сочи, то наверняка заметили яркий разноцветный орнамент, покрывающий практически все поверхности, связанные с главным спортивным праздником.

Везде — начиная от формы спортсменов до оформления олимпийских зданий, от автомобилей до сувенирных брелков и магнитов — везде эти бойкие, сочные ромбики, глядя на которые так и хочется улыбнуться и сказать: «Ай, хорошо жить на свете!» Перед дизайнерами-разработчиками стояла задача: создать запоминающийся, современный и узнаваемо русский образ нашей зимней Олимпиады.

Лоскутки-ромбики, из которых оно «сшито», — это фрагменты традиционных русских росписей, резьбы, вышивки, гравировки по металлу. Если присмотреться, их легко можно разглядеть.

Этот узор состоит из 16 орнаментов, взятых из самых популярных русских национальных промыслов:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *