Как вы думаете с чем связано появление искусства
Интересно, а с чем связано возникновение искусства первобытного человека?
Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни.
Искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Древний охотник живет охотой. Он все знает о повадках животных, их нраве, о том, как их лучше добыть. Охотясь, он ассоциируется с животным, вживается в него, становясь им, чтобы лучше чувствовать его.
Нарисованный образ дает возможность поклоняться «до того, как. «, чтобы заранее задобрить животное с целью облегчения охоты. Образу приносят подношения и возникают ритуалы, связанные с обрядом задабривания животных. Так возникали первые верования, которые в дальнейшем превратятся в религии.
Первые изображения, а до них разного рода глиняные и каменные фигурки, служили для поклонения и задабривания, т. е. искусство, которое возникло из этих артефактов, возникло на желании задобрить кого-либо. Для того, чтобы появилось желание задобрить, какие чувства должны быть в душе? Страх и вина.
Древний человек боялся голода и чувствовал себя виноватым в убийстве животного. Поклоняясь, он избавляется от этих чувств.
Появление искусства
Вы будете перенаправлены на Автор24
Искусство – это, творческое воспроизведение действительности в художественных образах; творческая художественная деятельность.
Зарождение искусства
Искусство является показателем развития не только духовной, но и материальной культуры. Искусство в определенной степени отражает окружающий мир, то есть является его копией.
Древнейшее искусство неразрывно связано с магией, ритуалами, мифами. Для первобытных охотников пронизанное копьем изображение зверя считалось ритуальным и приносящим успех на охоте. Древние люди создавали различные знаки, выступающие в качестве оберегов и защиты, как самих людей, так и их жилища.
Считается, что отпечаток руки является одним из первых произведений первобытного человека. Чаще всего археологи находили отпечаток левой руки. Такие изображения служили знаком обладания и власти над прилегающей территорией.
По мнению археологов, основные виды искусства начали появляться в эпоху палеолита. Памятники искусства, относящиеся к этому периоду находили в Европе, Северной Африке и южной Азии.
Рисунки древних людей были примитивны. Они изображали животных на известняковых стенах пещер, отпечатки рук, обведенные краской, сделанные пальцем по сырой глине волнообразные полосы.
Со временем в пещерной живописи происходил прогресс и на стенах пещер появлялись цветные изображения. Первобытные художники использовали охру, красно-желтый железняк, черный марганец и уголь в качестве красок, прибегая в ряде случаев и к технике рельефа.
Рисунок 1. Наскальная живопись. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
В период Мадлен (около 20-10 тыс. до н.э.) образы животных приобретают конкретные очертания. Животные изображаются уже не статично, а в движении. Художники начинают использовать не один цвет для раскрашивания, а несколько, что позволяло моделировать объемные формы. Такие рисунки не просто отображали облик животного, а показывали его эмоции, характер, повадки, силу.
Готовые работы на аналогичную тему
В период верхнего палеолита особое распространение получили статуэтки – «палеолитические Венеры». Первобытные скульпторы отдавали предпочтение природному и животному началу. Древний человек всячески избегал детализации и конкретики в изображении лиц и не привязывал изображение к конкретной модели.
Во времена мезолита, центр интереса художников переместился с животного на человека. Постепенно он стал возвышаться над природой, в подтверждение этому служат сюжеты, связанные не только с развитием хозяйственной или военной деятельности, но и с их развлечениями.
В эпоху неолита усиливается роль магии, развивается мифология, происходит переход от матриархата к патриархату, благодаря этому укрепляются родовые связи между людьми.
В наскальных рисунках отмечается схематизм в изображениях, что особенно ярко проявилось в петроглифах, которые высекались на открытых участках прибрежных скал и крупных валунах. Эти изображения достигали высоты до 10 метров и чаще всего это были схематически выполненные фигуры оленей, лосей, медведей, китов, рыб, тюленей. Изредка встречались примитивные изображения людей.
Теории происхождения искусства
На протяжении длительного времени ученые, и историки пытались разгадать тайну зарождения искусства. По современным данным считается, что зарождение искусства начинается со времен палеолита, около 30-40 тысяч лет до н.э.
Насколько искусство разносторонне, настолько много существует различных точек зрения о причинах его появления:
Богословская или религиозная теория предполагает, что зарождение искусства связано с божественным началом. Красота – это имя Божье, а искусство – выражение любви и восхищения к Богу и всему, что он создал.
Теория игры исходила из положения, что человек неразрывно связан с животным миром. Так как у животных игра это биологическое явление, то и искусство считается одним из естественных природных явлений. Сторонники данной теории Ф. Шиллер, Спенсер, К. Блюхер, В. Фриче считали искусство разновидностью игры. По их мнению, искусство возникло ради удовольствия, так как в игре человек не обременен мыслями о заботах и тревогах. В настоящее время теорию игры никто не разделяет. Если бы у древнего человека искусство было как игра, то зачем ему делать свои рисунки глубоко в пещерах, куда не попадает солнечный свет? Или для чего рисовать на потолке, чтобы потом любоваться рисунком с запрокинутой головой?
Лукреций, Конт, Сеченов, Даламбер придерживались теории подражания. Особенно ярко элемент подражания выражается в первобытном искусстве. Из-за слаборазвитого интеллекта первобытные люди подражали повадкам животных. Наблюдая за животными, птицами, насекомыми древние люди у паука научились ткать, а у птиц строить жилища.
Сторонниками теории «инстинкта украшения» были Дарвин, Гроссе, Нардау, Фрейд, Ланге. По их мнению, стремление к прекрасному толкнуло древних людей на различные шаги. Желание украсить себя и показать свое превосходство, сделать себе приятное заставило человека начать создавать произведения искусства. Изготовление украшений, нанесение на свое тело татуировок, раскрашивание тела до сих пор существует у народов, находящихся на первобытном уровне развития, так же сохраняется и в современном обществе.
Гипотеза информационного взрыва заключается в том, что с появлением и развитием искусства возникла необходимость сохранить и передать культурную информацию. Следы, которые оставлял человек на песке или мягкой земле служили средством общения. В дальнейшем люди намеренно оставляли свои следы с целью самоориентировки и ориентировки в пространстве других людей.
Гипотеза демонстрации трофеев. Предполагалось, что первобытная живопись возникла, как способ демонстрации охотничьих, военных и других успехов. Те, кто демонстрировал свою силу и ловкость, благодаря добытым трофеям, удачно проходили естественный отбор. Выставленные на всеобщее обозрение черепа убитых хищников давали их обладателям преимущество. Но трофеи были легкой добычей для завистников и недругов в отличие от изображений костей и черепов, которые невозможно украсть или испортить. Поэтому представители данной теории Итон и Конки считали, что искусство зародилось благодаря желанию человека выделиться и демонстрировать другим свое преимущество.
Наиболее полно, исторически грамотно и научно обосновано дает ответ на вопрос о происхождении искусства материалистическая теория. По мнению сторонника теории Плеханова к зарождению искусства причастна общественная жизнь и ее основа – труд. Первобытному человеку пришлось сотни лет трудится, чтобы вместо грубого рубила можно было пользоваться острым резцом и выгравировать им первые изображения на камне. Эта же деятельность помогла развить подвижность руки и способность к художественному творчеству.
В процессе трудовой деятельности совершенствовался и сам человек, развивалось его сознание. Благодаря труду произошло развитие духовных способностей, приведших к формированию эстетических чувств и потребностей.
На всем протяжении развития человека искусство играло в этом важную роль. Человек мог бы не стать человеком не будь у него возможности выражать свои мысли, чувства, эмоции в творчестве. Судя по древним произведениям первобытного человека, он обладал не меньшими творческими способностями, чем современный. Искусство для первобытного человека было неотъемлемой частью его жизни и потребностью. Может быть, именно поэтому не ослабевает интерес к феноменам художественной культуры первобытности, наследие которой сказывается на развитии современного искусства и духовной жизни в целом.
§ 3. Верования и искусство первобытного человека
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
Подведём итоги
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Жизнь первобытных людей. Возникновение искусства и религиозных верований. 5 класс. История Древнего мира.
Жизнь первобытных людей. Возникновение искусства и религиозных верований. 5 класс. История Древнего мира.
Вопросы
Задай свой вопрос по этому материалу!
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Верования и искусство первобытного человека
Зарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
Подведём итоги
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Как вы думаете с чем связано появление искусства
Зародившись ещё в каменном веке, оно многим обязано труду. Искусство представляет собой один из способов познания окружающего мира, как с естественной, так и с религиозной точек зрения. Люди начали заниматься им даже раньше, чем у них сложилось понятие о нем.
Первое искусство приходится на эпоху среднего палеолита (300-30 тысяч лет назад) и достигает расцвета только лишь спустя 250 тысяч лет, а именно – в верхнем палеолите.
Бытует мнение, что доисторическое искусство возникло из-за врожденной человеческой склонности к игре, к украшению, к подражанию. Это «Теория игры».
Но из-за различных обрядов, проводимых ранее людьми, искусству позже приписывают возникновение в результате «Магической теории».
Человека в древнем творчестве изображали крайне неумело, ведь раннее искусство было направлено прежде всего на познание окружающего мира.
Люди старались изображать животных как можно точнее, потому что верили, что от качества изображения и проведённого позднее обряда будет зависеть исход охоты.
Несколько позже “художников” стал интересовать не только облик зверя, но и его жизнь.
Рисуя фигуру животного, человек в каком-то смысле овладевал им, ведь он познавал его, а познание – ключ к господству над природой.
Но поначалу изображения на стенах были расположены беспорядочно, без попытки передать плановость, окружение, фон.
Все было совсем иначе с рисунками, которые помещали в естественное обрамление – их вписывались довольно искусно. Так зарождались элементы будущего прикладного искусства.
Ситуация меняется в эпоху верхнего палеолита, когда начинают встречаться многофигурные, осмысленно расставленные внутри, композиции.
Здесь фигуры пространственно объединены и выделен передний план.
Вместе с тем эпоха палеолита начинает познавать орнамент – различные спирали, зубчики и волнистые линии все чаще появляются на орудиях труда.
Но свой верх орнамент берет в неолитическую эпоху, наряду с развитием гончарного производства. Глиняные сосуды того времени были украшены различными узорами, начиная с концентрических кругов и заканчивая шахматными клетками.
В искусстве неолита, а затем и бронзового века, наблюдается совершенствование орнамента и схематизация людей в рисунке путём перенесения орнаментальных приёмов на изображение человека и животного.
Если раньше человек рисовался неточно из-за банального неумения, то теперь он рисуется таким намеренно.
В связи со скорым более сильным разделением труда, в общине было обусловлено расщепление первоначального взгляда на мир, а именно – первобытная магия, становящаяся усложнённой системой мифологического представления. Это подразумевало собой наличие «второго мира» – таинственного и загадочного.
Кругозор человека расширялся, появлялось все больше вопросов. Люди все сильнее пытались понять окружающий их мир.
Из-за этого в культах начинают выделяться жрецы, колдуны, но в их руках искусство утрачивает свой изначально реалистический характер.
Когда изображение существа становится идолом, то значит и совсем превращается во что-то отдаленное от реальности. У каждого народа по-своему деформированы специальные культовые изображения. Отсюда берутся устрашающие идолы ацтеков, грозные истуканы полинезийцев и прочие.
Но тенденция к схематизации была далеко не всепоглощающей. Наряду с ней продолжает развиваться реалистическая линия, осуществляемая в областях творчества, имеющих наименьшую связь с религией. Тем самым идёт создание предпосылки для товарного производства, что знаменательно переходом от родового строя к классовому обществу.
Происходит расцвет художественных ремесел. Схематизируя изображение, человек учится обобщать понятие линии как таковой. Без этих постепенно накапливающихся навыков был бы невозможен переход человека к новым художественным ценностям. В период неолита складывается окончательное понятие о ритме и композиции в искусстве.