Как вы объясните ребенку что необходимо сделать в упражнении зрительная память
Развитие зрительной памяти детей дошкольного возраста
За многолетний опыт работы выяснилось, что родители стараются развивать память ребенка, заучивая с ним стихи, скороговорки, пословицы. А вот зрительной памяти уделяют внимания значительно меньше. И, конечно, зря.
Ведь именно хорошо развитая зрительная память позволяет ребенку делать гораздо меньше ошибок при письме, легче и быстрее запоминать таблицу сложения, умножения, а потом и запоминать все основные формулы в математике и физике.
А недостаточная сформированность зрительной памяти не только отрицательно влияет на общий уровень успеваемости ребенка, но и может вызвать определенные трудности в школе, например,
1. Ребенок не запоминает конфигурацию букв, т. е буквы не узнаются, а следовательно буквы не соотносятся с определенными звуками, т. е. ребенок не может овладеть чтением.В чтении характерны следующие ошибки: неправильное прочтение букв, недочитывание концов слов, неправильные ударения, пропуски слова, строки, недостаточное или даже искаженное понимание читаемого. Также ребенок не запоминает цифры, что ведет к проблемам с математикой.
2. Ребенок заменяет сходные по элементам написания рукописные буквы, какие буквы, например, п-к, п — и, с — о, и — ш, л — м. т. е он неправильно пишет слова и предложения
3. Если у ребенка не развита зрительная память ребенок может не «видеть» строку в тетради, ему трудно следить за строкой. А это ведет к потере строки, недописыванию примера, строчки, соскальзыванию с одной строки на другую.
4. Также у ребенка может быть так называемое «зеркальное письмо» (когда слова, буквы, цифры, элементы букв, цифр пишутся справа налево).
5. Если у ребенка не развита зрительная память, он плохо запоминает конфигурацию и название геометрических фигур, заменяет сходные по форме фигуры (круг, ребенок может назвать овалом, квадрат — ромбом, или прямоугольником).
6. Также возникают трудности в копировании букв, цифр, геометрических фигур.
Таким образом, многих родителей интересует один вопрос – как можно развить память своего ребёнка? Особенно конечно этот вопрос интересует тех родителей, чьи дети учатся в школе, но чтобы избежать выше сказанных трудностей. развивать зрительную память необходимо уже в детском саду.
Чтобы развить зрительную память ребенка, ее нужно тренировать, играя с ребенком в специальные игры.
Конечно, если вы будете играть в игры на развитие зрительной памяти один раз в неделю, толку будет немного. Как и всякая тренировка, они должны выполняться регулярно и понемногу. Выберите время, которое вы можете выделить 2-3 раза в неделю и играйте. Времени надо совсем немного, минут 5- 10 для дошкольнолков, 10-15 для первоклашек, а для старших детей и того меньше.
С малышами от двух лет можно играть в «Волшебный мешочек». Изготовьте небольшой мешок из яркой ткани или возьмите обыкновенный подарочный пакет и несколько игрушек. Вместе с ребёнком рассмотрите все игрушки, а затем одну за другой отправьте в мешок. Предложите ребёнку назвать все предметы, которые оказались в мешке.А потом вместе с ним достаньте и убедитесь: никого не забыли?
Следующая игра называется «ДЕНЬ РОЖДЕНИЕ»
Взрослый рассаживает перед ребенком 5-6 игрушек, ставит чашки, блюдца,другую посуду и столовые приборы и говорит:
«У мишки день рождения. Все гости собрались пить чай. Посмотри внимательно, кто где расположился. Но вот начался салют, и гости выбежали посмотреть на него, а когда вернулись, кто-то занял не свое место. Помоги исправить ошибку. Вспомни, кто где сидел»
Детям чуть постарше можно предложить игру «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Взрослый расставляет перед ребенком на столе или ковре несколько игрушек и просит ребенка внимательно посмотреть на игрушки.После этого взрослый незаметно убирает одну из игрушек и говорит: «ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ?»
Игру можно усложнить, переставив игрушки местами. Ребенка попросить поставить игрушки в нужной последовательности
Игру «УЗОРЫ» для этой игры понадобятся разноцветные счетные палочки. Взрослый на столе выкладывает из 4-5 из палочек одного цвета узор,а потом говорит ребенку:
«Посмотри внимательно на этот узор и постарайся запомнить, как расположены палочки. Вдруг подул сильный ветер, и все палочки разлетелись. Помоги! Попытайся восстановить узор».
Эту игру можно усложнить – узор можно составить из разноцветных и увеличить их количество
Чтобы развивать зрительную память у детей старшего дошкольного возраста можно предложить им картинки, буквы, цифры.
Также эту игру можно усложнить, если взять фигуры разного цвета,
или же поменяйте расположение фигур
Следующая игра «Запомни картинки»
Для игры понадобиться десять картинок и немного свободного времени. Разложите их на столе и в течение 30 секунд запоминайте вместе с ребенком. Затем убираете их и поочередно называете по одной. Проиграет тот, кто не сможет вспомнить еще не названную картинку
Внимательность на прогулке
Вы же все равно ежедневно гуляете на улице, так почему бы не использовать это время для развития зрительной памяти. Все, что для этого нужно – обращать внимание малютки на рекламные щиты, яркие вывески магазинов, дорожные знаки. А по приходу домой попросите его нарисовать то, что он запомнил.
Мнемодророжки по автоматизации звуков Предлагаю вашему вниманию мнемодорожки по автоматизации звука (Ш). Существуют много разнообразных приемов работы, позволяющих добиться.
Презентация «Игры для развития зрительной памяти» Игры направленные на развитие памяти дошкольников 1)ПЕКСЕССО/ парочки Цель: развитие зрительной памяти и внимания. Материал: 4 пары карточек.
Консультация «Методики развития зрительного внимания и памяти у дошкольников»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Консультация для родителей и педагогов ДОУ
«Методики развития зрительного внимания и памяти
Конечно же, каждый родитель хочет, чтобы их ребенок успешно учился. Многие родители считают, что если ребенок умеет считать и писать, значит, он подготовлен к школе. Но многие дети, имеющие отклонения в развитии и страдающие аутизмом бегло читают и считают уже в 3 летнем возрасте. Бывает, что и дети имеющие нарушение интеллекта уже в дошкольном возрасте знают цифры и буквы, но не могут читать и отсчитывать нужное количество предметов, так как у детей не сформировано мышление. Они не умеют строить умозаключения, делать анализ, выполнять многоступенчатые инструкции, их внимание рассеяно, ребята не могут самостоятельно сосредоточиться на выполнении задания, им необходим контроль, многократные повторения и помощь взрослого. У ребят не сформированы психические функции, то есть страдает восприятие, внимание, память и мышление.
Следовательно, ребенка надо развивать и учить. Но дети, как правило, не любят заниматься, но они любят играть. Значит, развивать все психические функции, в том числе зрительное внимание и память необходимо через игру.
В психологии игра рассматривается как ведущая развивающаяся деятельность в дошкольном возрасте. Игре принадлежит огромная роль в развитии всех психических процессов, в том числе памяти и внимания. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность детей воздействия на мир.
В связи с тем, что игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного возраста, игра и игровые упражнения становятся наиболее эффективным методом развития психических процессов у дошкольников. Но стоит заметить, что нет таких игр, которые бы развивали только память, только внимание, только мышление или восприятие. Любая игра развивает сразу несколько психических функций.
Возьмем упражнения на зрительную память. Посмотрите внимательно на сюжетную картинку в течении 30 секунд и постарайтесь её запомнить. А теперь вспомните, что было нарисовано, каким цветом и формой, где, что располагалось. Скажите, какие же функции работали у вас при выполнении данного упражнения?
Вывод. Чтобы запомнить, что нарисовано на картинке, вы на неё посмотрели, значит, работало ваше восприятие, вы сосредотачивали внимание, чтобы увить все детали картины, работало также и мышление, так как вы старались запомнить, что где расположено и какого это цвета размера или формы. Следовательно, развиваются сразу все функции, хотя это упражнение в первую очередь на тренировку памяти.
Возьмем игру на зрительное внимание. Вам необходимо найти одинаковые предметы. Какие психические функции у вас при этом работают?
Вывод. Вы наверное заметили, что работало восприятие, мышление, так как мы сравнивали предметы между собой, а также память, потом чтобы исключить не нужные предмет мы на него смотрим и запоминаем, а потом ищем.
Следовательно, мы развиваемся всесторонне, и все эти процессы взаимосвязаны между собой. Но бывает, что какие-то процессы работают значительно лучше других. Бывает так, что у ребенка отличная память, но страдает логическое мышление или внимание. Но если страдает память, мы не можем сказать, что у ребенка хорошее логическое мышление, так как прежде чем провести какой-то анализ, у нас должен быть запас знаний. В игре «Четвертый лишний» ребенок должен исключить неподходящий предмет. Значит, его память должна хранить какую-то классификацию, чтобы он смог отграничить одни предметы или картинки от других, то есть, это дикие животные, а это домашнее
Итак, давайте рассмотрим, что же такое память и внимание, раз их значение так велико в развитии ребенка.
Память – это психический процесс, который включает в себя процесс запоминания и хранения информации. Память дошкольников носит в основном непроизвольный характер. Детская память очень пластична. Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению. В дошкольный период память развивается очень интенсивно, поскольку дети начинают задавать множество вопросов и получают огромное количество информации. В этот период по скорости развития она опережает другие способности. Вот чем объясняется легкость, с которой 3-6 летние детишки запоминают стишки, сказки, считалки, загадки, а также все необычное и красочное.
У детей дошкольного возраста внимание направлено на их внутренний мир. Когда ваш ребенок вдруг останавливается и смотрит в одну точку, знайте, в этот момент его внутреннее внимание достигает наивысшей точки. Этот момент мы и принимаем за рассеянность.
Внимание ребенка – это индикатор интересов ребенка. Внимание ребенка может привлечь только то, что ему интересно. Поэтому ели вы хотите, чтобы ваш ребенок был внимательным, играйте с ним и в процессе игры, он усвоит все, что вы хотите ему донести.
Внимание и память ребенка – это два взаимосвязанных психических процесса, которые развиваются параллельно и являются условием развития друг друга.
Ребенок познает мир при помощи своих анализаторов – слух, зрение, обоняние, осязание и тактильные ощущения.
Мы знаем, что до 70 процентов информации об окружающем мире мы получаем благодаря зрению. Зрительные нервы в несколько раз толще слуховых. Поэтому информация, полученная с помощью зрения, наиболее запоминается и привлекает больше внимания.
Что же такое зрительная память и зрительное внимание.
Зрительная память – способность к запоминанию образов, которые мы видим, это могут быть игрушки, картинки, ролики, фотографии и.т.д. Как правило, увиденное запоминается лучше и надолго. Так же интересные картинки или игрушки сразу привлекают внимание ребенка, это и есть зрительное внимание. Зрительное внимание и зрительная память взаимосвязаны друг с другом и помогают друг другу.
Главным же условием работы является сохранение дружелюбной эмоциональной атмосферы. Все упражнения выполняются в игровой форме. Если ребёнок хочет, чтобы родители тоже выполняли эти задания, родители должны быть к этому готовы. Взрослым это тоже не помешает, а ребёнок будет чувствовать себя гораздо увереннее, если будет выполнять задания не один.
Нужно хвалить ребёнка за достигнутые результаты. Похвала послужит толчком к его дальнейшим занятиям.
Родителям надо помнить, что заниматься с ребёнком 2-3 раза в неделю не достаточно. Нужно набраться терпения и уделить этим занятиям столько времени, сколько потребуется ребёнку для улучшения его результатов. Лучше всего заниматься ежедневно по 15-20 минут. Главным достижением этих занятий будет формирование у ребёнка интереса к развитию самого себя.
Методики развития зрительного внимания
Интересная и весёлая игра на развитие внимания. Малыш должен внимательно посмотреть на маму 20-30 секунд, отвернуться и ответить на все мамины вопросы. Они могут быть самыми разными: «Какого цвета моя юбка?», «На мне висят бусы?», «Накрашены ли у меня губы?» Потом можно меняться ролями.
Игра «Исключение лишнего». Предлагается карточка с изображением 4-5 предметов, один из которых отличается от остальных. Необходимо его найти.
Игра «Разведчики» . Ребенку предлагают рассмотреть достаточно сложную сюжетную картинку и запомнить все детали. Затем взрослый задает вопросы по этой картинке, ребенок отвечает на них.
Игра «Выкладывание узора из мозаики или из палочек» . Ребенку предлагают выложить из мозаики (или палочек) по образцу букву, цифру, узор, силуэт и т. п.
Игра «Найди отличия» . Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Необходимо как можно быстрее найти их.
Игра «Лабиринт ». Пройти по лабиринту, прослеживая путь взглядом, пальцем или карандашом.
Игра «Дорисуй» . Ребенку нужно назвать, что отсутствует в изображении предметов, и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
Игра «Найди одинаковое» . Ребенку предлагают таблицу, где изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Игра «Найди предмет по его тени».
Поиск одинаковых картинок
Игры на поиск картинки по образцу.
Игры «Лото» и «Домино».
Логические задания на поиск заданной последовательности.
Когда гуляете, описывайте все мелкие детали, встречающиеся вам на пути. Например, какие ярко-зелёные листочки на деревьях, какой красивый манекен на витрине, как весело виляет хвостом собака. Больше разговаривайте с крохой.
Мама (папа) в подробностях описывают ребёнку предмет, находящийся в комнате, но не называют его. Он должен сам отыскать его, угадать, о чём рассказывают. Начать нужно с общих черт, которые могут объединять загаданный предмет с другими. Потом постепенно сужать круг признаков. Чем раньше кроха угадает, тем лучше у него развивается внимание.
Подобного рода игры на развитие внимания у детей 3-4 лет позволят полноценно сформироваться данной психической функции. Это существенно облегчит жизнь малыша в дальнейшем, повысит его успехи в школьном обучении, придаст уверенности в собственных способностях.
Методики развития зрительной памяти
Что изменилось? Разложите перед ребенком на столе или полу от 4 до 7 различных предметов (картинок). Дайте ребенку время запомнить, где что лежит. После этого попросите малыша отвернуться, а сами:
— уберите один предмет (картинку)
— либо замените его на др. предмет (картинку)
— как вариант: поменяйте две вещи местами
Попросите ребенка определить, что изменилось.
«Найди сам». Для нее необходимо склеить 4 и 3 коробка из-под спичек, поставив их друг на друга так, чтобы получились 2 башенки. На первом этапе l игры в один из коробков кладут, например, пуговицу и коробок закрывают. Ребенку предлагают показать, куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение. На втором, более сложном этапе, в разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета. На третьем этапе предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения башенки кроха может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти) или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста — на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).
«Узнай предмет». Ребенку старшего дошкольного возраста завязывают глаза, и по очереди кладут в его вытянутую руку различные предметы. При этом их названия вслух не произносятся, малыш сам должен догадаться о том, что это за вещь. После того, как ряд предметов (3-10) будет обследован, ему предлагают назвать все эти вещи, причем, в той последовательности, в которой они вкладывались в руку. Сложность задания заключается в том, что малышу требуется выполнять 2 мыслительные операции — узнавание и запоминание. Взять до 10 предметов, игрушек. Желательно, чтобы были похожие игрушки. Рассмотреть, подержать. Затем ребенок закрывает глаза и ему в руки кладется один из предметов. Он должен его обследовать и после этого предмет возвращается к остальным. Открыв глаза ребенок должен найти предмет.
«Чудесный мешочек». В полотняный мешочек кладут предметы, обладающие разными свойствами: клубок ниток, игрушку, пуговицу, шарик, кубик, спичечный коробок. И малыш на ощупь должен определять один за другим предметы в мешочке. Желательно, чтобы он вслух описывал их свойства. Маленькие дети могут сами складывать предметы в мешочек для лучшего запоминания. Детям постарше дают уже наполненные мешочки.
«Чудесные пары». Необходимо подобрать 10 картинок, связанных между собой по смыслу: должно получиться 5 пар, например: еда-ложка, окно-дверь, лицо-нос, яблоко-банан, кошка-собака. Эти картинки показывают ребенку. Через некоторое время малышу показывают только первую картинку из пары, а вторую он должен вспомнить и назвать. Для тренировки долговременной памяти можно предложить ребенку вспомнить пары картинок через полчаса.
«Магазин» (для малышей, начиная с 3-х лет) нравится всем детям. Она также хорошо развивает память, если создает мотив, побуждающий запомнить и припомнить. Например, ребенок, выступающий в роли покупателя, должен пойти в «магазин» и «купить» заданный предмет.
«Нарисуй фигуру». Ребенку показывают 5 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант — попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
Игра «Кто больше запомнит?» для 2-6 летних. Детям последовательно, одна за другой, показывают картинки с изображением различных предметов, которые они должны рассмотреть и запомнить, и просят назвать, кто что вспомнит. Выигрывает тот, кто назовет максимальное количество.
Игра «Угадай, что исчезло»
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки.
Выложите перед малышом игрушки, попросите его посмотреть внимательно и назвать, какие игрушки он видит. Затем попросите его отвepнуться: «Игрушки хотят поиграть с тобой в прятки, отвернись, пожалуйста». Когда ребёнок отвернется, надо убрать одну игрушку и попросить ребёнка угадать, какая игрушка спряталась.
Постепенно игру нужно усложнять. Когда ребёнок отворачивается, можно не только убирать, но и добавлять одну игрушку: «Ой, к нашим игрушкам приехал гость (гостья). Кто это?». Малыш должен угадать, какая новая игрушка появилась
Для игры понадобятся 3-4 разные игрушки, или карточки-картинки, или можно использовать любые другие предметы. Предложите ребенку поиграть в очередь к врачу, парикмахеру, в банк или еще куда-нибудь. Расставьте вместе с ребенком игрушки по порядку, как будто они сидят в очереди. Попросите ребёнка отвернуться и уберите какую-нибудь игрушку. Спросите ребёнка: «Кто убежал из очереди?». Ребёнок должен назвать исчезнувшую игрушку. Верните ее на место, затем снова попросите ребёнка отвернуться и поменяйте две игрушки местами. Спросите: «Кто перепутал очередь?».
Игра «Подбери пару по цвету»
Игра «Найди цвет» Для игры понадобится коробка цветных карандашей и лист белой бумаги. Чем старше ребёнок, тем большее количество карандашей должно быть в коробке. 3-х летнему ребёнку достаточно 4 цвета (красный желтый, зеленый, синий).
Нарисуйте на листе бумаги небольшие фигурки (кружочки, квадратики, овалы, треугольники, колечки) в ряд каждым карандашом. Сколько карандашей в коробке, столько цветных фигурок должно получиться. Фигурки могут повторяться, главное, чтобы они были простыми и разных цветов. Если вы играете с 3-х летним малышом, ему достаточно 3 фигуры – круг квадрат, треугольник.
Покажите свой рисунок ребёнку, дайте ему коробку карандашей и попросите его нарисовать под каждой фигуркой точно такую же – такой же формы и цвета.
Для игры понадобятся 3-7 карточек с изображением разных животных или предметов.
Разложите перед ребёнком карточки и обсудите с ним все изображения. Пусть ребёнок назовет рисунок на каждой карточке, например: «Это ведерко», «Это слоник», «Это мячик», «Это собачка». Затем переверните карточки и спросите: «Где ведерко? Где Слоник? Где мячик? Где собачка?»
С трёхлетним малышом начинать играть надо с 3-х карточек и постепенно их увеличивать. Если играть в эту игру регулярно, к пяти годам ребёнок легко справится с семью карточками.
Игра «Прятки в шкафчике»
Для игры понадобятся пустые спичечные коробки, из которых склеивается шкафчик. Коробочки можно склеивать в разном порядке, с разным уровнем сложности. Самый простой шкафчик для трёхлетнего ребёнка: 3 склеенные коробки друг на друге. Самый сложный шкафчик для 5-ти летних детей: 3 коробки в высоту и 3 коробки в ширину.
Возьмите какой-нибудь маленький предмет, например пуговку, и на глазах у ребёнка положите его на любую полочку. Задвиньте её и повертите шкафчик, потом спросите: «На какой полке лежит пуговка?
«Где спрятана игрушка?»
Цель: развивать зрительную память и внимание ребенка.
Оборудование: три склеенных между собой спичечных коробка.
Хорд игры: в один из коробков на глазах у ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку или предмет (шарик, солдатика, ластик, пуговицу, колечко от пирамидки и др.). Затем ящички на некоторое время уберите. Попросите ребенка достать спрятанную игрушку.
Игру можно несколько усложнить:
а) убрать ящички на более длительное время,
б) спрятать 2, а затем и 3 игрушки,
в) заменить игрушки.
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: ребенку предлагают10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету. Ребенок должен рассматривать эти предметы в течение 2 минут. Затем картинки уберите, а ребенка попросите назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.
Эту игру можно организовать и с несколькими детьми. И в парах. Выигрывает тот из ребят, кто запомнил больше предметов.
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: попросите ребенка сначала внимательно посмотреть на картинку с изображением пяти знакомых предметов и назвать их.
Затем эту картинку закройте, предложите другую, на следующей странице, и спросите. Нет ли на ней предметов, которые были на первой картинке? Каких предметов не стало? Какие предметы появились вновь?
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок, на котором изображено 5 предметов. Затем рисунок закройте и предложите ребенку новый рисунок, на котором уже 7 предметов. Спросите его, нет ли здесь предметов, которые были на первой картинке? Какие предметы появились вновь?
«Какой игрушки не хватает?»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей.
Ход игры: поставьте перед ребенком на 15-20 секунд 5 игрушек.
Затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну игрушку. Спросите ребенка: «Какой игрушки не хватает?»
Игру можно усложнить:
увеличив количество игрушек,
ничего не убирая, только менять игрушки местами.
Цель: развивать зрительная память и восприятие.
Для проведения игры следует использовать 2 картинки. Одна картинка целая, другая – разрезанная по линиям. Можно взять для игры иллюстрации к сказкам, календарики, открытки.
Задание: предложите ребенку собрать картинку, используя образец. Затем образец нужно убрать, а ребенка попросить собрать картинку по памяти.
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть в течение 30 секунд – 1 минуты (чем меньше возраст, тем больше времени дается) на картинку и постараться запомнить детали картинки.
Затем переверните страницу; пусть ребенок посмотрит на второй рисунок и ответит, что изменилось?
Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть на рисунок в течение 30 секунд – 1 минуты и постараться запомнить все детали рисунка. Затем переверните страницу и покажите ребенку второй рисунок. Пусть ребенок ответит, что изменилось?
«Рисуем по памяти узоры»
Цель: развивать зрительную память.
Ход игры: на листе бумаги нарисовать узор. Предложить ребенку в течение 1 минуты посмотреть на этот узор. Затем узор следует убрать, а ребенка попросить воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, и мелкая моторика рук.
«Беспорядок в детской комнате».
Задание 1: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинку и рассказать, что лежит неправильно.
Задание 2: предложите ребенку по памяти нарисовать картинку, разложив все на свои места.
Цель: развивать внимание и зрительную память.
Изображенные на рисунке игрушки живут дома у очень неряшливой и небрежной девочки. Все они имеют жалкий вид.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть на картинки, а затем по памяти рассказать, что же случилось с игрушками?
Обсуждению рисунков следует уделять особое внимание, так как отдельные признаки предметов, на которые ребенок обращал внимание, позволяют формировать в его памяти образ предметов.
«Найди такой же корабль»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: предложить ребенку внимательно посмотреть на корабль в течение 5-10 секунд и запомнить его. Затем закройте корабль чистым листом бумаги и попросите ребенка найти такой же среди 7 кораблей.
Цель: развивать зрительную память, восприятие, внимание.
Задание: попросите ребенка внимательно посмотреть. Из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать такие же бусы на листе бумаги.
«Нарисуй по памяти картинку»
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Задание: предложите ребенку нарисовать на листе бумаги картинку, которую в течение 5 секунд показывал взрослый.
Цель: развивать зрительную память и внимание.
Ход игры: покажите ребенку в течение 2-3 секунд картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги.
Задание: предложите ребенку расставить точки в пустом квадрате так же, как они расставлены в первом.
«Опиши предмет и его образ»
Цель: развивать образную произвольную память.
Ход игры: игра проводится с группой детей. Детям раздаются кукурузные хлопья (или мелкое печенье). При этом хлопья (или печенье) должны отличаться по форме. Каждый ребенок должен внимательно рассмотреть свой портрет, каждую его деталь. Попросите детей рассказать о своем предмете, на что он похож, как выглядит, даже, если возможно, дать ему название. Дайте установку на запоминание своего предмета. Потом хлопья или печенье собираются. Каждый ребенок должен найти свой предмет, описать его образ.
Эту игру можно проводить с мелкими камушками.
Следует отметить детей, которые правильно нашли свои предметы [33].
Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге то, что он запомнил. Более сложный вариант – попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
(на развитие зрительной памяти для детей 3-6 лет)
Склеить 4 и 3 спичечных коробка, поставив их друг на друга так, чтобы получилось 2 башенки.
1 этап. В один из коробков кладут, например, пуговицу и закрывают. Ребенку предлагают показать. Куда положили пуговицу, в какую из башенок и в какое отделение.
2 этап. В разные отделения одной из башенок прячут уже 2 предмета.
3 этап. Предметы убирают в разные башенки, и ребенку нужно вспомнить, где что лежит. Открывать отделения ребенок может сразу после того, как предмет был спрятан (это развитие кратковременной зрительной памяти), или, к примеру, через полчаса, а для старшего дошкольного возраста – на следующий день (развитие долговременной зрительной памяти).
Цель: развития зрительной памяти.
Цель: развитие зрительной памяти.
Ход игры: посмотреть на предложенный выложенный (нарисованный) из геометрических фигур узор, запомнить его и самостоятельно выложить из таких же геометрических фигур (блоки Дьенеша).
Упражнения для развития зрительной памяти для детей 5-7 лет
— «На каких картинках предметы расположены одинаково?»
— «В каждом ряду найди лишний предмет»
— «Найди и дорисуй картинку, в которой чего-то не хватает»
— «В данной таблице закрась все круги зеленым карандашом, все треугольники – синим карандашом»
— «Нарисуй в аквариуме слева столько же рыбок, сколько их в аквариуме справа»
-«Соедини деревья одинаковые по высоте»
-«Посмотри на рисунки в рамке и найди их на картинке»
— «Раскрась на картинке всех зверей и птиц»
— «Найди такого же зайку, который нарисован слева (прикрыть картинку ладошкой)
— «Найди все предметы, которые могут летать,… плавать»
— «Найди все легкие предметы»
— «Найди все предметы, необходимые повару; строителю»
— «Назови все нарисованные предметы. Повтори все, что нарисовано».