Как вы понимаете что такое подробный пересказ
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 8 сентября 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к разделу «Жизнь дана на добрые дела» для 3 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 46-47.
Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомните, что мы называем юмористическим рассказом.
2. К какому жанру относятся рассказы из раздела «Жизнь дана на добрые дела»? Обоснуйте.
Это юмористические рассказы.
В них описываются смешные ситуации, в которых оказывались герои из-за собственных ошибок. Эти рассказы вызывают смех, но несут в себе поучительный смысл.
3. Вспомните, для чего составляется план.
План составляется, чтобы не забыть содержание текста; лучше пересказывать, не пропуская событий; лучше понять текст; соблюсти при пересказе правильный порядок событий.
4. Как вы понимаете, что такое подробный пересказ?
Подробный пересказ это детальный пересказ, близкий к тексту., без отступлений от событий.
5. Что нужно делать, если учитель предлагает пересказать какое-то одно событие, то есть сделать выборочный пересказ?
Выбрать из текста предложения о данном событии, составить план.
6. Как вы понимаете смысл высказывания «Жизнь дана на добрые дела»? Как можно было иначе назвать этот раздел?
Смысл этого высказывания в том, что человек должен делать добро другим людям и тогда его жизнь окажется прожита не зря.
Я бы назвала этот раздел «Смешно о серьёзном», ведь в каждом рассказе раздела затронуты важные, серьёзные темы.
7. Прочитайте пословицы. Подумайте над их смыслом. Почему они живут в народной памяти многие века?
Это пословицы о доброте, о том, что каждый должен творить добро и не делать плохого.
Эти пословицы живут в народной памяти потому, что являются краткими наставлениями, которые учат каждое новое поколение. Это своего рода народный устный учебник.
8. Вспомните произведения, которые можно сопоставить с пословицами:
Лень до добра не доводит. («Сочинение», «Трудная задача»)
Не ищи правды в других, коли её в тебе нет. («Огурцы», «Не надо врать», «Через 30 лет»)
На обмане далеко не уедешь. («Огурцы», «Не надо врать», «Через 30 лет»)
9. Представьте, что вы друг Лены из рассказа Каминского «Сочинение». Что бы вы ей посоветовали, объяснили? Какой диалог мог бы состояться между вами?
Я бы посоветовала Лене не выдумывать, а взять и помочь маме. Я бы объяснила ей, что дети обязаны помогать родителям, должны иметь свои обязанности.
Диалог между мной и Леной из рассказа «Сочинение»
— Юля! Смотри, какое я хорошее сочинение написала!
— Лена! Но ты же ничего этого не делаешь!
— Но это же сочинение, вот я и сочиняла!
— Лена! Но ведь можно просто помочь маме и потом написать сочинение ничего не выдумывая.
— У меня нет времени помогать! Нам столько уроков задают!
— Каждый должен иметь обязанности по дому. Пусть самые небольшие. Тебе, Лена, должно быть стыдно, что ты все домашние дела бросила на маму!
10. Расскажите о том, что вы прочитали в разделе «Жизнь дана на добрые дела» по предложенному плану: названия произведений, авторы произведений, какой рассказ больше всего понравился, какие интересные эпизоды запомнились, с кем из героев вы хотели бы подружиться?
Рассказ о прочитанном в разделе «Жизнь дана на добрые дела» для 3 класса
В этом разделе я прочитала рассказы «Огурцы», «Не надо врать», «Сочинение», «Через тридцать лет», «Трудная задача» и «Где это видано, где это слыхано».
Авторами этих рассказов являются писатели Николай Носов, Михаил Зощенко, Леонид Каминский и Виктор Драгунский.
Больше всего мне понравился рассказ Носова «Трудная задача». Он показался мне самым смешным. Его герой, мальчик Федя не мог решить задачу, потому что одновременно решал и слушал концерт.
Больше всего мне запомнился эпизод другого рассказа Носова «Огурцы», когда мама объясняла Котьке о том, как плохо брать чужое.
Я бы хотела подружиться с героями рассказов Зощенко Минькой и Лёлей. Мне они показались очень хорошими ребятами, которые могут ошибаться, но делают правильные выводы.
Подробный, выборочный, творческий, краткий пересказ. (методические рекомендации).
Пересказ играет немаловажную роль в развитии навыков связного высказывания учащихся. Работа над пересказом используется в 1-4 классах как на уроках чтения, так и на уроках русского языка (изложения и сочинения). Готовые тексты расширяют не только круг представлений учеников, но и служат материалом для развития речевых навыков, обогащения тех языковых средств, которыми овладеют дети в процессе обучения. Владение пересказом позволяет учащимся более успешно справляться с усвоением учебного материала по учебным предметам из таких образовательных областей как естествознание и обществоведение.
Большинство методистов считает, что заниматься пересказом на уроках чтения необходимо. Однако вдумайтесь в слова В. Г. Белинского: «Поэтическое произведение нельзя ни пересказать, ни растолковать, но только можно дать почувствовать, и то не иначе, как прочтя его так, как оно вышло из-под пера поэта: будучи же пересказано словами или переложено в прозу, оно превращается в безобразную и мертвую личинку, из которой сейчас только выпорхнула блестящая радужными цветами бабочка» (Белинский В. Г. Полн. собр. соч. – М., 1954.– Т. 5.– С. 118).
Подробный пересказ.
Специальной работы над подробным пересказом обычно не требуется. Когда проводится этот вид пересказа, нужно следить в первую очередь за последовательностью изложения событий и за культурой речи учащихся.
Частичный (выборочный) пересказ.
Частичный (выборочный) пересказпроводится как воспроизведение эпизода, одной сюжетной линии или рассказа о герое. Работа над пересказом одного эпизода, как правило, не затрудняет младших школьников. А выборочный пересказ о герое или событии для них сложен. Поэтому методисты разработали алгоритм составления пересказа о герое и воспроизведения одной сюжетной линии. Познакомьтесь с ним в форме памятки для учащихся.
Памятка
Творческий пересказ.
Творческий пересказ – это трансформация текста с целью его переосмысления.
Существует два вида творческого пересказа. Это, во-первых, пересказ по измененному плану:
Другой вид творческого пересказа предполагает изменение лица рассказчика, например: «Расскажите об истории спасения зайца от лица одного из героев» (К. Паустовский. «Заячьи лапы»); «Представьте, что вы были свидетелями событий, описанных в рассказе. Расскажите о том, что вы могли видеть, от своего имени». Таким образом, пересказ ведется либо от лица героя произведения, либо от своего лица.
Краткий пересказ
Для составления краткого пересказа небольшого по объему текста подходят следующие памятки:
Для работы над кратким пересказом достаточно большого по объему текста годится памятка:
Обучение пересказу благоприятно сказывается на уровне развития как навыков сознательного чтения, так и навыков связного высказывания. Качественное владение педагогом методикой обучения пересказу способствует эффективному решению задач по развитию речевых умений учащихся 1-4 классов.
Что такое «Подробный пересказ» в литературе?
Что такое «Подробный пересказ» в литературе?
Как написать подробный пересказ произведения?
Какой план подробного пересказа?
Он должен включать в себя как можно больше мелких и даже незначительных деталей событий, в нем должна быть максимально точно отражена речь героев, ее стилистические особенности. Например если герой часто повторяет «Эх-ма!», то и человек выполняющий пересказ должен вставлять это междометия в речь героя.
Для подробного пересказа не подходят короткие тексты, ведь тогда получается не пересказ, а простое выучивание наизусть.
Подробный пересказ обычно выполняется по заранее составленному плану, с включением в него нужных цитат.
Подробный пересказ наверное самый сложный вид пересказа. Сложнее его только выучивание наизусть обширных отрывков произведения.
Для выполнения подробного пересказа ученик должен составить подробный план произведения, учесть особенности речи персонажей, место действия, последовательность действия характер главных героев, и передать все это максимально точно.
Подробный пересказ выполняется почти по тексту, но все-таки своими словами.
У М.Булгакова есть прекрасное произведение «Записки юного врача».
Лучший рассказ из произведения «Полотенце с петухом».
Очень рекомендую всем почитать. Пересказывать Булгакова бесполезно.
Замечательная вещь Александра Куприна!
Для написания фельетона нужно выбрать злободневную тему (бюрократия, алкоголизм, безработица, например), ну и облачить свои мысли в сатирический текст. Для фельетона необходим комический эффект, которого можно достичь каламбуром, гиперболизацией, интересным сравнением (Два не очень трезвых мужика отплсывали канкан у забора заброшенного дома. Весело, задиристо поднимали они ноги, аки балерины Большого театра, показывающие свое мастерство худруку). Можете использовать прием сквозной иронии и косвенной похвалы, когда идет одобрение порока (Хороша, вкусна водочка утром, это вам не какой-нибудь заграничный кофе да жидкие чаи хлебать). Автор может выбрать себе как роль рассказчика, так и участника событий или стороннего наблюдателя.
Для написания фельетона нужно видеть смешное в несмешном и даже трагическом.
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Что такое пересказ, и каким он должен быть
Пересказ — один из важнейших видов работы, который объединяет все предметы в школе, как гуманитарные, так и технические. Обычно под пересказом понимают изложение прочитанного текста своими словами.
Важно! Ребенка нужно учить не столько пересказу, сколько пониманию текста. Порочная практика механического пересказа или простого заучивания отдельных предложений и абзацев приводит к тому, что в памяти остаются пробелы: тема не понята, а значит, не усвоена.
Школьникам и их родителям не мешает помнить о том, какие требования предъявляются к пересказу:
Вид пересказа
Описание
Возможные проблемы
Как это исправить
Подробный,близко к тексту
Самый распространенный вид пересказа, когда текст нужно изложить максимально точно и близко к оригиналу
Неумение начать пересказ
Ни в коем случае не заучивать фразы! На этапе анализа теста проработать несколько вариантов начала пересказа
Подробное воспроизведение первых абзацев и искажение информации в заключительной части
Поможет тщательный анализ текста и предварительный пересказ всего произведения по абзацам (смысловым частям)
Важно при чтении и анализе текста обращать внимание на художественные приемы, литературные средства выражения, образность языка, синтаксис
Эмоциональное восприятие поможет оживить иллюстрирование текста. Рисунки могут рисовать сами ученики, а можно предложить подборку готовых иллюстраций. Постепенно иллюстрирование должно перерастать в словесное (кстати, это тоже один из видов пересказа)
Выборочный
Предполагает воспроизведение лишь части текста, которая соответствует поставленному вопросу
Неумение выбрать правильный отрывок текста, соответствующий заданию
Поможет составление плана текста с выделением ключевых моментов
Сжатый
Самый сложный вид пересказа, когда требуется своими словами КРАТКО передать суть рассказа
Нарушается логика повествования или исключаются важные факты
Не допускайте механического сокращения текста. Важно научить правильно выделять главные мысли, составлять план текста (от простого к развернутому и наоборот)
Неумение передавать содержание диалогов
Поработайте над косвенной речью
Есть еще творческий вид пересказа, который предполагает перестроение плана повествования, творческих дополнений, пересказ от третьего лица, инсценирование текста, словесное рисование. Этот вид пересказа учит рассматривать текст с разных ракурсов и помогает более детально поработать с выразительными языковыми средствами.
Как учить пересказу
Учить правилам пересказа принято уже в начальной школе, так как к пятому классу, где начинаются устные предметы, ученик уже должен овладеть этим приемом.
Вот несколько приемов, которые помогут подготовить ребенка к пересказу:
Это поможет приучать ребенка к выделению ключевых моментов, основной идеи текста.
План работы над пересказом
Работа с текстом для учеников старших классов рекомендуют разбить на этапы.
Если речь идет о научной литературе, попросите ученика выписать все непонятные слова (обычно их выделяют). Теперь необходимо выяснить значение этих слов. В начале работы значение можно объяснить самому учителю/родителю. В дальнейшем лучше приучать ребенка пользоваться словарями и справочниками.
При прочтении художественной литературы этот этап можно опустить, поясняя незнакомые слова уже в процессе чтения.
На данном этапе важно выделить смысловые части.
В научной литературе эти части уже выделены и отдельные части параграфов обычно объединены какой-то связующей мыслью, понятием.
Работу можно построить следующим образом: читаем первый абзац и отвечаем на вопрос: «О чем здесь написано?» Далее читаем второй абзац и снова отвечаем на вопрос.
К концу чтения мысленно составляется план текст, состоящий из выделенных ключевых моментов.
Для удобства составленный опорный конспект можно записать. В дальнейшем ребенок приучится уже просто запоминать ключевые пункты.
На этом этапе важно составить резюме, подвести итог, выявить цель и главную идею текста, спросить о том, какое впечатление произвел рассказ.
Теперь лучше отвлечься, переключить внимание на что-нибудь другое. Если дело происходит на уроке, учитель на данном этапе может предложить какую-то работу, не связанную с текстом. Например, дополнить биографию автора интересными сведениями, привести какие-то дополнительные примеры из жизни, связанные с темой урока.
Тут важно не подглядывать в учебник/книгу, а попытаться составить пересказ, опираясь на опорный конспект.
Если вспомнить даже начало никак не получается, попробуйте поиграть в ассоциации. Предложите ученику вспомнить и мысленно воссоздать ту обстановку, которая была при чтении: какие мысли крутились в голове, где располагался текст — на левой или правой странице, были ли там какие-нибудь картинки, фото, графические изображения, в начале страницы или с середины начинался следующий абзац и т.д.
Если речь идет о художественной литературе, попросите учеников вспомнить —— кого им напомнили герои, какие ассоциации вызвали образы, описанные в тексте, может учащиеся невольно сравнили описанные события с событиями из своей жизни.
После 2-3 минут таких размышлений можно заглянуть в книгу и пробежать глазами первые строки. Таким образом пересказываем весь текст.
Маленькие хитрости, которые помогут лучше запомнить содержание
И главное — пересказу невозможно научится сразу, за один день. Тут важна планомерная, постепенная и постоянная работа. Ведь умение пересказывать пригодится не только в школе, но и в дальнейшей жизни.
Тема: Подробный пересказ
Тема: Подробный пересказ.
– учим воссоздавать содержание исходного текста, не исключая важных для понимания содержания фактов и не добавляя того, чего в тексте нет.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания
Ι. Актуализация знаний.
– На уроках вы часто слышите: «Перескажи текст». Как вы понимаете, что это такое – пересказ текста? Это тот же текст, что в книге, или другой?
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифи-цировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
– Сформулируйте тему урока.
Работа по учебнику.
– Вы высказали разные мнения. Давайте на конкретном примере посмотрим, что же такое пересказ.
– Сравните текст и его пересказ. Они похожи. Но можно сказать, что это один и тот же текст?
– Да. Эти тексты очень похожи, и всё же это не один текст, а текст и его «двойник» – похож, но не тот же. Чем же пересказ отличается от исходного текста? (Изменены некоторые слова, предложения.) Какие?
– Пересказывая текст, мы какие-то слова заменяем другими, можем изменить некоторые предложения, потому что мы ведь не учили текст наизусть. Но эти изменения совсем небольшие, потому что мы стараемся передать текст близко к авторскому. Такой пересказ обычно называют подробным, близким к авторскому тексту.
Конечно, для того, чтобы так точно пересказывать, надо очень внимательно читать сам текст, понимать его.
ΙΙΙ. Применение знаний.
1 2 3 1 4 2 2
Работа в учебнике.
Обращаем внимание учащихся на то, что изменение или замена некоторых слов при пересказе вовсе не означают, что можно вносить в пересказ новые факты, добавлять «от себя». По аналогии анализируем два рисунка к сказке. Поясняем значения слов «копия» и «оригинал».
Чтение сведений на с. 17.
– Сказки пересказывать нетрудно, они легко запоминаются, учебные тексты – намного труднее. Давайте посмотрим на один из таких текстов. Для того чтобы пересказать, надо сначала хорошо его понять.
Учащиеся определяют тему, основное содержание, озаглавливают
текст. Затем подчёркивают опорные слова, которые могут помочь при пересказе. Даём установку: «Представьте рыбку, летящую над морем серебристым самолётиком», чтобы легче было рассказывать. Выслушиваем одного-двух учеников, оцениваем точность пересказа, близость к авторскому тексту, но не требуем дословного пересказа.
Обращаем внимание учащихся на то, что последняя часть текста опущена неоправданно, потому что в ней характеризуется особенность полёта рыбок – они не умеют рулить, поэтому иногда шлёпаются на палубу корабля.
– Вы обратили внимание на то, что правила в учебнике – это обычно небольшие тексты, но в них каждое слово сообщает что-то важное, основное? Поэтому при пересказе правил надо быть особенно внимательным, стараться ничего не пропустить, не исказить.
Задание 23. Могут быть выделены следующие опорные слова: переносятся, по слогам, одну букву нельзя оставлять, нельзя переносить. Таким образом убеждаемся, что в небольшом тексте правила почти все слова – опорные.
Шрифтом можно выделить слова по слогам, нельзя оставлять, переносить.
Пример незначительных изменений в тексте при пересказе правила: другой порядок слов в первом предложении – «С одной строки на другую слова переносятся по слогам».
Задание 24. Учащиеся находят неточность в пересказе правила. Эта неточность может привести к ошибке.
Задание 26. Обратить внимание детей на то, что такая памятка подходит для работы над пересказом большого текста. В памятку можно включить пункт о выделении опорных слов в тексте.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
V. Домашнее задание.
Тема: Краткий пересказ.
– учим в пересказе передавать основное содержание текста.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания
Ι. Актуализация знаний.
– Что такое пересказ?
– Как правильно пересказывать тексты?
– Что такое опорные слова?
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
– Был у меня в жизни такой случай: мне на урок нужно было принести один рассказ В. Бианки. Пришла я в библиотеку, обратилась к библиотекарю. и вдруг поняла, что название рассказа, который я читала не один раз, забыла. Но я быстро вышла из положения, и через несколько минут библиотекарь нашла мне нужный рассказ. Как вы думаете, что я сделала. Конечно, я могла назвать тему – про кукушонка. Но у Бианки несколько рассказов про кукушек, поэтому я сделала иначе – я пересказала текст. Но не подробно, а кратко, самое основное: «Это рассказ про кукушонка, которого кукушка подбросила в гнездо мухоловки. Кукушонок выпихнул птенцов мухоловки на землю и остался в гнезде один. Он
много ел и так растолстел, что не мог вылезти из дупла. После отлёта приёмных родителей его, голодного, мокрого, вытащили из дупла ребята и взяли с собой».
– Были у вас случаи, когда вы пересказывали содержание книги кратко, а не подробно?
– Вообще, это очень полезное для жизни умение – говорить кратко. Но научиться ему трудно. Начнём с того, что научимся передавать данный нам текст кратко.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Работа с учебником.
Задание 27. Сравнивая исходный текст и его пересказ, учащиеся отмечают, что в кратком пересказе отражено основное содержание текста, а многие подробности исключены. Обсуждаем, почему исходный текст читать интереснее: по нему лучше представляешь галчонка, его характер, отношение автора к нему. Но краткий пересказ даёт представление об основном содержании текста.
Чтение сведений после задания 29.
Задание 29. После обсуждения предложенных учащимися вариантов пересказа ученики записывают пересказ в тетрадь. Примерный пересказ: «На птичьем дворе все обижали гадкого утёнка. Вот и задумал он бежать куда глаза глядят».
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
V. Домашнее задание.
Тема: План. Текст и план.
– Знакомим с планом-оглавлением, учим составлять план текста.
– Учим соотносить текст и план, исправляя допущенные неточности.
Формирование УУД и ТОУУ (технология оценивания
Ι. Актуализация знаний.
– Чем отличается подробный пересказ от краткого?
Познавательные УУД
1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
ΙΙ. Постановка учебной проблемы.
– Ребята, на уроках чтения вы не раз составляли план рассказа, сказки. Что вы для этого делали с текстом? (Делили текст на части. Выделяли части и озаглавливали их.) Скажите, пожалуйста, для чего это было нужно?
– Многие затруднились ответить на этот вопрос. Тогда я подскажу:
когда вы составляете план, вы начинаете лучше понимать содержание текста – что за чем происходило, почему случилось то или другое событие. А теперь представьте, что вы на уроке пересказываете статью из учебника – и запнулись, что-то забыли. Как вы думаете, план помог бы вам вспомнить, о чём надо говорить дальше. Конечно, помог бы, план – замечательный помощник не только на уроке. В наше время многие деловые люди составляют себе план дел на день или неделю.
– Как выдумаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
ΙΙΙ. Применение знаний.
Работа с учебником.
– Представьте, что перед вами несколько книжек на выбор – с красивыми обложками, рисунками. Как узнать, какую книгу выбрать, – книжки такие красивые. Какую страничку надо открыть, чтобы что-то узнать о героях, событиях?
– Конечно, надо открыть страничку с оглавлением. Оглавление – это план книги, который составил сам автор. Давайте ознакомимся с одним из таких планов.
– Скажите, пожалуйста, как в книге с оглавлением найти нужный отрывок, если ты хочешь его перечитать?
Чтение сведений на с. 24.
– В каких книгах вы встречали планы-оглавления. Прочитайте пункты планов из разных книг и постарайтесь правильно назвать эти книги, если вы с ними знакомы (читаем «Карло мастерит деревянную куклу и называет её Буратино» и т. д. – поочерёдно).
– Вы обратили внимание, что разные авторы по-разному записывают план – одни кратко, другие более подробно, большими предложениями?
– Один точно всё рассказывает читателю: «Карло. », другой не называет героя, а смешно описывает его: «Красивый, умный и в меру упитанный».
Чтение сведений на с. 25.
– Сейчас я предлагаю вам составить план-оглавление русской сказки «Лисичка-сестричка и волк». Основные события сказки и её героев напомнят рисунки.
Учащиеся рассматривают рисунки и определяют основное содержание каждого рисунка, затем придумывают название.
Обращаем внимание учащихся на возможность различных формулировок пунктов плана, например: «Волк везёт лису-обманщицу» – «Битый небитого везёт» – «Простофиля волк». Показываем, как важно последовательно отразить все основные события в плане. Заметим, что пунктов плана может больше четырёх, так как рис. 3 и 4 дают возможность внести в план пункт, в котором рассказывается о том, как волк на реке ловит рыбу.
Задание 35. Ещё раз напоминаем о том, как важна в плане последовательность отражения событий сказки. Обращаем внимание учащихся на то, что количество пунктов плана может быть различным в зависимости от того, насколько подробно (или кратко) отражены события.
Беседа. Работа по учебнику.
– Вы успешно составили планы к сказкам, но у вас была подсказка – рисунки. Художник сам отобрал основные события сказок. Теперь работаем без такой подсказки – читаем текст и составляем план. Но, может быть, кто-то наблюдательный заметит подсказку в тексте?
В беседе выясняем, что в тексте есть подсказка для составления плана – деление на абзацы. Каждый абзац – смысловая часть текста. Определив самое главное в каждой части, мы формулируем пункт плана.
– Перед вами сложная работа: «рассыпался» текст! Но посмотрите – под текстом написан план. Он нам поможет собрать текст.
Задание 38. Сначала учащиеся читают текст и решают, не нарушена ли последовательность событий. Затем решают ту же задачу применительно к плану (в плане поменялись местами пункт 3 и пункт 5).
Задание 39. Помогаем учащимся разбить текст на смысловые части, обсуждаем различные варианты, предложенные детьми. Может быть такой вариант:
1 – до слов «К вечеру набежали. »;
2 – до слов «Он уже хотел звать на помощь. »;
3 – до слов «Не бойся. »;
4 – до конца. План учащиеся составляют самостоятельно.
Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе выполнить задание?
– Ты сделал всё правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправ-ленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предпо-ложение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
– Сегодня мы говорили о том, что к тексту можно составить план. Кто скажет, что отражается в плане? (Основные события текста.) На что похож план? (На самый краткий пересказ.) Конечно, план отличается от пересказа: в нём не всё так связано, как в пересказе, пункты плана как бы отделены друг от друга.
– Какие подсказки в тексте помогают составить план? 4
– Кто или что вам помогло сегодня справиться с заданиями?
– Кто доволен своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?
– Кто получил сегодня отметку? За что?
V. Домашнее задание.
Пересказы по плану текстов из заданий 38, 39.
Духовно-нравственное воспитание осуществляется на протяжении всего урока, т. к. обучение словесной вежливости связано с воспитанием общей культуры поведения, формированием доброго, уважительного отношения людей друг
– Различать подробный и краткий пересказ.
– Пересказывать текст подробно.
– Реализовывать краткий пересказ, пользуясь правилами сокращения исходного текста.
– Объяснять, почему план можно сравнить с кратким пересказом текста.
– Составлять план текста (сказки, рассказа) по сюжетным картинкам.
– Составлять план текста для пересказа.