Как вы понимаете что такое язык и речь
Соотношение языка и речи
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность понятий «язык» и «речь»
Понятия «язык» и «речь» являются базовыми для современной лингвистики. На различении их специфики основываются практически все лингвистические теории современности. Однако первоначально данные понятия употреблялись как синонимы, а их определение не было научно обосновано.
В XIX в. Фердинанд де Соссюр предложил новый взгляд на природу языка и речи, предложив разграничивать эти понятия по ряду критериев. Данное разграничение в лингвистике сохранилось до сих пор. В настоящее время учёные понимают эти термины следующими образом.
Язык —это возникшая в ходе развития человеческого общества и трудовой деятельности система фонетических, словообразовательных и словесных знаков, а также механизмов и правил их сочетания, выполняющая познавательную (когнитивную) и коммуникативную функции.
В этом определении подчёркивается ряд признаков, характерных для языка:
Готовые работы на аналогичную тему
Речь — это практическая реализации языковых знаков и закономерностей их функционирования в коммуникативном акте.
Как видно из данного определения речь отличается от языка своей динамичностью, ситуативностью, коммуникативной природой и особенностями порождения. Проанализируем эти различия более подробно.
Соотношение языка и речи
Рассматривая язык и речь в их специфике, прибегают к системе противопоставлений их свойств и признаков:
Соотношение языка и речи не исчерпывается отношением «общее — частное». В реальности это соотношение глубже. Разделение языка человека на собственно язык (систему) и речь (реализацию системы) — результат научной абстракции. В реальном акте коммуникации эти два явления существуют неразрывно. По сути, каждый речевой акт — момент, когда задействуется языковая система. В то же время вся совокупность речевых актов даёт картину состояния языка на данном историческом срезе. Поэтому особенности современного состояния языка изучает на примере речевой практики. В современной лингвистике уходят от жёсткого противопоставления языка и речи, рассматривая эти понятия как две стороны единого языкового процесса.
Соотношение языка и речи отражает специфику данных понятий и помогает понять особенности их функционирования.
Речь и язык
Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развивалось на основе трудовой деятельности.
Понятия речи, языка и слова
Язык – это система условных знаков, выработанная обществом в процессе исторического развития. Чаще всего под языком понимают систему вербальных (словесных) знаков, однако существует и, например, язык жестов, где условными знаками являются невербальные единицы.
Речь – это процесс применения языка данным конкретным субъектом, речь – это язык в действии.
Единицей речи и языка является условный знак, которым в наиболее распространенном виде речи – вербальной речи – является слово.
Слово в составе языка обладает значением, слово в составе речи – личностным смыслом. В соотношении объективного значения слова как единицы языка и субъективного смысла слова как единицы речи отражается соотношение языка и речи: язык объективен, существует независимо от каждого отдельно взятого человека, а речь субъективна и связана непосредственно с особенностями данного субъекта.
Функции языка
Функции речи
Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой.
Виды речи
Основными видами речи являются внешняя и внутренняя речь. Внешняя речь обращена к собеседнику или слушателям, а внутренняя речь является речью человека для самого себя и сопровождает функционирование когнитивных психических процессов.
Согласно другой классификации, различают звуковую речь и речь жестов, или кинетическую речь. Условными знаками языка звуковой речи являются звуки, условными знаками речи жестов – движения тела человека или отдельных его частей. Кинетическая речь сохранилась у человека с древних времен.
Выделяют так же монологическую и диалогическую речь. Монологическая речь – это чаще всего последовательное и связное изложение системы мыслей, знаний одним человеком. К формам монолога относятся объяснение, описание, рассказ, выступление, доклад, лекция. Диалогическая речь представляет собой обмен репликами между двумя общающимися сторонами. Она используется для обмена мнениями, согласования совместных действий.
Кроме того, речь классифицируют на устную и письменную. В большинстве современных языков и письменная, и устная речь является звуковой: знаки письменной речи выражают не непосредственное значение, а передают звуковой состав слов устной речи. Устная речь применяется в непосредственном общении людей и, как правило, служит целям текущей ситуации. Письменная речь изображается графически, с помощью письменных знаков, и позволяет длительно сохранять содержание речи в первоначальном виде.
И, наконец, различают активную (экспрессивную) и пассивную (импрессивную) формы речи человека. Активная (экспрессивная) форма речи – это речь говорящего, передающего информацию человека, пассивная речь – это речевая деятельность слушающего человека, принимающего информацию.
Русский язык
Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет
С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒
10План урока:
Язык и речь
Каждый человек владеет большим сокровищем – речью. Это способность человека думать, говорить, выражать чувства, понимать людей. Родной речью люди овладевают постепенно. С момента рождения ребенок произносит звуки, потом слова, фразы и предложения. С развитием человека развивается и совершенствуется речевое сознание.
Русская речь богата и разнообразна. По ней узнают человека, владение речью отличает людей от животных, которым такая особенность не дана.
Задачи речи:
— понимать и мыслить;
— разговаривать и общаться;
Культура речи. Волшебные слова нашей речи
Культура речи показывает воспитанность и образованность человека. Она должна быть понятной, красивой, выразительной. В разговоре используют волшебные слова нашей речи. Их немного, но с ними приятнее и легче общаться, располагать людей, показывать доброжелательность и великодушие. Добрые, вежливые, воспитанные дети и взрослые всегда употребляют слова благодарности (спасибо, пожалуйста), приветствия и прощания (здравствуйте, добрый день, до свиданья, всего хорошего), извинения (извините, простите), знакомства (рад познакомиться, очень приятно), просьбы (окажите любезность, прошу).
Особенности речи состоят в наличии ее видов (устная и письменная речь) и форм (монологическая и диалогическая),а также она напрямую связана с языком.
Значение языка и речи в жизни людей
Язык имеет два значения:
Основными работниками инструмента общения являются слова. Они строят предложения. Из этих двух составляющих строится беседа, разговор. Сказки, рассказы, вопросы – это речь. С помощью нее мы передаем мысли. При помощи общения образовывается речевое действие.
Чем отличается речь от языка?
Язык:
Речь:
способность человека говорить;
характерна конкретному человеку;
имеет много вариантов.
С чем можно сравнить язык и речь?
Язык неизменен, неподвижен, его можно сравнить с высоким, крепким зданием, где важен каждый кирпичик. А речь можно сравнить с ветром – она постоянно изменяется.
Виды речи
1) Внешняя и внутренняя.
Внешняя – общение с разными людьми, внутренняя – общение с собой.
2) Устную и письменную.
3) Пассивная (чтение, слушание) и активная (говорение, письмо).
4) Монологическую и диалогическую.
В далекие времена, когда люди жили в пещерах, охотясь, добывали пищу, человечество не умело писать и читать. Но их быт, деятельность, а в основном преобладали торговля и ремесла, привели к возникновению письменности. Пиктографическое письмо считается самым ранним видом.
Но к нам дошли различные песни, сказки, истории. Как же такое случилось? Люди передавали сказки, истории, обычаи и традиции из уст в уста. Так произошла устная речевая деятельность. В создании данного вида принимает участие наш рот, но в древние времена вместо «рот» говорили «уста», от этого и произошло название «устная».
C развитием общества, люди стали пытаться сохранить, обозначить многие факты жизни, истории. Они придумывали и писали различные знаки на стенах пещер, на шкуре животных, позже на пергаменте, которые превратились в алфавит. Так возникла письменная речевая деятельность.
Интересный факт!
Пиктограмма – рисунок, изображенный схемами, передает информацию об истории, явлениях и предметах. Но таким письмом могли передаваться лишь маленькие сообщения.
Позже люди научились передавать информацию при помощи условных знаков, которые стали использоваться в пиктограммах. Солнышко изображалось кругом в середине другого круга, а вода изогнутой линией, которая напоминала волну.
Письменная история берет свое начало около 3200 г. до нашей эры, первооткрывателями стали шумеры в Месопотамии.
Стилос – перо из тростника с концом в виде треугольника. Знаки писали на глиняных плитах, которые после высушивали на солнце. Плиты сохранялись долгое время.
Вскоре знак начал обозначать и звук. Письмо назвали иероглифическим. Создано в Древнем Египте в 3100 г. до н.э. оставалось неизменным в течении трех тысяч лет. В это время появился папирус. Древние египтяне делали надписи на нем.
Иероглифическая письменность распространилась в Китае, Японии и Корее. Кто хотел уметь писать, должен был запомнить огромное количество знаков, поэтому немногие люди умели писать и читать.
Первый алфавит появился в 1700 г. до нашей эры. Состоял из 30 символов, каждый из которых обозначал определенный звук.
Речь устная и речь письменная
В речевой деятельности используются:
Данный вид речевой деятельности делится на диалогическую и монологическую.
Обрати внимание на текст:
— Добрый день, Анна Ивановна, как дела?
— Здравствуй, Сережа! Спасибо, все хорошо! А как дела у тебя?
— А! Двойку схлопотал по русскому языку.
— Что же ты, Сережа, домашнее задание не выучил?
— Да, Анна Ивановна, вчера, вместо того, чтобы к уроку подготовиться, я с ребятами пошел в мяч гонять.
А теперь боюсь родителям сказать, заругают ведь.
— Вот что, Сережа. Иди домой и расскажи все родителям. Уверена, за правду ругать не будут, но завтра исправь оценку.
— Хорошо, Анна Ивановна. Так и сделаю. До свиданья!
Прочитай текст:
Сегодня я пришел домой грустный и мама заметила. Она спросила, что случилось и я не смог сдержаться. Я начал рассказ: «Был урок математики, и Марья Ивановна вызвала меня к доске решать сложную задачу про конфеты и мандарины. Но вот беда, решение задачи никак не получалось. Я простоял у доски пятнадцать минут, так ничего и не решил. Марья Ивановна разозлилась, хлопнула ладонью по столу и сказала, чтобы я, неуч, шел на место, и поставила единицу. Меня обидело это до глубины души, я еле сдержал слезы, но не заплакал. Я ведь мужчина!»
Также есть «полилог», где участников разговора больше двух человек.
Отдельный вид – внутренняя речь. Человек говорит про себя. Она беззвучна и возникает в процессе мышления.
Писатель с помощью слов пытается передать все яркие, выразительные краски осени. Это художественный текст. Он создается при помощи красивых, ярких, ласковых слов.
А вот еще один пример об осени «Осень – это холодное время года, которое следует за летом. Сентябрь, октябрь, ноябрь – осенние месяцы».
Этот текст более сдержанный, здесь не используются интересные и ласковые слова. Это научный стиль, потому что в нем содержаться строгие, четкие и точные слова.
Чем устная речь отличается от письменной?
1) в устной можно употреблять любые слова, а вот в письменной некоторые слова использовать нельзя, так как в языке есть определенные нормы письменной речи (нельзя использовать разговорные слова, слова-паразиты);
2) в устной можно использовать неполные предложения, что нельзя сделать в письменной;
3)в устной предложения короче, чем в письменной, потому как разговор сопровождается ситуацией. К примеру, если учитель в классе громко и сурово произнес слово «Ребята!», то дети сразу понимают, что надо создать тишину и внимательно слушать. В письменнойполностью ситуацию нам могут передать только сложные предложения;
4) в письменной конец предложения обозначается знаками препинания, показывая, что предложение закончилось, в устной достаточно сделать паузу.
Русский народ – один из самых древних народов человечества, который прошел многовековую историю.
С развитием общества формировался и укреплялся язык. Русский язык являлся родным для таких великих людей как князь Владимир Киевский, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин, Сергей Есенин и другие.
Русский язык в современном мире очень востребован. Среди языков мира он занимает одно из первых мест.
Русский язык берет свои корни от родственных индоевропейских языков, которые происходят от индоевропейского праязыка. Он был родным для предков различных народов, которые проживали на территории Европы и Азии.
Русский – официальный язык Российского государства. Также это средство межнационального общения, так как на территории Российской Федерации проживают люди разных национальностей. Более того он является вторым родным языком для стран Украины, Белоруссии и некоторых других. Для иностранцев он очень тяжел в изучении, так как многие его особенности им не удается понять и освоить.
Этот язык красив, многогранен, и славится богатым словарным запасом. На нем были созданы величайшие произведения русской литературы.
Словарные слова: язык, русский язык.
В русском языке есть слова, написание которых очень сложно запомнить. Их нельзя проверить правилом, а можно проверить лишь заглянув в орфографический словарь. Мы предлагаем тебе, дорогой первоклассник, вести словарик для трудных слов и назвать его «Орфограммка».
И первые слова, которые мы запишем в наш словарик:
Обязательно подчеркни ту букву, в которой можно сделать ошибку.
Язык и речь
В языкознании уже давно утвердилось положение: язык – это система знаков, код; речь – это индивидуальное психофизическое явление, это активное использование кода языка в соответствии с мыслью говорящего. Единство языка и речи реализуется в речевой деятельности через языковую и речевую активность индивида.
Наиболее четко впервые в языкознании понятия «язык» и «речь» разграничил Фердинанд де Соссюр («Курс общей лингвистики»), когда разделил «понятия «язык» (langue) и «речь» (parole) как две полярные формы существования многообразных и противоречивых в своей совокупности «речевых явлений»:
Язык – как систему знаков и правил их комбинирования.
Речь – использование этой системы в целях общения.
Соссюру различия между языком и речью представлялись несовместимыми, поэтому он разделил науку о языке на лингвистику языка и лингвистику речи. Но в дальнейшем с таким выводами ученые не согласились, т.к. между языком и речью, несмотря на их различия и противоречия, существует диалектическая связь. Проблема соотношения языка и речи в дальнейшем развивалась в трудах выдающихся языковедов (А. Сеше, Г. Гийома, А.И. Смирницкого, Л.В. Щербы, Звегинцева, Кацнельсона, Мещанинова и др.).
Дихотоническую концепцию языка и речи сегодня разделяют большинство языковедов. Выделяем два компонента: язык и речь.
Язык – это стихийно возникшая уникальная система знаков и правил их комбинирования, предназначенная для коммуникации.
Речь – язык в действии, применение языка с целью общения.
Язык и речь необходимо предполагают друг друга и образуют диалектическое единство. Естественный язык – это язык слов. Слово приравнивается к знаку и язык определяется как особая система знаков, а речь – коммуникация на основе этой системы.
Различие между языком и речью:
Воспроизводится, т.е. регулярно используется как постоянно существующая знаковая система
Язык конечен, т.к. представляет собой относительно замкнутую (и открытую) систему.
Язык – возможность речи.
В языке (словах) закрепляются понятия.
Язык – явление надклассовое, неидеологическое.
Соотнесен с сознанием.
Строится, возникает по воле говорящего и является актом индивидуального творчества.
Бесконечна, т.к. бесконечно число речевых произведений, кот. могут быть построены на основе того или иного языка.
Ситуативна, т.к. отражает ту или иную ситуацию.
Речь – действительность языка.
В речи создаются суждения.
Может быть классовой, идеологической.
Речь связана с мышлением.
Имеет нейрофизиологическую природу.
Психофизическая природа, т.к. связана с физическими параметрами.
Язык и речь социальны и индивидуальны. Язык социален по своей функциональной природе, по своему назначению, а индивидуален по способу хранения, поскольку хранилищем является мозг человека.
Социальность речи проявляется в том, что она служит объединению людей в коллектив и строится на базе единого для всего этого коллектива языка.
Индивидуальность речи проявляется, во-первых, в отборе элементов языка, затем – в частотности тех или иных элементов языка, в порядке расположения языковых элементов во фразе и, наконец, в различных модификациях языковых элементов (метафорическом словоупотреблении, использовании индивидуально-авторских неологизмов).
Язык первичен по отношению к речи: всякое речевое произведение строится из элементов уже существующих в языке и извлекаемых из него по требованию передаваемой мысли.
Язык оживает в речи. Но и речь без языка не существует.
Главное: речь всегда индивидуальна! Язык – социален. Язык – эксплицитен. А речь может быть и имплицитной, т. е. невысказанной. И здесь надо ввести понятие «внутренняя речь».
Одна из важнейших функций языка – коммуникативная. Но только через речь язык реализует свое коммуникативное назначение. А с другой стороны, именно язык позволяет человеку устанавливать контакт с другим человеком, воздействовать на него, передавать эмоции, описывать и выполнять прочие сложнейшие функции. Вот и песочные часы, все взаимосвязано. Нет языка – нет речи. Нет речи – нет языка.
Основная единица языка – слово. Основная единица речи – высказывание. У высказывания всегда есть цель. В общении люди легко и почти точно определяют коммуникативное намерение говорящего. Мы умеем различать просьбу, совет, приказ, вопрос, даже чувствуем вопросы, которые не требуют ответа.
Речь должна быть понята адресатом, причём ключом к восприятию речи служит общий для собеседников, «надиндивидуальный» язык, а также наличие общих фоновых знаний и владение правилами вывода косвенных смыслов.
Речевая деятельность реализует определенные функции, которые заданы функциями языка. Исследователи выделяют коммуникативную, когнитивную, креативную, информационную, номинативную, управленческую, экспрессивную, эстетическую, аккумулятивную, интерпретирующую функции языка.
Вывод: язык и речь – это два разных явления. Но эти явления взаимосвязаны и взаимозависимы. В единстве языка и речи реализуется двойственная природа языка как человеческого феномена, который выполняет в человеческом обществе определенные функции, располагая для этого соответствующими средствами.
Отношения между единицами языковой системы сводятся к 3 типам:
Синтагматические отношения объединяют единицы языка в их одновременной последовательности. На синтагматических отношениях строятся слова как совокупность морфем и слогов, словосочетания и аналитические наименования, предложения (как совокупности членов предложения) и сложные предложения. Напр., карие глаза (устойчивое выражение), но коричневый стол, коричневое платье.
Ассоциативные отношения возникают на основе совпадения во времени представлений, т.е. образов явлений действительности. Различают три вида ассоциаций: по смежности, по сходству и по контрасту. Эти виды ассоциаций играют большую роль при употреблении эпитетов и метафор, при образовании переносных значений слов.
Парадигматические: Отношения сходства и различия, на основании которых единицы объединяются в парадигму.
Парадигма – совокупность единиц языка, совокупность системно связанных вариантов одной и той же единицы.
Парадигмами можно считать совокупность вариантов одних и тех же фонем.
Совокупности гласных фонем, согласных фонем – парадигма гласных/согласных.
Общая парадигма: гласные
Частная: переднего ряда; долгие и краткие.
Совокупность значений многозначного слова. Синонимический ряд. Антонимическая пара. Тематическая группа.
Падежная парадигма: дом – дома – дому и т.д. Парадигма числа лица. Временная парадигма.
Парадигма простого/сложного предложения. Парадигма подлежащего.
Синтагматические отношения. Это отношения взаимодействия. Члены парадигмы функционирования в речи вступают в синтагматические отношения. Они организуются в речевую последовательность по законам языковой структуры в соответствии со своими сочетаниями, возможностями.
Синтагматика языка понимается как совокупность сочетающихся возможностей языковых единиц и их реализацией в процессе речи.
Синтагматика включает в себя языковые правила сочетаемости одноуровневых единиц языка и их реализаций в речи. элементарное синтагматическое отношение двучленно: например, согласный + гласный в слоге, словообразовательная основа + словообразовательный аффикс, подлежащее + сказуемое и др.
Различие синтагматики и парадигматики можно разъяснить на таком примере. Форма слова дорогу (вин. п. ед. ч.), с одной стороны, вызывает в памяти другие формы данного слова (дорога, дорогой, дорогами и т.п.) и близкие по значению слова (путь, стезя, шлях). Названные формы слова являются падежными; они относят существительное дорога к определенному типу и парадигме склонения. Слово дорога и близкие ему по значению существительные образуют синонимическую группу, которая построена на парадигматических отношениях лексических значений.
С другой стороны, форма дорогу может сочетаться с глаголами, прилагательными и существительными: вижу (переходит, строят и т.п.) дорогу; широкая (лесная, летняя и т.п.) дорога; дорога полем, дорога в поселке, дорога товарища и т.п. Приведенные словосочетания обнаруживают формальные и смысловые связи слов, построенные на синтагматических отношениях.
В пределах каждого яруса языка возможны только парадигматические и синтагматические отношения, а между единицами разных ярусов – иерархические отношения.
Иерархические отношения — это отношения между неоднородными элементами, их подчинение друг другу как общего и частного, родового и видового, высшего и низшего. Иерархические отношения наблюдаются между единицами разных ярусов языка, между словами и формами при их объединении в части речи, между синтаксическими единицами при объединении их в синтаксические типы.
5.Внутреннее устройство языка в свете новейших лингвистических концепций.
Концепция Соссюра была направлена против младограмматиков, у кот. Не было чёткого понимания специфики и систем. Хар-ра языка, и кот. были эмпириками. “Язык – есть форма, а не субстанция” – ср-во выражения всякого содержания и что язык не следует смешивать с содержанием высказываемого. Соссюр ввёл понятие “состояние языка” = инвентаризация (состояние) (этап развития).
Знаком являются предметы, действия и явления, то есть любые материальные объекты. Знаки, составляющие однородные группы (т.е. связанные общностью функции и назначением), образуют различные знаковые системы. Знаковая система – совокупность знаков, образующих единство на основании внутренних отношений между ними и используемых в определенной сфере человеческой деятельности.
Многообразие знаковых систем привело к возникновению новой научной дисциплины – семиотики, которая анализирует сущность и природу знака, свойства знаков и знаковых систем, рассматривает различные виды знаков и классифицирует их, исследует отношения между ними и т.д.
Основателем семиотики можно считать Ч.Пирса, а основоположником лингвосемиотики является Фердинанд де Соссюр. Лингвосемиотика – раздел общего языкознания, изучающий язык как систему знаков.
1. Копии, или изображения – картины, репродукции, фотографии, иногда отпечатки пальцев, следы ступней ног и др. Выделяют искусственные знаки-копии (пиктографическое письмо, картины) и естественные (отпечатки пальцев, следы ступней ног и др.);
2. Признаки, или симптомы – между ними и соответствующими явлениями имеется причинное (естественное, природное) отношение. Напр., дым – признак огня, черная туча – признак дождя и др.;
3. Сигналы – оповещение на расстоянии. Напр., сигнальные ракеты.;
4. Знаки-символы сохраняют с обозначаемыми реалиями некоторое структурное сходство, передают через отдельные элементы обозначаемого его целостный образ (изображение маски – символ театра, изображение змеи, обвивающей чашу – символ медицины).
5. Собственно знаки – такие виды семиотических единиц, у которых между их формой и тем, что они обозначают, отсутствует всякое сходство (большинство лингвистических знаков, виды дорожных знаков и т.д.).
Знаки используются в системе и почти никогда по отдельности.
С внешней стороны выделяют такие свойства, как:
Системой называется 1) совокупность взаимосвязанных или определенным образом упорядоченных элементов, образующих некоторое единство (солнечная система, периодическая система Менделеева). 2) единство разнородных элементов в пределах целого. Язык отличается сложностью и противоречивостью структуры.
Системы различаются по свойствам входящих в них элементов, а также по характеру отношений между этими элементами.
Основные типы систем:
7. Первичная – если систему образуют предметы, явления, свойства окружающей действительности; Вторичная – если система состоит из материальных факторов, отражающих посредством человеческого сознания окружающую действительность, ее предметы, свойства, отношения (семиотические системы, язык).
8. Искусственные – элементы системы и отношения между ними образуются людьми (система дорожных знаков, знаки воинских различий и др.); Естественные – сами элементы и отношения между ними существуют объективно, независимо от воли человека (национальные языки, жесты, первичные природные системы: солнечная система и т.д.).
9. Простые (гомогенные) – состоят из однородных элементов; Сложные (гетерогенные) – состоит из разнообразных элементов. Деление на подсистемы (уровни).
10. Открытые – взаимодействие с внешней средой. Самообеспечивающаяся, зависит от информации и материалов, поступающих извне. Способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде; Закрытые – жесткие фиксированные границы, действия ее независимы от среды, окружающей систему (планетарные, природные, биологические уровни).
11. Детерминированные – элементы взаимодействуют между собой строго определенным и однозначным образом (светофор); Вероятностные – порядок следования элементов не является строгим (естественные языки).
12. Динамические – элементы постоянно меняют свое положение по отношению друг к другу, находятся в непрерывном движении (естественные языки, музык-е произведения); Статические – состояние элементов неподвижно, устойчиво (уличные вывески).
Для любой системы характерно наличие определенных отношений, связей между входящими в нее элементами, единицами, объектами и т.д.
Языковой знак связывает не вещь и не название, а понятие и акустический образ. Языковыми знаками можно считать только значащие единицы, и прежде всего слово (лексему) и морфему. Значение, выражаемое словом или морфемой, есть содержание соответствующего знака.
Общее между языковыми знаками со знаками искусственных знаковых систем.
2. Все морфемы и слова обладают, как и неязыковые знаки, тем или иным содержанием: в сознании людей, знающих язык, они связываются с соответствующими предметами и явлениями, вызывают мысль об этих предметах и явлениях и, таким образом, несут определенную информацию.
3. Содержание знаков искусственных систем есть отражение в сознании человека предметов, явлений, ситуаций действительности, эти знаки служат средством обобщения и абстракции. Это в еще большей мере относится к знакам языка, фиксирующим результаты абстрагирующей работы человеческого мышления. Только так называемые имена собственные (Нева, Эльбрус, Саратов, Софокл) обозначают (и, следовательно, отражают в своем содержании) индивидуальные предметы (определенную реку, определенную гору и т.д.). Все остальные языковые знаки обозначают классы предметов и явлений, и содержание этих знаков представляет собой обобщенное отражение действительности.
Поскольку языковой знак не похож на то, что им обозначается, он может обозначать не только какой-либо конкретный предмет, но и целый класс предметов, обобщенные образы. Способность создавать и использовать знаки отличает человека от животного. Как же устроен языковой знак?
Природа языкового знака изначально определялась по-разному. Одни лингвисты вслед за Соссюром считали языковой знак психическим, другие вслед за Ф.Ф.Фортунатовым считали его материальным, А.А. Потебня и его последователи указывали на его двойственную природу.
По Ф.Соссюру, языковой знак – это двусторонняя психическая сущность, включающая понятие и акустический образ, теснейшим образом связанные друг с другом и притягивающие друг друга.
Термин «знак» сохраняется им для целого, а термины «понятие» и «акустический образ» заменяются соответственно терминами «означаемое» и «означающее». Наряду с этим исследователи используют и другие взаимосвязанные друг с другом термины: «денотат» (реалия), «денотатор» (словознак), «десигнат» (означаемое), «десигнатор» (означающее). Согласно точке зрения Соссюра, обозначаемое и обозначающее являются психическими сущностями: «Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ».
Свойства знака: