Как вы считаете что необходимо усовершенствовать в работе по вопросу патриотического воспитания
Совершенствование содержания, форм и методов работы по гражданско – патриотическому воспитанию подрастающего поколения в современной образовательной организации.
Совершенствование содержания, форм и методов работы по гражданско – патриотическому воспитанию подрастающего поколения в современной образовательной организации.
Преподаватель РИК им.С.Орджоникидзе
(доклад на Республиканской конференции «Патриотизм 21века-потенциал
современной молодежи», 21.11.16г.)
Проблема совершенствования форм, методов и содержания воспитательной работы, обеспечения необходимых социально-педагогических условий для формирования гражданско-патриотических чувств у молодёжи является сегодня особенно актуальной.
Тревожная тенденция изменений в мотивации поведения и выборе ценностных ориентаций молодых людей, утраты устойчивого интереса к образованию, труду, роста антипатриотических настроений и агрессивности свидетельствует о наличии отрицательного отношения представителей российской молодёжи к таким понятиям, как любовь к Родине, уважение к закону, чувство долга. Вместе с тем главным методологическим принципом патриотического воспитания должно быть познание и осознание молодыми людьми своей Малой Родины, приобщение подрастающего поколения к российским историческим ценностям, самоопределение и творческая самореализация личности в условиях свободы выбора деятельности.
Что же такое «патриотизм» и какого человека можно назвать патриотом?
Ответ на этот вопрос достаточно сложен. Но, так или иначе, но для простоты
суждения можно условиться считать первым, кто более или менее внятно
определил понятие «патриотизм», Владимира Даля, трактовавшего его как
«любовь к отчизне». «Патриот» по Далю – «любитель отечества, ревнитель о
благе его, отчизнелюб, отечественник».
Патриот — патриотичный человек — тот, кто любит своё Отечество, предан своему народу, готов на жертвы и подвиги во имя интересов своей родины.
Патриот— это человек, который ставит интересы своей страны (не власти, не народа, не семьи, не себя) выше всего остального.
Советский энциклопедический словарь ничего нового к вышеприведенному понятию не добавляет, трактуя «патриотизм» как «любовь к родине». Патриотизм (от греч. patriotes — соотечественник, patris — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам. Патриотизм — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы. Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
В содержание патриотизма включены следующие компоненты: отношение к Отечеству, к родным местам, родному языку; уважение к истории Отечества, к обычаям и традициям своего народа, понимание задач, стоящих перед страной, и своего конституционного долга; уважение к другим народам, их обычаям и культуре, толерантность; стремление к укреплению чести и достоинства Отечества, уважение к Вооружённым Силам; готовность защищать Отечество и служить его интересам; активное и сознательное участие в трудовой деятельности при сочетании личных и общественных интересов.
Все субъекты патриотического воспитания в процессе взаимодействия становятся целостной, единой системой, оказывающей влияние на личность гражданина-патриота Отечества. Организация взаимодействия между субъектами – задача муниципального Центра по патриотическому воспитанию. Деятельность Центра будет направлена на повышение эффективности процесса патриотического воспитания молодёжи в условиях развития региона за счет комплексного использования возможностей субъектов патриотического воспитания при непосредственной поддержке муниципальных органов власти.
Сегодня в литературе описаны критерии патриотической воспитанности:
целенаправленность (молодые люди имеют цель в жизни, добросовестно относятся к получению образования, определились с выбором дальнейшей профессии);
дисциплинированность (нарушения дисциплины не характерны);
коллективизм (деятельность коллектива неотделима от жизнедеятельности личности);
здоровый образ жизни (отказ от курения, употребления спиртных напитков и наркотических средств, активные занятия физической культурой и спортом);
патриотическая деятельность (осознанное активнее участие в практических мероприятиях патриотической направленности), и
уровни патриотической воспитанности:
низкий уровень (для молодёжи этого уровня целенаправленность жизни не является главной определяющей; молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе; в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели);
средний уровень (молодые люди имеют цель в жизни; серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива);
высокий уровень (патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни; они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки).
Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания:
формирование мировоззрения молодёжи через обогащение патриотическим содержанием её жизнедеятельности при взаимодействии всех субъектов патриотического воспитания;
практико-ориентированная направленность средств патриотического воспитания;
использование воспитательного потенциала культурно-исторических особенностей региона в целях патриотического воспитания молодёжи;
прикладная физическая подготовка с целью формирования жизненно важных двигательных умений и навыков, развития специальных физических качеств, укрепления здоровья и повышения работоспособности человека;
осуществление систематического контроля за процессом патриотического воспитания молодёжи органами муниципальной государственной власти.
Реализация проекта предполагает достижение следующих результатов:
на муниципальном уровне:
— создание муниципального центра по патриотическому воспитанию молодёжи на базе МОУ “СОШ № 10”, в котором имеется современная учебно-материальная и учебно-методическая база, позволяющая проводить городские, окружные, областные мероприятия патриотической и оборонно-спортивной направленности;
— создание городского юнармейского отряда, представляющего интересы городского округа Ревда на окружных, областных соревнованиях;
— возрождение и развитие традиций патриотического воспитания.
на уровне управления образования городского округа Ревда:
— наличие муниципальной базовой площадки по реализации государственной политики в области патриотического воспитания учащихся;
— развитие оборонно-спортивного профиля обучения;
— расширение сети образовательных учреждений, реализующих комплексный подход в патриотическом воспитании обучающихся;
— обеспечение условий для удовлетворения потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей) в приобщении к здоровому образу жизни.
на уровне МОУ “СОШ № 10”:
— развитие оборонно-спортивного профиля обучения;
— укрепление учебно-материальной базы;
— сохранение контингента обучающихся;
— повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и методов работы;
— развитие школы как центра патриотического воспитания молодёжи.
на уровне обучающихся:
— овладение навыками здорового образа жизни;
— повышение мотивации к дальнейшей работе над собой, к самовоспитанию, к самообразованию;
— прикладная физическая подготовка;
— развитие таких личностных качеств, как коммуникабельность, самостоятельность.
на уровне родителей (законных представителей) обучающихся:
— обеспечение полезной занятости детей и подростков;
— сохранение здоровья детей и подростков;
— формирование позитивного мотивационно-ценностного отношения обучающихся к жизни.
Из опыта работы классного руководителя. Патриотическое воспитание школьников
В рамках данного направления:
— изучаем историю своего рода через составление генеологических древ «Мое семейное древо»;
— создали библиографический альбом о земляках нашего посёлка, участниках и ветеранах Великой Отечественной войны;
— провели конкурс сочинений – рассуждений на тему «От истории семьи к истории страны»;
— проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама» и др.;
— организуем совместные праздники родителей с детьми: День знаний, День Матери, «День пожилого человека», «День добра и уважения», День семьи, 8 Марта, «А мамины глаза» и др.
Узнавая о своих корнях, о своих предках, дети через жизнь близких им людей познают историю Родины, она становится ближе и понятнее, поскольку окрашивается их переживаниями.
2. Воспитание патриотических чувств через углубленное изучение истории школы и создание имиджа школы
При работе по данному направлению использовались следующие формы воспитательной работы:
— сбор материала и оформление стенда «Они защищали Родину»;
— сбор материала и оформление стенда «История школы»;
— проведение профессиональных праздников: День Знаний, День Учителя;
— проведение акции «Милосердие», поздравление ветеранов школы, тружеников тыла, ветеранов труда, чье детство было опалено войной.
Опыт работы показал, что патриотическое воспитание способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия, стремления сделать хорошее для старшего поколения.
3. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе малой Родины, ее прошлого, настоящего и будущего.
Всё, что изучают и о чем узнают дети в музее, есть часть жизни их предков, история их родного края, государства. Очень важно научить уважать и любить то место, где мы родились и выросли, где жили наши предки.
4. Воспитание патриотических чувств через осознание причастности к судьбе Отечества, его прошлого, настоящего и будущего.
Пути повышения эффективности патриотического воспитания учащихся в начальной школе
Патриотизм – одно из наиболее глубоких чувств человека, закрепленных веками, тысячелетиями обособленных отечеств. Оно присуще всем народам. Патриотическое воспитание существовало во все времена, независимо от того, обучались дети в школе или нет. Оно осуществлялось из поколения в поколение самим народом.
В Философском словаре (2 слайд), “патриотизм” определяется как нравственный и политический принцип, социальное чувство. Это важное качество человека, предполагающее любовь к Родине, гордость за его прошлое и настоящее, готовность служить ее интересам, своему народу, выполнять гражданский долг и конституционные обязанности по защите своей страны.
В наши дни, когда на государственном уровне происходит поворот к духовности, тема патриотического воспитания заново приобретает актуальность и важный социально-культурный смысл.
В современных условиях нет задачи важнее и сложнее, чем задача формирования патриотизма. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Именно пробуждать, но не навязывать. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно.
В.А. Сухомлинский советовал взрослым особенно тщательно и осмотрительно готовить ребенка к тому моменту, когда тот впервые услышит слова о нашей стране. Он говорил, что прежде надо засеять семенами красоты поле детского сознания — научить школьников чувствовать красоту родной земли, красоту человека, поступка. Любовь к Родине вбирает в себя любовь к родной природе, к семье, школе, любовь к друзьям, к книгам и полотнам художников, любовь к своему делу, ко всему прекрасному и великому, чем живет наш народ.
В воспитании патриотизма нет ничего несущественного. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать любовь к народу, не воспитав чувство любви к людям, окружающим ребенка,— к сверстникам и взрослым. Умеет ли ребенок близко к сердцу принимать радости и тревоги, непосредственно не имеющие отношения к его личной жизни? Есть ли у него очень дорогие ему люди, ради которых он способен жертвовать своими интересами? Или же всё внимание ребенка сосредоточено на удовлетворении собственных прихотей и желаний?
Все это очень важно в воспитании патриотизма. Без умения остро ощущать красоту родной земли, красоту человеческого поступка нет гражданственности.
Воспитание молодого поколения – всегда нелегкий процесс, и сегодня тем более. Усложняется сам процесс воспитания. Утверждения психологов и педагогов о том, что в настоящее время многие люди страдают душевным сиротством, особенно молодёжь и дети, подтверждаются поведением и поступками подрастающего поколения. Поэтому перед нами учителями стоит серьёзная задача раскрыть души наших воспитанников, помочь им выйти из сложившейся ситуации.
Опять обратимся к словам из книги В.А.Сухомлинского “Как воспитать настоящего человека”:
“Чувствование прекрасного вносит в юную душу утонченную способность откликаться на призыв, быть мужественным и великодушным, добрым и сердечным. Человек не может стать воспитуемым, если в годы детства он не восторгается красотой духа человеческого. Изумление человеком — вот что должно стать основой школьного воспитания. Я считаю, что школа лишь тогда школа, когда в ней познание мира начинается с познания человеческой души и на основе этого познания формируются убеждения и, самое главное, воспитывается способность любить и ненавидеть. В сущности, воспитание настоящего человека есть одухотворение красотой человеческого духа — столь глубокое одухотворение, что маленький человек задумывается: кто я? Для чего я живу на свете? Великое это искусство и великая педагогическая мудрость: уметь говорить маленьким своим питомцам, а потом подросткам, юношам и девушкам о красоте человеческого духа. Воспитывайте своих питомцев так, чтобы с малых лет их сердца озарялись ярким светом духовной красоты, и тогда их сердца будут чистыми и тонкими, чуткими и восприимчивыми к этическому поучению, на страже поступков ваших питомцев всегда будет стоять чуткий часовой — совесть. Совестливые, совестные люди (к сожалению, почему-то избегают этих слов) вырастают там, где царит дух изумления перед красотой героизма, мужества, верности убеждениям, готовности отдать жизнь во имя идеалов и идей. Этот дух изумления создает ту утонченность сердца, благодаря которой слово становится могучим средством воспитания”. (3 слайд) “Человека делает воспитуемым его глубокая вера в другого человека”, “рядом с каждым питомцем должна стоять яркая человеческая личность”.
Каковы же пути совершенствования процесса гражданско-патриотического воспитания учащихся начальной школы? Это, прежде всего:
— продолжение и расширение работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
— обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
— развитие форм и методов по гражданско-патриотическому воспитанию на основе новых информационных технологий;
— усиление патриотической направленности проводимых мероприятий;
— участие в конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, имеющих отношение к гражданско-патриотическому воспитанию;
— организация сотрудничества педагогов школы и педагогов дополнительных образований, сотрудников музеев и библиотек;
— изучение и обобщение передового опыта работы в области гражданско-патриотического воспитания для его внедрения в практику работы педагогов.
(5 слайд) Большие возможности в реализации гражданско-патриотического воспитания дают нам не только внеурочная учебная и воспитательная деятельность, но и уроки русского языка, литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства и художественного труда, совместная работа с учителями музыки и физкультуры.
Так, например, тексты упражнений по русскому языку кратко рассказывают нам о великой России, о неповторимой столице нашей Родины, о красоте городов нашего государства. На уроках мы часто используем пословицы о труде, Родине, дружбе.
Развитию гражданственности и патриотизма, формированию у детей общечеловеческих ценностей помогают и уроки окружающего мира, литературного чтения.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программный материал данных предметов позволяет приобщить учащихся к системе важнейших ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории нашего государства, культурное наследие нашего народа.
Задача учителя начальных классов развить познавательный интерес к изучаемому материалу. Сформированные учебно-познавательные мотивы в значительной мере стимулируют необходимую деятельность школьников.
В третьем – четвёртых классах изучая предлагаемый материал, мы с ребятами так же проводим экскурсии и уделяем большое внимание проектной деятельности. Изучая историю нашего государства и края, (7 слайд) на уроках окружающего мира и во внеурочное время, совместно с библиотекой, районным и школьным музеями, мы говорим о том, как трудились наши предки, как нашу страну называли в разные времена, кто правил нашим государством, какой вклад внесли наши правители и народ в развитие и процветание государства, нашего края.
Посещая районный историко-краеведческий и этнографический музей “Родная сторонка” села Заплавное (8 слайд), мы ближе знакомимся с историей нашего края, с трудом крестьянина, узнаём какую помощь оказывали дети.
Экскурсовод нашего районного музея (9 слайд) знакомит нас с ремеслами нашей местности, интересно и познавательно проводит беседу с играми, посвященную Дню Космонавтики (10 слайд), рассказывая нам и о Самаре космической.
Изучая природу нашего края, мы понимаем, что только человек может сохранить наши лесные богатства (11 слайд), поэтому этой теме мы уделяем особое внимание. Кроме диспутов и бесед, мы готовим проекты: “Деревья нашего края”, “Помоги птицам зимой!”, “Все о Красной книге”, “Береги природу!”
Для участия в конкурсе экологических агитбригад, ребята серьёзно готовятся. Они понимают: с какой целью это всё проводится. “Берегите матушку Природу!” призыв учеников начальной школы.
“Хлеб – святая пища. Отношение к хлебу было очень почтительным: он рассматривался как Божий дар”. Это слова из подготовленного ребятами проекта “Цена хлеба”, в котором большую помощь оказали родители, бабушки и дедушки.
Наш край богат природой и патриотами своей Родины. Это (12 слайд) наши герои-земляки: Вавилов Сергей Васильевич, Патрин Алексей Федорович,
Карякин Василий Георгиевич – выпускники нашей школы, герои Великой Отечественной войны. Ребята самостоятельно готовят материал о героях-земляках и в рамках проектной деятельности знакомят с ним одноклассников.
Каждый год мы чтим память Героя России – Павла Немцова (13 слайд) и гордимся его подвигом в Чеченской войне. Девочки готовили проект “Герой России нашей школы”, пригласили нас в школьный музей, где с трепетом в душе рассказывали нам о жизни и подвиге молодого героя.
Проект “Великая слава защитникам!” завершился уроком мужества в 3 классе
(15 слайд), а в 4 классе был подготовлен проект “Эхо войны в сердце каждой семьи”, который собрал информацию не только о своих родственниках, но и соседях живущих рядом. С чувством гордости и глубокого уважения к ним ребята занимались данным проектом. Перед праздником посетили каждого ветерана и участника Великой Отечественной Войны, детей блокадного Ленинграда, и вручили им цветы. Потом долго делились впечатлениями о встречи с ними и увиденной благодарности со слезами в их глазах.
Воспитание любви к Родине необходимо для полноценного развития личности ребенка. Только человек, уважающий себя, способен несмотря ни на что любить свою Родину.
Уроки литературного чтения так же помогают воспитать гражданина, патриота своей Родины. Уже с первых уроков чтения учитель стремится привить любовь к книге – великому чуду, вобравшему в себя весь опыт жизни человека, социальные и нравственные идеалы, образцовый язык, желания и чаяния народа, его эмоциональную сферу, культуру общества.
Это ежедневная задача учителя. Через сказки, через произведения русских классиков и современных писателей, через детскую литературу – высокое искусство, имеющее свою специфику, историю, свои вершинные достижения.
Патриотическое чувство не рождается само собой, это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека. Продуманная и хорошо спланированная работа по патриотическому воспитанию поможет нам воспитать настоящего гражданина.
Я убеждена, что гражданско-патриотическое воспитание одно из приоритетных направлений воспитательной работы в школе. Это сегодня звучит актуально.
Статья на тему «Формирование патриотизма у современных подростков»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Формирование патриотизма у современных подростков
Проблема патриотического воспитания молодежи становится ныне важнейшей проблемой, и решать ее сегодня на разных уровнях пытаются все. Падение духовно-нравственных ценностей, дефицит патриотических чувств у значительной части граждан и, особенно у молодежи – характерные и тревожные особенности в современном обществе.
Известно, и об этом свидетельствуют данные многих аналитических отчетов, научных анализов и социологических исследований, что негативные процессы в обществе за последние годы повлекли за собой то, что у значительной части населения, и особенно у молодежи, оказались разрушены или утрачены такие традиционно-нравственные черты как романтизм, самоотверженность и патриотизм, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеалов, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей все еще устойчивы такие негативные явления как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень.
Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством.
В пример хотелось бы привести результаты исследований, которые проводились в московской Средней Общеобразовательной Школе № 894 в феврале 2013 г. В опросе приняло участие 300 школьников.
Ответы школьников на вопросы: «Что значит, по Вашему мнению, быть патриотом?» − были следующие:
любить Родину − выбрали 19,0 % опрошенных,
верить в будущее России − 13,2 %,
защищать интересы страны − 12,1 %,
иметь определенные моральные и нравственные ценности − 11,6 %,
гордиться славным прошлым – 11,2 %,
знать и ценить культуру народов России – 9,8 %,
ставить гос-ые и общественные интересы выше личных – 5,2 %,
такого понятия сейчас нет – 1,2 %,
готовность к подвигам во имя интересов Родины – 0,3 %.
На вопрос: «Считаете ли Вы себя патриотом?»:
36,9 % опрошенных обучающихся ответили положительно,
29,6 % респондентов не считают себя патриотами,
33,5 % не смогли ответить на вопрос
40,5 % респондентов назвали активную гражданскую позицию;
преданность Родине и умение ее защищать – 66,4 %;
жизнь в соответствии с моральными ценностями, законопослушность – 21,6 %;
служение народу, конкретные дела – 15,3 %;
готовность жертвовать своими интересами – 10,4 %,
честный и бескорыстный труд – 8,2 %
Одним из аспектов данного исследования являлось определение места гражданско-патриотических качеств в общей системе ценностей школьников :
Лидирующие ценности школьников, современных подростков: развлечения (9,2 %), свобода (8,6 %), отсутствие обязанностей (8,1 %), любовь к близким (7,8 %), общественное признание (7,7 %).
На втором месте: самостоятельность (7,4 %), творчество (7,0 %), уверенность в себе (6,7 %), познание (6,8 %), возможность расширения своего кругозора и культуры (6,1 %), любовь к Родине (5,4 %).
Наименее значимы для респондентов такие понятия, как счастливая семейная жизнь (4,9 %), счастье других (4,3 %).
На вопрос: «Можете ли Вы сказать, что жалеете, что родились и живете в своей стране?»:
«Да» ответили 11,2 % школьников;
«Скорее да, чем нет» − 9,6 %,
«Скорее нет, чем да» − 15,6 %,
«Затрудняюсь ответить» − 4,8 %.
Исходя из результатов данной диагностики, можно сделать следующие выводы:
у современных школьников наблюдается такая тенденция, как:
снижение уровня патриотизма и гражданского самосознания,
отсутствие чувства гордости, любви и привязанности к Родине;
падение интереса к истории своей страны, народа, культурным богатствам России, национальной культуре,
проявление среди школьников негативизма, равнодушия, эгоизма, индивидуализма, цинизма, демонстративного отношения к взрослым, жестокости и немотивированной агрессивности,
неуважительное отношение к государству и социальным институтам.
Эти и многие другие результаты исследований еще раз доказывают нам, что проблема патриотического воспитания становится все более актуальной в наши дни. И решаться она должна не только на государственном уровне, но и на уровне семьи и школы.
Патриотическое воспитание составляет неотъемлемую часть всей системы воспитания. Поэтому при организации работы с детьми взрослые должны четко представлять себе, сущность и содержание патриотического воспитания подростков.
В «Программе Правительства РФ о патриотическом воспитании на 2006-2011 гг» можно найти такое определение:
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти, соответствующих социальных и государственных институтов (прежде всего семьи и образовательной сферы), общественных организаций и объединений по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Главная цель патриотического воспитания – возрождение в российском обществе гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование и развитие подрастающего поколения, обладающего важнейшими активными социально значимыми качествами.
Как и говорилось выше, проблема патриотического воспитания должна решаться на уровне семьи и школы. Базой педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании детей может стать потенциал гуманитарных дисциплин вообще и истории, в частности.
Необходимым моментом в работе по патриотическому воспитанию школьника является привлечение к ней руководителей кружков и секций, членов общественных организаций, педагогов дополнительного образования, всех заинтересованных лиц. Это позволяет решать проблемы патриотического воспитания наиболее гармонично: не навязывая созданные обществом установки, но включая ребенка в круг определённых нравственных ценностей и идеалов. Привлечение к работе с детьми различных людей способствует формированию и развитию отношений с окружающим миром (трудовые отряды, акции милосердия, разновозрастные группы детей во время проектной деятельности, встречи с героями войны и труда).
Современные ученые (Д. С. Лихачев, А. В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих особое влияние на особенности семейного, в том числе патриотического, воспитания, относят семейные традиции. Семья и ее ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье.
Эффективными средствами патриотического воспитания помимо этого являются совместные встречи для детей и их родителей с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников в честь памятных дат, посвященных Дням воинской славы; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; краеведение; шефская работа и другие.