Как звали человека доказавшего что колумб открыл америку
Кто открыл Америку первым: версии и теории
Кто открыл Америку: Unsplash
Христофор Колумб, Америго Веспуччи, Джон Кэбот и другие — мореплаватели, имена которых тесно связаны с открытием Америки. Каждый внес свою лепту, однако научные факты говорят о том, что никто из них не был первым. Попробуем выяснить, кто попал на земли Нового Света раньше всех и может называться первооткрывателем Америки.
Христофор Колумб
Кто первый открыл Америку? Официальным первооткрывателем заокеанских земель считается испанский мореплаватель Христофор Колумб. Историческое событие произошло во время его первой из четырех экспедиций 12 октября 1492 года. В этот день испанец впервые увидел побережье Нового Света с борта судна, а днем позже высадился на берег.
Правда, это был не континент, а небольшой остров Сан-Сальвадор в Багамском архипелаге. Позже Колумб добрался до Кубы, Гаити и северного побережья Южной Америки.
Впрочем, сам мореплаватель считал, что открывает короткий путь в Индию. Поэтому местное население назвали индейцами. Колумб стал первым европейцем, официально ступившим на земли Нового Света, и положил начало грандиозным открытиям. Однако современной науке известны и более ранние походы к западному континенту.
Викинги
Кто открыл Америку до Колумба? Морские походы викингов к американскому побережью датируются еще X веком — почти за 500 лет до экспедиций Колумба.
Исландская «Сага о гренландцах» повествует о викинге Эрике Рыжем, который был изгнан из родной страны, открыл Гренландию и основал там селение. Его сын Лейф Эрикссон по прозвищу Счастливый в 1000 году нашей эры совершил морскую экспедицию из Гренландии к полуострову Лабрадор и острову Ньюфаундленд.
Место, где впервые высадились викинги, носит название Л’Анс-о-Медоуз. Дальнейшие раскопки показали, что в XI веке здесь было первое европейское поселение в Северной Америке.
Викинги: YouTube/MegaShow TV
Америго Веспуччи
Кто открыл Южную Америку? Уроженца Флоренции Америго Веспуччи по праву считают одним из открывателей западного континента:
В отличие от Колумба, Веспуччи одним из первых пришел к мнению, что европейцы попали не в Индию, а на новый континент. Через несколько лет немецкий картограф Мартин Вальдземюллер назвал открытые земли в честь Америго — Америкой. С этого момента она официально стала считаться самостоятельным континентом.
Джон Кэбот
Кто открыл Северную Америку? Согласно одной из версий, картографы дали имя континенту вовсе не в честь Америго Веспуччи, а по фамилии английского мецената Ричарда Америке из Бристоля. В 1497 году он финансировал трансатлантическую экспедицию Джона Кэбота, которого также считают одним из первооткрывателей Нового Света:
Кто открыл Америку: Unsplash
Жуан Корте-Реал
Азорские острова были известны европейцам задолго до Америки: их очертания присутствуют на картах XIV века. Однажды португальский мореплаватель Корте-Реал пошел на запад от Азорских островов и наткнулся на побережье, у которого водилось много рыбы. Он назвал землю Островом Трески, рассказал о своем открытии королю и получил за него достойное вознаграждение.
Теперь невозможно узнать, что именно открыл Корте-Реал. Возможно, это был остров Ньюфаундленд, богатый рыбой, или же берег самой Северной Америки. Записи о тех путешествиях очень скудны, но ясно одно: португалец добрался сюда на 20 лет раньше, чем Христофор Колумб.
Азиаты
На звание первооткрывателя Америки претендовали не только европейцы. Например, профессор Кори Купер, ссылаясь на результаты археологических раскопок, утверждал, что жители Азии знали о Северной Америке и торговали с ней металлами задолго до того, как сюда прибыл Колумб.
Редактор журнала American Archeology Майкл Бавайя и вовсе считает азиатов первыми истинными американцами. По его мнению, они прибыли сюда около 15 тысяч лет назад по сухопутному перешейку — так называемому Берингову мосту. Так как уровень океана тогда был ниже, перешеек существовал на месте нынешнего Берингова пролива и соединял Аляску с Сибирью.
Кто имеет больше прав называться открывателем Америки — вопрос спорный. Но невозможно отрицать тот факт, что каждый мореплаватель внес существенный вклад в изучение Новой Земли.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Как Америка стала Америкой
Сначала надо немного освежить память, зачем всем так надо было плыть на запад, чего не хватало в Европе? В Европе не хватало специй и пряностей. Да-да, банального черного перца, гвоздики и может чуть более экзотичного мускатного ореха. Торговля специями с арабами, прервавшаяся после развала Римской империи, вновь возобновилась в VII веке и даже не прекращалась из-за религиозных разногласий между христианами и мусульманами. Однако, средний срок поставки от мест производства до потребителя составлял около двух лет и пролегал через Малайзию, Индию, Египет и далее через Средиземное море в Европу. А тут еще турки взяли Константинополь и стало совсем тяжело.
Решить эту проблему и вызвался Колумб. Немного помыкавшись по Европе в поисках денег на свои планы, он таки нашел поддержку у королевы Изабеллы I, королевы Кастилии (читай Испании) и вот уже 3 августа 1492 девяносто человек радостно отправляются на поиски славы и богатства, а также западного пути в Индию и Азию.
Преодолев Атлантику «всего» за 2 с лишним месяца экспедиция наконец-то видит землю, которую тут же на радостях называют Сан Сальвадор (исп. Святой спаситель) и плывет дальше, открывая еще два крупных острова, которые в наше время носят имена Куба и Испаньола, после чего отправляются назад в Испанию рассказывать всем как они нашли западный путь в Азию.
При дворе Изабеллы и короля Фердинанда, конечно, царит воодушевление от этих новостей и спустя полгода на запад плывет уже большой отряд колонизаторов добывать золото и осваивать новые земли во славу испанской короны. Спустя некоторое время воодушевление сменяется разочарованием, поток золота не так велик, специй не видать, рабы из местных туземцев хилые, а тут еще удачливый португалец Васко да Гама открывает в 1498 действительный морской путь в Индию в обход южного побережья Африки.
Видя такое положение дел, испанская корона разрешает всем заселять новые земли, расплачиваясь золотом взамен. А сам Колумб смещается с должности губернатора открытых земель и доставляется в 1500 г. в кандалах обратно в Испанию.
Пришло время появится другому герою этой истории, еще одному итальянцу по имени Америго Веспуччи.
Нельзя сказать, что Америго был случайным человек в освоении открытых землей. Он служил у флорентийского купца Джианотто Берарди, который занимался торговлей рабами и снабжением кораблей. Кстати, рабы было вполне приличное и прибыльное дело тогда. Торговый дом Берарди участвовал, в том числе, и снабжением кораблей, отправляющихся в Западную Индию, как называли открытые земли. Нельзя утверждать, что Америго был лично знаком с Колумбом, но об его путешествиях знал несомненно.
В 1499 Америго после смерти Берарди и получив неплохое состояние решает присоединиться к экспедиции для исследования новых земель. Деньги на экспедицию частично дает испанская корона, частично Америго и компаньоны. Руководит кампанией Алонсо де Охеда – молодой капитан, который уже плавал к новым землям в составе второй экспедиции Колумба.
18 мая 1499 флот из 3 кораблей отправляется на запад. Достигнув берегов нынешней Гайаны (это в Южной Америке), флот разделяется – Алонсо плывет на север, а Америго на юг, в надежде обогнуть восточную оконечность «Азии» (все до сих пор уверены, что приплыли именно сюда) и выйти к Индии. Пройдя устье Амазонки он сталкивается с сильным встречным течением и вынужден повернуть обратно на север. Вернувшись назад тем же путем, он поднимается еще выше, проходит побережье нынешней Венесуэлы и соединяется в итоге с Алонсо на острове Испаньола (ныне Гаити). Пополнив запасы, экспедиция отправляется обратно в Испанию и прибывает туда в июне 1500.
Удовлетворив свое любопытство, Америго дальше континент исследовать не планирует, но в 1501 году его вызывает к себе португальский король Мануэль I. Он организует экспедицию чтобы исследовать земли, случайно открытие Альваресом Кабралом. Тот плыл в Индию, но в итоге заблудился и причалил к незнакомым берегам. Он посчитал открытие настолько важным, что снарядил корабль обратно в Португалию, известить короля, а сам поплыл дальше.
Интерактивная карта путешествия Веспуччи
Как опытного путешественника Америго нанимают в качестве штурмана, готовящейся экспедиции. Руководить экспедицией назначен Гонсалу Коэлью. Забавный факт, по пути на запад флот делает остановку на островах Кабо-Верде, где встречается с Кабалом, возвращающимся обратно в Португалию.
17 августа 1501 года Коэлью и Веспуччи добираются до берегов нынешней Бразилии, где они впервые сталкиваются с каннибализмом среди туземцев. Несколько из членов команды, отправленные на берег для налаживания контактов оказываются убиты и съедены прямо на глазах остальных. Экспедиция продолжается двигаться на юг и открывает большой залив, который решают назвать незатейливо «река января» (дело происходит 1 января 1502 г.) или Рио-де-Жанейро.
Насколько вниз продвинулся Америго вдоль побережья Патагонии точное не известно, никаких доподлинных записей об этом не сохранилось. Некоторые исследователи предполагают, что экспедиция могла достигнуть 65° ю. ш., открыв по пути залив Рио-де-ла-Плата, в котором сейчас находится Буенос-Айрес. Проведя в исследованиях полгода, 13 февраля путешественники решают возвращаться домой.
В основном, о его путешествиях мы знаем из писем, написанных самим Веспуччи своим покровителям. Нельзя сказать, что это была частная переписка. Письма широко публикуются и становятся популярными. Тогда существовала традиция публиковать письма, своего рода блогерство. Письмо Колумба о своих открытиях также публикуется и становится повсеместно известно в Европе уже в 1493.
Первое письмо, названное Mundus Novus (лат. Новый мир), адресовано своему патрону Лоренцо Медичи и было написано в 1503 году. В нем он сомневается, что открытые земли принадлежат Азии и предлагает именовать их как «новый мир», потому что
. до сих пор ни наши предки не имели абсолютно никакого представления о них, ни кто-либо другой слышал о них до сегодняшнего дня..
Под этим именем, континент еще будут долго обозначать на картах, а в русский язык этот термин придет в виде перевода «новый свет».
Второе письмо, адресованное лидеру флорентийской республики Пьеро Содерини, опубликовано в 1505 и имеет более восхищенный тон, тут также появляется упоминание о первом путешествии в 1497, про которое Америго вполне возможно приврал, чтобы придать себе значимости. Так или иначе, но опубликованное письмо становится безумно популярным, его переводят на многие европейские языки и в виде французского перевода попадает в руки третьему действующему лицу этой истории – немецкому картографу и ученому Мартину Вальдзеемюллеру. Вместе в письмом к нему в руки попадает также португальская карта, на которой обозначены свежие земли.
Космография. До начала XX века единая наука об устройстве Вселеной. Включала в себя современные географию, геодезию, картографии и астрономию.
В 1507 году Мартин совместно с другим немецким ученым Матиасом Рингманом издают книгу Cosmographiae Introductio (лат. Введение в космографию). В предисловии к изданию приводится латинский перевод письма к Содерини, а приложение содержит 12 листов атласа нового мира. Также Вальдзеемюллер готовит для книги новый глобус, на котором показаны новые земли. И в атласе, и в глобусе новый континент носит имя Америка.
Чтобы увековечить имя Веспуччи Мартин взял его перевод на латинский язык – Amerikus, но согласно правилам картографии того времени имена континентов должны были быть исключительно женского рода. Женская версия Amerikus выглядит как Amerika, и именно ее Вальдзеемюллер использовал в своей работе.
Издание имело феноменальный успех и перевыпускалось четырежды. Примечательно, что сам Вальдзеемюллер хотел назвать Америкой только южную часть материка, однако спустя 30 лет другой известный картограф Герадус Меркатор в своей работе по составлению карты мира взял и назвал оба континентам Америкой. Кстати, его проекцией мы пользуемся до сих пор и она местами очень неудобная.
Сам Веспуччи, впрочем, не был осведомлен о том, какая честь ему досталась и умер в 1512 году. Что же касается Колумба, то он до самой своей смерти в 1506 году считал, что открытые им земли находятся в Азии.
Однако, не стоит считать, что имя Колумба забылось и никак не получило отражение в топонимах. Скорее наоборот, молодые колонии в нарастающей напряженности с метрополией хотели новой идентичности, хотел отделить себя от существующего изображения Америки как полуголой девицы в перьях.
Так в 1697 г. сначала появилась Колумбина, а позднее, Колумбия как альтернативное название нового света. К моменту Войны за независимость между молодыми США и Британией в 1775 — 1784 гг. слово широко использовалось в поэтическом контексте, а после победы им стали называть всё подряд: штаты, города, университеты, киностудии и даже космические корабли. Современное государство Колумбия также получило свое название в честь великого мореплавателя Христофора Колубма.
В честь кого назвали Америку?
Вовсе НЕ в честь итальянского торговца, мореплавателя и картографа Америго Веспуччи. Америка названа по имени уэльсца Ричарда Америка, зажиточного купца из Бристоля.
Америк финансировал вторую трансатлантическую экспедицию Джона Кабота – английское имя итальянского мореплавателя Джованни Кабото, – чьи путешествия в 1497 и 1498 годах обеспечили задел для последующих претензий англичан на Канаду. В 1484-м Кабот перебирается из Генуи в Лондон и от самого Генриха VII получает санкцию на поиск неизведанных земель Запада.
В мае 1497-го на своем маленьком корабле «Мэтью» Кабот достиг берегов Лабрадора, став первым официально зарегистрированным европейцем, ступившим на американскую землю – на два года раньше Веспуччи.
Кабот составил карту побережья Северной Америки – от Новой Шотландии до Ньюфаундленда.
Будучи главным спонсором экспедиции, Ричард Америк, разумеется, ожидал, что новооткрытые земли назовут в его честь. В календаре Бристоля читаем запись за тот год: «…в день св. Иоанна Крестителя [24 июня] найдена земля Америка купцами из Бристоля, прибывшими на корабле из Бристоля с названием “Мэтью”». Нам кажется, запись ясно дает понять, как все было на самом деле.
И хотя авторская рукопись календаря не сохранилась, имеется целый ряд других документов того времени, где о нем упоминается неоднократно. Это первое в истории употребление слова «Америка» в качестве названия нового континента.
Самая ранняя из дошедших до нас карт, где использовано то же название, – большая карта мира Мартина Валдсмюллера 1507 года. Однако относится оно лишь к Южной Америке. В своих записях Валдсмюллер делает предположение, что «Америка», вероятнее всего, происходит от латинского варианта имени Америго Веспуччи. Именно Веспуччи открыл Южную Америку и составил карту ее побережья в 1500–1502 годах.
Получается, что Валдсмюллер не знал наверняка и просто пытался как-то объяснить слово, которое встречал на других картах – в том числе и на карте Кабота. Единственным же местом, где знали и активно использовали термин «Америка», был Бристоль – город, который живший во Франции Валдсмюллер вряд ли когда-либо посещал. Тем более что в своей карте мира 1513 года он уже заменяет слово «Америка» на «Terra Incognita»[24].
Америго Веспуччи в Северной Америке никогда не бывал. Все ранние карты этой страны и торговля с ней были английскими. Более того, сам Веспуччи никогда не использовал название «Америка» для своего открытия.
Тому, кстати, имеются достаточные основания. Новые страны и континенты ни разу не называли в чью-либо честь по имени человека – только по его фамилии (Тасмания, Земля Ван Димена или острова Кука).
Если бы итальянский исследователь осознанно решил назвать Америку в свою честь, она стала бы «Землей Веспуччи» (или «Веспуччией»).
13 вопросов об открытии Америки
Почему Америка называется Америкой? На самом деле ее открыли викинги? День благодарения появился после того, как индейцы помогли колонистам собрать урожай? А индейцы всегда там жили или тоже приплыли? Рассказываем все об открытии Америки
1. Откуда взялась идея, что Америка существует?
Впервые об открытии новой части света заявил итальянец Америго Веспуччи (1454–1512), участник испанских и португальских экспедиций к берегам Южной Америки. Веспуччи лично проследил линию ее побережья на протяжении нескольких тысяч километров. В 1503–1504 годах он рассказал о своих плаваниях в двух письмах, которые пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались. В них он подчеркивал, что речь идет о прежде неизвестной части света — Новом Свете.
Фрагмент карты мира Мартина Вальдземюллера. Страсбург, 1507 год Library of Congress
В 1507 году картограф из Лотарингии Мартин Вальдземюллер в книге «Введение в космографию» предложил назвать ее в честь Веспуччи — Америкой. На карте Вальдземюллера, датированной тем же годом, название Америка появляется впервые: оно помещено в южной части Южной Америки. Постепенно оно утвердилось и на картах Северной Америки. Ни Веспуччи, ни Вальдземюллер не собирались отбирать у Колумба лавры первооткрывателя: речь сначала шла о том, что Колумб и Веспуччи открывали земли в разных местах и название Америка относилось лишь к землям, открытым Веспуччи. Ко всей части света, открытой Колумбом, его стали прилагать позже — без ведома Веспуччи и против воли Вальдземюллера.
2. Кто и когда открыл Америку?
Довольно часто открытием считается первое посещение новых земель европейцами, а людям, появившимся там раньше, в статусе первооткрывателей отказывают. Например, выходцам из Азии, попавшим в Америку через Берингов перешеек. Но и с европейцами все не так просто. Известно, что на рубеже X–XI веков в Америку плавали викинги, а на острове Ньюфаундленд и в Гренландии существовали их поселения. Но открытие Америки не воспринималось ими как нечто принципиально отличающееся от открытия Исландии или Фарерских островов. Оно не оказало серьезного влияния ни на американских аборигенов, ни на самих викингов. К тому же сведения об этом, судя по всему, не вышли за рамки скандинавского мира, а к концу XV века были забыты и там. Но для историков, в отличие от географов, важно не столько первопосещение той или иной территории, сколько установление контактов между «открывшими» и «открытыми» — регулярных и важных для обеих сторон.
Открытие, сделанное Колумбом 12 октября 1492 года, наоборот, в считаные недели стало сенсацией в разных концах Европы: началась настоящая гонка за открытиями у берегов Америки. За десять лет после возвращения Колумба из первого плавания было осуществлено не меньше двенадцати экспедиций: испанских, португальских и английских. Это событие буквально за несколько десятилетий сильно изменило жизнь европейцев. Так что «настоящее» открытие Америки совершил Колумб. Но при этом он только положил начало длительному процессу открытия и освоения разных уголков Америки, в котором участвовали сотни экспедиций из многих стран Европы.
3. Северную и Южную Америку открыли в разное время?
, мы не можем быть уверены в том, что современным исследователям известно обо всех плаваниях того времени. Не исключено (но маловероятно), что обнаружатся сведения, хотя бы косвенные, об открытии материковой части Северной или Южной Америки до лета 1498 года. Например, есть версии, что португальцы знали о Бразилии еще до первого плавания Колумба и именно поэтому при обсуждении условий Тордесильясского договора настаивали на переносе разграничительной линии дальше к западу, но документальных подтверждений этому нет.
4. Какими были первые колонисты?
Как только слухи о богатствах Америки стали подкрепляться успехами конкистадоров Конкистадор — в XVI веке завоеватель Нового Света, участник Конкисты — испанского завоевания Америки. в Мексике и Перу, поток переселенцев вырос. Примерно до середины XVI века туда ехали в основном потенциальные конкистадоры, то есть те, кто рассчитывал на свою шпагу, а не на плуг (хотя хлебопашцы и ремесленники среди первых колонистов тоже имелись). В основном это были небогатые выходцы из юго-западных районов Испании, Эстремадуры и Андалусии, переселявшиеся не от хорошей жизни. Их отличали энергичность и упорство — другие там просто не выживали. При этом прагматизм у них удивительным образом сочетался с наивной верой в чудеса: они были убеждены в существовании на просторах Америки великанов и амазонок, золотых городов и источника вечной молодости.
Мало кому повезло стать участником одной из немногих действительно удачных экспедиций, обогативших всех выживших (повезло, например, людям Франсиско Писарро, пленившим Сапа Инку Сапа Инка — титул верховного правителя инков, дословно — «Единственный Инка» или, как иногда переводят, «Верховный Инка». Атауальпу и получившим за него фантастический выкуп В ноябре 1532 года 132 испанца во главе с Писарро достигли города Кахамарка, где находился Атауальпа с пятитысячным войском. При встрече с ним испанцы устроили засаду и сумели захватить правителя инков в плен. В качестве выкупа за свою жизнь тот предложил заполнить золотом большую комнату, где его содержали. Писарро получил от индейцев бóльшую часть выкупа (около 6 тонн золота), после чего вероломно приказал казнить Атауальпу. ). Еще меньше среди них было тех, кто вернулся в Испанию и зажил припеваючи во дворцах, построенных на захваченные сокровища. Все остальные либо быстро промотали свою долю, либо так и не нажили состояния и зависели от милостей центральной власти, в том числе от пожалования земель, которые передавались вместе с проживающими на них индейцами и назывались энкомьендами. Формально владельцы энкомьенд (энкомендеро) должны были о них заботиться, но фактически жили за счет труда местного населения.
Как раз в середине XVI века, когда заканчивалась Конкиста, на территории нынешних Мексики и Боливии были найдены богатейшие месторождения серебра, и с этого времени их эксплуатация стала главной целью испанской короны, а сельскохозяйственное освоение захваченных земель надолго отошло на второй план. Именно тогда окончательно оформились основные черты испанской колонизации и испанского колониста: он живет рядом с огромными богатствами и в значительной мере причастен к их эксплуатации — организует ее, обеспечивает охрану и то, что сейчас назвали бы инфраструктурой; он очень зависит от метрополии, находится под ее постоянным контролем; перед ним, как правило, не стоит проблема выживания, и он далеко не всегда готов зарабатывать на жизнь собственным трудом. Этому способствовали и широко распространенные в Испании XVI века представления о том, что ручной труд — недостойное и даже презираемое занятие.
Португальские колонисты тоже искали быстрого обогащения, но им, в отличие от испанцев, не довелось найти в своих владениях таких залежей серебра. Позже они обнаружили у себя золото и алмазы, но это произошло только в конце XVII — первой трети XVIII века. В XVI столетии источниками обогащения для них были заготовка ценной красной древесины, востребованной в Европе, и организация пока еще технически несовершенного, но уже прибыльного производства сахара из тростника, завезенного в Бразилию с Канарских островов. Представление о том, что собственный ручной труд неблагороден, проявилось и здесь: рабочей силой на кустарных производствах, которые назывались энженью, были зависимые индейцы и африканские невольники. Начало массового ввоза в Бразилию африканских рабов связано именно с разрастанием плантационного хозяйства и производства тростникового сахара, а вот хозяева именовались не иначе как сеньоры/господа энженью.
Договор Уильяма Пенна с индейцами. Картина Бенджамина Уэста. 1771–1772 годы Pennsylvania Academy of the Fine Arts
Если испанские и португальские владения были неотъемлемой частью пиренейских монархий и все находились в равном правовом положении по отношению к метрополии, то британские колонии с самого начала были разными. Существовало три вида колоний. Королевские колонии принадлежали непосредственно короне и управлялись назначенными из Лондона чиновниками. В корпоративных колониях корона (или в 1649–1660 годы парламент) наделяла правами управления особое акционерное общество. В собственнических колониях эти права получал тот или иной человек.
В королевские колонии ехали в основном бедняки с надеждами на лучшую жизнь и собственный земельный надел в Новом Свете. Большинство из них не могли самостоятельно оплатить переезд и потом отрабатывали эту «ссуду» в течение 4–7 лет. Поэтому их называли законтрактованными слугами. На выходе они получали землю, иногда с сельскохозяйственным инвентарем для ее обработки. Из примерно 75 000 человек, переселившихся в Виргинию и Мэриленд в годах, две трети приехали именно как законтрактованные слуги.
, природно-климатические условия для европейцев здесь были тяжелыми, а помощь из метрополии — минимальной. Выжить можно было только благодаря ежедневному тяжелому труду и жесткой дисциплине. В самой первой постоянной колонии (Джеймстаун, Виргиния), основанной в 1607 году, зиму и весну 1608 года пережили всего несколько десятков из полутора сотен колонистов, и такие цифры не были исключением.
В-третьих, иначе складывались отношения с индейцами, да и сами индейцы были другими. Здесь не было высокоразвитых цивилизаций, накопивших запасы драгоценных металлов, как на территории Мексики или Перу, и европейцам нечего было отнимать у индейцев, кроме земли. В первые годы контакты колонистов с индейцами складывались : от частых кровавых стычек (весной 1622 года индейцы алгонкины убили 347 колонистов — не менее четверти населения Виргинии) до взаимопомощи. Например, в новоанглийском Новом Плимуте индейцы вампаноаги помогли колонистам пережить первую зиму, и те в благодарность отпраздновали сбор первого урожая вместе с индейцами. Так появился праздник День благодарения. В то же время плотность индейского населения на территории США и Канады была гораздо ниже, чем в государствах ацтеков или инков, и индейцы довольно быстро отступали от прибрежных районов, где селились колонисты.
Первый День благодарения в 1621 году. Картина Жана Леона Жерома Ферриса. 1912–1915 годы Частное собрание / Library of Congress
Первые британские колонисты были, как правило, людьми трудолюбивыми и упорными, решительными и умеющими за себя постоять, глубоко верующими и нетерпимыми в отношении религиозного инакомыслия. Нужда приучила их к дисциплине. По сравнению с выходцами из пиренейских стран они относительно мало зависели от метрополии и привыкли во всем полагаться на свои силы.
5. Что они ели и на что жили?
Спутником практически всех первопоселенцев (во всяком случае, в первые годы) был голод. Колонисты рассчитывали на быстрое обогащение и помощь из метрополии; пахать землю и разводить скот очень часто не входило в их намерения. Кроме того, индейская пища могла восприниматься как недостойная или ослабляющая тело. Сложность представляли одновременно и отсутствие привычных продуктов питания, и изобилие незнакомых. Значительно отличался и рацион: если для европейцев были привычны мясные и молочные продукты, то для коренного населения Южной Америки (при всем разнообразии климатических зон и хозяйственных укладов в регионе) важнейшей частью рациона была растительная пища, а белковая включала не только мясо диких животных и рыбу, но и насекомых. Молочных же продуктов индейцы не знали.
Еще одним различием в отношении к пище было употребление сырых, не прошедших термическую обработку продуктов. Для выходцев из Старого Света это было дикостью и варварством: считалось, что сырую пищу поедают только животные. Помимо этого, важным психологическим барьером для европейцев оказалось отсутствие в Новом Свете двух важнейших для них культур: пшеницы и виноградной лозы. Поскольку в христианском богослужении используются именно пшеничный хлеб и виноградное вино, местные аналоги (кукуруза, маниок Маниок — съедобный тропический корнеплод. и ферментированные напитки из них) считались недостойными заменителями.
Попытки вести в Новом Свете сельское хозяйство европейского типа поначалу сталкивались с серьезными трудностями: другой уровень влажности, освещенности, другие химические свойства почвы, отсутствие природных опылителей, разные времена года в Северном и Южном полушарии. Не хватало и рабочих рук: как уже говорилось, испанские и португальские колонисты вывезли с родины представление о ручном труде как о неблагородном занятии, а привлечение (зачастую насильственное) индейцев не всегда удовлетворяло все их потребности. Кроме того, у тех индейцев из тропических регионов, которые существовали за счет охоты, рыболовства и собирательства, было совершенно другое отношение к труду ради пропитания. Им не было свойственно стремление собрать (выловить, настрелять) больше, чем они съедят, или трудиться изо дня в день ради запасов. В то же время колонисты и испанской, и португальской Америки хотели получить от них все больше и больше продуктов. В донесениях португальской короне в первой половине XVI века было много сообщений о голоде среди поселенцев. Он был связан именно с организацией снабжения продовольствием и с предвзятым отношением к местным продуктам, а не с отсутствием ресурсов.
Тем не менее такие культуры, как маниок, кукуруза и картофель, все же проникали в рацион колонистов, хотя изначально предназначались для индейцев. В некоторых регионах испанской Америки этими продуктами собирали оброк с местного населения. Позднее их продолжали использовать в пищу наряду с завезенными пшеницей, рисом и некоторыми видами бобовых. Что касается вина, то оно долгое время импортировалось и было атрибутом роскоши. Регулируя его поставки, метрополии стремились усилить зависимость колоний и теснее привязать их к себе. При этом уже во второй половине XVI века в испанских владениях на территории современного Перу, а затем в Парагвае, Аргентине и Чили началось возделывание виноградной лозы. Жители португальской Америки с ее климатическими условиями больше зависели от привозного вина, а его масштабное производство началось только в XIX веке.
Подготовка к барбекю. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Первыми сельскохозяйственными животными, завезенными испанцами, стали свиньи и быки. Их не только держали при поселениях, но и специально выпускали на безлюдные острова Карибского бассейна в качестве резервного источника пропитания для сбившихся с курса или потерпевших крушение моряков. После Антильских островов их завезли и в другие регионы испанской Америки. Европейские свиньи быстро освоились в новых условиях и стали питаться тропической растительностью. Пьетро Мартире д’Ангьера Пьетро Мартире д’Ангьера (1457–1526) — итальянский гуманист, историк, поэт. C 1487 года жил в Испании, где именовался Педро Мартир де Англериа. Он одним из первых оценил важность заморских открытий, которые стали темой его книги «Декады о Новом Свете» («De orbe novo decades», 1511). Она принесла ему славу первого историка Америки. Там он никогда не был, но лично знал Колумба и других мореплавателей и конкистадоров. Его труд является важным источником по истории Америки эпохи ее открытия и колонизации. и Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес (1478–1557) — испанский историк и писатель, автор «Всеобщей и естественной истории Индий», ценнейшего источника по истории Америки эпохи Конкисты и важного памятника исторической мысли. Фернандес де Овьедо считал испанцев богоизбранным народом и утверждал их право владеть Новым Светом, чтобы выполнить высокую духовную миссию христианизации индейцев, которых он считал неполноценными людьми. с удовлетворением отмечали, насколько новый рацион улучшил вкусовые качества мяса таких свиней. При этом в глобальном отношении новая кормовая база для свиней и быков дала им возможность быстро размножиться и из-за отсутствия естественных хищников серьезно изменить экологический баланс отдельных регионов (например, островов Карибского бассейна). Но европейские колонизаторы не мыслили этими категориями: они стремились обеспечить привычной мясной пищей и себя, и прибывающие из метрополии флоты, и завоевательные экспедиции Эрнана Кортеса, Франсиско Писарро, Эрнандо де Сото и других. Кроме того, быки были нужны колонистам и как тягловая сила на плантациях и рудниках.
6. Откуда в Америке индейцы — они там всегда были или приплыли?
7. Сколько их там было, как жили разные племена и что вообще о них известно?
Европейские завоеватели встретили в Новом Свете разные сложноустроенные общества — от полукочевых племен охотников, рыболовов и собирателей до мощных государственных образований (империй ацтеков и инков). Известно более тысячи индейских языков, образующих сотни разнообразных языковых семей. Попытки воссоздать праиндейский язык, на котором говорили первые переселенцы через Берингов пролив, пока не увенчались успехом.
Вопрос численности коренного населения ко времени открытия Америки сильно идеологизирован и связан со спорами о геноциде. Оценки разнятся от 8 000 000 до более чем 100 000 000 человек. Венесуэльский исследователь Анхель Розенблат (1902–1984) оценивал коренное население Нового Света на момент завоевания в 13 300 000 человек, а в 1650 году — в 10 000 000. В учебниках часто можно встретить число 55 000 000: эти данные приводит североамериканский географ Уильям Деневан. В своих более поздних работах начала он уточнил этот расчет: 53,9 млн ± 20 %.
8. Как происходил геноцид индейцев и почему?
Южная Америка
Ответ на этот непростой вопрос стоит начать с определений. Конвенция ООН 1948 года считает геноцидом действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу. Очевидно, что эта формулировка сложилась под влиянием трагических событий ХХ столетия и автоматически переносить ее на предыдущие исторические эпохи нельзя. При этом, на первый взгляд, оснований для того, чтобы говорить о геноциде индейского населения Латинской Америки, немало: здесь и падение доколумбовых цивилизаций после встречи с конкистадорами, полностью исчезнувшее коренное население на Кубе и практически полностью — в Аргентине и Уругвае, значительные людские потери среди индейцев тропических и прибрежных зон Южной Америки, а также огромная смертность из-за завезенных европейцами болезней и непосильного принудительного труда на рудниках и плантациях.
С другой стороны, контакты европейцев с коренным населением были многообразными, политика колониальных властей — изменчивой и зачастую непоследовательной, а противоречия между законами, диктуемыми из Европы, и обстановкой на местах, — весьма значительными. Все это не позволяет свести такую пеструю картину исключительно к методичному и последовательному геноциду. Впрочем, традиция приписывать испанцам одни лишь зверства и кровавые расправы над индейцами не нова и насчитывает несколько столетий. Это в том числе влияние так называемой черной легенды — резко антииспанских представлений, распространявшихся противниками династии Габсбургов в Европе по мере того, как Испанская империя завоевывала все новые и новые территории.
При этом в исторической перспективе, когда стал очевиден масштаб потерь среди коренного населения, невозможно не задуматься об уничтожении индейцев — даже невольном и сопутствующем, а не только осознанном и целенаправленном (если предлогом была война с язычниками, идолопоклонниками или приверженцами человеческих жертвоприношений). Однако для того, чтобы назвать это геноцидом, нужно доказать, что колонисты сознательно хотели стереть индейский народ с лица земли, а не подчинить, усмирить, провести показательную акцию устрашения и так далее. Бывали случаи, когда подданные испанского короля вели политику, приводившую к уничтожению индейцев, а сам король осуждал «перегибы на местах» и заявлял, что такие действия противоречат службе ему и Богу.
Испанцы уничтожают идолов мексиканских индейцев. Иллюстрация из книги Бенсона Джона Лоссинга «Our Country. A Household History for All Readers, from the Discovery of America to the Present Time». Нью-Йорк, 1877 год Boston College Libraries
Помимо вопроса о геноциде во времена Конкисты, исследователи обращаются к смежным проблемам: экоциду и этноциду. Уже упоминавшийся выше экоцид — это хищническое разграбление европейцами природных ресурсов в погоне за наживой и уничтожение экосистем, в которые было встроено существование охотников и собирателей в Карибском бассейне и континентальной тропической зоне. К нему относят колонизацию островов Карибского бассейна, повлекшую за собой быстрое (в течение нескольких десятилетий) исчезновение племени таино и некоторых других, а также значительное сокращение площади прибрежных атлантических лесов в Бразилии в результате вырубки ценного красного дерева. Ключевой элемент современной борьбы за права индейцев Амазонии — сохранение именно природной среды, в которой они обитают.
Что же касается этноцида, то под ним понимают уничтожение этноса через разрушение его культуры и воспрепятствование использованию, развитию и передаче следующим поколениям языка и культуры (включая религиозные верования). В самом деле, отрицать стремление испанцев и португальцев обратить коренное население Латинской Америки в свою религию и насадить христианский образ жизни невозможно. Никто из защитников индейцев в XVI–XVII веках — будь то падре Бартоломе де Лас Касас Бартоломе де Лас Касас (1474 или 1484 —1566) — испанский священник и историк Нового Света. Лас Касас известен своими протестами против жестокости и зверств по отношению к коренному населению Америки со стороны испанских колонистов. Считается одним из первых борцов за права человека. или португальские и испанские иезуиты, спасавшие индейцев тупи-гуарани от набегов жестоких охотников за рабами, — не ставил под сомнение превосходство христианства над язычеством и невозможность сохранения прежних обрядов и образа жизни. Ими двигало искреннее убеждение в единственно возможном спасении души через принятие католической веры. Реалии Конкисты показали, что лозунги распространения христианства во благо самих индейцев слишком часто прикрывали грабежи и беспощадную эксплуатацию. Тем не менее возражения современников могли вызывать лишь методы обращения, но не его глобальные цели.
Таким образом, геноцидом (исходя из конвенции ООН 1948 года) действия европейцев в Южной Америке во время Конкисты и колонизации не были. Наиболее емкой общей формулировкой, под которой, как кажется, подписались бы и противники, и сторонники идеи геноцида, представляется следующее определение: насильственное изменение судеб народов после того, как Старый Свет открыл для себя Новый и подчинил его.
Северная Америка
Рекламное объявление о продаже индейских земель. 1911 год United States Department of the Interior
9. Как возникли Мексика, США и Канада?
Мексика
Все эти современные страны в географическом отношении относятся к Северной Америке, но с точки зрения истории и культуры представляют собой разные регионы. Мексика — это часть Латинской Америки, после открытия Нового Света она была частью колониальных владений Испании. США возникли на основе британских колоний, хотя некоторые их современные территории одно время были и испанскими, и даже французскими колониями. Современная Канада включает в свой состав земли, принадлежавшие и французской, и британской короне.
24 февраля 1821 года командующий испанскими войсками на юге Мексики Агустин де Итурбиде выступил с «планом Игуала» (по названию городка в юго-западной Мексике) под лозунгом «Религия, единство, независимость»: в Мексике провозглашалась конституционная монархия, гарантировалось сохранение привилегий Католической церкви, объявлялось равенство всех мексиканцев, независимо от их расы и происхождения. «План Игуала» стал тем историческим компромиссом, который объединил силы радикалов и консерваторов в борьбе против власти метрополии.
28 сентября 1821 года был провозглашен акт о независимости Мексиканской империи, но уже в марте 1823 года республиканцы свергли императора Агустина I Итурбиде. А 4 октября 1824 года была обнародована республиканская конституция Мексиканских Соединенных Штатов.
США и Канада
Смерть генерала Монтгомери под Квебеком 31 декабря 1775 года. Картина Джона Трамбулла. 1786 год Yale University Art Gallery, New Haven
10. Какой самый старый город в Америке?
Если говорить о городах, основанных в Новом Свете европейцами, то безусловная пальма первенства — за городом Санто-Доминго на острове Гаити. Он появился в 1496 году благодаря Бартоломео Колумбу, брату Христофора. Если говорить о материке, то в Центральной Америке вне конкуренции панамский город Номбре-де-Диос, который основал Диего де Никуэса в 1510 году. В Южной Америке, похоже, самым старым ныне существующим городом (опять же, с оговоркой, что мы не считаем города доколумбовой Америки) был порт Санта-Марта на территории нынешней Колумбии: Родриго де Бастидас основал его в 1525 году. Наконец, в Северной Америке (без учета Центральной, то есть на территории США и Канады) самый старый город — Сент-Огастин (испанское название Сан-Агустин); сейчас это земля штата Флорида в США. На его месте в 1564 году был основан французский форт Каролин, но уже на следующий год испанский адмирал Педро Менендес де Авилес разорил французскую колонию и заложил на ее месте форт Святого Августина (Сан-Агустин).
11. Как открытие Америки повлияло на европейскую экономику?
В результате открытия Америки быстро расширялись не только ее торговые контакты с Европой, но и системные связи между Азией и Америкой (воплощенные в манильских галеонах — огромных кораблях, курсировавших между Манилой на Филиппинах и Акапулько в Мексике), а также между Америкой и Африкой. В Атлантике в XVI–XVII веках сложился торговый треугольник: корабли везли европейские товары в Африку, оттуда перевозили невольников в Новый Свет и возвращались в Европу с грузом табака, сахара и других товаров. Все это свидетельствовало о формировании мирового рынка.
Вместе с экономикой на просторы океанов выходит и политика. Неотъемлемой частью международных отношений становится соперничество за контроль над торговыми путями, стремление европейских держав обзавестись собственными колониями, борьба за их передел. Благодаря богатствам колоний метрополии заметно усиливали свои позиции в Европе.
12. А как изменило европейскую культуру?
Научная революция XVI–XVII веков во многом стала возможна потому, что открытие Америки, будучи важнейшей частью Великих географических открытий, привело к резкому расширению представлений европейцев о мире. В Америке собирались новые обширные материалы для естественных наук и этнографии, истории и языкознания. Контакты с племенами индейцев, обладавшими другим социальным устройством, стимулировали развитие общественной мысли. Приобретая опыт общения с носителями иных культур и религий, европейцы более отчетливо осознавали свое культурно-историческое единство. В то же время наиболее критически мыслящие из них убеждались, что мир многолик, что чужая культура и религия могут быть не хуже своих и что европейцу есть чему поучиться у обитателей заморских земель. Неслучайно знаменитый французский гуманист Мишель де Монтень (1533–1592) подчеркивал, что индейцы в отношении нравственности ничем не уступают европейцам, а Томас Мор поместил идеальный остров Утопия близ берегов Южной Америки. Алонсо де Эрсилья в эпической поэме «Араукана», описывая войны испанцев с индейцами арауканами, не подвергает сомнению право Испании подчинить их, но фактически представляет их в героическом ореоле борцов за свободу, правда которых уравнивается с правдой испанцев. Испанские гуманисты и служители Церкви (Бартоломе де Лас Касас, Васко де Кирога и другие) пытались воплотить в Новом Свете утопические идеи, рожденные в Европе. Размышления о золотом веке и неиспорченной вере обитателей Америки органично вплетались в идейный мир Возрождения и Реформации.
Открытие Америки и последовавшая за ним Конкиста вызвали к жизни литературные произведения разных жанров: «Донесения» Эрнана Кортеса, «Сообщение потерпевших кораблекрушение» Альвара Нуньеса Кабесы де Вака и другие. Появились новаторские сводные труды, содержавшие сведения о географии и природе новых земель, об обычаях и истории их народов: «Декады о Новом Свете» Пьетро Мартире д’Ангиера, «История Индий» Лас Касаса, «Общая история о делах Новой Испании» Бернардино де Саагун и другие. Образы Америки эпохи Великих географических открытий и Конкисты прослеживаются также в европейской литературе и искусстве, в частности в творчестве Шекспира и Кальдерона.
13. А еду?
Европейцы познакомились с новыми видами домашней птицы (индейки), сельскохозяйственными культурами (картофель, кукуруза, томаты, фасоль, красный острый перец, тыква, какао), а также с фруктами (ананас, авокадо). И хотя внедрение новых продуктов из-за консервативности сознания большинства колонистов затянулось надолго, со временем они заметно изменили рацион питания европейцев, произведя своего рода «пищевую революцию». Особенно велико было значение картофеля и кукурузы, заметно снизивших угрозу голода. Большое влияние оказали и культуры, завезенные европейцами в Америку и там активно возделывавшиеся для экспорта именно в Старый Свет (кофе, сахарный тростник, из которого получали не только сахар, но и ром).
Отдельно следует отметить табак: он не является съедобной культурой, но первоначально ценился европейцами как средство избавления от чувства голода; параллельно он использовался как лекарство (вспомним, что позже Робинзон Крузо на своем необитаемом острове лечился именно табачной настойкой), а затем жевать, нюхать и курить табак в Старом Свете стали для удовольствия. Именно табак сделался основной культурой в британских Виргинии и Мэриленде в XVII–XVIII веках.
Испанцы завезли на остров Гаити и бананы, ныне считающиеся неотъемлемой частью американской флоры. Существуют предположения, что в Южной Америке банан был известен и до прихода европейцев; в любом случае именно испанцы широко расселили его по своим владениям.
Европейские колонисты способствовали также распространению американских видов культурных растений и одомашненных животных за пределы их изначальных ареалов обитания. К примеру, они завезли мексиканскую по своему происхождению индейку в Перу. В дальнейшем перемешивание в рационе жителей обеих Америк индейских и европейских продуктов питания и видов их обработки породило самобытную кухню. Некоторые ставшие традиционными блюда по обе стороны Атлантики включают в себя завезенные ингредиенты, но их американское или, напротив, европейское происхождение уже забылось (например, у испанской картофельной тортильи — не путать с мексиканской кукурузной тортильей — или у блюд на основе риса и молока из Аргентины).