Кавказский пленник чему учит для читательского дневника
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Толстой Л. «Кавказский пленник» Читательский дневник, краткое содержание
Толстой Л. «Кавказский пленник» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Лев Николаевич Толстой
Название: «Кавказский пленник»
Жанр: Рассказ
Тема произведения: Смелость и трусость
Число страниц: 60
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
Герои попадают в беду, но ведут себя по-разному: Жилин – смело и решительно, а Костылин бездействует и ждёт помощи.
Сюжет — краткое содержание:
Жилин и Костылин служили на Кавказе и из-за трусости второго попали в плен. Жилина посадили в сарай и связали руки, а затем повели в дом и потребовали выкуп: 3000 рублей. Герой отказался: «Хотите убивайте, пользы вам не будет, а больше 500 рублей не напишу». Жилин жил в ауле, делал кукол и дарил Дине, продумывал план побега, и в одну ночь его осуществил. Он не мог оставить своего товарища Костылина. Но тот проявил свой слабый характер. Он страдал и бездействовал. Из-за Костылина герои вновь попали в плен. Благодаря Дине Жилин вновь выбирается на волю.
Понравившийся эпизод:
Мне понравился эпизод, где Дина помогает Жилину выбраться из плена. Это очень напряжённый момент. У девочки удивительно доброе сердце!
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Между людьми всегда есть точки соприкосновения, которые позволяют каждому видеть в другом человека, сочувствовать и доверять
Чему учит этот рассказ:
Быть смелым, решительным и храбрым, не бросать товарища в беде, всеми силами стараться достичь своей цели.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Мне очень понравился Жилин! Мужественный, решительный, верный, он быстро заслужил доверие Дины и смог выбраться из плена.
Новые слова и выражения:
Жила – обиходное название кровеносный сосудов
Плеть – инструмент, представляющий собой верёвки или ремни, соединённые на рукоятке
Пословицы к произведению:
Будь храбр по уму и по сердцу.
На себя надежда — основание храбрости.
Доверить стадо волку — не будет толку.
«Кавказский пленник» — читательский дневник по рассказу Л. Толстого
Рассказ-быль Льва Толстого «Кавказский пленник» был впервые опубликован в 1872 году.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Лев Николаевич Толстой
Название произведения: «Кавказский пленник»
Жанр: рассказ
Год написания: 1872
Издательство: ИскательПресс
Год издания: 2014
Главные герои и их краткая характеристика
Жилин. Русский офицер. Храбрый, смелый, добрый, умелый, ласковый, настойчивый.
Костылин. Русский офицер. Трусливый, слабый, ленивый.
Абдул-Мурат. Татарин, хозяин Жилина.
Дина. Его дочь. Веселая, смелая, добрая, любопытная.
Краткое содержание и сюжет
Очень краткое содержание для читательского дневника
Когда Жилин и Костылин отделились от обоза, их поймали татары. Татары требовали выкуп и Жилин согласился написать письмо домой. Жилин подружился с девочкой Диной, которой мастерил кукол. Жилин подговорил Костылина бежать, но тот стал обузой в пути, их поймали и посадили в яму. Дина помогла Жилину выбраться из ямы, и он попрощался с Диной как с лучшим другом. Жилин в колодках дошел до края леса и его выручили казаки.
План пересказа
Основная мысль
Никогда нельзя опускать руки и сдаваться, всегда следует бороться до самого конца, до последнего вздоха.
Чему учит
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.
Отзыв и что понравилось
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.
Вывод и мое впечатление
Великий Толстой приемом антитезы показывает судьбы двух молодых офицеров, один не смирялся с трудностями и любыми путями боролся с судьбой, а второй только плыл по течению. А, кроме того, Жилин и Дина – люди разных национальностей и культур, стали настоящими друзьями, во всем поддерживающими друг друга, тогда как Костылин ради спасения своей жизни был готов на все, даже на предательство.
Пословицы
Словарь новых и незнакомых слов
Сакля – невысокий каменный дом жителей Кавказа.
Бешмет – верхняя одежда горских народов, распашной кафтан до колен.
Высожары – старинное диалектное название созвездия Большая медведица.
Монисто – традиционное женское украшение на шею, представляющее из себя нечто вроде бус с монетками, бляшками и т.п.
Мулла – мусульманский священнослужитель, знаток ритуалов и Корана.
Черкеска – русское название длинного горского военного кафтана.
Цитаты из текста
«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».
«Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал… всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.».
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
26.10.2018
Толстой Л. «Кавказский пленник»
Толстой Л., рассказ «Кавказский пленник»
Главные герои рассказа «Кавказский пленник» и их характеристика
Чему учит рассказ «Кавказский пленник»
Рассказ учит тому, что война очень плохое дело и воевать никогда нельзя. Нужно жить в мире представителям самых разных народов. Учит обращать внимание не на национальность человека, а на его дела и поступки. Потому что плохие никчемные люди есть у каждого народа, но хороших всегда больше. Учит тому, что дети видят кто хороший человек и им все равно какой он нации.
Отзыв на рассказ «Кавказский пленник»
Мне очень понравился этот рассказ. Дружба, которая возникла между Жилиным и татарской девочкой Диной, такая трогательная и она единственная напитана настоящими эмоциями. Все остальные действовали не сами по себе, а повинуясь принятым стереотипам поведения. Мне очень понравилась добрая и смелая Дина, и я надеюсь, что ее судьба сложилась удачно. А вот Костылин меня разочаровал, он оказался не просто обузой, он был никому не нужен.
Пословицы к рассказу «Кавказский пленник»
Кто идет вперед, того страх не берет.
Велик телом, да мал делом.
В мире нет трудных дел, нужны лишь усердные люди.
Перед настойчивым и горы преклоняются.
Под лежачий камень вода не течет.
Рисунки и иллюстрации к рассказу «Кавказский пленник»
«Кавказский пленник» читательский дневник
Всего получено оценок: 151.
Всего получено оценок: 151.
«Кавказский пленник» – добрая и поучительная история о том, как дети решили переиграть грустную историю о пленных офицерах на свой лад.
Краткое содержание «Кавказский пленник» для читательского дневника
ФИО автора: Саша Черный
Название: Кавказский пленник
Число страниц: 21. Саша Черный. «Кавказский пленник». Издательство «Лениздат». 2014 год
Жанр: Рассказ
Год написания: 1929 год
Главные герои
Валя – старшая сестра, находчивая, добрая, веселая девочка.
Катя – младшая сестра, большая выдумщица.
Мишка – веселый, добрый мальчик, товарищ по играм.
Тузик – уличный пес.
Сюжет
Погожим весенним днем, когда всем было очень весело и радостно, грустили две сестренки. В глазах Вали виднелись слезинки, а Катя стояла рядом, надувшись. Девочки только что прочли рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник», и это произведение очень взволновало их.
Девочки были одни дома, и не у кого было спросить, на самом ли деле произошло все то, что описано в книжке. Наконец, Кате надоело дуться, и она сказала, что Жилин, наверное, обязательно вернулся и проучил татар, которые его мучили. Вале понравилась эта идея, и он добавила, что офицер, должно быть, хорошенько высек их крапивой. Девочки принялись мечтать – они хотели, чтобы благородный Жилин в итоге отпустил татар, дал Дине медаль за отвагу, а после бы женился на ней.
Девочки отправились в сад, где заметили яму с прошлогодними листьями. Они решили сыграть в «Кавказского пленника», но только на свой лад. Жилиным стал их товарищ Мишка, а Костылиным – уличный пес Тузик. Сестры поначалу были татарами, а после перевоплотились в Дину и ее подружку.
Дети очень весело провели время, играя в пленных офицеров и жестоких татар. Под конец девочки присоединились к Мишке и Тузику, которые сидели «в плену» в яме, и стали любоваться небом.
Когда вернулась мама, она долго не могла найти сестер, и принялась их громко звать. К ее удивлению, она обнаружила девочек в яме. Валя и Катя радостно прижались к маме, и уже не понимали, отчего им было так грустно – ведь «Кавказский пленник» оказался на редкость забавной книгой.
План пересказа
Главная мысль
В жизни многое зависит от того, как относится к проблемам. С боевым настроем можно преодолеть любые трудности.
Чему учит
Рассказ учит сострадать, сочувствовать тем, кто оказался в беду. Кроме того, он учит играть, фантазировать, выдумывать, и по-новому смотреть на проблемы и трудности.
Отзыв
Благодаря игре, в которую девочки вовлекли своего друга и пса, они смогли по-новому взглянуть на прочитанную историю. Оказалось, что все не так уж страшно, и нужно просто уметь радоваться жизни.
Рисунок-иллюстрация к рассказу Кавказский пленник.
Пословицы
Что понравилось
Понравилось, как в роли офицера Костылина выступил уличный пес Тузик. Ему было очень весело играть с детьми, и он с блеском сыграл свою роль до конца.
Кавказский пленник Толстой Л.Н. — читательский дневник
Рассказ «Кавказский пленник» охарактеризован как «быль», потому что был написан по реальным событиям, в которых участвовал автор. Простота изложения, яркие образы и глубокий нравственный смысл сделали рассказ одним из лучших произведений мировой литературы.
Читательский дневник отражает эмоциональный отклик на произведение.
Быль написана в 1872 году, опубликована в журнале «Заря» в том же году.
Действие происходит в 1850-е годы (период Кавказской войны, 1817-1864), место действия – Кавказ.
Иван Жилин – главный герой, офицер русской армии в период боевых действий на Кавказе. Он является воплощением смелости, чести, достоинства, человечного отношения к людям. Сам решает свою судьбу.
Костылин – сослуживец Жилина, попавший с ним в плен. Противоположность Ивана, слабый, безвольный человек, не умеет брать ответственность за свои решения и действия, перекладывает это на других.
Дина – 13-летняя дочка татарина, ставшего хозяином пленников. Помогает Ивану сбежать из плена.
Абдул-Мурат – татарин, выкупивший Ивана, хозяин пленников. Уважительно относился к Жилину, видя в нем человека, а не врага.
Двое русских офицеров, Жилин и Костылин, по неосторожности попадают в плен к татарам, за них хотят получить выкуп. Жилин планирует побег, и он удался, но лишь со второй попытки и благодаря помощи девочки Дины. Костылина, из-за которого герои и попали в плен, выкупают за деньги еле живым.
Важно оставаться человеком и не терять мужества даже в самой сложной ситуации. Человек творит свою судьбу сам, она складывается из множества выборов и решений.
Война делает людей врагами, но человечность способна пересилить даже межнациональные конфликты.
Автор ни разу не выразил своего отношения к героям напрямую – он никого не осуждает и не хвалит. Читатель сам должен сделать выводы по описанию поступков героев.
Сравнение и контраст показывают, что является достойным поведением, а что вызывает порицание.
Жилин сумел заслужить уважение горцев, хотя он является для них врагом, что говорит о его высоких человеческих качествах.
Костылин вызывает сочувствие и даже презрение.
Писатель противопоставляет образы Жилина и Костылина, показывая разный подход к жизни и разные нравственные ценности.
Иван – человек действия, волевых решений и ответственности.
Костылин – персонаж, который только пассивно ждет и впутывается в неприятности.
Абдул проникается уважением к Жилину, когда тот дает моральный отпор в ответ на требования выкупа. Он показывает, что не боится угроз и даже самой смерти, выказывает твердость и убежденность. Благодаря этому Иван живет хоть и в плену, но общается с Абдулом наравне.
Сакля – невысокий каменный дом жителей Кавказа.
Бешмет – верхняя одежда горских народов, распашной кафтан до колен.
Высожары – старинное диалектное название созвездия Большая медведица.
Монисто – традиционное женское украшение на шею, представляющее из себя нечто вроде бус с монетками, бляшками и т.п.
Мулла – мусульманский священнослужитель, знаток ритуалов и Корана.
Черкеска – русское название длинного горского военного кафтана.
«Ну, — думает Жилин, — знаю вас, чертей, если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой».
«Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал… всё высматривает, выпытывает, как ему бежать. Ходит по аулу, насвистывает; а то сидит, что-нибудь рукодельничает, или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев.».
«И чорт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел».
Костылин говорит:
— Иди один, за что тебе из-за меня пропадать.
— Нет, не пойду, не годится товарища бросать.