Кайдзен что это за система
Кайдзен — путь к совершенству
Кайдзен, кайдзэн (яп. 改善 кайдзэн, ромадзи Kaizen; встречается неверный вариант «кайзен») — японская философия или практика, которая фокусируется на непрерывном совершенствовании процессов производства, разработки, вспомогательных бизнес-процессов и управления, а также всех аспектов жизни.
В статье я опишу несколько полезных, зарекомендованных и простых инструментов практики Кайдзен, которые можно начать применять без значительных усилий.
Но для начала немного истории. Философия возникла в Японии после второй мировой войны, с тех пор она хорошо прижилась в производственных отраслях страны и повысила уровень качества товаров и услуг Японии на порядок. О эффективности данной философии можно и не сомневаться. Спустя столько времени она до сих пор используется и уже давно вышла за пределы производства и применяется в любых сферах, которые только можно вообразить.
Самое примечательное в кайдзен то, что это всего лишь философия совершенствования, он по определению применим для всех аспектов жизни. На основе этой философии разработаны множество инструментов и механизмов наладки производства и разработки ПО. Как вы уже догадались, в статье речь пойдет о применении кайдзен в IT сфере. В основе кайдзен лежит идея, идея улучшения и оптимизация любых процессов. Можно выделить следующие принципы.
Принципы кайдзен:
На мой взгляд, ключевой пункт здесь решимость. В некоторых случаях идеи по улучшению очевидны, но требуют действий, так и не совершаемых из за прокрастинации. В других же случаях они требуют изменений «микроклимата» вокруг, что нелегко осуществить, учитывая консервативную природу человека и возможные перемены в образе жизни.
Для примера, Джефф Сазерленд, один из создателей методологии Scrum, рассматривает кайдзен как средство для процесса устранения помех. Ключевым моментом является то, что поиском помех занимается вся команда, а не только scrum-мастер. И задача по устранению наиболее серьезных помех вносится в следующий резерв спринта.
Кайдзен можно абстрагировать на разные уровни разработки и деятельности в IT сфере, начиная от организации рабочего стола разработчика и заканчивая методологией разработки в крупной компании. Но основа у всех одна — улучшить процесс разработки, эффективнее использовать время и имеющиеся ресурсы, чтобы в конечном итоге получить качественный продукт.
Методов кайдзен придумано очень много, львиная доля из них создана для оптимизации процессов в компаниях, я же постараюсь спроецировать 2 метода кайдзен для проффесиональных нужд человека в IT сфере.
5S / 5C / 5У
Метод включает 5 пунктов, соблюдение которых поможет навести феншуй порядок на рабочем столе (реальном и виртуальном)/комнате/кабинете/в жизни.
Seiri Clear up Удалить | Разобраться в файлах/предметы на столе или комнате. Убрать/удалить с рабочего стола всё ненужное. Будьте честны перед собой и не оставляйте то, что уже покрылось сантиметром пыли. |
Seiton Configure Упорядочить | Упорядочьте те файлы/предметы что остались. Самый используемые должны находиться на удобном месте, всё должно быть на своих местах, которые не желательно путать. На производственных заводах используется так называемый метод теней — там, где должен лежать инструмент рисуется контур, клеится стикер. Это сделано, чтобы сразу было видно инструмент, не лежащий на своем месте. Поэтому, если ваша чашка на столе оставила круг, то это непременно Seiton. |
Seiso Clean up Убраться | Наведите чистоту. Протрите пыль, почистите компьютер, отфотошопьте фоновую картинку рабочего стола, помойте чашку, наконец, которая оставила контур на вашем столе. |
Seiketsu Clean Убираться | Следите за чистотой. Поддерживайте всё в таком же виде. Работать вам будет гораздо приятнее. |
Shitsuke Custom Укоренить | Взять соблюдение этих принципов за правило. Не останавливайтесь перед совершенствованием. Следите за соблюдением всех принципов. |
Важно то, что комфорт и чистота вокруг способствуют продуктивной работе. Не важно, будь то рабочий стол компьютера, рабочее место, комната, кабинет, серверная или склад.
Эта тема уже проскальзывала на хабре, но уже давно.
Устранение семи потерь
Что такое кайдзен и как применять этот метод на практике
Кайдзен — одна из ключевых концепций менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства.
Изначально это понятие возникло в Японии и означало постоянное и всестороннее развитие как человека, его общественной и частной жизни, так и трудовых процессов. В сферу бизнеса кайдзен пришел после Второй мировой войны, когда японские компании начали внедрять эту философию с целью повышения эффективности производства.
Основные элементы концепции кайдзен
Основной идеей кайдзен является бережливое производство, то есть устранение процессов, которые ведут к убыткам (перепроизводство, бесполезные механизмы и т.д.), оптимизация работы каждого сотрудника и упор на нужды потребителя.
Концепция кайдзен включает в себя пять основных принципов или 5S:
Кроме того, существует понятие «гемба кайдзен», подразумевающее принятие решения на месте рабочего процесса или возникновения проблем и их регулирование.
Кайдзен в действии
Впервые на практике кайдзен применили ряд японских компаний, в том числе автомобилестроительная фирма Toyota. Опыт оказался позитивным, и концепция разлетелась по всему миру. Немецкая компания Siemens также внедрила кайдзен в производство. Сегодня японская философия применяется во многих зарубежных предприятиях. Существует даже институт по изучению кайдзен.
В России эта концепция не слишком распространена, но некоторые отечественные компании тоже уже внедрили ее в производство — это, к примеру, «Лукойл», «Алроса», ГАЗ, «Балтика», КАМАЗ, «Росатомстрой», «Гидросила», Банк «Союз».
Станислав Парфенов, директор по сервисной поддержке, аутсорсинговым решениям и ИТ Konica Minolta Business Solutions Russia:
«Основная концепция философии кайдзен — непрерывное совершенствование, которое может быть достигнуто через рост удовлетворенности потребителей: именно на это направлены все продвигаемые ценности и принципы. Однако концепция ориентирована не только на конечный результат, но и на каждый из внутренних процессов.
Именно эта цель и легла в основу внедрения кайдзен в Konica Minolta: мы нацелены на потребителя, но при этом уделяем большое внимание работе сотрудников — и через совершенствование процессов приходим к улучшению результата.
Например, согласно кайдзену, каждый сотрудник должен осознавать важность своего труда, понимать возможности обучения и принципы поощрений. Мы мотивируем персонал предлагать свои идеи — они приводят к росту эффективности и снижают как временные, так и финансовые затраты. Такие предложения достойно вознаграждаются.
При этом мы стремимся соблюдать баланс между западным и восточным подходом к методологии. Например, на наш взгляд, при реализации важнее использовать лидерство в противовес формализму — когда руководитель доказывает свое положение не номинальной властью и «табличкой на двери», а знаниями и личным примером принимаемых решений.
Ориентация на потребителей, важность персонала и ключевая роль лидера, а также нацеленность в целом как на результат, так и на процесс, совместно помогают развивать инновации. Кайдзен, кстати, подходит не только для совершенствования процессов на производственных предприятиях, но может ложиться и в основу различных гибких методологий разработки. Например, практики японских предприятий, в частности принципы кайдзен, могли быть положены в основу методологии Scrum в направлении циклов PDCA (Plan-Do-Check-Act — планирование, действие, проверка, корректировка). Суть подхода заключается в постоянном анализе процессов для снижения количества ошибок.
Как решили применять кайдзен в России? Возможно ли оптимизировать производственные процессы с помощью этой методологии здесь и почему?
Россия находится на стыке Востока и Запада, и поэтому исторически наша страна перенимает наиболее удачные практики с обеих сторон, объединяя и адаптируя их.
Например, восточный менеджмент больше ориентируется на процесс, а западный — на результат. На практике достижение последнего происходит через совершенствование первого.
Или еще один пример: на Востоке принято постепенное развитие, на Западе же чаще всего приветствуется, когда результат достигается по итогам скачкообразного совершенствования. Однако на деле постоянные маленькие шаги могут привести к стремительному росту. И даже после стремительного роста бизнес может вернуться на плато развития.
Также существуют и разные подходы к коллективу: на Востоке акцент сделан на взаимопомощи, тогда как на Западе на первый план выходят индивидуализм и развитие через конкуренцию. И снова на практике лучшим решением становится сочетание наиболее удачных идей: концепта совместной слаженной работы и взаимной поддержки со здоровым желанием совершенствования отдельно взятой личности.
Кайдзен может стать более популярным в России, так как в его основе лежит бережное использование ресурсов, а это всегда было очень актуально для нашей страны.
Сегодня в условиях необходимости восстановления экономики актуальность концепции возросла. Именно рациональное использование ресурсов и правильная мотивация персонала поможет российским компаниям оставаться конкурентоспособными в долгосрочной перспективе — даже в самых непростых условиях.
При этом бережное отношение к ресурсам — это не только локальная, но и глобальная тенденция: рациональное потребление сегодня приветствуется во всем мире. И речь здесь идет не только о внешних, но и о внутренних ресурсах самого человека».
Что почитать по теме кайдзен
В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!
Система Кайдзен – новый способ управления производством
Система Кайдзен – это японская техника управления производством. О трудолюбии и работоспособности японцев ходят легенды. Любое начатое дело они доводят до конца. И это независимо от занимаемой должности. Для них работа не превращается в рутину. Как такое возможно? Благодаря правильному подходу. Что это за подход?
Общая информация
Что такое Кайдзен? Это японская философия, направленная на нормализацию, выведение производства продукции на новый уровень. Впервые о ней заговорили в период после Второй мировой войны. Тогда несколько крупных компаний Японии искали способ восстановиться после пережитых военных потрясений.
Система Кайдзен создана Масааки Имаи, основателем KAIZEN Institute Consulting Group lean и Cambridge Corporation. Введенное понятие в дословном переводе означает изменения к лучшему (кай – изменения, дзен – к лучшему). Первая популярность пришла к нему в 1986 году после того, как увидела свет книга, посвященная этой методике, – «Кайдзен: ключ к успеху компаний Японии».
5 главных принципов Кайдзен
В основе японской системы лежит 5 S:
Использование каждого из перечисленных пунктов помогло многим компаниям быстро восстановиться в послевоенные годы. Не утратили они актуальности и сейчас. Рассмотрим каждый пункт подробно.
Сортировка
Задумайтесь, что мешает работать эффективнее? Выяснили? Перечислите эти моменты. Скорее всего, в списке будет упоминание о том, что вы выполняете и свои, и чужие обязанности. Не стоит так делать. Подумайте, какие задачи можно перепоручить коллегам, а от каких отказаться. За пример возьмите компании, в которых менеджеры составляют договор и просчитывают стоимость услуг. Хотя обычно эту работу делает бухгалтер.
Не пытайтесь все сделать сами. Система Кайдзен предлагает распределять обязанности. Меняйте рабочий процесс. Даже мелкие корректировки сейчас, в будущем приведут к серьезным переменам.
Последовательность
Как только из рабочего процесса будет исключено все лишнее, оптимизируйте его. Для этого на протяжении пары недель ведите дневник. Записывайте все, что касается вашей деятельности. Это решенные вопросы, список задач, время, затраченное на выполнение каждой из них.
По истечении указанного периода времени проанализируйте записи. Вы увидите, что большая часть дня тратится на рутинную работу. Почему бы в эти часы не делать важные дела, оставив все остальное на потом?
Чистота
Держите в порядке рабочее место. Каждый день уделяйте внимание тому, чтобы аккуратно сложить бумаги, канцелярские принадлежности и т.д. Благодаря этому следующий день пройдет без спешных поисков нужного документа.
Чистоту нужно навести и в мыслях. Пусть последним, что вы сделаете на работе, будет подведение итогов и составление плана на завтра. Выйдя за пределы офиса или производства, забудьте о работе. Дайте мозгу отдохнуть, иначе его продуктивность заметно снизится.
Систематизация
Вы избавились от лишних дел и обязанностей. Определили, в какой последовательности выполнять самые важные задачи. Теперь составьте график. Старайтесь следовать ему.
Дисциплинированность или реализация
Приложите максимум усилий, чтобы реализовать новый план работы. Не возвращайтесь к тому, что было раньше. Помните, главная цель системы Кайдзен на предприятии – непрекращающееся совершенствование.
Технология и особенности Кайдзен
Любой бизнес включает в себя несколько процессов. Чаще всего это производство, ведение бухгалтерии, общение с клиентами и поставщиками, обслуживание посетителей. Для оптимизации уделяйте внимание каждому пункту. Если что-то проигнорировать, производственная эффективность снизится. Чтобы избежать этого, замечайте даже мелочи.
Улучшение рабочего процесса начинается с разделения на этапы. После рассмотрите отдельно каждый этап. Возможно, здесь есть лишнее.
Допустим, на предприятии нужно оптимизировать производство. Основная цель – сделать так, чтобы работники были заняты делом. Они должны работать, а не делать занятой вид. Также нужно позаботиться о сбыте готовой продукции.
Оптимизация по системе Кайдзен в этом случае будет проводиться в 9 этапов.
Определение проблем
Во многих организациях не принято вслух обсуждать проблемы. О них знают несколько человек, которые в итоге и принимают решение. Из-за этого новая информация доходит до сотрудников позже или в искаженном виде. Это сильно сказывается на эффективности.
На любом предприятии есть трудности. Но их нельзя замалчивать. Их нужно обсуждать, выносить на обозрение. Иначе проблема так и останется проблемой.
Анализ расходов
Куда в производственном процессе тратятся ресурсы?
Не стоит забывать и о временных ресурсах. Любая часть производства занимает время. Преимущество есть у тех работников, которые могут их сократить.
Мнение сотрудников
К нему стоит прислушиваться. Генри Форд сказал, что процветанием компании он обязан сотрудникам. Именно их идеи он реализовывал. Люди были заинтересованы в улучшении производства, поскольку знали, что предложения щедро поощряются.
Чтобы персонал участвовал в развитии компании, ему нужна мотивация. Мало кто из работодателей понимает это. В результате сотрудники «на автомате» выполняют работу, не задумываясь о том, что будет дальше.
Система Кайдзен предлагает руководителям прислушиваться к предложениям даже в тех случаях, когда они кажутся незначительными. Работники должны получить возможность озвучивать идеи, воплощать их в жизнь, рассказывать о них коллегам, получать поощрения.
Устранение недостатков
Недостатки будут при любом методе управления. И, казалось бы, борьба с ними – главный принцип работы всех компаний. Однако на самом деле все не так. Часто сотрудники и руководство знают о проблеме, но даже не пытаются ее исправить. Со временем такое отношение к бизнесу закончится его крахом.
Избежать таких последствий помогут 3 правила:
Помните: лень и нежелание расти – не лучшие качества бизнесмена.
Экономия
По мнению руководителей, сэкономить можно только на заработной плате. Система Кайдзен опровергает это утверждение. Экономить можно, улучшая старое оборудование или заменяя его новым.
Сосредоточенность на клиентах
Часто этот пункт не берется во внимание. Хотя от него зависит то, насколько выигрышной будет бизнес-идея. Важно учитывать мнение клиентов о качестве продукции, цене или свойствах.
Создание рабочих групп
Группы будут отвечать за качество. Они помогут членам коллектива почувствовать себя значимыми, дадут мотивацию работать еще эффективнее. Это отличный способ повысить стремление работников совершенствоваться.
Создание стандартов
Речь идет о стандартах качества. Система Кайдзен рекомендует установить и соблюдать их. Возникшие в процесс работы трудности стоит фиксировать на бумаге. У каждого сотрудника должна находиться инструкция как действовать в непредвиденных ситуациях.
Важно, чтобы на предприятии развивалась система менеджмента качества (СМК).
Выводы и факты
Логично, что выводы основываются на фактах. Доверяйте только реальной информации, а не гипотезам и теориям.
Философия Кайдзен как часть бережливого производства
Бережливое производство – цель всех предприятий. Система Кайдзен – способ достичь ее. Для этого нужно следовать ряду принципов:
Еще один принцип Кайдзен касается переработки или ликвидации отходов. По мнению Масааки Имаи, основавшего технику, это основа бережливого производства.
Понятие и правила гемба Кайдзен
Это один из главных инструментов бережливого производства по системе Кайдзен. Слово «гемба» означает реальное место. Это может быть стройплощадка, производственный цех и т.д.
Гемба Кайдзен предполагает улучшение рабочих мест, что благотворно скажется на работе компании или производства в целом. Здесь нужно придерживаться 5 правил:
Кайдзен и менеджмент
Как сказано выше, суть системы Кайдзен заключается в постоянном совершенствовании методов управления и производства. Менеджмент в этом случае помогает сотрудникам работать так, чтобы в полной мере соответствовать стандартам. Если это не получается, работник проходит обучение. Как вариант – скорректировать стандарты. Чем лучше менеджмент, тем больше подобных мероприятий проводится.
Если говорить в общем, система Кайдзен направлена на развитие в сотрудниках положительного отношения к рабочему процессу. Здесь нет метода «кнута и пряника». Работникам не приказывают. Их поощряют. От них принимают предложения по улучшению рабочего процесса, идеи, включают их в обсуждения на советах директоров. А после решают, как эти идеи применить на практике. Руководство делает все возможное, чтобы мотивировать коллектив работать еще лучше, расти, развиваться.
В компаниях, работающих по системе Кайдзен, топ-менеджер всегда в курсе того, что происходит на рабочих площадках. Он интересуется даже незначительными деталями.
Согласно Кайдзен, решение социальных проблем играет такую же важную роль, как и экономических. Работники должны быть вовлечены в рабочий процесс. Благодаря этому повысится производительность труда, качество изготавливаемой продукции. Также возрастет ее популярность среди клиентов.
Что значит нулевые потери в системе Кайдзен
Метод управления производством по системе Кайдзен предлагает разделить действия на предприятии на 2 группы:
К последним относятся:
В список также можно добавить выпуск бракованной продукции. От таких действий нужно поскорее избавиться. Только так получится минимизировать неоправданный расход временных, финансовых и других ресурсов.
Зарубежные и отечественные примеры Кайдзен на производстве
Самым ярким примером внедрения системы Кайдзен на производстве по праву считается компания Toyota. Руководители компании считают своих сотрудников людьми, которые справятся с любой поставленной перед ними задачей.
Тайити Оно, управлявший компанией в 70-е годы прошлого столетия, практиковал интересный прием. Он ставил цель произвести 100 единиц товара за час. Но у инженеров ресурсов хватало на 90. У них было 2 варианта. Первый – задержаться на работе. Второй – найти способ улучшить производственный процесс и выполнить требование. Когда задача была выполнена, 10% сотрудников переводили на другую линию. Для оставшихся план не менялся.
Система Кайдзен успешно применяется и в компании Siemens. Для мотивации сотрудников разработано несколько интересных правил:
А еще, по мнению руководства, 10 работников справятся с задачей лучше, чем 1 специалист.
Руководители компаний внимательно прислушивались к предложениям сотрудников. Согласно статистике, за годы использования системы Кайдзен их поступило более 700. В результате был улучшен рабочий процесс, а также освобождено 364 м² неправильно используемого пространства.
Как внедрить японскую систему — Кайдзен-блиц
На внедрение концепции Кайдзен на производстве уходит много времени. Ускорить процесс поможет семинар Кайдзен-блиц. В срок от 1 до 2 недель персонал научится применять основные принципы данного метода в работе.
Внедрение системы Кайдзен проводится в 3 этапа:
По окончании обучения остается лишь следить за выполнением планов.
Отличие традиционных систем управления от системы Кайдзен
Для удобства отличия собраны в таблицу.
Характеристика | Классическое управление | Метод Кайдзен |
---|---|---|
Цель | Устранить конкурентов. | Увеличить количество клиентов. |
Рынок | Изготавливается все, что можно. | Производится то, что нужно клиентам. |
Менеджмент | Ориентирован на рабочий процесс. | Ориентирован не только на процесс. Результат так же важен. |
Культура менеджмента | Методы решения проблемы обсуждаются после ее возникновения. | Проводятся мероприятия по предупреждению проблемы. |
Поиск решения проблем | Если что-то случилось, на первом месте стоит вопрос: по чьей вине. | Выясняется, как произошел сбой. |
Отношение к изменениям | Изменениям не рады. | Изменения происходят регулярно. |
Производственный процесс, продажи | Считаются двумя отдельными областями. | Тесно связаны друг с другом. |
Кто такой руководитель | Начальник. | Тренер. |
Отношение к сотрудникам | Сотрудники – статья расходов. | Сотрудники – активы компании. |
Решение проблем | Проблема решается на совещании руководства. | Поиск решения проводится на рабочем месте или гембе. |
Регламенты | Прописываются единожды. Не меняются. | Подлежат изменениям. |
Рабочее место, площадка | Считается источником проблем. | Это источник улучшений. |
Обучение коллектива | Проводится не для всех. | Проводится для всех членов коллектива. |
Анализ работы сотрудников | Оцениваются только слабые стороны. | Во внимание берутся лучшие качества. |
Методы работы | Рутина. | Постоянные улучшения рабочего процесса. |
Развитие менеджмента | Руководитель обладает узкой специализацией. | Руководитель имеет много навыков. |
Информация, касающаяся управления | Доступ ограничен. | Доступна для всех желающих. |
Заключение
Система Кайдзен на производстве – это последовательность действий, порядок, экономия, нулевые потери. А еще это уважительное отношение к каждому сотруднику независимо от его должности. Согласно философии Кайдзен, члены коллектива – это наивысшая ценность. От них зависит эффективность рабочего процесса и развитие компании. Внедрение Кайдзен на предприятии будет иметь только положительные последствия.