Каза намаз что это

В шариате есть два термина: один из них – адааъ – выполнение обязательных видов поклонения в отведенное для этого время. Противоположный этому термин къодаъ обозначает выполнения обязательного поклонения после того как прошло отведенное для этого время. Например, время утреннего намаза проходит с восходом солнца и если он был совершен до восхода, то будет совершенным вовремя (адааъ), если после восхода, то къодаъ. По мазхабу Абу Ханифа считается, что намаз совершен вовремя, если молящийся успел произнести слова «Аллаху акбар» (после намерения) до окончания времени намаза.

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Нужно ли возмещать пропущенные намазы

В каком случае надо возмещать

Мусульманин, для которого совершения намаза стало обязательным должен восполнить пропущенный намаз. К дозволенным причинам, по которым был пропущен намаз, относятся сон, забывчивость, беспечность (оплошность).

Если намаз пропущен по причине потере разума из-за алкоголя, наркотиков, либо использования дозволенных лекарств, такие намазы обязательно нужно восполнять.

Если человек знает что не совершил один намаз из пяти, но не знает какой, то он должен совершить все пять намазов, чтобы быть уверенным, что он возместил пропущенный намаз.

Любые причины за исключением нижеперечисленных обязывают возместить пропущенный намаз, так как мусульманин может совершать его сидя, если не может стоя, лежа – если не может сидя, кивая головой – если не может двигаться.

В каком случае возмещать не надо

Возмещать пропущенные намазы не надо в следующих случаях:

Если причины, по которым пропущен намаз, выявились в конце времени намаза, так что до окончания времени осталось лишь возможность произнести для вступление в молитву слова «Аллаху акбар», то эти намазы возмещать не нужно после исчезновение причины пропуска намаза. Однако, если причина исчезла, а до окончание времени намаза еще осталось время для произнесения слов «Аллаху акбар», то этот намаз надо возместить.

В какое время восполнять намаз

По ханафитскому мазхабу недействителен намаз, восполняемый в три периода времени, в которые Пророк (с.а.с.) запретил совершать намаз:

В остальное время можно совершать пропущенный (каза) намаз.

Каза намазы надо восполнять как можно быстрее. При этом надо оставить сунна намазы и сначала совершить пропущенные фард намазы. Однако из этого правила исключаются следующие сунна намазы, которые лучше сначала сделать:

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Какие намазы нужно восполнять

Каждый из пяти фард намазов обязательно нужно восполнить при не совершении вовремя. Не в свое время совершать некоторые намазы имеет права путник (см. намаз путника). Также восполнять надо и пропущенные ваджиб витр намазы. Не совершенные с имамом праздничные намазы (Ураза – и Курбан-байрам) восполнять не надо. Из пропущенных сунна намазов восполнять можно (по мазхабу Ханафи) только сунна намаз, совершаемый перед утренним фард намазом. Этот сунна намаз возмещается только в том случае, если он был пропущен вместе с утренним фард намазом. Время для возмещения этого намаза только до времени дневной зухр молитвы. Например, вы проспали время утренней молитвы, тогда встав, сделав омовение, вы сначала совершаете пропущенный сунна намаз, а затем возмещаете утреннюю молитву.

Как читать каза намаз

Пропущенный намаз надо читать таким же образом, как и его надо было читать в его время, т.е. если был пропущен дома, то как дома, если в пути – как в пути. Например, если вы пропустили укороченный намаз в пути, то его восполнять надо также укорочено (два ракаата), даже если восполнение происходит дома. Если пропустил полный намаз дома, то и восполняется этот намаз полным (четыре ракаата), даже если восполняется в пути.

Если пропущенный намаз является из намазов, в котором Коран читается тихо (дневной, послеполуденный), то при его совершении он тоже будет читаться тихо, даже если он возмещается ночью. Если же был пропущен намаз, в котором Коран читается громко (утренний, вечерний, ночной), то и при его совершении в другое время он будет читаться громко, даже если он совершается днем.

Пропущенный намаз нужно совершить как можно быстрее не откладывая.

Обязательным также является соблюдения порядка между пропущенными намазами, а также между намазами совершаемыми вовремя. Например, если пропущены все пять намазов и витр намаз, то они совершаются в той же последовательности, в которой их совершают вовремя – утренний, дневной, послеполуденный, вечерний, ночной, витр намазы. Когда пропущенный намаз совершается вместе с намазом совершаемым в свое время, то и тогда соблюдается порядок совершения намазов, если вы не боитесь что пройдет время текущего намаза (в этом случае сначала делаем текущий намаз, а затем пропущенный). Порядок не является обязательным если намаз совершен по забывчивости (уже совершая текущий намаз, вспомнил о пропущенном), а также если пропущенных намазов много (шесть и более).

Если мусульманин пропустил так много намазов, что не знает их количества, то он должен их восполнять до тех пор, пока не будет уверен, что на нем не осталось пропущенных молитв.

По форме каза намаз ничем ни отличается от намаза совершаемого в свое время (адааъ намаз), кроме намерения, в котором надо учесть что это пропущенный намаз.

Источник

В какое время можно восполнять пропущенные намазы?

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Вопрос: Пожалуйста, объясните подробно, когда восполнять давно пропущенные намазы? На вашем сайте я читала, что нужно каждый каза-намаз читать в соответствующее время: утренний – до дневного, дневной – до полуденного и т. д. Но я слышала, что во время аср-намаза можно читать только очередной за этот день. В какое время восполнять аср-намазы? Жду Вашего разъяснения. Спасибо.

Именем Милостивого и Милосердного Аллаха!
Ассаламу алейкум уа рахматуллахи уа баракатух!

Пропущенные обязательные намазы могут быть восполнены (в качестве каза-намазов) в любое время дня и ночи, за исключением:
– восхода,
– заката,
– зенита,
– предзакатного времени, когда солнце бледнеет.

Господин Укба ибн Амир (да будет доволен им Аллах) говорил:

ثلاث ساعات كان رسول الله صلى الله عليه وسلم ينهانا أن نصلي فيهن، أو أن نقبر فيهن موتانا: «حين تطلع الشمس بازغة حتى ترتفع، وحين يقوم قائم الظهيرة حتى تميل الشمس، وحين تضيف الشمس للغروب حتى تغرب

Есть три промежутка времени, в которые пророк (мир ему и благословение Аллаха) запретил нам совершать намаз и погребение (исполнение погребального намаза): – когда солнце восходит, пока оно полностью не поднимется; – когда солнце находится в зените, пока оно не сдвинется; – когда солнце заходит, пока оно полностью не зайдет. (Муслим. Сахих. – № 831)

В любое иное время, кроме указанных промежутков, совершение каза-намазов разрешено. Нет необходимости связывать каза-намаз со временем конкретного намаза. То есть, скажем, восполнение пропущенного зухр-намаза отнюдь не обязательно совершать именно в зухр-время. Вполне можно в зухр-время восполнять пропущенные фаджр-, зухр-, аср-, магриб- и иша-намазы. В хадисе приводятся следующие слова пророка (мир ему и благословение Аллаха):

من نسي صلاة فليصلها إذا ذكرها، لا كفارة لها إلا ذلك

Кто пропустил намаз, пусть исполнит его, как вспомнит. Иного искупления за это нет. (Муслим. Сахих. – № 684)

В данном хадисе восполнение пропущенного намаза не ограничивается каким-то конкретным промежутком времени. Поэтому при пропуске фаджр-намаза нужно восполнить его сразу, как человек вспомнит об этом. Если он вспомнит об этом в зухр-время, то тогда он его и должен восполнить.

Прочитанное вами на сайте о восполнении в зухр-время пропущенного зухр-намаза, а в аср-время – пропущенного аср-намаза и т. д. является лишь рекомендацией для облегчения восполнения намазов при большом, многолетнем количестве пропусков, чтобы восполнение не стало чрезмерным бременем. То есть это отнюдь не является неким обязательным правилом.

В отношении вашего вопроса об аср-намазе следует отметить, что после него вполне можно совершать каза-намазы вплоть до того момента, когда солнце побледнеет, готовясь к закату. Когда же оно побледнеет и приблизится к закату, в это время каза-намаз совершать нельзя, и лишь после заката его исполнение снова станет допустимым. Единственный намаз, который можно совершать в указанный предзакатный отрезок времени, – это текущий аср-намаз, если он еще не был исполнен. Поскольку солнце в это время еще не зашло, формально время для аср-намаза еще не закончилось, и соответственно его нужно совершить, чтобы он не перешел в разряд пропущенных. Впрочем, отметим, что такая задержка аср-намаза порицается. (Маргинани. Хидоя. – Том 2, стр. 41)

ولا صلاة جنازة » لما روينا » ولا سجدة تلاوة » لأنها في معنى الصلاة إلا عصر يومه عند الغروب لأن السبب هو الجزء القائم من الوقت لأنه لو تعلق بالكل لوجب الأداء بعده ولو تعلق بالجزء الماضي فالمؤدى في آخر الوقت قاض وإذا كان كذلك فقد أداها كما وجبت بخلاف غيرها من الصلوات لأنها وجبت كاملة فلا تتأدى بالنقص

А Аллах знает лучше.
Уассалам.

Муфтий Сухайл Тармахомед
Центр фетв (Сиэтл, США)
Отдел фетв Совета алимов (Квазулу-Натал, ЮАР)
Q601

Источник

Как правильно читать утренний намаз для мужчин и женщин

В этой статье вы узнаете как правильно читать утренний намаз.

Утренний намаз состоит из 2 намазов:

При этом, нужно отметить, что 2 ракаата сунны утреннего намаза считаются самыми сильными среди всех сунн намазов. Разберем по порядку для мужчин и для женщин отдельно.

Порядок совершения утреннего намаза для мужчин

Выразить намерение сердцем о совершении намаза: » Намереваюсь ради Аллаха совершить 2 раката сунны сегодняшнего утреннего намаза «. Не обязательно произносить это вслух.

Прежде, чем приступить к молитве, необходимо повернуться в сторону Киблы. Киблой для мусульман является Заповедная мечеть в Мекке. Повернувшись к Кибле, мусульманин поднимает ладони до уровня ушей и произносит первый такбир:
«Аллаху Акбар»

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Поднять руки вверх к ушам, чтобы ладони были обращены в сторону Каабы, концы больших пальцев касаються мочек ушей. Остальные пальцы поставить прямо и направить вверх. Нельзя поворачивать ладони в сторону ушей, прикрывать уши руками или делать слабый символический жест руками, не поднимая их полностью до ушей. Эти действия противоречат намазу по сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Такбир на арабском:

Положение тела во время Такбира: стоять прямо, глаза смотрят на то место, где вы будете совершать саджда (земной поклон). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух), ноги в это время расположить параллельно друг другу, расстояние между ними должно быть примерно в четыре пальца.

Поднять руки вверх к ушам, чтобы ладони были обращены в сторону Каабы, концы больших пальцев касаються мочек ушей. Остальные пальцы поставить прямо и направить вверх. Нельзя поворачивать ладони в сторону ушей, прикрывать уши руками или делать слабый символический жест руками, не поднимая их полностью до ушей. Эти действия противоречат намазу по сунне Пророка (мир ему и благословение Аллаха)

Такбир на арабском:

Положение тела во время Такбира: стоять прямо, глаза смотрят на то место, где вы будете совершать саджда (земной поклон). Склонять шею и класть подбородок на грудь является нежелательным (макрух), ноги в это время расположить параллельно друг другу, расстояние между ними должно быть примерно в четыре пальца.

После совершения такбира, молящийся складывает руки ниже пупка так, чтобы правая рука обхватывала запястье левой руки.

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Нужно положить правую руку на левую, при этом обхватить кисть левой руки мизинцем и большим пальцем правой руки. И в таком положении опустить руки на живот чуть ниже пупка. Взгляд направлен на место, где лоб будет касаться пола в положении сажда.

Нужно положить правую руку на левую, при этом обхватить кисть левой руки мизинцем и большим пальцем правой руки. И в таком положении опустить руки на живот чуть ниже пупка. Взгляд направлен на место, где лоб будет касаться пола в положении сажда.

Первый ракаат

Затем в таком положении, не отводя глаз от места сажда глаз, приступить к Кыраату – чтению, в котором читать начиная от дуа «Сана» и далее до Руку читается Коран.

Дуа Сана: «Субханака аллахумма ва бихамдикаВа табарака-смука ва та‘аляджаддука ва ля иляха гайрук».( Аллах! Ты превыше всех недостатков, вся хвала Тебе, бесконечно присутствие Имени Твоего во всем, высоко Величие Твое, и кромеТебя мы никому не поклоняемся). Далее прочитать :

«Ауузу бил-ляяхи мина-шайтаани р-раджим» (Я ищу прибежища у Аллаха от сатаны,побиваемого камнями).

Читается сура Фатиха:

«Бис-ми Лляяхи-Ррахмани-Ррахим. АльхамдулильЛяхи Рабби-ль-‘алямиин! Ар-Рахмани-р-Рахим! Малики йаувмиддин. Иййака на»буду ва иййака наста»ин. Ихди-на-с-Сырат-аль-мустакыйм. Сырат-аль-лязина ан ‘амта ‘аляйхим. Гайри-ль-магьдуби ‘алейхим ва ляддааа-ллииин»

Дуа Сана на арабском:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُك

Истигаза на арабском:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

ٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ رَبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ٢

مَٰلِكِ يَوۡمِ ٱلدِّينِ٤

إِيَّاكَ نَعۡبُدُ وَإِيَّاكَ نَسۡتَعِينُ٥

ٱهۡدِنَا ٱلصِّرَٰطَ ٱلۡمُسۡتَقِيمَ٦

صِرَٰطَ ٱلَّذِينَ أَنۡعَمۡتَ عَلَيۡهِمۡ غَيۡرِ ٱلۡمَغۡضُوبِ عَلَيۡهِمۡ وَلَا ٱلضَّآلِّينَ٧

Дуа Сана на арабском:

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَبِحَمْدِكَ، وَتَبَارَكَ اسْمُكَ، وَتَعَالَى جَدُّكَ، وَلَا إِلَهَ غَيْرُك

Истигаза на арабском:

أَعُوذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

ٱلۡحَمۡدُ لِلَّهِ رَبِّ ٱلۡعَٰلَمِينَ٢

مَٰلِكِ يَوۡمِ ٱلدِّينِ٤

إِيَّاكَ نَعۡبُدُ وَإِيَّاكَ نَسۡتَعِينُ٥

ٱهۡدِنَا ٱلصِّرَٰطَ ٱلۡمُسۡتَقِيمَ٦

صِرَٰطَ ٱلَّذِينَ أَنۡعَمۡتَ عَلَيۡهِمۡ غَيۡرِ ٱلۡمَغۡضُوبِ عَلَيۡهِمۡ وَلَا ٱلضَّآلِّينَ٧

В том же положении читать любую другую суру. К примеру суру аль Каусар:

«Иннаа агтайнаакаль-каусар. Фасалли ли Раббика ванхар. Инна шааниака хуваль-абэтар».(Мы даровали тебе аль-Каусар (бесчисленные блага, в том числе одноименную реку в Раю). Посему совершай намаз ради своего Господа и закалывай жертву. Воистину, твой ненавистник сам окажется безвестным). В намазе для начинающих мужчин можно ограничиться только чтением суры Фатиха и сразу переходить к Руку. Но так можно делать недолго, и как можно быстрее выучить другие суры.

Текст суры аль Каусар на арабском:

إِ نَّآ أَعۡطَيۡنَٰكَ ٱلۡكَوۡثَرَ ١
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَٱنۡحَرۡ ٢
إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ ٱلۡأَبۡتَرُ ٣

Текст суры аль Каусар на арабском:

إِ نَّآ أَعۡطَيۡنَٰكَ ٱلۡكَوۡثَرَ ١
فَصَلِّ لِرَبِّكَ وَٱنۡحَرۡ ٢
إِنَّ شَانِئَكَ هُوَ ٱلۡأَبۡتَرُ ٣

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

Каза намаз что это. Смотреть фото Каза намаз что это. Смотреть картинку Каза намаз что это. Картинка про Каза намаз что это. Фото Каза намаз что это

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Произносить эту фразу нужно нечетное количество раз, начиная с трех. Например 3, 5 или 7 раз. Ибну Мас»уд передает: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел нам: «Если кто-либо из вас совершает Поясной Поклон (руку’у), пусть трижды произнесет: «Субхана Рабби-аль-Азым». И это самое малое количество. При совершении Земного Поклона (суджуда) пусть так же произнесет трижды: «Субхана Рабби-аль-А»ля». И это так же самое малое количество». (Абу Дауд – Салят 154 (886); Тирмизи – Салят 194 (261)).

سُبْحَانَ رَبِّيَ الْعَظِيمِ

Произносить эту фразу нужно нечетное количество раз, начиная с трех. Например 3, 5 или 7 раз. Ибну Мас»уд передает: «Посланник (мир ему и благословение Аллаха) велел нам: «Если кто-либо из вас совершает Поясной Поклон (руку’у), пусть трижды произнесет: «Субхана Рабби-аль-Азым». И это самое малое количество. При совершении Земного Поклона (суджуда) пусть так же произнесет трижды: «Субхана Рабби-аль-А»ля». И это так же самое малое количество». (Абу Дауд – Салят 154 (886); Тирмизи – Салят 194 (261)).

Источник

Происхождение «отложенного» (каза-намаза) намаза

Происхождение «отложенного» (каза-намаза) намаза

Вопрос: Откуда появилось такое понятие, как «отложенный или перенесенный намаз» или, по оригиналу понятия, «каза намазы»? Он характеризуется еще и как «намаз, совершаемый не в свое время». Можно ли переносить не совершенные в течение дня намазы на последующее время?

Ответ: В литературе по этому вопросу высказываются разные мнения. Традиционное состоит из того, что «каза намаз» – это решение ученых (иджма) о том, что тот, кто по тем или иным причинам вовремя не сумеет совершить намаз, может сделать это после, в удобное для него время. Но даже ученые различных масхабов расходятся в этом вопросе между собой.

Большинство ученых говорят, что намаз совершается в свое время и нет такого понятия, как «каза намазы» (совершение намаза после истечения его времени), и ссылаются на следующий аят:

«…Воистину, молитва (намаз) предписана верующим в определенное время» (4/103).

А другая группа встает на защиту «каза намаза», приводя следующий аят:

«…А если кто болен или в пути, то пусть (постится) то же число (дней) в другие дни. Аллах желает для вас облегчения, и не желает для вас затруднения. И чтобы вы завершили число (количество дней)…» (2/185).

То есть эти ученые утверждают, что раз больным и путникам Аллах позволил отложить пост с тем, чтобы восполнить его после месяца Рамазана, то это значит, что и намаз можно отложить, а потом восполнить.

В этом вопросе людей вводит в заблуждение слово «каза – када» (قضى). Когда оно употребляется в Коране и Сунне по отношению к поклонению (богослужению), тогда несет смысл своевременного исполнения обязанностей (предписаний). К примеру: ( فإذا قضيتم مناسككم) – «когда вы завершите паломничество» (2/200) или (فإذا قضيتم الصلاة ) – «когда вы совершаете намаз» (4/103) и т. д. [1].

Эл-Фейуми (ум. в 770/1368-69) [2] говорил так: «Ученые использовали (понятие) «каза» для таких форм (поклонения, службы), которые совершались за пределами своего времени, а «эда» (ﺍﺪى) – для тех, которые совершались в свое (положенное) время. Такое понимание противоречит словарному значению понятия, но является термином, позволяющим различать эти два времени» [3]. Во времена Посланника такого понятия как «каза намазы» не было. Значит термин «каза – када» (قضى), следует понимать как «эда» (ﺍﺪى).

В связи с этим понятием Ибн Теймие говорит так: «Kaзa» (القضاء) в словах Аллаха и Посланника означает своевременное и полное совершение любого поклонения (богослужения). А следующие аяты указывают на это:

«Когда вы завершили хадж (паломничество)» (2/200).

Как видим по аятам, слово «каза» по смыслу указывает на своевременное совершение любого поклонения (богослужения). Но часть правоведов позже стала интерпретировать понятие «каза» как богослужение, совершаемое после истечения своего времени, а «эда» – как богослужение, совершаемое в свое время. Изучая хадисы Посланника (сас) убеждаемся, что ничего подобного у него нет!

Но ученые дискутируют вопрос о том, что понимается под следующими словами Посланника: «Совершайте ту часть богослужения, на которую вы успели, а ту, на которую не успели, переносите в качестве « каза ». А в другой версии говорится так: «Совершайте ту часть богослужения, на которую вы успели, а ту, на которую не успели, завершите ». Ни в одном из этих своих слов Посланник не имел в виду совершение богослужения после его времени. В принципе, в словах Аллаха и Посланника нет ничего о совершении богослужения за пределами своего времени. Но время имеет в данном случае две формы: одну, общую для всех, и другую, особую, для инвалидов (больных). Совершение намаза просыпающимся со сна человеком или позабывшем о нем и совершающим его при его воспоминании – относятся к этой категории. Это есть время, определенное для них Аллахом, для других нет (особого) времени богослужения» [4].

Теги: происхождение «отложенного» намаза, каза намазы, ученые использовали (понятие) «каза» для таких форм поклонения, 2/200, 4/103, 62/10.

Опубликовано 12.08.2013

[1] См.: Kitab’ul-ayn, Tac’ul-Arus, Lisan’ul-Arab, es-Sıhah, el-Mısbah’ul-munir. قضي mad.

[2] См.: Diyanet Vakfı İslam Ansiklopedisi, Feyyumî mad., İst., 1995.

[3] См.: Ahmed b. Muhammed el-Feyyûmî, el-Mısbah’ul-Munîr, Lübnan, 2001, s. 519.

[4] См.: İbn Teymiye, Mecmuu Fetâvâ Teymiye, 1. baskı, 1382 h., c. XII, s. 106.

Источник

Восполнение пропущенных намазов

Опуская «ужасающие последствия» по поводу невыполнения молитв, о которых разглагольствуют некоторые неквалифицированные и категорически настроенные индивидуумы, обратимся к сути вопроса, оставив за каждым человеком право выбирать, действовать и держать ответ самостоятельно за приверженность постулатам религиозной практики или ее полное отсутствие.

Восполнение молитвы (када’), не совершенной вовремя в отведенное для нее время, столь же обязательно, как и сама неукоснительность в выполнении пяти фардовых молитв. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил: «Кто забудет об [обязательной] молитве, тот пусть совершит ее, когда вспомнит. Нет на нем искупления греха (кяффара), кроме как это [то есть совершение пропущенной молитвы, пусть даже с опозданием]»[1]. В своде хадисов Муслима говорится также и о проспавшем молитву, а у ан-Насаи – о том, кто пропустил ее по небрежности[2].

Исходя из теологического постулата «степень послабления зависит от степени сложности и вынужденности», каждая ситуация, связанная с затруднительностью выполнения обязательных молитв[3], рассматривается персонифицированно. И если соблюдение молитвенной практики столь невозможно, тогда, как только появится случай, необходимо восполнение, так как обязательная молитва – это долг человека пред своим Создателем. Религия дана человеку не в отягощение его жизни, а в облегчение ее. Всевышний Всеведущ. Как велика его милость, так и справедливо Его наказание.

Аспекты по теме

1. Относительно восполнения не совершенных вовремя молитв у богословов нет никаких разногласий. Для легкости человек может сделать намерение (ният) регулярно выполнять молитвы, пропущенные за весь тот период, когда он не молился, и с каждой обязательной молитвой совершать одну восполняемую[4]. Восполняются только ракяаты фарда. Если сравнивать значимость фардов восстанавливаемых молитв с сунной молитв, выполняемых вовремя, то первое будет намного важнее и весомее. Безусловно, наилучшим считается выполнение полного ежедневного намаза (сунна и фард), затем – восполняемых фардов. Что касается вопроса о том, совершать ли восполняемые молитвы до или после сегодняшних, то, с учетом других канонических положений, желательно совершать восполняемые молитвы до утренней, до или после полуденной, до послеполуденной, после вечерней и до или после ночной молитв.

Допускается совершение восполняемых молитв совместно с другими молящимися (джама‘атом)[5].

2. Если человек совершил молитву, полагая, что читает ее своевременно, а позже выяснилось, что время ее истекло, то нет необходимости перечитывать совершенную молитву-намаз. Таково мнение как ученых шафиитского мазхаба, так и богословов-ханафитов[6].

3. Лучше и правильнее с точки зрения Сунны совершить пропущенную молитву сразу, как только появится возможность[7].

В научных трудах есть упоминания о том, что лучшим временем для молитвы является именно ее временной промежуток в сутках, однако это касается того случая, когда человек протянул не совершенную вовремя молитву аж до следующего дня или когда у него много обязательных долговых молитв, которые он восполняет постепенно. В последней ситуации лучше, если он будет совершать долговые вместе со своевременными: утренняя с утренней, полуденная с полуденной и т.д., хотя может и в любое другое, позволительное для совершения молитвы время[8].

4. Если человек совершает подряд несколько пропущенных молитв, то верным и правильным будет чтение азана и икамата перед первой молитвой и чтение только икамата перед каждой из последующих. Такое мнение является наиболее распространенным у богословов всех четырех мазхабов[9]. Важно заметить, что чтение азана и икамата как перед своевременной, так и перед долговой молитвами является сунной, то есть желательным, похвальным действием.

5. Все ученые-богословы, кроме богословов-шафиитов, говорят об обязательности (вуджуб) совершения пропущенных нескольких молитв в обычной для них последовательности. Шафииты говорят о желательности (сунна)[10]. Безусловно, это касается тех случаев, когда нет опасения, что за время совершения пропущенных закончится временной промежуток той, что своевременна на данный момент.

Восполнять пропущенные молитвы можно в любое время, за исключением запретных временных промежутков, в течение которых молитва не совершается.

Кто должен восполнять, а кто – нет

1. Человек, осознанно ставший мусульманином, ничего из прошлого восполнять не должен. Единственное, если, например, приняв Ислам, он не сразу начал выполнять обязательную молитву или пропустил обязательный пост, то все это необходимо восполнить.

2. Если человек был абсолютно неверующим, но из числа «этнических мусульман», то, начав исполнение религиозной практики, он так же, как и неофит[11], ничего не восстанавливает.

3. В случае же, когда человек был носителем постулатов веры, но не соблюдал религиозную практику, необходимо все восполнить начиная с периода полового созревания.

Сочетание долговых молитв с дополнительными

По мнению богословов-шафиитов, при коллективном совершении дополнительных молитв, например «Таравих», человек при соответствующем намерении может восполнять свои долговые молитвы. Они считают, что главным в данном вопросе является схожесть формы совершения молитвы-намаза. То есть, к примеру, обычную обязательную (фард) молитву-намаз можно совершить с дополнительной молитвой (сунной) сообща (коллективно), независимо от того, кто какую выполняет. Каждый из молящихся проговаривает намерение на свою молитву[12].

Ученые ханафитского мазхаба говорили о том, что совершающий сунну (дополнительную молитву) может присоединиться к выполняющему фард (обязательную), но совершающий фард не может присоединиться к выполняющему сунну[13].

Молитва «Таравих» является дополнительной молитвой (сунна), поэтому, по мнению богословов-ханафитов, стоя за имамом, совершающим молитву «Таравих», можно сделать намерение на любую дополнительную, но только не на обязательную молитву (фард).

Что же касается практической стороны, то оба мнения обоснованны, поэтому поступать нужно по ситуации и в соответствии с мнением той группы ученых (то есть по мазхабу), заключениям которых человек следует в повседневной религиозной практике.

Путник и восполняемые намазы

Так как по данному вопросу нет однозначного ответа в Коране и Сунне, исламские богословы использовали косвенную аргументацию, в результате которой, в зависимости от того, на чем делался акцент, появилось два основных мнения.

Богословы ханафитского мазхаба, а вместе с ними и ученые-маликиты считали, что молитва восполняется так, в каком состоянии была пропущена. То есть, когда человек пропустил ее, находясь в положении путника, восполнять он ее должен будет именно в сокращенной форме, даже если в этот момент уже находится на месте постоянного пребывания. Если решил восполнить в пути молитву, которая была пропущена во время нахождения на месте постоянного пребывания, то четырехракяатные восполняются им тоже в четыре ракяата.

Богословы шафиитского и ханбалитского мазхабов в своем заключении сделали акцент именно на времени и месте совершения восполняемой молитвы. То, в каком состоянии она была пропущена, не принимается ими во внимание. Важно, каково положение восполняющего ее в момент совершения молитвы. Если он путник, то восполняет четырехракяатную молитву, пропущенную на месте постоянного пребывания, в два ракяата. Когда же молитва была пропущена в пути, а восполняется уже дома, то четырехракяатные так четырехракяатными и остаются[14].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] Хадис от Анаса; св. х. Ахмада, аль-Бухари, Муслима, ан-Насаи, Ибн Маджа и др. См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари. Т. 3. С. 89, хадис № 597; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 363, хадис № 2340; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 422, хадис № 1555, «сахих».

[2] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 5. С. 135; аль-Амир ‘Аляуд-дин аль-Фариси. Аль-ихсан фи такриб сахих ибн хаббан. Т. 4. С. 423, хадис № 1556 «сахих»; Джанан И. Хадис ансиклопедисы. Кутуб ситтэ. Т. 7. С. 364, хадис № 2341; ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 544, хадис № 9059, «сахих»; аль-Кари ‘А. Миркат аль-мафатих шарх мишкят аль-масабих. Т. 2. С. 532, хадисы № 603, 604.

[3] Здесь речь идет только об обязательных (фардовых) пяти молитвах.

[4] См., например: Буты Р. Ма‘а ан-нас. Машурат ва фатава. С. 43.

[5] См., например: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари [Опора чтеца. Комментарий к своду хадисов аль-Бухари]. В 20 т. Египет: Мустафа аль-Баби, 1972. Т. 4. С. 249.

[6] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 1. С. 774, 778.

[7] См., например: Аль-‘Аскаляни А. Фатх аль-бари би шарх сахих аль-бухари [Открытие Создателем (для человека в понимании нового) через комментарии к своду хадисов аль-Бухари]. В 18 т. Бейрут: аль-Кутуб аль-‘ильмия, 2000. Т. 3. С. 90, пояснение к главе № 37.

[8] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249.

[10] См.: Аль-‘Айни Б. ‘Умда аль-кари шарх сахих аль-бухари. Т. 4. С. 249; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1156, 1160.

[11] Неофит – новый приверженец определенной религии.

[12] Что касается «формы совершения, отличающейся от обычной», то это, например, погребальная молитва («Джаназа»), молитва по случаю солнечного затмения, праздничная молитва.

[13] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 8 т. Т. 2. С. 223–227.

[14] См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 136, 137.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *