Каждый знает что дьявол коммунист
Каждый знает что дьявол коммунист
Взрыв Храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 г. по распоряжению Сталина
Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу.
Наиболее впечатляющей является фраза Сталина «дьявол, разумеется, на моей стороне».
Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:
Черчилль: «Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»
На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом: «God is on your side? Is He a Conservative? The Devil’s on my side, he’s a good Communist.» https://en.wikiquote.org/wiki/Joseph_Stalin
Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы покаянии Сталина.
Важно здесь отметить, что данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого «покаяния». Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.
В протоколе встречи есть следующий интересный эпизод:
«Бивербрук ответил, что Рузвельт является как раз тем человеком, с которым следует говорить о втором фронте. Что касается ссылок на американское правительство, то американцы весьма чувствительно относятся к религиозному вопросу в СССР. Они хотели бы обратить тов. Сталина в христианство. Кроме того, американцы не хотят включения Прибалтики в СССР в то время, как в Англии прибалтийские республики уже признаны составной частью СССР.»
Здесь важно отметить, что Бивербук говорит о чувствительности американцев в религиозном вопросе именно в ходе дискуссии об открытии Второго Фронта. Бивербук указывает на религиозный вопрос в качестве одного из главных, влияющих на советско-американские отношения. Очевидно, что здесь тоже мы видим намек Молотову и Сталину на необходимость дарования свободы Православной Церкви. http://pravoslavnij.livejournal.com/48568.html
На английском языке данный фрагмент приведен в наиболее полном историческом описании деятельности Уинстона Черчилля, написанном Мартином Гилбертом. Его фундаментальный труд называется «Путь к победе». Цитата приведена в томе, посвященном 1941-45 годам. Ниже приводим стр. 574 этого труда. Мартин Гилберт здесь цитирует воспоминания Энтони Идена, министра иностранных дел Великобритании. http://pravoslavnij.livejournal.com/48999.html
Первое предложение воздвигнуть «новый дворец рабочих и трудящихся крестьян» на месте «дворцов банкиров, помещиков и царей» внес Сергей Киров на I съезде советских депутатов в 1922 г. В 1924 г. после смерти Ленина (21 января) Леонид Красин предложил увековечить имя вождя в архитектурных памятниках на всем пространстве советской России. Эти предложения подхватил выпускник ВХУТЕМАС (Высшие художественно‑технические мастерские) Виктор Балихин, предложив соорудить грандиозное здание, которое должно было стать одновременно памятником Ленину, Коминтерну и СССР. Этот дворец должен был располагаться на высокой точке местности Москвы, чтобы его можно было бы увидеть издалека, – на месте храма Христа Спасителя.
В 1931 г. на заседании правительства по личному распоряжению Иосифа Сталина было решено снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте «главного здания страны» – Дворца Советов.
В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента.
В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы которой был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.
После первого взрыва храм устоял, поэтому были заложены новые заряды и прогремели новые взрывы. 5 декабря 1931 г. в 12 часов дня храм Христа Спасителя был уничтожен.
Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий.
Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет, поэтому строительство дворца было начато в 1937 г.
Буквально вчера открылся новый сайт «Документы советской эпохи», по почину Росархива. Хотя люди уже отметили, что секретные дела так и остались секретными и в электронную версию не вошли, но интересные документы там, конечно, все равно найдутся.
Среди сталинопоклонников, например, пользуется популярностью версия, что храмы и монастыри уничтожали, естественно, злыя троцкисты, а Джугашвили отчаянно боролся за сохранение российских церквей. Особо это касалось крупнейшего храма столицы — Христа Спасителя. В связи с тем, что в статью в Вики вкралась ошибка о дате заседания Политбюро, рассматривающей этот вопрос, 2 июня вместо 5-го, то вообще ставилась под сомнение причастность И. Сталина к сносу Храма.
Но вчера, наконец, любой, имеющий доступ в Интернет, мог убедиться в несостоятельности этого предположения. Вопрос о строительстве Дворца Советов не только рассматривался в Политбюро 5 июня, но и был завизирован лично Сталиным.
РГАСПИ. Ф.17. Оп.3. Д.828. Л.17
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=79438
В самом документе, можно обратить внимание на орфографию, «Храм Христа Спасителя» напечатан со строчных букв, в отличие от «Дворца Советов».
Документ 65/65. п.65/65: О месте для постройки Дворца советов
16 июня 1931 года на заседании комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК принимается следующая резолюция: «Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок и представить общине верующих и Синоду соответствующее помещение. Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК».
http://www.patriarchia.ru/db/text/168246.html
Владимир Солоухин «Последняя ступень»
Рассмотрение отношения врага русского народа Джугашвили (Сталина) к религии подробно рассматривается в 4 частях, отрывок:
«Вторым эпизодом, не включенным в публикации Ярославского, является случай из воспоминаний друга Сталина по духовной семинарии Петра Капанадзе. Рукопись Петра Капанадзе в архиве озаглавлена словами «Сосо Джугашвили-Сталин в горийском духовном училище и в Тбилисской духовной семинарии. Воспоминания». Важно отметить, что эти воспоминания также были напечатаны машинописью и приняты на хранение в кабинет произведений Сталина наравне с трудами самого вождя Советского Союза. Эти воспоминания тоже несут на себе гриф принадлежности к библиотеке кабинета. Этот случай произошел в Александровском парке в Тбилиси в разговоре с Петром Капанадзе. Вот как об этом повествует друг Сталина по духовной семинарии:
«Однажды мы с Сосо, будучи уже семинаристами, пошли в Александровский сад. Когда мы сидели на скамейке и разговаривали, напротив нас сел монах.
— Была бы у меня сила, я бы одним ударом уничтожил бы всех монахов, — сказал я.
И о визгах так называемых изолгавшихся «православнутых прохановцев» и других мнимых «православных советофапов» об отсутствии расстрелов при Сталине священников можно привести всего лишь неполный список за 1937-38 г.г.:
Оригинал взят у tapirr в 1937: список расстрелянных церковных иерархов
Февраль
24.02. В Сыктывкаре арестован епископ Вязниковский Герман (в миру Николай Степанович Ряшенцев). Расстрелян 15.09.1937 г. Причислен к лику святых 06.10.2001 г.
27.02. Расстрелян епископ Тульский Онисим (в миру Михаил Владимирович Пылаев). Причислен к лику святых 17 июля 2001 года.
Март
14.03. Арестован архиепископ Елецкий и Задонский Серафим (в миру А. А. Протопопов). Расстрелян 8 августа.
17.03. Арестован находившийся на покое епископ Конотопский Иоанн (в миру И. М. Доброславин). Расстрелян 14 декабря 1937 года.
Апрель
13.04 (по другим данным 14.04). Арестован епископ Серпуховской Арсений (А. И. Жадановский). Расстрелян 27 сентября.
14.04. Арестован управляющий делами Московской патриархии, настоятель Дорогомиловского собора Москвы протоиерей А. В. Лебедев. Расстрелян 19 августа.
16.04. Арестован бывший епископ Шлиссельбургский и викарий Ленинградской епархии, епископ Григорий (в миру А. А. Лебедев), с 1928 года находившийся на покое. Расстрелян 17 сентября. Канонизирован 16 июля 2005 года.
27.04. Арестован епископ Волоколамский Иоанн (в миру А. А. Широков). Расстрелян 19 августа.
28.04. Арестован архиепископ Тамбовский и Мичуринский Венедикт (в миру В. А. Алентов). Расстрелян 20 января 1938 года.
Май
4.05. Арестован архиепископ Новосибирский Сергий (в миру Н. Н. Васильков). Расстрелян 29 июля.
10.05. Арестован архиепископ Ижевский Авраамий (в миру А. И. Дернов). Скончался на этапе в 1939 году.
15.05. Арестован архиепископ Омский и Петропавловский Алексий (в миру А. С. Орлов). Расстрелян 4 сентября. Канонизирован 20 августа 2000 года.
16.05. Скончался в заключении архиепископ Воронежский и Задонский Петр (в миру П. И. Соколов).
23.05. Арестован митрополит Свердловский и Ирбитский Михаил (в миру М. И. Трубин). Расстрелян 27 сентября.
Июнь
5.06. Арестован епископ Курский и Западной области Русской древлеправославной церкви Феодор (в миру Ф. М. Шашин). Расстрелян 2 сентября.
Июль
3.07. Арестован епископ Ананьевский Парфений (в миру П. А. Брянских). Расстрелян 22 ноября.
7.07 (по другим данным — 24.06). Арестован бывший митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (в миру К. И. Смирнов). Расстрелян 20 ноября.
9.07. Арестован епископ Томский и Западно-Сибирский Ювеналий (в миру И. Н. Зиверт). Расстрелян 10 сентября.
25.07. Арестован митрополит Горьковский и Арзамасский Феофан (в миру В. С. Туляков). Расстрелян 4 октября.
26.07. Арестован епископ Барнаульский и Бийский Григорий (в миру С. А. Козырев). Расстрелян 2 сентября.
27.07. Арестован епископ Хабаровский (последнее место служения) Трофим (в миру Т. М. Якобчук). Расстрелян 4 ноября.
28.07. Арестован епископ Бобруйский Филарет (в миру Ф. Е. Раменский). Расстрелян 1 ноября.
Август
1.08. Арестован митрополит Уфимский Сергий (в миру С. Е. Корнеев). Расстрелян 29 ноября.
1.08. Арестован епископ Омский Фотий (в миру А. А. Пурлевский). Расстрелян 3 января 1938 года.
2.08. Арестован епископ Дмитровский Серафим (в миру Н. И. Звездинский). Расстрелян 26 августа.
5.08. Арестован епископ Ветлужский Неофит (в миру Н. А. Коробов). Расстрелян в ноябре.
16.08. Арестован епископ Томский Серафим (в миру С. П. Шамшев). Расстрелян 3 сентября.
24.08. Арестован епископ Каргопольский Илларион (в миру И. И. Бельский). Расстрелян 31 августа.
Сентябрь
2.09. Арестован обновленческий архиепископ Буинско-Тетюшский Василий (в миру В. М. Катагощин). Расстрелян 4 января 1938 года.
20.09. Арестован обновленческий митрополит Воронежский Виссарион (в миру В. П. Зорин). Расстрелян 25 ноября.
22.09. Арестован епископ Бежецкий Аркадий (в миру А. И. Остальский). Расстрелян 29 декабря.
22.09. Арестован обновленческий митрополит Средне-Волжский Василий (в миру В. Д. Виноградов). Расстрелян 8 февраля 1938 года.
29.09. Арестован архиепископ Можайский Димитрий (в миру И. И. Добросердов). Расстрелян 21 октября.
Октябрь
16.10. Арестован епископ Чистопольский Иоасаф (в миру И. И. Удалов). Расстрелян 2 декабря.
17.10. Арестован обновленческий митрополит Ульяновский Иоанникий (в миру Ф. С. Соколовский). Расстрелян 15 января 1938 г.
18.10. Арестован обновленческий архиепископ Череповецкий и Тихвинский Николай (в миру Н. С. Елпидинский). Расстрелян 14 декабря.
Ноябрь
7.11. Арестован бывший обновленческий архиепископ Троицкий Симеон (в миру С. И. Канарский). Расстрелян 10 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1958 году.
30.11. Арестован митрополит Ленинградский и Новгородский Серафим (в миру Л. М. Чичагов). Расстрелян 11 декабря 1937 года. Реабилитирован в 1956 году.
Декабрь
13.12. Арестован бывший епископ Александровский Рафаил (в миру Г. П. Гумилевский). Расстрелян 6 января 1938 года. Реабилитирован в 1989 году.
16.12. Арестован епископ Демянский Сергий (в миру П. В. Васильев). Расстрелян 9 января 1938 года. Реабилитирован в 1959 году.
18.12. Арестован архиепископ Сарапульский Алексий (в миру Н. Н. Кузнецов). Расстрелян 18 ноября 1938 года. Реабилитирован в 1989 году.
Взрыв храма Христа Спасителя 5 декабря 1931 г.
5 декабря 1931 года коммунисты взорвали Храм Христа Спасителя.
«Взрыв Храма Христа Спасителя явился апогеем и символом разрушения и насилия, высшей степенью унижения русского народа»
(Владимир Солоухин)
Оригинал Храма был воздвигнут в память о победе русского народа в войне 1812 года против нашествия двунадесяти языков: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Храм был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года. Был заложен 23 сентября 1839 года, на закладке присутствовали митрополит Филарет, Император Николай I.
Освящён 26 мая 1883 года митрополитом Московским Иоанникием в присутствии Императора Александра III, венчанного на царствие в Московском Кремле незадолго до того.
Золотые купола храма Христа Спасителя слепили черный глаз сатанистов-большевиков, они сначала отдали храм подконтрольным им обновленцам-обнагленцам, а потом и вовсе закрыли его. Затем было решено снести храм, а на его месте построить Дворец Советов. Идею строительства в столице Дворца Советов впервые озвучил в 1922 году Сергей Киров на Первом Всесоюзном съезде Советов.
В 1932 г., в год 120‑летия Отечественной войны 1812–1814 гг., исполнялось 15 лет Октябрьской революции и 10 лет создания СССР. Советское руководство хотело отметить оба этих события началом сооружения грандиозного монумента. А на память о героях Отечественной войны 1812 г. коммунистам было наплевать.
13 июля 1931 года прошло заседание ЦИК СССР под председательством Михаила Калинина. На заседании постановили возвести Дворец на территории храма Христа Спасителя: «Местом для строительства Дворца Советов избрать площадь храма Христа в гор. Москве со сносом самого храма и с необходимым расширением площади».
Это решение было подготовлено на заседании Политбюро ВКП(б) от 5 июня 1931 года, посвящённом проекту реконструкции Москвы. Спустя 11 дней была принята резолюция Комитета по делам культов при Президиуме ВЦИК:
Ввиду отвода участка, на котором расположен храм Христа Спасителя, под постройку Дворца Советов, указанный храм ликвидировать и снести. Поручить Президиуму Мособлисполкома ликвидацию (закрытие) храма произвести в декадный срок… Ходатайство хозяйственного отдела ОГПУ о смывке золота и ходатайство строительства Дворца Советов о передаче строительного материала внести на рассмотрение секретариата ВЦИК.
В 1931 г. начала действовать комиссия по выявлению ценностей в храме Христа Спасителя, после месяца работы был составлен список памятников, подлежащих сохранению. Небольшие фрагменты настенных росписей, малая часть церковной утвари, несколько горельефов были признаны предметами, имеющими художественное значение, и переданы в музеи, все остальное погибло.
На разбор обломков и завалов, оставшихся после взрыва культового сооружения, ушло почти полтора года.
В конце 1930-х годов снятая с храма облицовка была использована для отделки здания Совета труда и обороны и станций метрополитена. Мрамором из храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный Ряд», скамейки и перевернутые капители колонн украсили станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и посыпали дорожки в московских парках, а часть пошла на отделку городских зданий. Малую часть утвари спасли прихожане и сотрудники чудом не закрытых московских храмов. Часть бронзы от переплавленных колоколов пошла на изготовление скульптур на станции метро «Площадь революции», которым суеверные москвичи и гости столицы старательно натирают разные места, загадывая желания.
Но грандиозный дворец так и не был построен на святом месте. Для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось около полутора лет. Долго шли споры о конструкции самого высокого в мире циклопического сооружения — новой Вавилонской башни, утвержденный проект архитектора Иофана много раз правился, в том числе и лично Сталиным, который мнил себя и великим архитектором тоже.
В итоге рытьё котлована будущего дворца началось в 1935 году, а к 1939-му был завершён фундамент высотной части здания. На бетонное кольцо уложили 280 стальных плит, служивших основанием для стальных башмаков, на которые должны были опираться колонны каркаса, с расчетом на без малого 500-метровую высоту здания, вершину которого должна была составить гигантская скульптура Ленина высотой 80-100 метров с вытянутой рукой.
За злодеяния коммунистов на богоборческий СССР обрушилась кара в лице злодея Гитлера. Строительство Дворца Советов заморозили с началом Великой Отечественной войны. Часть металлических конструкций Дворца пошли на изготовление противотанковых ежей для обороны Москвы. Вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание было полностью разобрано.
Иногда пытаются сочинять, что Сталин якобы был «православным». Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу. Наиболее впечатляющей является фраза Сталина «дьявол, разумеется, на моей стороне».
Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:
Черчилль:
«Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»
Сталин:
«Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол — коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор…»
На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом:
«God is on your side? Is He a Conservative? The Devil’s on my side, he’s a good Communist».
Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы «покаянии» Сталина. Данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого «покаяния». Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.
От идеи строительства Дворца Советов окончательно отказались в 1956 году.
А в 1960 году на месте фундамента был закончен открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года.
После распада богоборческого, сатанинского квазигосударства Храм был воссоздан.
В апреле 1988 года в Москве была организована инициативная группа за воссоздание храма Христа Спасителя, одной из движущих идей стало покаяние перед Русской православной церковью за разрушение памятника в прошлом. Группа публично распространяла информацию, не допускавшуюся в официальной риторике атеистического СССР. Однако после празднования летом того же года 1000-летия Крещения Руси политика государства в отношении церкви и религии смягчилась. В сентябре 1989 года инициативная группа переформировалась в православную общину и организовала «народный референдум» за возрождение храма, который поддержали тысячи советских граждан
19 августа 2000 года состоялось великое освящение Храма собором архиереев, присутствовавших на Архиерейском Соборе Русской Церкви. На следующий день в Храме состоялась канонизация Царской Семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
Протоколы встреч на высшем уровне Рузвельта, Черчилля и Сталина и дипломатические документы времен войны дают некоторые интересные свидетельства высказываний лидеров союзников по религиозному вопросу.
Наиболее впечатляющей является фраза Сталина «дьявол, разумеется, на моей стороне».
Эта фраза была сказана Сталиным на обеде после второго заседания Тегеранской конференции 28 или 29 ноября 1943 года. Во время обеда по воспоминаниям Черчилля и других участников произошел такой краткий диалог:
Черчилль: «Я полагаю, что Бог на нашей стороне. Во всяком случае, я сделал все для того, чтобы он стал нашим верным союзником…»
Сталин: «Ну, а дьявол, разумеется, на моей стороне. Потому что, конечно же, каждый знает, что дьявол — коммунист. А Бог, несомненно, добропорядочный консерватор…»
На английском языке эта фраза была запротоколирована следующим образом: «God is on your side? Is He a Conservative? The Devil’s on my side, he’s a good Communist.»
Эта фраза особенно важна в контексте появившихся слухов-небылиц о якобы покаянии Сталина.
Важно здесь отметить, что данная фраза была сказана Сталиным уже после выборов Патриарха в Москве и дарования относительной и самой минимальной свободы Московскому Патриархату и другим исповеданиям СССР. То есть Сталин говорил, что дьявол на его стороне уже после мнимого «покаяния». Очевидно, что Сталин, давая эту относительную свободу религии, делал такие шаги вовсе не из соображения собственных изменения отношений к Церкви, а исключительно из соображений политики.
В протоколе встречи есть следующий интересный эпизод:
«Бивербрук ответил, что Рузвельт является как раз тем человеком, с которым следует говорить о втором фронте. Что касается ссылок на американское правительство, то американцы весьма чувствительно относятся к религиозному вопросу в СССР. Они хотели бы обратить тов. Сталина в христианство. Кроме того, американцы не хотят включения Прибалтики в СССР в то время, как в Англии прибалтийские республики уже признаны составной частью СССР.»
Здесь важно отметить, что Бивербук говорит о чувствительности американцев в религиозном вопросе именно в ходе дискуссии об открытии Второго Фронта. Бивербук указывает на религиозный вопрос в качестве одного из главных, влияющих на советско-америкаснкие отношения. Очевидно, что здесь тоже мы видим намек Молотову и Сталину на необходимость дарования свободы Православной Церкви.
В основе мифов о «православном Сталине» лежит потребность определенной части общества в сильной диктаторской власти, в крепкой руке, считает старший научный сотрудник Института российской истории Игорь Курляндский.
Это своего рода состояние вечного инфантилизма. Ну а для полноты восприятия такого вождя нужно, чтобы этот вождь опирался на традиционные духовные основы, или нужна хотя бы иллюзия, что он на них опирается. Поэтому выдумывается легенда о «православном Сталине» и изобретаются под нее соответствующие апокрифы.
В такого рода литературе можно встретить утверждения, что И.Сталин «богоданный вождь» или что он «святой православной император», вождь великой православной империи. Однако подобные апокрифы о «православном Сталине» именно высосаны из пальца и никакой фактической основы не имеют».
Например явная выдумка, что якобы Сталин встречался с митрополитом гор Ливанских Илией, блаженной Матроной, и о посланных им в московские храмы записках с перечислениями грехов.
Сталин начал принимать участие в решении вопросов, связанных с отношением советской власти к Церкви, с 1922 года, когда он как генсек ЦК РКП (б) «безукоризненно проводил ленинско-троцкистский план по разгрому и ограблению Русской православной церкви под предлогом помощи голодающим».
В 1923 году он сыграл большую роль в смягчении прежней антицерковной линии, выработке более осторожной политики в вопросе закрытия церквей. Патриарх Тихон был выпущен на свободу не без его участия. Диктовалось все это «конъюнктурными причинами борьбы с Троцким» и общей логикой развертывания в стране НЭПа как политики, предполагающей частичную либерализацию общественных отношений.
И тот же Сталин сыграл руководящую и направляющую роль в свертывании в 1927-1930 годов «религиозного НЭПа», в организации нового масштабного наступления на религию и Церковь, перехода к политике массовых репрессий и гонений. В 1937-1938 годах И.Сталин руководил массовым истреблением духовенства Русской церкви и других религиозных организаций.
Ректор первых лет учебы И.Сталина в семинарии митрополит Серафим (Мещеряков) был расстрелян в 1933 году по постановлению одной из «троек», созданных по решению вождя.
Соображениями выгоды было продиктовано и смягчение его отношения к Церкви и во время Великой отечественной войны. Сталинский режим стремился выжить и удержаться в этой войне, поэтому народ надо было объединять всеми возможными способами для противостояния агрессору.
Антицерковные гонения возобновились в 1948 году. Причина антирелигиозного отката была в том, что И.Сталин разочаровался в эффективности использования Церкви в международных делах, после крушения его амбициозного плана созвать в Москве Вселенский Собор и сделать Москву своего рода «православным Ватиканом».
Первой странной историей в биографии будущего вождя является история его исключения из семинарии. Сам Сталин в анкете 1932 г. писал о том, что был «вышиблен из семинарии за пропаганду марксизма» (А. Островский, Кто стоял за спиной Сталина, с.151).
Тем не менее, этот эпизод имеет целый ряд странностей. Весной 1899 из Тбилисской семинарии, где учился И. Джугашвили, были исключены более 20 семинаристов, в том числе и сам будущий вождь. Однако, как показывают имеющиеся документы, 29 мая 1899 г. Джугашвили был официально исключен вовсе не за противозаконную деятельность, но «за неявку на экзамен по неизвестной причине» (Остр., с.150). Никаких следов официального порицания не имеет и свидетельство об окончании 4-х классов семинарии, которое Джугашвили получает осенью (2 октября) 1899 г. В свидетельстве, в частности, говорится о «поведении отличном» будущего революционера (Остр., с.151, 154). Пять по поведению главы нелегального кружка выглядит тем более странно, что в более ранних классах его поведение оценивалось иногда на 4, но чаще – на три. (Остр., с.151). Как замечает А.Островский, «если вспомнить, как И.Джугашвили учился в третьем-четвертом классе, данное свидетельство не может не вызвать удивления» (Остр., с.154).
Таким образом, исключение Джугашвили из семинарии происходит в странно мягкой форме. В качестве официальной причины исключения не приводится участие в противозаконной деятельности, явно приукрашено и само свидетельство об окончании 4-х классов, где главе разгромленного кружка ставится странно высокая оценка по поведению. Почему смягчена вина Джугашвили, который являлся не рядовым участником, а руководителем кружка? Почему он выделен из группы семинаристов?
По словам А. Островского «вопрос о причинах его исключения из семинарии остается открытым» (Остр.,с.151). А. Островский отрицает версию о сотрудничестве Джугашвили с полицией в деле о кружке семинаристов, поскольку (цитируя Троцкого) «совершенно невозможно допустить, чтобы партии терпела его после этого в своих рядах». Однако непредвзятый анализ заставляет признать, что наиболее вероятной причиной смягчения наказания для Джугашвили остается то или иное «сотрудничество со следствием» – то есть выдача им той или иной информации жандармскому управлению.
Одним из первых версию о сотрудничестве Джугашвили с полицией в разгроме кружка семинаристов высказал С. Верещак. По его свидетельству, Джугашвили выдал соучеников полиции и в некоторых разговорах, косвенно оправдывая факт доноса, делал упор на то, что благодаря исключению «семинаристы стали революционерами». (Верещак С. Сталин в тюрьме. Воспоминания политического заключенного.- Дни, 1928, 22 янв. Также Был ли, с. 285).
Тбилисское губернское жандармское управление с 1897 г. возглавлял полковник (затем генерал) Е.П. Дебиль. По мнению историка В.Ф. Волкова именно он склонил семинариста Джугашвили к сотрудничеству с полицией ( Был ли, с. 428). Эту же версию поддерживал и историк Н.С.Шумский (Был ли, с.440 ).
Противники версии о сотрудничестве Джугашвили с охранным отделением ( в т.ч. А. Островский) не приводят каких-либо убедительных объяснений странных смягчений его наказания после разгрома кружка.
Свидетельство С.Верещака не опровергается никакими документами. Напротив, косвенные данные согласуются с этой версией. Мотивировка оправдания доноса самим Джугашвили (по свидетельству Верещака) также весьма характерна: в результате исключения семинаристы «стали революционерами». Если это так, то уже в этом эпизоде проявились чисто нечаевские принципы начинающего революционера.
Что касается аргумента Троцкого, то партия «терпела» Джугашвили именно потому, что не могла получить достаточных доказательств его сотрудничества с Охранкой. Он же постоянно устранял как сами доказательства, так и людей, отстаивавших эту версию. В этом устранении будущий диктатор достиг особых успехов.
Кроме того, видимо, сотрудничество Джугашвили с полицией как в данном, так и в более поздних случаях было не «обычным», но значительно более «сложным» и противоречивым, достаточно избирательным и ловко маскировалось. Уже на самых ранних этапах будущий революционер проявлял в маскировке своих реальных поступков особую ловкость, и, очевидно, требовал от полиции максимально скрывать его сотрудничество, так что его товарищи могли лишь догадываться об этом.
Возможно, «Сосо-интеллигент» контактировал с полицией и до событий 1899 г. Еще в 1989 г. он ступил в партию Месаме Даси.
Об услугах Джугашвили полиции говорят и более поздние факты подыгрывания Е. П. Дебеля ему – в частности и непонятное «сокрытие Дебилем имевшихся в его распоряжении агентурных данных», компрометировавших Джугашвили в 1901-1902 г. (Остр., с.188)
В банде Камо участвовали воры-рецидивисты Бочуа Куприашвили, Степко Инцкирвели, Илико Чичиашвили, Вано Каландадзе, Бесо Голенидзе, Датико Чиабрешвили, Нодар Ломинадзе, Котэ Цинцадзе и другие. В банду входили и девушки: Аннета Сулаквелидзе, Саша Дарахвелидзе и Пация Голдава.