Казна и казначейство в чем отличие
Федеральное казначейство — что это и чем занимается?
Казначейство РФ — это федеральный орган исполнительной власти, который ведет расчетно-кассовое обслуживание исполнения федерального бюджета. В казначейство стекаются все средства налогоплательщиков и оно является посредником между налогоплательщиками/бюджетополучателями и банками, через которые осуществляются все эти операции прихода/расхода.
Минфин занимается составлением бюджета, а казначейство организовывает его исполнение. В течение всего года оно осуществляет бесперебойные платежи в рамках заложенного Министерством финансов бюджета. Казначейство является кассиром/бюджетной платежной системой.
Не стоит забывать, что казначейство не распоряжается средствами. Ими распоряжаются различные министерства, ведомства, учреждения, а казначейство лишь осуществляет эти платежи по их поручениям, заложенным в бюджете.
Основная задача казначейства состоит в том, чтобы всегда в кассе были деньги для бесперебойного осуществления платежей по бюджету точно в срок. В самом казначействе в наличной форме денег нет. Денежные средства находятся на едином казначейском счете.
Казначейство осуществляет тотальный контроль за приходными и расходными средствами на одном счете, что обеспечивает принцип единства кассы.
Межрегиональное управление казначейства находится в Москве, а территориальные органы находятся в столицах субъектов Российской Федерации. Всего насчитывается 85 территориальных отделений.
Изначально казначейство было частью Министерства финансов РФ — одним из его департаментов. С 2005 года было преобразовано в федеральную службу, которая осталась подведомственна Министерству финансов.
В структуре казначейства есть центральный аппарат, который состоит из 14 отделений, отвечающих:
Центральному аппарату подчиняются территориальные органы казначейства, расположенные в столицах 85 субъектов Федерации.
Основные функции Федерального казначейства
У казначейства есть собственные функции, тесно перекликающиеся с функциями некоторых других органов власти:
По каким вопросам можно обратиться в казначейство РФ?
Во-первых, в казначейство можно идти в том случае, если у вас на руках есть решение суда о взыскании средств с бюджетной организации, которая не торопится расплачиваться. В этом случае можно обратиться с жалобой в Казначейство, описать ситуацию, предоставить подтверждающие документы.
По такому принципу можно взыскать деньги с любой бюджетной организации.
Еще чаще в Казначейство обращаются физические лица, которые совершили платежи в бюджетной сфере (налоги, штрафы, любые другие отчисления в казну) по ошибочным реквизитам. Они обращаются в ведомство за разъяснением о дальнейших действиях по розыску и возврату ошибочных платежей.
Обращение граждан регистрируется в течение 30-х дней с момента получения, а рассматривается в течение 30-ти дней. В некоторых случаях срок рассмотрения может быть увеличен.
Через обращение в казначейство можно узнать основные права, запреты и обязанности, связанные с гражданской службой.
Казна и казначейство в чем отличие
официальный сайт Казначейства России
www.roskazna.ru
Вступление. Что такое казначейство?
Большая часть граждан, не имеющая отношения к бюджету и бюджетной сфере, услышав на вопрос «А где Вы работаете?» ответ «В казначействе», далее высказывает следующие предположения (расположены в порядке убывания по популярности):
Так что же такое казначейство и чем, в действительности, оно занимается.
Положение о Федеральном казначействе утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703. В соответствии с положением:
Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета, функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».
Информация об этом сложном наборе функций представлена в отдельных подразделах.
Продолжая использовать сайт, вы даете согласие в целях улучшения функционирования сайта и проведения статистических исследований на обработку файлов cookie и пользовательских данных об ip-адресе, местоположении, типе и версии операционной системы, типе и версии браузера, источнике переадресации на сайт, и сведения об открытых страницах пользователя. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.
Что такое казначейский счет и как с ним работать
Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.
Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ
Что собой представляет казначейский счет
Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.
Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.
ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.
Для чего открывается казначейский счет
Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:
Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Посмотреть ответ
Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:
Казначейство выполняет эти функции:
Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.
Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Особенности расходования средств с казначейского счета
Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:
ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.
Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:
Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:
Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.
Федеральное казначейство структура и функции организации
Федеральное казначейство централизованное финансовое учреждение, филиалы которых есть во всех субъектах Федерации.
Что оно собой представляет, в чем отличие казначейского от банковского учреждения, какие функции выполняет и многие другие вопросы и ответы на них рассмотрим далее.
Казначейство РФ
Федеральным казначейством (ФК) считается государственный орган, который работает по существующему законодательству РФ. В его задачи входит осуществление процесса обеспечения по исполнению установленного правительством бюджета, финансового вида обслуживания учреждений, подотчетных государству.
Также он занимается контролем за исполнением денежных операций соответствующими органами власти. Располагалось до 2005 года в Минфине РФ. Создано законом No703 и No864 Правительства РФ от 1993 и 2004 года, а также указом No1556 главы правительственного аппарата РФ от 1992 года.
Сегодня находится отдельно от Минфина, представлено подведомственным ему госорганом. Центральное его управление территориально находится в центре Москвы, остальные подотчетные ему службы распределены по субъектам РФ.
Основными задачами подобных органов считается процесс:
Возьмите на заметку: официальный сайт и образовательный портал, где имеется вся информация по должностным лицам, отчеты за прошедшие годы, форум для граждан, формы для написания обращений, контакты и адреса отделений и многое другое находится по ссылке http://www.roskazna.ru.
Банковское и казначейское исполнение бюджета отличие
Главным отличием банковского с казначейским исполнением бюджетных денег в том, что функции по его исполнению возлагаются на различные органы либо на отделение центрального банка, либо на специальные госорганы, например, на отделения Московской области.
Так как в стране существует смешанная система, то эти функции возлагаются одновременно на те и другие учреждения, но, соответственно, есть разграничение функций по законодательству.
Также ФК выступает как кассир у всех распорядителей с получателями государственных денег. Оно ведет соответствующий реестр получателей бюджетных денег по законам Минфина и по нему ведет свою отчетность.
Функции казначейства
Казначейство, будучи подотчетным контролирующим и управленческим органом, осуществляет функции:
Казначейства, которые находятся на городской, районной территории, занимаются:
Структура казначейства
ФК поделено на уровни:
Центральный аппарат состоит из четырнадцати подразделений, осуществляющих бюджетный учет с отчетностью, обеспечением выполнением перераспределения бюджетных денег, финансовые с бюджетными операциями, усовершенствование функционала, внутренний вид аудита с оценкой результативности работы, административное, финансовое и законодательное госуправление, технологическое госуправление и контроль за системами информации.
Организационная структура Федерального Казначейства (для увеличения нажмите).
Также есть подразделения, ответственные за нормальное информационное управление и контроль за бюджетными видами платежей, процесс систематизирования с классификацией поступающих сведений, госуправление внутренними системами денег.
Федеральные службы субъектов РФ состоят из 85 органов и одной подведомственной организации казенного государственного учреждения.
Федеральное казначейство в структуре Министерства финансов РФ
Федеральное казначейство (ФК) было сформировано в Минфине РФ, но с 2005 года оно в его структуру не входит.
Сегодня оно считается самостоятельной единицей, но подотчетной Минфину, осуществляющей свою работу в соответствии с утвержденным Положением, по которому оно создано. Также оно работает по действующему законодательству РФ.
Несмотря на самостоятельность органа, контролирование работы всех учреждений и руководством центрального ФК занимается Минфин. Он утверждает руководителя и освобождает его от работы.
Кроме того, начальник представляет главе Минфина предложения по ежемесячной трудовой рабочей оплате, назначение с увольнением заместителей с руководителями вышестоящих инстанций, проект плана с прогнозными показателями работы остальных, предложения по реформированию органов и другим вопросам.
Полномочия федерального казначейства
Федеральное казначейство ответственно за исполнение перечисленных ниже полномочий:
Права федерального казначейства
Федеральное казначейство, чтобы реализовывать обязанности, имеет право на:
Обязанности руководителя
Руководитель Казначейства РФ ответственен за то, чтобы надлежащим образом выполнялись возложенные на него обязанности. Он, в свою очередь, ответственен за купирование и контролирование работы юридического управленческого штаба, управленческого бюджетного учета с отчетностью, территориальных казначейств.
Также он обобщает практику использования законов РФ в казначействах и мониторит его применение, развивает и совершенствует формы и методы исполнения казначействами своих функций, организует и ведет мобилизационный вид подготовки и гражданский вид обороны в казначействах.
Заключение
В целом, Федеральное казначейство подотчетный и важный орган, регулирующий поступление и движение денег в соответственных финансовых учреждениях. Он имеет свои привилегии и обязанности перед обществом и государством.
Его функции в социальной среде неоценимы, поскольку благодаря ему бюджетные организации получают необходимые финансы для улучшения благосостояния жителей и развития районов, городов и субъектов РФ.
Казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году
Казначейское сопровождение — это механизм усиления контроля за целевым использованием бюджетных средств. Проверяют государственных заказчиков, но не всех и не всегда.
Какие контракты сопровождает казначейство
Федеральное казначейство сопровождает различные операции с целевыми средствами, выделенными на ведение деятельности государственных и муниципальных учреждений и реализацию национальных проектов. Обязательное казначейское сопровождение госконтрактов в 2021 году распространяется на:
Средства, выделенные на заключение госконтрактов на экспертизу проектной документации, результатов инженерных изысканий и услуги по приему платежей от физических лиц, осуществляемых платежными агентами, не проходят через казначейское сопровождение.
Казначейство сопровождает все крупные контракты заказчика, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Информация о банковском или казначейском сопровождении контракта включается в извещение, закупочную документацию и проект контракта, составленные по правилам 44-ФЗ.
В Постановлении Правительства №2106 от 15.12.2020 описаны изменения в казначейском сопровождении в 2021 году для получателей бюджетных денег. Новый порядок касается не только государственных заказчиков, но и таких получателей целевых средств:
Для получения целевых средств эти учреждения обязаны открыть в территориальном отделении Федерального казначейства (ТОФК) специальные казначейские счета неучастников бюджетного процесса. На этих счетах отражаются операции по поступлению и списанию целевых денег. Движения денежных средств на лицевых расчетных счетах производятся только после санкционирования операций специалистами ТОФК.
В госконтракты, заключенные на целевые деньги, вносится специальный пункт о запрете их перечисления на основаниях, указанных в 385-ФЗ (например, взносы в уставный капитал). Казначейское сопровождение осуществляется по госконтрактам, которые заключены с применением обеспечения обязательств от Федерального казначейства.
Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы работать с казначейским обеспечением обязательств без ошибок.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Территориальные отделы ФК обязаны резервировать и открывать единые лицевые счета с кодом 71 (письмо ФК №07-04-05/22-18684 от 29.08.2019). Единый 71 лицевой счет для казначейского сопровождения предназначен для учета операций НУБП — неучастника бюджетного процесса. Такой счет открывают для головных исполнителей на получение платы за поставку товаров, работ или услуг и для юридических лиц, получающих финансирование из государственных субсидий и бюджетных инвестиций по соответствующим соглашениям.
Когда сопровождают госконтракты в 2021 году
Законодатели ежегодно выпускают закон о бюджете: в 202-м это — Закон №385-ФЗ от 08.12.2020 о федеральном бюджете на 2021 год и плановые периоды 2022–2023. В результате обновились и правила казначейского сопровождения в 2021 году (ПП РФ №2106 от 15.12.2020). По новому порядку обязательно сопровождение контрактов, заключенных на целевые средства по нацпроектам (ч. 2 ст. 5 385-ФЗ).
Необходимо сопровождать целевые средства на:
В 385-ФЗ указано, в каких случаях казначейское сопровождение контракта по 44-ФЗ не требуется:
Что контролирует Казначейство
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют целевыми средствами.
В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 385-ФЗ, п. 9 ПП РФ №2106. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.
Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 385-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
Каков общий порядок казначейского сопровождения
Казначейство сопровождает соглашения заказчиков в строгом порядке. Нормы, правила КС и информация об аналитических кодах, используемых федеральным казначейством в целях санкционирования операций с целевыми расходами на 2021 год утверждены в ПП РФ №2106.
Для осуществления операций с целевыми средствами территориальные органы Федерального казначейства (ТОФК) открывают счет в учреждениях Центрального банка РФ для учета денег юридических лиц, которые не являются участниками бюджетного процесса.
Получатели целевых денег (подрядчики и поставщики), в свою очередь, обязаны открыть лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства. На них будут зачисляться и с них будут списываться деньги.
Чтобы израсходовать их с лицевого счета, организация вместе с платежным поручением на оплату предоставляет в ТОФК заключенный госконтракт и иные документы, подтверждающие обязательства по расходованию целевых средств. Это и товарная накладная, и акт приемки-передачи, и счет-фактура.
Перечисление целевых денег не на казначейский счет для госконтракта, а на банковский счет допускается только в определенных случаях. Например, для выполнения обязательств юридического лица по оплате труда и иных выплат в пользу работников.
При казначейском контроле в госконтракты включаются определенные условия, в том числе обязанность поставщика (подрядчика):
В платежных и расчетных документах и документах, которые подтверждают возникновение денежных обязательств, указывается идентификатор государственного контракта. По ИГК ведомство полностью контролирует ход исполнения госконтракта и взаиморасчеты сторон по принятым и доведенным до государственного заказчика обязательствам.
Работники ТОФК, осуществляющие обеспечение госконтрактов, вправе запросить любую документацию, подтверждающую факт и объемы поставленных товаров, работ и услуг, порядок исполнения договора и целенаправленность расходования денежных средств.
Для чего нужен идентификатор госконтрактов
Идентификатор используется для определения контрактов и расчетов по ним. Он представляет собой цифровой код, который присваивается заказчиком после формирования реестровой записи и сохраняется на протяжении действия договора. Компании, которые реализуют товары в рамках контрактной системы закупок, должны указывать этот идентификатор в счетах-фактурах и других платежно-расчетных документах.
Как проводят казначейское сопровождение в гособоронзаказе
Контроль и казначейское сопровождение ГОЗ в 2021 году является обязательным. У всех заказчиков и исполнителей ГОЗ ведется работа с Казначейством по оборонным госконтрактам. Правила утверждены Постановлением Правительства №2153 от 18.12.2020.
Федеральное казначейство отслеживает деньги, которые выделены на исполнение контрактов по оборонному заказу. Сопровождению подлежат все платежи в рублях при расчетах по госконтрактам, которые заключены головными исполнителями с исполнителями или между исполнителями.
Исключение предусмотрено для госконтрактов, которые заключает Министерство обороны, и для контрактов, заключенных госзаказчиками при наличии банковского сопровождения (отдельный банковский счет по 275-ФЗ) или для обеспечения:
Все случаи, исключающие казначейское сопровождение гособоронзаказа в 2021 году, описаны в п. 3 ч. 3 ст. 5 385-ФЗ. Казначейство не сопровождает договоры на поставку коммунальных услуг, услуг связи и электроэнергии и контракты, подписанные с казенными учреждениями федерального уровня по п. 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Общие правила для ГОЗ таковы: ТОФК сопровождает госконтракты по ГОЗ (с исполнителями) и соглашения, которые заключают для исполнения основного контракта по государственному оборонному заказу (с соисполнителями). Все денежные операции проводятся на специальных счетах.
Каждому госконтракту присваивают уникальный идентификатор (ИГК). Его указывают в платежных и расчетных документах. Все операции проводятся после санкционирования расходов ТОФК. При открытии лицевого счета ФК проводит проверку головного исполнителя или исполнителя в течение двух рабочих дней. Если проверка прошла успешно, орган открывает лицевой счет, если нет — приостанавливает открытие. Информация об этой процедуре передается в Федеральную службу по финансовому мониторингу.
По новым правилам вводится режим лицевого счета, который подразумевает проведение финансовых операций по ИГК. Правила пользования целевыми деньгами, санкционирования расходов и приостановления операций по ГОЗ не изменились.
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.