Казначейская проверка чем грозит

Особенности казначейского контроля в сфере закупок

В ФЗ «О контрактной системе» №44 от 5 апреля 2013 года указано, что сфера закупок – это сфера, которая тщательно проверяется. Осуществляется контроль различными органами. Основная структура, ответственная за проверку, – казначейство.

Полномочия казначейства

Правила в области закупок установлены Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Соответствующее положение содержится в части 5 статьи 99 ФЗ №44. Казначейство проверяет эти аспекты деятельности:

Как осуществляется ведомственный контроль в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ?

В части 27 статьи 99 ФЗ №44 указаны полномочия представителей казначейства, актуальные в рамках проверки:

В части 3 статьи 269.2 БК РФ указано, что проверка представителями казначейства осуществляется в соответствии с ФЗ, предписаниями правительства.

Как осуществляется общественный контроль за закупками заказчиков по Закону N 44-ФЗ?

Кого именно проверяют

С начала 2017 года проверка казначейством осуществляется в отношении этих лиц:

Этот перечень не является исчерпывающим. То есть он может дополняться. Актуально это в том случае, если казначейство выполняет функции финансовых органов или структур по управлению внебюджетными структурами.

Перемены в 2018 году

Контроль регламентируется ст. 99 ФЗ №44. Процесс осуществления мероприятий регламентируется Правительственным Постановлением №1367 от 12 декабря 2015 года. Это Постановление действует давно, однако до начала 2018 года действие некоторых его положений было приостановлено. Связано это с тем, что в реальности механизм проверки и получения результатов был плохо налажен. Сведения несвоевременно размещались в единой системе, что приводило к возникновению проблем. По этой причине действие ряда условий было остановлено до 1 января 2018 года. Но теперь федеральные заказчики должны исполнять все положения Постановления.

Порядок осуществления мероприятий

Представители казначейства проверяют эту информацию:

Это основные этапы проверки. Контроль обычно заключается в анализе документов, сверке сведений из разных бумаг. Однако иногда перечень мероприятий может быть расширен.

Контрольное мероприятие базируется на сочетании работы Единой системы и системы «Бюджет». Сначала госзаказчику нужно разместить все требуемые сведения в онлайн-кабинете Единой системы. Затем требуется нажать на кнопку «На контроль». После этого шага все нужные документы идут в Казначейство. Специалисты проверяют документацию на протяжении рабочего дня. Данные, отправленные в реестр, проверяются на протяжении 3 суток. То есть все операции можно проделать в режиме онлайн.

Результаты контрольных мероприятий

По итогам проверочных мероприятий обязательно предпринимаются какие-либо действия. К примеру, они могут быть следующими:

Проверяемую компанию должны в течение 3 часов уведомить о результатах контрольных мероприятий. Этот срок отсчитывается с момента получения этих результатов.

ВАЖНО! Об итогах мероприятия можно узнать в кабинете ЕС. Если представленная информация соответствует всем нормам, она автоматически помещается в ЕИС. Если же обнаружены несоответствия, заказчик получает протокол о нарушениях. Контрактный орган обязан убрать все нарушения, прислушаться к замечаниям. Затем следует отправлять документы на новое контрольное мероприятие.

Стандартные ошибки при прохождении казначейской проверки

Рассмотрим документы, с которыми наиболее часто возникают проблемы:

Основная ошибка госзаказчика – это несовпадение положений. К примеру, в одном документе указан один код, а во втором – другой.

Ответственность за нарушения

За нарушения, обнаруженные в процессе мероприятия, может накладываться дисциплинарная, административная или уголовная ответственность. Рассмотрим нарушения и формы наказания:

Административная ответственность может накладываться и за несвоевременное размещение данных в Единой системе. Степень тяжести наказания определяется степенью тяжести нарушения.

Источник

Новые правила казначейского контроля: что меняется в 2020 году

Казначейский контроль — это один из видов проверок, проводимых финансовыми органами. Сверяется информация об идентификационных кодах закупок и непревышение объема финансового обеспечения. С 14 августа контролируют документы, связанные с госзакупками, по новым правилам.

Скачать постановление правительства №1193 от 06.08.2020 о порядке осуществления контроля по части 5 и 5.1 статьи 99 44-ФЗ из КонсультантПлюс

Новый порядок контроля казначейства

С 14 августа вступило в силу постановление правительства №1193 от 06.08.2020, которое утвердило новый порядок проведения контроля по ч. 5 и 5.1 ст. 99. В проекте постановления указано, что проверяет казначейство по 44-ФЗ у заказчиков:

Эти документы проверяются по двум показателям:

В новых правилах контроль казначейства разделяется на:

Кого контролируют

Все субъекты контроля остаются прежними.

КонтролерСубъект контроля
Территориальные органы казначействаФедеральные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образованийРегиональные и муниципальные заказчики, в том числе бюджетные и автономные учреждения
Органы управления государственными внебюджетными фондами (ПФР, ФСС, ФФОМС)Госзаказчики, осуществляющие закупки за счет средств внебюджетных фондов и подведомственные им

В какой форме проводят казначейскую проверку

Контроль проводится автоматически в электронной форме в ЕИС, если проверяемая информация подлежит размещению в системе.

В новых правилах сроки контроля извещения в ЕИС не прописываются. Извещение, протокол или проект контракта автоматически публикуются в ЕИС после прохождения быстрой проверки данных в случае их соответствия.

В ряде случаев придется направить сведения контролерам на бумаге и (при наличии технической возможности) на съемном машинном носителе, например, при закупке, связанной с гостайной. Перечень таких ситуаций приведен в п. 11 проекта правил.

В некоторых случаях контроль не осуществляется. Например, при закупках на территории иностранного государства для обеспечения заказчиков, которые осуществляют там свою деятельность, или для избирательных комиссий всех уровней. Об этом говорится в п. 12 правил.

В каком порядке проверяют

Контролеры проверят информацию, указанную в п. 13—15 ПП №1193.

Как и прежде, по итогам проверки заказчики получают положительное либо отрицательное заключение. В постановлении указаны случаи, когда наступает дата публикации закупки с даты прохождения контроля по 44-ФЗ для заказчика. Если сведения будут соответствовать требованиям, то проверенный документ получит отметку о прохождении проверки и автоматически опубликуется в ЕИС. В противном случае заказчику направят протокол с указанием выявленных нарушений, которые необходимо исправить. При автоматизированной проверке информацию не разместят в ЕИС до устранения нарушений и прохождения повторной проверки сведений.

Если у документов, которые не размещаются в ЕИС, отсутствует отметка об успешном прохождении проверки, их не направят участникам закупок.

В п. 16 проекта постановления указано, в течение какого времени осуществляется контроль по ч. 5 ст. 99 и когда информация публикуется в ЕИС. Для большинства сведений этот срок составляет 1 рабочий день с момента получения информации финансовым органом. Для сведений, составляющих гостайну, срок составляет 3 рабочих дня.

Из правил исключается информация о контракте, сведения об исполнении, изменении или расторжении. Данные документы проходят проверку казначейства исключительно по правилам постановления Правительства №1084 от 28.11.2013.

Как казначейство контролирует закупки с 01.04.2020

С 01.04.2020 вступили в силу положения части 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ, которые предусматривают автоматизированный контроль в ЕИС версии 10.1.

Новый функционал оптимизировал процедуру контроля, упростил работу контролеров и заказчиков.

Казначейская проверка чем грозит. Смотреть фото Казначейская проверка чем грозит. Смотреть картинку Казначейская проверка чем грозит. Картинка про Казначейская проверка чем грозит. Фото Казначейская проверка чем грозит

Автоматизированный контроль по ч. 5.1 статьи 99 Закона №44-ФЗ осуществляется перед размещением документов на официальном сайте. Если срабатывает контроль, публикация документа блокируется, протокол соответствия не выдается. Заказчику необходимо повторно направить сведения после исправления ошибок.

Казначейская проверка чем грозит. Смотреть фото Казначейская проверка чем грозит. Смотреть картинку Казначейская проверка чем грозит. Картинка про Казначейская проверка чем грозит. Фото Казначейская проверка чем грозит

В постановлении правительства №1367 от 12.12.2015 уточняется, почему в 2019 году казначейство не проверяло размещенный отчет по исполнению контракта: казначейство проверяет только документы, перечисленные в этом постановлении. Не проверяются реестр банковских гарантий, отчеты, размещаемые в ЕИС, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Автоматизированным способом проверяется:

Автоматически учитываются особенности:

Казначейская проверка чем грозит. Смотреть фото Казначейская проверка чем грозит. Смотреть картинку Казначейская проверка чем грозит. Картинка про Казначейская проверка чем грозит. Фото Казначейская проверка чем грозит

Редакция постановления №1367 от 20.03.2017 года утвердила, с какого периода информацию, размещенную в ЕИС, обязаны проверять контрольные органы по части 5 статьи 99 закона №44-ФЗ, — контроль казначейства официально вступил в силу 01.01.2018 —- для федеральных заказчиков, 01.01.2019 — для субъектовых и муниципальных заказчиков.

В настоящее время по ч. 5 ст. 99 проводится глазной контроль в части проверки:

П. 14 правил контроля устанавливает срок проверки Минфином в ЕИС сведений, направленных заказчиком на проверку по ч. 5 ст. 99 44-ФЗ. Он составляет один рабочий день за исключением сведений, составляющих гостайну. Для них этот срок составляет три рабочих дня.

По итогам казначейской проверки заказчик получает уведомление о согласовании казначейством плана графика, извещений о закупках, протоколов определения поставщика, условий проектов контрактов или несоответствии, если контролеры не находят ошибок. Протокол несоответствия заказчик получает, когда информация не соответствует требованиям, установленным частью 5 статьи 99 44-ФЗ. В протоколе указываются выявленные нарушения.

Контроль казначейства в реестре контрактов

Реестр контрактов контролируется казначейством на основании постановления правительства №1084 от 28.11.2013. У заказчика есть 5 рабочих дней на публикацию заключенного контракта, его изменения, исполнения, расторжения или наступления гарантийного случая.

Если контролер посчитает, что информация соответствует предъявляемым требованиям, он формирует реестровую запись, которая незамедлительно размещается в ЕИС.

При отрицательном результате проверки подписанный контракт не проходит контроль казначейства, информация и документы заказчика не включаются в реестр контрактов. Контрольный орган направляет в электронном виде заказчику протокол с перечнем несоответствий. Заказчик в течение 1 рабочего дня с момента получения протокола дорабатывает необходимую информацию и повторно направляет документы на проверку.

В п. 3 ч. 5.1 ст. 99 44-ФЗ указано, что должно контролировать казначейство в реестре контрактов, вот список:

П. 13 правил регламентирует, в течение какого срока казначейство проверяет контракт по 44-ФЗ со дня получения информации и документов, подлежащих включению в реестр контрактов. Этот срок составляет три рабочих дня для всех категорий госзаказчиков.

Перед направлением любого документа в ЕИС внимательно проверьте, все ли вы указали согласно требованиям закона. Простая предосторожность убережет вас от нарушения сроков публикации документов из-за повторяющихся ошибок, которые блокируют размещение документов в ЕИС.

Источник

Как Казначейство проверяет госзаказчиков

Финансовый контроль — это целый комплекс мероприятий, который позволяет государственным органам проверять правильность и целевую направленность расходования бюджетных средств. Казначейство — это один из ключевых органов финконтроля. Чиновники утвердили стандарт, по которому будут проводиться контрольные мероприятия. Разберемся, кого коснутся проверки, как они будут проходить, и что грозит за нарушения в 2020 году.

Что случилось

Уже 03.10.2018 Министр финансов Силуанов подписал новый Приказ № 203н. Данный норматив — это стандарт осуществления внутреннего финансового контроля органами Федерального казначейства.

Ключевое условие — все виды субсидий предоставляются из федерального бюджета.

Объект проверки — федеральные бюджетники (автономные и бюджетные учреждения), а также распорядители средств федерального бюджета. То есть контролю подвергнутся не только получатели бюджетных денег, но и распорядители средств.

Предметом контрольных мероприятий является соблюдение целей, условий, порядка предоставления, а также использования предоставленных субсидий за счет средств федерального бюджета. К тому же контролеры будут анализировать достижение показателей результативности использования данных бюджетных средств.

Документ вступает в силу с 29.12.2018. Как будут проводиться проверки по-новому, разберем далее.

Подготовительный этап проверки

Как и любое контрольное мероприятие, стандарт предусматривает специальный подготовительный этап. На данном этапе представители Федерального казначейства должны ознакомиться с нормативными и локальными актами, которые устанавливают порядок предоставления и использования бюджетных средств. К таковым документам следует относить:

По результатам проведенного анализа действующих НПА, должен быть сформирован список вопросов, которые подлежит изучить в ходе казначейской проверки федеральных субсидий (ФС). Обратите внимание, что содержание контрольных вопросов зависит от категории объекта проверки. Простыми словами, при определении аспектов проверки следует учитывать, кого планируется проверять: получателя-учреждение или распорядителя-учредителя.

Ключевые вопросы для проведения казначейского финконтроля:

При формировании перечня вопросов необходимо учитывать особенности действующего бюджетного законодательства (ст. 78.1 и 78.2 БК РФ).

Как проходит проверка

Третий раздел Приказа Минфина № 203н определяет детальный алгоритм проведения контрольных мероприятий. В ходе проверки ответственные лица — представители Федерального казначейства — должны изучить, подтвердить и оценить все обозначенные вопросы. Необходимо выявить полное документальное соответствие и правомерность расходования денежных средств.

К примеру, при проведении проверки правильности предоставления субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания контролеры должны проанализировать полную цепочку движения денежных средств, а также наличие соответствующих полномочий у объекта проверки. Контролю подвергается не только финансовая, но и учредительная документация. Проверяющие должны убедиться, что:

И это только небольшая часть направлений, которые должны быть выявлены, оценены и подтверждены в ходе проверки. Проверке подвергнется даже правильность составления договоров на поставку товаров, работ и услуг, а также правильность составления бухгалтерской финансовой отчетности учреждением.

В итоге под контроль Федерального казначейства подпадает практически вся жизнедеятельность федеральных бюджетных и автономных учреждений, а также большая часть деятельности учредителей и распорядителей средств.

Как оформляются итоги мероприятий

По результатам проведенных контрольных мероприятий должен быть подготовлен соответствующий акт (Приказ Казначейства от 29.07.2016 № 12н). Акт проверки должен раскрывать все выявленные нарушения и замечания. Обратите внимание, что факты нарушений должны быть раскрыты в определенном порядке, который определен в 4 разделе Приказа № 203н.

По выявленным проступкам и нарушениям должны быть подготовлены соответствующие документы, которые будут определять алгоритм действий объекта, направленных на исправление ошибок, восстановление ущерба, недостач и устранение правонарушений. Следует учитывать, что реализация результатов проверки может иметь не только рекомендательный характер. Принудительные меры могут быть обозначены в акте, если выявлены значительные правонарушения.

Отметим, что значительные проступки должны быть оформлены соответствующим предписанием и направлены в установленном порядке объекту контроля. Обратите внимание, что предписаниями оформляются те ошибки, которые должны быть исправлены подконтрольными учреждениями. Нарушения, которые не полежат исправлению, оформляют представлением.

Как накажут за нарушения

За выявленные нарушения предусмотрены наказания и штрафные санкции, в зависимости от вида, характера и тяжести правонарушения. Размер штрафных санкций и виды административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства закрепляет КоАП РФ.

Напомним, что еще в середине 2017 года законодатели ужесточили наказания за правонарушения данной категории. Так, за нарушение бюджетного законодательства штрафы варьируются от 10 000 рублей до 50 000 рублей. В отдельных случаях штрафы могут быть увеличены.

С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.

Источник

Нарушения, выявляемые Федеральным казначейством по результатам проверок

Автор: Сильвестрова Т., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Вправе ли Федеральное казначейство проводить проверку финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных учреждений? Могут ли работники этого органа исполнительной власти проводить проверку реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе)? Какие нарушения в области применения бюджетного законодательства характерны для получателей бюджетных средств? Ответим на эти и другие вопросы далее.

Контрольной функцией Федерального казначейства является внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений (п. 3 ст. 265 БК РФ). Данный орган исполнительной власти при осуществлении деятельности по контролю в финансово-бюджетной сфере осуществляет полномочия по контролю (п. 6 Порядка осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092):

за соблюдением бюджетного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;

за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных программ РФ, в том числе об исполнении государственных заданий;

за соблюдением требований к обоснованию закупок, преду­смотренных ст. 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок;

за соблюдением правил нормирования в сфере закупок, установленного ст. 19 Закона о контрактной системе;

за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график закупок;

за применением заказчиком мер ответственности и совершением иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;

за соответствием поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;

за своевременностью, полнотой и достоверностью отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;

за соответствием использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.

Таким образом, работники органов Федерального казначейства вправе проводить проверку:

осуществления федеральными казенными учреждениями финансово-хозяйственной деятельности;

реализации казенными учреждениями – заказчиками товаров, работ, услуг норм Закона о контрактной системе.

В ходе проведения контрольных мероприятий выявляются разного рода нарушения норм законодательства РФ. В этой консультации рассмотрим обзор недостатков и нарушений в области бюджетного учета и применения норм Закона о контрактной системе, выявленных работниками Федерального казначейства при проведении контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета во втором полугодии 2017 года.

К сведению: обзор данных нарушений и недостатков приведен в Письме Минфина РФ от 19.07.2018 № АС-4-16/13986@ (далее – Письмо № АС-4-16/13986@).

Рассмотрим указанные нарушения более подробно.

Как было сказано выше, обзор недостатков и нарушений, о которых пойдет речь далее, составлен по результатам контрольных мероприятий, проведенных во втором полугодии 2017 года. В этот период при ведении бюджетного учета положения федеральных стандартов не применялись. Комментируя освещенные в обзоре недостатки и нарушения правил ведения бюджетного учета, мы будем приводить еще и положения ФСБУ «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденных Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н (далее – ФСБУ «Концептуальные основы»), вступившего в силу 1 января 2018 года, а также нормы Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), и Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н, чтобы бухгалтеры учреждений смогли проверить свои операции, осуществленные как в прошлых, так и в текущем отчетных периодах, и исключить возможность совершения подобных нарушений в своей деятельности.

В целом в отношении нарушений правил ведения бюджетного учета, отраженных в п. 8.1 – 8.8 Письма № АС-4-16/13986@, следует отметить их типовой характер длявсех государственных (муниципальных) учреждений. Такого рода нарушения регулярно встречаются во всех актах проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений. О них мы регулярно говорим на страницах наших журналов и книг. Тем не менее данные нарушения допускаются, выявляются в ходе проверок и находят свое отражение в актах, а их, в общем-то, легко можно избежать. Расскажем, что это за нарушения.

Показатели годовых отчетных форм должны быть подтверждены результатами инвентаризации

Требование об обязательном проведении инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовых отчетных бухгалтерских форм установлено ч. 3 ст. 11 Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете) п. 20 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей в 2017 году), п. 7 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной Приказом Минфина РФ от 28.12.2010 № 191н (далее – Инструкция № 191н). В нарушение этих пунктов, как было выявлено работниками Федерального казначейства в ходе проведения проверок, некоторые учреждения перед составлением годовой бюджетной отчетности не проводили инвентаризацию расчетов с дебиторами и кредиторами. Такие действия со стороны учреждения являются недопустимыми. Начиная с 2018 года основные требования к проведению инвентаризации установлены п. 79 – 82 ФСБУ «Концептуальные основы». В целом они не отличаются от требований к проведению инвентаризации, предусмотренных ранее. Поэтому при подготовке к составлению годовых отчетных форм по итогам 2018 года рекомендуем всем учреждениям провести инвентаризацию активов, обязательств (расчетов), чтобы исключить подобные нарушения.

Здесь же заметим, поскольку проведение инвентаризации является обязательным, перед составлением годовых отчетных форм проверяющие при проведении проверки обращают внимание (п. 6, 20 Инструкции № 157н, п. 7 Инструкции № 191н):

на наличие приказа (распоряжения) руководителя о проведении ежегодной инвентаризации перед составлением годовых отчетных форм;

на наличие документального подтверждения факта проведения инвентаризации (оформленных надлежащим образом инвентаризационных описей (ф. 050482, 050486, 050487 – 050489, 050491));

на наличие документов, подтверждающих результаты проведения инвентаризации (протокола, акта о результатах инвентаризации (ф. 0504835), ведомости расхождений по результатам инвентаризации (ф. 0504092)).

Требования к оформлению первичных учетных документов

Пунктом 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете). Первичные учетные документы составляются по унифицированным формам, приведенным в Приказе Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению», либо формам, разработанным субъектом учета самостоятельно. В этом случае первичные учетные документы должны иметь все обязательные реквизиты, перечень которых приведен в п. 7 Инструкции № 157н (в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года), ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы».

Первичные учетные документы подбираются в хронологическом порядке и подшиваются к журналам операций. Формы журналов операций утверждены Приказом Минфина РФ № 52н.

При проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности первичные учетные документы проверяются всегда. Просматривая журналы операций, к которым в хронологическом порядке подшиты и подобраны первичные учетные документы, проверяющие обращают внимание:

1) на соответствие бухгалтерских записей, отраженных в журнале операций, требованиям инструкций № 157н и 162н;

2) на соблюдение рекомендаций Минфина, изложенных в письмах ведомства, по отражению на счетах бухгалтерского учета операций, показанных в первичных учетных документах, приложенных к проверяемому журналу операций;

3) на наличие первичных учетных документов, операции по отражению которых содержатся в журнале операций;

4) на соответствие первичных учетных документов, приложенных к журналу операций, требованиям, установленным законодательством РФ (либо первичный учетный документ должен быть оформлен по унифицированной форме, утвержденной Приказом Минфина РФ № 52н, либо, если документ оформлен не по унифицированной форме, он должен содержать все обязательные для первичного документа реквизиты, перечень которых представлен в п. 7 Инструкции № 157н, ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

В ходе проведения подобной проверки у главных распорядителей средств федерального бюджета, распорядителей и получателей средств федерального бюджета были выявлены следующие нарушения (п. 8.5, 8.6 Письма № АС-4-16/13986@):

1) не составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Документами, отражающими прием работ, услуг, являются акты выполненных работ, оказанных услуг, которые составляются в произвольной форме, но должны содержать перечень обязательных для первичного учетного документа реквизитов, установленных ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 25 ФСБУ «Концептуальные основы». Поставка товаров оформляется накладной, которая составляется поставщиком и также должна содержать все необходимые для первичного учетного документа реквизиты. Здесь же отметим, что в соответствии с Приказом Минфина РФ № 52н приходный ордер (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в частности, основных средств, материальных запасов), в том числе от сторонних организаций (учреждений), и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения в случаях, предусмотренных Приказом Минфина РФ № 52н. По мнению финансистов, изложенному в Письме от 07.12.2016 № 02-07-10/72795, наличие при поступлении в учреждение материальных ценностей первичных учетных документов – предусмотренных условиями договора (контракта) отгрузочных документов, оформленных надлежащим образом, является достаточным основанием для принятия к учету данных материальных ценностей. При этом оформление дополнительного первичного учетного документа в виде приходного ордера (ф. 0504207) не требуется;

2) приняты к бухгалтерскому учету документы, которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни;

3) несвоевременно составлены первичные учетные документы о приеме поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Напомним, что первичные (сводные) учетные документы должны составляться в момент совершения фактов хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным – непосредственно после их окончания (п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 21 ФСБУ «Концептуальные основы»). Более позднее составление первичного учетного документа является нарушением вышеназванных норм законодательства РФ;

4) недостоверно отражена в первичных учетных документах информация о поставленном товаре, выполненной работе, оказанной услуге. Такие действия учреждения квалифицируются как нарушение п. 3 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете и являются недопустимыми.

Кроме того, в нарушение требований, закрепленных в п. 1 ст. 10 Закона о бухгалтерском учете, отдельные получатели средств федерального бюджета несвоевременно регистрировали и накапливали данные, содержащиеся в первичных учетных документах, в регистрах бухгалтерского учета (п. 8.6 Письма № АС-4-16/13986@). Напомним, п. 29 ФСБУ «Концептуальные основы», как и ранее (до вступления в силу названного стандарта) п. 11 Инструкции № 157н, установлено, что принятие первичных (сводных) учетных документов к бухгалтерскому учету производится не позднее следующего дня после их получения (составления).

Все нарушения, указанные выше, являются типовыми и выявляются практически в ходе любой проверки финансово-хозяйственной деятельности. Чтобы не допускать подобные нарушения, советуем быть внимательными при составлении и принятии к учету первичных учетных документов, проводить более тщательную их проверку перед принятием к учету.

Требования к проведению контрольных мероприятий при принятии к учету результатов работ

Пунктом 20 ФСБУ «Концептуальные основы» установлено, что объекты бухгалтерского учета, а также изменяющие их факты хозяйственной жизни отражаются в бухгалтерском учете на основании первичных учетных документов и (или) сводных учетных документов.

К бухгалтерскому учету принимаются первичные (сводные) учетные документы, поступившие по результатам внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, из предположения надлежащего составления первичных учетных документов по совершенным фактам хозяйственной жизни лицами, ответственными за их оформление (п. 23 ФСБУ «Концептуальные основы»). В 2017 году подобные требования были предусмотрены ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 3 Инструкции № 157н. Кроме того, при принятии к учету результатов строительных работ заказчики должны выполнять требования п. 6 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468). Этим пунктом определено, что строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:

а) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;

б) проверку выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;

в) проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;

г) совместно с подрядчиком – освидетельствование скрытых работ и промежуточный прием возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;

д) совместно с подрядчиком – проверку соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов;

е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством РФ и (или) заключенным договором.

Как отмечено в п. 8.2 Письма № АС-4-16/13986@, в нарушение положений ч. 1 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 6 Положения № 468 отдельный получатель средств федерального бюджета как заказчик не обеспечил проведение строительного контроля, в результате чего приняты и оплачены по актам о приеме выполненных работ (форма КС-2):

работы с завышением стоимости использованных при их выполнении материалов;

фактически не выполненные работы;

материалы, не предусмотренные к использованию локальными сметными расчетами, исполнительной документацией.

Отражение в учете расходов по договору ОСАГО

Пунктом 302 Инструкции № 157н предусмотрено, что затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета) в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся. Учет расходов будущих периодов осуществляется в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, по государственным (муниципальным) контрактам (договорам), соглашениям. В нарушение требований этого пункта расходы на страхование автотранспортных средств, фактически осуществленные получателем средств федерального бюджета в 2015 – 2017 годах, но относящиеся к следующим отчетным периодам, не учитывались на счете «Расходы будущих периодов» (п. 8.3 Письма № АС-4-16/13986@). Такие расходы включались в расходы текущего периода, что является нарушением методологии бюджетного учета.

Пример.

Казенное учреждение в ноябре 2017 года заключило договор ОСАГО на сумму 9 200 руб. Расходы по договору были отнесены на счет 1 401 20 226. Нарушение требований п. 302 Инструкции № 157н при отражении этой операции было выявлено в марте 2018 года в ходе проведения проверки.

Нарушение было устранено следующим образом:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Операции, совершенные в 2017 году

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *