Казначейский счет или расчетный счет в чем разница
Что такое казначейский счет и как с ним работать
Коммерческая компания может заключать государственные контракты. Последние представляют собой заказы, целью которых является удовлетворение государственных нужд. К примеру, госконтракты могут касаться строительства дорог, работы над оборонными сооружениями. Если компания получает такой контракт, ей выделяются бюджетные средства на исполнение заказа. Расходование этих средств подлежит особому контролю. Для обеспечения контроля над целевым использованием денег открываются казначейские счета.
Вопрос: Как узнать, в каком органе Федерального казначейства открыты лицевые счета должнику по исполнительному документу?
Посмотреть ответ
Что собой представляет казначейский счет
Казначейский счет – это отдельный лицевой р/с. Для его открытия нужно обратиться в местный отдел казначейства. Главная особенность этого счета: на него помещаются только бюджетные средства. Подобными р/с пользуются получатели выплат из бюджета, участники бюджетных процессов. Во всем остальном счет является совершенно обычным.
Открывать такой счет нужно только в том случае, если компания получает бюджетные средства по государственному контракту. Просто коммерческой фирме не обязательно иметь казначейский р/с. Нужен он только при наличии конкретных обстоятельств.
ВАЖНО! Получить бюджетные средства по контракту коммерческая фирма может только через казначейство. КС могут открываться бюджетными и некоммерческими учреждениями, коммерческими субъектами.
Для чего открывается казначейский счет
Казначейский счет позволяет увеличить степень контроля над целевым расходованием бюджетных средств. Казначейство обеспечивает полную проверку этих аспектов использования денег:
Вопрос: Может ли орган Федерального казначейства перенаправить предъявленный взыскателем исполнительный документ в тот орган Федерального казначейства, в котором должнику открыт лицевой счет?
Посмотреть ответ
Казначейство контролирует расходование бюджетных средств, которые предоставляются по следующим основаниям:
Казначейство выполняет эти функции:
Казначейское сопровождение исполняется на основании положений Постановления Правительства №1552 от 30 декабря 2016 года. В этом нормативном акте указано, что получатели бюджетных средств должны открыть р/с в казначействе. Именно на этот счет будут зачисляться целевые средства. Оттуда же они будут списываться.
Вопрос: Мы бюджетное учреждение, хотим принять участие в аукционе, объявленном в соответствии с положениями Закона N 44-ФЗ. В извещении установлено требование о предоставлении обеспечения заявки. Необходимо ли нам открывать спецсчет, если расчетный счет у нас открыт в казначействе?
Посмотреть ответ
Порядок открытия казначейского счета
Порядок открытия р/с регулируется Федеральным казначейством страны. Он содержится в приказе №21н от 17 октября 2016 года в редакции от 28 декабря 2017 года.
Для открытия счета нужно сначала подготовить документы. В частности, это заявка на открытие счета и карточка с образцами подписей. Если р/с открывается для обособленного филиала компании, то потребуется также ходатайство от центрального офиса. В этом ходатайстве должна содержаться просьба об открытии казначейского счета. Составляется документ в свободной форме. Его нужно заверить у управленца компании и главбуха центрального офиса.
Следующий важный документ – заявление на открытие КС. Составляется оно по форме 05311752. В документе содержится эта информация:
Следующий шаг – заполнение карточки образцов подписей. Составляется документ по форме 05311753. Что это такое? Карточка нужна представителям казначейства. Она позволяет известить сотрудников финансового учреждения о том, как выглядит оригинал подписей ключевых лиц компании. В документе также содержится оттиск печати фирмы. Госконтракты обычно предполагают работу с немалыми суммами. А потому наличие образцов подписей является необходимой мерой предосторожности. Карточку с образцами нужно заверить у нотариуса.
Это основной перечень документов. Однако казначейство может попросить дополнительные бумаги. Имеет смысл заранее собрать этот пакет документов:
Представители казначейства могут сравнить представленные клиентом бумаги с документами, запрошенными в различных государственных структурах. Решение об открытии р/с принимается в течение 5 суток. Через это время компании приходит соответствующее уведомление.
Особенности расходования средств с казначейского счета
Итак, компания открыла казначейский счет. Что дальше? На него поступают бюджетные средства, выделенные в рамках государственного контракта. Однако просто так расходовать их не получится. Сначала понадобится направить в отдел казначейства документы, подтверждающие целевой расход. К примеру, это могут быть следующие бумаги:
ВНИМАНИЕ! В платежных бумагах должен быть указан идентификатор государственного контракта.
Как правило, по контракту выделяются крупные суммы. Именно этим вызван столь усиленный контроль, а также особые требования к подписям. Для расходования средств ключевые лица в компании ставят свои подписи на документах. Последние должны точно соответствовать ранее представленным образцам. Соответствовать образцу должен и оттиск печати. Не допускается неразборчивости. Если подпись не соответствует образцу, сотрудник попросит поставить ее вновь. Если и в этом случае обнаружится несоответствие, клиенту отказывают в расходовании.
Расходовать средства можно только по тем направлениям, которые обозначены в контракте. Это могут быть следующие источники трат:
Средства могут тратиться только по назначению. К примеру, с бюджетными средствами нельзя осуществлять эти действия:
Иногда деньги можно переводить на счета подрядчиков и субподрядчиков. Это актуально при переводе зарплат сотрудникам, оплате за выполненные работы. Субподрядчикам средства переводятся для оплаты услуг ЖКХ, покупки проездных. Направлять средства на счета можно авансом. Если используется метод аванса, нужно предъявить в казначейство соответствующее соглашение и выставленный счет. Также оплата может проводиться при наличии фактических трат. В этом случае нужно предоставить в казначейство бумаги, подтверждающие факт расходов: документы о поставке продукции или предоставлении услуг.
Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
БКС-Тендер / Статьи / Порядок расчетов с казначейством по госконтрактам в 2021 году
В чем вообще разница между стандартным расчетным счетом компании в банке и лицевым счетом в казначействе? Разница в том, что деньги с расчетного счета можно переводить на нужды компании в свободном режиме, в то время как деньгами с казначейского счета можно пользоваться только при строгих условиях и далеко не на все цели. Средства, находящиеся на казначейском счете бюджетные, по закону они не принадлежат Поставщику (подрядчику, исполнителю), он ими только распоряжается. Расходовать средства бюджета можно на строго определенные цели.
Основная задача казначейского счета – контроль целевого расходования бюджетных средств. Разберем поподробнее все этапы расчетов с казначейством.
1. Поставщик (подрядчик, исполнитель) не вправе самостоятельно распоряжаться денежными средствами, находящимися на его казначейском счете. Разрешение на перевод средств с казначейского счета дает Федеральное казначейство. Расходовать денежные средства можно только на ограниченный перечень направлений. Данный перечень во вложении. При заключении контракта с Заказчиком компании необходимо четко знать структуру расходов на которые пойдут средства от контракта. Все эти расходы должны быть реальными и документально подтвержденными. На первом этапе мы бы рекомендовали сформировать перечень направлений на которые будут расходоваться средства, учитывая долю прибыли. Размер прибыли может определяться в самом контракте при его заключении. По государственному оборонному заказу, например, установлено, что норма прибыли не может превышать 20% от цены контракта. Важно то, что документально неподтвержденные расходы Поставщика (подрядчика, исполнителя) перечислению не подлежат, даже если контракт им исполнен. Остатки средств с казначейского счета в таком случае переводятся в доход бюджета.
2. После распределения всех направлений расходов, с возможностью их документального обоснования, Поставщик (подрядчик, исполнитель) формирует документы, являющиеся основанием для распоряжения средств с казначейского счета. Основанием для осуществления платежей с казначейского счета являются следующие документы:
1) Контракт. Его можно не предоставлять, если он был предоставлен в казначейство при открытии лицевого счета.
2) Товарные накладные, акты выполненных работ (оказанных услуг). Документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг, поставки товаров должны быть подписаны уполномоченными лицами со стороны Заказчика и со стороны Поставщика (подрядчика, исполнителя) – эти лица должны быть указаны в контракте и в карточке образцов подписей, которая была передана в казначейство для открытия казначейского счета.
3) Сведения об операциях с целевыми средствами, код формы по ОКУД 0501213. Данная форма отображает направление расходов, на которые будут направлены денежные средства. Перечень расходов, как говорилось выше, жестко ограничен. Деньги с казначейского счета разрешено переводить на:
4) Платежное поручение. В платежном поручении обязательно должен присутствовать аналитический код раздела лицевого счета и детализированный код и наименование выплат согласно Перечню направлений расходования бюджетных средств.
5) Дополнительно, в качестве обоснования, может быть запрошена справка о распределении накладных расходов (форма в учетной политике) и выписка из регистров аналитического учета (Приложение N1 к Приказу № 4н от 10.01.19г.).
По каждому из вышеперечисленных документов нужно проверить, чтобы обязательно был указан уникальный идентификатор контракта – это обязательный реквизит для казначейства, по которому происходит отслеживание бюджетных средств.
3. Документы направляются в казначейство на проверку через Портал СУФД.
4. Казначейство во время проверки может запросить дополнительные документы, подтверждающие раздельный учет доходов, расходов, активов и обязательств. К таким документам согласно Приказа Минфина России от 25.12.2019 N 255н относятся Расчет накладных расходов и Расходная декларация. Ведение раздельного учета – обязанность получателя бюджетных средств. За нарушение ведения предусмотрена серьезная административная ответственность.
5. Перевод денежных средств Казначейством.
До момента полного исполнения контракта и подписания окончательных Товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг) переводить на свой расчетный счет прибыль запрещается. Федеральное казначейство переводит с казначейского счета прибыль компании только после получения подписанных с обеих сторон товарных накладных, актов выполненных работ (оказанных услуг). Как уже было сказано выше – компании обязательно соблюдать установленную норму прибыли. Если остатков на счете после выполнения контракта будет больше, чем норма прибыли – никто эти деньги компании не вернет.
Реквизиты казначейских счетов меняются: как заполнять платёжные поручения
В этом году изменились реквизиты для оплаты обязательных платежей. Индивидуальным предпринимателям и юрлицам при уплате налогов и страховых взносов нужно по-новому заполнять платёжные поручения. Если не соблюдать новые правила, придётся заплатить дважды, но уже с учётом пени и штрафа. Объясняем, как теперь заполнять платёжки.
Как изменились реквизиты казначейских счетов
Все поступления в бюджет отныне обслуживает казначейство, а если точнее, то территориальные органы федерального казначейства (ТОФК). Бюджетные деньги учитываются на казначейских счетах, и казначейство, как оператор, распределяет эти средства. Госорганы, в том числе налоговая и страховые фонды, получают деньги на казначейские счета. Поэтому понятие «кассовое обслуживание» заменено на «казначейское обслуживание».
Новый порядок введён во исполнение принципа единства кассы. Деньги зачисляются на единый бюджетный счёт, и с него же распределяются. Это должно ускорить поступление денег в бюджет и упростить их распределение.
Поэтому с 2021 года изменились реквизиты казначейских счетов федерального казначейства и реквизиты счетов, входящих в состав единого казначейского счёта (ЕКС).
Казначейский счёт отличается от банковского структурой счёта. Еще казначейский счёт всегда начинается с 0. Таблицу соответствия банковских счетов новым казначейским можно посмотреть на сайте Казначейства России. Эта таблица пригодится вам при заполнении платёжных поручений.
Как заполнять платёжные поручения по новым правилам
Когда соберётесь уплачивать налог или страховой взнос, возьмите обычную платёжку и внимательно посмотрите на 4 реквизита (графы):
Реквизит 13 — банк получателя. Здесь необходимо указать наименование банка и через знак «//» наименование управления федерального казначейства (УФК).
Реквизит 14 — БИК банка получателя. Идентификационный код будет новым.
Реквизит 15 — номер счёта банка получателя средств (единый казначейский счёт). До 2021 года эту графу вообще не заполняли.
Реквизит 17 — номер счёта получателя (номер казначейского счёта). Он будет начинаться с 0. Раньше указывали банковский номер, который начинался с 40101.
Чтобы было понятнее, объясним на примере.
Потом Андрей начинает заполнять платёжку:
В графе 13 пишет наименование банка получателя и управление федерального казначейства (УФК). Это СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ГУ БАНКА РОССИИ//УФК по г. Санкт-Петербургу г. Санкт-Петербург.
В графе 14 указывает БИК банка получателя (БИК ТОФК). Новый БИК для Питера — 014030106.
В графу 15 вносит номер банковского счета, входящего в состав единого казначейского счета. Это 40102810945370000005.
В графе 17 указывает обновлённый номер казначейского счета. Это 03100643000000017200.
Важно. Между названием банка и управлением федерального казначейства без пробелов ставится знак «//».
Так выглядит образец платёжки, заполненной по новым правилам.
Вот и всё, ничего страшного. Главное, будьте внимательны с цифрами.
До какого срока можно платить по старым реквизитам
По общему правилу, с 1 января по 30 апреля этого года действуют и старые, и новые счета. В этот период можно платить по любым реквизитам, и казначейство платёж примет. С 1 мая 2021 года будут действовать только новые реквизиты казначейских счетов.
Важно. Правило о переходном периоде до мая на практике не всегда работает. Некоторые банки принимают платежи по старым реквизитам через раз, либо вообще не принимают. Лучше уточните информацию в вашем банке и обновите учётную программу, в которой работаете.
Делобанк сейчас принимает платежи и по старым, и по новым реквизитам. При отправке платежа по старым реквизитам, клиенты увидят подсказку о том, что появились новые счета. Делобанк будет принимать платежи по прежним реквизитам до тех пор, пока Казначейство не закроет старые бюджетные счета.
Если у вас есть вопросы по открытию счёта, можете оставить свой номер в форме под статьей. Сотрудник банка вас проконсультирует, и если захотите, откроет счёт.
С 1 января 2021 года изменились реквизиты казначейских счетов. Поэтому платёжки на уплату налогов и взносов нужно заполнять по новым правилам.
До 1 мая можно заполнять платёжки хоть по старым, хоть по новым реквизитам. Но это правило не всегда работает на практике, поэтому лучше уточните реквизиты в своём банке.
Если после 1 мая платить по-старому, деньги попадут в невыясненные платежи. Придётся платить снова, но уже с учётом пени и штрафа за просрочку.
Переход на казначейское обслуживание и систему казначейских платежей в 2021 году
Автор: Анастасия Хахулина, методист бюджетных проектов компании «ГЭНДАЛЬФ»
Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.
Новый год несет с собой новые изменения в законодательстве для учреждений бюджетной сферы. Самое глобальное и масштабное из них – переход на казначейское обслуживание.
Кто участвует в системе казначейских платежей
1 января 2021 г. вступил в силу Федеральный закон №479-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части казначейского обслуживания и системы казначейский платежей», согласно которому Бюджетный кодекс был пополнен новыми главами, такими как «Система казначейских платежей» и «Казначейское обслуживание». Бухгалтерам бюджетной сферы придется привыкать к новым понятиям: казначейское обслуживание, система казначейских платежей, единый казначейских счет, временно свободные средства и казначейский счет. Такое понятия как «Кассовое обслуживание» теперь замещено новым «Казначейское обслуживание». И как следствие таких многочисленных изменений, вступает в силу ряд нормативно-правовых актов, регулирующих порядок работы.
Разберем новое понятие «система казначейских платежей». Бюджетный кодекс определяет ее как совокупность взаимодействий участников и операторов по установленным правилам, которые утверждены приказом федерального казначейства № 20н от 13.05.2020. В данной системе будут ежедневно осуществляться операции по переводу денежных средств среди ее участников. Федеральное казначейство в этой системе выступает в роли оператора, а остальные участники деляться на две группы: прямые и косвенные.
К прямым участникам относятся ФК, Финансовые органы субъектов РФ, органы управления государственными внебюджетными фондами, администраторы доходов бюджетов, федеральные бюджетные и автономные учреждения и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в ФК.
К косвенным участникам относятся получатели средств бюджета субъектов РФ, бюджетные и автономные учреждения субъекта РФ и юридические лица, не являющиеся участниками бюджетного процесса, лицевые счета которых открыты в финансовом органе субъектов РФ.
Таким образом, казенные учреждения могут быть как прямыми участниками системы казначейских платежей, так и косвенными. Статус будет зависеть от уровня бюджета, из которого учреждение получает финансирование. Финансовые органы субъектов РФ (муниципальных образований) будут относиться к категории прямых участков системы казначейских платежей.
П. 5 Порядка №21н гласит, что учет операций участников системы казначейских платежей ведется на лицевых счетах, которые открыты прямыми участниками системы казначейских платежей в территориальных органах Федерального казначейства.
Если обратиться к ст. 242.14 Бюджетного кодекса РФ, в которой описаны Основы казначейского обслуживания и что именно должно учитываться на казначейском счете (денежные средства бюджетов, денежные средства во временном распоряжении получателей бюджетных средств, денежные средства бюджетных и автономных учреждений и денежные средства иных юридических лиц, лицевые счета которых открыты в ФК), а также к письмам Минфина РФ № 09-01-10/6674, Банка России № 04-45-7/5526 и Казначейства России № 07-04-05/05-14880 от 29.07.2020 «О закрытии банковских счетов в связи с переходом на казначейское обслуживание», то все операции финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований теперь будут вестись на казначейских счетах.
Как работает казначейский счет
Казначейских счет – это счет, который открыт в Федеральном Казначействе отдельному участнику системы казначейских платежей для того, чтобы он мог осуществлять и отражать хозяйственные операции, связанные с денежными средствами. Таким образом, можно провести аналогию с банковским счетом. Отличаются они структурой счета и главное отличие заключается в том, что казначейский счет всегда начинается с цифры «0».
Казначейство России представило на своем официальном сайте таблицу соответствий банковских счетов казначейским.
Казначейский счет федерального бюджета и счет для учета распределений поступлений открывается Федеральным казначейством, а вот все остальные казначейские счета открываются финансовым органом субъекта РФ.
Казначейские счета открываются в следующих целых обслуживания:
исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектом РФ, местных и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
поступления средств в бюджеты бюджетной системы РФ и их распределения;
совершения операций со средствами во временном распоряжении;
совершение операций со средствами бюджетных и автономных учреждений;
совершение операций со средствами юридических лиц, не являющихся участниками бюджетного процесса, бюджетными и автономными учреждениями.
А единый казначейских счет открывается:
территориальному органу Федерального казначейства – для осуществления и отражения операций по исполнению федерального бюджета;
финансовому органу субъекта РФ (муниципального образования) – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета субъекта РФ (местного бюджета);
органу управления государственным внебюджетным фондом – для осуществления и отражения операций по исполнению бюджета государственного внебюджетного фонда.
Процедура открытия казначейского счета описана в разделе 2 Порядка № 15н.
Согласно вышеуказанным письмам, финансовые органы должны еще также провести работу по закрытию счетов, ранее открытых в подразделениях ЦБ или кредитных организациях, так как с 01.01.2021 использование таких счетов не допускается. Исключением из этого правила являются операции по ежедневному переводу остатков денежных средств на банковские счета, для этого необходимо было до 01.01.2021 г. заключить дополнительные соглашения к договорам банковского счета. А вот закрыть счета рекомендуется до 01.04.2021.
Автономным учреждениям
А относятся ли данные требования к автономным учреждениям? Если вспомнить ч.3 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 №174-ФЗ «Об автономных учреждениях», в которой описывается право автономных учреждений открывать счета в кредитных организациях и (или) лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства и финансовых органах, которая не претерпела никаких изменений, то логично предположить, что банковские счета автономным учреждениям закрывать не требуется. Более того, в новой редакции пункта 6 статьи 220.1 БК РФ указано: операции по средствам автономных учреждений должны осуществляться на лицевых счетах, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно приказу Федерального казначейства №21н «О порядке казначейского обслуживания» все операции в системе казначейских платежей теперь ведутся на лицевых счетах, которые были открыты прямым участникам в территориальных органах Федерального казначейства, и как следствие этого, казенные и муниципальные учреждения должны вести свои расчеты через финансовые органы субъектов РФ, т.е. через прямых участников системы казначейских платежей.
Для того чтобы совершить платеж, необходимо распоряжение о перечислении средств, составленное либо на бумажном носителе, либо в электронном виде от прямых или косвенных участников системы. Форма данного распоряжения для прямого участника устанавливается Федеральным казначейством, а для косвенного – прямым участником.
Обмен данными между прямыми участниками и территориальным органом Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением усиленной электронной подписи уполномоченного лица.
При обмене данными, содержащих государственную тайну либо при отсутствии электронного документооборота, передача осуществляется на бумажном носителе с одновременным предоставлением документов на машинном носителе.
При казначейском обслуживании исполнения федерального бюджета территориальный ОФК проверяет распоряжения о совершении казначейских платежей, представленные получателями средств (администраторами источников финансирования дефицита) федерального бюджета, на соответствие (п. 15 Порядка № 21н):
документам, необходимым для санкционирования оплаты денежных обязательств
положениям порядка санкционирования оплаты денежных обязательств, установленного Минфином в соответствии со ст. 219 и 219.2 БК РФ.
В случае, если распоряжение о совершении казначейских платежей соответствует положениям, установленным данным порядком, то территориальный ОФК принимает его к исполнению. Такие распоряжения исполняются при наличии на казначейском счете, к которому они были представлены, остатка средств, достаточного для их исполнения.