Лфз и ифз в чем разница
Фарфор СССР: клейма ведущих заводов
Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
Страницы истории королевского фарфора ИФЗ
Выпускаемый в Санкт-Петербурге императорский фарфор, хочется купить оптом, настолько он совершенен. Каждое изделие – не только авторское, но и массового производства, выполнено с душой и соответствует всем законам высокого стиля. Недаром Императорский фарфоровый завод считается культурным достоянием России, а также наследником и хранителем её лучших традиций.
Начало
Моду на фарфор в России ввёл Пётр I после того, как в 1712 году посетил дворец Ораниенбург – резиденцию прусского короля Фридриха III. Главной «изюминкой» постройки был роскошный кабинет, от пола до потолка уставленный драгоценными китайскими вазами с кобальтовой росписью. Вернувшись на родину, первый российский император велел обустроить аналогичную комнату в любимом загородном дворце «Монплезир», где жил особенно часто.
Подобно европейским правителям, Пётр I закупал крупные партии фарфоровых изделий в Китае и мечтал о собственном производстве, не уступающем ни восточным, ни западным образцам. В то время российские гончары производили ценинную майолику, покрытую оловянной глазурью с последующей росписью. В основном это были печные изразцы, доступные только состоятельным домовладельцам.
В 1724 году при содействии и покровительстве Петра I, московский купец Афанасий Гребенщиков открыл первый в России ценинный завод, работавший на местных глинах. С 1730 года, уже при правлении Екатерины I, он начал поставлять отечественную керамическую посуду членам императорской фамилии. Оценив возможности российских гончаров, дочь Петра Великого – Елизавета в 1744 году приняла решение об открытии «Невской порцелиновой мануфактуры» в окрестностях Петербурга. Для организации производства и решения технических вопросов она пригласила немецкого химика-арканиста Кристофа Конрада Хунгера, до того сотрудничавшего с Мейсеном и Аутгартеном.
Однако иноземный специалист не оправдал ожиданий императрицы. Он не смог адаптировать известные ему рецепты фарфора для местных глин, существенно отличавшихся по составу и свойствам от саксонских. Опыты Хунгера с каолиновым сырьём, поставляемым из Гжели, оказались неудачными: он смог изготовить лишь партию чашек, которые деформировались при обжиге и приобрели некрасивый тёмный оттенок. Не желая с кем-либо делиться известными ему секретами мейсенского производства, арканист быстро рассорился с русскими партнёрами и был позорно изгнан с предприятия, вдогонку ославленный как мошенник и проходимец.
Отец русского фарфора
В лучах славы великого Михаила Ломоносова померкло имя его друга и товарища по учёбе Дмитрия Ивановича Виноградова. А ведь именно он создал формулу русского твёрдого фарфора, которая впоследствии принесла мировую известность санкт-петербургскому Императорскому заводу. Судьба Дмитрия Виноградова удивительно схожа с небезызвестным Левшой из одноименной повести Лескова.
Выходец из народной среды – сын ключаря при суздальском соборе, будущий первооткрыватель «белого золота» учился в московской академии с таким увлечением, что был переведен сначала в Санкт-петербургский, а затем, вместе с Ломоносовым и Густавом Райзером, в Марбургский университет. Там под руководством профессора-энциклопедиста Христиана фон Вольфа он познакомился с основами физики, химии и горного дела. Продолжил обучение у не менее известного учёного-минеролога Иоганна Генкеля. Вернувшись на родину в 1741 году, Виноградов блестяще сдал экзамены Берг-коллегии, заведовавшей в России горнорудным производством. Молодого специалиста заметила императрица Елизавета Петровна и поставила под начало Хунгера для помощи в организации русского фарфорового производства.
На Невской мануфактуре
Виноградов горячо взялся за дело. Он самостоятельно искал рецепт качественного фарфора, пробовал разные образцы гжельских глин, экспериментировал с температурой обжига и конструкцией печи. В 1746 году были изготовлены пробные образцы посуды, по качеству приближавшейся к европейской. Ещё два года ушло на проработку основных рецептов, подбор глазурей и красителей.
Свои открытия Виноградов записывал специальным, им самим разработанным шифром, чтобы защититься от промышленного шпионажа. Уже к 1751 году он выпустил первые партии сервизов и табакерок из прочного, тонкого, полупрозрачного фарфора, весьма напоминавшего китайский. Классический рецепт сырья санкт-петербургского завода включает до 40 ингредиентов, большая часть которых использовалась с начала производства.
Качество изделий «Невской порцелиновой мануфактуры » росло вместе с числом заказов от самых высокопоставленных лиц государства, однако Виноградов оставался в тени своего «детища». Опасаясь, что он выдаст секреты производства, за мастером неустанно следили, не разрешая покидать Санкт-Петербург и подгоняли, требуя новых открытий. Подобно Левше, отец русского фарфора не дождался ни благодарности, ни почестей за свой нелёгкий и бесценный труд. Его статус был несравнимо ниже, чем у товарища юношеских лет Ломоносова или иностранных керамистов.
Разочарованный и подавленный, Виноградов пристрастился к выпивке. Его свободу ограничили ещё сильнее, а когда мастер попытался тайно сбежать, посадили на цепь. В таком состоянии, великий русский фарфорист создал своё «Описание чистого порцелина», вместившее все его знания и опыт, собранные за 13 лет упорного труда. Это первое в Европе теоретическое пособие по керамике хранилось так небрежно, что дошло до потомков лишь фрагментарно.
Виноградов умер в 38 лет, находясь в полном забвении. Осталось лишь девять фарфоровых изделий, изготовленных лично этим великим мастером и отмеченных его клеймом. Они имеют высочайшую ценность для российской истории и культуры.
Расцвет производства
Следующей выдающейся личностью, сделавшей значимый вклад в развитие первого российского фарфорового предприятия, стала Екатерина II. Она переименовала мануфактуру в Императорский завод и способствовала росту её престижа грандиозными заказами. Наибольшей известностью пользуются три екатерининских столовых гарнитура: «Кабинетский», «Арабесковый» и «Яхтинский», включавшие до тысячи предметов, в том числе и скульптурные изображения самой императрицы. Парадные сервизы того времени поражают изысканными формами и виртуозной росписью.
Отточенный стиль Императорского завода сформировался под влиянием выдающегося французского модельмейстера Жана Доминика Рашета, который больше известен под русским именем Яков Иванович Рашет. Самым выдающимся творением мастера стала серия скульптур «Народности Российского государства», включавшая около 100 фарфоровых фигурок в национальных костюмах. Тонкость проработки деталей и реалистичность персонажей кажутся просто поразительными и ставят произведение Рашета в один ряд с лучшими европейскими шедеврами. Всего на счету скульптора 150 моделей, многие из которых используются до сих пор.
«Екатерининский фарфор» ценился не менее высоко, чем саксонский или севрский, приобретая общеевропейскую известность. В недолгое правление Павла I расцвет предприятия продолжался. Продукция в изысканном классическом стиле обладала уникальной художественной ценностью. Поддержка императорской семьи давала возможность сосредоточиться исключительно на штучных изделиях, избегая массового, а значит, и низкокачественного ширпотреба.
При Павле в моду вошли камерные сервизы на две персоны – «дежене». Обладая замкнутым характером, сын Екатерины II не стремился подражать роскошным трапезам матери, предпочитая обеды в узком кругу близких друзей. Столовые наборы для него были рассчитаны максимум на 20 персон. Последний сервиз, заказанный Павлом I для Михайловского дворца, оказался знаковым и для завода, и для самого императора, пользовавшегося всё меньшей популярностью среди дворянства. На следующий день после того как прибыла столовая посуда, государь был убит заговорщиками.
Русская эпоха Севра
Начало XIX века совпало со вступлением на престол реформатора Александра I. В числе прочего он инициировал глобальную реконструкцию главного фарфорового предприятия России, поручив управление гофмейстеру двора – графу Дмитрию Гурьеву. Тот, в свою очередь, не жалел средств на техническое перевооружение и обновление ассортимента в соответствии с новыми веяниями времени.
По приглашению Гурьева на завод прибыли лучшие живописцы Севра, чтобы научить местных мастеров основным приёмам ампира. Однако «высокая классика» в исполнении российских художников получилось с одной стороны более душевной, а с другой патриотической, особенно в серии работ, посвящённых антинаполеоновской кампании. Шедевром александровской эпохи считается «Гурьевский» сервиз с росписью «под Венецианова». В его декоре активно применялось золото и псевдоантичные мотивы, что получило широкое распространение в первой половине XIX века.
ИФЗ в XX веке
Закат династии Романовых и монархической России в 1900 – 1917 годах никак не отразился на красоте и эксклюзивности «королевского фарфора». Предприятие, к тому времени оснащённое по последнему слову техники, в период Первой мировой войны смогло с лёгкостью перейти на продукцию для химической и электротехнической отрасли. Не сдавала позиций и художественная часть. В 1907 году скульптор Павел Каменский продолжил знаменитую серию Рашета «Народности России», изготовив ещё 74 статуэтки той же тематики. Костюмы представителей разных губерний – настоящий клад для этнографов, настолько подробно и достоверно они переданы в фарфоре. Современники называли серию Каменского не иначе как «гимном российской государственности».
Нашла своё отражение в продукции ИФЗ и эпоха модерна. Уникальные произведения рождались в сотрудничестве с художниками группы «Мир искусства». Особенно интересны работы Константина Сомова, две из которых – «Влюблённые» и «Дама, снимающая маску» стали классикой ИФЗ. Художник был большим поклонником «белого золота», следил за развитием отечественной керамической отрасли, часто бывал на профильных выставках. Он скрупулёзно подходил к изготовлению каждой скульптурной группы и лично участвовал во всех этапах производства – от изготовления модели до росписи.
Агитационный фарфор
Важной страницей в истории завода, национализированного после октябрьской революции, стали 1920-е годы. Новая власть хотела превратить бывшее императорское предприятие в «экспериментальный полигон по производству технически совершенной, идейно выдержанной керамики республиканского значения». В 1923 году на ИФЗ приходит основоположник супрематизма – Казимир Малевич с мечтой создать здесь творческую лабораторию. Однако им были разработаны лишь две авангардных формы – чайник и чашки, а также несколько вариантов абстрактной росписи для сервизов. Не менее весомый след оставил в истории фабрики Василий Кандинский, чьи рисунки вошли в отдельную серию, выпускаемую и сегодня.
В 1925 году предприятие стало дополнительно производить химическую и техническую посуду, а также опытные партии оптического стекла. В связи с изыскательской деятельностью и к 200-летию Российской Академии наук, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова. В советский период продукция керамического гиганта выпускалась под аббревиатурой ЛФЗ. К сожалению, история не всегда справедлива и отец русского «белого золота» Дмитрий Виноградов вновь был забыт ради своего великого современника.
Знаменитая «Кобальтовая сетка»
Тончайший геометрический узор из синих ромбов, нежно окутывающий хрупкий фарфор – визитная карточка лидера российской тонкостенной керамики, начиная с послевоенного периода. Кажется, утончённая роспись принадлежит «галантному веку», но на самом деле она была придумана в тяжёлые годы ленинградской блокады. Автор «Кобальтовой сетки» – художница Анна Яцкевич, в это суровое время похоронила умерших от голода сестру и мать и продолжала работать на ЛФЗ, занимаясь в основном камуфляжной росписью боевых кораблей.
Как писала позднее Анна Адамовна в своих мемуарах, однажды сидя в комнате с заклеенными крест-накрест окнами, она увидела, как свет прожекторов превращает бумажные полосы в изысканный узор, одновременно поэтический и строгий. Тогда и родилось желание навсегда запечатлеть образ в хрупком, но по-своему бессмертном материале. С 1950 года Ленинградский фарфоровый завод стал выпускать сервизы с «Кобальтовой сеткой» массовым тиражом. А ещё 8 лет спустя на Всемирной выставке в Брюсселе прекрасное творение Анны Яцкевич было отмечено золотой медалью. И по сегодняшний день «Кобальтовая сетка» пользуется наибольшим спросом у иностранных почитателей русского фарфора.
Возвращённое имя
В 2005 году предприятию было возращено дореволюционное название: Императорский фарфоровый завод со сменой бренда и клейма. Сегодня это – единственный в России производитель, работающий с высококачественным костяным фарфором. В его ассортименте свыше 4000 наименований, включая реплики лучших изделий прошлых лет и разработки современных художников. Чтобы избежать финансовых трудностей, была запущена отдельная линия профессиональной посуды для сектора HORECa. Следуя давней традиции, ИФЗ продолжает сотрудничество с выдающимися современниками, представляющими самые разные сферы искусства. В творческом тандеме «родились» авторские сервизы, расписанные Кристиной Орбакайте, Александром Васильевым, Евгением Гришковцом и Андреем Макаревичем.
Один из старейших в Европе и первый (во всех отношениях) фарфоровый завод России не сдаёт лидирующих позиций. Он по-прежнему ориентирован на выпуск продукции люксового сегмента, представляющей интерес для коллекционеров и ценителей.