Лучше чем с кем попало стихотворение
Лучше будь один чем вместе с кем попало Омар Хайям
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Духовная пища подобна телесной.
Что внутрь принимаем должно быть известно.
Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала
Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
Воздержанность в пище излечит и душу.
Всеядность всю сущность калечит и душит.
Убить может даже плохая еда,
На все сто процентов, вопрос лишь когда.
Вот так и общение, будто бы пища,
. Лучше быть одному, чем водить дружбу с нищим.
Лучше делом любимым заняться спокойно,
Чем терять своё время среди недостойных.
Любит быть в одиночестве сильный и умный,
Сохранит расстояние с обществом шумным.
Нелегко обмануть сильного мудреца,
Мудрый разоблачит, выявит подлеца.
И для слабого быть одному, как защита.
От дурного влияния сердце закрыто.
Подпуская к себе бестолковых людей,
Человек сам себе словно вор и злодей.
Своё время растрачивает безвозвратно,
Возвращение времени невероятно.
Бог великий всего на земле господин,
Не вернёт вам назад и денёчек один.
Жизнь с глупцом разделять – тяжелейшее бремя.
Нет богатства дороже, чем личное время.
Слабого развратят быстро псевдодрузья.
Слабого оставлять без контроля нельзя.
Может он и хороший, но падкий к порокам.
Много всяких соблазнов есть в мире жестоком.
Зависть может отправить любого на дно,
Крысу рядом пригрел, так винить же кого?
Вероломен предатель, к чему горевать?
Таковым подлецом родила его мать.
Он кивал вам, о правильном вам говорил,
И казалось в поступках был честен и мил,
Но его был отец, дед и прадед иуда.
Вашу голову недругу выдаст на блюде.
Будет вас поносить и срамить за спиной,
Так устроен подонок, он в генах такой.
Нет… Лишь чистая, добрая пища!
Лучше бедный друг, чем власть добившийся нищий.
Нет… Надёжные лучше друзья,
Чем в друзьях с грязной совестью, честью князья!
Неразборчивость в людях – причина всех бед,
Будьте мудры, чтоб в счастье прожить много лет.
Бейты написаны по мотивам рубаи Омара Хайяма.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Мне Всевышний для счастья и радости дал!
Друга верного, хлеб, сыр и винный подвал.
Был во власти, то часто один горевал.
Потерял власть, богаче богатого стал.
Омар Хайям.
Скарабей шарик гнал по пустынной степи Омар Хайям
http://www.stihi.ru/2012/02/20/7467
***
Осторожность, как будто бы дружбы плечо.
Лучше нос не совать, где сейчас горячо.
10 мудрых афоризмов Омара Хайяма
Рубаи Омара Хайяма (1048 — 1131), в которых средневековый персидский поэт прославлял любовь, красоту и жизнь, стали одними из самых известных произведений мировой литературы. На долгие годы забытые читателями, но заново открытые в XIX веке, они были объединены в сборник философских стихотворений «Рубайат». Эта книга вошла в золотой фонд восточной поэзии, вот уже много лет она пользуется огромной популярностью во всем мире.
Мы выбрали из нее 10 афоризмов:
Чем за общее счастье без толку страдать — / Лучше счастье кому-нибудь близкому дать. / Лучше друга к себе привязать добротою, / Чем от пут человечество освобождать.
От безбожья до Бога — мгновенье одно! / От нуля до итога — мгновенье одно. / Береги драгоценное это мгновенье / Жизнь — ни мало, ни много — мгновенье одно!
Красивым быть — не значит им родиться, / Ведь красоте мы можем научиться. / Когда красив душою человек — / Какая внешность может с ней сравниться?
Как часто, в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим. / Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим. / Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем. / Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
Я думаю, что лучше одиноким быть, / Чем жар души «кому-нибудь» дарить. / Бесценный дар отдав кому попало, / Родного встретив, не сумеешь полюбить.
О тайнах сокровенных невеждам не кричи, / И бисер знаний ценных пред глупым не мечи. / Будь скуп в речах и прежде взгляни, с кем говоришь; / Лелей свои надежды, но прячь от них ключи.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало, / Два важных правила запомни для начала: / Ты лучше голодай, чем что попало есть, / И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
О небо, к подлецам щедра твоя рука: / Им — бани, мельницы и воды арыка; / А кто душою чист, тому лишь корка хлеба. / Такое небо — тьфу! — не стоит и плевка.
Лучше впасть в нищету, голодать или красть, / Чем в число блюдолизов презренных попасть, / Лучше кости глодать, чем прельститься страстям, / За столом у мерзавцев, имеющих власть.
Меняем реки, страны, города. / Иные двери. Новые года. / А никуда нам от себя не деться, / А если деться — только в никуда.
Омар Хайям. О Боге и смысле жизни
Ты скажешь, эта жизнь — одно мгновенье.
Ее цени, в ней черпай вдохновенье.
Как проведешь ее, так и пойдет,
Не забывай: она — твое творенье.
© Омар Хайям
О будущем и прошлом не печалься, сегодняшнему счастью цену знай!
© Омар Хайям
Не хмурь бровей из-за ударов рока,
Упавший духом гибнет раньше срока.
Ни ты, ни я не властны над судьбой.
Мудрей смириться с нею. Больше проку!
© Омар Хайям
Благородство страданием, друг, рождено,
Стать жемчужиной — всякой ли капле дано?
Можешь все потерять, сбереги только душу, —
Чаша снова наполнится, было б вино.
© Омар Хайям
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает —
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинка тает.
© Омар Хайям
Как часто в жизни ошибаясь, теряем тех, кем дорожим.
Чужим понравиться стараясь, порой от ближнего бежим.
Возносим тех, кто нас не стоит, а самых верных предаем.
Кто нас так любит, обижаем, и сами извинений ждем.
© Омар Хайям
Храни свои слова надежнее монет.
Дослушай до конца потом давай ответ.
Тебе при двух ушах язык один достался.
Чтоб выслушал двоих и дать один совет.
© Омар Хайям
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает —
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинка тает.
© Омар Хайям
Ветер жизни иногда свиреп.
В целом жизнь, однако, хороша,
И не страшно, когда черный хлеб,
Страшно, когда черная душа.
© Омар Хайям
Хочу в Небытие! Шагнув за пелену,
Со скверного пути на верный поверну.
О жизни, простаку одолженной Всевышним,
Зачем переживать! Потребует — верну.
© Омар Хайям
Тайны мира, что я изложил в сокровенной тетради,
От людей утаил я, своей безопасности ради,
Никому не могу рассказать, что скрываю в душе,
Слишком много невежд в этом злом человеческом стаде
© Омар Хайям
Жизнь – то шербет на льду, а то – отстой вина.
Плоть бренная в парчу, в тряпье ль облачена –
Все это мудрецу, поверьте, безразлично,
Но горько сознавать, что жизнь обречена.
© Омар Хайям
Коль завтра и мечеть, и нечестивый храм
Развалятся, представь, как тяжко станет нам.
Без проповедников Бог знает что начнется!
Кто сам помчится в ад? Кто в рай захочет — сам?
© Омар Хайям
Кто понял жизнь, тот больше не спешит,
Смакует каждый миг и наблюдает —
Как спит ребенок, молится старик,
Как дождь идет, и как снежинка тает.
© Омар Хайям
У мудреца спросили:
— Каким неоценимым богатством люди пренебрегают? Он ответил:
— Скромностью.
© Омар Хайям
И с другом и с врагом ты должен быть хорош!
Кто по натуре добр, в том злобы не найдешь.
Обидишь друга — наживешь врага ты,
Врага обнимешь — друга обретешь.
© Омар Хайям
Сколько ни завоюй земель, держав и империй, истинные твои
владения- три аршана земли, которые тебе отмерит могильщик,
как и любому из людей
© Омар Хайям
Философом меня назвал лукавый лжец.
Я вовсе не таков, свидетелем Творец.
А впрочем, раз уж я пришел в обитель скорби,
То — что такое я? — у з н а ю наконец.
© Омар Хайям
Вот снова день прошёл.
Из нашей жизни, друг, навеки выпал он,
Но я покуда жив, тревожиться не стану
О дне, что отошёл и дне, что не рождён!
© Омар Хайям
Общаясь с дураком, не оберешься срама.
Поэтому совет ты выслушай Хайяма:
Яд, мудрецом тебе предложенный, прими,
Из рук же дурака не принимай бальзама.
© Омар Хайям
Кто битым жизнью был, тот большего добьется.
Пуд соли съевший, выше ценит мед.
Кто слезы лил, тот искренней смеется.
Кто умирал, тот знает, что живет…
© Омар Хайям
Если мельницу, баню, роскошный дворец
Получает в подарок дурак и подлец,
А достойный идет в кабалу из-за хлеба —
Мне плевать на твою справедливость, творец!
© Омар Хайям
Наша роль в этом мире-прийти и уйти.
И никто нам не скажет о смысле пути.
© Омар Хайям
Я думаю, что лучше одиноким быть,
Чем жар души «кому-нибудь» дарить
Бесценный дар отдав кому попало,
Родного встретив, не сумеешь полюбить.
© Омар Хайям
Не забывай, что ты не одинок:
И в самые тяжкие минуты рядом — Бог
© Омар Хайям
Ведь совсем неважно — от чего умрёшь,
Ведь куда важней — для чего родился.
© Омар Хайям
Мы источник веселья — и скорби рудник,
Мы вместилище скверны — и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир — многолик.
Он ничтожен — и он же безмерно велик!
© Омар Хайям
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь.
День сегодняшний, завтрашней меркой не мерь.
Ни былой, ни грядущей минуте не верь.
Верь минуте текущей — будь счастлив теперь.
© Омар Хайям
Ты не верь измышленьям непьющих тихонь,
Будто пьяниц в аду ожидает огонь.
Если место в аду для влюбленных и пьяных —
Рай окажется завтра пустым, как ладонь!
© Омар Хайям
С людьми ты тайной не делись своей,
Ведь ты не знаешь, кто из них подлей.
Как сам ты поступаешь с Божьей тварью,
Того же жди себе и от людей.
© Омар Хайям
Океан, состоящий из капель, велик.
Из пылинок слагается материк.
Твой приход и уход не имеет значенья.
Просто муха в окно залетела на миг.
© Омар Хайям
Бренность мира узрев, горевать погоди!
Верь: недаром колотиться сердце в груди.
Не горюй о минувшем: что было, то сплыло.
Не горюй о грядущем: туман впереди.
© Омар Хайям
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
И лучше будь один, чем вместе с кем попало. Омар Х
Очищайте своё желище от тех вещей, что не приносят вам пользу.
Легко и смело уходите от тех людей, которые наносят вам вред!
*******
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Духовная пища подобна телесной.
Что внутрь принимаем должно быть известно.
Чтоб ваше здоровье и жизнь не пропала
Голодным быть лучше, чем есть, что попало.
Слегка голодать, только пользу даёт,
Кто ест без разбору, не долго живёт.
Воздержанность в пище излечит и душу.
Всеядность всю сущность калечат и душит.
Убить может даже плохая еда,
На все сто процентов, вопрос лишь когда.
Вот так и общение, будто бы пища,
. Лучше быть одному, чем водить дружбу с нищим.
Лучше делом любимым заняться спокойно,
Чем терять своё время среди недостойных.
Любит быть в одиночестве сильный и умный,
Сохранит расстояние с обществом шумным.
Нелегко обмануть сильного мудреца,
Мудрый разоблачит, выявит подлеца.
И для слабого быть одному, как защита.
От дурного влияния сердце закрыто.
Подпуская к себе бестолковых людей,
Человек сам себе словно вор и злодей.
Своё время растрачивает безвозвратно,
Возвращение времени невероятно.
Бог всемилостив, он вас простит и поймёт,
Но потерянных дней никогда не вернёт.
Жизнь с глупцом разделять – тяжелейшее бремя.
Нет богатства дороже, чем личное время.
Слабого развратят быстро псевдодрузья.
Слабого оставлять без контроля нельзя.
Может он и хороший, но падкий к порокам.
Много всяких соблазнов есть в мире жестоком.
Зависть может и сильного взять, погубить.
Крысу рядом пригрел, так, кого же винить?
Он кивал вам, о совести вам говорил,
Что вас, как человека давно полюбил.
Но его был отец, дед и прадед иуда.
Вашу голову недругу выдаст на блюде.
За спиной будет вас поносить и срамить.
Трудно гадину хитрую изобличить.
Нет… Лишь чистая, добрая пища!
Лучше бедный друг, чем власть добившийся нищий.
Нет… Надёжные лучше друзья,
Чем в друзьях с грязной совестью, честью князья!
Неразборчивость в людях – причина всех бед,
Будьте мудры, чтоб в счастье прожить много лет.
Бейты написаны по мотивам рубаи Омара Хайяма.
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно не мало,
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Омар Хайям.
Мне Всевышний для счастья и радости дал!
Друга верного, хлеб, сыр и винный подвал.
Был во власти, то часто один горевал.
Потерял власть, богаче богатого стал.
Омар Хайям.
Лучше будь один, чем вместе с кем попало?
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
О. Хайям
Я давно знаю эти строки Омара Хайяма. Их часто цитируют и это мне не по душе. В них есть что-то жалкое. Особенно «лучше будь один, чем вместе с кем попало». Такое впечатление, что человеку не повезло в жизни, в общении. Акцент у него падает на уединении, на противопоставлении уединения общению, в конечном счете, Я и другого, Я и МЫ.
Я могу обвинить автора указанных строк в том, что он пытается выдать свое мизантропическое состояние духа за мудрость. Кроме того, тут попахивает высокомерием: я хороший (я уважаю себя), а кругом меня одни дебилы, неуважаемые, «кто попало». Недоволен окружением? Либо поменяй его, либо измени к нему отношение. Но никак не становись в позу высокомерного отстранения («лучше будь один»).
А может перевод неудачный?
______________________________________________________
Мне попытался возразить Павел Антипов. Вот его текст:
«Здравствуйте, Лев Евдокимович.
Для начала давайте восстановим полный текст перевода О.Румера:
Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало
Два важных правила запомни для начала:
Ты лучше голодай, чем что попало есть,
И лучше будь один, чем вместе с кем попало.
Как сказано в мудрой притче, приведённой на Вашей странице, кто акцентирует внимание на коричневом, упускает синее. В этом рубаи Вы увидели акцент на уединении, но так ли это? Я сомневаюсь. Это сомнение обосновано третьей строкой. Понятно, что без еды человек сколь-либо долго прожить не может, также понятно, что не к смерти от голода призывает Хайям.
Значит, и в четвёртой строке призыв не к одиночеству, не к замкнутности.
Но к чему же?
Уважаемый рецензент! У нас с Вами разговор типа «стакан наполовину полный или наполовину пустой». Я увидел в этом рубаи Хайяма одно, Вы другое. Кто из нас прав? Посмотрите сами: если бы автор ограничился сентенцией «не надо быть вместе с кем попало», то тут Вы больше правы. В этой сентенции, действительно, призыв к разборчивости в отношениях с людьми. Но автор не ограничивается этой сентенцией, а добавляет «лучше будь один», более того, он ставит эти слова впереди слов «чем вместе с кем попало», этим усиливая их значение. Здесь уже не призыв к разборчивости, а предложение уйти от всякого общения! Разборчивым можно быть только в ситуации, когда ты не уходишь совсем от контакта с людьми. Так кто же ближе к истине? Делайте вывод.
Сентенция Хайяма имеет смысл лишь в ситуации весьма ограниченного круга общения. Но тогда это не философская сентенция (не совет мудро прожить), а сентенция по случаю, ситуативная, имеющая сугубо частный характер. К советам мудро прожить она никак не может быть отнесена.
Эту логическую ошибку нередко совершают люди, мало искушенные в логике. Я пишу об этом в своей «Занимательной философии», в тексте под названием «ГЛУПЫЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ». Вот часть этого текста:
«В известном отечественном фильме «Подкидыш» (1939 г.) есть примечательная сцена: женщина, направлявшаяся с мужем на дачу, решила отвести потерявшуюся девочку Наташу лет 4-х в отделение милиции. По дороге она спросила девочку, как с ней обращаются родители. Девочка якобы сказала ей, что они хотят «оторвать ей голову». Тогда женщина решила подать на родителей в суд и, передумав вести девочку в отделение милиции, предложила мужу взять ее на дачу. Муж, Муля, стал возражать. Тогда она сказала: «Спросим девочку, пусть она сама скажет»:
7 февраля 2003 г. с 11.30 до 12.10 по 3-му телеканалу ТВЦ в программе «канал Дата» был проведен интерактивный опрос телезрителей. Вопрос такой: «Кто владеет богатством России?». Предлагались три варианта ответа: 1. Государство. 2. Олигархи. 3. Криминал. Ответы: 1. — 174. 2. — 1017. 3. — 604. Участвующий в телепередаче А. Шохин предложил четвертый вариант ответа — народу. Этот вопрос с заготовленными вариантами ответа одновременно и идиотский и провокационный (большевистско-коммунистический). Провокационный потому, что он изначально настраивает на определенный негативный ответ, разжигает социальную рознь-ненависть и порождает анархистские настроения. Все варианты исключают владение богатством обычными, нормальными людьми. Государство, олигархи, криминал — в большинстве случаев — это не я и ты, а кто-то другой (чиновники, олигархи, криминал).
В мае-июне 2005 г. по телеканалу «Культура» в анонсе-рекламе новой программы (Сати Спиваковой) звучали такие слова: «И что всё-таки важнее для истинного артиста: амбиции или смирение?»
12-12 января 2006 г. по телеканалу «Культура» в программе «Культурная революция» обсуждался вопрос: кому управлять государством: молодым или старым? Обсуждение велось практически в духе строгой дизьюнкции или-или. Или молодые должны управлять государством, а старым нельзя. Или старые должны управлять государство и ни в коем случае молодые. Истина за пределами этой дизьюнкции. Оптимальный вариант: не молодой и не старый, а сочетающий в себе положительные свойства молодого и старого. Если бы молодость знала, если бы старость могла — говорит расхожая фраза. Страной должны управлять те, кто знает и может!
Н.С.Михалков в анонсе фильма «Гибель империи. Византийский урок» на телеканале «Россия» (9 февраля 2008 г.) заявил: «Приходит пора всё называть своими именами, потому что на сегодняшний день именно и только православие может противостоять тому интеллектуальному и культурному макдональдсу, к которому нас пытаются приучить».
Бессмертна со своим идиотским вопросом женщина из кинофильма «Подкидыш»! Вновь и вновь воспроизводят подобную дилемму. »
___________________
Думаю, теперь должно быть всё ясно с четверостишием Омара Хайяма. Я бы не стал так подробно разбирать-критиковать это четверостишие, если бы последняя его строка не была так в ходу, не использовалась активно людьми в их аргументации.