Лучше доброе имя чем добрый елей
Притчи Соломона. Экклесиаст. гл. 7
1.
1. Лучше доброе имя чем, добрый елей,
День смерти же лучше рождения дней.
7. Лучше бедность, чем нечестная нажива.
Даже мудрецу, ум помрачает взятка.
Подкуп разъедает сердце как крапива,
Растлевает душу всякая подачка.
8. Не трудно дело начинать, но трудно завершить,
Терпенье лучше, чем гордыня, лучше не спешить.
9. Коль раздасован, не показывай ты виду,
Глупец собою, не владея, выдает обиду.
13. Взгляни на Божие дела, что он свершил,
Кто может выпрямить, коль сам он искривил.
14. В день благой будь блажен,
В день худой ты пойми:
Все от Бога и он создает эти дни.
Если так, то виновного ты не ищи,
Повинуйся, смирись, не ропщи.
15. В своей ничтожной жизни всякое я видел.
Иной, почти святой, он праведником стал,
Но рано он погиб, за что же Бог обидел?
А нечестивец долговечен, жить не перестал.
19. Ум мудреца могущественнее многих,
Градоначальников могучих, но умом убогих.
20.Нет праведника на земле такого,
Который вспомнить бы не мог греха былого.
26.А горше смерти нахожу я женщина
Она ловушка внешностью своей.
С капканом, сердце б я сравнил с процентщиком
А руки: узы, тенета, подобны западне скорей.
Кто благ для Бога верно ускользнет,
Но согрешающий в ее добычу попадет.
29. И вот единственно узнал я достоверно,
Прямым Бог создал человека и нелицемерным,
Но люди путь избрали извращений,
Пошли дорогой многих ухищрений.
Лучше доброе имя чем добрый елей
Экклезиаст. Прага, 1518
НАЕДИНЕ С ВЕЧНОСТЬЮ
Создание стихотворных переложений библейских книг является старой традицией как в русской, так и в мировой литературе. Это связано, во-первых, с тем, что значительная часть Библии состоит из поэтических разделов и целых стихотворных книг, а во-вторых, — с тем, что Библия поднимает вечные вопросы о человеке и жизни, которые всегда волновали и будут волновать людей. Подобно тому, как искусство — иконопись, пластика, живопись — давало на протяжении веков собственные интерпретации библейских тем, так и литература не могла обойти этих тем. И наконец, Библия была широко распространенной, народной книгой, что обеспечивало парафразам широкий круг читателей.
Поэтика Библии, сложившаяся в контексте древне-восточной культуры, во многом отличалась от античной, классической, и чтобы приблизить ее к западной аудитории, многие латинские и греческие поэты создавали библейские парафразы, используя гекзаметр и другие виды классического стихосложения. Впоследствии возникали новые опыты, отвечающие новым формам поэзии и новым идейным запросам. В России библейские парафразы известны со времен Симеона Полоцкого, а затем Ломоносова.
Несколько слов о самой книге. Экклезиаст — одна из самых поздних частей Ветхого Завета. Псевдонимность книги несомненна. Уже в XVII веке Гуго Гроций указал на особенности языка Экклезиаста, отличающие его от языка времен древнего царя Соломона (X в. до н. э.). В настоящее время большинство ученых относит книгу примерно к 300 году до н. э. В оригинале она называется Кохелет, что можно перевести как «человек, говорящий в собрании», проповедник. Именно так и передал смысл заглавия греческий переводчик, назвавший книгу Экклезиастом (от греч. экклесиа — собрание).
Экклезиаст издавна привлекал внимание писателей и историков, философов и поэтов. Первый его парафраз был создан еще в III веке Григорием Неокесарийским. Книга вызывала удивление не только своей поэтической мощью, но и тем, что в ней царит глубокий пессимизм, резко контрастирующий с содержанием прочих книг Библии. Попытки найти в Экклезиасте влияние эллинистической мысли успеха не имели. Автор ориентирован на общую почти для всего Древнего мира картину Вселенной. Она статична, беспросветна, во всем господствует закон вечного возвращения. Надежда на преобразование бытия, которым проникнута
Библия, в Экклезиасте отсутствует.
Не раз поднимался вопрос, для чего составители Библии включили в нее эту меланхолическую поэму, говорящую о «суете», то есть бесплодности и эфемерности всех человеческих дел? Многие интерпретаторы считают, что Экклезиаст был принят в собрание священных писаний как своего рода контрапункт, как предупреждение, как диалектический момент развития всего библейского мировоззрения. Первоначально это мировоззрение видело в земном благополучии знак небесного благословения. Тем самым почти абсолютизировалась ценность богатства, успеха, продолжения рода в детях и т. д. Но в какой-то момент обнаружилось, что эти ценности отнюдь не абсолютны. Нужно было искать иной духовный смысл человеческого бытия. И в контексте всей Библии Экклезиаст обозначает ту пограничную веху, с которой начались эти поиски. В нем запечатлены и житейская умудренность, и плоды раздумий, и опыт много повидавшего и испытавшего человека; но над всем этим господствует единый настрой и единая мысль: «всё суета». Чтобы смягчить впечатление от столь пессимистической книги, неведомый древний писатель снабдил ее эпилогом, который проникнут уже иным духом.
Книга Екклесиаста 7 глава – толкование
1 Лучше (доброе) имя, чем добрый елей, а день смерти (лучше) дня рождения.
2 Лучше пойти в дом скорби, чем пойти в дом пира, ибо таков конец каждого человека, и живой пусть обратит внимание.
3 Лучше скорбь, чем смех, ибо, когда печалится лицо, добреет сердце.
4 Сердце мудрых в доме скорби, а сердце глупых – в доме веселья.
1. Доброе имя становится добрым за счет дел и слов, которые совершает и произносит человек живущий Торой Всевышнего. Худое же имя становится худым, по словам и делам человека, отступившего от уставов Торы.
Моше умер давно, прошло несколько тысячелетий, но имя его сегодня звучит на устах праведников, потому что своими делами и словами Моше делал угодное Всевышнему. Есть и другой человек в ТаНаХ, который получил от своих дел и слов себе прозвище.
25 Пусть господин мой не обращает внимания на этого негодного человека, на Навала, ибо каково имя его, таков и он: Навал (подлец) – имя его, и подлость свойственна ему.
(1 Шемуэйла 25)
Когда Давид был в изгнаниях, его люди защищали пастухов и их скот от неприятелей. В числе этих пастухов, были и пастухи Навала. И Навал знал это. Но когда Давид обратился к нему с просьбой, дать ему и его людям продовольствия для жизни, Навал оскорбил Давида. Хотя жена Навала спасла его от меча Давида, все же Навала постигла кара с Небес и он умер через несколько дней после этого происшествия.
Каким бы высококачественным елеем подлец не умащал себя, его имя всегда будет источать зловонье в обществе из-за его преступных слов и дел.
Даже самый высококачественный елей когда-нибудь кончается. Его аромат иссякает и перестает действовать. При жизни, человек с добрым именем, имеет уважение и почет за свои слова и дела сделанные в Боге. От того, доброе имя даже после его смерти, навсегда остается в памяти людской. Действия же ароматов – кратковременно.
Умирая праведник, знает, что пришло время, когда для него не будет теперь времени. Будет он спать сном безмятежным в ожидании великого пробуждения в славный день Машиаха. Человек же который только родился, еще не знает и не разумеет, будет ли он праведником или же преступником. Никто из людей этого не знает. Конец жизни каждого, покажет, кем был человек. Для человека праведного день смерти – день приобретения славной вечности в Олам hа-Ба. Для новорожденного, день его рождения, начало сложного испытания длинною в жизнь.
Посетить дом умершего в день скорби – это проявить большое уважение к нему и к его близким.
Перед живыми впереди еще есть дни жизни, в которые они могут проводить много других праздников. Проститься с умершим можно только в день похорон, другого дня для прощания уже не будет – могила скроет лицо покойного. И потому, если человек стоит перед выбором, куда ему идти – на праздник или на похороны, то выбрать он должен второе, так как уходит человек в последний путь безвозвратно.
3. Когда у человека все хорошо в жизни, то у него хорошее настроение. Он может себе позволить устроить пир и повеселиться. И чем благополучней идут его дела, тем больше он может проводить веселых вечеров. В таких весельях человек слабеет духовно и может сделать или сказать то, чего не следовало бы. И когда умирает, какой-то близкий для него человек в день намеченного праздника, то уста его могут произнести худые слова. Люди, расстроенные провалом праздника, говорят в таких случаях: “Надо же было ему умереть в этот день”. Такая реакция на несчастье – крайнее не уважение к умершему. Задача живых – оставить все свои дела, чтобы достойно похоронить умершего. Праздники людские ведут человека ко греху, а похороны наполняют сердце состраданием и уважением. Даже преступники смиряют свои сердца в день траура.
4. Мудрые люди проявляют уважение к умершему и его близким и, приходят проститься с ним и утешить своим приходом родных. Ведь если к умершему придет много людей, то для родственников – это утешение. Потому мудрые идут в дом скорби. Глупым же чуждо сострадание и уважение. Они уважают только себя и жалеют только себя. Поэтому, они предпочтут пойти в дом веселия, чем в дом умершего. Для таковых нет ничего святого.
5 Лучше выслушать порицание мудрого, чем слушать человеку песню глупцов.
6 Ибо как треск (горящих) терниев под котлом, так и смех глупца; и это тоже суета.
5. Песни глупых – пустота. Ничего кроме глупостей в них нет. Поют они их для того, чтобы веселиться. Коhэлет говорит, что лучше быть там, где можно получить наставление и порицание от мудреца, чем в заведениях, где глупцы развлекают глупцов.
6. Терний горит быстро с большим треском. Он сгорает, не давая нормального жара, какой дают дрова. Смех и веселие глупцов подобно тернию создают иллюзию счастливых людей, на самом же деле – это пустой смех. Они собираются не для того, чтобы порадоваться благочестивой жизни, а для того, чтобы усладить свою плоть. Смеются над другими, осмеивают людей совершающих оплошности. И такое веселие – пустота.
7 Притесняя, мудрый лишается разума, а подношения губят сердце.
7. Богатые притесняют бедных не от большого ума, а напротив – от недостатка разума. Они не способны на лучшее, как только грабить под видом законного дела тех, кто не в силах защититься от них. И если мудрый человек следует этими же путями, то он перестает быть мудрецом. Мудрец это тот, кто знает решение, как умножить прибыль честным путем. И он не станет брать подарки, чтобы извратить Тору. На это способны только глупцы и отступники Торы. Таковым были и Билам Бен Беор. О нем и ему подобных, упоминает посланник Йеhуда:
11 Горе им, потому что они идут путём Каина; за деньги поддаются ошибке Бильама; погибают в бунте, как Корах.
12 Такие люди – позор для ваших праздничных собраний, цель которых – развивать любовь; они без зазрения совести едят вместе с вами, при этом заботятся только о себе. Они безводные облака, носимые ветром; деревья, не приносящие плода даже осенью, мёртвые вдвойне, так как были вырваны с корнем;
13 Бушующие морские волны, пенящиеся своими постыдными делами; блуждающие звёзды, для которых навечно приготовлена самая мрачная тьма.
(Письмо от Йеhуды)
8 Конец дела лучше его начала; а терпеливый лучше горделивого.
8. Начало дела может быть начато с большим энтузиазмом, но после некоторого времени дело может быть заброшено. Потому конец дела, лучше его начала, так как дело уже завершено, и начавший его, достиг намеченных целей.
Гордецы спешат, потому что им хочется быстрей завершить дело, чтобы похвалили их. Терпеливый же знает, что при спешке можно совершить множество ошибок, которые впоследствии принесут позор. Поэтому, он свое дело совершает не спеша, продумывая все детали.
9 Не спеши гневаться, ибо гнев обитает в груди глупцов.
9. Коhэлет выводит некую аксиому – гнев живет в сознании глупцов, который они выплескивают наружу в своих ругательствах. Кто остро реагирует на то, что затрагивает его интересы, тот глуп. Мудрому свойственно подавлять гнев и не давать ему места. Этому же учил и посланник Йааков:
19 Поэтому, мои дорогие братья, пусть всякий будет скор на слушание, но медлен на слова, медлен на гнев;
20 Так как гнев человека не достигает праведности Элоhим!
(Письмо от Йаакова 1)
10 Не говори – “Как случилось, что прежние дни были лучше этих?”, ибо не от мудрости спросил ты об этом.
10. Люди часто говорят, что раньше было лучше, а сейчас плохо жить. Так было всегда. Когда человек был молод, и у него было много здоровья, он чувствовал себя счастливым. Теперь же, когда он состарился, здоровье ушло и интересы сменились, и ему кажется теперь, что во времена его молодости, все было лучше. Но не от мудрости приходят такие суждения, потому что мудрый знает, что причина не во времени, а в возрасте. Измерять времена своим личным опытом – это не показатель справедливости. Одним людям хорошо было в то время, а другим – плохо. Так и в настоящее время – кому-то хорошо живется, а кому-то плохо. Процветают беззаконно и страдают несправедливо во все времена. Кому, что уготовлено судьбой.
11 Хороша мудрость вместе с наследием – на пользу для видящих солнце.
12 Потому что под сенью мудрости – (как) под сенью серебра, а польза знания (ясна): мудрость сохраняет жизнь владеющего ею.
11. Человек мудрый, которому досталось хорошее наследие от родителей, будет благом для людей, живущих под солнцем. Он будет творить много милостынь, заключать выгодные сделки с купцами и те будут рады сотрудничеству с ним, потому что от этого им приходит доход. Мудрый человек знает, как следует управлять своим наследием, чтобы извлечь из него как можно больше пользы для жизни в Олам hа-Ба.
12. Мудрость и серебро – имеют силу. С помощью мудрости и денег вершатся дела под солнцем. И когда мудрый человек имеет достаток во всем, то это только усилит его мудрость и обезопасит его от злых недоброжелателей, которые ищут, кого бы обобрать. Деньги могут принести пользу в защите от таковых людей. Хотя мудрость может обходиться и без денег, все же лучше, когда у человека есть серебро, ведь оно имеет силу в этом мире, если его разумно использовать. Мудрость превыше всего. Мудрый может стать богатым, а богач не станет мудрым, если он не пойдет путями Торы.
Милосердный самаритянин исполнил Тору, спасая несчастного от смерти. Имея серебро в своем кармане, он устроил бедного в гостиницу и оплатил за его лечение и уход. Можно ли было сделать это без денег? Конечно же, нет. Поэтому мудрость и серебро имею большую силу творить добро.
30 … “Один человек спускался из Йерушалэйма в Йерихо, и внезапно на него напали грабители. Они раздели его донага, избили, затем ушли, оставив его едва живого.
31 Случилось так, что той дорогой шёл коhен, но заметив его, перешёл на другую сторону дороги и прошёл мимо.
32 Также и Леви, приблизившись к тому месту и увидев его, прошёл мимо.
33 А житель Шомрона, находившийся в пути, заметил его, и увидев его, пожалел.
34 Он подошёл к нему, помазал маслом и вином его раны и перевязал их. Затем посадил его на своего осла, привёз в гостиницу и позаботился о нём.
35 На следующий день он взял двухдневную заработную плату, отдал её хозяину гостиницы и сказал: ‘Присмотри за ним; а если истратишь больше, я рассчитаюсь с тобой, когда вернусь’”.
(Бсура Това от Луки 10)
13 Посмотри на деяния Элоhим; разве кто может выпрямить то, что Он искривил?
13. Всевышний вершит Свои замыслы, не считаясь с чьим-то мнением. Он не подотчетен ни перед кем. Захотел Он человека сделать богатым и никто из людей не в силах его разорить, пока благословен тот человек. Послал Всевышний горе человеку, и никто не силах вернуть всё на свои места, чтобы исправить это.
Искривляет Он пути нечестивых, чтобы воздать им возмездие за их зло.
8 И ожесточил Йеhова сердце Паро, царя Египетского, и он погнался за сынами Исраэйлевыми; а сыны Исраэйлевы уходили под рукою высокою.
(Шемот 14)
Определил Йеhова погибель фараону, чтобы прославить Себя и сынов Исраэйлевых. Никто не в силах был изменить судьбу фараона – ни он сам, ни его чародеи. И никто не в силах был остановить спасение евреев, потому что оно, было приготовлено для них рукой Эльшадая.
14 В день благой радуйся, а в день несчастья – узри: и то, и другое, сделал Элоhим, как говорят, для того, чтобы человек ничего не мог постичь после Него.
14. Добрые дни человека дают ему радость, а горькие дни – приносят скорбь. В светлые дни человек ни о чем не думает, когда же приходит бедствие, он начинает размышлять о случившемся. Ийов не мог понять, почему его постигло такое бедствие, ведь никакого зла он не совершал. Но Йеhова решил испытать его в день бедствия. И никто из людей не в силах понять замыслы Йеhовы – почему он поступает с один человеком так, а другим иначе. Только Всевышнему ведомо, зачем Он посылает человеку такие обстоятельства – в одно время благословения, а в другое – бедствие. Поэтому, не следует судить человека в день его бедствия – никто не знает, как должно знать, почему страдает он.
15 Всего насмотрелся я в суетные дни мои: есть праведник, гибнущий в праведности своей, и есть нечестивец долговечный в своем нечестье.
15. Коhэлет видел, как праведника убивают за его праведность и как помогают нечестивому в его нечестии и живет он долго. Кто же может понять это, почему Всевышний допускает это? Человеку не стоит судить о том, что от него скрыто. Если праведник умер за праведность, то не следует думать, что его наказал Адонай. А если нечестивый живет долго, то не значит, что Адонай проявляет к нему милость. Может Всевышний хранит его в его нечестии на день Суда. Скрыто это от людей и не людям судить о том, что скрыто от них.
16 Не будь слишком праведным, и не слишком мудрствуй: зачем тебе быть удрученным?
17 Не слишком греши, и не будь глупцом – зачем тебе умирать безвременно?
18 Хорошо, если ты придерживаешься одного, но и от другого не отнимаешь руки; потому что боящийся Элоhим ладит со всеми.
16. Не следует становиться человеком с крайностями – быть следует собой, таким, каким ты есть. Погоня за ненастоящей праведностью и ненастоящей мудростью приводит человека в разочарование. Уж если взять для примера Йеhошуа, который не сделал в жизни своей греха, то он ел и пил как обычный человек и не искал в отказе от пищи и в отказе от вина, для себя праведности. Ел мясо и рыбу, пил вино, которое пили все. Он был собой. Не прибавит мудрости и не прибавит праведности самоправедность и самомудрость. Праведность и мудрость исходят из соблюдения Торы. Все что сверх – это вымыслы людей. И когда человек кидается в крайности, то в конечном счете, его постигает разочарование, потому что это не делает его праведным внутри.
17. Каждый человек в какое-то время совершает ошибки. Ошибка отличается от умышленного греха тем, что человек непреднамеренно согрешил, оплошнул. Умышленyый грех – спланированное действие. Когда человек тщательно готовился сказать или сделать злое, то это тяжкий грех. Человеку следует быть готовым к тому, что он может ошибиться, как и все. Это предотвратит его от гордыни и превозношения над другими. Но, не следует доводить себя до того, когда ошибки станут обыденным явлением. Не следует повторять ошибки, но следует становиться мудрым, чтобы их не повторять, иначе можно превратится в глупца. Царь Шаул начал с незначительных промахов, а закончил тяжкими преступлениями.
18. Следует придерживаться одной стороны и не оставлять другой – совершая ошибки понимать, что ты простой человек как и все, но не повторять их, как глупцы. Такой человек не потеряет страха перед Всевышним и будет относиться ко всему происходящему с мудростью – не будет судить праведного за промах, но и не будет воздавать чести глупцу. Человеку разумному нужно высказать о его оплошности, чтобы пристыдить его к исправлению, а глупца следует вразумлять страхом, за его глупости, чтобы и он мог вразумиться. Мудрец, должен уметь ладить со всеми.
19 Мудрость усилит мудрого больше, чем десять правителей, бывших в городе.
19. Мудрец наделен мудростью от Всевышнего и никто из людей не в силах тягаться с нею. Поэтому, мудрец может намного больше, чем десять знатных князей, в том же городе, где он живет.
Привел пророк Элиша в город целое войско врагов, которым Всевышний закрыл глаза. Когда же оказались они в городе, то открылись они у них и поняли воины, что в западне. Царь города хотел истребить их, но пророк сказал: “Разве мечом ты их захватил? Накорми их и отпусти”. Так и сделал царь. И ушли опозоренные враги и не приходили больше воевать.
23 И у строил он им большой пир, и они ели и пили. И отпустил он их, и пошли они к господину своему. И не приходили больше отряды Арамейцев в страну Исраэйлеву.
(2 Мелахим 6)
20 Ибо нет на земле такого праведника, который творил бы благо и не погрешил бы.
20. Даже такие люди как Моше и Ийов, совершали в своей жизни просчеты. Моше не сказал так, как было ему велено, за что и не вошел он в Прекрасную страну, а Йиов не допускал мысли, что он находится в испытаниях, считая, что Эльшадай навел на него бедствие не справедливо. Человеку следует быть готовым к ошибкам, чтобы помнить, что он всего лишь обычный человек, а не какой-то особенный. Гордецы не признают своих ошибок.
21 И не на всякое слово, что говорят, обращай внимание, дабы не услышать, как раб твой тебя проклинает.
22 Ибо сердце твое знает, что много раз и сам ты проклинал других.
21. Не следует обращать внимания на всякие слова людей, которые слышит ухо. Оценивать следует такие слова от мотивов, которые способствуют этому. Если человек не доплатил положенную плату, чего он хочет услышать от обделенного – хвалу? Следует помнить человеку, что за его же промахи, его судят, уста людей.
Очень редко, какой раб будет хвалить своего господина, потому что рабы всю жизнь недовольны. Хозяева строгие, а рабы – ропотники. Угодить рабу сложно. Поэтому человеку надо быть готовым к тому, что уста рабов будут больше злословить его, чем говорить доброе о нем.
22. Да и самому человеку известно немало случаев, когда он злословил других несправедливо, тая обиду.
23 Все это испытал я мудростью; подумал я: “стану мудрым”; но мудрость далека от меня.
24 Далеко то, что было, и глубоко, глубоко: кто его постигнет?
23. У Коhэлета была мечта стать мудрым. Когда он достиг определенного уровня, то захотел стать еще мудрей, чтобы постичь то, что непостижимо для людей. В итоге он понял, что таких глубин ему не постичь. Человек ограничен и не может постичь то, что не предназначено для человека. Все, что было понятно разуму Коhэлета, он испытал в своей жизни, но то, что было скрыто – этого он не в состоянии постичь.
28 Сокрытое – это Йеhове, Элоhим нашему, а открытое – нам и сынам нашим навечно, чтобы исполнять все слова закона этого.
(Деварим 29)
Всевышний дал людям Тору, через которую Он открыл Себя им. Только через Тору Он учит человека, используя для научения всякие жизненные обстоятельства.
Некоторые люди часто приписывают себе всякие сверхъестественные способности, погружаясь в бесовщину, при этом считая, что Бог открыл им то, что Он, будто бы скрывает от других. О таковых заблудших в своих похотях, посланник Шаул писал:
18 Никто да не лишает вас награды, заставляя заниматься умерщвлением плоти собственными способами или же обольщаться служением ангелов. Подобные люди обычно увлечены собственными видениями и безрассудно превозносятся в своём грешном мировоззрении.
19 Они не способны держаться Главы, от которой всё Тело, поддерживаемое и скрепляемое при помощи суставов и связок, растёт так, как Элоhим даёт ему расти.
(Письмо в Коллосы 2)
24. Все что скрыто, скрыто с определенной целью, потому что оно предназначено для Всевышнего, а все что открыто – предназначено для людей. Человек не способен вникнуть в вещи, предназначенные для Творца. Они не для плоти.
25 Обратился я сердцем моим к тому, чтоб узнать и разведать и изыскать мудрость и замысел, дабы познать, что нечестие – глупо, а глупость – безумие.
26 И нахожу я, что горше смерти женщина, потому что она – западня, и сердце ее – тенета, руки ее – оковы; угодный Элоhим от нее убежит, а грешник – ей попадется.
25. Коhэлет постигая смысл Торы, постиг, почему нечестие является глупостью, а глупость является безумием. Тора дает человеку здравый и трезвый ум. Уклонение от Торы ведет человека к вымышленным богам и похотям. И человек невидимого Бога превращает в образы, которым затем он поклоняется.
26. В языческих храмах женщины всегда были в особом почете – они были жрицами, которые служили богам страстей. Своим развратом они вовлекали мужчин всех народов, в том числе и евреев, в блуд. Блуд – неотъемлемая часть служения женщин в языческих храмах. Публичные дома всегда были при храмах. Они приносили большой доход религии и стране. Этот грех в той или иной степени проникал в общество Йсраэля и осквернял народ. Молодые вдовы, разведенные, замужние – увлекались этим грехом, получая греховное наслаждение и зарабатывая на этом большие деньги. Коhэлет называет таких женщин страшнее смерти.
27 “Вот, что нашел я – сказал Коhэлет – (сочетая) одно с другим, (сумеешь) сделать вывод”.
28 Чего еще искала душа моя и не нашел я? Мужа – одного из тысячи нашел я, а женщины – (ни одной) из всех этих не нашел я.
29 Только вот что я нашел: что сотворил Элоhим человека с честным (разумом), они же (люди) пускаются во многие ухищрения.
27. В своей жизни Коhэлет проделал много исследований и анализов. Для того, чтобы придти к правильному решению, следует взвесить беспристрастно все “за” и “против”. Только в таком случае, можно приблизиться к принятию верного решения.
28. Исследовал Коhэлет вопрос о мужчинах, чтобы в сравнении и в сопоставлении сделать вывод – много ли настоящих мужчин он встречал? И приведя свои подсчеты, он пришел к заключению, что на 1000 мужчин, он встречал одного настоящего, достойного внимания, как мужчину Торы.
Провел он, это же исследование и среди женщин, и, увидел, что из всех женщин, которых он проверял, не нашлось ни одной достойной внимания, как женщины Торы. Почему Коhэлет сделал такое заключение о женщинах? Возможно потому, что у него было семьсот жен и триста наложниц. И как мужчина, он знал о них многое, как о женщинах и женах одновременно. Имея в своей власти тысячу женщин, из них он не нашел ни одной, которая бы была достойна внимания, как женщины Торы. Как видим, у него было достаточно возможностей, чтобы сделать такой вывод. Однако, это было его личное мнение, ограниченное тысячью женами, которых он выбирал себе из разных народов. Возможно, если бы у него было тысячу одна жена, то, наверное, он мог из них, найти одну, достойную, как женщину Торы.
29. Проанализировав выбор среди мужчин и женщин, Коhэлет делает заключение – мужчину и женщину Всевышний сотворил со здравым разумом. Со стороны Всевышнего нет промаха. Но люди сами нашли себе проблемы, отступив от повелений Творца. И Коhелет, глубоко исследовав этот вопрос, взвесив все “за” и “против”, убедился в этом. Поэтому, нужно понимать, что никакого грехопадения Творец не планировал и не создавал человека уязвимым. Это сделал сам человек, а Творцу пришлось уже действовать дальше по обстоятельствам.