Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

До XV века колокола были большой редкостью. Чаще всего на колокольне или звоннице их висело не более трех. При Иване III (правил в 1462—1505 годах) развитие литейного дела привело к тому, что в России появилось множество самых разных колоколов.

Начало письменности на Руси

теперь перейдем к древней и средневековой русской письменности и книжности. И начнем с первой русской летописи — «Повести временных лет» и с других летописей и памятников древнерусской литературы. Прежде всего познакомимся со встречающимися там крылатыми выражениями, многие из которых стали пословицами и поговорками, дожив до наших дней.

В «Повести временных лет» содержится крылатое выражение: «Веселие Руси есть пити, не может без того и бы-ти». Летописец так объясняет появление этих слов: великий киевский князь Владимир Святославич, выбирая для Руси религию, призвал христианских миссионеров из Рима и Константинополя, а также представителей иудеев и магометан. Узнав, что магометанская религия запрещает пить вино, он сказал: «Веселие Руси есть пити, не может без того и быти», то есть Русь не может без пития жить, так как слово «бытие», «быти» означало «жизнь», «жить».

Впоследствии выражение стало употребляться в сокращенной форме — «Веселие Руси есть пити».

✓ам же встречается и другое крылатое выражение, ставшее пословицей: «Погибоша, аки обри», означающее гибель кого-либо или чего-либо без следа. Оно получило распространение еще в VII веке.

«Повесть временных лет» сообщает, что мощное объединение племен аваров, по-старославянски обров, покорило славянское племя дулебов, живших на территории западной Волыни (летописных обров неправомерно отождествлять с современными аварцами, живущими в Дагестане). И Бог, вступившись за славян, истребил обров. «И не остался ни един обрин. И есть притча на Руси и до сего дня: погибоша, аки обри, их же несть племени ни наследка» (наследок — род, потомство).

Так как «Повесть временных лет» начала создаваться не ранее XI века, то, стало быть, этой пословице уже тогда было около пятисот лет, а сегодня — полтора тысячелетия.

множество афоризмов, ставших поговорками, пословицами и крылатыми выражениями, встречается и в других, более поздних русских летописях. Вот лишь некоторые из «Ипатьевской летописи» — одного из древнейших памятников южнорусского летописания.

Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине.

Один камень много горшков перебьет.

Не поморив пчел (лесных пчел), меду не съесть.

Войны без убитых не бывает.

Не в силе Бог, а в правде.

(^що из первых русских крылатых выражений пришло из церковной среды, из «Патерика Киево-Печерского монастыря». (Патерик — от греческого слова «патер» (отец) — сборник рассказов из жизни монахов, чаще всего отшельников, где говорилось об их жизни и подвигах.) Патерик составлялся монахами в XIII— XV веках и среди прочих «посланий», «сказаний», «житий» содержал рассказ о некоем монахе, брате Исаакии, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие образы прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Иса-акию, одиноко живущему в пещере: «Исаакий, мы — ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Исаакий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш Исаакий!» — и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопели, бубны и гусли. Измученный пляской, отшельник пал без чувств и лишь утром понял, что с ним случилось.

Выражение «Наш брат Исаакий!» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему по взглядам, положению в обществе и моральным принципам.

Русской Правде — своде древнерусского права, содержавшем нормы обычного права, княжеского законодательства и судебной практики XI—XIII веков, — сохранились понятия и выражения, дошедшие до наших дней.

Так, фраза: «Отдать на поток и разграбление» означала изгнание из пределов государства, конфискацию имущества и, по утверждению некоторых историков права, даже смертную казнь.

Русская Правда впервые была напечатана в 1767 году, и с тех пор это выражение вошло в обиход в значении грабежа и насилия.

(У/С/ нескольких произведениях древнерусской литературы встречается выражение «Из млад ногтий очисти». (Впервые — в «Послании Никифора митрополита Киевскому великому князю Володимиру», XII век.)

Источник

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Крылатые выражения из «Повести временных лет» и «Ипатьевской летописи»

В «Повести временных лет», о чем уже рассказывалось ранее, содержится крылатое выражение: «Веселие Руси есть пити, не может без того и быти». Летописец так объясняет появление этих слов: «Великий киевский князь Владимир Святославич, выбирая для Руси религию, призвал христианских миссионеров из Рима и из Константинополя, а также иудеев и магометан. И, узнав, что магометанская религия запрещает пить вино, отверг переход Руси в магометанство, сказав: „Веселие Руси есть пити, не может без того и быти“, то есть Русь не может без пития жить, так как слово „бытие“, „быти“ означало „жизнь“, „жить“».

Впоследствии выражение стало употребляться в сокращенной форме – «Веселие Руси есть пити».

Там же встречается и другое древнейшее крылатое выражение, ставшее народной пословицей: «Погибоша, аки обри», означающее гибель и совершеннейшее исчезновение кого-либо или чего-либо. Оно получило распространение еще в VII веке.

«Повесть временных лет» сообщает, что одно из кавказских племен – авары, по-старославянски «обры», – покорило славянское племя дулебов, живших на территории западной Волыни (летописных «обров» неправомерно отождествлять с современными аварцами, живущими в Дагестане).

И Бог, вступившись за славян, истребил обров. «И не оставался ни един обрин. И есть притча на Руси и до сего дня: погибоша, аки обри; их же несть племени ни наследка». («Наследок» – род, потомство.)

Так как «Повесть временных лет» начала создаваться не ранее XI века, то, стало быть, этой пословице уже тогда было около пятисот лет, а сегодня уже – полтора тысячелетия.

Множество афоризмов, ставших поговорками, пословицами и крылатыми выражениями, встречается и в других, более поздних летописях. Вот лишь несколько из тех, что рассыпаны в «Ипатьевской летописи» – одном из древнейших памятников южного русского летописания:

· Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

· Лучше лечь костьми на родине, чем быть в почете на чужбине.

· Один камень много горшков перебьет.

· Не поморив пчел (лесных пчел), меду не съесть.

· Войны без убитых не бывает.

· Не в силе Бог, а в правде.

Можно было бы привести и множество других замечательных афоризмов, но для этого понадобилась бы отдельная книга.

Одно из первых русских крылатых выражений пришло из церковной среды, из «Патерика Киево-Печерского монастыря». «Патерик» – от греческого слова «патер» – отец. («Патерик» – сборник рассказов о монахах, чаще всего отшельниках, где повествовалось о их жизни и подвигах.) «Киево-Печерский патерик» составлялся монахами в XIII–XV веках и среди прочих «Посланий», «Сказаний», «Житий» содержал рассказ о некоем иноке брате Исаакии, к которому однажды в полночь явились бесы, принявшие образ прекрасных юношей. Сказали они отшельнику Исаакию, одиноко жившему в пещере: «Исаакий, мы – ангелы, а вот идет к тебе Христос, поди и поклонись ему». Исаакий принял беса за Христа и поклонился ему. Тогда бесы закричали: «Наш Исаакий!» и заставили монаха плясать вместе с ними под дудки, сопелки, бубны и гусли. Измученный пляской, отшельник пал без чувств и лишь утром понял, что с ним случилось.

Выражение «Наш брат, Исаакий!» стало означать, что человек, о котором так отзываются, близок к говорящему с ним по взглядам, положению в обществе и моральным принципам.

«Отдать на поток и разграбление»

В «Русской Правде», о которой упоминалось ранее, – своде древнерусского права, содержавшем нормы обычного права княжеского законодательства и судебной практики XI–XIII веков, – сохранились понятия и выражения, дожившие до наших дней.

Так, сегодня говорят: «Отдать на поток и разграбление», что в прежние времена означало изгнание из пределов государства, конфискацию имущества, а по утверждению некоторых историков права, подразумевало даже и смертную казнь.

«Русская Правда» впервые была напечатана в 1767 году, и с тех пор это выражение снова вошло в обиход в значении грабежа и насилия.

«Из млад ногтий очисти»

В нескольких произведениях древнерусской литературы встречается выражение: «Из млад ногтий очисти», – впервые мы находим его в «Послании Никифора митрополита Киевскому Великому князю Володимиру» (XII век).

Иван Андреевич Крылов в 1807 году употребил его в несколько иной форме: «К трудам от мягких я ногтей привык».

В сознании народа выражение отложилось в форме «от младых ногтей», то есть с самого раннего возраста, с начала жизни.

«Растекаться мыслию по древу»

Среди многих так называемых «темных мест» выдающегося литературного памятника древнерусской письменности «Слова о полку Игореве», ставших тем не менее крылатыми выражениями, есть такая фраза: «Боян бо вещей, аще кому хотяще песнь творити, то растекашеся мыслию по древу, серым волком по земле, шизым орлом под облакы», то есть: «Ведь Боян вещий, если хотел кому сложить песнь, то растекался мыслью по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками». При буквальном прочтении фраза «растекаться мыслию по древу» получила разные толкования. Некоторые исследователи читали «мысль» как «мысь», то есть «мышь», «мысью» же называлась и белка. Однако большинство исследователей сошлось на том, что все же следует понимать слово «мысль» в его исконном, подлинном, общепринятом и сегодня значении и смысле, с некоторым оттенком аллегории, то есть растекаться мыслию по древу мудрости и творя песни и вдохновенные поэтические сказания.

В обиходное же сознание слова «растекаться мыслию по древу» вошли с совершенно иным значением: болтать пустое, впадать в излишние подробности, уходить в разговоре в сторону от главного.

Источник

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбинеlovelyman111

lovelyman111

Не место может украсить добродетель, но добродетель место.

Копающий яму под ближним своим — упадет в нее.

Лучше малое имущество, добытое правдой, чем многое богатство — без правды.

Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага.

Лучше овощная пища, предложенная с любовью и расположением, чем теленок — с враждой.

Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него.

Друг верный не изменится — и нет меры доброте его.

Не так огонь жжет тело, как душу разлука с другом.

Золото огнем испытывается, а друг — жизненными напастьми.

Истинного друга в напастях не бойся.

Друга ищи не того, кто любезен с тобой, кто с тобой соглашается, а крепкого советника, кто полезного для тебя ищет и противится твоим необдуманным словам.

Муж обличающий лучше льстящего.

Всем угождать — зло.

Богатым все люди друзья.

Того считай другом, кто любит тебя, а не тех, что вокруг тебя.

Не следует поручать чужих тому, кто убежал от своих.

Кто хочет другими управлять, пусть сначала научится владеть собой.

Принимающему большую власть подобает большой ум иметь.

Кто многим страшен, тот будет многих бояться.

Завидуй не тому, кто большой власти добился, а тому, кто хорошо с похвалой покинул ее.

Дурно и огорчительно, когда злые над добрыми властвуют, а глупые над умными.

Безумная власть бывает причиной зла.

Богатый заговорит — и все умолкнут и речь его вознесут до облаков.

Не богатый благоразумен, а тот, кто богатства не требует.

Большое богатство глупым детям не приносит пользы.

Лучше, в худые одежды одеваясь, радоваться, чем в дорогих — печалиться.

Уча — учи поступками, а не словами.

Не следует сыпать жемчуг перед свиньями.

Не ищи ни от рыб голоса, ни от ненаученного доброго дела.

Ученье имеет корень горький, а плод сладкий.

Ни больного не может излечить золотая кровать, ни глупому не на пользу слава и богатство.

Злой конь уздой воздержится, а быстрый гнев умом обуздается.

Кроткое слово укрощает гнев.

Ни быстро упущенной птицы не можешь опять поймать, ни слова, вылетевшего из уст, не можешь вернуть.

Не разузнав земного, рассуждаешь о небесном.

Как моль вредит одежде и червь дереву, так печаль — сердцу мужа.

Из одних уст выходит благословение и проклятие.

Лучше ногами споткнуться, чем языком.

Следует дважды слушать, а один раз сказать.

Ум — большое богатство для человека.

Желая жениться, расспроси соседей, а потом женись.

В каждом доме есть один раб — сам хозяин.

Лучше молчать, чем зло говорить.

Или не делай тайны, или, задумав ее, знай ее только сам.

Лучше ум копить, чем богатство лукавое.

Держись со всеми как равный, если в жизни ты и выше.

Печаль рождает людям болезнь.

Рассуждать умеют многие, а понимать — не все.

Меч ранит тело, а злое слово — ум.

Много выпитого вина мало дает понимать.

Нет никакого имущества дороже друга.

Не радуйся, видя других в беде.

Отец тот, кто вскормит, а не тот, кто родит.

Человеческому уму время — учитель.

Много друзей при хорошей жизни, а не в несчастье.

Легче утешать, чем самому терпеть страдание.

Бывает иной раз смолчать лучше, чем сказать.

Богатого все считают мудрым.

Получив добро, помни, а сделав — забудь.

Приятно на море издали смотреть.

Из «Изречений Исихия и Варнавы»

Сторонись похвалы, стыдись же укора.

Щади свой (беспоставный) язык: часто он выдает то, что следует хранить в тайне.

Меч губит многих, но не столько, сколько злой язык.

Лучше в дырявой лодке плыть, чем злой жене сказать тайну: ведь та только тело потопит, а эта всю жизнь погубит.

Мутный ум не родит ясного слова.

Пчела на звон летит, а мудрый на полезные речи спешит.

Ленивый хуже больного: ведь больной, если лежит, то не ест, а ленивый и лежит и ест.

Конец каждого дела обдумай перед началом.

Давай телу лишь столько, сколько оно требует, а не сколько захочет.

Тогда суд бедным нравится, когда судья бедным не обогащается.

Заткнутый сосуд и молчаливый человек — неизвестно, что в них есть.

Ни волк волка, ни змея змею не губит, а человек человека погубит.

Рысь пестра извне, а лукавые люди — изнутри.

Пьяный хуже больного: этот ведь на новый месяц бесится, а тот по своей воле каждый день бесится.

Суетный раньше времени состарится, а во всякое время мучится.

Кто красив и глуп, тот похож на изголовье, паволокой покрытое, а соломой набитое.

Муж книжный, но без хорошего ума — как слепой. Муж мудрый не книжный подобен забору без опор.

Из «Повести об Акире Премудром»

Не будь твердым, как кость человека, но будь мягким.

Лучше с умным камень поднимать, чем с глупым вино пить.

Не будь сладок без меры, иначе тебя съедят, но и не будь горьким без меры, чтобы не покинул тебя друг твой.

Если не имеешь коня, на чужом не езди.

Послушать умного человека — как при жажде холодной воды напиться.

Умному мужу слово скажешь — и он сердцем примет его, а глупого если и кнутом бьешь — не вложишь в него ума.

Мзда глаза слепит судьям.

Лучше послушать пьяного мудрого, чем трезвого глупого.

Лучше слепые глаза, чем слепое сердце.

Имя и слава дороже человеку, чем красивое лицо.

Близкая овца лучше далекого вола.

Лучше один воробей, которого держишь в руке, чем тысяча птиц, летящих по воздуху.

Чьи одежды светлы, того и речь честна.

Лучше быть побитым мудрым, чем помазанным маслом — глупым.

Из «Ипатьевской летописи»

Мир держится до рати, а рать — до мира.

Не место украшает человека, а человек место.

Когда Бог хочет наказать человека, то лишает его разума.

Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почете.

Один камень много горшков перебьет.

Притчею говорят книги: не осталось камня на камне.

Не поморив пчел, меду не есть.

Война без мертвых не бывает.

Из «Лаврентьевской летописи»

Лучше добрая война, чем худой мир.

Где закон, там и обид много.

Не в силе Бог, а в правде.

Перевод В. П. Адриановой-Перетц

В Древней Руси были очень популярны сборники афоризмов, в основе которых лежали аналогичные переводные византийские тексты. Наряду с изречениями и сентенциями, восходящими к античности, Библейским сказаниям, византийским нравоучительным сочинениям, в древнерусский сборник афоризмов широко включались и собственно отечественные, книжные и народные по происхождению изречения и сентенции. Подборка публикуемых текстов принадлежит В. П. Адриановой-Перетц.

Текст приводится по изданию: Древнерусские афоризмы // Изборник: Повести Древней Руси / Сост. и примеч. Л. Дмитриева и Н. Понырко. М.: Художественная литература, 1987. С. 95-99, 411.

Источник

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Восточные славяне и нашествие Батыя

НАСТРОЙКИ.

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Смотреть картинку Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Картинка про Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине. Фото Лучше лечь костьми на родине чем быть в почете на чужбине

Неофициальная история России

Восточные славяне и нашествие Батыя

Старый скептик и вольнодумец, фернейский мудрец Вольтер называл историю «совокупностью преступлений, безумств и несчастий, среди которых замечаются некоторые добродетели, некоторые счастливые времена, подобно тому как среди дикой пустыни там и сям обнаруживаются человеческие поселения». А еще более категоричным в оценке всеобщего хода дел человеческих был мудрец Гегель, сказавший, что «история учит лишь тому, что она никогда ничему не научила народы».

Это сказано об истории всего человечества. Что же касается России, то о ее роковой предопределенности, пожалуй, точнее других выразился Георг Бранде – не очень у нас известный, но у себя на родине, в Дании, по-настоящему знаменитый, – критик, публицист и писатель: «Каждое русское дело непременно должно быть или не по силам тем, кто его предпринимает, или же окончиться неудачей вследствие апатии людей, ради которых оно предпринято».

Полагаю, что и Вольтер, и Гегель видели у истории лишь одну из ее сторон, а она – многогранна и столь же многолика, как и весь род человеческий, рассеянный его Создателем по лицу Земли, подобно песку морскому на берегах океанов.

Познакомившись с разными религиями, переполненными философией, и множеством философских учений, претендующих не менее чем на новую религию, могу сказать, что история рода человеческого есть не более чем гигантский исторический роман, состоящий из миллиардов томов, неодинаковых по толщине и значению, но все же в совокупности и представляющий Историю человечества. А если это так – а я убежден, что это именно так, – то едва ли есть достаточно обоснованные доводы отыскивать всеобщие законы исторического развития, деля поток Времени на фазы и формации, эпохи и периоды, разыскивая в глубине веков умозрительные отличия одного этапа в развитии производства от другого, то ли в результате появления какого-либо нового учения, то ли по требованию великого правителя, то ли из-за впечатляющего краха многовековой империи.

Я не думаю, что любой из таких или же подобных им принципов универсален. Скорее, всякий из них не более чем условность и часто определяется приверженностью того или иного историка какой-либо доктрине, не важно какой – идеалистической или материалистической. Я же считаю, что история не наука, ибо наука основывается на объективных нерукотворных законах, таких, какие лежат в основании физики и математики, химии и астрономии, когда 2?2 = 4, вслед за зимой обязательно приходит весна, а состав воды определяется формулой Н2 О и в Гренландии и в Африке.

А так как «законы» истории столь же преходящи, как и их смертные творцы, придумывающие их в угоду своим единомышленникам, то мне представляется по меньшей мере несерьезным называть наукой то, что не имеет на то никаких законных оснований.

Если мы согласимся с тем общепризнанным определением науки как сферы человеческой деятельности, целью которой являются описание, объяснение и предсказание процессов и явлений, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ею законов, то описание и объяснение одних и тех же процессов и явлений разными историками оказываются не только сильно отличающимися друг от друга, но и часто диаметрально противоположными.

Общее здесь только одно: что заключительную часть вышепровозглашенной триады – предсказание – никто из них сделать не может. Поэтому я не придаю значения условной рубрикации общественного бытия человечества, так как представляю себе историю подобной реке, многоводной и величественной, которая в разных местах своего русла то ускоряет, то замедляет бег, то низвергается водопадом, то выходит из берегов, заливая окрестности, но все равно остается единым потоком, как и Время, тоже часто уподобляемое вечно текущей, неостановимой реке; иногда еще говорят, что Время – корабль, никогда не бросающий якоря.

В греческой мифологии есть прекрасный миф о дочери богини раздора Эриды, которой дали имя Леты. Именем Леты в царстве мертвых была названа река, испив из которой один глоток души мертвых забывали свою прежнюю жизнь. Однако легенда эта прекрасна тем, что рассказала и еще об одном источнике, названном именем Мнемосины, – источнике памяти.

Наверное, совсем не случайно мудрые греки сделали Мнемосину одной из жен верховного бога – Зевса, которому она родила девять прекрасных дочерей, девять муз – покровительниц поэзии, искусств и наук. Их называли музами, потому что по-гречески слово «музы» означало «мыслящие», и, таким образом, разум и память воспринимались как нерасторжимое единство, противостоящее беспамятству, с которым связывалось представление о безумии и смерти, ибо река Лета вела в царство мертвых. А живые припадают устами к источнику памяти и преклоняются перед дочерью Мнемосины, музой Истории – Клио, помня, что история сопровождает каждого из нас от первого до последнего дня нашей жизни и мы плывем в ее потоке, не всегда пытаясь разобраться в причинах и следствиях окружающих нас событий. И даже умирая, человек не выходит из такого потока, оставляя потомству свои дела, свои мысли и память о себе, какая была заслужена им.

Вместе с этим человек приходит в мир не на голое место – не в пустыню и не на целину, но на богатую ниву, возделанную неустанным трудом многих предшествовавших ему поколений. Я надеюсь, что материалы этой книги станут еще одним доказательством, что История – «философское художество людского бытия» и что нет ей равных среди иных искусств, составляющих свиту Аполлона, по мощи воздействия на умы и души людей, по силе просвещения и глубине нравственного проникновения самым коротким и простым путем – путем прямой апелляции к сердцу человека.

Время, календари, летосчисление

Одним из первых признаков возникновения цивилизации – слова, тождественного понятию «культура», как материальная, так и духовная, – является появление календаря. Само слово «календарь» произошло от латинского «календариум» – названия древнеримской долговой книги, по которой должники платили проценты. Взимание процентов происходило в первый день месяца, называемого календою. И подобно тому как цивилизованный человек определял свое местонахождение в окружающем мире – верно или неверно, но как-то все же определял, – так же должен был устанавливать и свое место в беспрерывном потоке времени.

Сначала счет времени велся по суткам – смене дня и ночи, потом по пальцам – пять и десять суток, отсюда пошли и декады – от латинского «децем» (десять), – сохранившиеся в нашем языке и сегодня.

В языческой дохристианской Руси времясчисление велось по лунно-солнечному календарю. По этому календарю каждые 12 лет считали по 12 месяцев, а следующие 7 – по 13. Этот цикл в 19 лет в 433 году до н. э. предложил древнегреческий астроном Метон (родился около 460 года до н. э. – год смерти неизвестен). Этот «Метонов цикл» был известен и древним славянам. (Лунно-солнечный календарь сохранился до наших дней в Израиле и применяется в христианской церкви для вычисления дня Пасхи.)

Древнеславянский языческий календарь имел следующие месяцы: январь – просинец (появилась просинь, становилось светлее), февраль – сечень (время рубки леса для освобождения земли под пашню), март – сухой, а иногда – просыхала, апрель – березень (начало цветения березы), май – травень, июнь – изок («изок» по-древнерусски – «кузнечик»), июль – червень, или серпень (начало жатвы серпами), август –

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *