Мясной магазин что нужно для открытия
Мясной магазин что нужно для открытия
ИП необходимо встать на учёт в качестве страхователя в течение 30 дней после оформления первого сотрудника. Подать документы можно в отделении ФСС или через портал госуслуг. Для ООО отдельной постановки на учёт не требуется. Оформление в качестве страхователя происходит на этапе регистрации юрлица.
Оформление
Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договоры, оформить трудовые книжки или направить сведения в Пенсионный фонд России. Также потребуются медицинские книжки. При приёме на работу иностранного гражданина необходимо уведомить МВД в течение трёх рабочих дней с момента заключения договора.
Система охраны труда
Необходимо разработать приказ по охране труда, должностные инструкции и журналы охраны труда. Также следует провести специальную оценку условий труда и мероприятия производственного контроля.
Рекомендации Роспотребнадзора
Ведомство разработало ряд рекомендаций для бизнеса в условиях работы в пандемию. Главное:
—
Сервис Сбера позволит за 10 минут проверить благонадёжность сотрудника. С подготовкой документов и регистрацией при найме штата поможет юрист. В дальнейшем, направляя документы в ФНС, ПФР, ФСС, и Росстат, можно воспользоваться сервисом «Электронная отчётность в госорганы». Составлять трудовые договоры и другие кадровые документы, вести бухгалтерский и налоговый учёт поможет «Конструктор документов».
Раздел 7
Товары
На каждый закупаемый товар должны быть сопроводительные документы. В бумажном виде — это товарные накладные и декларации о соответствии (или сертификат соответствия). В электронном — для алкогольной, табачной и продукции животного происхождения.
Для закупок продукции животного происхождения необходимо зарегистрироваться в электронной системе «Меркурий». Заявку на регистрацию необходимо подать в территориальное управление Россельхознадзора лично или в электронной форме: на электронный адрес info@svfk.mcx.ru — для ИП; на электронный адрес admin@fsvps.ru — для ООО (если у вас есть электронная подпись).
Для продажи табачных изделий нужно зарегистрироваться в системе обязательной маркировки «Честный знак»:
Для продажи любой алкогольной продукции необходимо зарегистрироваться в системе ЕГАИС.
Требования при хранении и реализации продукции:
—
Для управления продажами и складом подойдёт сервис «Моя торговля». Сервис работает с любыми онлайн-кассами, умеет печатать штрих-коды, этикетки и ценники. Вы сможете оформлять заказы и выставлять счета, отслеживать динамику продаж на торговых точках, вести учёт товарных остатков на удалённом складе и др.
Раздел 8
Клиенты и продажи
Анализ рынка
Проведите исследование и соберите как можно больше информации об отрасли в целом и вашей нише в частности. С этим поможет Общероссийский классификатор деятельности, сайты органов государственной статистики (ФНС, Росстат), тематические СМИ и интернет-порталы. Найдите бизнес, похожий на ваш, в своём городе или регионе. Опросите потенциальных клиентов, кто оказывает им аналогичные услуги и как часто они ими пользуются. В качестве итога — выделите целевой сегмент аудитории и постарайтесь спрогнозировать его рост.
Клиентская база
Чтобы клиент пришёл совершать покупку, он должен узнать о существовании и специфике бизнеса. Информацию о продуктах и услугах, способную заинтересовать аудиторию, можно подавать в разных форматах. Например, раздать листовки о вашем магазине в кафе, торговых центрах, кинотеатрах, предложить людям бесплатно поучаствовать в дегустации или подарить образцы продукции. В этой статье собраны формы и способы привлечения клиентов, которые можно использовать для любого бизнеса.
Маркетинговая стратегия
Конкурентные преимущества продукта старайтесь оценивать с точки зрения клиента, а стратегию ценообразования вырабатывайте на основе данных о целевой аудитории. Используйте только те рекламные каналы, которые подходят для продукта. Почитайте, как продвигать бизнес в Instagram, чем может быть полезен TikTok, зачем нужно настраивать контекстную рекламу. Пропишите сроки реализации стратегии, а также контрольные точки, по достижении которых команда будет сверять результаты работы. Отслеживайте прогресс раз в неделю, месяц или полгода.
Стратегия продаж
Стратегия продаж должна опираться на цифры и реальную ситуацию на рынке. Например, увеличить продажи на 70% не получится, если средний для отрасли показатель роста — 12%. Зафиксируйте количество клиентов в сегменте, ежемесячные прямые затраты на продажи, доход с каждой линейки продукции, тактики продаж. Последние нужно выбрать в соответствии с воронкой продаж — путём, который клиент пройдёт от заинтересованности в продукте до покупки.
—
Если хотите больше узнать о клиентах и их поведении, попробуйте мобильное приложение СберСоветник. Программа посчитает средний чек, покажет, сколько человек совершают покупки и как часто возвращаются. В приложении можно получить аналитику по основным бизнес-метрикам, оценить ёмкость ниши, сравнить показатели своего бизнеса с другими компаниями отрасли.
Как открыть мясной магазин: этапы, инструкция, советы, рентабельность
Как открыть мясной магазин интересует многих начинающих предпринимателей. Но не каждый из них представляет специфику торговли мясом. Причин для желания заняться этим бизнесом несколько. Мясо относится к продуктам повседневного спроса, его покупали, и будут покупать даже в кризисные времена. Для старта не нужны большие инвестиции и дорогостоящее оборудование. Там, где мясо, всегда много покупателей, а это создает ощущение некоего драйва, который нравится многим продавцам. Итак, давайте разберем, с чего начать открытие мясного бизнеса?
Содержание
Этапы открытия
Проанализировав высказывания успешных предпринимателей, достигших процветания в данной сфере, новичку еще на этапе обдумывания идеи стоит задуматься, а что он знает о мясе.
Дело в том, что продажа мяса – это специфический бизнес. Здесь нужно разбираться в продукте, знать, как его правильно хранить, разделывать, оценивать, что делать, если оно не продается несколько дней.
Кроме того, наценка на мясо невелика (30 %). На первых порах не будет большой прибыли. Придется упорно трудиться, завоевывать себе имя, нарабатывать клиентскую базу, «подружиться» с постоянными покупателями. Неслучайным и просвещенным в этой сфере бизнеса можно назвать человека, который занимался животноводством, или имеет негативный опыт покупок на рынке и желает обеспечить людей свежим мясным продуктом.
Если, рассмотрев все стороны проекта, предприниматель убежден в правильности выбранного направления, можно приступать к открытию. Пошаговое руководство:
Виды мясных лавок
В зависимости от финансовых возможностей предпринимателя можно выбрать формат для открытия мясного магазина:
Что нужно знать
Чтобы открыть мясной магазин, первоначально нужно проанализировать местный рынок и конкурентов. Это необходимо, чтобы в дальнейшем определиться с ассортиментом и ценой на мясной продукт. Не нужно жалеть времени на сбор информации о том, какое мясо чаще покупают, по какой люди цене они хотели бы его видеть. Особой ценностью обладают сведения о поставщиках качественной продукции, и о нюансах работы востребованных магазинов. С учетом новых знаний, уже можно составить подробный бизнес-план.
При составлении списка продаваемых продуктов, стоит учитывать предпочтения населения. Не нужно зацикливаться только на свинине, говядина, баранина, мясные полуфабрикаты и даже рыба помогут разнообразить выбор и привлечь больше покупателей.
Что еще можно продавать:
Особое внимание следует обратить на тонкости ценообразования. В мясном бизнесе этот раздел имеет свои особенности.
Конечная стоимость зависит не только от закупки, но и от усушки и разделки мяса, цен конкурентов, расходов бизнесмена и других факторов. При неправильном подходе появляется большая вероятность прогореть.
Чтобы не допустить провала, стоит скрупулезно относиться к присвоению цены для каждого куска. Наценки на разные виды мяса отличаются: для свинины это 40 %, полуфабрикатов – 70-100 %, но в среднем получается около 30 %. Многое в этом вопросе зависит от региона, есть ли поблизости крупные фермы или мясоперерабатывающие предприятия. Не стоит забывать о порче продукции.
Конечно, на начальном этапе потерь избежать не удастся, но уменьшить риски под силу предусмотрительному предпринимателю.
Откуда брать мясо
Найти надежного поставщика свежего мяса – одно из составляющих успешной торговли. Чтобы не ошибиться, нужно пообщаться с покупателями, продавцами и прислушаться к их отзывам. Не помешает лично пообщаться с поставщиками, расспросить про условия поставок, о ценах и скидках.
Где искать поставщиков мяса:
Идеально, если поставщик будет располагаться недалеко от магазина. Так вы сможете сэкономить на транспортировке и оставить цены на прежнем уровне.
Договариваясь о сотрудничестве, важно обговорить и зафиксировать документально следующие нюансы:
Закупая мясо, помните, что не нужно одномоментно брать большое количество мясо. Если не удастся его быстро продать, оно заветривается и выглядит неаппетитно.
Аренда
Чтобы открыть мясной магазин, в котором от покупателей не будет отбоя, нужно правильно выбрать месторасположение заведения. Подбирая помещение, самостоятельно убедитесь в хорошем пешеходном трафике. В будний день проходимость должна составлять не менее 2000 человек, из которых 2-3 % — будущие покупатели.
Если магазин открывается в спальном районе, хорошо, если поблизости не будет торговой точки с подобной спецификой. На внутренней отделке можно сэкономить, для мясного магазина изысканный интерьер не обязателен. Главное, чтобы помещение было чистое и светлое.
Единственное, на чем экономить не нужно – освещение. При тусклом свете оно имеет непривлекательный вид. Тоже касается и вывески магазина, от ее привлекательности зависит, сколько человек заметят мясную лавку.
Площадь магазина не обязательно должна быть большой. Это нецелесообразно в точки зрения размера арендной платы. Для начинающего предпринимателя достаточно 30-40 кв. м. Стоимость аренды такого помещения будет различной в разных городах и варьируется в пределах – 120 000-30 000 рублей.
Персонал
Сотрудники магазина являются ключевым звеном торговли. От приветливости и вежливости продавца зависит, захочет ли клиент прийти повторно. Поэтому, подбор персонала должен проходить с особой тщательностью. Главный сотрудник мясного магазина – это мясник. От его умений и знаний зависит доход предпринимателя. Специалисты отмечают, что при неправильной разделке, можно потерять до 25 кг мяса.
Предприниматель чаще стремится нанять опытного специалиста. В крайнем случае, перспективного кандидата можно обучить необходимым навыкам. Мясник может совмещать должность продавца. Некоторые предприниматели берут функцию реализатора мяса на себя. Бухгалтерией может заниматься «приходящий» бухгалтер.
Каким должен быть полный штат сотрудников, чтобы открыть мясной магазин:
Оборудование
Для полноценного оснащения магазина потребуется приобрести:
Общая сумма: 235500 рублей.
Выбирая стеллажи, стоит отдавать предпочтение металлическим экземплярам, они более долговечны. В отношении витрин нужно обратить внимание на следующие параметры:
Документы
Чтобы открыть мясной магазин, бизнес нужно обязательно зарегистрировать. Для этого вполне подойдет ИП. Чтобы оформить индивидуальное предпринимательство, потребуется заплатить госпошлину в размере 800 рублей и подать необходимый пакет документов. Через 3 дня регистрация будет готова. Для налогообложения можно выбрать «упрощенку», которая предусматривает выплаты – 6 % от дохода, или ЕНВД, здесь налог будет зависеть от площади помещения.
Само помещение, как и мясная продукция, должно соответствовать санитарным нормам. Лицензия для ведения данного вида деятельности не нужна, но разрешение от СЭС и пожарной инспекции нужно получить. На практике, арендаторам эти документы предоставляют собственники жилья.
Требования к помещению, предъявляемые пожарными инспекторами:
Для СЭС важно наличие санитарного узла, места для мытья рук. Стены должны быть отделаны материалами, которые легко моются и обрабатываются.
Не стоит забывать о хорошей вентиляции. Сотрудники должны работать в униформе и перчатках, у каждого из них должна быть оформлена санитарная книжка.
Разрешительные документы (справки от ветеринара) на мясо предоставляет поставщик. Периодически в магазин будет заглядывать ветеринарный инспектор. Через 30 дней после открытия мясного магазина, о начале предпринимательской деятельности нужно уведомить Роспотребнадзор. Не стоит забывать, что в магазине нужно оборудовать «Уголок покупателя», где любой желающий может оставить жалобу, отзыв или предложение о работе сотрудников, а также ознакомиться с документацией.
Рентабельность
Показатель эффективности в мясном бизнесе варьируется в районе 8 — 14 %, если учитывать, что средний чек в магазине составит 750 рублей, а число покупателей с каждым месяцем будет расти.
Сводный финансовый план, чтобы открыть мясной магазин «под ключ»:
Итого: 506 300 рублей составят начальные вложения.
За первые 4 месяца достигается показатель безубыточности торговли, и постепенно магазин в месяц будет приносить 75 000 рублей чистой прибыли.
Такими темпами инвестиции окупятся в течение 18-22 месяцев.
Советы
Добиться процветания мясного магазина и оставаться успешным предпринимателем, помогут несложные рекомендации:
Вывод
Итак, теперь вы знаете, как открыть мясной магазин, и сможете правильно организовать торговлю мясом. Даже если у вас нет глубоких познаний в этой области, не беда. Главное, большое желание и стремление, а научиться новому никогда не поздно! Сделайте первый шаг, оцените рыночную обстановку, составьте бизнес-план и разработайте маркетинговую стратегию. Будьте верны себе и не отступайте от задуманного!
Если статья была для вас полезной, оцените наш труд и поделитесь информацией с друзьями, может как раз в этот момент кто-то из них раздумывает об открытии мясного магазина : ) Пишите нам комментарии, мы будем рады выслушать истории о вашем опыте и ответить на все интересующие вопросы!
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.