Лучше потерять жену чем скорость на четвертом развороте
Авиационные пословицы, поговорки, тосты и анекдоты
Ахтунг. В исходном материале имеется старательно засобаченная крепкая лексика
(из песни слова не выкинешь)!
Тост:
«Чтоб @@@ стоял и винт вертелся.
И никогда наоборот!»
Как вариант: «Первым делом мы испортим самолёты, ну а девушек. «
«Уходя с аэродрома,
Сп@@@и что-нибудь для дома.
Хочешь – гайку, хочешь – гвоздь:
Ты хозяин, а не гость».
***
Покинув свой аэродром,
Идёт домой пилот
И не расскажет он о том,
С собою что несёт.
Идёт домой не из гостей:
Работа – дом второй,
В кармане гайки, горсть гвоздей,
Где надо – геморрой.
_________________________
«Лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте».
«Кто видел небо не с земли,
Не на конфетных фантиках,
Кого @@@@, как нас @@@@,
Тому – не до романтики»
***
Съем стюардессой принесённый леденец,
Сомну в руке знакомый синий фантик.
Лечу в законный отпуск наконец.
На месяц, девки, снова я романтик!
_________________________
***
Мой штурман издевался в меру сил,
Терпенье измеряя мне на прочность.
Зачем же «где мы?» я его спросил?
И нах@@ мне его штурманская точность?
_________________________
***
Стать всегда хотел пилотом,
В истребителе летать.
Но быть надо идиотом,
Чтоб Викторию. любить.
_________________________
Про авиатехников:
«Ж@@@ в масле,
@@@ в тавоте,
Но зато – в Аэрофлоте!»
***
Пускай у нас с тобой на попе масло
И иногда мы окунаем. нос в тавот,
Любовь к тебе нисколько не угасла!
Аэрофлот! Аэрофлот! Аэрофлот!
_________________________
Про отмазки:
«То трипак, то геморрой, то ветер боковой».
«Было у отца три сына: двое умных, а третий – лётчик».
***
Висит не ношенный ни дня
В шкафу парадный китель.
Два сына умных у меня,
А третий – истребитель.
_________________________
«Полюбила я пилота,
А он взял и улетел,
Свесил ж@@@ с самолёта –
Об@@@@ть меня хотел».
***
В полях удобрены ромашки-лютики,
ОВИ зеленые вдали горят.
Зачем вы, девушки, пилотов любите?
Смешны прощания таких ребят.
_________________________
Из курсантского:
«Пойду посс. мотрю, как самолёт садится на поло. ссу».
***
Могу из окон собственного дома
Ссмотреть, как жизнь идёт аэродрома.
Хотите, я на форум донессу
О том, как «бобик» сел на полоссу?
_________________________
УТО (учебно-тренировочный отряд):
«Устал, Товарищ? Съезди Отдохни!»
И наоборот:
«Отдохнул, Товарищ? У@@@вай!”
***
Как сказку вспоминаю эти дни:
Устал, Товарищ? съезди, Отдохни.
Но долго оставаться там не пробовай,
И отдохнув, немедленно
Убывай в расположение.
На планере парить
Вспомните, как планируют в небе длиннокрылые птицы. Они ловят в небе восходящие потоки воздуха, поднимаясь вверх без единого взмаха крыльев, по спирали. Так же парят и планеры. Небольшие моторные самолёты-буксировщики при помощи троса поднимают планер на необходимую высоту (около 700 м), после чего планер отцепляется и начинает самостоятельный парящий полет.
Как же ему удаётся удержаться в воздухе и не упасть в считанные минуты? Плавно снижаясь, пилот ищет в воздухе те самые восходящие потоки, которые вздымают его вверх. Так, перелетая из потока в поток, планер витает орлом, сверкая своими пластиковыми крыльями.
Главный тренер сборной Воронежской области по планерному спорту Сергей КЛЮЕВ тоже участвует в чемпионате. Он признался, что молодёжь уже наступает ему на пятки, но его это скорее радует, чем огорчает. Сергей – серьезный мужчина, который с огромным энтузиазмом будет рассказывать вам о планерном спорте до тех пор, пока речь не зайдет о его личных успехах. Он не любит хвастаться, хотя похвастаться ему можно многим. Клюев – мастер спорта международного класса и самый титулованный участник чемпионата. Кажется, все планеристы скромные. Во всяком случае, те, с кем нам посчастливилось познакомиться.
На чемпионате правила игры просты: нужно выполнять разные упражнения и летать по заданным маршрутам. Планеры спортсменов пролетают над Липецкой, Воронежской, Орловской и Тамбовской областями. В конце каждого дня судьи подсчитывают баллы и определяют промежуточного победителя.
Во время чемпионата каждое утро на аэродроме начинается с брифинга. Как нам рассказали, воздухоплаватели по традиции называют брифингом любую планерку. Сегодня на брифинге новоприбывшим участникам раздают карты и указания.
Авиаклуб «Сапсан» – это маленький городок из деревянных домиков для спортсменов и гостей соревнования и большой аэродром, покрытый мягкой травой. В чемпионате принимают участие 19 пилотов из разных городов России. Участники приехали сюда на несколько недель, и для их комфортного проживания здесь созданы все условия. Недалеко от домиков стоит даже вольер для приезжих собак. Сейчас в нем два больших черных пса.
Рядом с аэродромом кафе, обитое вагонкой, небольшое и уютное. На его стенах — авиационные плакаты. С потолка на верёвке спускаются декоративные облака из скомканной бумаги. В несколько рядов на стоянке перед кафе аккуратно выстроены планеры: блестящие, изящные машины вблизи и хрупкие тоненькие мотыльки – издали.
Здесь всё дышит авиацией. Охранник Виталий Алексеев уже шесть лет сам мастерит беспилотники и летает над полями Усмани. У него даже есть свой канал на ютубе. Возле домика охраны — собачья будка с чёрной дворнягой.
– Двортерьер Вильга. Вильга – в честь самолета. Прибилась месяц назад, – рассказывает Виталий.
Рядом с будкой на въезде в клуб стоит рукотворный памятник несуразному летательному устройству из пенопласта. Виталий ласково зовёт его Громоздилой. То и дело он поднимает шлагбаум для прибывающих участников чемпионата.
– Меня не отпускает авиация, хоть я и далек от крупных полетов. Я наблюдатель с земли. Раньше работал в Домодедово, потом случайно оказался здесь. Судьба, наверное, но здесь я счастлив.
Чтобы летать, планерам нужно поймать восходящий поток и нужный ветер. Кажется, их пилоты в своё время тоже поймали тот удачный ветер, что принёс их в мир авиации. Алисе ДОЛГУШИНОЙ 18 лет, и у неё второй разряд по планерному спорту. Алиса студентка 1 курса педагогического университета.
— Я знаю, что у меня внешность девочки тринадцати лет. Все, кто приезжает к нам, спрашивают: «Что, этот ребёнок летает?» – смеётся Алиса. У неё тонкие руки и длинные золотистые волосы.
— Я вешу 42 килограмма и летаю со свинцовой плитой для груза. Вон одиннадцатый планер, в нем должна лежать моя плита.
Девушку большая авиация совсем не привлекает.
– «Боинги»? Ну что в них такого? Мои знакомые пилоты «Аэрофлота» говорят: «Мы работаем, чтобы на две недели приехать в Усмань и налетаться от души».
Алиса проводит на аэродроме все лето. Сейчас она сама преподаёт воронежским школьникам курсы аэродинамики.
– Мы специально учимся определять, что растёт на полях, чтобы знать, куда можно садиться, а куда не стоит. При посадке на подсолнух или пшеницу можно сильно поцарапать рули. Еще учим формулы и чертим графики.
По-хозяйски Алиса окидывает взглядом поле и планеры.
– Это Бланик, а вон там Янтарь. Они тут спят, – нежно проводит рукой по планерному трейлеру.
– А это мой «одиннадцатый». С ним у меня случилась любовь. Все его не любили, считали, что он несчастливый. А я на него села и говорю: «это мой».
Вдруг по громкой связи что-то невнятно объявляют. Алиса замирает и прислушивается, глядя куда-то в сторону.
У американцев есть шутливая гипотеза: если ты понимаешь невнятные объявления в метро, значит, ты истинный американец. Так и здесь.
Говорят, самые опытные спортсмены могут увидеть удачные потоки даже с земли.
Все планеристы с улыбкой рассказывают, что идеальный полет — это когда ныряешь в потоки как дельфин, вверх-вниз, волной. Для этого хороши кучевые облака, которые выстраиваются в цепочку. Они называют их «улицами» или «грядами».
Если спросить о главной прелести полетов, спортсмены, не сговариваясь, отвечают: полеты прекрасны тем, что все они разные. Ни один не похож на предыдущий. Оказывается, в основном это зависит от условий атмосферы. Чтобы выбрать идеальное время для полёта, пилотам приходится анализировать более 20 погодных показателей. Здесь хочешь-не хочешь, а хорошим метеорологом стать придется.
Приборы в кабине планера показывают высоту, скорость, силу и направление потоков. Это похоже на приборную панель в машине, разве что важнейший из них находится прямо на лобовом стекле – это приклеенная на скотч веревочка. По тому, в каком положении она находится, планерист понимает, как ведёт себя в воздухе его машина. Управляется планер всего лишь одной ручкой, которой, как большим джойстиком, пилот задаёт направление своему полёту.
Перед началом тренировочных полетов Владимир РАДОВСКИЙ сосредоточенно пьет чай. Перед соревнованиями он всегда сам проверяет планер. Каждый раз машину нужно облетать и проверить её летные качества.
Однажды во время такого первого полёта у планера отказала кнопка уборки шасси.
– Всё могло плохо кончиться, но у меня на борту случайно оказались плоскогубцы. Вытащил их из-под себя, снял парашют, встал на коленки и прикрутил то, что нужно. Теперь всегда наудачу летаю с плоскогубцами.
Как здесь говорят, лучше потерять жену, чем скорость на четвёртом развороте. Впрочем, несчастные случаи в этом виде полётов – настоящая редкость, уверяют участники чемпионата. Если отказ двигателей в обычных самолётах сулит трагедию, то планеристы изначально не подчинены капризам техники. Планер, по их словам, – самый безопасный летательный аппарат, менее опасен только радиоуправляемый квадрокоптер.
Мимо домика охраны проходит мужчина. «Как у вас здесь классно, жизнь ключом бьёт! Не то что в нашем ДОСААФе!» — слышно с улицы. Это в сердцах воскликнул Владимир Иванович ЖУЛИКОВ, пилот-инструктор из Грязинского аэродрома с 39-летним опытом полётов. (ДОСААФ — добровольное общество содействия армии, авиации и флоту — прим.ред.)
– Грязи убиты, никто не хочет финансировать, Москва обещает деньги и не даёт. Если кто-то поможет, то всё будет хорошо, а от государства ждать что-то бесполезно.
Валерий Митрофанович ЛИХАЧЁВ, заслуженный летчик, полковник ВВС МВД и директор авиаклуба «Сапсан», тоже жалуется на состояние дел в российской авиации. По его словам, в последнее время система сильно пострадала.
– В России с авиацией беда. Раньше были учебные авиационные центры, теперь их почти все закрыли. Человек хочет научиться летать, а — негде. Романтика неба постепенно уходит.
– Помню 61-й год, и я в первом классе. 12 апреля ликовал весь народ! Сейчас нет и, наверное, не будет такого повода, чтоб люди выходили на улицы, прыгали от радости, кричали, обнимались. Как будто каждый нашёл слиток золота! Классе в пятом для меня был культ сильного и здорового человека. Я на одной руке десять раз мог подтянуться. Раньше все мальчишки мечтали о небе. А сейчас вон банкирами мечтают стать…
Виталий Митрофанович – пилот с 40-летним стажем. Он очень много говорит о Гагарине. Гордость за тот первый полет переполняет командира до сих пор.
— Мы ходим по школам, институтам, предлагаем ребятам летать. «Давайте летать, давайте!» Набрали в итоге одну группу – 8 девочек, другую – 3 девочки. Грядёт страшный дефицит летчиков гражданской и военной авиации. Старшее поколение уходит, а заменить его некем.
— А ещё знаете, как бывает? – продолжает летчик, – Многие поступают в училища, сдают экзамены, проходят медицинский и психологический отбор. А потом понимают, что им это вообще неинтересно. А случается и наоборот, парень садится в кабину – и сразу видно, что он – второй Чкалов! Знаете, это, наверное, как иметь слух.
На вопрос о серьезности их хобби все летчики кроме шуток отвечают: «В смысле? А как по-другому?» Для многих из них первым делом самолёты, вторым – планеры. Авиация навсегда даже для тех, кто только краешком судьбы однажды её коснулся.
Чтобы влюбиться в авиацию, вам достаточно хотя бы раз приехать сюда, на аэродром «Сапсана», познакомиться с Алисой, охранником и его Вильгой, выпить чай на открытой веранде кафе с видом на взлетную полосу. И такой шанс у вас есть. Чемпионат продлится до 12 мая.
Татьяна БРОСТОВСКАЯ,
Анастасия ТАМИЛИНА
Фото Алины МОРОЗОВОЙ и Алисы ДОЛГУШИНОЙ