Лучше ругаться чем молчать
Конфликт: молчать, ссориться или спорить?
Данная статья относится к циклу статей «Психологический ликбез»
Cемейная жизнь представляется тихой и спокойной только молодоженам. Им еще предстоит узнать, сколько непонимания таится в семейных отношениях, какие страсти кипят на кухне или в спальне. Во многих семьях не выработана программа «мирного» решения проблем. Давайте поговорим о наиболее типичных способах конфликтного реагирования и решим, что лучше: молчать, ссориться или спорить?
Марина, 27 лет, в браке уже шесть лет. Растят ребенка. С недавнего времени Марину начало беспокоить то, что у них с мужем довольно часто бывают ссоры, которые заканчиваются молчанием. Это молчание может длиться несколько дней. Обстановка в это время в доме становится напряженной. Марина делает попытки начать говорить, обсудить то, из-за чего произошла ссора, но муж упорно молчит. В последнее время молчание длится все дольше. Что же делать в этой ситуации?
Почему же дорогие друг другу люди, вместо того чтобы обсудить проблемы, замолкают, и порой надолго? Этому есть несколько причин.
Переход на личности
Иначе говоря, супруги не умеют по-другому. Возможно, у кого-то из них (или у обоих) в родительской семье мама и папа пользовались именно этим способом. А стереотипы, привнесенные из коренной семьи, наиболее живучи.
Часто люди, понимая, что ссора может зайти слишком далеко, просто замолкают. Это защитная реакция, чтобы не дать себе наговорить лишнего.
Обиженное молчание — это детская реакция, родом из дошкольного периода. Именно тогда, не умея и боясь ответить родителям, мы обиженно замолкали и отворачивались в надежде, что они поймут: мы требуем утешения и признания нашей правоты. То же самое мы хотим показать и партнеру.
Обиженное молчание стоит отличать от мудрого умения промолчать. Иногда стоит «наступить на горло собственной песне» и не говорить всего, что накопилось в отношении партнера. Если, конечно, вы не планируете, что эта ссора станет эффектным финалом вашей семейной жизни. Мудрое умение промолчать не вызывает многодневного отсутствия общения, оно помогает выйти из конфликта с наименьшими потерями. Чего нельзя сказать о демонстративном: «Я так обижен (обижена), что не желаю с тобой говорить».
Как правило, после периода молчания (несколько дней, недель) «стороны» мирятся. Они не в силах больше слушать «звенящую» тишину. Поэтому когда один предлагает мир, второй с облегчением соглашается. Но при этом они не затрагивают ту проблему, которая привела к ссоре! Они боятся обсуждать ее, так как снова могут поссориться. А проблема, оставаясь невыясненной, так и остается в «копилке», которая снова рано или поздно переполнится. Поэтому обиженно демонстративное молчание — это не выход, а тупик.
Карина и Миша считают себя очень темпераментными людьми. Это проявляется в громких скандалах друг с другом. Причиной для раздражения может служить любая мелочь: от немытой чашки до ситуации на Кубе. Карина и Миша уверены, что кричать друг на друга нормально и даже… полезно! «Мы такие люди! Не держать же все в себе! Нам легче становится!» — утверждают они. Вот только со временем это поведение привело семью, в которой уже родился ребенок, к предразводной ситуации…
Некоторые люди настолько привыкают реагировать на любой стимул раздражением, что просто не понимают, как можно жить по-другому. Этот стереотип поведения, скорее всего, также был подсмотрен в родительской семье, когда оба родителя (или один из них) реагировал возмущенным криком на недосоленный суп, разбитую чашку, оценку в дневнике. А уж если таких потенциальных «скандалистов» в семье двое… Что же такое ссора?
Переходя на личности
партнеры припоминают все плохое, что они друг о друге помнят. Негативный поступок (или иной взгляд на ситуацию) обобщается как черта характера: «Ты безответственный», «Ты плохой отец», «Ты ничего не понимаешь».
Хотят «надавить» друг на друга, навязать свою точку зрения, которая воспринимается как единственно правильная.
Хотя обеим сторонам кажется, что они решают проблему, но на самом деле это не так. Внутренние цели, которые реализуются в ссоре, — повышение собственной самооценки за счет другого, самооправдание, подтверждение собственной невезучести.
В ссоре один супруг нападает, а второй защищается, а затем они меняются ролями. Но, защищаясь, человек совершенно не способен понять точку зрения другого! Он ищет себе оправдания и, как правило, находит их, продолжая обвинять партнера и навешивая ярлыки.
Оба партнера чувствуют себя в конечном счете неудовлетворенными: и проблему не решили, и поссорились. Иногда только один из супругов следует такому стереотипу поведения. Тогда ссора — это почти монолог с битьем посуды, хлопаньем дверьми, сборами чемодана (своего или партнера). Люди, привыкшие к такому стилю «общения», часто говорят, что по-другому они не могут. Вроде бы «все понимают», но… не могут! Но так ли это на самом деле? Кому-то действительно трудно сдержаться, особенно если речь идет о «взрывоопасных» холериках. Правда, они быстро вспыхивают, но так же быстро и остывают. Но не всегда дело только в темпераменте. Порой люди позволяют себе такое поведение, искренне считая, что оно благотворно: раздражение выплескивается, а не копится. И вот в этом и таится ошибка.
Да, раздражение выплеснуто. Но куда? На партнера, любимого человека? И теперь у него внутри та же энергия раздражения, которая тоже требует выхода. Вы этого добивались? И теперь партнер либо выплеснет все на вас, образуя «порочный круг» ссоры, либо затаит в себе, подрывая собственное здоровье. И один, и другой варианты одинаково плохи. Иногда для того, чтобы перестать реагировать агрессивно, нужно просто понять, что это на самом деле плохой способ. Нужно поверить, что именно такой «итальянский» стиль решения проблем может разрушить ваши отношения. И если вы именно к этому стремитесь — продолжайте говорить о том, что «хотите сдержаться, но не можете», и кричать на партнера.
Если ваша цель — сохранение отношений, то постарайтесь измениться. Ссоры с выяснением отношений — это один из худших вариантов, который не ведет к решению проблем, а лишь их закрепляет. Ссоры, безусловно, не должны видеть дети. Для них сильная травма — видеть, что их семья «не вместе», к тому же им может привиться неэффективный механизм решения проблем.
Кирилл и Оксана, супруги «со стажем», говорят, что никогда не «выясняют отношения», а только проясняют проблему. В семье царит доверие и уважение, растут спокойные дети. К тому же у них есть золотое правило — никогда не обсуждать серьезные вопросы после 21.00, а также если очевидно, что один из супругов устал или болен.
Так в чем же различие между ссорой и конструктивным спором? Итак, признаки конструктивного спора.
Партнеры испытывают уважение друг к другу и высказываемым мнениям.
1) готовы выслушать точку зрения друг друга;
2) понимают, что цель спора — решить проблему;
3) говорят только о проблеме, не отвлекаясь на обсуждение личных качеств друг друга. Если проблема затрагивает именно проявления характера, то партнеры говорят не «Ты — плохой», а «Ты поступил плохо», что не затрагивает достоинства и дает поле для исправления;
4) если соблюдены все правила, то оба партнера чувствуете себя удовлетворенными, это позиция «выиграл — выиграл».
Спорить таким образом можно даже в присутствии детей, это научит их решать проблемы цивилизованно. И конечно, даже конструктивный спор не стоит начинать, если вы или партнер чувствует себя уставшими, больными. В таком состоянии мы хуже контролируем себя и можем «сорваться» на ссору. Даже если вы оба приходите домой только после 22.00, учитесь спорить культурно! Возможно, для этого понадобится больше самоконтроля, но это стоит того.
Чтобы научиться спорить конструктивно, нужно этому учиться. Как и многое другое, умение решать проблемы таким образом — это социальный навык, невозможный без тренировок. Поэтому — спорьте, но не допускайте ссор!
Если вы понимаете, что спор перешел в ссору, можно использовать несколько нестандартных приемов, которые помогут выйти из ссоры с минимальными потерями. Главное — это в пылу ссоры вспомнить о том, что возможны приемы для ее купирования.
Вы наверняка помните, как в детстве ссорились ваши родители, но стоило вам к ним подойти, они становились единодушны в недовольстве вами? Это и есть метод «виноватого третьего». Вы можете использовать этот способ, но только не против детей. Попробуйте в ссоре затронуть тему каких-то общих знакомых, в отношении которых вы оба единодушно и отрицательно настроены. Вы увидите, что ваше недовольство друг другом станет гораздо меньше!
Постарайтесь рассмешить партнера, даже если вам не до смеха. Кто-то пытается выразить эмоции пантомимой, кто-то вспоминает «к месту» анекдот, а кто-то делает нечто нелепо-неожиданное, но смешное. Если вы вместе рассмеялись, недовольство друг другом пойдет на убыль.
Этот способ уже для тех, кто поссорился всерьез. Иногда то, что трудно сказать вслух, можно написать. Хорошо, если это будет настоящее письмо, написанное ручкой на бумаге. Но на крайний случай подойдет и электронное послание (хотя его ценность куда меньше). Если вы решили написать такое письмо, продумайте его. Говорите о своих чувствах, старайтесь, чтобы обвинений в адрес партнера было как можно меньше. Обязательно закончите письмо оптимистично.
ОТ ПРОТИВНИКОВ К ПАРТНЕРАМ
Ссора — это процесс обоюдный. Признайте свои ошибки и попросите прощения. К сожалению, у многих людей существует стереотип, что, извиняясь, они теряют свое достоинство. На самом деле люди, умеющие извиниться и признать свои ошибки, вызывают чувство уважения, ведь это говорит о том, что это люди мыслящие и смелые. Ваши извинения могут помочь и партнеру признать свою неправоту — ведь больше его не обвиняют, а значит, не надо защищаться.
Любыми способами старайтесь разрушить «стену молчания».
Молчать, ссориться или спорить?
Семейная жизнь представляется тихой и спокойной только молодоженам. Им еще предстоит узнать, сколько непонимания таится в семейных отношениях, какие страсти кипят на кухне или в спальне. Во многих семьях не выработана программа «мирного» решения проблем. Давайте поговорим о наиболее типичных способах конфликтного реагирования и решим, что лучше: молчать, ссориться или спорить?
МОЛЧАТЬ?
Марина, 27 лет, в браке уже шесть лет. Растят ребенка. С недавнего времени Марину начало беспокоить то, что у них с мужем довольно часто бывают ссоры, которые заканчиваются молчанием. Это молчание может длиться несколько дней. Обстановка в это время в доме становится напряженной. Марина делает попытки начать говорить, обсудить то, из-за чего произошла ссора, но муж упорно молчит. В последнее время молчание длится все дольше. Что же делать в этой ситуации?
Почему же дорогие друг другу люди, вместо того чтобы обсудить проблемы, замолкают, и порой надолго? Этому есть несколько причин.
Переход на личности
Иначе говоря, супруги не умеют по-другому спорить. Возможно, у кого-то из них (или у обоих) в родительской семье мама и папа пользовались именно этим способом. А стереотипы, привнесенные из коренной семьи, наиболее живучи.
Боязнь испортить
Часто люди, понимая, что ссора может зайти слишком далеко, просто замолкают. Это защитная реакция, чтобы не дать себе наговорить лишнего.
Желание обидеться
Обиженное молчание — это детская реакция, родом из дошкольного периода. Именно тогда, не умея и боясь ответить родителям, мы обиженно замолкали и отворачивались в надежде, что они поймут: мы требуем утешения и признания нашей правоты. То же самое мы хотим показать и партнеру.
Обиженное молчание стоит отличать от мудрого умения промолчать. Иногда стоит «наступить на горло собственной песне» и не говорить всего, что накопилось в отношении партнера. Если, конечно, вы не планируете, что эта ссора станет эффектным финалом вашей семейной жизни. Мудрое умение промолчать не вызывает многодневного отсутствия общения, оно помогает выйти из конфликта с наименьшими потерями. Чего нельзя сказать о демонстративном: «Я так обижен (обижена), что не желаю с тобой говорить».
Как правило, после периода молчания (несколько дней, недель) «стороны» мирятся. Они не в силах больше слушать «звенящую» тишину. Поэтому когда один предлагает мир, второй с облегчением соглашается. Но при этом они не затрагивают ту проблему, которая привела к ссоре! Они боятся обсуждать ее, так как снова могут поссориться. А проблема, оставаясь невыясненной, так и остается в «копилке», которая снова рано или поздно переполнится. Поэтому обиженно демонстративное молчание — это не выход, а тупик.
ССОРИТЬСЯ?
Карина и Миша считают себя очень темпераментными людьми. Это проявляется в громких скандалах друг с другом. Причиной для раздражения может служить любая мелочь: от немытой чашки до ситуации на Кубе. Карина и Миша уверены, что кричать друг на друга нормально и даже… полезно! «Мы такие люди! Не держать же все в себе! Нам легче становится!» — утверждают они. Вот только со временем это поведение привело семью, в которой уже родился ребенок, к предразводной ситуации…
Некоторые люди настолько привыкают реагировать на любой стимул раздражением, что просто не понимают, как можно жить по-другому. Этот стереотип поведения, скорее всего, также был подсмотрен в родительской семье, когда оба родителя (или один из них) реагировал возмущенным криком на недосоленный суп, разбитую чашку, оценку в дневнике. А уж если таких потенциальных «скандалистов» в семье двое… Что же такое ссора?
Переходя на личности
партнеры припоминают все плохое, что они друг о друге помнят. Негативный поступок (или иной взгляд на си туацию) обобщается как черта характера: «Ты безответст венный», «Ты плохой отец», «Ты ничего не пони маешь».
Кто кого?
Хотят «надавить» друг на друга, навязать свою точку зрения, которая воспринимается как единственно правильная.
Самооправдание
Хотя обеим сторонам кажется, что они решают проблему, но на самом деле это не так. Внутренние цели, которые реализуются в ссоре, — повышение собственной самооценки за счет другого, самооправдание, подтверждение собственной невезучести.
Защита, нападение
В ссоре один супруг нападает, а второй защищается, а затем они меняются ролями. Но, защищаясь, человек совершенно не способен понять точку зрения другого! Он ищет себе оправдания и, как правило, находит их, продолжая обвинять партнера и навешивая ярлыки.
Оба партнера чувствуют себя в конечном счете неудовлетворенными: и проблему не решили, и поссорились. Иногда только один из супругов следует такому стереотипу поведения. Тогда ссора — это почти монолог с битьем посуды, хлопаньем дверьми, сборами чемодана (своего или партнера). Люди, привыкшие к такому стилю «общения», часто говорят, что по-другому они не могут. Вроде бы «все понимают», но… не могут! Но так ли это на самом деле? Кому-то действительно трудно сдержаться, особенно если речь идет о «взрывоопасных» холериках. Правда, они быстро вспыхивают, но так же быстро и остывают. Но не всегда дело только в темпераменте. Порой люди позволяют себе такое поведение, искренне считая, что оно благотворно: раздражение выплескивается, а не копится. И вот в этом и таится ошибка.
Да, раздражение выплеснуто. Но куда? На партнера, любимого человека? И теперь у него внутри та же энергия раздражения, которая тоже требует выхода. Вы этого добивались? И теперь партнер либо выплеснет все на вас, образуя «порочный круг» ссоры, либо затаит в себе, подрывая собственное здоровье. И один, и другой варианты одинаково плохи. Иногда для того, чтобы перестать реагировать агрессивно, нужно просто понять, что это на самом деле плохой способ. Нужно поверить, что именно такой «итальянский» стиль решения проблем может разрушить ваши отношения. И если вы именно к этому стремитесь — продолжайте говорить о том, что «хотите сдержаться, но не можете», и кричать на партнера.
Если ваша цель — сохранение отношений, то постарайтесь измениться. Ссоры с выяснением отношений — это один из худших вариантов, который не ведет к решению проблем, а лишь их закрепляет. Ссоры, безусловно, не должны видеть дети. Для них сильная травма — видеть, что их семья «не вместе», к тому же им может привиться неэффективный механизм решения проблем.
СПОРИТЬ?
Кирилл и Оксана, супруги «со стажем», говорят, что никогда не «выясняют отношения», а только проясняют проблему. В семье царит доверие и уважение, растут спокойные дети. К тому же у них есть золотое правило — никогда не спорить, не обсуждать серьезные вопросы после 21.00, а также если очевидно, что один из супругов устал или болен.
Так в чем же различие между ссорой и конструктивным спором? Итак, признаки конструктивного спора.
Партнеры испытывают уважение друг к другу и высказываемым мнениям.
Спорить таким образом можно даже в присутствии детей, это научит их решать проблемы цивилизованно. И конечно, даже конструктивный спор не стоит начинать, если вы или партнер чувствует себя уставшими, больными. В таком состоянии мы хуже контролируем себя и можем «сорваться» на ссору. Даже если вы оба приходите домой только после 22.00, учитесь спорить культурно! Возможно, для этого понадобится больше самоконтроля, но это стоит того.
Чтобы научиться спорить конструктивно, нужно этому учиться. Как и многое другое, умение решать проблемы таким образом — это социальный навык, невозможный без тренировок. Поэтому — спорьте, но не допускайте ссор!
НЕСТАНДАРТНЫЙ ПОДХОД
Если вы понимаете, что спор перешел в ссору, можно использовать несколько нестандартных приемов, которые помогут выйти из ссоры с минимальными потерями. Главное — это в пылу ссоры вспомнить о том, что возможны приемы для ее купирования.
Против третьего
Вы наверняка помните, как в детстве ссорились ваши родители, но стоило вам к ним подойти, они становились единодушны в недовольстве вами? Это и есть метод «виноватого третьего». Вы можете использовать этот способ, но только не против детей. Попробуйте в ссоре затронуть тему каких-то общих знакомых, в отношении которых вы оба единодушно и отрицательно настроены. Вы увидите, что ваше недовольство друг другом станет гораздо меньше!
Больше юмора!
Постарайтесь рассмешить партнера, даже если вам не до смеха. Кто-то пытается выразить эмоции пантомимой, кто-то вспоминает «к месту» анекдот, а кто-то делает нечто нелепо-неожиданное, но смешное. Если вы вместе рассмеялись, недовольство друг другом пойдет на убыль.
Пишите письма
Этот способ уже для тех, кто поссорился всерьез. Иногда то, что трудно сказать вслух, можно написать. Хорошо, если это будет настоящее письмо, написанное ручкой на бумаге. Но на крайний случай подойдет и электронное послание (хотя его ценность куда меньше). Если вы решили написать такое письмо, продумайте его. Говорите о своих чувствах, старайтесь, чтобы обвинений в адрес партнера было как можно меньше. Обязательно закончите письмо оптимистично.
ОТ ПРОТИВНИКОВ К ПАРТНЕРАМ
Ссора — это процесс обоюдный. Признайте свои ошибки и попросите прощения. К сожалению, у многих людей существует стереотип, что, извиняясь, они теряют свое достоинство. На самом деле люди, умеющие извиниться и признать свои ошибки, вызывают чувство уважения, ведь это говорит о том, что это люди мыслящие и смелые. Ваши извинения могут помочь и партнеру признать свою неправоту — ведь больше его не обвиняют, а значит, не надо защищаться.
Любыми способами старайтесь разрушить «стену молчания».
Как держать язык за зубами и 11 способов научиться молчать, когда нужно
Одна из самых мудрых поговорок гласит: «Молчание – золото!» И в самом деле, иногда нет ничего лучше тишины. Неосторожно брошенная фраза может разрушить человеческую жизнь или отношения с близкими людьми. Но как часто каждый из нас сдерживается?
canva.com
В некоторых ситуациях молчать на самом деле непросто. Вот только под влиянием эмоций человек может наговорить такого, о чем в дальнейшем придется жалеть. К тому же, попытка доказать свою точку зрения собеседнику иногда заранее обречена на провал. Не все готовы прислушиваться к чужим словам, так зачем тратить время?
Когда лучше промолчать?
Чтобы не наговорить лишнего, и не жалеть об этом в дальнейшем, стоит запомнить несколько правил. В этих случаях лучше сохранять молчание, каких бы усилий вам это ни стоило.
1. Дело вас не касается
Представьте себе ситуацию. Вы находитесь в дружеской компании, которая начинает обсуждать кого-либо из знакомых. Даже если вам на самом деле интересно, не стоит активно вмешиваться в разговор. Стоит ли расспрашивать о человеке, которого вы даже не знаете? Если не хотите прослыть сплетником, постарайтесь сдерживать свое любопытство. Не стоит комментировать то, что говорят о ком-то ваши друзья или знакомые.
2. Личное дело
Есть такие личные темы, которыми лучше делиться лишь с теми, кому вы доверяете на 100%. Если возникли сложности с партнером, появились какие-то секреты или изменились собственные чувства, не стоит мгновенно вываливать это малознакомым людям. Некоторые вещи лучше обсуждать лишь с теми, кого они касаются напрямую. Например, сложности в отношениях – с самим партнером или с семейным психологом.
Но не все могут хранить личную жизнь в тайне. Женщины любят делиться сокровенным с подругами или со знакомыми. Если в следующий раз у вас возникнет такое желание, подумайте о том, смогут ли вам дать достойный совет.
Тот человек, которому вы хотите рассказать о своих переживаниях, может похвастаться счастьем в личной жизни или достижениями в той сфере, где у вас возникли сложности? Если нет, постарайтесь перебороть себя, но промолчите!
3. Счастье любит тишину
Еще одна популярная поговорка, справедливость которой многие смогли проверить на практике. Сбылось то, о чем давно мечтали? Получили незапланированную прибыль? Постарайтесь сохранить это в секрете, хотя бы от малознакомых людей.
Многие ошибочно полагают, что их счастье будет еще больше, если они поделятся хорошими новостями. На практике все получается совершенно наоборот! Можно не верить в сглаз, но завистники всегда найдут способы навредить. Есть и другой вариант – ваше неожиданное счастье расстроит того, у кого дела в последнее время идут плохо.
4. Странный собеседник
Есть такие люди, которые умеют исказить все, что им говорят. Они просто не умеют слушать, а лишь придумывают собственную версию событий. С такими собеседниками не стоит делиться ничем, что имеет хотя бы минимальную важность.
Они могут переиначить слова так, что вы пожалеете о каждой сказанной фразе. По возможности избегайте беседы с такими людьми, а лучше вообще не соприкасайтесь с ними.
5. Сказанные невпопад фразы
Если вы участвуете в разговоре, тема которого для вас непонятна, лучше молчите. Это тот случай, когда лучше не говорить, чтобы не прослыть дураком. Желание показаться умнее или просвещеннее, чем вы есть, вряд ли сыграет на руку.
Напротив, собеседники могут оказаться в шоке от вашего невежества. Поэтому не лезьте в разговор, в котором ничего не смыслите. Лучше дождитесь более подходящей темы.
6. Ссора
Злость и гнев всегда были плохими советчиками. Чаще всего люди говорят то, о чем в дальнейшем жалеют, именно в разгар ссоры. Не будьте одним из таких людей – дайте время себе и собеседнику остыть. Ведь в гневе можно наговорить того, из-за чего вы разрушите жизнь близкого человека. Лучше уйдите, чтобы злость поутихла.
Критиковать кого-то – тоже не лучший путь наладить контакт. Человек, который оказывается неправ, все равно постарается отстоять свою точку зрения. Он всегда сможет найти тысячи ответных аргументов на каждое высказывание. Так срабатывает психологическая защита. В худшем случае в пылу гнева он сделает глупость, которая навредит или ему, или вам.
7. Полезные советы
Почему-то многие люди любят давать советы, о которых их зачастую даже не просят. У каждого человека есть мнение по той или иной теме. Но это совершенно не повод для того, чтобы озвучивать его любому, с кем вступаете в разговор.
Даже если вас спрашивают о том, что вы думаете по тому или иному вопросу, не торопитесь. Возьмите время поразмышлять, чтобы понять – можете ли вы на самом деле дать полезный совет? Или просто в очередной раз произнесете ничего не значащий набор фраз, который лишь навредит собеседнику? Тот, кто дает советы, автоматически принимает на себя ответственность за судьбу другого человека. Готовы ли вы к этому?
В случае, когда человек просит выслушивать его, лучше всего этим и ограничиться. Дайте собеседнику высказаться о том, что его волнует, но не спешите «помогать» советом. Возможно, во время беседы тот и сам поймет, что в действительности ему нужно предпринять.
8. Говорим, но не на все темы
Есть такие темы, о которых лучше не заговаривать в обществе. Вопросы политики, религии и финансов можно затрагивать с большой осторожностью. Особенно, если вы находитесь в компании, о которой почти ничего не знаете.
Даже если вы неистово верите в Бога, не стоит заводить разговор о религии. Не призывайте никого перейти в вашу веру или немедленно начать посещать церковь. Если же вы уверены в каком-то политике, и считаете, что непременно он должен возглавить страну, не призывайте голосовать за него. У людей, с которыми вы общаетесь, может быть своя точка зрения по всем этим вопросам.
Затрагивать эти темы можно лишь в том случае, если в разговоре возникла совсем уж неловкая пауза. И помните о том, что призывов к действию нужно избегать.
Как научиться молчать, когда нужно?
Даже если вы запомнили все описанные выше правила, не так просто научиться молчать, когда это необходимо. Но есть простые и проверенные способы, которые могут помочь.
1. Дышите и считайте
Если вы чувствуете, что сейчас скажете что-то лишнее, выдохните и сосчитайте до 10. Конечно, этот простейший метод помогает не всегда, поэтому обязательно используйте и другие методы, приведенные дальше.
2. Развивайте прагматизм
Психологи считают, что выплеск эмоций – иногда именно то, что нужно человеку. Именно поэтому люди стремятся отреагировать на вещи, которые их так или иначе касаются. Но результат этого может быть непредсказуемым. Ведь психологические баталии изматывают не только собеседника, но и того, кто их затевает.
Чтобы этого избежать, нужно представлять себе дело в отдаленной перспективе. Подумайте о том, какую пользу получите, если сейчас промолчите. Возможно, вы не причините боли любимому человеку, избежите проблем с начальством или не испортите отношения с друзьями.
3. Отложите беседу
Важные разговоры лучше откладывать на долгий срок. Это могут быть дни, а иногда и недели. Если действовать, повинуясь порыву, можно наговорить глупостей. Дайте себе время все хорошо обдумать и остыть, если это нужно. Взвесьте все за и против, и лишь после этого начинайте беседу.
4. «Разденьте» собеседника
Нет, речь идет не о том, чтобы представить своего оппонента буквально без одежды. В этом случае нужно вообразить, как смешно он будет выглядеть, например, в купальном костюме, подчеркивающем недостатки.
Но этот метод хорош лишь в том случае, если вы общаетесь с агрессором или самодуром. Представьте его в нелепой одежде и ситуациях. Так вам будет проще не сказать ничего лишнего и не ввязываться в ссору. Вы просто не сможете всерьез воспринимать своего обидчика.
5. Глубоко дышите
Каким бы банальным ни казался этот совет, он работает. Во время глубокого вдоха организм получает больше кислорода. Мозг и нервная система работают эффективнее, поэтому у вас будет больше шансов успокоиться. Если чувствуете, что вот-вот выйдете из себя, начнете кричать, либо просто не сможете удержаться от сплетни, начинайте глубоко дышать.
6. Поставьте себя на место собеседника
Лучше всего этот способ действует при общении с детьми, которые умеют выводить из себя. Но вместо того, чтобы снова накричать на ребенка, попробуйте представить себя на его месте. Вспомните, что чувствовали, когда родители ругали вас за порванную одежду или сломанные игрушки. Наверняка, ничего приятного в этом не было.
7. Помните о народной мудрости
Каждый раз, когда вам хочется сказать то, что не нужно, вспоминайте известные пословицы и поговорки. Например, «прикусить язык», «как воды в рот набрал». Необязательно воспринимать их в переносном смысле.
Попробуйте следовать тому, о чем говорят поговорки, напрямую. Конечно, сложно пить воду каждый раз, когда хотите заговорить о чем-то, но вот прикусить язык намного легче. Это можно сделать незаметно для собеседника. Физическая боль заставит вас переключить внимание на нее, а остальные вещи на время забудутся.
Есть еще один прием, популярный у тех, кто ведет важные переговоры. На руки надевают резинку, которая используется для связки денег. И в важные моменты человек стягивает ее, чтобы напомнить себе о необходимости взять паузу. Переключение внимания помогает обдумать некоторые решения без поспешности.
8. Тренируйте выдержку
Если вы осознаете, что страдаете несдержанностью, начните тренировать силу воли. В следующий раз, когда вам наступят на ногу в общественном транспорте, или кто-то влезет без очереди в магазине, просто промолчите.
Как бы вам ни хотелось все высказать обидчику, сдержитесь. Сделайте первый шаг на пути к тому, чтобы стать терпимее. Со временем вы научитесь контролировать то, что говорите.
9. Используйте особые формулы
Психологи считают, что постоянно повторяемые фразы помогают закрепить в сознании определенную информацию. Эти аффирмации содержат нужную формулу, которая эффективно работает с подсознанием.
Например, можно каждый день произносить что-то вроде «Я могу остановиться в нужный момент и промолчать, когда это нужно». Произносите фразу ежедневно, а также в те моменты, когда вот-вот сболтнете лишнее.
10. Анализируйте
Все, что делает человек, так или иначе связано с опытом, который он получает на протяжении жизни. И ваши «срывы» в беседе тоже должны иметь причину. Попробуйте найти ее!
Для этого нужно вспомнить каждый раз, когда вы начинали говорить лишнее. Подумайте, что может быть общего у всех этих случаев? Когда вы поймете, что это, вам будет намного проще контролировать себя.
11. Используйте «фильтры»
Во время разговора несколько раз «фильтруйте» то, что собираетесь произнести. Создайте для себя 3-4 критерия, которым должна соответствовать ваша речь. Например, она не должна вредить другому человеку, произнесенные слова должны принести какую-то пользу, а не просто сотрясать воздух, и вы должны быть уверены в их правдивости. Если задуманная речь соответствует всем критериям, ее можно произносить.
Множество умных людей высказывались о том, что наука молчать – одна из самых важных для человечества. Китайцы уверены, что говорить не нужно, если слова не изменят тишину к лучшему. Поверьте, вы сможете улучшить отношения со многими людьми, всего лишь научившись молчать тогда, когда это важно. А вам тяжело сдерживаться в беседе? Делитесь в комментариях собственными способами, которые помогают держать язык за зубами!