Лучше щепоть с покоем чем пригоршня
Толкования Священного Писания
Содержание
Толкования на Еккл. 4:6
Прп. Иоанн Кассиан
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Собеседования.
Блж. Иероним Стридонский
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Лучше одна горсть с спокойствием, чем полные руки с трудом и томлением духа. Лучше иметь небольшое праведное, нежели большое богатство грешников. И в Притчах говорится: «лучше немногое с правдою, чем множество прибытков с неправдою» (Притч. 16:8). Прекрасно говорится, что с правдою соединён покой, а с неправдою труд. И так как единственное число всегда употребляется в добром смысле, а двойственное в дурном, то одна горсть соединена с покоем, а две руки исполнены труда.
Толкование на книгу Екклезиаст.
Евагрий Понтийский
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Томление духа, я думаю, относится к воле души, угнетаемой страстями. Ибо почему горсть добродетели лучше, чем две горсти зла, неведения и томления духа? Это как если сказать, что лучше научиться созерцанию чего-то одного духовного, чем иметь множество созерцаний безрассудной мудрости.
Схолии на Екклесиаста.
Лопухин А.П.
Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа
Ек. 4, 5-6 Горсть с покоем
«Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа» (Ек.4:5-6).
Здесь описаны три положения по отношению к работе и материальному благосостоянию. Есть две крайности и золотая середина. Крайности: 1. Сидеть, сложа руки, и ничего не делать. Либо ожидая, что хлеб насущный сам на столе появится, либо надеясь на других, либо по другим причинам. Екклесиаст называет это глупостью. 2. Тяжело работать, стараясь получить как можно больше материальных благ. Екклесиаст называет это томлением духа. А есть то, что Екклесиаст называет «лучше» – это горсть с покоем. Видимо, это и есть золотая середина: человек не сидит, сложа руки, он работает, но знает, когда надо остановиться, и в его жизни есть место покою и отдыху, он спокоен.
Это разделение можно применить и к другим областям жизни, например, к учебе. Скорее всего, Екклесиаст не имел в виду того, что я скажу дальше, но я думаю, что эту модель можно применить и к вопросам спасения. Всех людей, желающих спасения и называющих себя верующими, можно разделить на три группы.
1. Одни хотят быть спасенными, но очень легкомысленно к этому относятся. Они не делают и минимально необходимых шагов. Таковы, например, 5 дев, которые названы в Мф.25 «неразумными» (а неразумный это и есть глупый в терминологии Екклесиаста). Они вышли навстречу жениху, т.е. обозначили свое желание (а это притча о Царстве, т.е. они выразили свое желание быть в Царстве), но они не взяли того, что понадобится в пути. Эти девы лежали, сложа руки, а когда проснулись и встали, в этих руках ничего не было, по крайне мере, не было масла для светильников.
Есть свои подвиды в первой группе. Одни верующие просто ленивые. Они надеются на других верующих или даже на Бога, но при этом не делают того, что должны делать. Другие неправильно поняли Евангелие, которое предлагает спасение даром, но для получения спасения предлагает и сделать некоторые шаги. А после получения спасения призывает к труду ради Спасителя. Так или иначе, верующие из первой группы сидят, сложа руки, и съедают плоть свою, т.е. их духовный рост не прогрессирует, но идет на убыль.
2. Другая крайность – это те, кто для своего спасения делают очень много. Они прилагают неимоверные усилия, соблюдают самые строгие установления, стараются исполнять библейские заповеди и местные предания в самых мелких деталях. Они много трудятся в служении для Бога. Это все хорошо, но беда, когда человек начинает думать, что спасается благодаря этому. Это тоже неправильное понимание Писания и Евангелия. Правда в том, что зарабатывая «пригоршни с трудом», эти верующие не входят в покой и наследуют «томление духа».
3. И золотая середина, то, что «лучше» – это «горсть с покоем». Христос все сделал для нашего спасения, и Евангелие заключается в том, что мы принимаем с благодарностью эту горсть и входим в Его покой.
Афоризмы от Соломона
Перепост из Викицитатника. http://ru.wikiquote.org/wiki/Соломон
Понравились)
Не стремись слышать все, ибо ты услышишь, как твой раб злословит тебя. (парафраз Екк)
Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа. (парафраз Екк)
Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Екк)
И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль.
При многословии не миновать греха, а сдерживающий уста свои разумен.
Придет гордость придет и посрамление; но со смиренными мудрость.
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти.
Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная.
Кто любит наставление, тот любит знание, а кто ненавидит обличение, тот невежда.
Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками.
Есть пути которые кажутся человеку прямыми, но конец их — путь к смерти.
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище и при нем тревога.
Предай Господу дела свои, и предприятия твои свершатся.
Как пес возвращается в блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою.
Кто роет яму, тот упадет в нее, и кто покатит вверх камень, к тому он воротится.
Не хвались завтрашним днем; потому что не знаешь, что родит тот день.
Жесток гнев, неукротима ярость, но кто устоит против ревности?
Благоразумный видит беду и укрывается, а неопытные идут вперед и наказываются.
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека — от Господа.
Стремление познать суть вещей дано человеку как бич наказующий.
Что пользы человеку от его трудов?
Род уходит и род приходит, а Земля остается на век.
Что было, то и будет, и что творилось, то и творится, и нет ничего нового под Солнцем.
Бывает, скажут о чем-то: смотри, это новость! А уже было оно в веках, что прошли до нас.
От многой мудрости много скорби, и умножающий знание умножает печаль.
Ибо что может тот, кто следует царю? То, что делали раньше!
Увидел я, что полезнее мудрость, чем глупость, как полезнее свет, чем тьма.
Но и то я узнал, что единая участь постигнет и мудрого и глупого.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый, — а будет владеть моими трудами.
Все дни человека — печаль, и заботы его — это скорби.
Всему свой час, и время всякому делу под небесами: время родиться и время умирать… время разрушать и время строить… время разбрасывать камни и время складывать камни… время молчать и время говорить.
Я понял задачу, которую дал Бог решать сынам человека: все он сделал прекрасным в свой срок, даже вечность вложил им в сердце, — но чтоб дела, творимые Богом, от начала и до конца не мог постичь человек.
Бог — ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они — это скот, и только!
Все — из праха, и все возвратится в прах. (Экклезиаст)
Я увидел: нет большего блага, чем радоваться своим делам, ибо в этом и доля человека, — ибо кто его приведет посмотреть, что будет после?
Благо тому, кто совсем не жил, кто не видел злого дела, что творится под солнцем.
Вдвоем быть лучше, чем одному… если двое лежат — тепло им; одному же как согреться. и втрое скрученная нить не скоро порвется.
Обещал — исполни! Лучше не обещать, чем обещать и не исполнять.
От множества мечтаний много тщетных слов.
Ибо кто знает, что есть благо человеку в жизни в считанные дни его тщетной жизни?
Лучше слушать от мудрого порицанье, чем слушать человеку песню глупца.
Не очень будь праведным и не слишком мудрым зачем тебе ужасаться?
Не очень будь нечестивым и не будь глупцом — зачем тебе умирать до срока?
Мудрость поможет мудрому лучше, чем в городе десять могучих.
Думал: — а мудрость от меня далека.
Мужа — одного из тысячи нашел я, а женщины — ни одной из всех их не нашел я.
Сделал Бог человека прямым, люди же ищут многих ухищрений.
Нет человека, властного над ветром, — удержать умеющего ветер, — и над смертным часом нет власти, и отпуска нет на войне, и не выручит нечестие нечестивца.
Бывает на земле и такая тщета: есть праведники, а дана им участь в меру деяния нечестивцев, и есть нечестивцы, а дана им участь в меру деяния добрых.
Не может человек найти суть дела, что делается под солнцем, — сколько б ни трудился искать человек — не найдет; и если даже скажет мудрец, что сумеет, — не найдет.
И еще довелось мне увидеть под солнцем, что не быстрым — удача в беге, не разумным — богатство, не храбрым — удача в битве и не мудрым — хлеб, и не сведущим — благословенье, но срок и случай постигает их всех.
И я подумал: лучше мудрость, чем храбрость, но мудрость бедного презирают и не слушают его речей.
Поставлена глупость на высокие посты, а достойные внизу пребывают.
Копающий яму в нее упадет, и сносящего стенку укусит змея. Разбивающий камни о них ушибется, и колющему дрова от них угроза.
Точно так, как не знаешь ты, откуда стало дыханье и кости откуда в беременной утробе, так не знаешь ты дел Бога, создающего все.
Даже в мыслях не кляни царя и в спальном покое не кляни богатых, ибо птицы небесные перенесут твою речь, и пернатые объявят дело.
Много книг составлять конца не будет, и много читать — утомительно для плоти.
Кто хранит уста свои — тот бережет душу свою, а кто широко растворяет рот — тому беда.
Рты тех, кто говорит ложь, должны быть зажаты.
Муравьи народ не сильный, но летом заготовляют пищу свою; горные мыши народ слабый, но ставят дома свои на скале; у саранчи нет царя, но выступает вся она стройно; паук лапками цепляется, но бывает в царских чертогах.
Если притупится топор и если лезвие его не будет отточено, то надобно будет напрягать силы; мудрость умеет это исправить.
Главное — мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города.
Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа.
Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, — и не будет услышан.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Честь для человека — отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
Благотворящий бедному — дает взаймы Господу; и Он воздаст ему за благодеяние его.
Дающий нищему не обеднеет, а кто отвращает свои глаза от него — на том много проклятий.
Жизнь постоянно доказывает нам, что мёртвые счастливее живых. А самый счастливый тот, кто вообще не родился.
Все пройдет. И это пройдет.
Я нарцисс Саронский, лилия долин!
Что лилия между тёрнами, то возлюбленная моя между девицами.
Что яблоня между лесными деревьями, то возлюбленный мой между юношами. В тени её люблю я сидеть, и плоды её сладки для гортани моей.
— «Песнь песней», 2:1-3
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Мудрые мысли от царя Соломона
Соломо́н (др.-евр. שְׁלֹמֹה, Шломо́; греч. Σαλωμών, Σολωμών в Септуагинте; лат. Solomon в Вульгате; араб. سليمان;; Сулайман в Коране) — третий еврейский царь, легендарный правитель объединённого Израильского царства в 965-928 до н. э., в период его наивысшего расцвета. Сын царя Давида и Вирсавии (Бат-Шевы), его соправитель в 967-965 до н. э. Считается автором «Книги Екклесиаста», книги «Песнь песней Соломона», «Книги Притчей Соломоновых», а также некоторых псалмов. Во время правления Соломона в Иерусалиме был построен Иерусалимский Храм — главная святыня иудаизма.
Бедный ненавидим бывает даже близкими своими, а у богатого много друзей.
И глупец, когда молчит, может показаться мудрым.
Хватает пса за уши тот, кто проходя мимо, вмешивается в чужую ссору.
Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед и наказываются.
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его.
Глупый сын – сокрушение для отца своего, и сварливая жена – сточная труба.
Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города. Душа ленивого желает, но тщетно.
Если будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя.
Коварство – в сердце злоумышленников, радость – у миротворцев.
И при смехе иногда бывает болит сердце, и концом радости бывает печаль.
Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна.
Кроткий язык – древо жизни, но необузданный – сокрушение духа.
Кроткое сердце – жизнь для тела, а зависть – гниль для костей.
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, – и не будет услышан.
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы.
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен.
Кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп.
Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат.
Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда.
Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою.
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме.
Лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и нчто из желаемого не сравнится с нею.
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян.
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание – как древо жизни.
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью.
Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой.
Приложи сердце твое к учению и уши твои к умным словам.
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга.
Пусть хвалит тебя другой, а не уста твои, – чужой, а не язык твой.
Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка.
Верный человек таит дело.
Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него.
Вспыльчивый может сделать глупость; но человек, умышленно делающий зло, ненавистен.
Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю.
Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость.
В устах глупого – бич гордости; уста же мудрых охраняют их.
Главное – мудрость: приобретай мудрость и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени ее, и она возвысит тебя.
Глупцы только презирают мудрость и наставление.
Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим.
Глупый весь гнев изливает, а мудрый сдерживает его.
Глупый не любит знания, а только бы высказать свой ум.
Гнев губит и разумных.
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота.
Жесток гнев, неукротима ярость; но кто устоит против ревности?
Кто за добро воздает злом, от дома того не отойдет зло.
Не вкушай пищи у человека завистливого и не прельщайся лакомыми яствами его.
Не дружись с гневливым и не сообщайся с человеком вспыльчивым.
Не замышляй против ближнего твоего зла.
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи.
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему.
Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих.
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать это.
Нерадивый в работе своей – брат расточителю.
Не ссорься без причины.
От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб.
Слушайся отца твоего:он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится.
Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих.
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление.
Человек гневливый заводит ссору, а вспыльчивый много грешит.
Человек льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его.
Честь для человека – отстать от ссоры; а всякий глупец задорен.
Веселись, юноша, в юности твоей, и да вкушает сердце твое радости во дни юности твоей, и ходи по путям сердца твоего и по видению очей твоих; только знай, что за все это Бог приведет тебя на суд.
Лучше щепоть с покоем, чем пригоршня с трудом и томлением духа.
От множества мечтаний много тщетных слов.
Мужа – одного из тысячи нашел я, а женщины – ни одной из всех их не нашел я.
Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы.
Бог – ради человеков, чтобы их просветить, дабы поняли сами, что они – это скот и только.
Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако-же беднеет.
Три вещи непостижимы для меня, и четырех я не понимаю: пути орла на небе, пути змея на скале, пути корабля среди моря и пути мужчины к девице.
Мудрые молчат, поэтому глупые могут сойти за мудрых, если будут молчать.
Неверные весы – мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему.
Дающий нищему не обеднеет.
Потому что ревность – ярость мужа, и не пощадит он в день мщения.
Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну.
У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином.
…И скажешь: “Били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же”.
Сделал Бог человека прямым. Люди же ищут многих ухищрений.
И возненавидел я сам весь труд, над чем я трудился под солнцем, потому что оставлю его человеку, что будет после, и кто знает, мудрый ли он будет или глупый – а будет владеть моими трудами.
Все суета сует и ловля ветра.
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками.
Книга Екклеcиаста, или Проповедника, глава 4 Екклеcиаст, гл 4
И обратился я и увидел всякие угнетения, какие делаются под солнцем: и вот слезы угнетенных, а утешителя у них нет; и в руке угнетающих их — сила, а утешителя у них нет. И ублажил я мертвых, которые давно умерли, более живых, которые живут доселе; а блаженнее их обоих тот, кто еще не существовал, кто не видал злых дел, какие делаются под солнцем.
Видел я также, что всякий труд и всякий успех в делах производят взаимную между людьми зависть. И это — суета и томление духа! Глупый сидит, сложив свои руки, и съедает плоть свою. Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа.
И обратился я и увидел еще суету под солнцем; человек одинокий, и другого нет; ни сына, ни брата нет у него; а всем трудам его нет конца, и глаз его не насыщается богатством. «Для кого же я тружусь и лишаю душу мою блага?» И это — суета и недоброе дело!
Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто‐либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, не скоро порвется.
Лучше бедный, но умный юноша, нежели старый, но неразумный царь, который не умеет принимать советы; ибо тот из темницы выйдет на царство, хотя родился в царстве своем бедным. Видел я всех живущих, которые ходят под солнцем, с этим другим юношею, который займет место того. Не было числа всему народу, который был перед ним, хотя позднейшие не порадуются им. И это — суета и томление духа!
Наблюдай за ногою твоею, когда идешь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают.