Модернизация или техническое перевооружение в чем разница
Минфин напомнил, чем отличаются модернизация, реконструкция и техническое перевооружение ОС
Возможности: правильно определить, какие затраты организации относятся к расходам на ремонт или реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС в целях налога на прибыль.
Минфин в Письме от 06.10.2017 N 03-03-06/1/65431 напомнил, что для целей налогообложения прибыли порядок учета расходов на ремонт ОС отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта ОС и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации.
В целях налогообложения прибыли:
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся:
К реконструкции относится:
К техническому перевооружению относится:
работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых ОС, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
переустройство существующих объектов ОС, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции ОС в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции.
комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей ОС или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным.
На заметку: узнать о порядке учета модернизации, реконструкции, технического перевооружения ОС, а также о правилах учета расходов на ремонт ОС Вы сможете на семинаре «Основные средства и МПЗ: от приобретения до выбытия», который пройдет 16 ноября 2017 года в Центре образования «ЭЛКОД».
Ремонт, реконструкция и модернизация ОС
В процессе эксплуатации организациям приходится нести затраты на обеспечение функционирования основных средств. Способы отражения этих затрат в учете зависят от их сути, поэтому важно дать определения таким понятиям, как модернизация, реконструкция и ремонт:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Эти два понятия объединяет то, что в результате основное средство приобретает улучшенные показатели или новые функции.
Чем капитальный ремонт отличается от реконструкции и модернизации? Ответ на этот вопрос есть в справочно-правовой системе КонсультантПлюс. Если у вас есть доступ к К+, переходите к Типовой ситуации. Если доступа нет, получите пробный доступ к системе бесплатно.
Что изменилось в связи с вступлением в действие ФСБУ 6/2020 и 26/2020
ВНИМАНИЕ! С 2022 года утратил силу ПБУ 6/01 «Учет основных средств», его заменили два новых ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
В отличие от расходов на модернизацию расходы на ремонт основных средств на стоимость имущества не влияют и в налоговом учете относятся к прочим расходам (п. 1 ст. 260 НК РФ). В бухгалтерском учете затраты на ремонт входят в состав расходов по содержанию того подразделения, в котором основное средство эксплуатируется.
Как отражать модернизацию, реконструкцию, дооборудование и достройку основных средств в бухгалтерском учете при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020, подробно разъяснили эксперты КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Модернизация основных средств — проводки
Для учета затрат на модернизацию используется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы».
О том, как учесть основные средства стоимостью меньше 100 тыс. руб., читайте здесь.
По окончании работ затраты включаются в стоимость основного средства или учитываются отдельно на счете 01 «Основные средства» субсчете «Модернизация основного средства».
Модернизация ОС в проводках отражается следующим образом:
Организациям с большим количеством активов важно также уделять внимание аналитическому учету.
Чтобы разбить имеющиеся вложения во внеоборотные активы по видам на счете 08 для модернизируемых ОС открывается отдельный субсчет «Затраты на модернизацию». На счете 01 удобно создать отдельный субсчет, где будут числиться только объекты, находящиеся в стадии модернизации, например, «Основные средства на модернизации».
При передаче на модернизацию основных средств проводка по их внутреннему перемещению будет следующей:
Дт 01 субсчет «Основные средства на модернизации» Кт 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации».
Бухгалтерский учет амортизации при модернизации
Если период восстановления объекта превышает 12 месяцев, начисление амортизации приостанавливается. В НК РФ поддерживается такой же подход (п. 3 ст. 256 НК РФ).
В бухгалтерской учетной политике следует установить, в каком месяце начисление амортизации приостанавливается и в каком возобновляется при модернизации, длящейся более года, поскольку законодательно это не прописано. Это могут быть месяцы начала и окончания работ или месяцы, следующие за месяцами начала и окончания работ.
В НК РФ содержится определенное указание, что начисление амортизации по объектам, исключенным из состава амортизируемого имущества, прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем исключения данного объекта из состава амортизируемого имущества (п. 6 ст. 259.1 и п. 8 ст. 259.2 НК РФ).
Для обеспечения единообразия налогового и бухгалтерского учетов, начинать начислять амортизацию по объектам, введенным в эксплуатацию после модернизации, следует с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором работы были завершены.
Как организовать налоговый учет модернизации и реконструкции ОС, узнайте в КонсультантПлюс. Чтобы все сделать правильно, получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите в готовое решение.
Согласно п. 60 Методических указаний при линейном методе амортизация модернизированного объекта в бухучете рассчитывается по следующей формуле:
А — годовая амортизация;
ОС — остаточная стоимость основного средства;
ЗМ — затраты на модернизацию;
СПИ — новый срок полезного использования после модернизации.
Аналогичную формулу можно использовать при неизмененном сроке полезного использования. Остаточная стоимость, увеличенная на затраты на модернизацию, делится на оставшийся срок полезного использования. Методы расчета амортизации модернизированных основных средств закрепляются в бухгалтерской учетной политике.
Ориентируясь на этот подход, можно определить отчисления и при остальных способах начисления амортизации. Приведем пример для способа уменьшаемого остатка. Пример расчета для линейного метода можно найти в п. 60 Методических указаний.
В феврале 2019 года предприятие приобрело и ввело в эксплуатацию фасовочную линию стоимостью 900 000 руб. со сроком полезного использования 5 лет.
Амортизация рассчитывается способом уменьшаемого остатка. Коэффициент ускорения равен 2.
05.04.2022 была произведена модернизация объекта стоимостью 130 000 руб. При этом срок полезного использования был продлен на 2 года.
Работы длились менее 12 месяцев, начисление амортизации не приостанавливалось.
Годовая сумма амортизации рассчитывается исходя из остаточной стоимости ОС на начало каждого года по формуле:
А — годовая амортизация;
ОС — остаточная стоимость основного средства;
СПИ — новый срок полезного использования после модернизации;
КУ — коэффициент ускорения;
ГНА — годовая норма амортизации.
А = 900 000 × 2 × 1 / 5 = 360 000 руб.
За период с марта по декабрь 2019 года амортизация составила: 360 000 / 12 × 10 = 300 000 руб.
ОС = 900 000 – 300 000 = 600 000 руб.
А = 600 000 × 2 × 1 / 5 = 240 000 руб.
ОС = 360 000 – 144 000 = 216 400 руб.
А = 216 000 × 2 × 1 / 5 = 86 400 руб.
За период с января по апрель 2022 года амортизация составила: 86 400 / 12 × 4 = 28 800 руб.
В мае 2022 года остаточная стоимость после модернизации составила: 216 400 – 28 800 + 130 000 = 317 600 руб. Срок полезного использования: 5 × 12 – 10 – 12 – 12 – 4 + 24 = 46 месяцев.
За период с мая по декабрь 2022 года амортизация составила: 317 600 × 2 × 1 / 46 × 8 = 110 470 руб.
ОС = 317 600 – 110 470 – 108 068 – 51 685 = 47 377 руб.
А = 47 377 × 2 × 1 / 46 × 12 = 24 718 руб.
На 01.01.2026 ОС = 47 377 – 24 71 = 22 259 руб. Эту сумму нужно списать за оставшиеся 2 месяца в равных долях — по 11 329,5 руб.
Модернизация самортизированного основного средства
Часто выполняется модернизация ОС, которые уже полностью самортизированы и имеют остаточную стоимость, равную нулю. В нормативно-правовых актах не имеется особых указаний на то, каким образом должны учитываться расходы на модернизацию в таком случае. Так что поступать следует аналогично общему принципу:
ПРИМЕР от КонсультантПлюс:
В марте 2017 г. введен в эксплуатацию автомобиль первоначальной стоимостью 1 400 000 руб. (без НДС) и СПИ 50 мес. (с апреля 2017 г. по май 2021 г.). В июне 2021 г. проведена модернизация на сумму 720 000 руб. (без НДС). СПИ после модернизации в бухгалтерском и налоговом учете увеличился на 6 месяцев. Получите пробный демо-доступ к системе К+ и бесплатно переходите к расчетому примеру.
Как учитывать модернизацию полностью самортизированного ОС в налоговом учете, читайте здесь.
Налоговый учет модернизации основных средств
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ затраты на модернизацию увеличивают первоначальную стоимость основных средств, которая продолжает погашаться начислением амортизации.
Убедитесь, что вы правильно отличаете ремонт основных средств от модернизации для целей налога на прибыль. Получите пробный доступ к К+ бесплатно и переходите к разъяснениям экспертов.
05.04.2022 организацией была произведена модернизация станка. Стоимость работ, выполненных подрядчиком, составила 130 000 руб.
Срок полезного использования не изменился. Работы длились менее года, амортизация начислялась все время.
Первоначальная стоимость объекта равна 900 000 руб. Он относится к 3-й амортизационной группе. СПИ — 5 лет (60 месяцев).
Для целей налогового учета ежемесячная норма амортизации составит: 1 / 60 × 100% = 1,6666%.
Ежемесячная сумма амортизации: 900 000 × 1,6666% = 15 000 руб.
Первоначальная стоимость модернизированного объекта: 900 000 + 130 000 = 1 030 000 руб.
В налоговом учете сумма амортизации в месяц после модернизации: 1 030 000 × 1,6666% = 17 167 руб.
НК РФ также предусматривает возможность увеличения срока полезного использования ОС, если после модернизации его можно эксплуатировать дольше прежде установленного срока. Согласно п. 1 ст. 258 НК РФ увеличить СПИ можно в пределах амортизационной группы, к которой относится ОС. Если СПИ равен верхней границе пределов амортизационной группы, увеличить его после модернизации основного средства нельзя.
О других нюансах налогового учета основных средств вы узнаете из статьи «Порядок налогового учета основных средств».
Итоги
Важными моментами при учете модернизации ОС являются разделение понятий «ремонт» и «модернизация», организация удобного аналитического учета. Также необходимо принимать во внимание различия в бухгалтерском и налоговом учете модернизации основных средств, которые потребуют от бухгалтера действий по обеспечению корректного отражения временных разниц.
Подробнее обо всех нюансах бухучета основных средств читайте в этой статье.
Ростехнадзор разъясняет: Техническое перевооружение ОПО
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО от 17 мая 2017 г. N 09-00-06/5715
О ТРЕБОВАНИЯХ К ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДОКУМЕНТАЦИИ ОПАСНОГО ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБЪЕКТА
Управление государственного строительного надзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение, сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 8 ФЗ N 116 документация на техническое перевооружение ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Не допускаются техническое перевооружение, консервация и ликвидация ОПО без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, которое в установленном порядке внесено в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, либо, если документация на техническое перевооружение ОПО входит в состав проектной документации такого объекта, без положительного заключения экспертизы проектной документации такого объекта.
Следовательно, в указанном случае проведения работ по техническому перевооружению трех ОПО, в объеме которых предусмотрены демонтаж и установка тепловой изоляции трубопроводов тепловых сетей, документация на техническое перевооружение каждого ОПО подлежит экспертизе промышленной безопасности, если данная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Начальник Управления государственного строительного надзора М.А.КЛИМОВА
Вопрос от 26.12.2017:
В соответствии со статьей 13 пункт 1 Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» сказано что экспертизу промышленной безопасности проводят для документации на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Прошу Вас пояснить, необходимо ли проходить повторную экспертизу промышленной безопасности при внесении в документацию изменений, а в случае такой необходимости изменения какого рода можно вносить в документацию не подвергая в последствии документацию повторной экспертизе промышленной безопасности.
Ответ: В соответствии с пунктом 2 статьи 8 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 24 июля 1997 года № 116-ФЗ, отклонения от документации на техническое перевооружение в процессе его технического перевооружения не допускаются.
Изменения, вносимые в документацию на техническое перевооружение опасного производственного объекта, подлежат экспертизе промышленной безопасности. Заключение такой экспертизы промышленной безопасности также регистрируется в реестре заключений экспертизы промышленной безопасности.
Законом не предусмотрен перечень отступлений, при которых не требуется проведение экспертизы промышленной безопасности внесенных изменений.
Вопрос от 26.10.2016:
1.Существуют ли сроки ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта законодательно. Если да,то каким нормативно-правовым документом они установлены?!
2.Необходимо ли обязательно уведомить территориальное управление Ростехнадзора о проведении технического перевооружения опасного производственного объекта на предприятии. Если да,то в какие сроки и в какой форме?!
Ответ: Действующими нормативными правовыми актами не установлены сроки, ограничивающие по времени проведение технического перевооружения опасного производственного объекта.
Если документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, то извещение органов надзора осуществляется в соответствии со статьей 52 (часть 5) Градостроительного Кодекса Российской федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ, не позднее чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции объекта капитального строительства.
Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, подлежит экспертизе промышленной безопасности в соответствии со статьей 13 федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ. Заключение экспертизы промышленной безопасности подлежит внесению в реестр в территориальном органе Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.
Вопрос от 01.11.2015:
В Ростехнадзор обратился гражданин с вопросом: является ли техническим перевооружением котельной осуществление подпитки тепловых сетей котельной от соседнего предприятия?
Ответ: Специалисты Управления государственного энергетического надзора Ростехнадзора ответили на данный вопрос.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта – приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Вопрос от 15.09.2015:
В Ростехнадзор поступил вопрос: необходимо ли получать разрешение на строительство (реконструкцию) при техническом перевооружении (модернизации) опасного производственного объекта?
Ответ: Специалистами Управления государственного строительного надзора Ростехнадзора подготовлен ответ на поступивший вопрос.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ техническое перевооружение, капитальный ремонт, консервация и ликвидация опасного производственного объекта осуществляются на основании документации, разработанной в порядке, установленном настоящим Федеральным законом с учетом законодательства о градостроительной деятельности.
Документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство.
На основании изложенного, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство при проведении технического перевооружения опасного производственного объекта не требуется.
Вопрос от 04.09.2018:
В управление поступило обращение с вопросом применения понятия «техническое перевооружение» при замене технического устройства на аналогичное?
Ответ: Техническое перевооружение опасного производственного объекта относится к видам деятельности в области промышленной безопасности.
В соответствии ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» техническое перевооружение опасного производственного объекта предполагает проведение следующих видов работ:
Следовательно, техническое перевооружение опасного производственного объекта должно отвечать одновременно двум критериям:
Вопрос от 29.11.2018:
Являются ли техническим перевооружением ОПО замена технических устройств (насосного оборудования, двигателей, установка датчиков, дополнительных приборов, систем защит и т.д.), если данные замены не ведут к изменению технологического процесса, не меняют характеристик и производительности ОПО?
Ответ: Если данные замены не ведут к изменению технологического процесса и не меняют характеристик и производительности объекта, то это не является техническим перевооружением опасного производственного объекта.
Вопрос от 02.2019:
Какие требования к порядку проведения технического перевооружения? И кто может проводить техническое перевооружение?
Ответ: В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – 116-ФЗ) техническим перевооружением опасного производственного объекта являются приводящие к изменению технологического процесса на опасном производственном объекте внедрение новой технологии, автоматизация опасного производственного объекта или его отдельных частей, модернизация или замена применяемых на опасном производственном объекте технических устройств.
Требования к порядку проведения технического перевооружения определены ст. 8 Федерального закона № 116-ФЗ. В соответствии с » Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 27.01.2009 № 37, специалисты (должностные лица) организаций, осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию, а также изготовление, монтаж, накладку, обслуживание и ремонт технических устройств на опасных производственных объектах, должны быть подготовлены и аттестованы по вопросам безопасности в объеме, соответствующем должностным обязанностям.
Вопрос от 15.02.2019:
На опасном производственном объекте, для обогрева предприятия, применяется котел водогрейный КВ-ГМ-2,5-115П с горелочным устройством «Marathon» М 3001 ARZ мощностью min 444кВт max 3166кВт среднего давления газа, в связи с окончанием нормативного срока службы выше указанных горелочного устройства, наше предприятие хотело бы заменить горелочное устройство, без замены котла, на горелочное устройство Ecoflam BLU 3000.1 мощностью min 630кВт max 3000кВт среднего давления газа. Является ли данная замена техническим перевооружением? Требуется ли нам делать проект технического перевооружения ОПО для выше указанной замены горелочного устройства? Какое наказание грозит нашему предприятию или должностным лицам в случае если не будет проекта на техническое перевооружение и экспертизы?
Исходя из вышеизложенного работы по замене газогорелочных устройств, указанные в вашем обращении относятся к техническому перевооружению. Также поясняем, согласно требованиям вышеуказанного Закона, данные работы должны выполнятся в строгом соответствии с разработанной проектной документацией, прошедшей экспертизу промышленной безопасности.
Разделы сайта, связанные с этой новостью:
Последовательность событий и новостей по этой теме
(перемещение по новостям, связанным друг с другом)
Налоговая служба рассказала, чем отличается учет расходов на ремонт и на реконструкцию основных средств
Elnur_ / Depositphotos.com |
По общему правилу расходы на ремонт основных средств, в том числе расходы на проведение капитального ремонта, учитываются для целей налогообложения в составе прочие расходов и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат (ст. 260 Налогового кодекса).
Как поясняет налоговая служба, порядок учета расходов на ремонт основных средств отличается от порядка учета расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, которые увеличивают первоначальную стоимость объекта основных средств и подлежат списанию для целей налогообложения через механизм амортизации (письмо ФНС России от 12 февраля 2021 г. № СД-4-3/1777).
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
К работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами. К реконструкции относится переустройство существующих объектов основных средств, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономических показателей и осуществляемое по проекту реконструкции основных средств в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции. А к техническому перевооружению относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономических показателей основных средств или их отдельных частей на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным. При этом произведенные расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль организаций при условии их соответствия критериям, установленным налоговым законодательством – расходы должны быть экономически оправданы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).