Лучшее поведение для человека в даосизме принцип у вэй что означает
Принцип у-вэй это часть философии даосизма
Понятие У-вэй переводится как созерцательное недеяние. В словарях толкуют недеяние как не сопротивление, отсутствие борьбы. Что это за принцип У-вэй? Чем он может помочь в нашей современной жизни? Что означает?
У принципа у- вэй есть формула — достижение максимального результата при минимальных усилиях. Вы даете возможность жизни идти своим чередом.
События складываются наилучшим образом для человека, ему только нужно идти без суеты.
Подобный принцип применяется в айкидо. Чтобы повалить противника на землю нужно воспользоваться силой его удара, а самому быть гибким, уйти от удара, обойти со стороны.
Созерцание подразумевает активную деятельность ума, но не суетливую, а сконцентрированную на решении задачи, на достижении цели. Это вовлеченность, ее можно еще назвать состоянием потока.
Любое занятие по принципам у-вэй – это творческий, интересный, познавательный процесс. Если у вас случился какой-то форс мажор, то согласно принципам у-вэй, вы должны принять ситуацию и продолжать двигаться выбранным курсом.
Не полагаться на страх, а опираться на свою долгосрочную стратегию. Здесь действует правило – ты можешь проиграть бой, но выигрываешь войну. Вспоминается наш знаменитый полководец Михаил Кутузов, который оставил Москву, но победил в войне с французами.
В западной модели поведения человек чаще противостоит обстоятельствам, борется с ними. Человек резко реагирует на каждое негативное событие, лишаясь при этом энергии и истощая свои ресурсы, еще больше усугубляет ситуацию.
Человек, использующий принципы у-вэй, принимает ситуацию целиком как есть, и размышляет над тем как ее развернуть в свою пользу. Можно привести пример с деревом – его ростки не пытаются успеть созреть раньше времени. У-вэй — это радость приятия жизни такой какая она есть.
Лао-цзы говорил: «Знающий не доказывает, доказывающий не знает. Мудрый человек ничего не накапливает. Он всё делает для людей и все отдает другим. Дао мудрого человека — это деяние без борьбы». Недеяние в этом контексте обозначает как раз-таки активное действие, но которое соответствует природным законам и дао.
Принципы у-вэй — это ряд человеческих качеств
Принципы у-вэй это не просто абстракция, а конкретная характеристика определенных человеческих качеств.
1. Достоинство. Опора на свои силы, возможности.
2. Спокойствие. Нет смысла никому и ничего доказывать или бороться.
3. Самодостаточность. Действия из осознания своей причастности Вселенной.
4. Проактивность – все реакции человека осознанны.
5. Уверенность. Нет страха оценки со стороны.
6. Гибкость и адаптивность – человек внутренне готов к любым переменам.
Даосизм считает, что в любой деятельности важно не переживать о конечном результате. Вам достаточно быть здесь и сейчас, проникая вглубь самого процесса того дела, которым вы занимаетесь. Принцип у-вэй — это и есть погружение, познание и созерцательное недеяние.
Когда человек думает о результате и достижениях в спешке, то он испытывает стресс. Его организм просто напрягается и устает.
Когда же человек погружается в процесс, он перестает переживать и отождествляется с самим процессом.
Водные стихии так и действуют — обходят препятствия мягко, податливо, но при этом вода камень точит. Таким образом сам процесс освоения чего-то достаточно проактивный.
Проактивность– это включенное состояние сознания, когда человек действует согласно своим принципам, не отвлекаясь ни на что. Он спокойно и просто идет к намеченным целям.
Принцип у-вэй — это сама жизнь
Когда вы, например, кушаете и полностью концентрируетесь на еде. Или вы работаете и полностью погружаетесь в работу — это и есть процесс, в котором выражается принцип у-вэй.
Напротив, суетливые мысли и желания только подрывают возможность насладиться процессом действия. Бесконечные звонки, переключение с одного дела на другое – это суета, которая не дает возможности жить и ценить то, что есть. В этом выражается психология недостатка – нужно все время чего-то больше и больше.
У-вэй подразумевает достаток и довольство тем, что есть, всем что имеется у человека на данный момент жизни.
И в таком случае у человека рождается способность действовать спонтанно, чувствовать ситуацию, опираясь не на знания, а на свою натуру, на свои подлинные интересы.
Спокойный и самодостаточный человек ждет подходящего момента, когда сама ситуация созреет и действует. Практика у-вэй позволяет качественно и более полно проживать жизнь.
В китайской философии есть понятие «ци» — это жизненная энергия. Она пронизывает природу, живые существа.
В этом плане энергия ци сохраняется у человека, который проповедует дисциплинированность. А тот, кто потакает своим желаниям, теряет жизненную энергию.
В то же время человек движется к своим целям, действует не из нужды, а из понимания чего он хочет. У человека появляется спокойствие и высвобождается много энергии.
Например, если человек не курит, но попадает в компанию курящих людей и закуривает заодно, то этот поступок не является естественным. Это желание соответствовать стандартам. Именно в этом смысле принцип у-вэй — это и есть способ быть самим собой. Несогласие с общественным мнением, стандартами не из желания отрицать, а из понимания своей природы.
Действовать спонтанно, исходя из обстоятельств, означает быть внимательным к тому, что происходит. Не закрывать глаза на происходящее, делать свой выбор не из каких-то абстрактных представлений, а исходя из своей внутренней природы и конкретной ситуации.
У-вэй — это возможность найти себя
Каждое существо в природе или растение имеет свое место, и делает то, что свойственное ему. Точно так же человек. Стоит только приблизиться к пониманию своей природы и получится найти свое место в жизни. При этом не опираться на других людей, влияние внешнего мира и т.д.
Исходя из принципа у-вэй, если человек изначально по своей природе предрасположен к пению, то будет крайне сложно сделать из него, к примеру, мастера ремесленника, если на это нет врожденных способностей. Можно потратить уйму времени бездарно, улучшая то, к чему человек изначально не предрасположен.
Если у человека есть предрасположенность к определенному занятию, то и получать он будет результаты, превосходящие все ожидания.
Принцип у- вэй — это сохранение и приумножение всего того, что свойственно именно вам, а никому-то другому.
Так что принцип у- вей выражает вашу индивидуальность и уникальность.
Двигаясь к самому себе, лучше чувствуя, понимая свою натуру, человек начинает жить более насыщенной жизнью. У него появляется радость, приходит больше возможностей и человек находит свое место под солнцем.
Китайская мудрость о жизни
«Если твое сердце наполнено любовью, то ты не сможешь обидеть другого человека».
«Если ты ненавидишь, значит, тебя победили» Конфуций
«Мудрый человек не делает другим того, чего он не желает, чтобы ему сделали» Конфуций
«Красота есть во всем, но не всем дано это видеть» Конфуций
«Твой дом там, где спокойны твои мысли»
«Делая добро людям, не требуй от них благодарности. Если будешь требовать от них благодарности, твое желание сделать добро причинить вред».
«Не говорите, если это не изменяет тишину к лучшему»
«С деньгами можешь купить часы, но не время»
«То, что случается, случается вовремя».
«Хижина, где смеются, богаче дворца, где скучают».
«Если ты споткнулся и упал, это ещё не значит, что ты идёшь не туда».
«Всегда смотри на вещи со светлой стороны, а если таковых нет — натирай тёмные, пока не заблестят».
«Тот, кто указывает на твои недостатки, не всегда твой враг; тот, кто говорит о твоих достоинствах, не всегда твой друг».
«Не бойся медлить, бойся остановиться».
«Искушение сдаться будет особенно сильным незадолго до победы».
«Государь – как лодка, а народ – как вода: может нести, а может и утопить».
«Большая река течет тихо, умный человек не повышает голоса».
«Благородный человек в душе безмятежен. Низкий – всегда озабочен» (Конфуций).
Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти? (Конфуций).
С деньгами можешь купить часы, но не время (китайская народная мудрость).
Благородный человек знает о своём превосходстве, но избегает соперничества (Конфуций).
Цитаты Лао Цзы
«Никогда не осуждайте человека, пока не пройдете долгий путь в его ботинках» Лао Цзы
«Вами управляет тот, кто вас злит» Лао Цзы
«Если человек долго поднимался по чужой лестнице, то, прежде чем найти свою, ему нужно спуститься.» Лао Цзы
Вы оцениваете людей по их полезности. Я не говорю, что вы не должны делать ничего полезного. Делайте полезные вещи, но помните, что настоящий и величайший опыт жизни и экстаз приходят от делания бесполезного. Он приходит через поэзию, живопись, любовь, медитацию. Величайшая радость наполнит вас, только если вы способны сделать что-то, что нельзя свести к товару. Награда – духовная, внутренняя, она проявляется энергией. Итак, если вы чувствуете бесполезность – не волнуйтесь. Вы можете стать огромным деревом с большой кроной. И люди, которые вступили в полезную активность… им так нужно иногда отдохнуть в тени.
«Лучший запор тот, что не имеет замка, и его невозможно взломать. Лучшие узы те, что не удерживаются ничем, и их нельзя разрубить»
«Кто одинаково принимает и конец, и начало, освобождается от неуспеха в делах».
«Лишь тот, кто имеет силу, может давать ее другим»
«Кто храбр и воинственен — погибает, кто храбр и не воинственен — будет жить. Эти две вещи означают: одна — пользу, а другая — вред. Кто знает причины того, что небо ненавидит воинственных? Объяснить это трудно и совершенно мудрому».
«Для того, чтобы жить доброй жизнью, нет надобности знать о том, откуда ты явился и что будет на том свете. Думай только о том, чего хочет не твоё тело, а твоя душа, и тебе не нужно будет знать ни о том, откуда ты явился, ни о том, что будет после смерти. Не нужно будет знать этого потому, что ты будешь испытывать то полное благо, для которого не существуют вопросы ни о прошедшем, ни о будущем.»
Принципы у-вей формировались веками, как и сама китайская мудрость, которая будет жить в веках!
У-вэй: философия ничегонеделанья
У-вэй – это особая категория даосизма, которая подразумевает невмешательство в естественный ход вещей. Эту философию еще называют искусством созерцательной пассивности, «недеяния» или «ничегонеделания». Как ее принципы могут помочь человеку в современной жизни?
Согласно Лао-Цзы, «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир — это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если кто хочет присвоить его, потеряет его». В этой фразе сокрыта вся суть философии у-вэй.
Такие взгляды в корне противоречат западной философии успеха, которая призывает быть активней, действовать наперекор всему, завоевывать мир и всегда стремиться к большему. Однако, как мы знаем, этот подход часто становится причиной депрессии и стрессов, в то время как у-вэй помогает преодолеть сложный жизненный период. Важно только проникнуться основными постулатами и секретами этой философии.
1. Бездействие не означает, что ничего не происходит
У-вэй переводится с китайского как «не-действие» или «действие без действия». Это жизнь в согласии с естественным ходом событий, в противовес активному преследованию целей и форсированию их. При этом у-вэй не стоит путать с безделием. Следование философии у-вэй – не повод сидеть в сторонке, праздно наблюдая за жизнью и критикуя других людей.
У-вэй – это вдохновенное состояние человека, который наполнен жизненной энергией и посвящает свои действия только высшей цели. Этот человек не расходует энергию по мелочам и действует, лишь когда для этого наступает лучшее время. И тогда весь мир поддерживает его.
У-вэй можно описать через известный всем символ Инь-Ян. С одной стороны, это активная мужская энергия, подразумевающая расширение себя в мир. С другой стороны, пассивная женская энергия, которая символизирует внутреннее познание.
Вся китайская медицина, боевые искусства, гимнастика и иглоукалывание призваны помочь сбалансировать мужскую и женскую энергию, то есть действовать и не действовать одновременно. Это и есть у-вэй.
У-вэй: Древнее китайское искусство бездействия
«Природа никуда не спешит, однако все успевает», –
Лао-Цзы.
Несколько дней назад ранним утром, когда сильный ветер поднял высокие волны, я на самом рассвете решил отправиться на одно из моих самых любимым мест для серфинга, чтобы успеть взобраться на гребень волны до того, как мир проснется, и в воду будет нельзя ступить, не отдавив кому-то ногу. Ну что ж… похоже, эта мысль пришла в голову далеко не только мне.
Когда первые лучи поднявшегося над горизонтом солнца осветили океан, я подъехал на мое любимое место и увидел, что туда еще до меня приехало почти 30 серферов. Я мгновенно почувствовал себя опоздавшим, словно проспал утром рабочего дня, приехал на работу на полчаса позже, и меня вот-вот за это оштрафуют, если я не потороплюсь. И потому схватился за свою доску и буквально вбежал в воду, пытаясь как-то компенсировать потерянное время — отчаянно бросаясь то вправо, то влево, чтобы уклониться от других людей, попадая с головою под большие волны, плывя по течению и ища «свою волну».
Но каждая волна, на которую падал мой взгляд, либо уже была оседлана кем-то еще, либо слишком рано опадала, либо была слишком далеко или близко, чтобы мне удалось ее поймать. И чем больше я старался, тем сложнее мне было отыскать свой поток в океане… В итоге мне все это надоело — я так устал, что мне уже не хотелось дергаться. Я остановился на минутку, сел на свою доску, и просто позволил воде нести меня туда, куда ей заблагорассудится.
Прошло совсем немного времени, пока меня не отнесло течением в сторону от того кусочка моря, где барахтались все эти 30 серферов, пытаясь поймать волну и мешая друг другу. Я оказался там, где не было больших волн и был совершенно один. Слегка передохнув и переведя дыхание, я начал замечать, как свет танцует на поверхности воды, и рассветный ветерок обдувает мое лицо. И когда дыхание замедлилось, и я перестал прилагать все свои силы для того, чтобы развлечься и получить удовольствие, мне начало нравиться просто быть там. Просто чувствовать океан, и себя в нем.
И когда это случилось, я поднял взгляд, и увидел, как передо мной поднимается замечательная, чудная, просто восхитительная волна. «Что ты здесь делаешь, моя хорошая?», — улыбнулся я, поворачиваясь так, чтобы встретить ее. Совсем немного усилий — и я взобрался на вершину прозрачной голубой волны, которая пронесла меня до самого берега.
Получение доступа к потоку
У-вэй (созерцательная пассивность) — это китайская концепция, являющаяся основой даоизма и ключевой темой бессмертного произведения Лао-Цзы «Дао Дэ Цзин».
«У-вэй» переводится буквально, как «неделание», но на самом деле его смысл не столько в том, чтобы ничего не делать, сколько в умении синхронизировать свои действия с великим потоком жизни.
Принцип У-вэй, часто называемый принципом «естественных действий» призывает отказаться от чрезмерных усилий и попыток преодолеть силу течения, вместо этого, стараясь, двигаться «вместе с потоком». Позволяя энергии течения жизни помогать нам достигать желаемого, и вместе с тем оставляя нам достаточно сил для того, чтобы отреагировать на любое препятствие или подводные камни, встретившиеся на пути.
У каждого из нас бывают моменты, когда мы сливаемся с потоком. В такие моменты (благодаря чистой, фокусированной воле, умению отстраниться от всего маловажного, а то и сочетанию того и другого) мы вводим наше сознание в такое состояние, когда мы чувствуем неразрывную связь с тем, чем мы занимаемся. Наши действия становятся одновременно и крайне эффективными, и практически не отнимающими наших сил.
Окружающий мир при этом словно замедляется и отдаляется, и в этом времени и пространстве мы чувствуем единство между собою, и тем, что мы пытаемся делать. Слова будто сплошным потоком стекают на пустой лист бумаги, подсказывая нам, что писать, океан сам направляет нас туда, где мы можем оседлать самую высокую волну в своей жизни, а ритм песни, под которую мы танцуем, проходит через все наше тело… и становится чистым выражением того, кто мы такие.
И хотя каждый из нас испытывал на себе это состояние потока в пиковые моменты работы, любви и креативных стремлений, в большинстве своем мы верим в то, что это замечательное состояние способно снизойти на нас лишь в исключительных случаях. Что оно доступно лишь элите и войти в него можно благодаря удачному стечению обстоятельств, либо же долгой и настойчивой работе над собой.
Но что, если это невероятное чувство потока на самом деле вполне может стать нашим нормальным состоянием? Будет доступно нам в любой момент, когда нам это понадобится? Что, если бы каждый из нам, живя своей обычной жизнью, со всеми ее взлетами и падениями, каждый день обладал бы прямым и непосредственным доступом к этому невероятному единству — всегда и повсюду, в любой ситуации?
Двигайтесь вперед с энергией момента, и вовремя реагируйте на все препятствия — это возможно делать, прилагая к этому самый минимум усилий.
Как научиться делать, не делая?
История рассказывает нам о том, что многие адепты Дао пытались воплотить в жизнь принцип У-вэй, удаляясь от общества — перебираясь жить в горы, долгое время медитируя в пещерах и стремясь к каждодневному существованию, направляемому и питаемому только лишь естественной энергией этого мира. Да, это один из способов добиться этого, но далеко не единственный.
Как писал сам Лао-Цзы, совершенное воплощение У-вэй можно найти не только в удалении от всего мирского, но и в умении плыть не наперекор, а вместе с потоком той жизни, в котором мы живем.
«Когда мы обретаем способность работать с нашей внутренней сущностью и законами природы, окружающими нас, мы достигаем уровня У-вэй. И после этого мы уже не тратим свои силы напрасно — мы работаем сообща с естественным порядком вещей, и действуем в соответствии с принципом минимальных усилий. Именно потому, что природа и окружающий мир устроены в соответствии с этим принципом, они не совершают ошибки.
Ошибки совершаются — или воображаются — не природой, а человеком, существом с перегруженным мозгом, самостоятельно отделяющим себя от сети поддержки, сотканной из законов природы, мешая их действию, и слишком сильно идя напролом», – Бенджамен Хофф, «Дао Винни-Пуха»
И, хотя многие из нас начинают свой день с аршинного списка срочных дел и чувства того, что обстоятельства подгоняют со всех сторон, нам стоит хотя бы на минутку остановиться, и задуматься о том, что все, что мы делаем, происходит в соответствии с естественным порядком вещей. И если мы настроимся на него и будем стараться следовать ему, у нас непременно начнет получаться делать все более эффективно, точно, без лишних усилий.
Если же мы попытаемся идти против этого порядка, то на то, чтобы добиться желаемого, у нас будет уходить намного больше времени, сил и энергии. При этом в некоторых случаях (например, как у меня, решившего заняться серфингом с утра) у нас все равно ничего не будет получаться, как бы сильно мы ни старались.
Еще раз: если мы пытаемся пойти против естественного порядка вещей, и плыть против течения, на все, что мы пытаемся делать, у нас будет уходить намного больше сил. Сил, которые мы бы с куда большей радостью потратили на что-то более приятное.
Следование Пути природы
Чего бы мы ни добивались, к чему бы ни стремились, и что бы наш разум ни пытался говорить нам о срочности дел и сильном давлении обстоятельства, У-вэй учит нас тому, что самый эффективный способ делать что бы то ни было — это следование Пути природы. Следование естественному порядку вещей.
Когда мы настраиваемся на естественный, природный поток любого занятия, на живую энергию того, к чему мы стремимся, зачастую оказываемся способны добиться куда большего, делая при этом меньше.
Если присмотреться к тому, как природа устраивает свои дела, мы можем увидеть множество идеальных примеров У-вэй. Движение солнца и времена года, вращение земли, орбита Луны, течение рек, способное создавать долины и превращать их в зеленый рай, деревья, способные вырасти из крохотного семечка и подарить жизнь бессчетному количеству потомков…
Каждый из этих примеров невероятно эффективно выполняет свое предназначение, и отдает природе то, без чего ей не обойтись, и что она не может получить из каких-либо иных источников. Но разве река прилагает усилия для того, чтобы течь? Разве дерево плодоносит, пересиливая себя и испытывая внутренние страдания? Нет. И дерево, и река делают свою работу, не делая ее.
Некоторые люди интуитивно интерпретируют «бездействие», как нечто пассивное, расслабленное или ленивое, однако это не совсем так. Когда мы смотрим на мир глазами Дао, мы понимаем, что бывают времена, требующие от нас действий, но если в соответствии с законами природы действий вовсе не требуется, то стоит вам что-то сделать в подобной ситуации, и это уже будет «слишком». Более того, бывают случаи, когда любое действие принесет намного больше вреда, чем недеяние.
Представьте, что вы решили вырастить растение — сперва, конечно, вам нужно изрядно поработать, но после того, как вы создадите идеальные условия для его роста (высадите в отличную землю и позаботитесь, что ему достаточно солнца и воды), лучшее, что вы можете сделать, это попросту оставить его в покое. Если вы нетерпеливы, и вам хочется, чтобы растение выросло как можно быстрее, вы можете попытаться дать ему больше воды, больше солнца, больше удобрений… Но это, скорее всего, не поможет и даже может навредить растению.
Конечно, мы не забываем приглядывать за растением, понимая, что с ним может случиться что-то непредвиденное. Но если этого не случается, то бездействие — именно то, что нужно в такой ситуации.
У-вэй учит нас не торопить события, вместо этого позволяя им течь своим чередом.
«Когда вы живете в соответствии с принципами У-вэй, вы вставляете квадратный штырь в квадратное отверстие, а круглый — в круглое. Никакого стресса, никаких лишних усилий. Наш эгоизм, наши желание и чувство внутреннего противоречия пытаются подтолкнуть нас к тому, чтобы загнать квадратный штырь в круглое отверстие — просто для того, чтобы показать, что мы можем. Хитрость подсказывает нам, чем смазать штырь и как его обтесать, чтобы он влез туда, где ему не место.
В поисках знаний мы пытаемся понять, почему круглые штыри входят в круглые отверстия, но не в квадратные, и нельзя ли с этим что-то сделать. У-вэй не пытается. Он не думает. Просто делает. Со стороны может показаться, что не делается почти ничего, – Бенджамен Хофф», «Дао Винни-Пуха».
Бывают случаи, когда не делать ничего — лучшее, что вы можете сделать.
Поиски собственного У-вэй
«Если вы печальны, вы живете в прошлом. Если вы тревожны, вы живете в будущем. И только если вы спокойны, вы действительно живете в настоящем», – Лао-Цзы.
Когда мы смотрим на окружающий мир — такой, какой он сейчас — нам может показаться, что у нас куча дел, забот и работы. И когда мы стремимся к прогрессу, личным достижениям, а в некоторых случаях даже обычному выживанию, идея «бездействия» может показаться нам недостижимой.
К счастью, сущность У-вэй весьма проста, и есть множество простых вещей, которые мы можем делать (и не делать!) каждый день, чтобы помочь нам настроиться на естественный порядок вещей. Вот лишь некоторые из них, которые вы с легкостью можете попробовать самостоятельно. Вы можете начать:
Проводить больше времени на природе.
Если нашей фундаментальной целью является «настройка» на естественный, природный порядок вещей, нам нужно как можно чаще бывать на природе. Нам не найти лучшего учителя и лучшего места для того, чтобы как можно теснее сблизиться с этим аспектом нашей личности.
Когда мы делаем свой первый шаг в мир природы (в идеале босиком, а не в прорезиненных кроссовках), мы подключаемся к миру У-вэй, где на всех его уровнях в изобилии встречаются естественные, производительные, действующие по принципу «потока» системы.
И когда мы устанавливаем связь между собой и всем этим, тем самым мы помогаем себе соединиться с тем, что находится внутри нас, в самой глубине нашей души — с тем, что помогает нам жить по соответствии с У-вэй.
Делиться тем, что у вас есть, безо всяких условий и не ожидая благодарности.
Когда мы сближаемся с миром природы, он напоминает нам о той щедрости, которой изобилует тогда, когда живые системы находятся в гармонии с собою. Из одного-единственного семечка может вырасти фруктовое дерево, способное прокормить очень многих и произвести еще тысячи и тысячи семян.
Солнце дарит нам свет и тепло, и не становится при этом меньше и тусклее. Река полна жизни, и одевает свои берега яркой зеленью, где бы она ни текла — от гор и до самого моря.
Одним из самых естественный проявлений потока, которое можно увидеть в этой жизни — это щедрость природы, у которой каждому из нас стоило бы поучиться. Когда мы позволяем себе следовать нашему глубинному стремлению делиться и отдавать — даже в малом — мы начинаем гармонировать с изначальной щедрой и доброжелательной сущностью самой жизни. И не прилагая никаких лишних усилий, открываем себя для возможности не только давать, но и получать. Зачастую во много раз больше, чем мы отдаем.
Когда мы сближаемся с природой, мы подключаемся к миру У-вэй, и она учит нас истинной щедрости.
Отказаться о представления о том, какими вещи «должны» быть.
Это не значит, что вам стоит бросаться в будущее бездумно, и полагаясь только на удачу — нет, в вашей жизни всегда будут вещи и обстоятельства, требующие тщательного планирования. Но на каждом шагу, и на каждом этапе жизненного пути вам будут встречаться возможности и короткие пути, которые на этапе планирования вы не могли даже вообразить.
Порою наши усилия во что бы то ни стало выполнить план и получить предсказуемый результат не дают нам увидеть все те возможности, которые буквально валяются у нас под ногами. Когда мы обнаруживаем себя в непреодолимых обстоятельствах (вот как я во время серфинга), зачастую это происходит потому, что мы беремся за что-то с четкой, фиксированной идеей того, какими должны быть наши обстоятельства в соответствии с нашими желаниями, убеждениями или планами. Но стоит нам отказаться от наших представлений о том, что окружающий мир нам должен или не должен, и понимаем, что у нас открылись глаза на то, какой он на самом деле… И в этом пространстве принятия потоку становится очень просто подхватить нас, словно пушинку, и понести прямиком к нашей цели!
«Если вы поймете, как этот мир Устроен На Самом Деле, и настроитесь на него по-настоящему, тогда с вами начнут происходить практически исключительно нужные вещи, ведя вас в нужную сторону, даже если вам кажется, будто это не так. Когда вы достигнете цели, вы сможете оглянуться назад, и сказать самому себе: «О, теперь я понимаю. Это должно было случиться для того, чтобы произошло вот это, а оно должно было случиться, чтобы в итоге вышло вот что…» И тогда вы понимаете, что даже если бы вы пытались идеально сделать все это, вы все равно не могли сделать лучше, а если бы вы пытались добиться своего силой, то только бы все испортили», –
Бенджамен Хофф, «Дао Винни-Пуха».
Порою наши усилия во что бы то ни стало выполнить план, добившись поставленной цели, просто не дают нам увидеть, какие еще возможности могут открыться перед вами, если только вы захотите их заметить.
Всегда оставаться открытым к чему-то новому и внезапному.
Одним из самых фундаментальных принципов У-вэй является то, что сущность потока не является предопределенной, но может проявляться спонтанно. Мы можем сыграть свою роль в создании идеальных условий, можем привести себя к океану, но не можем создать в нем волны, как бы мы ни пытались. На это способен лишь океан.
У моей семьи есть замечательный, хорошо спланированный огород с овощами, но в этом году урожай наших выверенных и тщательно удобренных рядов салата-латука и капусты померк рядом с тыквами, которых мы вообще не сажали, они выросли сами на компостной куче.
Так что, когда мы начинаем двигаться в свой цели в любой области своей жизни, нам стоит следовать одному из краеугольных символов У-вэй — умению всегда быть открытым для нового (как внутри, так и снаружи)!
Мы никогда не знаем, какой тихий шепот или свежий импульс может дать нам возможность в этот самый момент получить желаемое.
«Будьте спокойны, словно гора, и протекайте, как широкая река», – Лао-Цзы