Лучшее предложение в чем смысл
Лучшее предложение 2013 — новый взгляд на человека в футляре
Фильм «Лучшее предложение» — творение итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе. Российским телезрителям он впервые был показан в 2013 году. Загадочная картина рассказывает о престарелом коллекционере, влюбившемся в прекрасную юную особу. Звучит банально и даже пошло, но все ли так просто? Какой у фильма «Лучшее предложение» смысл и что хотели донести до зрителя его создатели?
Краткое содержание
Сюжет фильма «Лучшее предложение» закручен вокруг героя Джеффри Раша. Мистер Вёрджил Олдман – известный пожилой аукционист, имеющий большую коллекцию дорогостоящих картин. Истинные произведения искусства он скупает на аукционах за мизерные суммы. Сам коллекционер – брезгливый, замкнутый тип, постоянно носит перчатки и все вещи оборачивает в салфетки.
Однажды некая мисс Клэр Ибитсон (Сильвия Хукс) уговаривает мистера Олдмана оценить ее имущество для последующей продажи. Ее дом – огромный особняк, наполненный старинной мебелью и картинами.
В первый же день Вёрджил находит в доме набор шестеренок. Его друг Роберт (Джим Стёрджесс) – мастер на все руки – делает вывод, что это часть робота известного изготовителя старинных игрушек периода XVIII века, Жака Вокансона. Товарищи задаются целью воссоздать андроид.
Это интересно! Съемки драмы «Лучшее предложение» проходили в следующих городах: Триесте, Парме, Больцано, Вене, Риме, Мелане, Праге.
Мистер Олдман еще ни разу не видел мисс Ибитсон вживую. У нее агорафобия – боязнь открытого пространства и людей. Но чем больше он общается с новой знакомой, тем больше к ней привыкает и стремится избавить ее от психической болезни. Подглядев за девушкой, Вёрджил окончательно влюбляется в героиню. Клэр же то выгоняет его, то просит остаться.
Со временем мисс Ибитсон привыкает к своему новому другу. Между ними возникают теплые чувства. Олдман покупает кольцо, чтобы сделать предложение юной возлюбленной. Но Клэр пропадает. После долгих мучительных поисков герой находит ее в подвале.
Вёрджила избивают – мисс Ибитсон выбегает на улицу, чтобы помочь ему. После этого случая Клэр уже не боится людей и открытого пространства. Олдман показывает девушке свой дом и коллекцию картин, предлагает ей стать хозяйкой этого дома.
Аукционист решает покончить с карьерой. Когда он приезжает домой с последнего аукциона, видит пустую галерею – героя обокрали. На полу стоит игрушка- робот, собранная Робертом, а рядом лежит картина незнакомки, нарисованная Билли. Не обнаруживает Олдман и свою возлюбленную. Его друзья Роберт и Билли (Дональд Сазерленд) также пропадают.
Объяснение сюжета
Какой же у фильма «Лучшее предложение» смысл?
Драма много внимания уделяет искусству – его красоте и притягательности. Но это не значит, что смысл «Лучшего предложения» в важности искусства для истории человечества, как пишут некоторые зрители в своих отзывах. Скорее, наоборот, проявляется во вторичной его значимости.
Главный герой живет в мире искусства. Для него картины – это его детища, а изображенные на них женщины – его возлюбленные. Другой жизни для мистера Олдмана не существует. Он всецело поглощен своим хобби.
Образ Вёрджила – это прототип «Человека в футляре» Чехова. Необщительный, недоверчивый, чересчур чистоплотный и брезгливый. Руки его всегда в перчатках, даже во время еды, а все предметы, к которым он прикасается, облачены в салфетки. Единственные, с кем общается коллекционер – это мастер Роберт и помощник по выкупу картин Билли.
Но вот появляется мисс Ибитсон. Главный герой и раньше не разбирался в женщинах, но эта особа для него настоящая загадка. Ее страхи, привычки, прыгающие эмоции, как качели, выбрасывают Олдмана из обычной зоны комфорта. И чем больше он помогает Клэр выбраться из ее «футляра», тем больше освобождается от своего. Исчезают перчатки, салфетки, приходит желание общаться с другими людьми и просто жить.
На заметку! Музыку к фильму «Лучшее предложение» написал известный композитор Эннио Морриконе.
Когда Клэр пропала, Вёрджил впервые забыл о предстоящем аукционе, а придя туда, постоянно путался. Влюбившись, он уже не чувствует себя таким уверенным и защищенным, как раньше, зато ощущает себя по-настоящему счастливым. Желая окончательно связать жизнь с возлюбленной, герой отказывается даже от любимого занятия – проведения аукционов.
Смысл фильма «Лучшее предложение» в том, что истинная ценность жизни не в деньгах, красивых дорогих вещах, связях и общественном положении, а в любви и свободе. Раньше герой пытался заменить реальную жизнь искусством, а женщину – ее изображением на холсте. Познав настоящую любовь, он открыл самого себя, спасся от вечного прозябания во мраке.
В чем суть концовки
Однако иллюзия счастья была недолгой. Несмотря на присущие аукционисту острый ум и проницательность, Олдман становится жертвой мошенников. Все его картины исчезают, чему поспособствовал сам герой. Он стал настолько доверчив, что не смог отличить подлинники чувств от их копий. Самое ужасное, что предали его сразу 3 близких человека –возлюбленная и 2 товарища. Это ввергает героя в шок и приводит к полной апатии.
В последней сцене зритель видит пришедшего в себя Вёрджила за столиком того самого пражского кафе, которое так любила Клэр.
О смысле концовки фильма «Лучшее предложение» можно сказать следующее: для героя жизнь продолжается, и она уже не будет прежней. Вёрджил не пал духом, не замкнулся в себе, не спрятался обратно в футляр (руки без перчаток) – он смог оценить все и сделать для себя соответствующие выводы.
Несмотря на обман, Клэр стала для Олдмана настоящим сокровищем. Благодаря ей он узнал, что такое любовь, счастье, человеческое тепло. Он понял разницу между настоящей женщиной и ее копией – картиной. Потеряв все, коллекционер огорчился больше всего из-за исчезновения любимой женщины, а не картин – а это говорит о выздоровлении его души.
Именно поэтому герой не стал заявлять в полицию. Он любит Клэр и благодарен ей за то, что открыла ему глаза, научила жить, а не существовать. Более того, Вёрджил еще рассчитывает на то, что в игре возлюбленной была хоть капля искренности. «В любой подделке всегда скрыто что-то подлинное» — этим лозунгом руководствуется коллекционер. Он верит, что героиня вернется к нему.
Шестеренки и часы в кафе символизируют безостановочное движение жизни вперед. Много времени ушло – Олдман уже не молод, но и впереди времени немало – после пробуждения ото сна у героя есть возможность начать новую жизнь.
Фильм «Лучшее предложение», смысл которого в поиске подлинных жизненных ценностей, — истинный шедевр кино. Столько здесь искусства, изящества, элегантности. Хочется смотреть его снова и снова, наслаждаясь красивой музыкой, великолепной игрой актеров и четко продуманным сценарием.
«Лучшее предложение»: Рецензия Киноафиши
Фильм заинтересовывает анонсом, красивыми кадрами и актерским составом, но все это просто обманка, как и главная тема. Идеи, которые лежат в основе, в совокупности могли бы составить прекраснейшую кинокартину, если бы только режиссер не затягивал действо, превращая восторженность зрителя в скуку.
Кадр из фильма «Лучшее предложение»
Олдмана нам раскрывают через ситуацию с таинственной женщиной, которая звонит ему и просит продать антиквариат из дома родителей. Они назначают несколько встреч, но каждую из них срывает дама, ссылаясь какие-нибудь очевидное выдуманные проблемы. И если рассудок говорил ему, что нужно отказаться от этой работы, то любопытство одержало верх. Верджил стал интересоваться таинственной клиенткой и собирать частицы давно утерянного механизма по всему дому. Он так увлеченно собирал два пазла, что не заметил как его самого разобрали по мелочам, изучили и теперь пересобирают в марионетку.
Кадр из фильма «Лучшее предложение»
Сначала нам рисуют красивую сказку о престарелом принце, который спасает лохматую принцессу из самозаточения в замке. Эта интересная история увлекает, но бесконечные прятки, бессмысленные ссоры, хождения вокруг да около в какой-то момент начинают нагонять тоску. Сама принцесса настолько загадочна, что поначалу даже не позволяешь себе поставить фильм на паузу и сделать чай, всё ждешь, чтобы увидеть ее лицо и узнать почему она не выходит из своей комнаты 12 лет. И вот, наконец-то нам ее показывают, а она обычная женщина с пмс длиною в жизнь. То прогоняет, а через минуту зовет Олдмана обратно, то говорит что не умеет делать макияж и тут же сотворила себе голливудскую укладку. Устраивает истерики и прячется в кладовках, крича что не может выйти на улицу, а потом запросто сидит в огромном ресторане, полном шумных посетителей. Непонятная мотивация этой женщины на самом деле загадка, то ли режиссер так видит женщин и решил что это поведение будет нормой, то ли это все-таки была зацепка для зрителя, потому что главная тайна этой дамочки раскроется только в финале.
Кадр из фильма «Лучшее предложение»
Учитывая эти весомые положительные стороны фильма, хочется все-таки посоветовать его к просмотру. Это кино тесно связано с мировым искусством, хотя и не станет его частью. В целом, «Лучшее предложение» может даже очень понравиться, если вы любитель неспешно развивающихся мелодраматических историй или настолько фанат неожиданных развязок, что готовы полтора часа самостоятельно держать себя в напряжении, несмотря на очевидную скуку происходящего.
Смысл фильма Лучшее предложение
Драма режиссера Джузеппе Торнаторе «Лучшее предложение» появилась в кинопрокате в 2013 году. Фильм получил множество наград и премий и был тепло встречен критиками.
Некоторыми из них было отмечено сходство фильма с кинокартиной Альфреда Хичкока «Головокружение». Также положительно критики отозвались о актерской игре Джона Раша и отметили отличную визуальную картину.
Фильм получил множество противоречивых отзывов от зрителей, в которых мы попытаемся разобраться.
Итак, темой фильма стала жизнь пожилого и одинокого аукциониста — Верджила Олдмана.
Даже имя главного героя по ощущениям выбрано неспроста — ведь Верджил созвучно с Верджин — девственник, а Олдман буквально означает — старик, старый, уставший человек.
Жизнь Верджила скучна и однообразна. Редкие аукционы, где Олдман участвует, давно надоели ему и не приносят радости. А дома его никто не ждет — ведь он живет совершенно один и даже его родственники давно умерли.
Усугубляет положение Верджила и то, что он и сам всячески отгораживается от мира, в котором живет. Постоянно нося перчатки, он препятствует даже самой возможности тактильных ощущений, а не приглашая гостей в свой дом и живя совершенно на отшибе лишь усугубляет свою проблему. Аукционы же и нельзя считать аналогом реальной жизни. Здесь людьми владеет лишь жажда наживы, а остальные люди для них лишь средство для достижения собственных целей.
Правда, помимо участия в аукционах, Олдман общается с двумя своими приятелями — художником-аукционистом Билли, и молодым механиком Робертом, который к тому же необычайно удачлив у женщин. Именно с этого момента и начинается основная история фильма. Роберт знакомит Верджила со своей знакомой, Клер.
Она больна агорафобией и практически не выходит из дома.
Верждила заинтересовывает эта женщина и он решает познакомиться с ней.
И хотя Клер ведет себя странно, часто вспыльчива и неуравновешенна, Верджил быстро влюбляется. Он и мысли не держит, что женщина пытается им манипулировать.
А Клер, тем временем, то заигрывает и приближает Верджила, то отталкивает его и нарочита холодна.
Старый аукционист быстро втягивается в эту игру и не замечает, как попадает в искусно раставляемые сети Клер.
Женщина тем временем узнает, где лежат картины Верджила, систему их защиты, распорядок охраны. Разузнать это ей помогла сама доверчивость Верджина. Он сам впускает ее в свой особняк, проводя с ней званый вечер.
И финал истории не становится чем-то удивительным.
Отправив Верджила за очередной безделушкой для себя, Клер проскальзывает в его особняк и крадет все картины коллекции.
Придя домой, Верджил находит лишь разоренное хранилище. Но Клер не просто крадет картины, она издевается над стариком, специально оставляя картину с незнакомкой, сильно похожую на нее саму. Тем самым говоря — «Ты достоин лишь картины, но не меня».
Смысл фильма Лучшее предложение
Некоторые видят смысл фильма в интересной и захватывающей истории об искусстве, и нелегкой судьбе притронувшихся к прекрасному.
Но более вероятным кажется, что эта история о человеке и человеческих отношениях, лишь прикрытая красивым искусством.
Она показывает, что деньги в современном мире важнее чувств и прочих человеческих чувств. Попутно, в фильме показана проблема одинокого человека, в мире, где нет ни одного близкого ему. Герой кинокартины занимается продажами дорогих и старинных картин, но способно ли это занятие заменить ему дружбу и любовь? Разумеется нет.
Это больное место пожилого аукциониста, замечает его приятель Роберт, направо и налево крутящий романы с множеством девушек. Вероятно, он и решает нажиться на доверчивом старике, воспользовавшись услугами своей знакомой Клер.
Единственный выход из этого — окружить себя реальными людьми, а не бездушными предметами. Притом стоит быть крайне внимательным, когда речь идет о деньгах и не доверять любому, кто посулить вам блага.
Смысл концовки фильма Лучшее предложение
Фильм заканчивается, показывая нам Верджила Олдмана, одиноко сидящего в ресторане с курантами. Он как бы ждет, что Клер вернется к нему и все окажется глупой шуткой. Режиссеры решили закончить фильма на драматической паузе. Но так как жанр фильма — драма, надеяться, что Олдману повезет не стоит. Куранты, в изобилии развешанные по ресторану, метафорически показывают потраченное впустую время, которое Олдману не вернут.
Впрочем, герою не стоит слишком горевать. Да, он потерял всю свою коллекцию, но вероятно накопленные средства за годы торговли, не дадут ему умереть с голоду. Хоть и он лишился всего, что имел, взамен, он смог впервые за годы одиночества, ощутить хоть что-то.
Самое время начать свою жизнь с нуля.
Напишите в комментариях свой смысл фильма Лучшее предложение. Мы с нетерпением будем ждать!
Насколько публикация полезна?
Нажмите на звезду, чтобы оценить!
Средняя оценка 2.8 / 5. Количество оценок: 5
Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.
Другие сочли фильм Торнаторе размышлением о роли искусства в человеческой жизни. Основания для такого подхода есть, и все же Лучшее предложение фильм не о живописи. Его главная тема подлинные ценности, придающие смысл нашему бытию, а своеобразие сюжета тесно связано с необычной личностью главного героя очень немолодого, очень состоятельного и очень одинокого аукциониста Вёрджила Олдмана.
Тот случай, когда комментарий оправдывает размещение рецензии и представляет большую ценность. Благодарю.
Криминальная драма «Лучшее предложение» (La migliore offerta)
Мощно и ярко.
Отзыв кота Бублика
Джеффри Раш — просто шедеврален.
Восхищение кота Бублика
Кстати, по поводу «Однажды в Америке». Джеффри Раш
тут до боли напоминает сильно постаревшего Макси.
Но Джеймс Вудс бы эту роль не сыграл даже рядом.
Далеко ему до Раша.
Замечание кота Бублика
Вирджил Олдман (Джеффри Раш) — успешный, известный и крайне состоятельный директор ведущего аукционного дома, носящего его имя. Олдман является одним из наиболее уважаемых в мире экспертом по подлинности тех или иных предметов искусства. Надо сказать, что Вирджил это уважение использует не во вполне благовидных целях. Он нередко выдает оригинал за искусную подделку, после чего с помощью своего старого подельника Билли Уистлера (Дональд Сазерленд) покупает оригинал на своем же аукционе за бесценок, а сам потом или продает его за реальную цену, или присоединяет его к своей уникальной коллекции картин, хранящейся на его вилле в потайном зале. Олдман — человек с очень странными привычками и предпочтениями. Он никогда не был женат, да и вообще не слывет любителем женщин, живет один в вызывающей роскоши, носит костюмы в старомодном стиле и почти никогда не снимает с рук перчаток — ему не нравятся прикосновения чужих людей. Также он не пользуется сотовыми телефонами, а когда приходится говорить по обычному аппарату — Вирджил берет трубку через специальную салфетку. Как-то раз до Олдмана дозвонилась крайне взволнованная девушка, которая сказала, что ей в наследство досталась большая вилла, буквально набитая предметами искусства. Родители в свое время говорили ей о Вирджиле и девушка хочет, чтобы именно мистер Олдман провел оценку всего этого добра и, возможно, продал это все через свой аукцион. Вирджил поначалу отказывается — такие вещи он обычно перепоручает своим помощникам, — но что-то его заинтересовало в этой девушке, в результате чего он самолично отправляется на виллу.
А там становится все интереснее и интереснее — Вирджил все никак не может увидеть свою таинственную заказчицу, и это вызывает у него как раздражение, так и определенный интерес. Изрядно нашумевший фильм, снятый итальянским режиссером Джузеппе Торнаторе, причем картина получила две номинации на «Золотой глобус», еще одиннадцать номинаций и тринадцать наград (в основном, итальянских). В фильме занят совершенно международный состав: австралиец Джеффри Раш, британец Джим Стерджесс, голландка Сильвия Хукс, канадец Дональд Сазерленд, также еще британцы, ирландцы, эфиопка (Лия Кебеде) — возможно, кстати, что там также участвовали какие-то итальянцы.
Сразу скажу, картина очень достойная и мне очень понравилась. Не без оговорок, но тем не менее. Я бы сказал — на твердую четверку с плюсом. Снято это все в очень неторопливом темпе, однако видно, насколько кропотливо постановщик, оператор и художники-декораторы работали буквально над каждым кадром: картина невероятно красива и многие кадры хочется остановить и рассматривать — до того они насыщенные. Джеффри Раш из свой роли сделал фактически шедевр. Там и персонаж-то крайне интересный и очень непростой, а так как по фильму Олдману приходится пройти через череду сильнейших психологических переживаний, можно просто восхищаться тем, насколько богато и насколько точно Раш это все сумел продемонстрировать. Особенно впечатляет то, что большинство сцен, связанных с эмоциональными переживаниями, Раш отыгрывает в четком соответствии с характером своего персонажа — человека властного, резкого, не привыкшего показывать окружающим свои чувства, кроме чувства раздражения.
Так что тут вся палитра: тиран-повелитель; влюбленный богач, теряющий голову; восхищение; раздражениt; жалость; страх; отчаяние и умиротворение — не обязательно именно в этом порядке.
Чисто сюжетно фильм, в общем-то, довольно сложен, потому что зрителю толком не понятно, к какому жанру относится эта картина. Это и драма, и мелодрама, и криминальная драма — в процессе просмотра сюжет склоняется то в одну, то в другую сторону. Впрочем, в какой-то момент для более или менее проницательных зрителей становится хорошо понятно, к чему все это клонится и что нам покажут в развязке (я это предсказал совершенно точно, но просто сюжет-то, если честно, далеко не нов), но тут сразу есть хорошая новость: дело совершено не в том, как повернется сюжет и что всех нас ждет в финале. Дело здесь в том, как это все снято!
Режиссер Джузеппе Торнаторе умеет снимать очень красиво и эффектно. Он это продемонстрировал еще в «Легенде о пианисте» — фильме, который мне не понравился слащавостью и полнейшей надуманностью сюжета, однако визуально он был сделан очень здорово — что и показали многочисленные награды именно за операторскую работу, ну и за музыку. Здесь с сюжетом все заметно интереснее и разнообразнее, хотя и к данному сюжету, особенно если отматывать от финала, можно предъявлять определенные претензии по части логики. Можно, но не хочется. Уж больно потрясающе сыграл Джеффри Раш — от первой до последней секунды, — уж больно здорово и кропотливо просчитана и снята каждая сцена — я прям наслаждался. Кроме того, если подумать, то в фильме есть и очень интересные аллегории. К сожалению, говорить о них в рецензии не получится, чтобы не портить впечатление тем, кто еще не посмотрел этот фильм, но, анализируя картину уже после просмотра, не спешите говорить: «Да что-то они чересчур навертели, все это очень надумано и недостоверно». Посмотрите на то, кем Олдман работал, сравните с тем, с чем ему пришлось столкнуться и как в этом проявились его профессиональные качества — это все очень интересно изучить. Музыку Эннио Мориконе, конечно, также невозможно не упомянуть, говоря об этом фильме. Музыка чудесная и с картиной она гармонирует совершенно замечательно. Единственное — пронзительная тема ближе к финалу все-таки до боли напоминала одну из ключевых тем в «Однажды в Америке», только слегка видоизмененную. Трудно предъявлять претензии к такой замечательной теме, но все-таки зря он так: гениальные вещи не терпят клонирования — просто потому что смазывается впечатление. Мне очень понравилось это кино — безусловно, это событие в кинематографе. Мастерски поставленное, изумительно сыгранное Джеффри Рашем (вот рядом с ним все-таки никого не замечаешь, за исключением, разве что, Дональда Сазерленда), с великолепной работой оператора и художников-декораторов — за это можно простить любые натяжки сценария. Ну и, на мой взгляд, некоторая криминальная составляющая была тут даже лишняя. Вот сделал бы Торнаторе фильм только о внезапной поздней любви пожилого богатея-аукциониста к молодой девушке, страдающей всякими экзотическими, но неопасными психическими заболеваниями — мог бы получиться настоящий шедевр. Потому что тут можно было продержаться на высокой ноте, на которой фильм держался до поры до времени, а потом пошел новый поворот, определенный заявленным жанром картины, который, на мой взгляд, эту ноту повел куда-то вниз.
Впрочем, многим зрителям больше всего понравился именно новый поворот — ну, тут кто любит арбуз, а кто свиной хрящик, как говаривал Сергей Сергеевич.
Смысл фильма «Лучшее предложение»
Критики много писали об этом фильме, единодушно отмечая блестящую игру Д.Раша и великолепный визуальный ряд, но по всем остальным пунктам мнения были разноречивы. Одни сочли «Лучшее предложение» триллером в традициях Хичкока, хотя от триллера здесь только предчувствие катастрофы, и то сбывающееся лишь частично: главный герой не погибает.
Другие сочли фильм Торнаторе размышлением о роли искусства в человеческой жизни. Основания для такого подхода есть, и все же «Лучшее предложение» — фильм не о живописи. Его главная тема — подлинные ценности, придающие смысл нашему бытию, а своеобразие сюжета тесно связано с необычной личностью главного героя — очень немолодого, очень состоятельного и очень одинокого аукциониста Вёрджила Олдмана.
Человек в футляре
Чеховский герой, панически боявшийся жизни, приходит на ум при виде Олдмана не случайно. Конечно, внешне бедному чеховскому провинциалу далеко до лощеного европейского джентльмена, но суть у них одна. Оба прячущиеся, как улитка в свой домик, асексуалы, и не случайно имя героя Вёрджил созвучно с Вёрджин — девственник. Олдман всячески отгораживается от мира: он не только никого не зовет в свой роскошный дом, но и никогда не снимает перчаток, создавая барьер между собой и миром даже на тактильном уровне. Есть только два места, где он чувствует себя полностью комфортно и в своей стихии: его аукцион и его домашняя галерея.
Галерея Олдмана такая же странная, как и он сам. Во-первых, она спрятана в недрах его квартиры, и в ней никто никогда не бывает, кроме хозяина. Вместо того, чтобы радовать людей, прекрасные картины томятся взаперти. Во-вторых, коллекция картин отличается известной односторонностью: в ней представлены исключительно портреты молодых и красивых женщин, правда, принадлежащие лучшим художникам всех эпох.
Подбор картин многое объясняет в личности коллекционера. В данном случае зритель понимает, что Вёрджил собирает картины не ради любви к искусству: эта галерея и есть его личная жизнь, а красавицы на портретах заменяют настоящих женщин из плоти и крови. Как признается Олдман в разговоре с Робертом, почитание женщин уживалось в нем со страхом перед ними и неумением их разгадать. Иными словами, представительницы противоположного пола для него — малопонятные существа, и он или идеализирует их, мечтая о прекрасных дамах на портретах, или вообще не видит в них женщин — пока в его жизни не появляется Клэр Иббетсон.
В чем смысл поведения Клэр?
Загадочная незнакомка врывается в устоявшуюся и защищенную жизнь аукциониста сначала как плачущий голос в телефонной трубке, потом — как невидимая хозяйка виллы, и ее поведение сбивает с толку не только Олдмана, но и зрителя.
На первый взгляд, Клэр действует нелогично: например, заставляет Вёрджила, первый раз пришедшего на виллу, стоять под дождем перед запертыми воротами. Но на самом деле поведение мисс Иббетсон не просто продумано, а представляет собой эталонную иллюстрацию манипулятивной техники «эмоциональные качели».
Суть этой техники заключается в том, что объект манипуляций то ласкают и приближают, то оскорбляют и отталкивают, а основная ее цель — банальный «развод на эмоции». Клэр нужно вытащить Вёрджила из его футляра, лишить психологического равновесия, и потому она то льстит («Отец сказал, что Вёрджил Олдман — лучший»), то огорашивает запертыми воротами; то говорит, что у них много общего, то внезапно оскорбляет его из-за крашеных волос; то вручает ключи от виллы, то меняет замки.
Когда Вёрджил впервые в жизни приходит на ее день рождения с букетом цветов, Клэр вместо благодарности кричит и обвиняет в обмане, и т.д. Плюс немного игры в прятки и «битья на жалость» — и Олдман перестает контролировать ситуацию: незаметно для себя он полностью втянулся в чужой сценарий.
Почему главный герой так неосмотрителен?
Некоторые зрители задают логичный вопрос: почему такой опытный в бизнесе человек не нанял детектива, чтобы разобраться, что представляет из себя загадочная мисс Иббетсон? Ведь в делах Вёрджил, в отличие от личной жизни, отнюдь не неофит.
Дело в том, что, как ни странно, седой аукционист в чем-то подросток. Он не знает ни реальной любви, ни психологии женщин, томится желанием, подглядывает, советуется с друзьями, грезит о нарисованных красавицах.
С другой стороны, подросток — еще наполовину ребенок, верящий в сказки. Клэр предлагает влюбившемуся Вёрджилу сыграть роль сказочного принца, который снимает злые чары с заколдованной принцессы, не смеющей выйти на улицу. Эта роль очень по душе аукционисту: она сильно облагораживает неаппетитную ситуацию, в которой старик связался с молодой девицей. А в сказке детективам не место. Какие детективы: простая мысль, что чувства бывают поддельными, и та доходит до влюбленного Олдмана с большим трудом.
Неудивительно, что когда Олдман не просто обнаруживает, что вся его коллекция исчезла, но и понимает, что его ограбили «любимая женщина» и «друг», он едва не умирает в прямом смысле слова.
В чем смысл образа Роберта?
Хотя фильм не дает точного ответа на вопрос, кто придумал хитрый план, призванный лишить Вёрджила его сокровищ, нет сомнений, что к нему приложил руку Роберт — молодой механик, которого аукционист считал считал своим другом. Роберт — живая противоположность Олдману, и не только в плане возраста. Олдман убегает от мира, Роберт неразрывно с ним связан. Олдман не знает женщин, Роберт им нравится и легко завязывает отношения.
И, главное, если для Олдмана подлинную жизнь заменяет искусство, то для Роберта жизнь и искусство неразделимы: он из своей биографии успешно делает авантюрный роман. Роберт — воплощение прагматичного, реалистичного и творческого подхода к жизни, вот только таланты у него слишком разносторонние.
В чем смысл андроида?
Во время первого посещения виллы Клэр Вёрджил находит странную деталь, оказавшуюся элементом андроида — старинного автомата, имитирующего человека. Поскольку практически весь фильм Вёрджил приносит Роберту части этого автомата, а потом готовый андроид аукционист обнаруживает в пустой галерее, очевидно, что эта линия сюжета заслуживает отдельного рассмотрения.
Прежде всего, андроид — часть игры Клэр и Роберта с аукционистом, своеобразный паззл, смысл которого станет ясен лишь тогда, когда все элементы встанут на свои места. При этом, поскольку Вёрджил постоянно приносит Роберту новые детали, это помогает последнему контролировать жертву: андроид является еще и способом поддержания регулярных контактов.
И, наконец, это утонченная насмешка над Олдманом, полагавшим, что в каждой подделке есть доля подлинности. Ему показывают механическое чучело, давая понять, что эта подделка так же мало похожа на живого человека, как и он сам.
Кстати, издевкой является и возвращение портрета женщины, похожей на Клэр. Олдману как бы говорят: возвращайся в свой мир иллюзий и живи с картиной, реальной женщины ты не достоин.
Почему Олдман не заявил в полицию?
Ответ на этот вопрос прост: потому что любил. Клэр — и первая, и последняя, и единственная любовь Олдмана. Благодаря ей главный герой — пусть с чудовищным опозданием — наконец понял, что является самым важным и самым ценным в жизни.
В чем смысл финальной сцены?
В финале мы видим героя, ждущего Клэр за столиком пражского ресторана, о котором она ему когда-то рассказывала. Огромное количество часов в интерьере — символ ушедшего безвозвратно времени, впустую потраченного главным героем. Все время, которое мы проживаем без любви, спрятавшись в скорлупе эгоизма, мы проживаем напрасно. Но Вёрджил, полюбив, стал другим человеком, и его жизнь обрела смысл.
В чем смысл названия?
В названии фильма обыгрывается один из аукционных терминов, причем дважды: сперва помощник Вёрджила в ответ на его вопрос, каково это — жить в браке, отвечает, что это все равно как участвовать в аукционе и никогда не знать, твое ли предложение лучшее. Позднее Роберт иронически замечает, что если бы любовь была искусством, то ее можно было бы выставить на аукционе и пережить величайшую любовную историю, сделав лучшее предложение. Но жизнь — не аукцион, а любовь — тем более. Таким образом, название носит иронический характер.
В чем главная идея фильма?
Разумеется, одна из главных идей фильма заключается в том, что только любовь и другие чувства придают нашему бытию полноту и осмысленность, но существует и иной смысловой пласт. Как говорит Д.Быков в своем стихотворении «Жизнь выше литературы»: «Искусство – род сухофрукта, ужатый вес и объём, потребный только тому, кто не видел фрукта живьём». Вне сомнения, знай создатель «Лучшего предложения» эти строки, он с ними бы согласился. Искусство прекрасно, но ему никогда не сравниться с реальной жизнью. И потому страдания для Вёрджила лучше, чем прозябание в футляре: он наконец-то начал жить.