Лучшее у чехова что почитать
10 самых известных произведений Антона Павловича Чехова
Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, драматург, который известен всем. Он написал более 300 интересных и жизненных рассказов. Его пьесы ставят не только в России, но и за рубежом. В своих произведениях автор поднимал многие тревожащие людей темы, но писать о себе самом не любил.
Поклонникам драматурга больше всего запоминалась повесть «Палата №6». Из статьи вы узнаете об этой повести, а также о списке других самых известных произведениях Чехова.
10. Скучная история (1889)
В пьесе «Скучная история» рассказывается о старике – умном профессоре Николае Степановиче, умирающем от болезни.
В его доме происходит все, как обычно – его дочь и жена продолжают жить рутинными делами, что вызывает в старике раздражение.
Только Катя – девушка, которую он удочерил еще маленькой после смерти своего друга, вызывает в нем отрадные чувства.
9. Дом с мезонином (1896)
В рассказе «Дом с мезонином» идет повествование от лица одного праздного художника, который гостил у своего приятеля – помещика Белокурова. Его жизнь была праздной – он гулял по аллеям, читал книги, созерцал окружающий мир и спал.
Однажды художник во время очередной своей прогулки ступил в незнакомую усадьбу, и, пройдя мимо дома с мезонином, увидел двух девушек. Они обе были бледные и тонкие, но одна из них была старше.
Позже, когда художник прогуливался с Белокуровым, он увидел, как к этому дому подъехала рессорная коляска, а в ней находилась одна из девушек…
8. Толстый и тонкий (1883)
Сатирический рассказ «Толстый и тонкий» Антона Павловича, созданный в 1883 году, в этом же году он был опубликован юмористическим журналом «Осколки». Рассказ изучают в школе в 5-6 классах.
На вокзале встречаются два приятеля через много лет после того, как окончили гимназию. Один из них Миша – толстый, он работает тайным советником, и тонкий – Порфирий, служащий коллежским асессором.
Для Миши статус его друга не имеет никакого значения, но Порфирий, выяснив, что у его приятеля чин выше, не может победить в себе укоренившееся чинопочитание, из-за чего теряет друга.
7. Человек в футляре (1898)
Произведение «Человек в футляре» является первым рассказом «Маленькой трилогии» Чехова – цикла, включившего рассказы «О любви» и «Крыжовник». Рассказ строится на том, что два приятеля – ветеринарный врач и учитель, сидят в старом сарае и рассказывают друг другу истории.
Учитель Буркин рассказывает о Беликове – преподавателе той же гимназии, где он работает. Беликов боялся отклониться от нормы, он всю свою жизнь, казалось, прятал в футляр, во всем следовал правилам.
Беликов хотел жениться на Вареньке – сестре одного учителя гимназии, но ее брат нарисовал на него карикатуру, после чего Беликов очень оскорбился и передумал жениться.
Как-то раз Беликов увидел, как Варенька катается со своим братом на велосипедах, и счел сказать, что считает это неподобающим. Брат Вари спустил Беликова с лестницы, тот не смог пережить позора и умер со стыда…
Для справки: главную мысль высказал в конце истории друг Буркина.
6. Дядя Ваня (1896)
«Дядя Ваня» – пьеса Антона Павловича в четырех действиях. Иван вместе со своей племянницей работают всю свою жизнь в имении, надеясь получить хоть какую-то прибыль.
Однажды в имение приезжает профессор со своей женой и заявляет, что имение, которое досталось ему от матери Сони, он продаст, чтобы приобрести дачу в Финляндии.
Для справки: в пьесе рассказывается о том, как может пропасть личность, как упускаются возможности и жизнь проходит бессмысленно.
5. Дама с собачкой (1898)
Женатый банкир Дмитрий Гуров приезжает в Ялту отдохнуть, где знакомится с Анной – замужней привлекательной девушкой («Дамой с собачкой»).
Дмитрий уже давно не любит свою жену и заводит романы на стороне, он подумал, что отношения с Анной – также мимолетны, но она влюбляется в него.
Когда Дмитрий и Анна возвращаются к привычной жизни, то не могут забыть друг друга, поэтому Дмитрий едет в город, где она живет.
Влюбленные встречаются каждые 3 месяца в гостинице, но развестись им практически невозможно. Они страдают от двойной жизни, которую ведут, но не знают, каким образом можно все изменить…
4. Три сестры (1900)
Все действия пьесы «Три сестры» разворачиваются в губернском неизвестном городе. В центре повествования семья Прозоровых.
Самой младшей сестре Ирине исполняется 20 лет, по случаю Дня рождения накрывают стол в ожидании гостей. К семье Прозоровых должны заглянуть офицеры артиллерийской батареи, расквартированной в городе. Вся семья пребывает в хорошем настроении…
Герои даже не пытаются что-то изменить, они все время страдают и беспрерывно чего-то ждут. Все герои «Трех сестер» живут, словно надеясь, что однажды смогут зажить в полную силу.
Они томятся в ожидании лучшего будущего, но их мечты движутся в одном направлении, а время – в другом…
Чехов высмеивает не героев и их пороки в пьесе, а жизнь.
3. Каштанка (1887)
«Каштанка» – это имя рыжей собаки, которая скитается по городу в надежде отыскать своего хозяина – Луку Александровича.
Однажды Каштанка встречается с артистом цирка – клоуном по имени Мистер Жорж, и он забирает ее к себе. Собака попадает в цирк и у нее появляется кличка – Тетка.
Мистер Жорж уже обучил интересным трюкам других своих животных – среди них есть свинка, гусь и кот. Все они имеют интересные прозвища. Каштанка тоже должна была обучиться разным трюкам, и продемонстрировать их для публики, но этого ей не удалось сделать…
Во время выступления она узнала среди зрителей Луку Александровича, который пришел в цирк со своим сыном, и бросилась к ним, несмотря на то, что они обращались с ней не так хорошо, как Жорж… Каштанка вернулась к своим хозяевам.
2. Палата №6 (1892)
Знаменитая повесть «Палата №6» была написана Чеховым в 1892 году, и до сих пор является одной из самых популярных.
Андрей Ефимович – умный и добрый доктор, он заведует городской больницей уже 20 лет, но с годами его разочарование в работе стало нарастать, и он все реже бывает в больнице.
Доктор чувствует себя одиноко, живя в этом городе – нет умных и интересных людей. В свободное время он любит читать книги.
Однажды Андрей Ефимович заходит в палату №6, где знакомится с душевнобольным пациентом Иваном Громовым – молодой дворянин страдает от мании преследования.
Глубокий и умный Иван понравился доктору, и он каждый день приходит к нему поговорить. Окружающие считают, что доктор сходит с ума, если приходит общаться с душевнобольным (что не является правдой)…
1. Вишневый сад (1903)
«Вишневый сад» – это пьеса в четырех действиях. В ней рассказывается о семье с имением, в котором находился вишневый сад, но его нужно продавать, потому что накопились долги.
Мать семьи Любовь вела себя беспечно, тратя все деньги за границей, поэтому дом пришлось выставить на продажу. Его купил купец Лопахин, и на месте, где рос вишневый сад, стали строить дачи.
Лучшие рассказы Антона Чехова
Каждый рассказ Антона Павловича Чехова – это шедевр. Он так красочно описывает истории из жизни России, высмеивая такие черты человека, как подхалимство, тщеславие, мздоимство, и с любовью рассказывает о простых бедных людях, зарабатывающих свои копейки потом и кровью. На нашем сайте вы можете читать онлайн произведения А.П. Чехова, а также другие шедевры русской классики.
«Каштанка»
Каштанка – это собака, которая потеряла своего хозяина Луку Александровича, столяра. Она бегает по улицам и никак не может его найти. Собачонка засыпает возле парадного, из которого выходит человек и ласково зовет ее к себе домой.
Он кормит Каштанку, и собака засыпает на матрасике у нового хозяина. У него, помимо Каштанки, есть еще гусь и кот, которые при виде незнакомки устраивают потасовку. А потом приводят еще и свинью, и начинается невообразимое цирковое представление. Собаке дают имя Тетка и начинают дрессировать, потому что человек работает в цирке клоуном под именем Мистер Жорж…
«Человек в футляре»
Рассказ этот об учителе греческого языка Беликове, который преподает в гимназии и выглядит более чем странно – он всегда ходит в калошах, пальто и с зонтом, даже если на улице во всю светит солнце. У него все вещи в чехлах, на носу темные очки, и дома он закрывается на все замки. Он живет как в футляре, боясь из него высунуть нос.
Но вот однажды с ним случается удивительная история. В гимназию приходит работать Коваленко — учитель географии и истории. У него красивая сестра Варенька, в которую влюбился даже Беликов.
«Дама с собачкой»
Дмитрий Дмитриевич Гуров, который отдыхает в городе Ялта уже месяц, на набережной встречает молодую симпатичную женщину с собакой породы шпиц. Он думает, что было бы неплохо завязать с ней курортный роман. Гуров знакомится с женщиной, зовут ее Анна Сергеевна, она замужем.
Их многое объединяет – несчастливый брак и отсутствие любви. Однако, вернувшись в Москву, Гуров понимает, что полюбил прекрасную даму из Ялты. Он решает поехать в город, где живет Анна Сергеевна, и видя отвратительную обстановку вокруг, понимает почему ей так плохо. Они начинают встречаться в Москве, тайком от своих семей, веря, что когда-нибудь все наладится.
«Хамелеон»
Россия, XIX век, маленький городишко, базарная площадь, толпа людей. К полицейскому Очумелову обращается Хрюкин, который занимается изготовлением золотых изделий, с окровавленным пальцем, который укусил щенок борзой.
За время выяснения обстоятельств инцидента, Очумелов выслушивает объяснения толпы по поводу происхождения борзой, и каждую минуту меняет мнение по ее наказанию, в зависимости от того, кому она принадлежит. Если генералу, то Хрюкин окажется сам виноват, если нет, то истребить собаку и немедленно.
«Толстый и тонкий»
Действие происходит на вокзале, где встречаются друзья детства. Один — тонкий по имени Порфирий, другой – толстый Миша. На лицах написано умиление и изумление, радость не знает границ. Порфирий вдруг вспоминает детство, гимназию, знакомит Мишу с женой Луизой и сыном Нафанаилом, и плавно переходит к сегодняшнему дню, где все неплохо. Он коллежский асессор, имеет «Станислава» и занимается вырезкой портсигаров из дерева.
И тут Миша начинает рассказывать о своей жизни, чем приводит в уныние Порфирия – у него должность тайного советника, две звезды и все прекрасно, отчего коллежский асессор уменьшается на глазах, начинает лебезить перед бывшим другом и называть превосходительством, чуть ли не согнувшись вполовину. Толстому неприятно, ведь они встретились как друзья, но Порфирия уже не остановить. Он сгибается в поклоне, жена слащаво улыбается, а сын расшаркивается…
Самые известные произведения Чехова
Произведения Антона Павловича Чехова относятся к классике русской и даже мировой литературы. Ими зачитываются во многих странах мира. Они переведены более чем на сотню языков и наречий. Этот гениальный русский писатель, прозаик и драматург по профессии, был врачом. Литературные творения Чехова интеллигентны и полны тонкого юмора. Его рассказы, повести и пьесы просты, как все великие вещи и доступны для восприятия даже детям. Антона Павловича Чехова считают одним из лучших и известнейших драматургов мира. В этой статье рассмотрим самые известные произведения Чехова.
1. Палата No6
Истории создания этой известной повести Чехова такова: впервые автор упоминает о ней в письме к издателю его произведений, А. Суворину. В конце марта 1892 года Чехов признался, что пишет повесть. И сообщил, что перед тем, как напечатать её, желает прислать своё творение Суворину для цензуры, так как ценит его мнение. В середине апреля того же года писатель привозил рукопись в столицу, чтоб отдать в редакцию «Русского обозрения». В конце апреля Чеховым была продолжена работа. Он признавался, что считает «Палату № 6» скучной, потому что среди персонажей нет женщин, а в сюжете не идёт речь о любви. Повесть была завершена к середине мая того же года, то есть, она была написана ровно за два месяца.
Действия произведения разворачиваются в палате для душевнобольных, что отражено в её названии. Там обитают пятеро болящих — от городского дурачка до бывшего судебного пристава. Больница отличается бедностью и антисанитарией. Врач иногда выпивает и очень любит читать. С некоторых пор доктор стал захаживать в палату № 6. После цепочки роковых событий он попадает в неё уже пациентом.
2. Человек в футляре
Однажды летом Чехов задумал создать «Маленькую трилогию» — серию, которая состояла из трёх произведений. Среди них должен был разместиться рассказ «Человек в футляре». Когда автор работал над написанием рассказов, активность творчества внезапно пошла на спад, а позже Чехов заболел. У него обнаружили туберкулёз.
Рассказ начат в конце весны — начале лета, в 1898-ом году. В середине июня «Человек в футляре» был отправлен в журнал.
Говорят, что прототипом главного персонажа послужила личность инспектора гимназии города Таганрога. Однако, эти сведения могут быть неточными. Описание Беликова, центрального действующего лица, слегка утрировано. Он излишне тепло одевается, создавая себе «кокон», «футляр». Он очень мнителен и боязлив. Карикатурная личность показана на достаточно серьёзном общем фоне. Этот персонаж хорошо запоминается и поэтому его прозвище стало именем нарицательным.
3. Каштанка
Есть разные версии истории создания этого известного произведения Чехова. В. Л. Дуров считал, что события, происходившие с его собакой, послужили материалом для написания «Каштанки». В. А. Гиляровский думал, что артист Вася Григорьев, бывавший у Чехова, в метких выражениях рассказал о собаке, которая попала в Тамбове в цирк. Ефимьев, товарищ Чехова, вспоминал о неком столяре, имевшем своим спутником собаку. Он считал, что в рассказе описана именно она. Ещё когда был жив Чехов, произведение уже перевели на несколько европейских языков.
Произведение «Каштанка» любимо детьми и взрослыми многих поколений. Злоключения несчастной собачонки вызывает искреннее сочувствие и сопереживание.
4. Толстый и тонкий
В список самых популярных произведений Чехова входит «Толстый и тонкий». Рассказ основан на анекдотическом случае: конфликт персонажей, вызван оплошностью «тонкого». В вариации 1886 года внесены изменения, изменившие смысл. Автор убрал служебную подчинённость: один лебезит перед другим просто так, без всякой необходимости.
5. Дама с собачкой
Существует версия, что произведение написано Чеховым после визита в Ялту и встречи там с его последней любовью, которую звали Ольга Книппер.
В рассказе идёт речь о курортном знакомстве мужчины и женщины. Оно имело продолжение, даже когда они вернулись в свои родные города, в свои семьи. «Дама с собачкой» имела большой резонанс. Не всем понравилась сюжетная линия, учитывая то, что оба героя произведения состоят в законном браке. У Гурова по сюжету есть трое детей.
В отечественной экранизации (почти шестидесятилетней давности) Анну и Дмитрия превосходно сыграли Ия Саввина и Алексей Баталов.
6. Дядя Ваня
«Дядя Ваня» — одна из самых известных пьес Чехова. Вначале автор дал произведению название «Леший». Окончательный вариант, как гласит подзаголовок, демонстрирует сцены из деревенской жизни. Пьеса выдержала огромное количество театральных постановок в России (при жизни автора, в советское и в постсоветское время) и за границей. Её не раз экранизировали.
Местом действия пьесы является деревенская помещичья усадьба. Среди главных героев — профессор Серебряков. Он в возрасте, но женился на молоденькой женщине. У него есть дочь от первого брака, Соня. Иван, родной брат её матери, приходится ей дядей. Он-то и есть дядя Ваня. У Сони и Ивана несколько натянутые отношения с профессором. Иван влюблён в жену Серебрякова, а Соня — в доктора, который лечит её отца. Феерия чувств и эмоций овладевает героями. Однако, заканчивается всё достаточно мирно и спокойно.
7. Вишнёвый сад
«Вишнёвый сад» — самое известное произведение Чехова, написанное за год до его преждевременной кончины. Пьеса является одним из наиболее известных драматических произведений тех лет. Полное сентиментальности произведение пишет о красивом, но несовременном и ненужном образе жизни.
Во времена былой помещичьей жизни деревья росли и цвели ради прихоти. Теперь сад стал нерентабельным. Пьеса сочетает комическое и трагическое. Она имеет огромный мировой успех и колоссальное число постановок и экранизаций.
8. Три сестры
Пьеса Чехова «Три сестры» написана на рубеже двух столетий, в самом начале 20 века. Автор создал её специально по заказу МХАТа. Почти 120 лет её ставят в отечественных и зарубежных театрах. Известные режиссёры в каждой очередной постановке рассматривали произведение по-новому.
И в нашем тысячелетии оно не утратило актуальности. В чём-то сюжет перекликается с «Вишнёвым садом». Возвышенные и романтичные сёстры (Ольга, Маша, Ирина) и другие герои тоскуют по более деятельной и общественно-полезной жизни. Финал — увеличившаяся дистанция разделяет мечты и реальность.
9. Дом с мезонином
Это произведение Чехова отражает множество жизненных впечатлений и является отображением личного опыта писателя. Прототипами главных героев стали реальные люди. Рассказ ведётся от лица художника, живущего по-барски, праздно. Он знакомится с двумя девушками, сёстрами. Одна трудится, обучая детей. Другая — гуляет и читает. Даже детали в произведении выписаны чрезвычайно подробно.
10. Скучная история
Завершает наш список известная повесть Чехова с названием «Скучная история». Некогда Чехов был студентом медфакультета в университете. У него преподавал профессор, с которого автор и написал героя этой истории. Герой произведения тяжело болен и утомлён жизнью и семейными дрязгами.
5 самых трогательных рассказов Чехова
Выходец из народа, потомок родовых крестьян, что выкупили себя и стали купцами, Антон Павлович Чехов закончил медицинский университет, занимался врачебной практикой и параллельно писал рассказы. Вроде бы ничего особенного, в тот период времени тысячи людей тяжело трудились, а в свободное от работы время тратили чернила на свою прозу — однако к концу 1880-годов Чехову соблаговолил успех, за ним пришла известность, а уже спустя пятнадцать лет, буквально после его смерти, он был причислен к знаменитым писателям, а произведения его открыто причисляли к одним из лучших шедевров русской литературы.
О том, что он выделился из тысяч других заурядных писателей коротких рассказов, говорит и его непростое отношение с «коллегами по цеху». Многие фельетонисты его просто ненавидели; они завидовали ему и не могли понять, как из под его руки с такой лёгкостью один за одним выходили шедевры — ведь написать ничего подобного они не могли, даже потратив на это всю свою жизнь. Однажды после публикации знаменитого рассказа«Палата №6» Чехову пришло одно язвительное письмо: «Ваш рассказ есть уже на каждой полке книжных магазинов», — писал его автор, а дальше намекал, что рассказ — просто хамство и плевок на достоинство всех менее талантливых писателей.
Но что же позволило Чехову выделиться и без особого образования писать в коротком жанре прозы лучше сотен тысяч писателей, которые жили до и после него и тратили на своё творчество столько же времени? Конечно, не секрет — его особенностью была предельная лапидарность: в свои лаконичные тексты он вкладывал столько смысла, сколько у иных не умещалось в целые романы, а уникальная плотность его художественных описаний впечатлила далеко ни одну сотню миллионов читателей. Но это было присуще не ему одному, — однако множество таких же лаконичных писателей не получило подобной известности и затерялось под песками истории.
По мнению некоторых литературоведов, основная черта гениальности Чехова состоит в уникальной психологичности его творений. Именно она, в сочетании оглашёнными выше особенностями его стиля, даёт незабываемый художественный, литературный эффект. В его рассказах нет материальных предметов, нет действий — есть только люди, их отношение к ним, их эмоциональная жизнь. Охранник консерватории уходит из парикмахерской с наполовину бритой головой, потому что в голове парикмахера разыгралась чувственная драма; наследник знаменитых купцов хочет убежать от своих миллионов, потому что с детства ненавидел алчную купеческую жизнь; вдова плачет от рассказа студента семинарии: она ощутила на себе тоску отрекшегося от Иисуса Петра.
Поистине, Чехов писал не просто рассказы, а самые настоящие картины из букв; некоторые его творения можно перечитывать десятки раз — и всегда возникает ощущение, как после созерцания полотен талантливого художника или после прослушивания трогательных нот фортепьяно, — ведь его проза звучит. Рассказы этого автора раскрываются через мелочи, и он описывал эти мелочи настолько живо и нежно — так, что читателю они представляются, словно наяву. Каждая из мелочей имеет эмоциональную взаимосвязь с чувствами описываемых героев; дотрагиваясь до струн души читателя, она даёт свой, особый звук и заставляет читателя почувствовать всю атмосферу рассказа уже не просто разумом, а всем сердцем.
1.«Анна на шее». Рассказ начинается со свадьбы молодой бедной девушки, которая вышла замуж за чиновника. Свадьба была дешёвая и скромная, несмотря на то, что чиновник очень богат. Отец девушки, обнищалый учитель, бежит за поездом и, расплёскивая вино из стакана, кричит: «Горька! Горька! Счастья невесте!», — но сам он пьян и растерян, ведь он понимает, что дочка его из-за своей бедности «продалась», продалась человеку жадному и алчному, пузатому чиновнику, и всё это только лишь ради того, чтобы прокормить своих маленьких братьев; и всё, что он может сделать в своём бессилии перед жизнью — это только наигранно кричать поздравления, а затем напиться ещё больше, забыться и упасть. Но жизнь идёт своим чередом: молоденькая девушка живёт с чиновником, она запугана и почти что забита, она носит своим маленьким братьям объедки со стола и в свободное от досуга время занимается мелкой благотворительностью. Однако на одном бале её замечает светская публика, чуть позже сам губернатор начинает приглашать её на обеды, и она понемногу привыкает чувствовать свой общественный вес. Скоро она становится настоящей светской дамой, львицей в хрупком девичьем теле; её муж теряет перед ней авторитет, она тратит все его сбережения «направо и налево»; теперь она его даже не боится. Один из коллег чиновника как-то шутит: «У Вас не награда(прим.: Орден Святой Анны) — у Вас жена, Анна, на шее».
2.«Дама с собачкой». Усталый от жизни гуляка по фамилии Гуров приезжает в Ялту отдыхать. Он часто видит на берегу молоденькую даму с собачкой, — а ему и не прочь бы завести курортный роман. Ведь жене он уже давно изменяет, да и жена у него совсем не та, чтобы её нельзя было обманывать — гордая, глупая женщина с несимпатичной физиономией, она сама давно уже знает об его изменах и намёками позволяет ему «гулять». Роман этот закончился быстро, но почему-то Гуров всё продолжает о ней вспоминать, — об этой маленькой даме, с собачкой. Влюблённость? Неужели? В его-то сорок с лишним лет. У него были десятки других девушек, но ни с одной такого не было. Однако это чувство никак не хочет его покидать. Страдания и внезапная любовь заставляют его по-другому взглянуть на жизнь: он видит, что прожил её бессмысленно, потратил на пьянство, игры, пустые разговоры ни о чём. Жизнь среди людей начинает удручать его, он не может больше видеть «свиные» и безучастные ко всему лица своих друзей и коллег; он сам себе он признаётся: » И чувствуешь себя, словно в психиатрических палатах или арестантских ротах, ни никуда отсюда нельзя деваться и уйти.» Только любовь уже на склоне лет приносит в его жизнь хоть толику смысла.
3.«Шампанское. Рассказ проходимца.». Зима, степь, железнодорожный полустанок, — и ничего более. Главный герой несколько лет назад поставлен начальником этой маленькой станции, и вот всё это время его окружение — это некрасивая занудная жена и ещё пару подчинённых ему человек; даже его заместитель — и тот уехал в город из-за болезни. Он смотрит на поезда, какая-нибудь миленькая дамская головка, что промелькнёт в пролетающем окне, напоминает ему о большой жизни, о городе; а заснеженная белая степь «давит» его и видится ему не лучше, чем колорит заброшенного татарского кладбища. Жизнь потрачена ни на что, какое положение могло бы быть ещё хуже? Проезжие евреи травят его палёной водкой, жена постоянно плачет по пустякам — и он хотел бы куда-то бежать, но только бежать некуда. И вот перед праздником к нему приезжает его малознакомая молодая тётка. По одному её взгляду он видит, что она не из числа скромных девушек, — она из тех, кто не любит оставаться без любовного приключения. Стоило только его плаксивой жене выйти из комнаты — как он вспомнил романс «Как люблю я вас, Очи чёрные» и «опьянел»; всё полетело верхним боком к чёрту, жизнь подняла его безумных вихрем и понесла неизвестно куда. Так он очутился в «этом тёмном грязном переулке». Что могло бы быть хуже? — спрашивает он.
4.«Тоска». Старый извозчик работает в вечернем городе. Он, как и обычно, хмур, суров и молчалив, делает своё дело и не задаёт лишних вопросов; пассажиры смотрят на него, и не видят в нём ничего особенного — он для них простой русский мужик, крестьянин, выполняющий свои обязанности, для них он — всего-навсего простой извозчик, и даже не человек. Но на душе у извозчика тоска. Вдруг, пытаясь найти в своих пассажирах хоть каплю сочувствия и понимания, он обращается к ним, стыдливо и боясь резкого ответа, говорит: «Знаете, а у меня на этой неделе того. сын умер. «. Но люди не хотят его слушать. Вместо этого они кричат ему: «Быстрее, быстрее! Пррава держи! Чума старая, ты совсем не умеешь держать лошадь!» — однако ему совсем не до этого, всем нутром он пытается избежать переживаний и тоски, он хочет поведать кому-нибудь своё горе и не оставаться в одиночестве. Но людям его тоска не интересна: военный спешит по срочному делу, молодые гуляки летят к своим девушкам — и даже дают ему оплеуху, чтобы он ехал быстрее, — им важны лишь собственные мелкие дела, и совершенно никому не нет дела до трагедии чьей-то жизни. Люди не умеют обращать внимания друг на друга, им не важно ничего, кроме собственных мимолётных проблем сытого счастья, — намекает Чехов, — в этом и основная проблема морали всего человечества. В итоге извозчик обращается к своей лошади, только она может его понять, — и он видит это по её глазам. На этом недвусмысленно и проницательно заканчивается весь небольшой рассказ; возможность додумать его автор предоставляет самому читателю.
5.«Устрицы». Маленький мальчик и его чудаковатый отец стоят на одной из городских улиц. Отец борется со своими чувствами, никак не может преодолеть в себе скромность; он притрагивается до одежды проходящих мимо господ, хочет им что-то сказать, но когда они оборачиваются, он лишь сконфуженно говорит: «Извиняюсь. Это случайно». Дело в том, что отец переехал в этот город на службу — писцом, — но был уволен; и вот у них не осталось денег, несколько дней им совсем нечего есть. Мальчик из последних сил сопротивляется голоду, он с радостью съел бы свои ботинки и рваное пальто, если бы это было возможно. На вывеске какого-то трактира он видит надпись:«Устрицы», и задаёт отцу вопросы: «А что это такое? А этих устриц можно попробовать или съесть?» Они видятся ему какими-то сказочными жареными животными, похожими по вкусу на говядину или жареных куриц; потом, после описаний отца, ему представляется, что это страшная жаба — но в своих фантазиях он всё равно её ест. Вот отец не выдерживает и с криком кидается наземь: «Люди добрые, помогите! Нищие мы! Ребёнок три дня ничего не ел! Ну что же вы?!», а сынишка видит это и кричит: «Устрицы, устрицы! Дайте мне устриц!» Два серьёзных джентльмена замечают слова мальчика: «Ты серьёзно хочешь попробовать устриц?», — и ведут его в трактир. Под внимание пьяной толпы они ставят ему тарелку и. он начинает грызть ракушки. Толпа неистово гогочет.