Ляган что это такое и для чего он нужен
Символика лягана. Что он на самом деле значит?
Поделитесь Этим Постом
Ценители восточной кухни, безусловно, знают, что такое ляган и для чего он предназначен. Если важно почувствовать не только вкус блюд Средней Азии, но и окунуться в национальный колорит, тогда необходима сервировка стола в восточном стиле, которую невозможно представить без большого блюда, стоящего в центре дастархана с пловом или мантами. По каким критериям выбрать ляган и как ухаживать за такой посудой – расскажем в нашей статье.
Ляган — это не просто большая тарелка с рисунком ручной работы. Блюдо несёт в себе символический смысл и потому ставится по центру стола или дастархана (скатерти). Сегодня мы расскажем о том, что означают форма блюда и узор, который мастер наносит вручную.
Если вы присмотритесь, то увидите по краям узор, напоминающий шнур или кольцо. Шнур символизирует нить человеческой жизни. Круглая форма лягана и рисунок по краям — это символ бесконечности и круга жизни, начало и конец.
Далее на поверхности находится роспись, похожая на растения или цветы. Они заключены в кольцо из шнура. Растения символизируют жизненную силу и жизненный цикл.
В целом ляган символизирует мир, вселенную, высшую силу. В некотором смысле, это символ единения, семьи и миролюбия.
Ляган ручной работы — эстетически привлекательный предмет быта, который обязательно сделает ваш дом уютнее, а ужин приятнее.
Ляганы ручной работы ценятся намного выше, чем посуда, изготовленная промышленным способом. Чтобы приобрести качественный ляган ручной работы, следует обращать внимание на следующие нюансы:
Важно! Если расколоть ляган или другой вид посуды, сделанной вручную, в керамике можно обнаружить небольшие пустоты. Они образовались при обжиге глины, в которой находились разные соломинки или перья птиц. Эти пустоты являются доказательством ручного производства и создаются специально для легкости посуды, а также уменьшения теплопроводности по типу термоса.
Купить ляган можно в нашем интернет-магазине Хозяин Барин Онлайн, большой выбор товара для отдыха.
Выбираем правильный ляган
Традиционная узбекская посуда пользуется популярностью во всех странах Центральной Азии. Ляганы для плова, кесе для вторых блюд или пиалы для чая от узбекских мастеров жители Алматы и Шымкента, Бишкека и Душанбе приобретают в основном на ярмарках. Советы «Курсива» – на что обратить внимание при покупке красочных керамических изделий.
Керамические изделия хрупки – держите ли вы в руках фарфоровую пиалу, фаянсовый кувшин, большое терракотовое блюдо, при неосторожном обращении каждое из них может легко потерять свою товарную привлекательность. Возможны сколы на краях, образование микротрещин из-за случайного удара, наконец, керамическое изделие может легко разбиться. Ссылаясь как раз на вероятность убытков от осмотра, продавцы керамических изделий зачастую не разрешают потенциальным покупателям внимательно изучить приглянувшийся товар. Но беспокойство за целостность изделий – не единственная причина запрета. Более близкое знакомство с посудой позволит определить некачественную керамику даже неспециалисту, если знать, на что именно смотреть.
Как определить массовку
На уловки продавцов вестись не стоит. Только повертев ляган (большое блюдо для плова) в руках, можно понять его истинную цену. Настоящий ляган достаточно дорог. Цена – в зависимости от размера и сложности росписи – начинается от 5 тыс. тенге и доходит до 100 тыс. тенге. Четко установленных стандартов нет, диаметр блюда для плова может быть и 30, и 45 сантиметров. Важная деталь: если вы видите большое количество ляганов, кесе и пиал абсолютно одинакового размера, да еще и с идентичной росписью, то перед вами ширпотреб. Отсутствие работы гончаров выдает вес посуды. Если она легкая, значит, изготовлена литьем. Применение шликерной массы (жидкой глины) выдают и одинаковая толщина стенок керамического изделия, и видимые следы швов. Особенно это заметно на всевозможных статуэтках-«бабайках», производство которых явно поставлено на поток.
Интересно, что в узбекской керамике, почему-то чаще всего попадающей на казахстанский рынок из Свердловской и Новосибирской областей России, видна большая доля ручной работы при выполнении росписи. Но, опять же, поставленной на конвейер. В ходу приблизительно 10 композиционных решений, которые прежде всего заметны на примере производства «риштанской керамики». Кавычки стоят не просто так: из-за оригинально-витиеватой простоты орнаментов керамику из Риштана (город в Ферганской области Узбекистана) подделывают чаще всего.
Присмотритесь к росписи
Существует три способа подделки. Первый – роспись гуашевыми красками по ангобированной (ангоба – жидкая глина с красителем, которая наносится на изделие до первого обжига. – «Курсив») поверхности с последующей ее лакировкой. Мебельный лак виден сразу по специфическому теплому отблеску. Такое изделие нельзя использовать на кухне.
Второй способ: при внешне качественной росписи используются красители, которые не соответствуют традициям региона. Для риштанской керамики характерны мазки свободной кистью бирюзовыми, темно-синими и коричневыми красками на тонком молочно-белом ангобном слое. Красный, черный, желтый и оранжевый цвета не приветствуются. Разве что на экспорт куда-нибудь в Европу. Вообще не приемлют красного цвета мастера Хорезма с их небесно-голубыми изделиями, следующие традиционной зелено-коричневой гамме художники-керамисты Гиждувана, а также гончары Самарканда с их неповторимой ярко-голубой поливной керамикой с черной орнаментикой.
Третий способ – применение изготовленной в Китае (или где-то еще) керамической деколи. Речь о специальных переводных картинках, которые наносятся на глазурированную поверхность изделия с последующим обжигом при температуре 200–300 градусов по Цельсию. Выглядит деколь, безусловно, эффектно. Но и стирается достаточно быстро: при постоянном использовании керамического изделия рисунок на нем уже через год теряет былую свежесть. Отличить деколь от традиционного для узбекской керамики подглазурного нанесения рисунка несложно. Достаточно посмотреть на поверхность лягана или кесе под углом на свет. Деколь дает пусть и малозаметный, но рельеф.
Секреты подлинных работ
Продавцы керамических изделий из Узбекистана могут указывать на художественную ценность предлагаемых ляганов или, скажем, чайных наборов. Даже предлагают посмотреть на внешнее дно изделия – там действительно вполне может обнаружиться подпись мастера. Но не спешите радоваться: в этом случае тоже есть свои маленькие секреты. Зная, что их керамику подделывают и в Китае, и даже в России, узбекские мастера стали подписывать свои работы резцами по недосушенным изделиям, тем самым гарантируя их подлинность. Наиболее известными керамистами Узбекистана сегодня являются Алишер Назиров, Рустам Усманов, Исмаил Камилов и Шарофитдин Юсупов.
Ну и наконец, два самых простых способа определить качество керамики, которые рекомендуют сами признанные мастера. Первый – провести по поверхности изделия ладошкой. На ощупь керамика должна быть идеально гладкой. Никаких пузырьков или вздутий – это брак, который очень скоро проявится в виде сколов и трещин. Второй способ – пощелкать пальцами по изделию. Хорошо обожженная керамика должна «петь». И чем звонче звук, тем выше качество, тем больше шансов, что приобретенное изделие прослужит долго.
Читайте «Курсив» там, где вам удобно. Самые актуальные новости из делового мира в Facebook и Telegram
Что такое узбекские ляганы?
Ляган это признак гостеприимства
На Востоке считается, что по узору, изображенному на лягане, судят о том, насколько хозяева уважают гостя. Внешне они различаются по таким признакам:
О многом говорит орнамент
Роспись является лицом этой узбекской посуды. Она многообразна, интересна и имеет свои значения, характеристики и обозначения. К тому же по ней видно, где бы произведен ляган.
Сказочная посуда из необычных городов
По внешнему виду лягана можно узнать, в каком городе он был «рожден».
В городе Риштане из глины красного выполняются очень необычные изделия. Здесь работают профессионалы, которые в художественном оформлении не остановились на палитрах белого и синего цвета, а разнообразили разноцветными красками.
Выбираем ляган правильно
Безусловно, такая необычная посуда, выполненная вручную, будет стоить намного дороже заводской. Главный вопрос – как отличить? Такие хитрости тоже есть.
Да действительно, эта посуда очень хрупкая. При неосторожном движении такие изделия легко могут повреждаться, это трещины, сколы и другое. В любом случае, привлекательность нарушается. Часто, по отзывам покупателей, продавцы керамических изделий не позволяют, чтобы их покупатели внимательно изучали товар, вертели в руках, чтобы, якобы не повредили товар. Именно эту причину они используют для того, чтобы было труднее определить некачественную керамику или изъяны изделий.
Всем хочется, чтобы такая самобытная, интересная и недешевая посуда долго служила хозяевам и радовала гостей, соответственно, ей нужен специальный уход.
Во-первых, табу на использование автоматической моечной машины. Это вмешательство способно повредить орнамент и нарушит целостность изделия. Должна быть только ручная мойка, причем жидкими средством без абсорбирующих химикатов. Просушивать бумажными салфетками и полотенцами.
Интересный факт! Узбекские семьи гордятся ляганом, который покрыт трещинами. Состоянию посуды это не угрожает, но ценятся именно они.
Такая необычная посуда как узбекский ляган при правильном выборе и умелом уходе, надолго сохранит презентабельный вид и будет гордостью стола любого дома, людей разной национальности, пола и вероисповедания. И, конечно, станет украшением самых вкусных блюд. Безусловная ценность такой посуды – это изысканная индивидуальность любого дома, любой национальной принадлежности. Красивая подача завершит любой кулинарный шедевр и доведет его до совершенства.
Особенности узбекской посуды
Гончарное дело было очень развитым ремеслом на территории Узбекистана. Глина давала людям всё: чаши, блюдца, пиалы, кувшины, тарелки. После обжига на посуду наносили узоры – орнаменты. Самой знаменитой на территории Узбекистана является риштан – яркая, покрытая голубой глазурью посуда. Декор на риштане растительный в коричнево-зеленых оттенках, а также изображения, ножей, птиц, рыб, элементов архитектуры декора.
Значение орнамента
Каждый листик, каждый завиточек имеет свое особенное значение. В орнаменте узбекских изделий используют синие, белые, голубые тона с использованием желтых, красных и коричневых оттенков. В ней часто можно встретить применение стилизованных изображений хлопка. Это получилось из-за того, что во времена СССР Узбекистан прославлялся выращиванием хлопка. Самой знаменитой керамической серией стала «пахта», которая при переводе с узбекского языка означает не что иное, как «Хлопок». Даже сейчас такая посуда из Узбекистана не теряет актуальности, ее с удовольствием скупают современные хозяюшки.
Орнамент на хорезмской керамикой утвари также является очень узнаваемым. Современные мастера не нарушают вековых традиций, поэтому не внедряют новые виды орнамента. Это позволяет сохранить древнее искусство в первоначальном виде.
Ляган
Ляган – большое блюдо (большая тарелка), которое предназначается для подачи национальных блюд на территории стран Средней Азии – Узбекистан, Таджикистан. С этой посуды блюдо раскладывается по своим тарелочкам, но если это плов, то он естся прямиком с лягана. Для этого могут использоваться столовые приборы или просто пальцы. Ляганы используют именно для сервировки праздничных столов, но сейчас встречаются и при повседневных застольях. Смело его можно использовать, если вы счастливый обладатель большой семьи.
Вы имеете право выкладывать на такую посуду не только вкуснейший плов, но и порционно наломанные лепешки. В странах Средней Азии принято разламывать лепешки, а не разрезать их.
Традиционный ляган имеет сферическую форму, не имеет больших углублений. Это объясняется тем, что блюдо предназначается для вторых блюд, в которых жидкость отсутствует совсем или находится в малых количествах.
Они бывают плоскими, не иметь бортиков или обладать невысокими бортами по 1-1,5 см, которые располагаются под разными углами. Из чего делаются традиционные ляганы? Из обожженной глины или керамики. Поверхность такой посуды покрывается специальной глазурью в несколько слоев, украшается разнообразными узорами, несущими особый смысл. Часто ляганы можно встретить на каких-то важных событиях, на свадьбах.
Можно встретить ляганы нескольких видов, отличающихся размером и росписью. Наиболее популярным является ляган среднего размера – 30 см. Самые маленькие из них предназначаются для сладостей, сухофруктов или кондитерских изделий. А блюда, достигающие 42 см, являются оптимальными для прекрасного восточного достархана.
Как и все изделия из Ташкента, ляганы ручной работы оцениваются намного выше, чем та утварь, которая изготавливается промышленным способом.
«Будьте внимательны при покупке посуды. Остерегайтесь подделок!».
Как выбрать наиболее качественные ляганы:
Чайник с пиалами
Знаменитые узбекские чайные сервизы, которые состоят из чайника с пиалами, популярны во всем мире. Из них с наслаждением пьются все виды чая. Они выполняются в национальном стиле «Пахта» с преобладанием синих и белых оттенков. Такой сервиз является визитной карточкой качества и восточного стиля.
В ассортименте встречаются десятки видов и сотни различных форм, среди которых каждый найдет что-то себе по душе. Наиболее популярной разновидностью являются круглые чайники с небольшими пиалами, подходящие как для торжественных событий, так и для повседневных чайных посиделок.
Пахта
Основным узбекским предприятием, выпускающим посуду, можно назвать фирму «Пахта». Она выпускает следующие продукты:
Всего можно выделить больше восьмидесяти видов выпускаемой продукции. Пахта с узбекского означает хлопок. Это можно объяснить тем, что Узбекистан долгое время был лидирующей страной по выращиванию хлопка.
Многие современные хозяйки мечтают о приобретении посуды фирмы «Пахта» домой.
Большая узбекская тарелка
Они бывают орнамент, выполняемый на посуде, так же является разнообразным, но выполняется с соблюдением национальных традиций.
Хорезмская керамика
Хорезмская керамика превосходная продукция, которая притягивает к себе взгляды. Ее нельзя с чем-то перепутать, ведь она имеет удивительно красивые и изящные витиеватые узоры с широкими линиями, идущими по краю. Здесь также можно встреть традиционные синие, голубые и белые оттенки. Глина, используемая для создания посуды, берется плотная и звенящая. Такую посуду можно встретить и на просторах
Хорезмская узбекская керамика имеет огромный ассортимент продукции, которая скупается людьми всего мира. Пока не увидишь фото этой посуды, можно бесконечно ее описывать. Но что бы ни говорилось, это будет недостаточным описанием.
Чугунная посуда
Узбекская чугунная посуда идеально подходит для использования на открытом огне, для приготовления национального блюда – плова или супа. Она не только прослужит долгое время, но и будет радовать вас своим видом. Выглядит она следующим образом: толстые высокие стенки, полукруглое или плоское дно.
В такой посуде будет не только легко готовить вкусную еду, но и приятно из нее есть. Вы сможете наслаждаться пищей, которая не пригорит, будет равномерно прогрета, а также истончать приятный и притягательный аромат. Самый вкусный и наваристый плов или суп получится только тогда, когда вы будете готовить его в узбекском чугунном казане.
Особенностью узбекской чугунной посуды служит толстые стенки, чтобы обеспечивать длительный нагрев и медленное остывание, а также лучшее распределение тепла по всему дну казана. Обычно, казана объемом 7-8 литров достаточно для того, чтобы накормить большую дружную семью.
Самаркандский фарфоровый завод
Предприятие основалось в СССР 1973 году в городе Самарканда. Клеймо зарегистрировано 17.05.1973 г.
Продукты из фарфора, которые были выпущены Самаркандским фарфоровым заводом OOO «Asl Nafis» (Асл Нафис), находятся на территории нашей страны и за рубежом.
Известно более пятидесяти видов посуды, сделанной из фарфора. Они изготавливаются из местного сырья, а по качеству не уступают вещам, которые импортируют из зарубежных стран. В регионах страны налажена работа дилерских пунктов и торговых точек.
Заключение
Продукты поражают своей красотой и изяществом, поэтому ценятся у тысяч хозяек всего мира. Больше всего встречается в городах Средней Азии – Ташкенте, Душанбе. Здесь много продуктов, орнаментов и росписей. Каждый выберет то, что понравится его сердцу. Узбекская утварь – тарелки, косы, сковороды и заварочные чайники, а еще и обереги. Каждый завиток орнамента скрывает сакральный смысл. Приезжайте в Азию, чтобы увидеть это керамическое безумие во всей красе.
Чойдиш, мунисак и ляган. Сокровища узбекской коллекции Музея Востока
В экспозиции Музея Востока можно найти многочисленные сосуды, покрывала, предметы одежды и украшения, принадлежащие культуре Узбекистана. Главный научный сотрудник отдела искусства народов Кавказа, Средней Азии, Сибири и Крайнего Севера Екатерина Ермакова выбрала пять экспонатов и рассказала, чем они интересны.
Ляган (конец XIX века)
Считается, что готовить плов нужно в металлическом казане, но есть можно только из глиняной посуды. Плов выкладывают на большие керамические блюда — ляганы, которые специально для этого изготавливали местные гончары.
В Ферганской долине керамической посудой с незапамятных времен славится селение Риштан, где находится месторождение гончарной глины. Риштанские мастера (усто) делают праздничные блюда с узнаваемыми синими узорами. Особенное сияние риштанской посуде придает ишкоровая глазурь зеленоватого оттенка, которую в старину делали из золы (ишкор) особого растения кыркбугин (сорокасуставчатый).
Орнамент риштанских изделий отличается четкостью и ясностью композиций. На блюдах часто встречаются изображения кувшинов и ножей, а также бордюр в виде решетки, идущий по краю. Такой узор считали оберегом, как и сами ляганы, которые иногда вешали в домах напротив двери от сглаза.
В экспозиции Музея Востока есть керамическое блюдо, найденное в 1989 году на полу полуразрушенной мечети при выезде из городка Шафиркан в Бухару. Оно выпало из кессонного потолка, в квадратных ячейках которого позже было обнаружено несколько таких блюд. На дне при хорошем освещении можно разглядеть темные узоры — три соединенные в центре крыла.
Тюбетейка (1920–1930-е)
В коллекции музея есть редкая мужская тюбетейка — куллох. Она полностью покрыта ковровым узором, вышита тончайшим тамбуром — петельчатым швом, поэтому есть все основания полагать, что ее сделали в Бухаре. Дело в том, что в каждом районе была своя традиция вышивания тюбетеек: местные жители легко могли отличить такую вышивку, например, от кокандской, маргеланской или ходжентской.
В Ташкенте до революции женщины не носили тюбетеек. Исключением была свадьба: жених мог надеть этот традиционной мужской головной убор на голову невесты, а она дарила ему шапочку, вышитую своими руками. В начале XX века тюбетейка начинает постепенно входить в женский костюм — ее носили вместе с платками в зависимости от местных обычаев.
В Музее Востока наряду с остальными можно увидеть разные элементы женского костюма, например шелковые шнуры с серебряными куполками, бусами и бисером (их вплетали в косы) или женскую бархатную шапочку с рукавом для кос, которую начинали носить, выйдя замуж.
Мунисак (начало XX века)
Это женский нарядный халат, который надевали на различные торжества. Он имел особое значение. В старину девочки начинали носить мунисак, когда им исполнялось 12 лет. Халат особого покроя со складками под мышками впервые надевали в праздничной обстановке во время обряда калтапушон.
После смерти хозяйки мунисак отдавали обмывальщице. Считалось, что она лишь берет его на хранение и в день воскрешения из мертвых вернет усопшей, чтобы та воскресла в женском обличье. А если халат умершей хотели использовать в дальнейшем, то его нужно было оставить на ночь на крыше под светом звезд.
В XX веке мунисак вышел из повседневного обихода, но его продолжали хранить в сундуке для ритуальных целей.
Чойдиш (XIX век)
Чаепитие в Средней Азии — это необходимый ритуал приема гостей. Кажется, что чай здесь пили всегда, но на самом деле этот напиток получил популярность только во второй половине XIX века.
Вместе с чаем в обиход вошли и особые сосуды для его заваривания. В богатых домах были бронзовые кувшины с коротким носиком, прилегающим к невысокому горлу. Они называются чойдиш (название можно перевести как «чай — посуда»). Их грушевидная форма способствует быстрому нагреванию воды.
Чай пили из фарфоровых пиал, которые привозили из России и Китая. В керамические чаши (коса) клали сладости или катык — кисломолочный продукт.
В музее представлены разнообразные чойдиши, имеющие ребристые, приплюснутые или округлые формы, украшенные гравировкой, с литыми фигурными ручками.
Сюзане (XIX век)
Один из самых популярных видов народного искусства Средней Азии XIX века — это вышивка. Широкое распространение здесь получили крупные декоративные покрывала — сюзане, то есть «шитые иглой», которые предназначались для постели новобрачных, а потом служили настенными панно.
До последней четверти XIX века мастерицы, вышивавшие сюзане, использовали шелковые нити, окрашенные натуральными красителями. Тона получались мягкими, глубокими. Узоры рисовала специально приглашенная мастерица — калямкаш. Она брала полотно (скрепленные ниткой узкие полосы) и наносила на него контуры орнамента — чаще всего растительного.
После нанесения рисунка узкие полосы ткани вышивали по отдельности и потом их сшивали вместе. Поэтому часто узор на месте швов не совпадает, а детали одного и того же орнамента вышиты нитками разных оттенков.
В каждом районе существовали свои характерные узоры, разновидности вышивальных швов или их сочетания. Например, сюзане из Шахрисабза, не имеющие и миллиметра свободного фона, испещрены мельчайшими крестиками ироки, создающими впечатление коврового рисунка.
Сюзане было и частью приданого, которое готовила для девочки мать. Накануне свадьбы, чтобы к сроку завершить трудоемкую работу, на помощь призывались родственницы, соседки и все сообща брались за дело. Это своего рода ритуал, который начинался под чтение Корана. Когда покрывало было готово, им украшали дом во время праздника.