Любочестие это что такое в православии

из о. Паисия Святогорца. Добродетели. Любочестие.

— Тот, кто любит своего благодетеля, не делает ничего. Но, к сожалению, сегодня даже этого нет, редко можно встретить благодарного человека.

(о. Паисий Святогорец. Слова. Страсти и добродетели)

Любочестие это что такое в православии. Смотреть фото Любочестие это что такое в православии. Смотреть картинку Любочестие это что такое в православии. Картинка про Любочестие это что такое в православии. Фото Любочестие это что такое в православии

Любочестные люди — это благородные души

— Геронда, что такое любочестие?

— Тот, кто по-настоящему любит своего благодетеля, показывает этим, что в нём есть любочестие?

— Тот, кто любит своего благодетеля, не делает ничего. Но, к сожалению, сегодня даже этого нет, редко можно встретить благодарного человека. Какое раньше было у людей любочестие! Мои родители рассказывали мне, что один австрийский предприниматель, который жил в Аланах, спас моего отца от турок. Потом он разорился и считал для себя оскорблением дальше оставаться в Аданах, но и в Австрию не хотел возвращаться. Тогда мой отец, который никогда не забывал, что этот человек спас ему жизнь, принял его в свой дом в Фарасах и упокоил его в старости.

— У любочестия, геронда, есть предел?

— Нет, предела нет. Это постоянное великое безрассудство. Духовное безрассудство!

— Геронда, для любочестия требуется рассуждение?

Христос радуется нашему любочестному подвигу

— Геронда, скажите несколько слов о том, как мне подвизаться.

— Мужество, отвага и любочестие! Работай Христу с любочестием Христос в душе, имеющей доброе расположение, волю к победе и любочестие, работает тихо и незаметно.

— Геронда, почему меня не наполняет молитва, хотя я и забочусь о том, чтобы точно исполнять все свои монашеские обязанности?

— Как же она тебя может наполнить? Нужно рычаг повернуть в другую сторону. Посмотри, сколько в духовной жизни ты делаешь умом, а сколько сердцем, насколько руководствуешься европейской пунктуальностью, а насколько православным любочестием. За тем, что мы называем «последовательностью», иногда скрывается наш эгоизм, и он нас окрадывает. Казаться последовательным, чтобы другие думали, что у меня всё хорошо. Однако тогда моя духовная жизнь превращается в один большой беспорядок. Во всём надо действовать с любочестием, потому что на этой частоте работают Христос, Божия Матерь и святые. Без любочестия не приходит Божественная Благодать.

— Геронда, постоянное трезвение утомляет.

— Геронда, несмотря на то что работаю, если необходимо по двенадцать-тринадцать часов в день, работаю усердно и любочестно, я возмущаюсь, если меня просят сделать что-то, что не было мной запланировано.

— Когда я вижу, что у нас много работы, то начинаю метаться и чувствую тяжесть.

У любочестных людей утончённая совесть, и Бог им помогает

— Геронда, человек, который обладает любочестием, сам это понимает?

— Ты обладаешь? Это чувствуется, дорогая! Человек примерно знает о себе, кто он есть, получает извещение, так как ощущает внутреннюю тишину и мир. Но и обладая любочестием, человек не хвалится, не говорит: » У меня есть любочестие «. Ведь у него в голове всегда живёт мысль: » Мне нужно ещё большее любочестие «.

Есть люди, которые, будучи движимы любочестием, сразу понимают, что полезно и что приятно другому, в хорошем смысле, потому что постоянно думают о других, а не о себе. Некоторые, хотя и не знают меня, чувствуют, что мне нужно и присылают посылки, в которых есть именно то, что мне в этот момент необходимо. Глядя на такую посылку, можно понять весь внутренний мир человека. Утончённость сознания сквозит в каждой вещи.

— Геронда, к Вам в келью иногда приходят люди слегка бесшабашные и нахальные.

— Геронда, когда любочестный человек живёт с людьми трудными, разве он не страдает?

— Смысл в том, чтобы показать своё любочестие в общении с людьми трудными. В Евангелии говорится: » И аще любите любящыя вы, кая вам благодать есть ». (Лк.6,32)
Люди любочестные и духовно восприимчивые добровольно терпят лишения из-за уступок, которые они делают другим людям по любви к ним или из-за лукавства других, но сами никогда не стремятся найти справедливость в этой суетной жизни. Люди любочестные в этой жизни расплачиваются со всеми долгами, но получают и помощь от Бога и в другой жизни будут иметь великое воздаяние.

Источник

Войдите в ОК

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБОЧЕСТИЕ
Любочестие – (калька с греческого filotimia) – в церковнославянском языке означает честолюбие, славолюбие, тщеславие. При этом, согласно полному церковнославянскому словарю прот. Григория Дьяченко, производное наречие «любочестно» и прилагательное «любочестный», переводятся с церковнославянского соответственно как «усердно» и «щедрый», «любящий награждать».
Однако, скажем, старец Паисий Святогорец употребляет это слово в значении «усердно, щедрый» не только прилагательное или наречие, но и существительное: «С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной» (см. здесь). Также старец этим словом называет определённую добродетель
В негативном значении это слово употребляет митрополит Филарет Московский:
«Если не можешь еще возлюбить поношение: отвергни по крайней мере любочестие».

(отрывок из книги СЛОВА)
– Геронда, что такое любочестие?

– А что написано в словаре? Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на всё смотрят весело.

Слушайте, что написано в моём словаре. Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку.

Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно, как чада Божий. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие.

Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра.

– Тот, кто по-настоящему любит своего благодетеля, показывает этим, что в нём есть любочестие?

– Тот, кто любит своего благодетеля, не делает ничего. Но, к сожалению, сегодня даже этого нет, редко можно встретить благодарного человека. Какое раньше было у людей любочестие! Мои родители рассказывали мне, что один австрийский предприниматель, который жил в Аланах, спас моего отца от турок. Потом он разорился и считал для себя оскорблением дальше оставаться в Аданах, но и в Австрию не хотел возвращаться. Тогда мой отец, который никогда не забывал, что этот человек спас ему жизнь, принял его в свой дом в Фарасах и упокоил его в старости.

– У любочестия, геронда, есть предел?

– Нет, предела нет. Это постоянное великое безрассудство. Духовное безрассудство!

– Геронда, для любочестия требуется рассуждение?

– Любочестие имеет и рассуждение, и восприимчивость, и благородство. В нём есть всё. Люботестный человек не наивный, он может быть унижен, но в нём обитает Христос, потому что самый униженный из всех – это Христос.

Источник

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Любочестие — что это такое?

Любочестие это что такое в православии. Смотреть фото Любочестие это что такое в православии. Смотреть картинку Любочестие это что такое в православии. Картинка про Любочестие это что такое в православии. Фото Любочестие это что такое в православииЛюбочестие — что это такое?

Любочестие – (калька с греческого filotimia) – в церковнославянском языке означает честолюбие, славолюбие, тщеславие. При этом, согласно полному церковнославянскому словарю прот. Григория Дьяченко, производное наречие «любочестно» и прилагательное «любочестный», переводятся с церковнославянского соответственно как «усердно» и «щедрый», «любящий награждать».

Однако, скажем, старец Паисий Святогорец употребляет это слово в значении «усердно, щедрый» не только прилагательное или наречие, но и существительное: «С любочестием относясь ко всему, любочестно и смиренно подвизаясь, человек понимает смысл жизни духовной». Также старец этим словом называет определённую добродетель

В негативном значении это слово употребляет митрополит Филарет Московский:

«Если не можешь еще возлюбить поношение: отвергни по крайней мере любочестие».

Вот как писал о любочестии старец Паисий —

(отрывок из книги «Слова»)

– Геронда, что такое любочестие?

– А что написано в словаре? Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на всё смотрят весело.

Слушайте, что написано в моём словаре. Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утончённости, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку.

Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно, как чада Божий. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие.

Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра.

– Тот, кто по-настоящему любит своего благодетеля, показывает этим, что в нём есть любочестие?

– Тот, кто любит своего благодетеля, не делает ничего. Но, к сожалению, сегодня даже этого нет, редко можно встретить благодарного человека. Какое раньше было у людей любочестие! Мои родители рассказывали мне, что один австрийский предприниматель, который жил в Аланах, спас моего отца от турок. Потом он разорился и считал для себя оскорблением дальше оставаться в Аданах, но и в Австрию не хотел возвращаться. Тогда мой отец, который никогда не забывал, что этот человек спас ему жизнь, принял его в свой дом в Фарасах и упокоил его в старости.

– У любочестия, геронда, есть предел?

– Нет, предела нет. Это постоянное великое безрассудство… Духовное безрассудство!

– Геронда, для любочестия требуется рассуждение?

– Любочестие имеет и рассуждение, и восприимчивость, и благородство… В нём есть всё… Люботестный человек не наивный, он может быть унижен, но в нём обитает Христос, потому что самый униженный из всех – это Христос.

Источник

Любочестие

Любоче́стие (калька с греч. φιλοτιμία (фило­ти­миа) – «Тол­ко­вый сло­варь» Даля, а также более совре­мен­ный «Тол­ко­вый сло­варь» Ефре­мо­вой сооб­щают нам, что «любо­че­стие» это уста­рев­шее поня­тие исполь­зу­е­мое для опи­са­ния стрем­ле­ния чело­ве­ком добиться высо­кого поло­же­ния в обще­стве, любовь к поче­стям и стрем­ле­ние их полу­чать, в пере­нос­ном смысле слова – жажда славы. Ана­ло­гич­ное опре­де­ле­ние дан­ного поня­тия мы нахо­дим и в Полном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Гри­го­рия Дья­ченко1. Сино­ни­мом поня­тия «любо­че­стие» с точки зрения обо­зна­чен­ных выше тол­ко­вых сло­ва­рей явля­ется поня­тие «често­лю­бие», а также «тще­сла­вие» и «сла­во­лю­бие». Кроме того, о чём сооб­ща­ется в цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Г. Дья­ченко, зна­че­нием слова «любо­че­стие» может высту­пать: често­лю­бие, чество­ва­ние, ока­за­ние чести.

Про­ти­во­по­лож­ным по зна­че­нию явля­ется исполь­зо­ва­ние тер­мина «любо­че­стие» в трудах прп. Паисия Свя­то­горца, где оно озна­чает «любовь сми­рен­ного чело­века».

Любо­че­стие как грех

Любо­че­стие как сино­ни­мич­ное таким поня­тиям как «често­лю­бие», «сла­во­лю­бие» и «тще­сла­вие» трак­ту­ется в пра­во­слав­ной тра­ди­ции как грех и про­яв­ле­ние стра­сти гор­до­сти. В част­но­сти, в «Слове на празд­ник в честь слав­ных и все­х­валь­ных пер­во­вер­хов­ных апо­сто­лов Петра и Павла» свт. Фила­рет (Дроз­дов) гово­рит: «Если не можешь еще воз­лю­бить поно­ше­ние: отвергни по край­ней мере любо­че­стие. Иначе какой ты ученик Апо­сто­лов?»2. В этой фразе любо­че­стию про­ти­во­по­став­ля­ется любовь к поно­ше­нию как форма рас­по­ло­же­ния души, харак­тер­ная для многих подвиж­ни­ков, свя­зан­ная с мона­ше­ской аске­ти­че­ской прак­ти­кой Хри­сти­а­нин не должен стре­миться к сует­ной земной славе, но должен стре­миться к дости­же­нию Божьего Цар­ства Славы (Цар­ства святых).

Любо­че­стие у Паисия Свя­то­горца и про­блема интер­пре­та­ции поня­тия

Про­блема интер­пре­та­ции поня­тия в совре­мен­ной пра­во­слав­ной пуб­ли­ци­стике свя­зана с отно­си­тель­ной про­ти­во­по­лож­но­стью ранее сло­жив­ше­гося зна­че­ния слова «любо­че­стие» и его содер­жа­ния в трудах старца Паисия Свя­то­горца.

Несмотря на то, что поня­тие «любо­че­стие» в Полном цер­ков­но­сла­вян­ском сло­варе прот. Гри­го­рия Дья­ченко опре­де­ля­ется как често­лю­бие, тще­сла­вие, у него есть и второе зна­че­ние: ока­за­ние чести, чество­ва­ние. Поэтому одно­ко­рен­ное при­ла­га­тель­ное «любо­че­сти­вый» в сло­варе прот. Гри­го­рия опре­де­ля­ется как «любя­щий воз­да­вать честь по досто­ин­ству»3. В под­твер­жде­ние этого автор ссы­ла­ется на исполь­зо­ва­ние поня­тия в ука­зан­ном смысле в слове на день Пасхи свт. Иоанна Зла­то­уста4. Другое, также одно­ко­рен­ное при­ла­га­тель­ное в сло­варе — «любо­чест­ный» опре­де­ля­ется как «любя­щий награж­дать». Также прот. Гри­го­рий при­во­дит наре­чие «любо­честно», что значит «щедро» и «усердно».

После изда­ния на рус­ском языке трудов старца Паисия (Эзне­пи­диса) Свя­то­горца, уча­сти­лось исполь­зо­ва­ние слова «любо­че­стие» не как сино­нима тще­сла­вия или сла­во­лю­бия. Так, в 5‑м томе «Слов» старца Паисия во второй главе под назва­нием «Любо­че­стие – любовь боль­шой бла­го­дар­но­сти» при­во­дятся сле­ду­ю­щие слова геронды: «Любо­че­стие – это эссен­ция доб­роты, любовь боль­шой бла­го­дар­но­сти, вся доб­рота и сми­ре­ние. Это чистая любовь сми­рен­ного чело­века, кото­рый совер­шенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце испол­нено духов­ной утон­чен­но­сти, вос­при­им­чи­во­сти и бла­го­дар­но­сти к Богу и к образу Божию, чело­веку. Любо­чест­ные люди внут­ренне иста­и­вают от бла­го­дар­но­сти к Богу, кото­рую вся­че­ски выра­жают духовно, как чада Божии. Поскольку они оби­тают на Небе в обла­сти сла­во­сло­вия, то с радо­стью при­ни­мают и испы­та­ния. Про­слав­ляют Бога за них, так же как и за бла­го­де­я­ния, и посто­янно при­ни­мают бла­го­сло­ве­ние Божие. Любо­чест­ные люди – бла­го­род­ные души. Они глу­боко пере­жи­вают малей­шее добро, кото­рое им делают другие, и ста­ра­ются за него отпла­тить, но, что бы они ни сде­лали, чув­ствуют, что этого мало. Они нико­гда не забы­вают сде­лан­ного им добра»5. Данное опре­де­ле­ние всту­пает в полное про­ти­во­ре­чие с клас­си­че­ским пони­ма­нием «любо­че­стия» как сино­нима «тще­сла­вия» и «често­лю­бия». Старец Паисий исполь­зует ана­ло­гич­ное слово «φιλότιμο» из совре­мен­ного гре­че­ского языка для опи­са­ния своей интер­пре­та­ции поня­тия, под­чер­ки­вая, что любо­че­стие — это и хри­сти­ан­ская доб­ро­де­тель (соеди­не­ние сми­ре­ния и веж­ли­во­сти при воз­да­я­нии бла­го­дар­но­сти), и дар Божий6. Таким обра­зом, мы видим пре­це­дент дво­я­кого пони­ма­ния одного и того же поня­тия, име­ю­щего нрав­ствен­ный харак­тер. Стало быть, для пра­виль­ной интер­пре­та­ции слова «любо­че­стие», встре­ча­ю­ще­гося в пра­во­слав­ной духов­ной лите­ра­туре, сле­дует обра­щать вни­ма­ние на кон­текст.

При­ме­ча­ния:

6 Старец Паисий Свя­то­го­рец. О глу­бо­чай­шем смысле жизни // Слова. Том II. Духов­ное про­буж­де­ние.

Источник

Любочестие великого старца Паисия Святогорца

Любочестие это что такое в православии. Смотреть фото Любочестие это что такое в православии. Смотреть картинку Любочестие это что такое в православии. Картинка про Любочестие это что такое в православии. Фото Любочестие это что такое в православии

Доктор философских наук, профессор, заслуженный деятель науки России Константин Михайлович Долгов рассказывает историю своего восхождения в Панагуду – келию преподобного Паисия Святогорца.

В ноябре 2012 г. я участвовал в паломнической поездке на Афон в составе группы, которой руководил игумен Высокопетровского монастыря отец Петр (Пиголь). Поездка была исключительно интересной и полезной во всех отношениях и особенно в постижении духовных сокровищ монахов афонских монастырей. Невозможно подробно описать все впечатления от пребывания в русском Пантелеимоновом монастыре, от посещения монастыря Ватопеда, Иверского монастыря и других священных мест Афона и Греции. Но прежде всего хотелось бы вспомнить о старце Паисии Святогорце как о человеке и о его духовных размышлениях и наставлениях.

Нет смысла пересказывать его биографию, она хорошо известна многим людям. Гораздо важнее и полезнее вспомнить о встрече с ним и о личных переживаниях от посещения его могилы. Когда мы подъезжали к Свято-Иоанно-Богословскому монастырю, то увидели огромное количество машин, автобусов и толпы людей, шедших к могиле старца. Люди были разного возраста, но в основном молодежь. К могиле выстроилась длинная очередь, и каждый из пришедших совершал молитву, становился на колени, а то и просто припадал к могиле, обращаясь к старцу и прося его помощи в осуществлении своих самых важных и сокровенных чаяний. И эта очередь не только не иссякала, а, напротив, все увеличивалась, причем большей частью это были греки из разных городов и селений Греции, но немало было и людей, приехавших из других стран.

Посещение этой могилы не было официально запланировано в нашей поездке, но игумен Петр, который сам в течение семи лет был афонским монахом и не раз встречался со старцем Паисием, сказал, что наше паломничество будет незавершенным, если мы не поклонимся могиле великого старца.

Я тоже вспоминаю мою единственную встречу со старцем Паисием. Он предстал передо мной как человек среднего роста, крепкого телосложения, жизнерадостный, веселый, исполненный истинной веры в свое дело. Говорил он молодым, звонким, энергичным голосом. Старец кратко приветствовал нас, с радушием не хозяина, но духовного наставника, излучая радость, свет, умиротворение, покой. Старец разговаривал со мной так, как будто был в курсе всех моих дел. И я подумал, видимо, кто-то предварительно рассказал ему о моем визите. Но сейчас, спустя много лет, я в этом засомневался. Кто мог рассказать обо мне столько деталей? Сопровождавшие меня греки? Нет, они не могли. Они всего этого просто не знали. Возможно, старцу были открыты все эти обстоятельства…

После нашего ознакомления с местными святынями старец как бы невзначай, улыбаясь, сказал мне: «Я знаю, что с вами произошло в недавнее время (меня в то время по указанию М.С. Горбачева сняли с работы председателя Всесоюзного агентства по авторскими правам и исключили из партии). Поверьте мне, это только к лучшему, на то, видимо, Божия воля, и теперь вы можете заниматься гораздо более важными вещами – осмыслением духовных проблем, в том числе уделять больше внимания своей духовной жизни». Позже я не раз возвращался к его словам и находил, что он был прав. Поэтому, когда игумен Петр предложить посетить могилу старца Паисия, я не только согласился, но и возрадовался тому, что могу поклониться великому старцу.

Мы, конечно, были знакомы с его биографией, знали, что он получил лишь начальное образование, участвовал в войне в качестве радиста, четыре года был послушником в одном из монастырей, был пострижен в монахи и служил в афонском монастыре Кутлумуш. Как и другие великие подвижники, он с детства тяготел к религии, с огромным усердием читал жития святых, активно участвовал в церковной жизни. Он как бы с детства впитывал в себя дух православной веры, и неслучайно вся его жизнь была примером огромной любви к Богу и постоянному стремлению приблизиться к Нему. Жизнь преподобного старца Паисия – это практическое служение Богу и людям, неустанное шествие по праведному пути, а не схоластическое занятие абстрактными рассуждениями о богословских вопросах.

Из наставлений и размышлений преподобного Паисия Святогорца очевидно, что его постоянно и глубоко волновали те проблемы, которыми жил и живет народ. Прежде всего, это беззащитность современного человека перед постоянно разрастающимся злом. Если в прежние времена люди стремились жить с Богом и в Боге, то в наше время таких людей становится все меньше и меньше. Современный человек больше озабочен созданием комфортных условий своего существования, стремлением к обладанию все большего количества вещей, и у него все меньше и меньше остается времени и возможностей смотреть на небо, думать о Боге и быть с Богом. Высшие ценности, связанные с Богом – истина, добро, красота, любовь, милосердие и другие – все больше вытесняются из человеческой жизни и заменяются различными псевдоценностями и прежде всего стремлением к богатству, к обогащению, обладанию материальными благами. Люди как будто забывают о том, что познание истины ведет к познанию Бога, а где Бог – там свобода. Бог создал человека для добротолюбия и добротоделания, человек везде и всюду должен делать добро. В этом состоит основной смысл всей человеческой жизни. Человек не должен уродовать существующий мир, не должен загрязнять землю, воздух, реки, поскольку это не просто уродует красоту мироздания, а отравляет все, чем живет он сам. И в этом смысле человек должен прежде всего так организовать свою деятельность, чтобы не только не уродовать все сущее, а, напротив, украшать его. В этом смысл слов, сказанных Богом первым людям: владычествуйте на этой земле. И, конечно, одним из самых важных принципов является внесение любви во все, чем жив человек и во все то, что он создает, ибо Бог – это абсолютная любовь, и человек должен стремиться походить на Бога и вносить любовь во все сферы бытия и сознания. Как писал апостол Павел, все может исчезнуть, но любовь останется, она все превозможет и все преодолеет. В связи с этим культура, которую создает человек, должна создавать и образовывать самого человека. Преподобный Паисий Святогорец говорил: «Культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу, необходимо «окультурить» еще и душу. Иначе культура закончится катастрофой».

В равной мере святой старец был озабочен состоянием современного образования и науки. Современная наука, лишенная духовных основ, по его словам, может приносить не только известную пользу, но и огромный вред: «Знание – это вещь хорошая и образование тоже. Но если знание и образование не освятятся, то они окажутся ни на что негодными и приведут к катастрофе… Знание без просвещения является катастрофой. Человек просвещается от Бога, духовно работая над собой, подвизаясь. Он имеет божественное просвещение, опыт жизни в Боге, а не свои, собственные мысли. Поэтому он видит на далекое расстояние… Все зло начинается с рассудка, когда он вращается только вокруг науки и совершенно удален от Бога. Поэтому такие люди и не находят внутреннего мира и уравновешенности. Тогда как если ум людей вращается вокруг Бога, то и науку они используют для внутренней работы над собой и для блага мира, потому что в этом случае их рассудок освящен».

В своих высказываниях и ответах на вопросы преподобный старец Паисий с глубокой болью неоднократно отмечает нарастание зла в современном мире. Он связывает это с духовной опустошенностью современного человека, с лишением духовных опор в жизни. Он указывает, что силы зла возрастают еще и потому, что человек часто оказывается не в состоянии противостоять диавольским соблазнам. В связи с этим он полагает, что человечество и каждый человек в отдельности должны осознать свою ответственность за усиление зла и причастность к этому процессу. Люди должны понять, что только их активная борьба против зла на основе укрепления христианского учения и православной веры может остановить этот губительный процесс.

Бог дал человеку свободу, он не превратил его в раба, но свобода предполагает ответственность, и чтобы противостоять злу, человек должен не колебаться в своей вере в Христа, а, напротив, постоянно ее укреплять – молитвой, покаянием, смирением, а также любовью, благородством и любочестием.
Что касается молитвы, покаяния, смирения, любви, благородства, их содержание известно каждому верующему, введение термина «любочестие» в повседневный обиход религиозной жизни принадлежит преподобному старцу Паисию. Он так разъясняет содержание данного понятия: «Такого понятия, как «любочестие», нет ни в каком другом языке. Хотя у греков и есть некоторые недостатки, но они получили от Бога два дара: любочестие и отвагу, на все смотрят весело. Слушайте, что написано в моем словаре. Любочестие – это эссенция доброты, любовь большой благодарности, вся доброта и смирение. Это чистая любовь смиренного человека, который совершенно не ищет своего в том, что он делает. Его сердце исполнено духовной утонченности, восприимчивости и благодарности к Богу и к образу Божию, человеку. Любочестные люди внутренне истаивают от благодарности к Богу, которую всячески выражают духовно, как чада Божии. Поскольку они обитают на Небе в области славословия, то с радостью принимают и испытания. Прославляют Бога за них, так же как и за благодеяния, и постоянно принимают благословение Божие. Любочестные люди – благородные души. Они глубоко переживают малейшее добро, которое им делают другие, и стараются за него отплатить, но, что бы они ни сделали, чувствуют, что этого мало. Они никогда не забывают сделанного им добра». Кстати, в данном случае полезно сравнить два похожих внешне слова: честолюбие, содержание и смысл которого общеизвестно, и любочестие: здесь мы видим не просто перестановку корней, а глубочайшую противоположность в их содержании, интенции и смыслах.

Преподобный старец Паисий был глубоко озабочен обмирщением церкви и монашества. Он постоянно обращал внимание на то, что ни священнослужители, ни монахи не должны стремиться к созданию комфортной жизни. Напротив, и священник, и монах должны жить самой простой и даже аскетической жизнью, чтобы не быть отягощенными излишними вещами, составляющими всевозможные удобства или «прелести» жизни. Главная цель и задача людей Церкви всегда состояла и состоит именно в том, чтобы как можно больше думать о Боге, вести за собой паству к Богу, идти к Нему по праведному пути. Все лишнее только отвлекает от этого. В этом смысле строгий аскетизм – один из самых существенных признаков христианской жизни для священнослужителей и особенно для монахов. Старец и сам подавал пример строжайшего аскетизма, и этому примеру следовали многие. После знакомства с ним довольно состоятельные люди жертвовали свое богатство Церкви и начинали вести самую простую аскетическую жизнь.

В наставлениях святого Паисия можно найти неиссякаемое духовное богатство, столь необходимое современным людям. Именно поэтому год от года возрастает количество его почитателей, миллионы людей приезжают в Грецию к его могиле, чтобы выразить свою любовь и уважение к великому старцу, который навсегда вошел в духовную сокровищницу не только Греческой Православной Церкви, но и всего православного мира.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *