Люди с овз что это
ОВЗ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 видов и их расшифровка
Обозначением ОВЗ принято объединять лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют проблемы в психическом и (или) физическом состоянии. Медицина и педагогика подходят к данным нарушениям с учётом своих задач, апеллируя собственными расшифровками.
Всё это служит основой для разработанной Министерством Просвещения классификации и соответствующих адаптивных программ, по которым обучают людей с ОВЗ. Программы являются частью Федерального Государственного образовательного стандарта.
Далее предлагаем ознакомиться с основными видами ОВЗ и особенностями, которые выявляются при данных нарушениях. Таким образом, сформируем общее представление о детях с особенностями.
Расшифровка категорий ОВЗ в образовании
Федеральный Закон об образовании РФ даёт раскрывает виды ОВЗ с точки зрения педагогики. Этот нормативно-правовой акт описывает спецусловия, в которых должны обучаться школьники с ограничениями по здоровью, а также описывает нюансы категорий ОВЗ.
В любом случае для диагностики особенностей требуется пройти ППМК, чтобы выявить, к примеру, нарушения опорно-двигательного аппарата (НОДА), интеллекта, речи и зрения, задержку психического развития (ЗПР), расстройство общения и поведения (включая СДВГ и РАС). Также у некоторых проблемы со здоровьем носят комплексный характер.
Если нарушения в ходе ППМК подтверждены, члены комиссии дают рекомендации по созданию условий с целью обучения ребёнка.
Расшифровка категорий ОВЗ в медицине
«Международная классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья детей и подростков. МКФ-ДП» ВОЗ также предлагает свою расшифровку рассматриваемой аббревиатуры.
В частности, нарушения с медицинской точки зрения при ОВЗ понимаются как аномалии в развитии различных функций организма — от физиологических до психологических (здесь речевые, сенсорные, умственные проблемы). Не исключаются отставание и задержка в развитии не только детей, но и подростков. Кроме того, учитываются отклонения в структурах — сердечно-сосудистой, нервной, эндокринной, пищеварительной, дыхательной, иммунной.
Согласно МКФ-ДП есть пять уровней нарушений, выражающихся в процентах: от 0-4 % – если проблем со здоровьем нет или они незначительны, до 96-100% – если они абсолютны). Помимо этого существует деление на четыре уровня задержки с учётом их возможного исчезновения.
Регистрируют задержки с нарушениями по кодам. Определённые коды присвоены структурам и функциям организма, способностям к практическому применению знаний и обучению, отношениям в социуме и влиянию среды.
С детальной классификацией можно ознакомиться на сайте ВОЗ. А на портале rosuchebnik.ru представлена таблица «Классификация детей с ОВЗ» с описанием категорий существующих ограничений по здоровью.
ОВЗ по ФГОС
По ФГОС соответственно АООП (адаптированным основным образовательным программам) и видам ОВЗ для особенных детей созданы следующие варианты АООП НОО (по количеству):
— для глухих — четыре;
— к слабослышащим применяют три;
— слабовидящих обучают по трём вариантам;
— слепых — по четырём;
— детям с НОДА предлагается четыре возможности;
— при ЗПР) реализуется три;
— при ТНР (тяжёлых нарушениях речи вариантов тоже три;
— для детей с расстройствами аутического спектра (РАС) создано четыре варианта;
— с умственной отсталостью (нарушениями интеллекта) реализуют несколько путей.
Специалисты ФГОС рекомендует заниматься обучением особенных детей в Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС), которые, как правило, существуют в коррекционных школах или полностью заменяют их. Также следует обратить внимание на инклюзивные школы.
Категории детей с ОВЗ
I категория: неслышащие и глухие дети без речи
Если у ребёнка хроническое двустороннее нарушение слуха с рождения или раннего возраста (до начала развития речи), они не способны разговаривать без специального обучения и воспринимать обычную речь. Восприятие мира у них осязательное и зрительное, а в мыслительных процессах отсутствует речевая составляющая. Только действия и образы. Поэтому причинно-следственные связи определяются ими с трудом. Из-за этого, а также из-за утомляемости память, внимание не объёмны, не устойчивы.
Обучая таких детей речи, делают акцент на специальной сурдо- и акустической аппаратуре. Таким образом можно до определённой степени развить способность разговаривать, хотя и с ошибками (например, слова с одинаковым звучанием могут заменяться). В речи при этом мало слов, которые обозначают движение или качества, зато предметов много.
Жестовое общение между собой дети стараются перенести в мир обычных людей, имитируя мимикой и жестами признаки различных объектов и не только. Так как подобное поведение нередко воспринимается как агрессивное и даёт негативную ответную реакцию, у детей с глухотой страдает самооценка.
II категория: слабослышащие
При тугоухости, частичной утрате слуха и недоразвитии речи до некоторой степени самостоятельная речь в остаточном виде сохраняется. Происходит накопление словарного запаса.
Познавательные и психологические процессы развиваются с учётом периода потери слуха (то есть чем более ранняя проблема, тем сложнее идёт процесс). Причём низкое слуховое восприятие сильно искажает информацию и не является достаточной опорой для полноценной адаптации.
В отношении детей данной категории стараются развить их способность «читать» по губам, воспринимать информацию зрительно и научиться читать. За счёт этого улучшается наглядная память, внимание становится устойчивым.
Также у слабослышащих отмечаются высокая (иногда завышенная) самооценка, потому что окружающие воспринимают как супер-успех даже малейшие достижения детей с подобной проблемой.
III и IV категории: нарушения зрения (рассматриваются вместе)
К указанным категориям относятся незрячие, а также дети с амблиопией, косоглазием. Здесь же ослепшие до трёх лет, слепорожденные, слабовидящие и поздноослепшие.
Для слепых восприятие мира происходит на слух за счёт высокой чувствительности к звуковым вибрациям. При остаточном зрении можно видеть образы смутно, искажённо. При этом мыслительные процессы не целостные, скудные. Определить расстояние, своё местоположение или объектов, очень трудно. У детей проблемы с суждениями (они не уверены).
Обучение строится так, чтобы создать полисенсорный опыт, то есть активизировать взамен пострадавшего другие анализаторы. Что касается речи, у слабовидящих она развивается позже, чем у обычных сверстников. Реальные образы не всегда соответствуют словам, лексика не богатая. Вербальное описание должно сопровождаться осязательным исследованием.
В целом благодаря учёбе удаётся добиться устойчивости внимания, его объёмности, произвольности и концентрации, придать ему направленность. Также с памятью, особенно, словесно-логической.
Слабовидящие и слепые могут быть несдержанными, конфликтными, бесцельными. При этом их конкурентоспособность и самостоятельность развиваются в процессе взаимодействия с ровесниками (учёба, общение и тд).
V категория: тяжёлая речевая патология
В данную группу входят дети с проблемным произношением, фонетико-фонематическим недоразвитием речи и немотой. В частности, алалия отличается аномалией в процессе развития речи из-за поражений на органическом уровне соответствующих центров мозга. На фоне нормального слуха диагностируют аграмматизмы, низкий словарный запас, трудности при письме и чтении.
При афазии имеет место разрушение речи, которая уже сформировалась. Это связано с поражением речевого или двигательного центра головного мозга. В первом случае возникают сложности с дифференцированным восприятием слов и звуков, ребёнок в состоянии воспринять только не речевые звуки, а во втором — произношение происходит с дефектами, звучат только отдельные слова и фразы, либо речь вообще отсутствует.
А вот дизартрия и ринолалия подразумевают сбой в произношении. При дизартрии проблема спровоцирована недостаточным развитием речевого аппарата, в то время как ринолалия связана с анатомическими дефектами в строении артикуляционных органов. По итогу не страдает только зрительная, смысловая и логическая память. По другим психическим процессам выявляются проблемы.
В обучение таких детей обязательно входят музыка, гимнастика, ритмика, то есть стремятся развить моторику, а также адекватную самооценку, познавательный интерес.
VI категория: нарушение опорно-двигательного аппарата
Дети с деформацями ОПА врождённого и приобретённого характера, с ДЦП, вялыми параличами рук и ног, парезами и парпарезами конечностей из-за недостаточной двигательной активности воспринимают мир кинестетически и зрительно с помехами. Абстракции и понятия формируются с отставанием, наглядно-действенное мышление развито хуже вербального.
У многих снижены слуховое внимание и память из-за проблем со слухом. Не исключаются дазатрия и алалия. В любом случае детям из этой категории обучение совмещают с трудовой деятельностью, которая им по силам, чтобы у них возникло ощущение своей значимости, уменьшилась вялость и переключилось внимание.
VII категория: дети с ЗПР
Интеллектуальное развитие здесь возможно, хотя психические процессы замедлены, трудно усваивать информацию (знания). Наблюдается значительная истощаемость. Как правило, в VII категорию входят дети с задержкой или недоразвитием психического здоровья. Могут иметься повреждения, искажённое (РАД, СДВГ) и дифицитарное развитие.
У детей непоследовательное, замедленное восприятие. Словесно-логического мышление может отставать. Процессы обобщения и анализа даются нелегко, что отражается на речи (она бывает не ясной и не логичной).
А при ЗПР отмечают низкую степень познавательных процессов (в том числе, внимания и памяти), инфантилизм и импульсивное поведение, отличающееся непроизвольностью. Примечательно, что инфантилизм объясняется поздним темпом развития психики, проблемами в нервной и эндокринной системах.
Во время обучения детей принимают во внимание их утомляемость, часто сменяющие друг друга пассивность и активность. Доброжелательно-спокойная атмосфера, интересные задания без умственного напряжения дают хорошие результаты: задачи при решении близки к норме.
VIII категория: отклонение интеллектуального развития
Так как в обозначенной категории у детей сильно недоразвиты познавательные процессы по причине олигофрении (синдрома врождённого психического дефекта), они практически не могут обучаться (только при лёгкой умственной отсталости и дебильности).
Перестройка и осмысленность для них затруднительны, восприятие является искажённым. Кроме того, мышление находится на низком уровне. Однако речь всё-таки усваивается несмотря на присутствие фонетических и грамматических ошибок. Детей можно научить счёту, чтению и письму. При этом упор делается на трудовое обучение и дальнейшую помощь в трудоустройстве.
В завершении данного материала подчеркнём: в российских ППМС инклюзивных и коррекционных школах должны создаваться все условия для комфортного существования в них детей с ОВЗ независимо от категории. Важно не допускать дискриминации, давать качественные знания, чтобы скорректировать проблемы особенных детей и помочь им социально адаптироваться.
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?
Ирина Польшина
Дети с ОВЗ: кто они? Какие они?
В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.
Потеря слуха на одно ухо или поражение зрения на один глаз не обязательно ведет к отклонению в развитии, поскольку в этих случаях сохраняется возможность воспринимать звуковые и зрительные сигналы сохранными анализаторами.
Таким образом, детьми с ограниченными возможностями здоровья можно считать детей с нарушением психофизического развития, нуждающихся в специальном (коррекционном) обучении и воспитании.
По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым,к основным категориям аномальных детей относятся:
1. Дети с нарушением слуха ;
2. Дети с нарушением зрения ;
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушениями эмоционально – волевой сферы;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
А теперь давайте рассмотрим некоторые категории детей с ОВЗ более подробно.
5. Дети с умственной отсталостью нуждаются в специализированном учреждении.
6. Задержка психического развития (ЗПР)-нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально- волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. ЗПР относится к разряду слабо выраженных отклонений в психическом развитие и занимает промежуточное место между нормой и патологией. Поэтому чрезвычайно важно вовремя оказать помощь ребенку с ЗПР. Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогический коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-волевой и когнитивной сфер. Суть её заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом. Если психокоррекции недостаточно, её подкрепляют медикаментозным лечением. ЗПР как психолого-педагогический диагноз ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте, если к окончанию этого периода остаются признаки недоразвития психических функций, то говорят уже об умственной отсталости.
7. Ранний детский аутизм (РДА) является врожденным синдромом, для которого характерен особый тип нарушения психического развития. Критериями постановки данного диагноза являются трудности коммуникации, т. е. аутизм как таковой – стереотипное поведение ребенка, особая задержка и нарушение развития речи, прежде всего ее коммуникативной функции, раннее проявление (до 2,5 лет) указанных расстройств.
Основными проявлениями синдрома, которые наблюдаются при всех его разновидностях,являются:
а) выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими;
б) эмоциональная холодность или безразличие к близким;
в) страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке;
г) однообразное поведение со склонностью к стереотипным движениям.
Обычно выделяют три основные области,в которых аутизм проявляется особенно ярко:
• речь и коммуникация;
• воображение, эмоциональная сфера.
Формирование навыков коммуникации является важной целью коррекционной помощи детям с ранним детским аутизмом. Главная задача педагога – вовлечь ребенка в индивидуальную и совместную деятельность. С этой целью нужно применять в работе с ним больше разнообразных форм взаимодействия, обогащая его эмоциональный и интеллектуальный опыт.
Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе. Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.
Создание «безбарьерной» образовательной среды
Проблемы и трудности инклюзивного образования
Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям. Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за «своего». Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения. В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с «особенным» ребенком. В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.
Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении
Фотозарисовка «Какие разные цветы» Фотозарисовка «Какие разные цветы» Воспитатель: Назарова Т. А. Цветы чисты, красивы и невинны, И дарят сил прилив и красоту. И ощущаю я.
Фотоотчет «Вот какие мы большие» Фотоотчет «Вот какие мы большие» Татьяна Плюхина В 2-2,5 года каждый ребенок может одеваться сам! Если взрослые помогут ему овладеть процессами.
Консультация для родителей «Какие они, наши дети» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Сегодня хочу поделиться с Вами консультацией «Какие они, наши дети». Не.
Лэпбук «Рыбы: какие они» Использование лэпбуков в работе с воспитанниками позволяет воспитателю дошкольного образования с помощью игровых заданий познакомить с.
Педагогический проект «Ох, какие сказки!» Вид проекта: творческий, взросло-детский. Участники проекта: дети, родители группы, специалисты детского сада. Срок реализации проекта:.
Протокол группового родительского собрания «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы дети говорили» Протокол Группового родительского собрания в средней группе от 13.02.2018. Тема: «Как говорить, чтобы дети слушали и как слушать, чтобы.
Люди с овз что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения.
Статья:
На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важнейших направлений государственной политики Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ. Особую актуальность реализация права на образование детей-инвалидов приобретает в связи с Федеральным законом «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 3 мая 2012 года. Государства, ратифицировавшие Конвенцию, обязуются развивать инклюзивное образование, в том числе обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми.
Впервые в Законе «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определен как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения.
Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума. Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта. Выготский ввел понятие «Структура дефекта».
Первичное нарушение, например, нарушение слуха или зрения влечёт за собой вторичные отклонения в развитии. При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление. Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.
По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психического развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Существуют причины появления детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
— пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
— натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
— постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
2. Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Дети с нарушением слуха
Потеря слуха лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Выделяют следующие группы детей с недостатками слуха:
Неслышащие – дети с полным отсутствием слуха, который не может использоваться для накопления речевого запаса.
Слабослышащие – дети с частичной слуховой недостаточностью, затрудняющей речевое развитие.
Нарушение слуха непосредственно влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. Что же касается особенностей личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка, то они не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени.
Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. При этом наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих учащихся также имеет своеобразные черты. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике.
У ребенка с нарушением слуха наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Поэтому дети, страдающие глубокими нарушениями слуха, в общем уровне развития отстают от своих сверстников.
Дети с нарушением зрения
Слабовидящие дети сильно отличаются друг от друга по состоянию зрения, работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. В значительной степени это обусловлено характером поражения зрения, происхождением дефекта и личными особенностями детей.
Как правило, для детей с нарушениями зрения характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют, или слабо развиты неречевые формы общения. Для слабовидящих детей характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры таких детей отличаются меньшей развернутостью по сравнению с играми обычных детей.
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.
Дети с соматическими заболеваниями
Дети с соматическими заболеваниями, не имеющие видимых дефектов, имеющие сохранный интеллект и с первого взгляда ничем не отличающиеся от остальных. У таких детей слабо развита познавательная сфера, отмечается недоразвитие личности, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к занятиям.
Дети с умственной отсталостью
Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в пренатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебилъностъ. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц.
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в развитии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Дети с задержкой психического развитии (ЗПР)
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно собрать, сконцентрировать внимание детей, удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются
Установлено, что многие из детей испытывают трудности и в процессе восприятия (зрительного, слухового, тактильного). Снижена скорость выполнения перцептивных операций.
Память детей с задержкой психического развития также отличается качественным своеобразием. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память.
Значительное своеобразие отмечается в развитии их мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Исследователи подчеркивают сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами.
У детей с ЗПР отмечается выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят. Такая тревожность имеет тенденцию с возрастом прогрессировать.
Дети склонны преимущественно к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Дети с ЗПР предпочитают контактировать с детьми более младшего возраста, в силу того, что коллектив сверстников, с которыми они могут контактировать, устанавливать взаимоотношения, вызывает у них тревогу. У них преобладают ситуативно-деловые формы общения, основывающиеся на предметно-практических операциях. У детей с ЗПР, выявлена сниженная потребность в общении. В процессе общения дошкольников с ЗПР на первый план выдвигается недостаточная сформированность его мотивационной основы. Потребность в игре у этих детей резко снижена.
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Детский церебральный паралич – болезнь, развивающаяся вследствие поражения головного мозга – внутриутробно, при родах или в период новорожденности, характеризуется двигательными расстройствами, а также нарушениями психоречевых функций.
Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.
При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент «детскости». Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью. Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Это может быть и повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то, чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.
Особенности нарушения познавательной деятельности при ДЦП
Неравномерный характер нарушений отдельных психических функций.
Выраженность астенических проявлений – повышенная утомляемость, истощаемость всех психических процессов, что также связано с органическим поражением ЦНС.
Сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Прежде всего, отмечается недостаточность пространственных и временных представлений.
Дети с расстройствами аутистического спектра
Аутизм – нарушение нормального хода мышления под влиянием болезни, психотропных или иных средств, уход человека от реальности в мир фантазий и грез. В наиболее яркой форме он обнаруживается у детей дошкольного возраста и у больных шизофренией.
Основными признаками РАС при всех его клинических вариантах являются:
— полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них;
— обособленность от окружающего мира;
— слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада);
— дети, страдающие аутизмом, очень часто чувствительны к слабым раздражителям. Например, они нередко не переносят тиканье часов, шум бытовых приборов, капанье воды из водопроводного крана;
— однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.);
— речевые нарушения при РДА разнообразны. В более тяжелых формах РДА наблюдается мутизм (полная утрата речи), у некоторых больных отмечается повышенный вербализм – ребенок постоянно произносит понравившиеся ему слова или слоги;
— характерным для детей-аутистов является такое зрительное поведение, при котором проявляется непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо.
Сложность и своеобразие психики ребенка с проблемами в развитии требует тщательного методологического подхода к процессу психологической помощи.
Чрезвычайно важен принцип личностного подхода к ребенку с проблемами в развитии. В процессе психологической помощи не учитывается какая-то отдельная функция или изолированное психическое явление, например низкий уровень интеллекта, а личность в целом со всеми ее индивидуальными особенностями.