Люди жать а мы на солнышке лежать что значит
Развлечение для детей 6–7 лет «Труд кормит, а лень портит»
Надежда Павловна Пустоветова
Развлечение для детей 6–7 лет «Труд кормит, а лень портит»
Труд кормит, а лень портит.
У центральной стены скамья, на которой лежит ребенок, исполняющий роль ленивого Тита. Рядом с ним большая деревянная ложка.
Ведущий. Труд кормит, а лень портит.
Выходят двое детей.
1-й ребенок. Не колода – лодырь,
2-й ребенок. Не пень, а лежит целый день.
1-й ребенок. Не жнет и не косит,
Вместе. А обедать просит.
2-й ребенок. Тит, иди молотить!
Тит. Живот болит. (Отворачивается.)
1-й ребенок. Тит, иди кашу есть!
Тит. Где моя большая ложка? (Садится на скамью, показывает ложку.)
1-й 2-й ребенок вместе. Хочешь есть калачи, не сиди на печи!
Ведущий. Не любили лентяев в народе.Смеялись над ними: «Спишь, спишь и отдохнуть некогда», «Люди жать, а мы на солнышке лежать».
3-й ребенок. Проснулась Ульяна, не поздно, не рано,
4-й ребенок. Люди – косить,
3-й ребенок. А она голову мочить.
4-й ребенок. Люди грести,
3-й ребенок. А она – косу плести.
4-й ребенок. Люди – жать,
3-й ребенок. А она – на меже лежать.
4-й ребенок. Люди – молотить,
3-й ребенок. А она – пыль ворошить.
4-й ребенок. А обедать пойдут –
вместе. Она – тут как тут!
Ведущий рассказывает сказку «Морозко».
Ведущий. Дети всегда были хорошими помощниками.Взрослые с любовью говорили про них: «Маленький, да удаленький». Ребята, а вы знаете пословицы и поговорки о труде? Прочитайте их.
Дети читают: «Маленькое дело лучше большого безделья», «Не умеешь шить золотом, стучи молотом», «Терпение и труд все перетрут», «Есть терпение, будет и умение».
Ведущий. Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся,говорили: «Мастер на все руки», «Мастер – золотые руки». А любуясь ладно выполненной работой,говорили так: «Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства».
Воспитатель приглашает детей на выставку предметов прикладного искусства.
«Труд кормит, а лень портит». Открытое занятие по мотивам русского фольклора в подготовительной группе Звучит русская народная мелодия «Пойду ль, выйду ль я». Дети в русских костюмах входят в зал и садятся на скамеечки около «дома». На полу.
Конспект образовательной деятельности «Труд кормит, а лень портит» в подготовительной группе Конспект образовательной деятельности по теме: «Труд кормит, а лень портит» в подготовительной группе». Цель: Продолжать.
Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров»
Наталья Шарова
Конспект занятия по знакомству с народными промыслами «Золотые руки мастеров»
Цель: Воспитывать любовь и уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и фольклору, эмоционально-оценочное отношение к художественному материалу.
Предварительная работа: чтение и заучивание русских народных пословиц и поговорок о труде, лени; изучение истории народных промыслов; рассматривание изделий народных мастеров.
Материалы: Изделия народных промыслов: дымковская игрушка, филимоновские игрушки, городецкие изделия, посуда из Гжели.
Ход занятия
Дети так же вспоминают пословицы про лентяев: «Не колода лодырь, не пень, а лежит целый день», «Не жнет и не косит, а обедать просит», «Хочешь есть калачи – не сиди на печи!»,
— А где моя большая ложка?»
Воспитатель: Дети всегда помогали взрослым, были им хорошими помощниками.Взрослые люди говорили про них: «Маленький – да удаленький!»
— Ребята, а вы любите трудиться? А какие пословици и поговорки о труде вы знаете?
• Скучен день до вечера, когда делать не чего.
• Судят не по словам, а по делам.
• Сделано дело – гуляй смело!
• Без труда не вытащишь рыбку из пруда.
• Терпение и труд все перетрут.
• Почет и труд рядом идут.
• Любишь кататься, люби и саночки возить.
(Детям предлагают объяснить, как они понимают ту или иную пословицу.)
— Давайте и мы поиграем.
(Проводится игра «Подсолнухи»)
Цель. Развивать наблюдательность.
Ход игры. Игроки – подсолнухи стоят в несколько рядов. Один – земледелец, он стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце!» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалка, к ее окончанию земледелец должен показать, кто как стоял.Считает ведущий:
Солнце светит, дождь идет,
Семечко растет, растет.
К солнцу тянется росток,
Тонкий, тонкий стебелек.
Небосвод весь обегая,
Солнце светит не моргая.
Земледелец не зевай, перемены отгадай!
— Послушайте интересную старую сказку.
— Жила – была в одном селе девушка по имени Марья. И такая эта Марьюшка была мастерица: и шить, и вышивать, и игрушки лепить, а посуду узорами разными расписывать умела – залюбуешься. И прозвали её за это Марья – искусница.
Прослышал о Марье Кощей Бессмертный и решил её заполучить в своё Кощеево царство. Налетел, схватил её и понес. А Марья – искусница превратилась в красивую жар – птицу и стала ронять на землю разноцветные перышки на память о себе. Куда падало красивое перышко, там и появлялись новые мастера и мастерицы, умелые руки которых делали замечательные изделия, прославившиеся на весь мир.
Одно перышко упало в село Дымково. А вы, ребята, знаете, что делают дымковские мастера? (Игрушки из глины.)
Другое перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. От чего стало весело в Фелимоновке (Стали делать игрушки из глины, свистульки.)
Третье перышко упало в городе Городецк. Кто знает, чем прославились Городецкие мастера?Они расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.)
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Чем же так знамениты гжельские мастера? Что они делают? (Посуду.)
Но вот беда! Налетел ураган страшной силы, разметал, перевернул, перепутал все изделия народных мастеров. Давайте поможем расставить все по своим местам.
Проводится игра «Каждое изделие – в свой город». (Цель: расставить изделия по названию города).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вот сколько вы знаете о народных промыслах. А сможете рассказать. Как вы догадались, что именно это – гжельское изделие, а это – из села Филимоново?
(Дети рассказывают, по каким характерным особенностям они отличаются одно от другого, отмечают цвет, форму, способы художественной выразительности, материал и т. д.)
Занятие по развитию речи. «Россия» Программные задачи: Обобщить и систематизировать знание детей о России. Формировать уважительное отношение к государственным символам.
Педагогический проект по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста «Народные традиции» Вид проекта: По продолжительности: краткосрочный, коллективный. По содержанию: творческий, познавательный, групповой. Участники проекта:.
Конспект внеклассного мероприятия «Красота и труд вместе идут»
Красота и труд вместе идут
Во все времена ценили людей умелых и трудолюбивых, недаром говорили на Руси:” Человек трудом красен”. А вот лентяев не любили в народе, смеялись над ними” Спишь, спишь и отдохнуть некогда “, “Люди жать, а мы на солнышке лежать”,” Делано наспех сделано на смех”,” Труд кормит, а лень портит”.
Послушайте, пожалуйста, рассказ К.Д. Ушинского Два плуга
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Труженика и лентяя.)
Какой вывод можно сделать, прослушав этот рассказ?
Примерные ответы детей:
Труд красит человека, а безделье его уродует.
Только в труде можно проявить все свои самые лучшие качества.
Без труда человек заржавеет и заболеет.
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
Доброй славой пользовались в народе хорошие умельцы. Про мастера, который никакой работы не боялся, говорили: “ Мастер золотые руки”, “Мастер на все руки”. А любуясь выполненной работой, говорили :“Не то дорого, что красное золото. а то дорого, что доброго мастерства”, “Красна птица оперением, а человек рукоделием.”
Послушайте интересную старую сказку
Одно перышко упало в тульской деревне Филимоново. Радостно стало жить в этой деревне. Отчего же стало весело жить в Филимонове?
Стали делать игрушки из глины, свистульки.
Другое перышко упало в городе Городец. Городецкие мастера прославились тем, что расписывали деревянные изделия: прялки, посуду, мебель.
Третье перышко упало в Павловском Посаде, недалеко от Москвы.
Платочки Павловского Посада все красавицы России знают.
А еще одно перышко упало в подмосковной деревушке под названием Гжель. И появились там мастера на все руки. Гжельскую посуду или игрушки все сразу узнают по росписи. Посуду называют бело-голубым чудом.
Просмотр мультфильма ‘’Пирожок’’.
Какая пословица подходит к этому мультфильму?
Кто не работает, тот не ест.
Сейчас поиграем. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете.
Можно отвечать хором.
Деревья смотри в плодах . (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд. (все перетрут).
Под лежачий камень. (и вода не течет).
Маленькое дело. (лучше большого безделья).
Горька работа. (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье . (а где и терпенье).
Всякое дело человеком ставится. (и человеком славится).
Ищи невесту не в хороводе, ( а в огороде)
Труд был, есть и будет основой жизни на земле. Чтобы стать хорошим человеком специалистом, мы должны много знать и много уметь.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
Будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
— И пусть девизом вашей жизни станут слова:
Русский фольклор.Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки. игры, гадания, сценки, причитания, пословицы и присловья (56 стр.)
О ДАЛЬНЕМ И МНИМОМ РОДСТВЕ
Десятая вода на киселе.
Седьмой квас на гуще.
Только и родни что лапти одни.
ЛЮДИ, ИХ ДУШЕВНЫЕ СВОЙСТВА, ВНЕШНИЙ ВИД И ПОВЕДЕНИЕ
В бедах человек умудряется.
Как в кремне огонь не виден, так в человеке душа.
Что в сердце варится, на лице не утаится.
Видна печаль по ясным очам, а кручина по белу лицу.
Кто гнев свой одолевает, тот крепок бывает.
Гнев человеку сушит кости, крушит сердце.
Вспыльчивый нрав не бывает лукав.
Совесть с молоточком: и постукивает и наслушивает.
Когда придёт беда, не пойдёт на ум и еда.
Говорили Афанасью, быть-де ненастью: знай, поскакал да колёса растерял.
Не наше дело горшки лепить, а наше дело горшки колотить.
Овсяная каша хвалилась, будто с коровьим маслом родилась.
Повадился кувшин по воду ходить, там ему и голову сломить.
Чего в другом не любишь, того и сам не делай.
Сам кашу заварил, сам её и расхлебывай.
Лихи зарецкие собаки, а наша одна от семерых отъелась.
В согласном стаде волк не страшен.
У Сидора обычай, у Карпа свой.
Ребёнку дорог пряник, а старцу покой.
Каков в колыбельку, таков и в могилку.
Не время волос белит, а кручина.
На зеркало нечего пенять, коли рожа крива.
ОБ УМЕНИИ И ТРУДОЛЮБИИ, ЛЕНИ И НЕРАДИВОСТИ
Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах.
Терпенье и труд всё перетрут.
Под лежачий камень и вода не течёт.
Маленькое дело лучше большого безделья.
За один раз дерева не срубишь.
Бери всегда ношу по себе, чтоб не кряхтеть на ходьбе.
За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Одна пчелка не много мёду натаскает.
Не за своё дело не берись, за своим делом не ленись.
Горька работа, да сладок хлеб.
Ясли за конем не ходят.
На полатях лежать, так и ломтя не видать.
Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.
На чужом хребте легко работать.
Пошла по масло, а в печи погасло.
На печи по дрова поехал.
В лес идут, а на троих один топор берут.
Люди жать, а мы на солнышке лежать.
Двое пашут, а семеро руками машут.
И готово, да бестолково.
УМ И ГЛУПОСТЬ
Око видит далеко, а ум еще дальше.
На вожжах и лошадь умна.
Глупый ищет большого места, а умного и в углу знать.
Где умному горе, там дураку веселье.
Голова с печное чело, а мозгу совсем ничего.
Не спрашивай у старого, спрашивай у бывалого.
О ДОБРОМ И ХУДОМ СЛОВЕ
Не ножа бойся, а языка.
До слова крепись, а давши слово, держись.
От слова до дела целая верста.
Кто словом скор, тот в делах редко спор.
Брань на вороту не виснет.
Сухую грязь к стене не прилепишь.
О ДРУЖБЕ
У дружных соседей и сохи свились вместе.
Старый друг лучше новых двух.
С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.
С подружьем и горе пополам разгорюешь.
О СЧАСТЬЕ
Не родись ни хорош, ни пригож, родись счастлив.
У кого счастье поведётся, у того и петух несётся.
Счастье лучше богатства.
Счастье не лошадь; его не запряжёшь.
ВИНО, ПЬЯНСТВО И ГУЛЬБА
Невинно вино, виновато пьянство.
Святые угодники на пьяниц угодливы: что ни день, то праздник.
Хмель-щеголек поводит без сапог.
Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
Горевал, когда брагу сливал, а слил, так всем стал мил; а как выпили, то и хозяина вон выбили.
Послушай дело, Кузя! А Кузя пьян, как зюзя.
Не хвали пиво разливши, а хвали распивши.
ЕДА И ПИТЬЁ
Хлеб в человеке воин.
Худ обед, когда хлеба нет.
Губа не дура, язык не лопатка: знает, что горько, что сладко.
Много ерша и на деньгу, да не столько съешь, сколько расплюёшь.
Не красна изба углами, красна пирогами.
Блин не клин, брюха не расколет.
ЗДОРОВЬЕ, БОЛЕЗНЬ И СМЕРТЬ
Здоровье всего дороже.
Здоровье выходит пудами, а входит золотниками.
Здорову врач не надобен.
Застарелую болезнь трудно лечить.
Уходили бурку крутые горки.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
ОСОБЕННОСТИ ЯВЛЕНИЙ, ИХ СУЩЕСТВЕННЫЕ ПРИЗНАКИ
На кукушкиных яйцах цыплят не выведешь.
От овцы волк не родится.
Не бывать калине малиною.
Вороне соколом не быть.
Не все то золото, что блестит.
У кольца нет конца.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ В КАЖДОМ ЯВЛЕНИИ
Нет худа без добра.
Жгуча крапива родится, да в щах пригодится.
Палка о двух концах.
О ПРИЧИНАХ, СЛЕДСТВИЯХ И ОБУСЛОВЛЕННОСТИ ЯВЛЕНИЙ
От худой курицы худые яйцы.
Не было бы снегу, не было бы и следу.
Без поджоги и дрова не горят.
Что посеешь, то пожнёшь.
От одного порченого яблока целый воз загнивает.
Была бы свинка, будет и щетинка.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЯВЛЕНИЙ
Всё идёт своим чередом.
Через сноп не молотят.
Не вдруг Москва строилась.
РАЗВИТИЕ И ИЗМЕНЕНИЕ
Всему бывает перемена.
Всё перемелется, мука будет.
ОБ УЧЁТЕ РЕАЛЬНОСТИ
Не сади дерева корнем кверху.
Море песком не засыплешь.
Острым топором камня не перерубить, лишь топор иступить.
В воде рыбы много, всей не выловишь.
Не узнавши броду, не суйся в воду.
Не продавай шкуры, не убив медведя.
Воды из моря синица немного упьёт.
Цыплят по осени считают.
Незнаемая прямизна наводит на кривизну.
Иглою шьют, чашею пьют, а плетью бьют.
Мельница не по ветру, а против ветра мелет.
ПРИРОДНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И НЕСООТВЕТСТВИЯ
Мала искра города пожигает, а сама прежде всех погибает.
Пятое колесо в телеге.
У зимы с летом ладу нету.
ПРИМЕЧАНИЯ
НОД «Как рубашка в поле выросла»
Валентина Долбнева
НОД «Как рубашка в поле выросла»
Цель: Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки (с опорой на художественное произведение, с использованием русского фольклора, например, «Уж я сеяла, сеяла ленок»). Рассказать о народных приметах и обычаях при косьбе и сборе урожая, а так же о защитной функции одежды от неблагоприятных влияний и воздействий. Расширять у детей запас слов; вспомнить старые и познакомить с новыми пословицами и поговорками о труде, о земле, лени-мачехе.
Ход: Ребята, вы знаете, как рубашка в поле растет? Нет. Тогда я вам расскажу. Посмотрите – это лен. (показ гербария) Лен знали в Древнем Египте, Вавилоне, Индии. А славяне выращивали лен еще до образования Киевской Руси. Сначала разбрасывали горстями по полю маленькие блестящие зерна,приговаривая:
Зародись, мой льнище,
Когда голубые цветочки опадут, головки забуреют и подсохнут, лен выдергивают с корнем,завязывают снопики приговаривая: «Ты удайся, мой, беленький ленок».
В октябре лен очищают, треплют, затем чешут железным гребнем.В зимние вечера девушки начинают прясть и петь песни:
Я ткала, ткала, ткала,
Много ткани наткала –
Люди верили в магические свойства прялки. Показ. Прежде всего мы видим на прялках символы солнца. Это означает, что белый свет противостоит всему злому и темному и изгоняет его.
Воспитатель показывает иллюстрации ткацкого станка.
По русскому народному календарю у октября был день Харитины – первые холстины. Крестьянки садились за кросна ткали первый холст.
На чем ткут полотна? (на ткацком станке) А в старину ткацкий станок назывался кросной. Когда холст был готов, стали его на морозе морозить, по снегу расстилать; а весной расстилали его на траве на солнышке и взбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым, как кипень.
По преданию всем женским работам покровительствовала Параскева-Пятница. Крестьянки считали ее «своей заступницей». С 14 ноября (Кузьмина-Демьяна) женщины из готового холста шьют рубашки и делают на них вышивку крестиком. (показ вещей, образцов) Вот так рубашки в поле растут.
Далее идет показ русских народных костюмов и инсценировка игры «Прялица».
Воспитатель: Давайте вспомним пословицы и поговорки о труде. («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Дело мастера боится», «Глаза боятся, а руки делают»). Сейчас я превращусь в бабушку (одевает платок и очки) и расскажу вам древние пословицы о труде, земле, о лени-мачехе.
— Держись за соху, она кормилица.
— Клади на воз густо, в амбаре не будет пусто.
— Пашню пашут, руками не машут.
— Иглой да бороной деревня стоит.
— Бабе кросно, мужику – соха.
— Веретеном оденусь, сохой укроюсь.
Бездельников у нас сильно не любят,про них говорят:
— Люди жать, а мы на солнышке лежать.
— Горька работа, да сладок хлеб.
— Маленькое дело лучше большого безделия.
Вот такие пословицы придумал наш народ. Итог.
Интегрированное занятие «Как рубашка в поле выросла». (Интеграция образовательных областей: окружающий мир, экология, развитие речи, художественная литература, экспериментирование.) Разработала.
Конспект НОД по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста в форме игры «Математическое «Поле чудес» Конспект НОД по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (6 – 7 лет) Тема: «Математическое «Поле чудес» Задачи: 1. Образовательные •.
Конспект ООД по лепке во второй младшей группе «Выросла ёлочка» Конспект ООД продуктивной деятельности во 2 младшей группе Вид деятельности: Продуктивная деятельность. (лепка) Тема: «Выросла ёлочка» Цель:.
Конспект по аппликации 23 Февраля «Рубашка для папы» Конспект по аппликации:23 Февраля» Рубашка для папы». Тема: «Рубашка для папы» (поздравительная открытка к 23 февраля) Интеграция образовательных.
Мастер-класс по изготовлению открытки для папы «Рубашка с галстуком» В преддверии Дня Защитников Отечества все готовят подарки для пап, дедушек, братьев. Предлагаю вашему вниманию, уважаемые коллеги, мастер-класс.
Методическая разработка «Как рубашка в поле выросла» Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр традиционной культуры» Методическая разработка Как рубашка.
Подарок для папы на 23 февраля «Рубашка и галстук в технике оригами» Рубашка и галстук в технике оригами. Подарок для папы на 23 февраля. Любовь Майорова Доброго времени суток,дорогие друзья,коллеги и гости.
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Стоит в поле теремок» МБДОУ МО г. Краснодар «Центр развития детский сад №173» Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе. Тема: «Стоит в поле теремок».