Мфи самолета что это

Мфи самолета что это

Пролог. 29 февраля 2000 г. впервые оторвался от земли опытно-экспериментальный истребитель российской самолетостроительной корпорации (РСК) МиГ, известный как ╚Изделие 1.44╩. Испытательный полет состоялся на летно-испытательной и доводочной базе (ЛИ и ДБ), расположенной на аэродроме Летно-исследовательского института им. М.Громова в подмосковном городе Жуковский. Полет, продолжавшийся 18 минут (с 11:25 по 11:43 московского времени), проходил в полном соответствии с заданием. Самолет набрал высоту около 1000 м, пролетел два круга над аэродромом на скорости 500-600 км/час, после чего успешно выполнил посадку.

Ответ на вполне закономерный вопрос, почему теперь все прошло совсем по-другому, дает, как нам кажется, статья Виктора МАРКОВСКОГО, помещенная ниже. Правда, написана она была почти полгода назад, поэтому мы сочли необходимым завершить эту работу редакционным послесловием или эпилогом, в котором нашел свое отражение ряд очень важных моментов, отмеченных уже после ее написания.

Но вернемся к истребителю, само существование которого до недавнего времени проходило под грифом ╚совершенно секретно╩. Работы по программе ╚1.42╩ начались еще в конце 70-х годов, когда в общих чертах определились приоритеты в требованиях к истребителю будущего. Ими должны были стать следующие направления:

Предварительные общие черты истребителя, получившего временный шифр КБ ╚изделие 5.12╩, оформились в начале 80-х годов. Название, для сохранения секретности, было дано по аналогии с тем, что использовалось в рабочей документации на МиГ-29, с дальнейшим уточнением модификации (9.12, 9.13, 9.15 и другие). Таким образом, даже при случайной утечке информации создавалось впечатление, что речь идет об одном из вариантов ╚двадцать девятого╩. Общее руководство темой осуществлял Генеральный Конструктор Ростислав Беляков, главным конструктором был назначен Георгий Седов (позднее его сменил Юрий Воротников).

При его проектировании в основу была положена все та же формула ╚трех С╩, однако приоритеты в ней несколько изменились:

Сбрасывавшиеся с вертолетной подвески четырехметровые полутонные ╚пятерки╩ выходили на крайние режимы, демонстрируя поведение и управляемость будущей машины на закритических углах атаки и помогая освоить методики выхода из опасных условий.

В силу секретности темы испытания велись в степях полигона НИК ВВС под Актюбинском. Полеты приурочивались исключительно к ╚окнам╩ между пролетами западных разведывательных спутников, а сами модели имели маскирующую на фоне местности желто-зеленую окраску. Подбирать их предписывалось в считанные минуты после приземления.

На основе продолжавшихся исследований и поисков вносились изменения в конструкцию. Нововведения, подчас существенные, внедрялись и на собиравшемся на заводе при КБ первом опытном экземпляре. Работы над ним начались в 1989 году, уже под шифром ╚проект 1.42╩. К 1994-му проект претерпел шесть редакций, четыре из которых были опробованы на летающих моделях.

МФИ должен был получить РЛС нового поколения с фазированной антенной решеткой. Такая конструкция, состоящая из множества небольших модулей размером с палец, каждый из которых является самостоятельным миниизлучателем, обладает намного большим быстродействием и эффективностью, чем обычная РЛС с поворотным зеркалом антенны, менее сложна механически и более устойчива к повреждениям. Новинкой в комплексе вооружения являлась РЛС ╚защиты хвоста╩ с обнаружением противника в задней полусфере и целеуказанием ракетам, в том числе с обратным стартом, запускаемым назад по полету (эта методика отрабатывалась для ракет Р-60 и Р-73).

Тем временем при постройке опытной машины возникли проблемы, оказавшиеся более существенными, чем неизбежные в новом деле трудности конструкторов и технологов. К концу 1991 года весь советский ВПК с размаху вошел в жестокий кризис. ╚Оборонка╩ утратила прежний привилегированный статус, катастрофически сократились выделяемые средства, предприятия и КБ покинули многие знающие специалисты.

В отношении МФИ это имело удручающие последствия: выделявшиеся по конкретным статьям финансы ╚растворялись╩ в недрах ВПК и соседствующих структур, в то время как постройка машины временами замирала. Возникавшие вокруг истребителя ╚разборки╩ доходили иной раз до аппарата президента, однако работы продолжались ни шатко, ни валко. Так случилось, например, при монтаже системы управления, для которой нижегородский завод ╚Гидромаш╩ не соглашался поставить без предоплаты рулевые машинки. Недоукомплектованными оставались и другие системы, которые приходилось консервировать. Не поладив с новым руководством, покинул фирму летчик-испытатель Михаил Квочур, которому предстояло быть ведущим по МФИ.

На авиасалоне в Ле-Бурже в июне 1995 года заместитель Генерального Конструктора Анатолий Белосвет сообщил, что фирма рассчитывает показать 1.42 на выставке в Жуковском. Однако демонстрацию тогда отменили буквально за несколько часов до открытия МАКС-95, объяснив это запретом военных, хотя свежеокрашенный самолет был готов к выкатке. В секретную зону ангара допустили только руководство Министерства обороны и членов правительства.

Пресс-служба, компенсируя несостоявшееся событие,распространила текст интервью Ростислава Белякова, в котором говорилось, что 1.42 создан в ответ на американскую программу ATF, а КБ ╚твердо придерживалось соответствия характеристик проекта требованиям ВВС╩. В результате МФИ должен был стать не только равным американскому истребителю, но и ╚превзойти его по ряду характеристик╩. Последнее заявление в отношении уже вовсю летавшего американского самолета затем стало почти ритуальным, повторяясь из года в год.

Между тем, МФИ был вновь официально упомянут 21 марта 1996 года при показе учебно-тренировочного МиГ-АТ. Генеральный директор МАПО-МИГ Владимир Кузьмин объявил, что, при условии надлежащего финансирования, новый истребитель может быть поднят в воздух ╚уже через полгода╩. Ссылка на финансовые трудности звучала еще не раз, однако, как подметил не без ехидства один из западных обозревателей, ╚другие российские самолеты все же летают╩. Демонстрация 1.42 ожидалась и на МАКС-97, переносилась со дня на день, но в итоге вновь не состоялась.

Тем временем в США завершились конкурсные летные испытания прототипов ATE шедшие с 1990 года. Победителем стала машина фирмы ╚Локхид╩, получившая наименование F-22 ╚Рэптор╩. Вопрос об ее принятии на вооружение был решен, и в сентябре 1997 года начались полеты истребителей опытной серии.

Уходящее время далеко не лучшим образом сказывалось на состоянии программы МФИ и репутации самой фирмы. Должностные лица, ревностно соблюдавшие государственную тайну и скрывавшие от общественности новую машину, оказали ей плохую услугу. Привлечение внимания к перспективной программе, которая могла стать реальной демонстрацией возможностей российской промышленности, сыграло бы не меньшую роль, чем кулуарно объявленное решение объединенной комиссии ВВС и ПВО о сохранении за МФИ статуса ╚национальной программы страны╩. В планах МО и ВВС истребитель продолжал из года в год числиться одним из двух наиболее приоритетных пунктов (вторым оставался суховский Т-108 (Су-27 ИБ).

Появление истребителя состоялось эффектно: к собравшемуся на бетонке почтенному обществу, издалека сотрясая воздух громом двигателей и взметая снежную поземку, подрулил самолет, словно вернувшийся из очередного испытательного полета. Из его кабины выбрался ведущий летчик-испытатель фирмы Герой Советского Союза Владимир Горбунов, доложивший руководству, что ╚на земле истребитель очень послушен╩.

Кое-где первый летный образец МФИ именовали ╚моделью╩ и даже ╚макетом╩: можно было прочесть, что принципиально новый самолет является ╚развитием МиГ-31╩, а один из военных обозревателей в полковничьем чине порадовал читателей сообщением о том, что ╚новый истребитель может обнаружить самолет противника с 3200 м, а поразить его с 2700 м╩! В целом же большинство отечественных публикаций об МФИ производило удручающее впечатление.

В то же время самая первая публикация с детальным описанием и фото ╚МиГ 1.42╩ появилась за день (!) до официального показа в американском авиационном еженедельнике ╚Авиэйшн Уик энд Спейс Технолоджи╩ от 11 января 1999 года.

Нижнее расположение воздухозаборника выгодно и по требованиям высоких маневренных характеристик, позволяя избежать срыва потока при интенсивных маневрах с выходом на большие углы атаки и виражах. Этому же подчинена аэродинамическая схема ╚утка╩ с высокими несущими свойствами (напомним, что у самолета классической схемы стабилизатор ╚съедает╩ часть подъемной силы, в то время как ПГО ╚утки╩ дает ее положительную составляющую). Помимо этого, ПГО выполняет функции демпфирования при выходе на критические углы.

Вместе с тем ряд решений, пусть и относящихся к индивидуальным особенностям 1.44, плохо вписывается в современные представления о путях снижения ЭПР: нижние кили, играющие роль уголковых отражателей, пренебрежение апробированной пилообразной организацией кромок люков и панелей, угловатые стыки килей, крыла и фюзеляжа, наличие гаргрота с теми же ╚углами╩.

Шасси самолета трехопорное с носовым колесом. Носовая стойка с двумя колесами 620×180 убирается назад по потоку. Из-за плотной компоновки в районе воздухозаборника она вписывается в нишу не полностью и закрывающие ее две створки имеют выпуклую корытообразную форму. Основные стойки с амортизацией различного типа убираются вперед. Они несут колеса 1030×320 низкого давления с вентилируемыми тормозами. Использование колес того же типа, что и на Су-25 и Су-27, обусловлено стремлением к упрощению конструкции опытной машины.

Вооружения 1.44 не несет, однако зарезервированы отсеки и заложены узлы для его установки. Истребитель будет нести встроенную 30-мм пушку с увеличенной дистанцией эффективного огня, причем ее амбразура будет закрываться подвижной створкой для снижения радиолокационной заметности и по требованиям скоростного полета (подобное решение использовалось на МиГ-31). Во внутреннем отсеке 1.42 смогут размещаться на катапультных установках большинство типов существующих ракет ╚воздух-воздух╩ и ╚воздух-земля╩, а также специально создававшиеся для МФИ ракеты воздушного боя 5-го поколения.

Так, высокоманевренная ракета Р-73М несет ГСН с многоплощадочным двухдиапазонным фотоприемником с зоной целеуказания +/- 90╟, чувствительность и дальность действия которой повышена в два раза по сравнению с базовой. При дальности пуска до 60 км и минимальной высоте целей 5 м ракета способна маневрировать с перегрузками до 12, а при подлете к объекту атаки перенацеливаться с факела двигателя на наиболее уязвимую среднюю часть самолета.

Тяжелые ракеты, бомбы и подвесные баки могут подвешиваться на три пары подкрыльевых держателей, узлы которых заложены и в конструкции крыла. Однако варианты внешней нагрузки не являются основными, повышая заметность и не позволяя выполнять сверхзвуковой полет.

1.44 не несет полного комплекса прицельно-навигационного оборудования, ограниченного лишь необходимыми пилотажными системами (этим объясняется небольшой конус нештатной РЛС, а некоторые ╚радиопрозрачные╩ обтекатели, такие, как ╚пилотки╩ килей, на первой машине просто накрашены). В то же время все агрегаты комплекса прошли отработку, в том числе и на летающих лабораториях. На самолет предполагается установить допплеровскую БРЛС 5-го поколения с фазированной антенной решеткой, позволяющую отслеживать более 20 целей и одновременно атаковать 6, а также прицельное оборудование оптического и ИК-каналов для обнаружения, сопровождения и целеуказания при слабой видимости. Применение такого оборудования рассматривается как приоритетное по условиям скрытности (РЛС выдает самолет мощным излучением).

Для размещения РЛС заднего обзора и бортовой станции постановки помех предусмотрены отсеки в килевых балках.

Большое внимание уделено автоматизации решения задач, особо существенной при внутреннем размещении вооружения, когда укрытые в отсеке ГСН ракет нуждаются во внешнем целеуказании от систем самолета до самого момента пуска. Во взаимодействии летчика и машины максимально реализованы принципы ╚вижу-бью╩ и ╚пустил-забыл╩.

А более чем скупое освещение первого старта МФИ вполне понятно. Стоит ли делать праздник из успешного полета машины, которую все равно лишили будущего?

Доп. информация : Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это Чертеж «Микоян,Гуревич МФИ МиГ-1.42 »
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это Чертеж «Микоян МиГ-1.44 »
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это Фотографии:

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44
Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоМФИ 1.44

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что этоСхемы :

Источник

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

В кон­ст­рук­ции ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­ны уг­ле­пла­сти­ки и по­ли­мер­ные ком­по­зи­ты, до­ля ко­то­рых в об­щей мас­се со­став­ля­ет око­ло 30%.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Са­мо­лет ос­на­щен под­фю­зе­ляж­ным воз­ду­хо­за­бор­ни­ком, раз­де­лен­ным на две сек­ции (ка­ж­дая об­слу­жи­ва­ет свой дви­га­тель). Воз­ду­хо­за­бор­ни­ки име­ют верх­ний ре­гу­ли­руе­мый го­ри­зон­таль­ный клин и ниж­нюю от­кло­няе­мую гу­бу, обес­пе­чи­ваю­щие плав­ное ре­гу­ли­ро­ва­ние по­то­ка на вхо­де. Кон­ст­рук­ция вход­но­го уст­рой­ст­ва име­ет бо­ко­вые ско­сы и вер­ти­каль­ный цен­траль­ный клин. Пре­ду­смат­ри­ва­лось обо­ру­до­ва­ние 1.44 сис­те­мой до­за­прав­ки в воз­ду­хе.

Ниж­нее рас­по­ло­же­ние воз­ду­хо­за­бор­ни­ка вы­год­но и по тре­бо­ва­ни­ям вы­со­ких ма­нев­рен­ных ха­рак­те­ри­стик, по­зво­ляя из­бе­жать сры­ва по­то­ка при ин­тен­сив­ных ма­нев­рах с вы­хо­дом на боль­шие уг­лы ата­ки и ви­ра­жах. Это­му же под­чи­не­на аэ­ро­ди­на­ми­че­ская схе­ма «ут­ка» с вы­со­ки­ми не­су­щи­ми свой­ст­ва­ми. По­ми­мо это­го, ПГО вы­пол­ня­ет функ­ции демп­фи­ро­ва­ния при вы­хо­де на кри­ти­че­ские уг­лы.

Сни­же­ние ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти, дос­ти­гае­мое, в об­щем слу­чае, осо­бен­но­стя­ми ком­по­нов­ки са­мо­ле­та и ра­дио­по­гло­щаю­щим по­кры­ти­ем его по­верх­но­стей, у 1.44 мо­жет оце­ни­вать­ся толь­ко по спе­ци­фич­ным кон­ст­рук­тив­ным ре­ше­ни­ям, сни­жаю­щим ЭПР и эк­ра­ни­рую­щим не­ко­то­рые осо­бо за­мет­ные в этом спек­тре аг­ре­га­ты. По­кры­тия, не яв­ляю­ще­го­ся не­об­хо­ди­мым для пер­вич­ных лет­ных ис­пы­та­ний, са­мо­лет не не­сет. По­ми­мо об­щей ком­по­нов­ки с плав­ны­ми об­во­да­ми, вклю­чая и оваль­ное уп­ло­щен­ное се­че­ние фю­зе­ля­жа, скрыт­но­сти спо­соб­ст­ву­ет внут­рен­нее раз­ме­ще­ние воо­ру­же­ния и ук­ры­тие ком­прес­со­ров дви­га­те­лей, так­же даю­щих за­мет­ные «вспле­ски» при об­лу­че­нии. Ве­ду­щие к ним воз­душ­ные ка­на­лы име­ют S-образную фор­му. За­зо­ры по сты­кам эле­ро­нов, за­крыл­ков, нос­ков кры­ла и ру­лей вы­пол­не­ны ми­ни­маль­ны­ми. Той же ма­ло­за­мет­ной тех­но­ло­гии под­чи­не­на и ус­та­нов­ка раз­не­сен­ных ки­лей на кры­ле с раз­ва­лом на­ру­жу 15°.

Вме­сте с тем ряд ре­ше­ний, пусть и от­но­ся­щих­ся к ин­ди­ви­ду­аль­ным осо­бен­но­стям 1.44, пло­хо впи­сы­ва­ет­ся в со­вре­мен­ные пред­став­ле­ния о пу­тях сни­же­ния ЭПР: ниж­ние ки­ли, иг­раю­щие роль угол­ко­вых от­ра­жа­те­лей, пре­неб­ре­же­ние ап­ро­би­ро­ван­ной пи­ло­об­раз­ной ор­га­ни­за­ци­ей кро­мок лю­ков и па­не­лей, уг­ло­ва­тые сты­ки ки­лей, кры­ла и фю­зе­ля­жа, на­ли­чие гар­гро­та с те­ми же «уг­ла­ми».

Под­виж­ная час­ти фо­на­ря при от­кры­тии под­ни­ма­ет­ся вверх на двух ры­ча­гах с од­но­вре­мен­ной сдвиж­кой на­зад. Та­кая ки­не­ма­ти­ка по­зво­ля­ет зна­чи­тель­но сни­зить уси­лия, по­треб­ные при от­кры­тии (при тол­щи­не ос­тек­ле­ния 10 мм крыш­ка ве­сит бо­лее 150 кг) и об­лег­чить его при­вод.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Шас­си са­мо­ле­та трех­опор­ное с но­со­вым ко­ле­сом. Но­со­вая стой­ка с дву­мя ко­ле­са­ми 620×180 уби­ра­ет­ся на­зад по по­то­ку. Из-за плот­ной ком­по­нов­ки в рай­оне воз­ду­хо­за­бор­ни­ка она впи­сы­ва­ет­ся в ни­шу не пол­но­стью и за­кры­ваю­щие ее две створ­ки име­ют вы­пук­лую ко­ры­то­об­раз­ную фор­му. Ос­нов­ные стой­ки с амор­ти­за­ци­ей раз­лич­но­го ти­па уби­ра­ют­ся впе­ред. Они не­сут ко­ле­са 1030×320 низ­ко­го дав­ле­ния с вен­ти­ли­руе­мы­ми тор­мо­за­ми. Ис­поль­зо­ва­ние ко­лес то­го же ти­па, что и на Су-25 и Су-27, обу­слов­ле­но стрем­ле­ни­ем к уп­ро­ще­нию кон­ст­рук­ции опыт­ной ма­ши­ны.

Воо­ру­же­ния 1.44 не не­сет, од­на­ко за­ре­зер­ви­ро­ва­ны от­се­ки и за­ло­же­ны уз­лы для его ус­та­нов­ки. Пред­по­ла­га­лось, что ис­тре­би­тель бу­дет не­сти встро­ен­ную 30-мм пуш­ку с уве­ли­чен­ной дис­тан­ци­ей эф­фек­тив­но­го ог­ня, при­чем ее ам­бра­зу­ра бу­дет за­кры­вать­ся под­виж­ной створ­кой для сни­же­ния ра­дио­ло­ка­ци­он­ной за­мет­но­сти и по тре­бо­ва­ни­ям ско­ро­ст­но­го по­ле­та. Во внут­рен­нем от­се­ке 1.44 пред­по­ла­га­лось раз­ме­щать на ка­та­пульт­ных ус­та­нов­ках боль­шин­ст­во ти­пов су­ще­ст­вую­щих ра­кет «воз­ду­х-воз­дух» и «воз­ду­х-зем­ля», а так­же спе­ци­аль­но соз­да­вав­шие­ся для МФИ ра­ке­ты воз­душ­но­го боя 5-го по­ко­ле­ния.

Тя­же­лые ра­ке­ты, бом­бы и под­вес­ные ба­ки мог­ли под­ве­ши­вать­ся на три па­ры под­крыль­е­вых дер­жа­те­лей, уз­лы ко­то­рых за­ло­же­ны и в кон­ст­рук­ции кры­ла. Од­на­ко ва­ри­ан­ты внеш­ней на­груз­ки не яв­ля­лись ос­нов­ны­ми, по­вы­шая за­мет­ность и не по­зво­ляя вы­пол­нять сверх­зву­ко­вой по­лет.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

1.44 не нес пол­но­го ком­плек­са при­цель­но-на­ви­га­ци­он­но­го обо­ру­до­ва­ния, ог­ра­ни­чен­но­го лишь не­об­хо­ди­мы­ми пи­ло­таж­ны­ми сис­те­ма­ми (этим объ­яс­ня­ет­ся не­боль­шой ко­нус не­штат­ной РЛС, а не­ко­то­рые «ра­дио­про­зрач­ные» об­те­ка­те­ли, та­кие, как «пи­лот­ки» ки­лей, на пер­вой ма­ши­не про­сто на­кра­ше­ны). В то же вре­мя все аг­ре­га­ты ком­плек­са про­хо­ди­ли от­ра­бот­ку, в том чис­ле и на ле­таю­щих ла­бо­ра­то­ри­ях. На са­мо­лет пред­по­ла­га­лось ус­та­но­вить доп­пле­ров­скую БРЛС 5-го по­ко­ле­ния с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой, по­зво­ляю­щую от­сле­жи­вать бо­лее 20 це­лей и од­но­вре­мен­но ата­ко­вать 6, а так­же при­цель­ное обо­ру­до­ва­ние оп­ти­че­ско­го и ИК-ка­на­лов для об­на­ру­же­ния, со­про­во­ж­де­ния и це­ле­ука­за­ния при сла­бой ви­ди­мо­сти. При­ме­не­ние та­ко­го обо­ру­до­ва­ния рас­смат­ри­ва­ет­ся как при­ори­тет­ное по ус­ло­ви­ям скрыт­но­сти (РЛС вы­да­ет са­мо­лет мощ­ным из­лу­че­ни­ем).

Для раз­ме­ще­ния РЛС зад­не­го об­зо­ра и бор­то­вой стан­ции по­ста­нов­ки по­мех пре­ду­смат­ри­ва­лись от­се­ки в ки­ле­вых бал­ках.

Боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось ав­то­ма­ти­за­ции ре­ше­ния за­дач, осо­бо су­ще­ст­вен­ной при внут­рен­нем раз­ме­ще­нии воо­ру­же­ния, ко­гда ук­ры­тые в от­се­ке ГСН ра­кет ну­ж­да­ют­ся во внеш­нем це­ле­ука­за­нии от сис­тем са­мо­ле­та до са­мо­го мо­мен­та пус­ка. Во взаи­мо­дей­ст­вии лет­чи­ка и ма­ши­ны мак­си­маль­но реа­ли­зо­ва­лись прин­ци­пы «ви­жу-бью» и «пус­ти­л-за­был».

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Пред­ва­ри­тель­ные ра­бо­ты по соз­да­нию тя­же­ло­го ис­тре­би­те­ля пя­то­го по­ко­ле­ния для ВВС и ПВО и пред­на­зна­чен­но­го, в пер­вую оче­редь, для за­ме­ны са­мо­ле­тов Су-27 и, час­тич­но, МиГ-31, на­ча­лись в кон­це 1979 го­да, ко­гда в об­щих чер­тах оп­ре­де­ли­лись при­ори­те­ты в тре­бо­ва­ни­ях к ис­тре­би­те­лю бу­ду­ще­го. Ими долж­ны бы­ли стать сле­дую­щие на­прав­ле­ния:

мно­го­функ­цио­наль­ность, пред­по­ла­гав­шая рав­ные воз­мож­но­сти при дей­ст­ви­ях по воз­душ­ным и на­зем­ным це­лям;
ма­лая за­мет­ность во всех спек­трах (ви­зу­аль­ном, ра­дио­ло­ка­ци­он­ном, те­п­ло­вом и элек­тро­маг­нит­ном);
сверх­ма­нев­рен­ность, пред­по­ла­гав­шая реа­ли­за­цию не­тра­ди­ци­он­ных прие­мов и так­ти­че­ских эле­мен­тов воз­душ­но­го боя, а так­же рас­ши­ряв­шая диа­па­зон воз­мож­ных по­лет­ных ре­жи­мов без вы­хо­да на грань сры­ва и сва­ли­ва­ния;
сверх­зву­ко­вые крей­сер­ские ско­ро­сти по­ле­та, по­зво­ляю­щие осу­ще­ст­вить энер­гич­ную ма­не­ру воз­душ­но­го боя, на­вя­зы­ва­ние ини­циа­ти­вы про­тив­ни­ку и бы­строе реа­ги­ро­ва­ние на ме­няю­щую­ся так­ти­че­скую об­ста­нов­ку.
Пред­ва­ри­тель­ные об­щие чер­ты ис­тре­би­те­ля, по­лу­чив­ше­го вре­мен­ный шифр КБ «из­де­лие 5.12», офор­ми­лись в на­ча­ле 80-х го­дов. На­зва­ние, для со­хра­не­ния сек­рет­но­сти, бы­ло да­но по ана­ло­гии с тем, что ис­поль­зо­ва­лось в ра­бо­чей до­ку­мен­та­ции на МиГ-29, с даль­ней­шим уточ­не­ни­ем мо­ди­фи­ка­ции (9.12, 9.13, 9.15 и дру­гие). Та­ким об­ра­зом, да­же при слу­чай­ной утеч­ке ин­фор­ма­ции соз­да­ва­лось впе­чат­ле­ние, что речь идет об од­ном из ва­ри­ан­тов «два­дцать де­вя­то­го». Об­щее ру­ко­во­дство те­мой осу­ще­ст­в­лял Ге­не­раль­ный Кон­ст­рук­тор Рос­ти­слав Бе­ля­ков, глав­ным кон­ст­рук­то­ром был на­зна­чен Ге­ор­гий Се­дов (в 1997 его сме­нил Юрий Во­рот­ни­ков).

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

При его про­ек­ти­ро­ва­нии в ос­но­ву бы­ла по­ло­же­на все та же фор­му­ла «трех С», од­на­ко при­ори­те­ты в ней не­сколь­ко из­ме­ни­лись:

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

По­сле про­хо­ж­де­ния ма­кет­ной ко­мис­сии, ут­вер­див­шей об­лик МФИ, до­вод­ка и уточ­не­ние его схе­мы про­дол­жа­лись. Пер­вые ра­бо­чие чер­те­жи на «из­де­лие 5.12» бы­ли вы­пу­ще­ны уже в 1986 го­ду, од­на­ко пер­во­на­чаль­ная ре­дак­ция (под этим тер­ми­ном, при­ня­тым в прак­ти­ке КБ, име­ет­ся в ви­ду оче­ред­ной ва­ри­ант в про­цес­се соз­да­ния ма­ши­ны) пре­тер­пе­ла зна­чи­тель­ные из­ме­не­ния. По­ми­мо при­вле­че­ния ма­те­ма­ти­че­ско­го ап­па­ра­та и ог­ром­но­го объ­е­ма про­ду­вок в аэ­ро­ди­на­ми­че­ских тру­бах ЦА­ГИ, бы­ли раз­вер­ну­ты ис­сле­до­ва­ния «из­де­лия 5.12» на круп­но­мас­штаб­ных управ­ляе­мых ле­таю­щих мо­де­лях.

Сбра­сы­вав­шие­ся с вер­то­лет­ной под­вес­ки че­ты­рех­мет­ро­вые по­лу­тон­ные «пя­тер­ки» вы­хо­ди­ли на край­ние ре­жи­мы, де­мон­ст­ри­руя по­ве­де­ние и управ­ляе­мость бу­ду­щей ма­ши­ны на за­кри­ти­че­ских уг­лах ата­ки и по­мо­гая ос­во­ить ме­то­ди­ки вы­хо­да из опас­ных ус­ло­вий.

В си­лу сек­рет­но­сти те­мы ис­пы­та­ния ве­лись в сте­пях по­ли­го­на НИК ВВС под Ак­тю­бин­ском. По­ле­ты при­уро­чи­ва­лись ис­клю­чи­тель­но к «ок­нам» ме­ж­ду про­ле­та­ми за­пад­ных раз­ве­ды­ва­тель­ных спут­ни­ков, а са­ми мо­де­ли име­ли мас­ки­рую­щую на фо­не ме­ст­но­сти жел­то-зе­ле­ную ок­ра­ску. Под­би­рать их пред­пи­сы­ва­лось в счи­тан­ные ми­ну­ты по­сле при­зем­ле­ния.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

На ос­но­ве про­дол­жав­ших­ся ис­сле­до­ва­ний и по­ис­ков вно­си­лись из­ме­не­ния в кон­ст­рук­цию. Но­во­вве­де­ния, под­час су­ще­ст­вен­ные, вне­дря­лись и на со­би­рав­шем­ся на за­во­де при КБ пер­вом опыт­ном эк­зем­п­ля­ре. Ра­бо­ты над ним на­ча­лись в 1989 го­ду, уже под шиф­ром «про­ект 1.42». К 1994-му про­ект пре­тер­пел шесть ре­дак­ций, че­ты­ре из ко­то­рых бы­ли оп­ро­бо­ва­ны на ле­таю­щих мо­де­лях.

Пер­во­на­чаль­но пла­ни­ро­ва­лось ос­на­ще­ние са­мо­ле­та дви­га­те­ля­ми с пло­ски­ми со­пла­ми, сни­жаю­щи­ми ра­дио­ло­ка­ци­он­ную за­мет­ность и эк­ра­ни­рую­щи­ми дис­ки тур­бин. Од­на­ко та­кая кон­ст­рук­ция, на пер­вый взгляд бо­лее про­стая, ока­за­лась труд­но­реа­ли­зуе­мой из-за не­удов­ле­тво­ри­тель­но­го рас­пре­де­ле­ния по­лей тем­пе­ра­тур в «ко­роб­ке» со­пла при пе­ре­хо­де от круг­ло­го се­че­ния к пря­мо­уголь­но­му, гро­зив­ше­го про­га­ра­ми сте­нок. Пе­ре­ход к пло­ским со­плам при­шлось от­ло­жить, а тем вре­ме­нем дви­га­те­ли­стам уда­лось осу­ще­ст­вить управ­ле­ние век­то­ром тя­ги пу­тем от­кло­не­ния при­выч­ных круг­лых ре­гу­ли­руе­мых со­пел, и с 1991 го­да они бы­ли вве­де­ны в ос­нов­ную ре­дак­цию.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

МФИ дол­жен был по­лу­чить РЛС но­во­го по­ко­ле­ния с фа­зи­ро­ван­ной ан­тен­ной ре­шет­кой. Та­кая кон­ст­рук­ция, со­стоя­щая из мно­же­ст­ва не­боль­ших мо­ду­лей, ка­ж­дый из ко­то­рых яв­ля­ет­ся са­мо­стоя­тель­ным ми­ни­из­лу­ча­те­лем, об­ла­да­ет на­мно­го боль­шим бы­ст­ро­дей­ст­ви­ем и эф­фек­тив­но­стью, чем обыч­ная РЛС с по­во­рот­ным зер­ка­лом ан­тен­ны, ме­нее слож­на ме­ха­ни­че­ски и бо­лее ус­той­чи­ва к по­вре­ж­де­ни­ям. Но­вин­кой в ком­плек­се воо­ру­же­ния яв­ля­лась РЛС «за­щи­ты хво­ста» с об­на­ру­же­ни­ем про­тив­ни­ка в зад­ней по­лу­сфе­ре и це­ле­ука­за­ни­ем ра­ке­там, в том чис­ле с об­рат­ным стар­том, за­пус­кае­мым на­зад по по­ле­ту (эта ме­то­ди­ка от­ра­ба­ты­ва­лась для ра­кет Р-60 и Р-73).

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Тем вре­ме­нем при по­строй­ке опыт­ной ма­ши­ны воз­ник­ли про­бле­мы, ока­зав­шие­ся бо­лее су­ще­ст­вен­ны­ми, чем не­из­беж­ные в но­вом де­ле труд­но­сти кон­ст­рук­то­ров и тех­но­ло­гов. К кон­цу 1991 го­да весь со­вет­ский ВПК с раз­ма­ху во­шел в жес­то­кий кри­зис. «Обо­рон­ка» ут­ра­ти­ла преж­ний при­ви­ле­ги­ро­ван­ный ста­тус, ка­та­ст­ро­фи­че­ски со­кра­ти­лись вы­де­ляе­мые сред­ст­ва, пред­при­ятия и КБ по­ки­ну­ли мно­гие знаю­щие спе­циа­ли­сты.

В от­но­ше­нии МФИ это име­ло уд­ру­чаю­щие по­след­ст­вия: вы­де­ляв­шие­ся по кон­крет­ным стать­ям фи­нан­сы «рас­тво­ря­лись» в не­драх ВПК и со­сед­ст­вую­щих струк­тур, в то вре­мя как по­строй­ка ма­ши­ны вре­ме­на­ми за­ми­ра­ла. Воз­ни­кав­шие во­круг ис­тре­би­те­ля «раз­бор­ки» до­хо­ди­ли иной раз до ап­па­ра­та пре­зи­ден­та, од­на­ко ра­бо­ты про­дол­жа­лись ни шат­ко, ни вал­ко. Так слу­чи­лось, на­при­мер, при мон­та­же сис­те­мы управ­ле­ния, для ко­то­рой ни­же­го­род­ский за­вод «Гид­ро­маш» не со­гла­шал­ся по­ста­вить без пред­оп­ла­ты ру­ле­вые ма­шин­ки. Не­до­уком­плек­то­ван­ны­ми ос­та­ва­лись и дру­гие сис­те­мы, ко­то­рые при­хо­ди­лось кон­сер­ви­ро­вать. Не по­ла­див с но­вым ру­ко­во­дством, по­ки­нул фир­му лет­чик-ис­пы­та­тель Ми­ха­ил Кво­чур, ко­то­ро­му пред­стоя­ло быть ве­ду­щим по МФИ.

На авиа­са­ло­не в Ле-Бур­же в ию­не 1995 го­да за­мес­ти­тель Ге­не­раль­но­го Кон­ст­рук­то­ра Ана­то­лий Бе­ло­свет со­об­щил, что фир­ма рас­счи­ты­ва­ет по­ка­зать 1.42 на вы­став­ке в Жу­ков­ском. Од­на­ко де­мон­ст­ра­цию то­гда от­ме­ни­ли бу­к­валь­но за не­сколь­ко ча­сов до от­кры­тия МАКС-95, объ­яс­нив это за­пре­том во­ен­ных, хо­тя све­же­ок­ра­шен­ный са­мо­лет был го­тов к вы­кат­ке. В сек­рет­ную зо­ну ан­га­ра до­пус­ти­ли толь­ко ру­ко­во­дство Ми­ни­стер­ст­ва обо­ро­ны и чле­нов пра­ви­тель­ст­ва.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

Пресс-служ­ба, ком­пен­си­руя не­со­сто­яв­шее­ся со­бы­тие,рас­про­стра­ни­ла текст ин­тер­вью Рос­ти­сла­ва Бе­ля­ко­ва, в ко­то­ром го­во­ри­лось, что 1.42 соз­дан в от­вет на аме­ри­кан­скую про­грам­му ATF, а КБ «твер­до при­дер­жи­ва­лось со­от­вет­ст­вия ха­рак­те­ри­стик про­ек­та тре­бо­ва­ни­ям ВВС». В ре­зуль­та­те МФИ дол­жен был стать не толь­ко рав­ным аме­ри­кан­ско­му ис­тре­би­те­лю, но и «пре­взой­ти его по ря­ду ха­рак­те­ри­стик». По­след­нее за­яв­ле­ние в от­но­ше­нии уже во­всю ле­тав­ше­го аме­ри­кан­ско­го са­мо­ле­та за­тем ста­ло поч­ти ри­ту­аль­ным, по­вто­ря­ясь из го­да в год.

Ме­ж­ду тем, МФИ был вновь офи­ци­аль­но упо­мя­нут 21 мар­та 1996 го­да при по­ка­зе учеб­но-т­ре­ни­ро­воч­но­го МиГ-АТ. Ге­не­раль­ный ди­рек­тор МА­ПО-МиГ Вла­ди­мир Кузь­мин объ­я­вил, что, при ус­ло­вии над­ле­жа­ще­го фи­нан­си­ро­ва­ния, но­вый ис­тре­би­тель мо­жет быть под­нят в воз­дух «уже че­рез пол­го­да». Де­мон­ст­ра­ция 1.42 ожи­да­лась и на МАКС-97, пе­ре­но­си­лась со дня на день, но в ито­ге вновь не со­стоя­лась.

В ито­ге про­грам­ма МФИ ста­ла все боль­ше от­ста­вать от аме­ри­кан­ско­го ATF. От­тя­ги­вать и даль­ше ста­ло не­воз­мож­ным. Свою роль сыг­рал и ус­пех со­се­дей-кон­ку­рен­тов: 25 сен­тяб­ря 1997 су­хов­цы под­ня­ли в воз­дух свой про­то­тип фрон­то­во­го ис­тре­би­те­ля С.37 «Бер­кут». На­ко­нец, по­сле дол­гих про­во­ло­чек бы­ло при­ня­то ре­ше­ние про­де­мон­ст­ри­ро­вать МФИ, пусть и не­ле­таю­щий, при­уро­чив по­каз к 60-летнему юби­лею фир­мы.

По­каз са­мо­ле­та со­сто­ял­ся 12 ян­ва­ря 1999 го­да в ЛИИ, ку­да бы­ло при­гла­ше­но мно­же­ст­во жур­на­ли­стов, во­ен­ных ат­та­ше за­ру­беж­ных стран и со­лид­ный кон­тин­гент оте­че­ст­вен­ных вы­со­ко­по­став­лен­ных лиц, в том чис­ле и чле­нов пра­ви­тель­ст­ва, от ко­то­рых за­ви­се­ла судь­ба 1.42. Сре­ди прие­хав­ших в Жу­ков­ский бы­ли ми­нистр обо­ро­ны РФ Игорь Сер­ге­ев, глав­но­ко­ман­дую­щий ВВС Ана­то­лий Кор­ну­ков, ми­нистр эко­но­ми­ки Ан­д­рей Ша­по­валь­янц и по­мощ­ник пре­зи­ден­та Ев­ге­ний Ша­пош­ни­ков.

Вслед за по­ка­зом со­стоя­лась пресс-кон­фе­рен­ция. На во­про­сы от­ве­ча­ли не толь­ко Ге­не­раль­ный ди­рек­тор АИПК «МиГ» Ми­ха­ил Кор­жу­ев и глав­ный кон­ст­рук­тор Юрий Во­рот­ни­ков, но и пред­ста­ви­те­ли пра­ви­тель­ст­ва. Ес­ли ми­коя­нов­цы вы­ра­жа­ли уве­рен­ность в ус­пе­хе и ре­аль­но­сти за­яв­лен­ных ха­рак­те­ри­стик, то ми­ни­ст­ры обо­ро­ны и эко­но­ми­ки ве­ли се­бя бо­лее сдер­жан­но, ук­лон­чи­во го­во­ря о фи­нан­си­ро­ва­нии ис­пы­та­ний.

В при­сут­ст­вии вы­со­ких гос­тей ми­коя­нов­цы ока­за­лись в слож­ном по­ло­же­нии: все на­зы­вав­шие­ся дос­то­ин­ст­ва и ха­рак­те­ри­сти­ки ис­тре­би­те­ля, еще не «про­би­вав­ше­го воз­дух», зву­ча­ли так, слов­но бы­ли под­твер­жде­ны на прак­ти­ке, а са­ма пре­зен­та­ция пер­во­го опыт­но­го эк­зем­п­ля­ра при­об­ре­ла с по­да­чи не­ко­то­рых при­сут­ст­во­вав­ших ха­рак­тер «про­да­жи» тол­ком не уком­плек­то­ван­ной ма­ши­ны. Мас­ла в огонь под­ли­ли по­сле­дую­щие га­зет­ные пуб­ли­ка­ции, аб­со­лют­но без­гра­мот­ные и час­то но­сив­шие ха­рак­тер от­кро­вен­ной трав­ли.

Мфи самолета что это. Смотреть фото Мфи самолета что это. Смотреть картинку Мфи самолета что это. Картинка про Мфи самолета что это. Фото Мфи самолета что это

В то же вре­мя са­мая пер­вая пуб­ли­ка­ция с де­таль­ным опи­са­ни­ем и фо­то «МиГ 1.42» поя­ви­лась за день до офи­ци­аль­но­го по­ка­за в аме­ри­кан­ском авиа­ци­он­ном еже­не­дель­ни­ке «Ави­эйшн Уик энд Спейс Тех­но­лод­жи» от 11 ян­ва­ря 1999 го­да.

29 фев­ра­ля 2000 г. са­мо­лёт впер­вые ото­рвал­ся от зем­ли. Ис­пы­та­тель­ный по­лет со­сто­ял­ся на лет­но-ис­пы­та­тель­ной и до­во­доч­ной ба­зе (ЛИ и ДБ), рас­по­ло­жен­ной на аэ­ро­дро­ме Лет­но-исс­ле­до­ва­тель­ско­го ин­сти­ту­та им. М. Гро­мо­ва в под­мос­ков­ном го­ро­де Жу­ков­ский. По­лет, про­дол­жав­ший­ся 18 ми­нут (с 11:25 по 11:43 мо­с­ков­ско­го вре­ме­ни), про­хо­дил в пол­ном со­от­вет­ст­вии с за­да­ни­ем. Са­мо­лет на­брал вы­со­ту око­ло 1000 м, сде­лал два кру­га над аэ­ро­дро­мом на ско­ро­сти 500-600 км/час, по­сле че­го ус­пеш­но вы­пол­нил по­сад­ку.

27 ап­ре­ля 2000 г. 1.44 со­вер­шил вто­рой 22-минутный ис­пы­та­тель­ный по­лет. В по­ле­те был про­ве­рен ряд са­мо­лет­ных и дви­га­тель­ных сис­тем, кро­ме то­го, в от­ли­чие от пер­во­го по­ле­та на ис­тре­би­те­ле вы­пус­ка­лось и уби­ра­лось шас­си.

На дан­ный мо­мент ра­бо­ты по про­ек­ту ос­та­нов­ле­ны.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *