Лыжи к чему относятся
Все о видах лыж: горные, беговые, детские.
Лыжный вид отдыха в зимнее время становится все более популярным. И независимо от того, покупается снаряжение или берется на прокат, надо знать, какие виды лыж представлены в продаже, чтобы правильно выбрать снаряжение и с удовольствием покататься по снегу.
Основные виды и характеристики лыж
Основное назначение лыж – скольжение с нагрузкой (лыжником) по поверхности.
В зависимости от того, по какой поверхности будет скольжение, все виды лыж делятся на:
Несмотря на то, что лыжи имеют разное предназначение, их конструкция однотипна и состоит из одних и тех же частей.
Деление лыж по типу конструкции осуществляется на:
Для новичков лучше подходят карвинговые, так как они более устойчивы.
При выборе лыж необходимо обращать внимание на такие характеристики, как жесткость, вес, радиус бокового выреза, геометрия, рокер. Все они влияют на качество катания и безопасность.
Как горные, так и беговые лыжи имеют свою классификацию:
Виды горных лыж
Выбирать снаряжение, чтобы покататься в горах, нужно с большой ответственностью!
Этот вид отдыха и спорта содержит в себе экстремальные моменты, которые могут быть и приятными, и опасными. А для это нужно знать, какие виды горных лыж подойдут лучше всего.
Классификация по назначению
Большой ассортимент, которым представлены разные виды горнолыжных лыж, делится на три основные группы по назначению, т.е. виду катания:
Все эти разновидности используются при катании с элементами экстрима на специально подготовленных участках с трамплинами и буграми для выполнения различных трюков, и на неподготовленных участках – по целине. Каждая подгруппа имеет свою геометрию и жесткость, нацеленные на определенные условия катания.
В последние годы стали популярными горные лыжи более короткие, чем все существующие. Благодаря укороченной длине они позволяют создать свой стиль катания.
А «волшебные лезвия», как называются короткие горные комплекты лыж модели Magic Blade от Sporten, нашли свое применение в альпинизме именно из-за своих размеров. Для тех, кто всерьез заинтересовался этим видом спортом и хочет знать, какие бывают лыжи, нужно иметь ввиду, что существует более детальная классификация на подгруппы.
Классификация по степени мастерства
Профессионализм играет большое значение в горнолыжном спорте. По этому принципу все разновидности горных лыж делят на 4 класса:
Чем выше класс, тем дороже снаряжение. В магазине можно купить горные лыжи как класса В, С, так и D. Модели класса А можно приобрести только по заказу.
Разновидности беговых лыж
Этот вид самый популярный на территории России, им издавна пользуются для передвижения по относительно равнинным участкам. Все типы беговых лыж классифицируются на основании: стиля катания и умения катающегося.
По стилю езды
Такая разбивка включает четыре группы:
По уровню мастерства
Не менее важное значение имеет классификация по степени подготовленности лыжника. Она подразделяется на следующие четыре группы.
Определившись с выбором снаряжения по стилю катания и своей подготовленности, нужно приступать к выбору по своему росту и весу.
Лыжи для детей
Все виды лыж, беговых и горных включают в себя еще одну группу – детские и подростковые.
Кататься на лыжах дети начинают с 3-хлетнего возраста. А переход на взрослые виды может быть уже в 14-летнем возрасте.
Детское снаряжение подразделяется на:
Учить ребенка кататься нужно начинать с любительских классов – они имеют невысокую жесткость и легче в управлении.
Самыми востребованными для детей являются представители универсальной группы.
Среди подростков популярными считаются твинтипы – на них можно одинаково кататься передним и задним концом, легко делать выпад из прыжка.
Как правильно подобрать лыжи
Горные и беговые лыжи выбираются по разным критериям.
Чтобы правильно сделать этот выбор, нужно обратить внимание на такие параметры, как размеры и жесткость.
Существует универсальный способ выбора горных видов по росту:
Начинающему лыжнику рекомендуются короткие узкие лыжи с невысокой жесткостью. Жесткие подходят для профессионалов, которые своим мастерством и физической подготовкой могут компенсировать неожиданные сложности. Для детей изготавливают маленькие горные лыжи упрощенного варианта.
При езде коньковым ходом лыжи должны на 15-20 см быть выше головы, а длина палок, наоборот, короче роста лыжника на 15 см. Если палки поставить рядом, то их верхушка должна располагаться между плечом и краем уха лыжника.
Лыжи классической езды должны быть выше головы на 25-35 см. А палки ниже роста человека на 25-35 см.
Основным критерием подбора детского снаряжения должен служить их вес.
Самым маленьким деткам весом от 10 до 20 кг подходят лыжи длиной не более 70 см. С весом более 20 кг уже нужна длина до 90 см.
Лучшие производители
При выборе производителя лучше отдать предпочтение наиболее известным, опытным фирмам, как Ficher, Atomic, Salomon.
Изготавливая снаряжение горных и беговых видов даже для начинающих, они применяют передовые технологии для снижения веса лыж и используют самый качественный материал для обеспечения скольжения на трассе.
Среди моделей с марками этих производителей можно увидеть изготовленные специально для женщин, детей и юниоров (подростков-спортсменов). Это можно заметить по расцветке. Подобрать лыжи по желанию и возможностям не представляет большой сложности. Производители учитывают пожелания и возможности всех категорий покупателей.
Видео о видах лыж представлено ниже.
Лыжи. Виды и Работа. Применение и упражнения. Как выбрать
Лыжи используют и любители на прогулках, и профессионалы на соревнованиях. На них катаются в лесу и по горным склонам. От того в каких целях и условиях используется этот спортивный инвентарь, а также от уровня подготовки спортсмена зависит выбор тот или иной вид лыж.
Виды
В первую очередь лыжи отличаются по длине, которая может составлять от 140 до 210 см. А также по степени жесткости от низкой до высокой.
Кроме того, они отличаются еще по нескольким характеристикам:
По назначению лыж они бывают:
Стиль катания может быть:
Для тех, кто использует оба стиля катания есть комбинированные виды лыж.
Уровень подготовки лыжника также влияет на тип лыж, которые могут быть для:
Для начинающих они отличаются доступной ценой и низким уровнем жесткости, что позволяет более быстро освоиться и плавно входить в поворот. Прогрессирующие лыжники, освоившие азы техники могут выбирать варианты с низким или средним уровнем жесткости. Эксперты и продвинутые лыжники, а также спортсмены используют самые жесткие лыжи.
Работа
Практически все современные лыжи делают из искусственных материалов. Дерево применяется только в качестве сердечника. Внешние элементы сделаны из пластика, синтетики и композита. Применение этих материалов позволяет добиться лучшей работы лыж. Они более легкие, маневренные, глушат вибрацию и делают скольжение более легким.
Скользящая поверхность лыж может быть гладкой или иметь насечки, которые препятствуют откатыванию назад при отталкивании. На гладкие модели без таких насечек необходимо наносить под колодку специальную держащую мазь.
Проблема проскальзывания также решается путем использования снимающегося модуля с ворсом из искусственного или натурального материала. Дорогие классические модели имеют гладкую поверхность, поэтому необходимо использование удерживающей мази.
Конструкция лыж состоит из нескольких элементов:
Применения
Прогулочные и туристические беговые лыжи используют для любительских прогулок по ровной местности, например, в лесу. Также есть спортивные, предназначенные для различных дисциплин лыжного спорта.
На лыжах для классического хода едут по укатанной лыжне, а для конькового, наоборот, нужна укатанная трасса без лыжни.
Горные применяют для таких горнолыжных видов спорта, как скоростной спуск, супергигант, слалом, гигантский слалом, скоростной спуск и фристайл, в который также входят могул, ски-кросс, хафпайп, слоупстайл. Соревнования по этим дисциплинам проходят на подготовленных горных трассах.
Также есть такое направление, как фрирайд, которое характеризуется катанием вне подготовленных трасс. Лыжи для фрирайда довольно широкие и имеют талию больше 90 мм, а их длина варьируется от 185 до 195 см.
Упражнения
Катание на лыжах задействует практически все мышцы тела. Классический ход перераспределяет нагрузку в основном на верхнюю часть тела, это руки, спина, пресс, плечи, но также работают и ягодицы с бедрами.
Для катания в таком стиле необходимо встать на лыжню и слегка согнуть колени. Наклоняя тело вперед, разгибаются колени и выносятся руки. В самой дальней точке ставятся палки, вновь сгибаются ноги и происходит толчок вперед.
Еще одно упражнение в этом стиле — это переменный ход. Осуществляется с выносом вперед противоположной руки и ноги. При этом нога впереди должна быть на пятке в согнутом положении, а нога сзади выпрямляется и отталкивается носком вниз.
Эти упражнения необходимо повторять по 20-30 шагов в умеренном темпе с 10-15 минутным перерывом в спокойном ритме. Таких подходов можно сделать около 5-6.
Коньковый ход больше нагружает ноги, при этом больше всего нагрузки приходится на внутреннюю часть бедра. Для выполнения упражнения необходимо проскользить ногой вперед и немного в сторону. Корпус при этом наклоняется вперед. Толчок происходит руками и задней ногой. Задняя нога отталкивается вниз и вбок, а лыжа при этом ставится на ребро. Во время катания ноги должны быть в полусогнутом состоянии, за исключением толчков. Упражнение выполняется как на одну сторону отталкивания, то есть с весом на одной ноге, так и на обе стороны с переменным переносом веса то на одну, то на другую ногу. Необходимо повторить по 20-30 раз каждого упражнения с последующим отдыхом в виде спокойного катания. Таких циклов можно выполнить от 3 до 5.
Как выбрать лыжи
Подбор лыж осуществляется исходя из:
Также необходимо проверить качество выполнения лыж. Скользящее покрытие не должно иметь никаких дефектов, вмятин и неровностей, а центр тяжести на двух лыжах должен совпадать на обеих лыжах, с люфтом не более, чем на 1,5 см. Они также должны равномерно сжиматься и не могут быть изогнуты в продольном направлении.
Плюсы и минусы
К плюсам катания на лыжах можно отнести:
К минусам можно отнести сезонность, наличие подходящего снежного покрова и местности для катания, а также необходимость приобретения определенных навыков.
Лыжи: История возникновения лыж
У истоков возникновения лыж.
Для того, чтоб понять, когда и где впервые в мире появились лыжи, в их первоначальном виде, необходимо перелистать историю примерно на 5-6 тыс. лет назад.
В ходе множества археологических исследований и раскопок, учеными были обнаружены рисунки на скалах, которые свидетельствуют о том, что древние люди использовали дощечки, прикрепленные к ногам для преодоления заснеженных дорог, несколько тысячелетий тому назад. Такие рисунки были обнаружены учеными в Норвегии, на основании чего можно предположить, что история лыж начинается с северных стран. Однако, существует еще множество научных теорий, согласно одной из которых, лыжи зародились в древней Азии. Другая теория объединяет ученых, утверждающих, что история возникновения лыж началась в Европе ещё в ледниковый период в эпоху палеолита.
Не исключено предположение, что начало использования дощечек, в виде лыж, приходится примерно на один и тот же период во всех странах мира.
На сегодняшний день нет точно утвержденной даты и места, где появились первые лыжи. Можно только сказать с уверенностью, что целью изобретения первых лыж в древние века было выживание в суровых условиях.
Археологические раскопки не прекращаются на протяжении уже многих лет. Ученые ежегодно находят многочисленные остатки первых лыж и снегоступов на территории Алтая и Сибири. Данный факт подтверждает, что Россию можно считать родоначальницей лыжного движения.
Эволюция лыж
Лыжи считаются одним из первых способов передвижения, придуманного людьми.
Древние люди, жившие более 5000 лет назад, использовали приспособления, похожие на лыжи, с целью перемещения по глубокому снегу и зыбкой почве, а также во время охоты на диких животных. Лыжи способствовали более быстрой погоне за добычей.
Форма первых лыж, конечно же, очень отличалась от той, которую мы привыкли наблюдать сейчас. В древние времена даже не было и речи о какой-либо обработке материала, поэтому первоначальный облик лыж – это две вырезанные из дерева дощечки с приподнятыми и немного загнутыми носками. Дощечки вырезались ровными, без прогибов и вырезов по бокам. Одной из первых модернизаций считается использование шкуры с ноги животных (камус), которую прикрепляли с целью улучшения скольжения при подъёме на вершины. Плюсом такого нововведения стало ещё и то, что шкура, при остановке не давала возможности скользить непроизвольно вниз.
Интересен тот факт, что древнее изобретение используется активно жителями северных территорий и в настоящее время.
Для передвижения по снегу к поверхности лыж крепят камус.
Камус – это специальная подкладка для лыж, выполненная из шкур животных, которая с одной стороны имеет липкий слой (для крепления к лыжам), а с другой стороны ворсистый. Именно ворс дает возможность легкого скольжение в одну сторону и минимизирует проскальзывание лыж в обратную.
Крепились первые лыжи к ногам с помощью кожаных ремней.
Учёными, в ходе исследований северо-западной части России, были найдены лыжи, имеющие ассиметричную форму (одна короче и толще, другая длиннее и уже). При движении на таких лыжах, короткую использовали, чтоб отталкиваться, а длинную – скользить.
Со временем лыжи постоянно усовершенствовались и стали появляться более узкие лыжи, одного размера, которые улучшали скольжение.
Крепления также усовершенствовались раз за разом и чаще всего стала применяться техника, при которой к лыжам прикреплялись только пальцы ног, а пятка могла свободно приподниматься во время движения. Обуви не было специализированной в те времена и только лишь в 20-м веке появились первые лыжные рантовые ботинки с уплотненной жесткой подошвой, которые применялись в период с 30-х до 70-х годов 20-го века.
Внешний вид лыж со временем приобрёл прогиб, который способствовал равномерному распределению веса человека. Для лучшего сохранения направления движения, были придуманы углубления (желобы) на скользящей стороне лыж.
Для равновесия во время езды, в те времена использовалась только одна палка. Она была длиной в человеческий рост и вырезана преимущественно из бамбукового дерева.
В середине 15-го века лыжи начали использовать в военном деле. Есть сведения, что скандинавская армия проводила подготовку бойцов на лыжах и полученные навыки активно использовались в борьбе против иностранных захватчиков. Российские полководцы также переняли использование данной техники передвижения в своих походах и восстаниях. Так, в период Отечественной войны 1812 года российские войска успешно применили лыжи в разгроме войск Наполеона. Спустя многие годы, во времена Первой мировой войны, все крупнейшие государства имели значительное количество обученных лыжников для разведки, неожиданных наступлений, а также участие в горнострелковых и егерских частях.
В повседневную жизнь лыжи входили в активное пользование как средство передвижения у людей, проживающих в северных странах. Отсутствие дорожного сообщения и расстояние между ближайшими поселениями не менее 5 км – вот что послужило развитию навыков катания на лыжах у крестьян и их детей (которым особенно по душе пришелся новый способ передвижения). Привычка катания на лыжах сохранилась на долгие годы. Практические цели данного способа передвижения постепенно уходили на второстепенный план и люди начали спускаться с помощью лыж с целью получения новых эмоций. Так начала зарождаться история лыжного спорта.
Эволюция лыж и инвентаря. Телемарк
За весь период эволюции, который длится уже более нескольких тысяч лет, лыжи и сопутствующий инвентарь (ботинки, палки) много раз видоизменялись. Всё начиналось с первобытных приспособлений овальной формы (похожие на снегоступы), которые со временем становились более удлинённой и зауженной формы, напоминающие привычные для нашего понимания лыжи.
Соревнования по скоростному катанию на лыжах впервые были организованы в 19-м веке. Тогда это были гонки на скорость, так как о возможности поворотов на лыжах, которые длиной доходили до 3-х метров, никто и не задумывался. Для торможения в конце спуска использовали шест, которым упирались в склон и тем самым уменьшали скорость движения и тормозили.
Чуть позднее, ближе к середине 19-го века, возникла техника поворота на лыжах, которая носила название телемарк (согласно провинции, в которой она была изобретена норвежцем Сондре Норхеймом). Сондре с раннего детства стоял на лыжах и много времени уделял спуску на них с горок. Уже тогда в нём зарождались идеи по усовершенствованию форм лыж и техники катания.
Юный изобретатель освоил дело плотника, а затем приступил к внедрению новой конструкции лыж и усовершенствованию форм. Параллельно с этим, Сондре оттачивал технику поворота на лыжах.
Именно Сондре Норхему присваивают разработку крепления обуви к лыжам с ремешками, а также вырез и боковой прогиб на самих лыжах.
Появление выреза и прогиба
Вырезы по бокам лыж, которые придают им форму песочных часов, начали широко применяться благодаря Сондре Норхему, хотя были изначально придуманы ремесленниками задолго до него. Сужение в середине лыжни способствует более легкому вхождению в поворот. Это преимущество как раз использовал Сондре в своих работах. Лыжи, на которых он смог осуществить поворот телемарк были около 2,5 метров в длину, а ширина варьировалась от 10 см в носке, 7 в середине и 8-8,5 см в пятке снаряда (лыж). Носок у лыж был согнут, а по всей длине сделан прогиб, с максимальным его уровнем в центре. Такое новшество позволило распределить вес тела равномерно по длине снаряда. Тогда же и появился желоб на скользящей стороне для удерживания направления и сохранения следа лыж.
Именно такая форма лыж оставалась неизменной в течении многих десятилетий.
Длина лыж подбиралась в зависимости от роста человека при поднятой вверх руке. Материал, из которого изготавливали первое лыжное снаряжение был ясень, а затем стали использовать гикори.
Лыжи из гикори стали тоньше, прочнее, а также более гибкие, чем их предшественники.
Следующим шагом в усовершенствовании форм лыж стали двуслойные лыжи. Для них использовали несколько видов древесины. Для основания брали дерево гикори либо ясеня, а вторым слоем были еловые деревья. Двуслойные лыжи стали ещё более легкими и послужили толчком в развитии многослойных лыж.
Появление кантов на лыжах
В современном понятии кант — это полоска из металла, которая проходит по всему контуру лыж/сноубордов. Изготавливается в основном из мягких сплавов, так как затачивается до остроты, сравнимой с лезвием.
Конечно же, в первых лыжах металлического контура не было, но роль канта выполняли деревянные рёбра, которые с трудом справлялись с функцией торможения и сцепления.
Появление первых металлических кантов на лыже связывают с именем австрийца Рудольфа Леттнера.
В 1917 году, Рудольф, отправившись на выходные в горы, чтоб покататься на лыжах, чудом спасся спускаясь со склона. Снег был покрыт коркой льда и лыжи начали проскальзывать, в результате чего Рудольф упал и катился вниз до тех пор, пока не остановился за счет металлического наконечника на палках.
Этот случай заставил задуматься Леттнера о том, как можно усовершенствовать поверхность лыж, чтоб избежать подобных случаев на заледеневшем склоне.
Рудольф сразу понял, что для достижения поставленной задачи, необходимо использовать металл, но, как и какой металл – это была задача, решение которой Леттнер запатентовал спустя 10 лет кропотливой работы.
В 1926 году Рудольф Леттнер представил новый, стальной кант на лыжах, прикручиваемый по всему контуру на маленькие шурупы. Лыжа легко сгибалась, ребра можно было затачивать до необходимой толщины, которая они долго держалась на металле.
Изобретение Рудольфа Леттнера не сразу прижилось в лыжном спорте. Только лишь спустя 5 лет, после того как лыжники из Австрии заняли 1-ое место на универсиаде, используя лыжи Леттнера, об использовании металлических кантов заговорили во всем мире.
Рудольф больше не внедрил никаких новшеств в форму лыж, но он разработал станок, на котором можно затачивать канты. Наличие такого станка стало очень прибыльным бизнесом для магазинов.
Использование искусственных материалов
Проблема налипания снега на деревянную поверхность лыж остро стояла на протяжении многих лет. Первым найденным решением было начало использования искусственного материала на нижней поверхности лыж. Таким материалом стала целлюлоза. Первые лыжи, покрытые с помощью пластика на основе целлулоида, выпущены в 1944 году. Однако они не получили должной популярности, так как не решали проблему с налипанием снега и улучшением скольжения.
В последующие годы производители интенсивно проводили эксперименты с новыми материалами.
Полиэтилен стал одним из лучших решений. Его внедрила австрийская компания в 1954 году. Поверхность лыж, сделанная с использованием полиэтилена, была настолько скользкой, что отпала необходимость дополнительной смазки. Кроме всего прочего, этот материал легко поддавался выравниванию царапин и мелких выбоин.
Полиэтилен стал использоваться всеми производителями и вытеснил остальные материалы, из которых лыжи производились ранее.
Алюминиевая эпоха
Практика использования алюминия в конструкции лыж была впервые ещё в 1928 году. Такие образцы снаряжения просуществовали около 6 лет, но им принадлежала лишь небольшая доля среди всех лыж. Основная масса оставалась изготовленные из дерева. Так длилось до тех пор, пока во Франции три авиаинженера не изготовили образцы лыж, которые состояли полностью из алюминия, а их конструкция выполнена из двух частей, склеенных между собой. Такой образец имел ряд недостатков (налипание снега, а также быстро теряли форму острые края), но и преимущества были значительными, ведь теперь снаряжение стало намного легче и прочнее. Компания была названа TEY и ещё одним из её изобретений считается клейкая лента на поверхность лыж (подходила как для деревянный, так и для алюминиевых моделей), за счет которой увеличивалось скольжение и на неё хорошо держалась лыжная смазка. Лента носила название TEY tape и стала продаваться во всех лыжных магазинах.
Модель лыж из алюминия, имеющая пустоту внутри конструкции назвали ALU60.
Модель ALU60 стала толчком к новым разработкам и идеям по совершенствованию конструкций.
Так, в Америке, начинают выпускать алюминиевые лыжи, ставшие прототипом успешных в будущем моделей. Представил инновационную модель американец Говард Хэд (Howard Head).
Чем же отличалась его модель от предыдущих? Главное нововведение – это сотовый наполнитель в теле алюминиевой конструкции. Такой материал использовали в авиации, а так как у Говарда был опыт работы в этой промышленности, то путём долгих проб и испытаний, ему удалось внедрить свои знания в лыжное снаряжение.
Говарду присваивают также внедрение цельных стальных кантов на лыжах.
Howard Head основал свою собственную компанию Howard Skis и в 1949-м году представил модель «Head Standart». Новая модель была поставлена на массовое производство и к 1960 году, заняла лидирующие позиции, вытеснив окончательно деревянные лыжи.
Standart были склеены специальным клеем, который не давал расслаиваться, внутри конструкции была деревянная сердцевина, а снаружи — стальные цельные канты по всему контуру.
Многолетние старания Говарда были высоко оценены лыжниками-профессионалами и любителями. Head Standart вплоть до начала 60-х годов 20-го века занимали лидирующие позиции в мире лыжного снаряжения.
Подвинуть на второе место Head Standart, в рейтинге самых лучших из существующих на тот момент лыж, смогли модели, разработанные в Канаде, в городе Монреаль в 1959 году. Именно в этот период впервые появляются лыжи, выполненные из стекловолокна.
Они незамедлительно покорили лыжников благодаря своей маневренности и легкости. Год за годом выпускалось всё большее количество лыж из нового материала. Деревянные и алюминиевые модели постепенно ушли в историю.
Начало массового использования лыж из стеклопластика положила модель K2 Holiday, выпущенная в 1962 году в Вашингтоне. Они были доступными по цене (около 80$), что способствовало их быстрому распространению среди подавляющей массы населения.
Ещё одна попытка использовать металл в конструкции лыж была в конце 20-го века в штате Нью-Мексико. На этот раз была использована сталь. Идею предложил учёный Баки Кашива, который совместно со своим братом создали компанию VOLANT.
В теории процесс производства был довольно прост, но на практике оказалось всё в разы тяжелее. Большая производственная часть делалась вручную, из-за чего стоимость готовых изделий была высокая.
Конструкторы работали над уменьшением доли ручного труда на протяжении 10 лет. VOLANT получили патент на производство лыж из стали, однако в 2002 году всё-таки компания обанкротилась и её выкупила другая крупная компания AMER Group.
Бренд VOLANT можно и в настоящее время встретить, но лыжи этой марки являются дорогостоящими и относятся к элитным моделям лыж.
Появление рокера в лыжах
По мере развития лыжного вида спорта и усовершенствования техники катания лыжников, появлялись новые технологии, новые трассы, а соответственно требовались нововведения в форме и конструкции лыж (попробовать рокерные лыжи можно воспользовавшись услугой прокат лыж в Адлере).
После появления ратраков и горных подъёмников стали появляться новые трассы для катания.
Ратрак – это специальная снегоуплотнительная гусеничная машина. Используется с целью укатывания горнолыжных склонов и трасс. Катание на подготовленных трассах привлекало огромное количество профессиональных спортсменов, а также новичков. Горнолыжные курорты буквально устраивали соревнования по качеству своих трасс. Так длилось до тех пор, пока лыжники снова не заинтересовались более экстремальным видом спуска: вне трасс, по заснеженным, неподготовленным склонам.
Новый вид катания требовал и новых лыж, которые с лёгкостью смогли бы справляться с пушистым снегом. Первым образцом лыж, которые использовали для катания вне трасс была модель Atomic Powder Plus, разработанная инженером Рупертом Хубером. Модель представляла собой разрезанный на две лыжни сноуборд (к тому времени они уже широко были распространены), на которые установлены лыжные крепления. Лыжи были очень широкие и практические без геометрии форм.
В 2001 году компания VOLANT выпускает улучшенную модель с использованием одновременно бокового выреза и рокера. Рокер – обратный прогиб на лыже, который обеспечивает маневренность снаряда. Проходимость лыж по мягкому снегу зависит от длины рокера. Чем он больше, тем пушистее снег необходим для катания.
Модель с использованием бокового выреза и рокера (Spatula) не была универсальной и не подходила для жестких трасс. Именно поэтому следующим революционером в мире снаряжения стала модель с использованием обратной геометрии. Название модели – K2 Pontoon и её параметры 160/130/120 — от носа к пятке.
Модели лыж практические не изменялись вплоть до введения новой формы выреза. Эксперименты с боковым вырезом начались в 80-х годах 20-го века. В 1993 компанией Elan году была представлена модель карвинговых лыж с углублённым боковым вырезом. Карвинговые лыжи быстро получили признание на рынке снаряжения. Модель получила название SCX. Однако многие производители всё же оставались верны классическим формам.
Новаторство конструкции лыж от бренда Salomon.
Конец 20-го века ознаменовался ещё одним значимым событием в мире горнолыжного снаряжения, а именно: выпущены лыжи абсолютно новой монолитной конструкции. Название данная конструкция получила «Монокок», а суть ее заключалась в том, что верх лыж был покрыт целой бесшовной оболочкой с использованием композитных материалов. Такая технология применялась в авиационной промышленности давно, но в лыжах применилась впервые и произвела фурор среди компаний. Новая технологий требовала закупки дорогостоящего оборудования на производство, но оно окупалось за счёт снижения расходов на массовое производство, а также снижения стоимости готовых изделий. Единственным недостатком в новой технологии была невозможность изменения геометрии форм снаряжений, так как оборудование было крайне сложно перенастроить.
Лыжи в наше время
Технологии изготовления лыж не останавливались ни на миг в процессе всей эволюции лыжного снаряжения. Непрерывно ведётся работа по улучшению маневренности, веса, формы, поиска идеально подходящего материала корпуса и наполнителя.
В современных моделях лыж использую в основном углепластик, кевлар, карбон (попробовать различные виды таких моделей можно воспользовавшись услугой прокат лыж в красной поляне). Это довольно легкий и идущий в ногу со временем материал. Для изготовления сердцевины конструкции чаще всего используют дерево. Причем для снаряжения, которое должно выдерживать максимальный вес и нагрузку используют крепкую древесину: ясень или же клён. Для изготовления универсальных моделей используют тополь.
Стекловолокно применяют в качестве композита. Скользящая поверхность изготавливается из полиэтилена. С целью улучшения жёсткости и ровности хода лыж используют металл: титанал. Титанал представляет собой сплав из алюминия с добавлением не большой доли титана.
Нельзя сказать, что в мире существуют идеальные лыжи. Каждая модель разработана для конкретных условий и задач. Универсальной модели лыж, которая подойдет для любого стиля и манеры катания нет и её производство скорее всего невозможно. Попытки изменить форму продолжались годами и десятилетиями, и уже сейчас, вряд ли будут вводиться какие-либо феноменальные изменения конструкции.
Единственное, что бесспорно будет изменяться в лыжах – это материал из которого они изготавливаются. Технологии идут вперёд семимильными шагами, а соответственно внедрение более лёгких и сверхпрочных материалов не заставят себя долго ждать.