М 15 накладная для чего используется
Для чего нужна накладная ф. М-15
Накладная формы М-15 чаще всего применяется для документального оформления операций по передаче материалов между подразделениями компании, если территориально они удалены друг от друга. Используют ее также при осуществлении хозяйственных операций по передаче в переработку давальческого сырья или при передаче имущества по агентским договорам. Не существует запрета на применение М-15 для оформления отгрузки в адрес покупателя. Однако для последней операции традиционно используется товарная накладная формы ТОРГ-12.
Обратите внимание! С 01.01.2021 года начинают действовать новые ФСБУ, в т.ч. ФСБУ 5/2019 «Запасы», утв. приказом Минфина от 15.11.2019 №180н. Применять стандарт можно и раньше. Методические указания по учету МПЗ и спецодежды утрачивают силу.
Накладная М-15 относится к числу унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России (постановление от 30.10.97 № 71а), обязательность применения которых с 2013 года отменена. Вместо нее возможно применение иного документа аналогичного содержания, оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичному документу.
Оформляем передачу материалов на сторону
В накладной М-15 требуется заполнить 2 таблицы. В первой нужно указать дату передачи материалов, название подразделений компании, которые участвуют в ней, основание передачи (например, приказ), кому и через кого передаются материалы. Описание самих передаваемых материалов (наименование, количество, цена), корреспонденция счетов бухучета и дополнительные сведения (например, инвентарный номер) указываются во второй таблице.
В заключительной части документа ставятся подписи ответственных лиц и расшифровываются их должности и фамилии.
Скачать бланк формы М-15 можно на нашем сайте.
И на нашем же сайте можно увидеть образец заполнения унифицированной формы М-15.
Скачать образец заполнения унифицированной формы М-15
Если у вас есть доступ к К+, смотрите, как правильно организовать складской учет товаров. Если доступа нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите к Готовому решению.
Итоги
Передачу материалов между подразделениями компании обычно оформляют с помощью накладной формы М-15. В ней указывается информация об участвующих в передаче сторонах, основании для ее осуществления и передаваемых материалах.
Накладная по форме М‑15
Если организация собирается передать материалы, спецоснастку, спецодежду и другие материальные ценности своим подразделениям или сторонним организациям, она составляет накладную на отпуск материалов. Форма такой накладной М-15 рекомендована, но не обязательна. Компания может разработать свою форму и утвердить ее в учетной политике.
Что такое накладная М-15
Форма М-15 утверждена Постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а. Она не обязательна — организация может заменить М-15 собственной формой, в которой есть все необходимые данные и реквизиты первичного документа.
Накладная М-15 предназначена для передачи материальных ценностей (материалов, спецодежды, спецоснастки и пр.) в следующих случаях:
Задача этой накладной — подтвердить, что организация отгрузила материальные ценности, а получатель их принял.
Пример. ООО «АвтоМир» ремонтирует автомобиль. Компания передает запчасти для ремонта в собственное подразделение, которое находится вне территории организации. Такая передача запчастей должна быть оформлена накладной на отпуск материалов на сторону — форма № М-15 или иная, утвержденная учетной политикой. Аналогично следует поступать, если запчасти для ремонта передаются подрядчику.
Если часть запчастей не была использована при ремонте, их можно вернуть на склад, оформив ту же накладную № М-15.
Можно ли оформить отгрузку покупателю накладной № М-15
На практике отгрузку материальных ценностей покупателю чаще всего оформляют накладной ТОРГ-12. Однако применение формы М-15 в этом случае тоже не запрещено. Это положение подтверждает сложившаяся судебная практика и методические указания Минфина от 28.12.2001 № 119н.
Однако накладную ТОРГ-12 составить все же проще. Поэтому для отгрузки по реализации лучше использовать именно этот бланк. Так и у налоговой будет меньше вопросов.
Чем можно заменить М-15
Форма № М-15 не является обязательной. Организация может разработать и предусмотреть в учетной политике другую форму накладной, которой будет оформлять передачу материальных ценностей сторонним организациям и удаленным подразделениям.
Собственная форма должна содержать:
Иногда отпуск материалов оформляется другими накладными. Например, для реализации материальных ценностей чаще формируют ТОРГ-12, а если материалы нужно передать в структурное подразделение, находящееся внутри организации, — оформляют М-11.
Как составить накладную М-15
Основание для подготовки М-15 — распоряжение руководителя, договор, контракт, наряд или иной документ. Чтобы получить товарно-материальные ценности, получатель обязан предъявить доверенность на получение, оформленную по всем правилам.
Накладную составляет бухгалтер или работник структурного подразделения, которое отпускает материальные ценности. Она может быть заполнена как на компьютере, так и от руки. Подготовить М-15 надо непосредственно в тот момент, когда ценности передаются со склада, или сразу после.
М-15 должна быть минимум в двух экземплярах: один остается у передающей стороны и выступает основанием для отпуска материалов со склада, а другой забирает себе получатель.
К заполнению формы есть несколько требований:
В первой следует указать:
Далее указывается, на основании какого документа передаются ценности, кто выступает получателем и кто является ответственным лицом.
Во второй таблице приводятся данные о переданных ценностях, корреспонденции счетов и другие сведения:
В нижней части таблицы подводится итог: сколько всего наименований ТМЦ отпустили по накладной, какова их общая стоимость и сумма НДС в ней.
Затем все ответственные лица (разрешивший отпуск, главбух, кладовщик, получатель) ставят свои подписи.
Если при заполнении накладной допущена ошибка, ее нужно исправить. Для этого зачеркиваются неверные сведения, а над ними указывается правильная информация. При этом важно, чтобы и старая и новая запись были хорошо читаемы.
Нужна ли на М-15 печать
Накладная будет действительна даже без печати — она не является обязательным реквизитом и для нее не предусмотрено место на бланке. Если все остальные данные и реквизиты приведены верно, первичный документ будет признан оформленным надлежащим образом.
Кроме того, на документах по внутреннему перемещению и учету МПЗ печать не обязательна (раздел 3 Указаний, утв. постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а).
Оформляйте первичные документы по работе с материальным ценностями в веб-сервисе Контур.Бухгалтерия. Оформляйте отпуск и приемку, составляйте проводки, формируйте карточки складского учета и многое другое. А еще в Бухгалтерии можно сдавать отчетность через интернет, проводить расчеты с сотрудниками и получать консультации экспертов. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.
Форма М-15. Накладная на отпуск материалов на сторону
За коротким обозначением М-15 скрывается накладная на отпуск материалов на сторону. Этот документ не является обязательным к применению на всех предприятиях, тем не менее, он широко используется во многих сферах деятельности. Если организация пользуется в своей работе накладными, этот факт необходимо отразить во внутренних, регламентирующих ее деятельность, документах.
Где используется накладная на отпуск материала на сторону
Чаще всего, как свидетельствует практика, этот документ востребован внутри предприятий, например, при передаче материалов из головной компании в филиалы и структурные подразделения, находящиеся в территориальном отдалении. Также накладная используется при отпуске материалов другим организациям, но только при наличии между ними специального соглашения.
Основные правила оформления формы М-15
Унифицированной, единой формы данного документа нет, поэтому юридические лица и ИП вправе самостоятельно разрабатывать его шаблон или же выписывать накладную в произвольном виде. Несмотря на полную свободу в деле разработки накладной, рекомендуется придерживаться ранее общепринятых стандартов, а также учитывать некоторые нормы и требования делопроизводства.
В частности, всегда нужно указывать наименование компании, которая выписывает накладную, сведения о получателе, дату ее составления, а также конкретные материалы, которые по ней передаются и их стоимость.
Заполняется документ бухгалтером предприятия и частично кладовщиком. Кроме того, накладная должна быть подписана ответственными работниками организации и получателем. Оттиск печати с реквизитами компании на документе ставить не нужно – с 2016 года юридические лица обрели право не пользоваться в своей работе штампами и печатями.
Накладную нужно выписывать в двух экземплярах, один из которых следует передавать на склад предприятия, отпускающего материалы, а вторую отдавать получателю.
Инструкция по заполнению накладной на отпуск материалов на сторону
Строка «Кому» включает сведения о получателе материалов, фамилию, имя, отчество уполномоченного лица, которое непосредственно их получает (здесь же вписываются реквизиты доверенности, если получатель действует на ее основании).
Заполнение основной таблицы формы М-15
Далее в документе идет следующая таблица:
После заполнения таблицы, ниже, нужно словами обозначить данные о количестве материалов, отпущенных со склада, а также их полную стоимость и НДС.
В завершении накладная должна быть подписана бухгалтером, ответственными за отпуск материалов со склада сотрудниками и получателем. Проштамповывать документ необязательно, но если получатель требует это сделать, то печать лучше поставить (при ее наличии).
М 15 накладная для чего используется
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Накладная формы М-15 может быть оформлена без указания стоимости? Является ли отсутствие стоимости нарушением и какие это может повлечь последствия?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В первичном учетном документе, в том числе накладной М-15, при наличии величины натурального измерения факта хозяйственной жизни допускается неотражение величины его денежного измерения (стоимости ТМЦ).
При этом неотражение стоимости материалов в накладной на отпуск материалов на сторону М-15 и отсутствие информации о стоимости в других документах может привести к ошибкам:
— в учете материалов подрядчиком, получившим ТМЦ для переработки на давальческой основе, а также ошибкам в расчетах с ним;
— в складском учете;
— к признанию неподтвержденной документально передачи материалов в другие организации при продаже материалов и готовой продукции.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Разработка и утверждение первичных документов для бухгалтерского учета;
— Пример заполнения Накладной на отпуск материалов на сторону (Форма N М-15) (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ, март 2019 г.);
— Вопрос: Организации передают сырье и материалы на переработку на давальческой основе. ООО «Л» по форме М-15 отгружает ООО «Р» джамбы скотча. ООО «Р» возвращает скотч по форме М-15. Какие должны быть документы на услуги по переработке? Обязателен ли акт выполненных работ или достаточно УПД на услуги? Обязательно ли указывать цену в форме М-15 или можно указать просто количество? При возврате в форме М-15 должна быть указана цена именно скотча, а не услуги по переработке? Если должна быть указана цена, то откуда ее взять? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2019 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Савина Елена
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ассоциации «Содружество» Мельникова Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Форма М-15 Накладная на отпуск материалов на сторону
Для чего используют бланк расходной накладной
Любое перемещение продукции, товаров и материалов должно быть зафиксировано в специальной сопроводительной документации. Одним из таких документов является расходная накладная. Она подтверждает отпуск товара, а также служит основанием для проведения различных бухгалтерских операций (в первую очередь, списания товарно-материальных ценностей со склада).
Таким образом, приоритетное значение документа заключается в учете движения продукции внутри самой организации.
Расходная накладная может использоваться также при возврате товара поставщику, например, в тех случаях, когда в ходе реализации или уже после покупки в изделии был обнаружен дефект, поломка или брак, а также тогда, когда выяснилось, что продукция поставлена не в нужной комплектации или имеет низкое качество.
Кто составляет документ
Обычно обязанность по формированию расходной накладной лежит на материально–ответственном лице: это может быть продавец, менеджер, кладовщик и т.д. В дальнейшем документ передается в бухгалтерию, где специалист отдела проводит все дальнейшие необходимые действия.
Кто может подписать форму
Непосредственно после составления форму подписывает сотрудник, который отпускает товар, а при получении – сотрудник (или покупатель), получивший его.
Что касается итоговой подписи с правом разрешения отпуска ценностей со склада и их последующего перемещения до конкретного получателя, то ее имеет право поставить:
Продавец обязательно проставляет оригинальную печать, отражающую полное наименование и реквизиты компании, поскольку речь идет по сути о выполнении сделки купли-продажи и передаче соответствующего товара покупателю. Со стороны покупателя достаточно просто поставить свою подпись.
На каком этапе отгрузки товара формируется накладная
Накладная составляется непосредственно в момент совершения сделки.
И уж совсем нельзя вносить в бланк недостоверные или заведомо ложные сведения – при вскрытии таких фактов контролирующими органами, ответственные лица или даже организация могут понести серьезное административное наказание, в виде крупных штрафов.
Также следует иметь ввиду, что в некоторых случаях накладная может обрести статус юридически значимого документа – когда какая-либо из сторон в силу каких-то неблагоприятных обстоятельств надумает обратиться в суд.
Где используется накладная на отпуск материала на сторону
Чаще всего, как свидетельствует практика, этот документ востребован внутри предприятий, например, при передаче материалов из головной компании в филиалы и структурные подразделения, находящиеся в территориальном отдалении. Также накладная используется при отпуске материалов другим организациям, но только при наличии между ними специального соглашения.
Для чего нужна накладная ф. М-15
Накладная формы М-15 чаще всего применяется для документального оформления операций по передаче материалов между подразделениями компании, если территориально они удалены друг от друга. Используют ее также при осуществлении хозяйственных операций по передаче в переработку давальческого сырья. Не существует запрета на применение М-15 для оформления отгрузки в адрес покупателя. Однако для последней операции традиционно используется товарная накладная формы ТОРГ-12.
Накладная М-15 относится к числу унифицированных форм, утвержденных Госкомстатом России (постановление от 30.10.97 № 71а), обязательность применения которых с 2013 года отменена. Вместо нее возможно применение иного документа аналогичного содержания, оформленного в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичному документу.
Назначение документа
По сути документ представляет собой накладную, которая сопровождает материальные ценности, перемещающиеся в пределах предприятия или выходящие за его пределы:
При этом вид материальных ценностей, их особенности, размеры и форма не имеют значения – т.е. каждая единица вписывается в одну накладную:
Документ всегда составляется в двух одинаковых экземплярах, которые юридически равноценны:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Заполнение документа и его предоставление по первому требованию должностного лица проверяющего перемещение грузов, обязательно. К тому же форма М-15 позволяет отслеживать все внутренние и внешние перемещения имущества.
Основные правила оформления формы М-15
Унифицированной, единой формы данного документа нет, поэтому юридические лица и ИП вправе самостоятельно разрабатывать его шаблон или же выписывать накладную в произвольном виде. Несмотря на полную свободу в деле разработки накладной, рекомендуется придерживаться ранее общепринятых стандартов, а также учитывать некоторые нормы и требования делопроизводства.
В частности, всегда нужно указывать наименование компании, которая выписывает накладную, сведения о получателе, дату ее составления, а также конкретные материалы, которые по ней передаются и их стоимость.
Заполняется документ бухгалтером предприятия и частично кладовщиком. Кроме того, накладная должна быть подписана ответственными работниками организации и получателем. Оттиск печати с реквизитами компании на документе ставить не нужно – с 2016 года юридические лица обрели право не пользоваться в своей работе штампами и печатями.
Накладную нужно выписывать в двух экземплярах, один из которых следует передавать на склад предприятия, отпускающего материалы, а вторую отдавать получателю.
Процедура оформления
В общем виде порядок составления документа следующий:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ. Таким образом, форма М-15 составляется исключительно при передаче товара и по факту. То есть составить и подписать документ заранее, после чего передать ценности, нежелательно – это не только нарушает процедуру, но и может привести к непредвиденным последствиям, когда по какой-то причине не удастся передать весь перечень.
Инструкция по заполнению
Документ состоит из двух таблиц. Заполнить их можно как вручную, так напечатав текст. При этом помарки, ошибки и исправления не допускаются – в этом случае необходимо составить новую накладную.
Правила заполнения первой таблицы следующие:
Затем фиксируется название документа, на основании которого составляется форма М-15. Указывают получателя (в том числе ФИО покупателя, если речь идет о товаре).
Правила заполнения второй таблицы рассмотрены ниже.
графа | особенности заполнения |
3 | наименование перемещаемого объекта, а также его параметры – указываются все характеристики, которые приняты по номенклатуре (сорт, габариты, марка и т.п.) |
4 | номер пишется при наличии, иначе проставляется прочерк |
5 | код прописывается согласно ОКЕИ |
6 | название единиц измерений количества товара, сырья и т.п. |
7 | общее количество, которое предполагается передать со склада получателю |
8 | количество, которое отпущено фактически (его прописывает непосредственно сотрудник, отпустивший товар – чаще всего кладовщик) |
9 | точная цена (до копеек) за единицу без учета НДС |
10 | цена всех товаров, которые были отпущены со склада, без учета НДС |
11 | общая сумма НДС |
12 | общая сумма имущества вместе с учетом НДС (т.е. сложение цены в 10 и 11 графах) |
13 | инвентарный номер |
14 | эта графа заполняется только в том случае, если передаются драгоценные металлы и/или изделия из них, иначе проставляется прочерк |
15 | указывается номер соответствующе записи (фиксируется в карточке учета) |
Форма не предполагает наличие пустых строк. Т.е. общая величина таблицы регулируется в соответствии с потребностью.
Заполнение основной таблицы формы М-15
Далее в документе идет следующая таблица:
После заполнения таблицы, ниже, нужно словами обозначить данные о количестве материалов, отпущенных со склада, а также их полную стоимость и НДС.
В завершении накладная должна быть подписана бухгалтером, ответственными за отпуск материалов со склада сотрудниками и получаетелм. Проштамповывать документ необязательно, но если получатель требует это сделать, то печать лучше поставить (при ее наличии).
М-15 или ТОРГ-12
Передвижение товаров вне зависимости от их цели всегда отмечается документально и сопровождается накладной. Теоретически в законодательстве нет ограничений использования М-15 вместо ТОРГ-12. Однако на практике такая замена не всегда оправдана, поскольку в бухгалтерии легче вести учет по ТОРГ-12. Поэтому из практических соображений предпочтительнее пользоваться разными документами в соответствии с видом операции.
Передача давальческого сырья или материала по форме М-15
Оформляйте накладную М-15 на отпуск материалов на сторону и при передаче давальческого сырья. Документ составляйте в двух экземплярах — по одному для заказчика и подрядчика. Обязательно сделайте пометку, например — «на давальческой основе».
Накладная на отпуск товара — форма ОП-4
Накладная на отпуск товара форма ОП-4 – это документ, который используется для учета отпуска товаров или продуктов, а также тары из кладовой предприятия в кухню производства, мелкорозничную сеть, буфеты, а также для учета одноразового отпуска готовых изделий с кухни в буфеты, филиалы, мелкорозничную сеть, отделенную от основного производства раздаточную. Код бланка накладной по форме ОКУД 0330504. Унифицированная форма утверждена постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. под номером 132.
Накладная на отпуск товара выписывается на основании требования в кладовую. Накладную составляют в двух экземплярах. Один экземпляр хранится у материально ответственного лица, получившего товары или продукты, второй экземпляр передается в бухгалтерию вместе с товарным отчетом.
В документе указываются отпускаемые продукты и товары, их наименование и код, единицы измерения продуктов, их наименование и их код по ОКЕИ, количество затребованных и отпущенных продуктов и товаров, а также учетные и продажные цены на них. В примечании указываются дополнительные данные о продуктах и товарах (при их наличии)
Основание для составления документа
Накладная не является самостоятельным и самодостаточным документом. Она относится к первичной документации фирмы и для ее составления требуется основание. Им в данном случае выступает требование на отпуск товара со склада, выписанное в бухгалтерии компании.
Для чего нужен документ?
Накладная на отпуск товара составляется в тех случаях, когда происходит отгрузка материальных ценностей со склада. Она составляется в следующих случаях:
Можно ли составлять на продукты питания?
Наиболее широко накладные на отпуск товара используются в области пищевого производства или общественного питания. Собственно говоря, обычно под накладной этого типа и понимается та, которая составляется по форме ОП-4, и касается передачи сырья из хранилищ на кухню или с кухни – на раздачу, в буфеты и т. д.
Внимание: Для раздаточных форма ОП-4 применяется в тех случаях, когда участок раздачи и собственно кухня или цех отделены друг от друга, и требуется отразить во внутренней документации предприятия движение товара.
Как оформляется?
Если речь идёт о форме именно накладной на отпуск товара, то применяется форма ОП-4 (номер по ОКУД 0330504), утверждённая постановлением Госкомстата РФ №132 от 1998 года. В связи с тем, что 1 января 2013 года вступил в силу ФЗ «О бухгалтерском учёте», эта унифицированная форма перестала быть обязательной.
Каждое предприятие вправе теперь подготавливать и утверждать свои формы первичной документации. Единственным исключением являются случаи, когда какая-то форма отдельно утверждалась государственными органами на основании федеральных законов – однако ОП-4 к этим случаям не относится.
Несмотря на право самостоятельно вводить формы для «первички», на большинстве предприятий до сих пор активно используются старые унифицированные формы. Они удобны, работники привыкли к их правильному заполнению – а дополнительная информация, которая может отражаться в самостоятельно разработанных бланках, требуется далеко не всегда.
Тем не менее, если руководство организации решает ввести свои собственные бланки для накладной на отпуск товара, такой документ должен обязательно содержать следующие сведения:
Важно: В тех случаях, когда речь идёт о передаче продуктов питания, важным моментом является и время составления документа. Как правило, такие товары являются скоропортящимися, и санитарные нормы ограничивают время, когда возможна их передача.
Оформление ОП-4
При использовании накладной, составляемой по форме ОП-4 или аналогичной, следует руководствоваться следующими правилами.
Кто должен заниматься составлением?
Составлением накладной занимается лицо, в чьи обязанности это входит согласно штатному расписанию и должностным инструкциям, действующим на предприятии.
Такими лицами могут быть:
Количество экземпляров
При использовании бланка формы ОП-4 документ должен быть изготовлен минимум в 2 экземплярах:
При необходимости в зависимости от действующей учётной политики на предприятии могут изготавливаться дополнительные экземпляры.
Как исправлять ошибки
Документ является отчетным, поэтому к его составлению и оформлению нужно относиться очень внимательно. Следует стремиться избегать ошибок, но если таковые все же будут допущены, необходимо аккуратно их исправить, путем зачеркивания неверной информации и внесения верной. Рядом с корректировкой надо поставить подписи ответственных за составление накладной лиц с надписью «Исправленному верить». Однако, если есть возможность, лучше не исправлять ошибки, а составить новый вариант.
Заполнение лицевой стороны бланка формы ОП-4
В строке «Итого» подводится итог внесенным выше сведениям.
Заполнение оборотной стороны бланка формы ОП-4
С обратной стороны документа идет продолжение таблицы.