М ф казаков что построил
Архитектор Казаков Матвей Фёдорович: биография, известные работы. Здание Сената в Московском Кремле
Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.
Предыстория
В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.
Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.
Биография архитектора
М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.
Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром – к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.
С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером – Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.
Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.
Любимой формой построек архитектора становится ротонда – цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.
Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.
Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.
Проекты выдающегося мастера
Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:
Сенатский дворец
Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.
Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.
В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.
Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената – Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.
Строительство Пречистенского дворца
Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.
В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.
Храм Филиппа, Митрополита Московского
В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.
После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.
Университет на Моховой в Москве
Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.
Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.
К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.
Благородное собрание
Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.
Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы – оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.
Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.
Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.
Храм Вознесения
Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем – все, что характерно для работ архитектора Казакова.
В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).
После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.
Голицынская больница
Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.
В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.
Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.
В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.
Усадьба Барышникова
Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.
Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.
Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».
Царицыно, МГУ и Путевой дворец: как застраивал Москву Матвей Казаков
20 октября 1738 года родился один из основоположников русского классицизма и псевдоготики — Матвей Казаков. Работы знаменитого архитектора в свое время определили архитектурный облик Москвы: по его проектам в городе построено более сотни зданий. В 1786 году Казаков возглавил Кремлевскую экспедицию — государственную структуру, которая занималась строительством в Кремле и императорских дворцах столицы.
Рассказываем, о самых известных проектах Матвея Казакова в Москве.
Союз архитекторов России:
— Вклад Матвея Федоровича в архитектурную историю столицы сложно переоценить. Не обладая высшим профессиональным образованием, он тем не менее смог стать одним из основоположников русского классицизма, доказав своим примером неоспоримость истинного архитектурного призвания. Матвей Казаков обладал невероятным даром, который позволил ему воплотить множество знаменитых архитектурных ансамблей, определивших современный облик города.
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно
Дворцово-парковый ансамбль Царицыно Казаков построил совместно с архитектором Василием Баженовым. Зодчие работали над созданием императорской резиденции около 20 лет. Царицыно — самая крупная в Европе псевдоготическая постройка XVIII века и единственный дворцовый комплекс, разработанный в этом стиле. Особенности этого дворца во многом определили новое направление в русском зодчестве. В разных концах бывшей Российской империи существует немало сооружений конца XVIII и начала XIX века, которые возведены под влиянием проекта Казакова.
Петровский путевой дворец
Еще одно знаменитое сооружение в столице, построенное по проекту Казакова — это Петровский путевой дворец в стиле русского классицизма. Это здание задумывалось как резиденция для отдыха знатных особ после дороги из Петербурга в Москву, отсюда и получило свое название. Здесь есть главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля. Фасад здания украшают высокое теремное крыльцо, барочные и готические окна.
Комплекс зданий МГУ на Моховой улице
По указу императрицы Елизаветы II Казаков возвел Главный корпус Московского университета на Моховой улице. Здание расположилось напротив Кремля и окружило ряд принадлежащих университету домов, образуя своего рода «университетский квартал» в центре Москвы. В 1812 году, во время пожара Москвы, здание Главного корпуса университета почти полностью сгорело. Однако в 1819-м Доминико Жилярди восстановил его, и сегодня помещения занимает факультет журналистики МГУ.
Особняки и доходные дома
Казаков первым в Москве стал строить в Москве большие доходные дома и небольшие частные особняки. Зодчий переработал старую усадебную систему планировки: ставил дом не в глубине участка, а по красной линии. Имения в русском классическом стиле были компактными и пропорциональными. Архитектор декорировал их колоннами, пилястрами, карнизами, а внутреннее убранство дополнял настенной росписью. Среди возведенных Казаковым жилых зданий в Москве — усадьбы Голицына, Барышникова, Гагарина, Демидова, Губина, Прозоровского и Козицкой.
Ново-Екатерининская больница
Для князя Сергея Гагарина по проекту Казакова была построена усадьба в стиле русского классицизма. После ухода французов из Москвы в Отечественную войну дом сильно выгорел в пожаре. Здание пустовало много лет, в 1828-м его выкупил Дмитрий Голицын для устройства в нем больницы. Реставрацию поручили Осипу Бове, вместо парадной анфилады Казакова в восстановленном здании были созданы операционные и палаты для больных, арки на цокольном этаже были заменены имитирующими замковые камни горизонтальными перемычками, в качестве украшения был сделан фриз.
Создатель московского «палладианства»
Существует легенда, что великий русский архитектор Матвей Казаков умер в 73 года от сердечного приступа, когда узнал о пожаре 1812 года в Москве — его самого увезли насильно дети в Рязань. Так это или нет, мы, наверное, никогда не узнаем. Зато жизнь и творчество зодчего, всю жизнь занимавшегося украшением Первопрестольной, изучены прекрасно, и МОСЛЕНТА предлагает вам почитать о мастере. Тем более, что история крайне увлекательная. Но для начала напомним, что Казаков сделал для Москвы.
Первый градостроитель
Значительная часть построенных Казаковым зданий все-таки пережили нашествие Наполеона. Мастер всегда уделял огромное внимание качеству строительства, сам проверял материалы и точность выполнения работ, посему его дома могут считаться образцовыми по прочности и долговечности. Они выдержали не только пожар 1812 года, но и многочисленные невзгоды последующих веков. Пожалуй, главные и знаковые его работы — Путевой дворец и Кремлевский сенат, восхитивший Екатерину Великую.
Московский пожар 1812 года.
Кроме того, Казаков был первым архитектором Москвы, кто стал заниматься вопросами градостроительства. На определенном этапе он понял, что развитие города не может строиться на создании отдельных домов, нужна единая система проектирования улиц, площадей, кварталов и т.д. Застройка должна подчиняться единой идее, иначе неизбежна архитектурная какофония.
А еще мастер воспитал множество талантливых учеников, например, Осипа Бове и Ивана Еготова, которые не только занимались восстановлением Москвы после пожара, но и продолжили его дело. К ним мы, возможно, вернемся, но позже.
Внук крепостного
Происхождение Матвея Федоровича Казакова при всем желании благородным назвать нельзя. Его дед был крепостным крестьянином, отец вырос в деревне и по рекрутской квоте был сдан в солдаты, точнее, в матросы. По счастью, он был грамотен и обладал красивым почерком, благодаря чему его отправили служить не на корабль, а в Московский Адмиралтейский комиссариат, где поручили снимать копии с документов.
Со временем Федор Михайлович продвинулся по службе и занял должность подканцеляриста, что освобождало его от крепостной зависимости. Он обзавелся семьей, детьми и поселился где-то возле Боровицкого моста через Неглинку. Это примерно там, где недавно поставили памятник князю Владимиру.
Когда Матвею было всего двенадцать, его отец скончался. Семья сохранила свободу, но со средствами к существованию было туго. И все же мама Матвея Федосья Семеновна, видя талант сына к рисованию, смогла пристроить его в единственную тогда в Москве архитектурную школу Дмитрия Ухтомского. Платить она возможности не имела, но Ухтомский пошел навстречу вдове. До нас дошло собственноручно написанное им и весьма любопытное письмо:
Казаков Матвей Федорович.
«. а усмотрен мною главного крикс комиссариата умершего подканцеляриста Федора Казакова сын Матвей Казаков (который еще к делам никуда не определен), ко оному по моей должности письменному исправлению способным и по натуральной своей охоте ко обучению архитектуры склонным, который по oxoте своей арифметике в кратком времени почти весь обучил; того ради правительствующего сената конторы покорно прошу дабы повелено было помянутого Матвея Казакова для обучения архитектурной науки определить в команду мою в ученики с награждением против младших архитектуры учеников по рублю на месяц жалования, который между тем и письменные по моей должности дела исправлять может». (сохранена орфография оригинала)
Так, благодаря таланту и прилежанию уже в двенадцать лет Матвей Казаков стал зарабатывать и кормить не только себя, но и свою многочисленную семью. Здесь необходимо подробнее поговорить о человеке, сыгравшем такую важную роль в жизни будущего архитектора Казакова – князе Дмитрии Васильевиче Ухтомском.
Учитель и благодетель
Князь Ухтомский (между прочим, самый настоящий князь, Рюрикович, прямой потомок Юрия Долгорукого) без сомнения сыграл выдающуюся роль в истории отечественной архитектуры. К сожалению, мало что из его творений дошло до нас — разве что, надвратная церковь Донского монастыря и колокольня в Троице-Сергиевой Лавре — зато он воспитал целую плеяду великих зодчих.
Созданная им «Дворцовая школа», располагавшаяся в доме Сенатской типографии в Охотном ряду, стала первым специальным архитектурным учебным заведение в стране, с нее начинаются все наши МАРХИ, Строгановки и т.д. Ухтомский сыграл огромную роль в жизни и творческом становлении Петра Никитина, Василия Баженова, Ивана Старого, Александра Кокоринова и, конечно, Матвея Казакова. В отношении последнего можно говорить не только о том, что Ухтомский был учителем — он стал вторым отцом для бедного сироты.
Десять лет — примерно с 1750 по 1760 годы — Казаков учился в школе Ухтомского. Он постигал в ней и общеобразовательные науки, и живопись, и математику, и умение вести себя в приличном обществе. И, конечно, архитектуру, причем, как теорию, так и практику. Конечно, выдающейся талант был дан Матвею от природы, но такие профессиональные навыки, как умение понять желание заказчика, составить удовлетворяющий именно его проект и точно рассчитать смету (что всегда будет визитной карточкой Казакова) были заложены именно в школе Ухтомского.
Проект архитектурной школы Дмитрия Ухтомского.
По окончании учебы Казаков продолжил работу в мастерской князя и начал преподавать на младших курсах его школы, вплоть до того момента, когда школа была закрыта, а сам мэтр не попал под следствие. Впрочем, это уже совсем другая и довольно трагическая история.
Первую самостоятельную практику Казаков получил в Твери. Город сильно погорел в 1763 году, и восстанавливать его отправили бригаду московских архитекторов, под руководством Петра Романовича Никитина – ученика и сподвижника Ухтомского. Казаков, уже имевший звание «архитектуры поручика», тоже отправился в Тверь и обратил на себя внимание при создании Путевого дворца. По возвращении в Москву архитектор поступает на работу в Экспедицию Кремлевского строения, которую только что возглавил его старый товарищ Василий Баженов.
Два мастера
Судьбы этих двух выдающихся мастеров удивительным образом оказались переплетены между собой. Они ровесники, оба коренные москвичи, выходцы из самых что ни на есть социальных низов (что, кстати, наводит на размышления о якобы отсутствии «социальных лифтов» в крепостническую эпоху). Благодаря выдающемуся таланту, оба оказались в школе Ухтомского, но Василий Баженов по протекции Ивана Шувалова довольно быстро переехал в Петербург, а Матвей Казаков остался в Москве.
Далее Баженов отправился в Европу, стал академиком нескольких французских и итальянских Академий, Казаков же дальше Твери не уезжал. К 1768 году Баженов шел на шаг впереди товарища как по званию в табели о рангах, так и по известности в обществе, потому стал начальником кремлевского строительства, а Казаков — одним из его помощников. Вскоре все изменится – грандиозный план Баженова так не будет реализован, а Казаков построит в Кремле Сенат и перестроит Арсенал, заодно восстановит разобранные стены.
Считается, что все дело в политике – не секрет, что Баженов был масоном и дружил с Новиковым. Возможно, хотя важны и личные качества мастеров. Баженов был художником, творцом и романтиком. Для него художественный замысел, идеология и эстетика проекта были первичны, даже в ущерб пожеланиям заказчика. Казаков же умел соотносить свои творческие амбиции с реальностью. Судя по всему, он был гибче коллеги, лучше умел вести переговоры, убеждать. Он был реалистичнее, посему и построить сумел гораздо больше.
Памятник Василию Баженову и Матвею Казакову в Царицыно.
Руслан Кривобок / РИА Новости
А кремлевская история еще повторится в Царицыно – Баженов начнет строительство дворцового комплекса, а заканчивать будет Казаков. При постройке Большого дворца он максимально сохранил задумки товарища, приведя их в соответствие с требованиями заказчика, то есть и овец целыми сохранил, и волки сытыми оказались.
Был эпизод, когда они работали вместе на равных. Случилось это при создании на Ходынском поле павильонов к празднованию победы над турками в 1775 году, и совместный опыт был удачным: после этого Екатерина Великая поручила Казакову возвести Петровский путевой дворец. Но после смерти императрицы судьбы вновь изменила отношения к мастерам. Баженов наконец обрел признание: стал вице-президентом Академии художеств, получил от Павла заказ на строительство императорского дворца. Казаков же оставался в Москве. Но памятник перед царицынским дворцом поставили двум мастерам вместе и это абсолютно справедливо.
Готический замок на Ходынке
Петровский путевой дворец — это одно из самых ярких детищ Казакова и, пожалуй, наименее характерное. Казаков считается апологетом классицизма, можно даже сказать, одним из столпов этого нового в те времена для России стиля, и вдруг – неожиданная готика с явным налетом исконно русских традиций. Не исключено, что это стало следствием влияния Баженова и их совместной работы на Ходынском поле, где и имели место их первые эксперименты с неоготикой. Потом Баженов использует этот опыт в Царицыно, а Казаков при строительстве Петровского путевого.
В научной литературе сформировалось мнение, что автор неоготического стиля — все-таки Баженов, хотя точных указаний на это нет и, скорее, это дань традиции и имиджу Василия Ивановича как новатора и фантазера. Впрочем, в этом Казаков товарищу мало уступал, и вполне можно говорить, что новый стиль стал результатом творческого диалога зодчих.
Мастера словно соревновались между собой, придумывая совершенно новые архитектурные мотивы в рамках выбранной темы. Так Баженов в Царицыно сделал акцент на мавританские мотивы. А у Казакова готический арочный декор вполне сочетается с четкой классической симметрией и «фирменной» ротондой с куполом над центральным зданием дворца.
Петровский путевой дворец.
В. Робинов / РИА Новости
И здесь же — масса чисто русских деталей: наличников, арок с гирьками, узорных поясов, кувшинообразных столбов, роднящих этот псевдоготический замок с русскими дворцами предшествующих веков – кремлевским Теремным или Коломенским. При более внимательном взгляде на него понятно, что автор не собирался строго придерживаться готического канона – скорее, он играет разными стилями, совмещая и переплетая элементы.
Кстати, Путевым дворец именуется, потому что стоит на дороге — Царском пути из Петербурга в Москву. Вдоль него располагалась цепочка таких дворцов, казаковский – самый близкий к Москве, ровно в одном неспешном конном переходе от Кремля. Там императрица собиралась отдыхать и ночевать накануне въезда в Первопрестольную. А Петровский — поскольку земли эти ранее принадлежали Высокопетровскому монастырю, тому, что на углу бульварного кольца и улицы Петровка.
Московская классика
Псевдоготический Петровский дворец — лишь эксперимент, стилевое исключение, а практически все остальные свои творения Казаков создавал в традициях «чистого» классицизма, или «палладианства» (название классического стиля по устоявшейся традиции связано с именем великого итальянского архитектора Андреа Палладио). По сути, он его и создал, во всяком случае, в Москве, хотя первые опыты в этом стиле все же принадлежат Баженову.
На сохранившемся макете баженовского Кремля видно типично классические портики, рустованные на античный манер квадры, колоннады, пилястры и прочие атрибуты стиля. Казаков шесть лет работал вместе с Баженовым и, видимо, проникся этими идеями. И кстати, ни Ухтомский, ни Никитин, ни кто-нибудь еще из учителей и старших коллег Матвея Федоровича в этом направлении не работал.
Одно из первых и самое известное казаковское творение в традициях классицизма — это здание Сената, заложенное в 1776 году. Идеологически это продолжение работы Баженова. Несмотря на сложность планировки — строить пришлось на треугольном участке, так как Кремль был застроен — Казакову удалось сохранить симметрию крыльев, вписать ордерные черты и, конечно, купол с ротондой, который станет визитной карточкой мастера. Минимум декора, никаких излишеств, не более двух цветов, но при этом невероятная прочность конструкции. Здание успело послужить имперскому Сенату, потом московским городским службам и Советскому правительству. Ныне это резиденция главы России и над казаковской ротондой развивается президентский штандарт.
Со строительством Сената связана забавная легенда. Казаков спроектировал купол ротонды центрального Екатерининского зала толщиной всего в один кирпич, что вызвало недоумение и даже опасения у высокой комиссии. Тогда архитектор залез на купол и не сходил с него полчаса, приплясывая и топая ногами. Комиссию это убедило.
Последние два десятилетия XVIII века мастер и его ученики усиленно работали и творили: строили жилые дома, дворцы, подмосковные усадьбы, больницы, церкви. Заказов было так много, что Казаков стал делать условно-типовые проекты, на базе которых с минимальными доработками можно было быстро создавать конкретный дом.
Например, именно Казакову принадлежит идея городского дворца, с фасадом прямо по так называемой красной линии улиц. До этого усадьбы делали в основном П-образными с дворцом в глубине, на улицу, соответственно, выходили боковые флигели и парадные ворота между ними. Баженов стал делать высокие многоэтажные дворцы в классическом стиле, которые стояли прямо на улице, а хозяйственные постройки, наоборот, отодвигались внутрь.
Идея получила распространение, и по сей день в Москве сохранилось немало подобных сооружений: усадьба Губина на Петровке (Музей современного искусства), резиденция генерал-губернатора на Тверской (сейчас мэрия, но здание сильно перестроено), Благородное собрание (Дом Союзов), усадьба Гагариных на пересечении Петровки и бульварного кольца и т.д. Типовая в них лишь идея и стилистическое решение, но каждое сооружение самобытно и индивидуально.
Работал Казаков и над больницами: им построены Голицынская (Первая градская на Ленинском проспекте) и Павловская (4-я ГКБ на Павловской улице) — старейшие в городе капитальные здания, специально созданные для медучреждений. Голицынскую больницу иногда называют вершиной усадебного городского строительства, хотя строилась она вовсе не как усадьба.
Строил Казаков и церкви. Его можно назвать первопроходцем в создании совершенно нового типа храмов, совмещающих архитектурные каноны классицизма и традиции православного церковного строительства. Опыт окажется столь удачным, что в следующие полвека практически все храмы будут создаваться в аналогичном стиле. Да и сегодня влияние идей Казакова на церковную архитектуру очевидно.
Самые известные из сохранившихся казаковских храмов это церковь Филиппа Митрополита в Мещанской слободе (около «Олимпийского»), церковь Вознесения на улице Радио и церковь Космы и Дамиана на Маросейке. Последняя выглядит почти идеальной: минимум украшения, совершенство формы и красота гармонии. Впрочем, это можно сказать обо всех зданиях мастера.
Церковь святых Космы и Дамиана на Маросейке.
В последние годы жизни Казаков меньше строил, а больше преподавал и занимался вопросами теории градостроительства. В 80-х годах он воссоздал архитектурную школу, по образу давшей ему путевку в жизнь школы Ухтомского. Образована она была при Кремлевской Экспедиции, которую возглавлял Казаков, и в отличие от гордеца Баженова, учившего молодежь за свои деньги и на том обанкротившегося, Казаков добился государственного финансирования. В 1805 году школа была преобразована в Архитектурное училище.
К сожалению, закончить свои опыты в вопросах градостроительства мастер не успел. Но они не пропали даром, а были востребованы и отчасти реализованы учениками мэтра, которым выпало воссоздавать Москву после пожара 1812 года, после пожара город восстанавливали ученики мэтра, прежде всего, Осип Бове и Иван Еготов, которые сделали все, чтобы максимально сохранить наследие своего наставника. Они имели возможность использовать чертежи мэтра, благо, он был весьма дотошен и оставил богатый архив, а это позволяло восстановить здания в первозданном виде. По возможности, ограничивались лишь косметическими мерами, а некоторые дома вовсе не пострадали. Так, почти без изменений дошли до нас и самые знаменитые сооружения Казакова в Москве.