М матусовский с чего начинается родина конспект урока

Конспект урока литератерного чтения в 4 классе на тему «Россия, Родина моя» М. Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»

Тема: «Россия, Родина моя». М. Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»

Цели: 1. Осмысление понятия Родина и причин любви человека к ней.

2.Формирование мотивации на получение новых знаний.

3. Отрабатывать умение анализировать лирический текст.

4. Формирование чувства любви и гордости за свою Родину.

— Очень часто человек может услышать вопрос « Где вы живёте?». На этот вопрос каждый ответит по-разному.

— Как бы вы ответили? (ответы детей)

— Да, один скажет в Белгороде, другой в деревне, …, каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все кто живет в Белгороде, в Москве, Омске, Красноярске и других городах говоря о своём месте жительства, начнут одинаково…. Я живу в России.

— Подходит к концу наша с вами работа по учебнику. Его последняя глава подводит итог нашим беседам, размышлениям. Мы говорили на уроках о друзьях, о школе, о природе, о родных и близких. Однако самая главная тема – это тема Родины, страны в которой мы живём, в которой родились, где жили наши предки. Поэтому последняя глава учебника называется «Россия, Родина моя». (слайд №1)

Так звучит тема нашего урока, на котором пойдет речь о Родине.

— Давайте подумаем, чем будем заниматься на уроке и поставим для себя цели: (слайд №2)

— С чем у вас ассоциируется слово «Родина»? (ответы учащихся) (слайд №3)

На уроках мы попытаемся ответить на некоторые вопросы:

— Что человек считает Родиной?

— Почему она так дорога человеку?

— Почему человек не перестаёт любить Родину, даже если ему что-то не нравится?

— Почему человек готов отдать Родине самое дорогое, что у него есть – свою жизнь?

В этом нам разобраться помогут поэты и писатели, чьи произведения мы будем читать сегодня и на следующих уроках. (слайд №4)

3. Работа над новым материалом.

— Стихотворение Михаила Львовича Матусовского начинается вопросом, на который мы сегодня постараемся ответить. «С чего начинается Родина?»

— М. Л. Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганску (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 194 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. (слайд №5)

Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино.

Своё стихотворение «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей учительнице Марии Семёновна Тодоровой. А музыку к нему написал знаменитый композитор Исаак Дунаевский. (слайд №6)

В годы войны Матусовский много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.

«Баллада о солдате» Муз. В. Соловьёва – Седого (слайд №7)

«На безымянной высоте» муз. Вениамина Баснера (слайд №8)

Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.

«Подмосковные вечера» муз. Соловьёва – Седого. (слайд № 9)

Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.

«Крейсер Аврора» муз. В. Шаинского. (слайд №10)

«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского. (слайд №11)

Работа с учебником.

Чтение стихотворения « С чего начинается Родина?» (слайд №12)

Чтение первой части.

— Что включает поэт в это понятие? «Родина»

— Как вы понимаете последнее предложение?

Чтение второй части.

Чтение третьей части.

Словарная работа (слайд №14)

Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. Заменили фуражками и пилотками.

С чего для вас начинается Родина? (Рассмотреть рисунки детей)

Работа над выразительным чтением. Чтение по группам (рядам)

Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.

Работа с пословицами.

— Тема Родины издавна волновала людей. Очень много пословиц и поговорок, связанных с этим словом.

Задание в парах: Составить пословицы и объяснить их смысл. (слайд № 17)

Родина – мать, что соловей без песни.

Человек без Родины, ни сил, ни жизни не жалей.

Где кто родился, умей за неё постоять.

Для Родины своей, будет Родина Крепка.

Если дружба велика, там и пригодился.

— Ответьте на мой вопрос. Почему Родина так дорога человеку? (ответы детей)

Д/з стр. 124 выр. читать. По желанию выучить наизусть.

Источник

Конспект урока по литературному чтению М.Л. Матусовский «С чего начинается Родина?»

Самоопределение к учебной деятельности

Подходит к концу наша с вами работа по учебнику. Его последняя глава подводит итоги нашим беседам и размышлениям.

-Вспомним, о чём мы с вами говорили на уроках? (о друзьях-товарищах, о школе, о природе, о близких)

2. Актуализация знаний

Я предлагаю поработать группами. Составьте пословицы.

Родина-мать, умей за нее постоять.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Для Родины своей, ни сил, ни жизни не жалей.

Где кто родился, там и пригодился.

Если дружба велика, будет Родина крепка.

Постановка учебной задачи

-Определите тему урока.

Самая главная тема-это тема Родины, страны, в которой мы живём, где мы родились, где жили наши предки. Откроем стр.123 и прочитаем название главы- РОССИЯ, РОДИНА МОЯ.

-Учитель читает стихотворение

Великий дар — единожды родиться,

Увиденному миру удивиться,

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

— Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей). Работа со словарём С.И.ОЖЕГОВА

— Подберите синонимы к слову Родина (Россия, Отечество, Отчизна)

Речевая разминка (текст на листках)

Если скажут слово родина,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

-прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;

-прочитайте, разделяя слова на слоги;

-прочитайте с ускорением;

-прочитайте с замедлением;

-прочитайте с выразительно.

— О чем стихотворение?

— Как вы поняли смысл стихотворения?

— Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

— С каким чувством вы будете читать?

— Как вы ответите на этот вопрос? (варианты ответов)

— Как называется страна, в которой мы живем?

— На слайде флаги разных стран. Есть ли флаг нашей страны? Что означает каждый цвет? Белый цвет означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу. Бело-сине-красному флагу России уже более 300 лет.

— В состав России входит область, в котором мы живем. Как он называется?

— Чем богата наша область? (лесом, природными дарами – это ягоды).

-У нашего города есть герб, который символизирует богатство нашего округа. Сможете ли на слайде его найти, среди разных гербов?

Чтение стихотворения М.Л. Матусовского «С чего начинается Родина?» в учебнике.

5. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи

— Михаил Львович Матусовский родился 23 июля 1915 года в городе Луганск (ранее Ворошиловград) Учился в средней школе. Окончил строительный техникум, работал на заводе. В это время начал писать стихи и печатать их в местных газетах и журналах. В 1933 году приехал в Москву учиться в Литературном институте. В 1944 году вышли его первые книги. В годы ВОВ работал военным корреспондентом. Многие его стихи положены на музыку и исполнялись знаменитыми певцами и артистами театров и кино. Своё стихотворение «Школьный вальс» Матусовский посвятил своей учительнице Марии Семёновна Тодоровой. А музыку к нему написал знаменитый композитор Исаак Дунаевский. В годы войны Матусовский писал много стихов о войне, которые стали популярными песнями и полюбились миллионам людей.

«Баллада о солдате» Муз. В. Соловьёва – Седого

«На безымянной высоте» муз. Вениамина Баснера

Есть песня, которая полюбилась не только русским людям, а и жителям других стран. Эта песня переведена на 32 языка.

Не слышны в саду даже шорохи,
Всё здесь замерло до утра.
Если б знали вы, как мне дороги
Подмосковные вечера.

«Подмосковные вечера» муз. Соловьёва – Седого.

Детям Михаил Львович посвятил немало своих стихов, которые тоже были положены на музыку и исполнялись в кинофильмах и мультфильмах.

«Крейсер Аврора» муз. В. Шаинского.

«Вместе весело шагать» муз. В. Шаинского.

Работа с учебником.

Чтение первой части.

— Что включает поэт в это понятие «Родина»?

— Как вы понимаете последнее предложение?

-Как вы понимаете слово испытание?

Испытание- проверка чего-либо, кого – либо на выяснение качеств, свойств, знания пригодности к чему- либо.

Чтение второй части.

Чтение третьей части.

-Что такое будёновка?

( Будёновка – форменный головной убор военнослужащего Рабоче – Крестьянской Красной Армии. Носили с начала 1919 года до начала 1940 года. После заменили фуражками и пилотками)

Работа над выразительным чтением.

6. Самостоятельной работы с проверкой по эталону

-Такие строки не могли, не понравится композиторам. Вениамин Баснер написал музыку и появилась песня.

— Какой вопрос прозвучал в песне?

7. Включение в систему знаний

-Что значит для вас слово Родина?

Источник

Тема: «Музыкальная композиция «С чего начинается Родина. »

Макеева Л.А., учитель начальных классов

МОУ «Школа №77 г. Донецка»

Донецк – 2017/2018 уч. год

Тема: Музыкальная композиция «С чего начинается моя Родина- Донбасс».

Цель: Создать условия для ознакомления с понятиями: Родина, малая родина – родной дом, родная школа, родной город; способствовать воспитанию любви к родному краю, чувства причастности к коллективу школы, желание поддерживать традиции и приумножать их, учить быть внимательными и заботливыми к близким.

Задачи урока: содействовать формированию УУД.

1. Личностные: способствовать полноценному восприятию изучаемого материала, умению выражать свои мысли, выработке позитивной самооценки, положительное отношение к занятиям, воспитанию любви к Родине. 2. Регулятивные: учить оценивать правильность выполнения своих действий, вносить необходимые коррективы, принимать позиции слушателя, исполнителя гимна ДНР в соответствии с поставленной задачей. 3. Познавательные: развивать способность к познанию, выполнять несложные логические действия (сравнение, сопоставление), работать с информацией, формировать исследовательские умения. 4. Коммуникативные: использовать доступные речевые средства для передачи своего впечатления, понимать содержание вопросов и высказываний учителя и сверстников, уважать мнение собеседников, проявлять интерес к излагаемой информации, учить работать в группах, умение работать в хоровом коллективе.

Ожидаемый результат: знать композиторов, воспевающих Донецк, уметь выразительно исполнять гимн ДНР, умение собрать пословицы.

Тип рока: комбинированный.

Оборудование: музыкальный центр, ПК + медиапроектор + экран, фото Донецка, презентация к уроку, презентация к песне «С чего начинается Родина», кроссворд, карточк (пословицы) для работы в группах, символы ДНР: флаг, герб. Музыкальный материал: Гимн ДНР, песня «С чего начинается родина. », музыка В.Баспера, слова М. Матусовского, «Песня о Донецке» в исполнении Ольги Мальнтулиной.

Дети входят в класс под песню «Песня о Донецке» в исполнении Ольги

Музыкальное приветствие: «Здравствуйте, дети!»

Музыкальное приветствие-ответ: «Здравствуйте, Лариса Анатольевна!»

Исполнение в характере, дружелюбии.

— Я очень рада, что мы вновь встретились с вами на уроке музыки

— Для того, чтобы узнать, что- то новое, нужно сделать?

(Закрепить то, что уже знаем, вспомнить, что проходили.)

— О чем мы говорили на предыдущем уроке?

(Мы говорили о мелодии – основе музыки.)

— Как вы думаете, правильно ли то, что мелодию считают главным свойством

(Да, правильно, без мелодии не было бы музыки, песня стала бы просто

— Знаете ли вы как сочиняются композиторские песни?

— Донбасс богат своим потенциалом. Донецкая музыкальная школа воспитала

и продолжает воспитывать профессионалов самого высокого уровня.

Издания выставки рассказывают о жизненном и творческом пути

выдающихся мастеров и педагогов академической школе. Ее величество

Музыка стала для них смыслом, судьбой и самой жизнью. Это певец

Анатолий Соловьяненко, музыкант Николай Момота, композиторы

Александр Рудянский, Влад Захаров, Михаил Хохлов, Михаил Пляцковский.

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

1. Актуализация знаний учащихся.

Распевка «Родина моя».

Словно музыка степная Золотая рожь встает. В полный голос слышен колос. Это Родина поет.

2. Планирование деятельности.

— Ребята, а под какую песню вы входили в класс?

(«Песня о Донецке» в исполнении Ольги Мальтулиной.)

— Как вы думаете, акая тема нашего урока?

— На основе темы урока, давайте поставим перед собой цели

дальнейшей работы на уроке.

— Будем говорить о музыке… (Которая воспевает наш город Донецк.)

— Учиться исполнять… (Гимн ДНР.)

— Познакомлюсь с песней… (С чего начинается Родина?)

3. Работа над материалом урока.

— Есть на свете слова вечные, те слова, которые веками повторяют люди с

благоговением и нежностью, первые слова, которые произносит ребенок.

— Как вы думаете, какие это слова?

— Как вы понимаете смысл слова «Родина»?

(Место, где родился, где ты живешь.)

— В какой республике вы родились и живете? (Донецкая Народная Республика.)

-Назовите символы республики.

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

— Назовите столицу респу блики. (Донецк.)

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

— Послушайте, как воспевают наш Донецкий край в стихах донецкие поэты Сергей Аякс и Владимир Зайцев.

(Дети рассказывают стихи.)

Донецк – любимый город мой родной. Донецк – ты край цветов с большой душой. Донецк – ты в сердце будешь жить всегда. Донецк – моя любовь к тебе сильна. Донецк – столица ты степных краев. Донецк – гремит вокруг заводов рев. Донецк – на черном золоте стоит. Донецк – лишь за тебя душа болит.

2. Работа над гимном ДНР.

группы авторов ДНР.

(Прослушивание гимна ДНР.)

— Ребята, ответьте на вопрос: «А что для вас означает гимн республики».

б) Повторение слов гимна.

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

в) Исполнение гимна ДНР учащимися.

— Для того, чтобы правильно исполнить гимн республики, давайте вспомним

— Пой спокойно, не кричи.

— Слушайте друг друга.

— Внимательно слушай музыку.

— Начинай и заканчивай песню по знаку учителя.

— Дыши через нос, выдыхай медленно.

1. Прослушивание песни «С чего начинается Родина?» Музыка В. Баспера,

слова М. Матусовского в исполнении Марка Бернеса.

— Среди множества вопросов о Родине, есть еще один, который непременно, с

самой ранней поры жизни входит в круг мыслей человека. Как вы думаете

-С чего начинается Родина?

— Можете ли вы дать однозначный ответ на него?

— Этот вопрос нашел свое выражение в песне, широко распространившейся

на рубеже 70 годов прошлого века. Сейчас прослушайте песню «С чего

начинается Родина?», музыка В. Баспера, слова М. Матусовского в

исполнении Марка Бернеса и просмотреть презентацию.

Я предлагаю высказать свое мнение.

— Слушая песню, какие ассоциации у вас возникли при слове Родина?

— Какую картину рисует песня?

— Что представили вы, слушая песню?

— Созвучна ли эта песня с презентацией, которую вы просмотрели?

— Родной дом, семья, самый близкий и человек на земле –мама; родная школа,

одноклассники, друзья; родной край, маленький уголок, где мы родились –

все это наша маленькая родина. А из множества таких маленьких родных

уголков и состоит наша общая великая Родина – Донецкая Народная

Республика. С ее прекрасной столицей – город Донецк.

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

3. Работа в группах.

а) Работа над пословицами о Родине.

— К сегодняшнему уроку первая группа учащихся подготовила пословицы о

Родине. Давайте соберем пословицы и обсудим их смысл.

Своя земля край сладок.

С родной земли сильнее смерти.

Всякому мила дороже золота.

Любовь к Родине умри, не сходи.

Родина краше солнца своя сторона.

Каждому свой в горсти мила

б) Разгадывание кроссворда.

— Вторая группа учащихся класса составила и нарисовала кроссворд о композиторах и знаменитых людях Донецка.

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

1). Автор слов песни: «В чистом небе Донецком…

Догоняет степной ветерок…» (Лядов.)

2). Советский и Российский эстрадный певец, легенда Донбасса. (Кобзон.)

3). Исполнитель песни «Прости»:

«Прости меня, что не уберег,

Что не закрыл от головы до ног

Крылом своим не защитил от пуль…» (А. Смирнов «Батальон Ангел»)

4). Псевдоним, ставший потом фамилией, автора знаменитых строк:

никто не ставил на колени и никому поставить не дано». (Беспощадный.)

5). Название песни Ю. Чичериной о Донбассе.

«И опять все готово для того чтобы рвать.

И легко наполняются яростью наши сердца.

И плевать, что никто не хотел умирать

А тем более слов и свинца…» (Рвать.)

6). Кого иностранцы назвали «Шахтерским герцогом»? Его именем назван

Донецкий академический театр оперы и балета. (Соловьяненко.)

7). Донецкий поэт – лауреат Донецкой областной литературной премииимени

Виктора Шутова. (2008 год.), хирург – онколог высшей категории, автор книг

«На изломе души», «Пульс», «Не отрекаясь». (В.А.Сутченко.)

— Посмотрите на поставленные цели перед уроком. Все ли мы успели сделать

— Что самое главное необходимо запомнить с урока? (Ответы детей.)

— Как вы оцениваете свои знания? (Самооценка, взаимооценка.)

— С каким настроением вы уходите с урока музыки?

— И закончим мы наш урок словами: «Для меня Донецк – это…»

Нет края на свете красивее,

Нет Родины в мире светлей.

Что может быть сердцу милей.

Нарисовать рисунок на тему: «Мой родной город – Донецк.»

Источник

Первый урок «С чего начинается Родина?»

Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия № 107 города Донецка»

М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урокаМ матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

«С чего начинается Родина?» М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Смотреть картинку М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Картинка про М матусовский с чего начинается родина конспект урока. Фото М матусовский с чего начинается родина конспект урока

Олейник Ирина Валентиновна,

МОУ «Гимназия №107 г. Донецка»

Сценарий проведения первого урока

«С чего начинается Родина? »

Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.

Привлечь их внимание к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.

Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Расширять кругозор, изучая исторический материал о Донецке и Донбассе.

Развивать умения анализировать и принимать решение.

Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города, Республики.

Воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, достоинства, уважение к культуре и традициям Донбасса

Способствовать формированию гражданской позиции, чувства принадлежности к своему краю.

Воспитывать уважение к истории народов Донбасса, бережное отношение культурным памятникам, любовь к родному городу.

Воспитывать уважение к истории народов Донбасса, бережное отношение культурным памятникам, любовь к родному городу.

Оборуование : мультимедийный проектор, презентация мероприятия.

Сценарий Первого урока

(1 слайд) Учитель : Добрый день дорогие ребята! На пороге осени встречаем мы особенный праздник – ДЕНЬ ЗНАНИЙ! И по традиции первый урок нового учебного года посвящен актуальной проблеме или особенному событию нашего города, Республики. А вот в этом году с огласно Указа Главы Донецкой Народной Республики 2018-й год провозглашен Годом истории Донбасса и поэтому тема нашего первого урока сегодня звучит так « С чего начинается Родина?».

Звучит песня в исполнении Марка Бернеса “С чего начинается Родина?”. (слайд 2 автоматический режим)

(слайд 3 ) Как трогательно, точно, объемно Михаил Матусовский рассказал нам, о том, что в его понимании значит Родина. Михаил Львович Матусовский — советский поэт-песенник. Лауреат Государственной премии СССР, автор легендарных стихов песни

(слайд 4) Интересно, что в пушкинские времена слово «родина» употреблялось лишь в контексте места рождения. Наибольший приоритет и значимость отдавались понятию «отчизна». Лишь во времена Второй мировой войны слово «Родина» укоренилось в языке и сформировалось в умах сограждан как страна, представленная художниками в виде зовущей на борьбу женщины-матери.

(слайд 6 ) Игра «Аукцион». Напишите слова, имеющие корень «род». На выполнение задания дается три минуты. Определяется ученик, который будет зачитывать слова, а дети вычеркивают имеющиеся слова. Победит тот, кто последним назовет слово с корнем «род».

(слайд 8-10 ) Ученики читают стихи

Ученик 1 Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомниться

Свой родной донецкий двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Ученик 2 Что значит: Родина моя?

Сначала тропочкой земля

Бежит тебе навстречу,

Потом тебя поманит сад

Душистой веткой каждой,

Потом увидишь стройный ряд

Потом пшеничные поля

Все это Родина твоя,

Чем старше станешь и сильней,

Тем больше пред тобою

Она заманчивых путей

Ученик 3 Родина слово большое, большое!

Пусть не бывает на свете чудес,

Если сказать это слово с душою,

Глубже морей оно, выше небес!

В нем умещается ровно полмира:

Мама и папа, соседи, друзья.

Город родимый, родная квартира,

Бабушка, школа, котенок … и я.

Ученик 4 Что Родиной моей зовется?

Себе я задаю вопрос.

Река, что за домами вьется,

Иль куст кудрявых красных роз?

Вон та осенняя березка? Или весенняя капель?

А может радуги полоска?

Или морозный зимний день?

Все то, что с детства рядом было?

Но это станет все пустяк

Без маминой заботы милой,

И без друзей мне все не так.

Так вот что Родиной зовется!

Чтоб были рядышком всегда

Все, кто поддержит, улыбнется, Кому нужна и я сама!

(слайд 11) Сколько эмоций, чувств, воспоминаний навеяли эти стихотворения, но вся мудрость народа, конечно же, собрана в пословицах.

А знаете ли вы пословицы о Родине, это мы узнаем по итогам конкурса «Собери пословицу». За отведенное на конкурс время, вам необходимо восстановить из отдельных слов как можно больше пословиц. Победит та команда, которая правильно сложит известные пословицы о Родине

За Родину, за честь – хоть голову снесть.

Не тот человек, кто для себя живет, а кто за Родину в бой идет.

Предать Родину – опозорить мать и отца.

Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

Родину, как и родителей, на чужбине не найдёшь.

Только тому почет будет, кто Родину не на словах, а делом любит.

Родная землица и во сне снится.

Родина начинается с семьи.

Нет в мире краше Родины нашей.

Не ищи обетованные края – они там, где Родина твоя.

(слайд 12) А теперь я предлагаю вам творческое задание : расшифруйте каждую букву слова РОДИНА. Поясните свой выбор.

(слайд 13) Для многих из нас Донбасс – это малая Родина, которой мы гордимся и беззаветно любим.

Запели над Донбассом соловьи,
Дохнули ветры запахом полынным.
Как объясненье вечное в любви
К степям твоим, просторным и былинным.

Донбасс – моё Отечество, Донбасс!
Тебя века на крепость испытали!
Ты мощь свою показывал не раз
Теплом угля, упругим блеском стали!

В краях других немало есть красот,
Но этот край из всех для нас дороже!
Мы из Донбасса, мы такой народ,
Который всё осилит и всё сможет!

Донбасс! Моё Отечество – Донбасс!
Могучий край родной моей державы!
В веках не оскудеет этот пласт
Рабочей Чести, Мужества и Славы!

В настоящее время мы с вами живем в Донецкой Народной республике, которая до мая 2014 года называлась Донецкой областью. Донецкая область была образована 17 июля 1932 года (до 1961 – Сталинская область).
Сейчас столица республики – наш любимый город Донецк.

(слайд 19) Правила игры

Игра проводится с тремя командами. Каждая команда получает таблицу для подсчета очков (баллов)

Вопрос команды выбирают по очереди

В основном туре игры команда набирает столько очков, сколько даст правильных ответов.

В финальном туре каждая команда объявляет свою ставку, но не выше набранных очков.

Если ответ на вопрос будет правильным, то команда зарабатывает столько очков, какова была ставка. Если же ответ окажется неправильным, то команда теряет столько очков, какова была ставка.

Подводятся итоги игры, объявляется победитель.

Вопросы и комментарии учителя к рубрикам.

Из истории Донбасса

100 баллов : Кому принадлежат слова « «Сей минерал, если не нам, то потомкам нашим зело полезен будет»

Ответ: Евграф Петрович Ковалевский

Евгра́ф Петро́вич Ковале́вский родился в селе Ярошевка Харьковского уезда. Русский государственный деятель; горный инженер, директор Горного корпуса, затем с 1830 по 1836 Томский губернатор и главный начальник Колыванских и Алтайских заводов, сенатор; с 1856 — попечитель Московского учебного округа. С 1858 по 1861 — министр народного просвещения. посвятил значительную часть своей жизни геологии.

Началась же его карьера в Донбассе, куда он был направлен на один из лучших в то время заводов — Луганский.

Продолжая обобщать данные прежних и новых исследований, используя новейшие открытия о строении земной коры, он составляет первую карту геологического строения Донбасса. В 1827 году «Горный журнал» публикует его статью «Опыт геогностических исследований в Донецком горном кряже». Этот труд поставил Евграфа Ковалевского в первый ряд исследователей края. В работе были обозначены границы кряжа (который именно он назвал «Донецким») и дана характеристика его внутреннего строения.

300 баллов: Наиболее древний народ, живший на территории нашего края

Степное раздолье, проточная вода, свежие травы для выпаса скота манили племена в Приазовье. Первыми в эти степи пришли киммерийцы. Они пришли сюда в Х в. до н. э. из-за Дона, кочевали вблизи Кальмиуса и Северского Донца.. История этого народа продолжалась до второй половины VII века до нашей эры, когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Материальная культура киммерийцев аналогична племенам скифской общности, которая вытеснила киммерийцев с Донецких степей в VII в. до н. э..

400 баллов: Назовите шахту, расположенную на глубине 288 метров, в которой есть концертный зал, футбольное поле, санаторий.

Ответ: соляная шахта Соледара

В 1880 г. на Донбассе близ деревни Брянцевка было открыто крупное подземное месторождение соли. Уже в следующем году была введена в эксплуатацию первая шахта и началась промышленная добыча каменной соли.
Соляные шахты Соледара расположены на глубине 288 метров. Но они знамениты не только обширными залежами «белого золота». Под толщей соли не только играли в футбол, но и проводили симфонические концерты. В одной из отработанных выработок размещается подземное отделение спелеосанатория «Соляная симфония», в котором проводится лечение заболеваний органов дыхания, бронхолегочной системы и щитовидной железы.

500 баллов: Святогорская Успенская лавра, основанная в 17 веке, известна…

уникальной канатной дорогой и …..

Чудо на донецких горах предстает перед теми, кто приблизится к меловым скалам, заросшим живописным лесом. Возникает ощущение, будто мы перенеслись в Кавказские или Крымские горы с их прославленными древними обителями. Но это не Кавказ и не Крым — это берег Северского Донца. Уже которое столетие кряду его украшает монастырский ансамбль, с 2004 года удостоенный статуса Лавры. Белые горы изрыты пещерами отшельников, монахи еще в 15-16 веках выкопали церкви и кельи в меловой скале.

100 баллов: Назовите в хронологической последовательности все названия

Ответ: Юзовка, Сталино, Донецк

Город Донецк, до 1924 г. носил название Юзовка и Юзово, после этого до 1961 г. именовался Сталин и Сталино, а с 1961 года носит название Донецк

200 баллов: Назовите символ мастерства и трудовой доблести дончан

Ответ: Пальма Мерцалова

300 баллов: Что стало визитной карточкой города Донецка?

Ответ: Памятник «Слава шахтерскому труду»

«Визитной карточкой» города является памятник «Слава Шахтёрскому труду». Памятник представляет собой скульптуру шахтёра в полный рост, который в правой вытянутой руке держит кусок каменного угля. Скульптура изготовлена из чугуна. Вес скульптуры 22 тонны. Кусок угля, который шахтёр держит в вытянутой руке выполнен из алюминия, его вес 90 килограммов.

400 баллов: У какой шахты Донецка самый высокий террикон?

Ответ: шахта имени Челюскинцев

500 баллов: Какую дату принято считать датой возникновения Донецка?

100 баллов: В 2008-м году этот донецкий парк был назван уникальным в Европе

Ответ: парк кованых фигур

200 баллов: Назовите единственный в Украине музей, который был открыт в Донецке в 2008году.

Ответ: музей фотожурналистики и фототехники

Музей фотожурналистики и фототехники в Донецке известен всей стране, так как является уникальным местом, где журналисты, профессиональные фотографы и просто любители фотографии могут увидеть единственную во всей стране экспозицию, посвященную этой тематике. На сравнительно небольшой площади собрано около 500 раритетных экспонатов, поражающих своей масштабностью. Здесь можно увидеть и модели разных марок фотоаппаратов, известных всему миру «Смена», «Зенит», «Практика» и другие, и личные вещи известных донецких фотохудожников, и различные аксессуары к фототехнике. Совсем недавно музей был реконструирован, и там появилась действующая фотолаборатория.

300 баллов: 18 мая 2012 года Донецк помог Европе установить рекорд Гиннеса. Под музыку Иоганна Штрауса молодежь Донетчины на площади перед зданием Донецкого областного совета ……. (закончите предложение)

18 мая 2012 года Донецк помог Европе установить рекорд Гиннеса. Под музыку Иоганна Штрауса молодежь Донетчины на площади перед зданием Донецкого областного совета танцевала кадриль вместе с танцорами, собравшимися в это же время на других площадях Европы. В мероприятии участвовали более 30 тыс. танцоров, которые вышли на площади и улицы 50 городов семи стран мира. Подобное танцевальное шоу происходит ежегодно в третью пятницу мая, и в 2012 году Украина в лице Донетчины присоединилась к нему впервые. В Донецке танцевать кадриль собрались 1 тыс. 292 человека.

400 баллов: На стелах «Донецк» появился новый статус. Какой?

Указом главы Донецкой народной республики Александра Захарченко за мужество, стойкость и массовый героизм городу Донецку присвоено звание «город-герой»,

500 баллов: Великоанадольский лес уникален тем, что…

175 лет назад Виктором Егоровичем фон Граффом, российским лесоводом, полковником Корпуса лесничих, основоположником степного лесоразведения, создано первое степное образцовое лесничество – Великоанадольская образцовая плантация (теперь Великоанадольский лес) со школой сельских лесников

Так в 1843-1845 годах был заложен Великоанадольский лес. А заодно и образцовое и учебное лесничество. Вначале был создан питомник. Затем саженцы ясеня, кленов остролистого, татарского и полевого, вяза, береста, липы, яблони высаживали по сплошь обработанной почве в ямы. Поначалу верными учениками и исправными помощниками были для В. Граффа одиннадцать крестьянских детишек. Пока не переселились в землянки, ходили пешком каждый день за десяток верст. Они боронили, сеяли желуди, семена деревьев, высаживали саженцы. Летом зной и саранча, зимой морозы и заботы по защите посаженного от вредителей. Непрерывный каждодневный тяжкий труд. Из воспоминай В.Граффа: «Без малого 12 лет мы кочевали, как цыгане. Не раз приходилось нам с семейством оставаться без чаю и сахару, без свечей, порядочного хлеба, без сапог и башмаков. Все бедствия часто усиливались безденежьем. «.

100 баллов: Кому воздвигнут этот памятник?

Ответ: Джону Джеймсу Юзу

200 баллов: Назовите копию средневекового артиллерийского орудия, памятник русской артиллерии и русского литейного искусства

Ответ: Монумент «Царь-пушка»

Монумент «Царь-пушка» в городе Донецке является копией средневекового артиллерийского орудия (бомбарды), памятником русской артиллерии и русского литейного искусства. Название царь-пушки скорее всего произошло от значительных размеров этого орудия.

300 баллов: Какой памятник посвящен героям Петровского района?

Ответ: Памятник воинам-интернационалистам

Памятник воинам-интернационалистам посвящён жителям Петровского района Донецка, которые не вернулись с войны в Афганистане, до конца выполнив свой воинский долг и присягу. Автором памятника является скульптор член Национального союза художников Украины Пискун Виктор Федорович.

400 баллов: Назовите современных олимпийских чемпионов Донбасса

Ответ: Сергей Бубка, Лилия Подкопаева

Сергей Назарович Бубка (родился в 1963 году в Луганске) — советский и украинский спортсмен-легкоатлет по прыжкам с шестом. Первый в мире человек, прыгнувший выше 6 метров. Заслуженный мастер спорта СССР, чемпион Олимпийских игр, 6-кратный чемпион мира, чемпион Европы и СССР. В возрасте 37 лет Бубка принял участие в Олимпийских играх в Сиднее (2000).

Лилия Подкопаева является обладательницей Кубка Европы 1995г., 45 золотых, 21 серебряной и 14 бронзовых медалей, Чемпионкой мира по спортивной гимнастике 1995, чемпионкой Европы 1996. 1996 году на ХXVI Олимпийских играх в Атланте завоевала две золотые медали в абсолютном первенстве и вольных упражнениях. Один из её элементов — двойное сальто вперёд с поворотом на 180° — до сих пор никто из спортсменов не может повторить, даже мужчины.

500 баллов: В каком городе нашей Республики находятся эти достопримечательности?

История зоопарка началась в 2001 году с решения руководства Докучаевского флюсо-доломитного комбината об организации на территории разрушенного пионерского лагеря зоны отдыха с музеем под открытым небом и зооуголком.

На расчищенной зеленой зоне в 8 га появился прекрасный уголок для отдыха на котором возобновила свою деятельность “Оранжерея”, из руин детского бассейна появилось “Лебединое озеро”, на месте фонтана возник “Орлятник”, а бывшая столовая превратилась в “Террариум”.

Назовите одну из самых высоких точек Донецкого кряжа. С ее вершины можно осмотреть терриконы шахт, бескрайнюю степь, Амвросиевский цементный завод. В солнечную погоду с кургана можно рассмотреть Азовское море, хотя оно находится за 90 км

В 1943-м в жесточайших боях за прорыв немецкого Миус-фронта под ней полегли десятки тысяч бойцов, и её взятие стало символом освобождения Донбасса, годовщины которого праздновались позже на ней. Жестокие бои за Саур-Могилу развернулись и в 2014-м, став переломом в Донбасской войне, когда наступавшая украинская армия угодила в Южный котёл. В честь прошлой войны на Саур-Могиле построили мемориал, а нынешней войной он был разрушен, став грандиозным памятникам обеим войнам, едва ли не единственной официальной достопримечательностью ДНР

Учитель: Победителем игры стала команда ……,

(слайд 46) Учитель: “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему”.

Так говорил Дмитрий Сергеевич Лихачев.

(слайд 47) Наш сегодняшний урок подошел к концу. И я верю, что вы будете достойными гражданами своей страны. И совершите много добрых и полезных дел, а, может быть, кто-то из вас станет известным человеком или совершит подвиг. Мне бы хотелось, чтобы в вашем сердце жила любовь к своей семье, своей стране, своей Родине.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *