М о микешин что сделал
Великий скульптор–белорус, восславивший державную Россию
Многие славные имена, неудобные для идеологических конструкций правящих режимов, скрывало под саваном времени двадцатое столетие. Порой даже самые выдающиеся заслуги в области искусства не давали художникам права на заслуженное место в национальном пантеоне. К таковым, безусловно, относится и наш соотечественник, один из лучших скульпторов Российской империи Михаил Осипович Микешин (1835–1896).
Михаил Осипович Микешин (1835–1896)
Родился будущий скульптор в деревне Максимково (ныне — в Рославльском районе Смоленской области) 21 февраля 1835 года в семье мелкого помещика, партизана Отечественной войны 1812 года, и детство своё провёл на Смоленской земле. Максимково расположено в 30 километрах от нынешней белорусско–российской границы. В те времена белорусы и великороссы рассматривались как две ветви одного русского народа. Соответственно, и этнографическая граница между ними была довольно размытой. Многие уроженцы Смоленщины имели двойственную идентичность — считали себя русскими и белорусами одновременно (как, скажем, баварцы считают себя и немцами, и баварцами, а силезцы — и поляками, и силезцами). Именно такой идентичностью обладал Михаил Микешин, никогда не забывавший о том, что он белорус.
Осип Егорович Микешин, отец скульптора
Говорит Заведующий отделом редких книг Российской национальной библиотеки Николай Николае: «Показателен пример Михаила Микешина. Он учился в Академии искусств, где дружил с Тарасом Шевченко, и под влиянием украинского друга начал осознавать себя белорусом, о чем не раз вспоминал и даже зафиксировал образ белоруса в проекте (нереализованном) памятника своему земляку, также смоленскому белорусу композитору Михаилу Глинке. При этом Микешин оставался убежденным монархистом».
В своих воспоминаниях Микешин писал о Беларуси как о своей земле, употреблял выражения вроде «у нас в Белоруссии». Про Климовичи (сейчас это город в Могилёвской области) Микешин писал следующее: «Около 15 лет назад мне случилось быть на родине, в Белоруссии, и попасть в такой захолустный городок, равного которому по бедности, тоскливости, грязи едва ли отыщешь во всей нашей матушке России». Михаил Осипович, несмотря на социально–экономическую отсталость белорусских губерний в сравнении с Малороссией или Великороссией, очень любил нашу землю, писал в письме, что всегда имеет под рукой карандаш для того, чтобы «славить свою «Эльвиру», свою убогую родину – Белоруссию» (Цит по: Савинов А. Микешин М. // Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников 2-й половины ХIХ в. М., 1971. Т. 2. С. 512).
Рославль в конце XIX века
В 1858 году Михаил Осипович с отличием окончил Императорскую Академию художеств, замечен царским двором и даже приглашен обучать живописи великих княжон. После окончания Академии Микешин решает попробовать себя в качестве скульптора и отправляет свой проект на конкурс: в 1862 году всё русское общество готовилось отпраздновать Тысячелетие России (в честь юбилея призвания Рюрика в 862 году), и по такому случаю было решено поставить в Новгороде памятник. Проект молодого скульптора победил. Первый же монумент стал шедевром. До сих пор с именем Микешина ассоциируется, прежде всего, именно этот памятник.
Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде, 1862 год
На памятнике, открытие которого посетил сам император, скульптор изобразил важнейшие сцены русской истории (призвание варягов, крещение Руси, Куликовскую битву, воцарение Романовых, провозглашение России империей), а также выдающихся государственных и церковных деятелей государства Российского, писателей и поэтов, художников и учёных. Что интересно: среди них мы встречаем великих князей литовских Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Витовта, защитника православной веры Константина Острожского, архиепископа Могилёвского, Оршанского и Мстиславского Георгия (Конисского). Для Микешина, как и для всех образованных людей того времени, неразрывность белорусской истории с общерусской была очевидна.
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде сегодня
В годы Великой Отечественной войны скульптура серьезно пострадала, но была достаточно быстро отреставрирована советскими специалистами и вновь заняла своё почётное место в Новгородском детинце.
Кукрыниксы, «Бегство фашистов из Новгорода».
На снегу лежат фрагменты разбитой скульптуры
После этого Михаил Осипович стал получать регулярные заказы. Помимо новгородского шедевра, двумя главными работами Микешина стали памятник Екатерине II и её «орлам» в Санкт-Петербурге (возле Александринского театра на площади Островского) и Богдану Хмельницкому на Софийской площади в Киеве.
Памятник Екатерине II в Санкт-Петербурге
И если петербургский монумент дошел до нас в первозданном виде, то киевский не избежал «коррекции» со стороны политических вандалов…
С самого начала скульптура задумывалась как символ триумфа русского духа над врагами России и православия. Первоначальный вариант, предложенный Микешиным, изображал славного гетмана, сбрасывающего со скалы польского шляхтича, еврея-арендатора и иезуита. Перед скалой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Барельефы пьедестала изображали битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким.
Первоначальный вариант скульптуры
Однако этот проект отвергли и памятник был создан в его нынешнем виде (консультантом Микешина был известный малороссийский историк, один из основателей украинской историографии Владимир Антонович). На постаменте было начертано: «Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия», на другой стороне надпись гласила: «Волим под царя восточного, православного». После революции эти надписи стёрли…
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве, дореволюционный снимок. Надпись на постаменте: «Богдану Хмельницкому единая, неделимая Россия»
Памятник Богдану Хмельницкому в Киеве сегодня
Кроме этих трёх работ, Михаил Осипович Микешин создал ещё целый ряд замечательных скульптур. Среди них:
Памятник покорителю Сибири Ермаку в Новочеркасске
Памятник адмиралу Грейгу в Николаеве (снесён большевиками в 1922 году)
Памятник Александру II в Ростове-на-Дону (снесён большевиками в 1924 году)
Памятник Екатерине II в Краснодаре (снесён большевиками в 1920 году, восстановлен в 2006 году)
Прославился Микешин и как художник (его картина «Лейб-гусары у водопоя» висит в Третьяковской галерее, там же висит портрет Микешина работы Ильи Репина), и как иллюстратор произведений Н.В. Гоголя и Т.Г. Шевченко.
М.О. Микешин, «Лейб-гусары у водопоя» (1853 г., Третьяковская галерея)
Портрет М.О. Микешина (работа Ильи Репина, 1888 год)
Скончался наш великий соотечественник 31 января 1896 года. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге.
Долгое время единственной памятью о нём служило надгробье в Лавре. Но в 1985 году решением смоленских властей в честь великого скульптора был сооружен памятник около здания Художественной галереи.
Памятник скульптору Микешину в Смоленске
Очень хотелось бы, чтобы и в нашей стране хранили память о белорусе, чей талант создал прекрасные монументы-символы имперской эпохи…
Шедевры Михаила Микешина
Репин И.Е. Портрет художника и скульптора М.О. Микешина. 1888 г. 22 февраля (по н.ст.) 1835 года в смоленской деревушке близ Рославля родился мальчик, который станет знаменитым скульптором, чьи блистательные работы украсят площади русских столиц, – Михаил Осипович Микешин.
Самой знаменитой его работой стал грандиозный памятник «Тысячелетие России», который был открыт 8/20 сентября 1862 года в Великом Новгороде, в кремле, напротив Софийского собора и бывшего здания присутственных мест. Микешин создал свой шедевр вместе со скульптором Иваном Шредером и архитектором Виктором Гартманом. Кому-то монумент по форме напоминает знаменитую шапку киевского князя Владимира Мономаха, а некоторые исследователи в гигантском шаре-державе на колоколообразном постаменте видят колокол, который, вроде бы по замыслу автора, был призван «благовестить потомкам о героическом прошлом России».
Остановимся хоть ненадолго у этого шедевра Михаила Осиповича Микешина, известного также знаменитыми монументами императрице Екатерине II (1873) в Санкт-Петербурге и гетману Богдану Зиновию Хмельницкому, установленным в самом сердце старого Киева – на площади перед колокольней Софийского собора, в год 900-летия Крещения Руси (1888).
Виллевальде Б.П. Открытие памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде в 1862 году. 1864 г.
Памятник «Тысячелетие России» был поставлен при Государе Александре II Александровиче. Произошло это на следующий год после отмены крепостного права, спустя пять лет после окончания известной Крымской кампании, то есть в эпохальное переломное время.
Памятник «Тысячелетие России». Фото 1883 г.
Согласно записанной в летописи легенде, Рюрик, вождь варяжских дружин, был приглашен в Новгород в 862 г. Эту дату и принято считать годом рождения России.
Великий Новгород. Памятник «Тысячелетие России» сегодня
Вокруг «державы» установлены шесть скульптурных групп. Общая высота памятника 15,7 м (высота пьедестала – 6 м; высота фигур – 3,3 м; крест на державе – 3 м). Диаметр гранитного постамента – 9 м; шара-державы – 4 м; окружность горельефа – 26,5 м. Вес металла памятника – 100 тонн, вес всего памятника – 10 тыс. тонн, вес бронзового литья – 65,5 тонны (шар-держава – 400 пудов; колоссальные фигуры – 150 пудов; крест на шаре – 28 пудов). Бронзовые части памятника отлиты в Петербурге на фабрике Плинке и Никольса. Гранит для основания привезен с Сердобольских каменоломен на Ладоге.
Ангел, благословляющий Россию. Навершие памятника «Тысячелетие России» Всего памятник содержит 129 человеческих фигур. Микешин, находясь в критичных по времени обстоятельствах, предложил императору «представить на барельефе всех достойных людей, которые по разным отраслям знания, ума и науки способствовали возвеличению России».
Скульптурные изображения делятся на три уровня. Самая верхняя группа, на державе (символ царской власти), – из двух фигур: ангела с крестом в руке (олицетворение Русской Православной Церкви) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России). «Держава» украшена рельефным орнаментом из крестов (символ единения Церкви и самодержавия) и опоясана надписью, выполненной славянской вязью: «Свершившемуся тысячелетию Российского государства в… лета 1862».
Подробное описание содержания скульптурных композиций этого монумента можно найти в Википедии и в интересной публикации журнала «Фома».
Лермонтов, Пушкин и Гоголь. Фрагмент горельефа на памятнике «Тысячелетие России» Мы лишь отметим, что собирание имен для создателей памятника было, на наш взгляд, непростой задачей, в виду их обилия в русской истории. Тем не менее Микешин сотоварищи соединили скульптурные портреты значительнейших персон России всех времен: князей (от Рюрика), царей (династии Романовых), воинов и героев, святых, подвижников, государственных людей, простолюдинов (как, например, Иван Сусанин и сибиряк), а также литераторов, композиторов, ученых.
Чудесно названы эти группы. Например, «Просветители» – от Владимира Крестителя, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги, Нестора Летописца, Антония и Феодосия Печерских, Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Зосимы и Савватия Соловецких, Максима Грека до Димитрия Ростовского, Митрофана Воронежского и Тихона Задонского. В этом ряду мы по понятным причинам не найдем, скажем, чудотворца Серафима Саровского и святителя Иоасафа Белгородского, которые были прославлены позднее, в начале ХХ века, при участии Государя Николая II Александровича. Но поражают как смелость, так и прозорливость, с которыми автор в пантеон великих святых подвижников включил своего современника архиепископа Херсонского Иннокентия, почившего в 1857 году, всенародного любимца, сыгравшего огромную духовную роль в Крымской войне 1853–1856 годов.
То же можно сказать и о других героях-современниках, включенных на памятнике в великий ряд России – адмиралах Лазареве, Корнилове, Нахимове, генералах Дибиче-Забалканском, Паскевиче.
Памятники, как храмы и как люди, порой переживают непростую судьбу. Следует помнить, что среди грабительски-вандальных деяний немецко-фашистских захватчиков был и демонтаж памятника «Тысячелетие России». Генерал фон Герцог, служивший в штабе немецкой армии, осаждавшей Ленинград, приказал разобрать памятник и вывезти в Германию, решив сделать подарок своему другу. Зимой 1943–1944 годов оккупанты начали работы по разборке памятника и прокладывали специальную узкоколейную дорогу от Новгородского кремля до вокзала. Железной дорогой грабители успели увезти бронзовую решетку работы профессора Боссе и бронзовые художественные фонари, окружавшие памятник. Но 20 января 1944 года город был освобожден советскими войсками.
Разобранный и подготовленный к вывозу в Германию памятник «Тысячелетие России». Новгород, январь 1944 г.
Вместо памятника оставался обобранный пьедестал, на котором сохранялась лишь нижняя половина шара-державы.
Трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу
Верхняя его часть была полуразрушена и исковеркана. Колоссальных фигур на пьедестале не было. Они, как и другие скульптурные изображения, были разбросаны по заснеженной кремлевской площади. При этом многие фигуры оказались попорченными: трехметровый крест, стоявший на шаре-державе, был срублен у основания и согнут в дугу; бронзовое крепление всюду было перерублено или вырвано из своих мест. Такие небольшие детали, как шпаги, мечи, посохи, щиты и т.п., исчезли.
Ленинградский областной отдел архитектуры сообщал:
«Для передвижения и подъема фигур был построен узкоколейный путь, а для установки фигур на свои места вокруг памятника устроены леса и изготовлены необходимые приспособления. Потребовалось изготовить более 1500 недостающих деталей».
Памятник «Тысячелетие России» Поэт-фронтовик Павел Шубин, автор текста знаменитой «Волховской застольной» («Редко, друзья, нам встречаться приходится…»), так написал о своих новгородских впечатлениях:
Мимо белокаменной Софии,
Волховские кинув берега,
Я и сам прошел тогда впервые
Городом, отбитым у врага.
Но жива, жива литая бронза.
Хмуро смотрит Петр за горизонт,
Будто видит накрененный косо
К Гангуту идущий галиот…
Восемь реставраторов, превышая меру своих сил, постарались восстановить памятник – еще до окончания войны, 2 ноября 1944 года. Однако первозданный вид памятнику был возвращен лишь к 1995 году.
Воистину жива, жива литая бронза! Значит, было что защищать и что восстанавливать после освобождения нашей земли от захватчиков.
В сущности, Микешин создал симфонию или, если угодно, своего рода эпическую оду, в общих резких чертах рассказав миру о том, что именно произошло за тысячу лет на этой территории. Во имя чего эти достойнейшие мужи и жены, на фигуры которых опирается православный крест, жили на Русской земле, совершая в разные эпохи единое, целокупное, соборное русское восхождение с русским крестом – трагическое, но и высокое.
Памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге. 1873 г. Цветная литография 1890–1905 гг. Столь же величественно и стилистически подобно выполнен памятник Императрице Екатерине II в Санкт-Петербурге, созданный Микешиным с целой плеядой скульпторов, отвечавших за отдельные элементы композиции. Величественную женскую фигуру внизу окружают девять фигур выдающихся современников Государыни; справочники сообщают, что это фельдмаршал П. Румянцев-Задунайский, государственный деятель Г. Потемкин и полководец А. Суворов, обращенные к Невскому проспекту, поэт Г. Державин и президент Российской академии Е. Дашкова – к Аничкову дворцу, князь А. Безбородко и президент Российской Академии художеств И. Бецкой – к Публичной библиотеке, полярный исследователь и флотоводец В. Чичагов и государственный деятель А. Орлов-Чесменский – к фасаду Александринского театра. На переднем фасаде памятника помещена бронзовая доска, украшенная атрибутами наук, художеств, земледелия и военного дела. На книге, стоящей среди этих атрибутов, написано слово «закон» и сделана надпись: «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го. 1873 год».
Говоря о Микешине, нам никак нельзя не вспомнить о Малороссии. Украина долгое время была благодарна выдающемуся скульптору за высокий творческий дар, обращенный и на ее службу. Таким же служением памятны и выдающиеся мастера, благоукрасившие знаменитый Владимирский собор в Киеве, строившийся все к тому же 1888 году – году 900-летия Крещения Руси. Это были В. Васнецов, М. Нестеров, М. Врубель и иные первоклассные русские художники, осуществившие росписи Владимирского собора, которые радуют по сей день. Храм, к сожалению, был в начале 1990-х захвачен раскольниками и стал кафедральным у т.н. «Киевского патриархата».
Микешин, воплотив образ Б. Хмельницкого, создал подлинный шедевр, ведь с какой политической точки зрения ни погляди на этот памятник (возведенный, кстати, на добровольные пожертвования), он остается прекрасным творением рук человеческих, творческого гения. И с какой точки поверхности ни смотри – со всех сторон увидишь лишь красоту и гармонию.
Неслучайность выбора места установки памятника гетману-объединителю, торжественно открытого 11 июля 1888 года на Софийской площади в Киеве в рамках празднования 900-летия Крещения Руси, очевидна. Именно на этой площади в декабре 1648 года киевляне встречали казацкие полки во главе с Богданом Хмельницким, вступившие в город после победы над польской шляхтой под Пилявцами; именно здесь в январе 1654 года население Киева приветствовало российских послов во главе с боярином Бутурлиным после Переяславской Рады. К слову, и в ноябре 1943 года на площади Богдана Хмельницкого собрались жители освобожденного от немецко-фашистских оккупантов Киева, приветствуя воинов-победителей.
Как правило, Микешин использовал в такого рода эпических монументах один стилистический прием: собирание опорных образов, на которых основывал стояние главного, вершинного. И Киеву поначалу предложил многофигурную композицию.
Если мы посмотрим на вышеупомянутые его шедевры в Питере и Новгороде, то увидим в обоих случаях микешинский «конек» – многофигурность, где главный объект как бы подпирают вспомогательные. В обоих случаях это сделано великолепно, гармонично, интересно, содержательно. Нет никаких сомнений в том, что и первый микешинский проект киевского памятника, будучи воплощенным в жизнь, стал бы в ряд многофигурных шедевров. Другое дело, что многофигурный проект был отвергнут как по экономическим, так и по идеологическим причинам, по соображениям, как сказали бы сейчас, «толерантности».
Многофигурный проект был отвергнут в том числе и по идеологическим причинам – по соображениям «толерантности»
Генерал-губернатор Киева Александр Дондуков-Корсаков отверг изначальную идею скульптора; потому сегодня мы видим гетмана Украины на Софийской площади в одиночестве, без окружающих фигур. Ну посудите сами о точности, исторической адекватности и прозорливости мастера: по его проекту конь Хмельницкого сталкивал шляхтича, арендатора и иезуита со скалы, перед которой малоросс, червоноросс, белорус и великоросс слушали песню слепого кобзаря. Скульптуры пьедестала должны были изображать битву под Збаражем, Переяславскую Раду и сцену въезда казацкого войска во главе с Хмельницким в Киев.
Памятник Б. Хмельницкому в Киеве. Фото автора Киевская байка говорит о том, что богданова булава памятника указывает на Москву (и в этом случае комментарии таковы, что Москва выбрана как политический ориентир), однако некоторые умельцы определять географические направления уверяют, что на Москву бронзовый Богдан-Зиновий не указывал никогда. А о московской ориентации памятника напоминали разве что плиты с надписями на постаменте: «Хотим под царя восточного, православного» и «Богдану Хмельницкому единая неделимая Россия». В 1919 и 1924 годах эти надписи были заменены на «Богдан Хмельницкий. 1888», которая сохранилась и по сей день.
Минин и Пожарский. В центре – Михаил Романов, первый царь в династии. Фрагмент памятника «Тысячелетие России»
Приведем в заключение замечательные слова музыканта А. Шахматова, высказанные на страницах одной из социальных сетей Интернета:
«Ни один народ мира, как наш, русский, за такой период не пережил столько потрясений и не создал неповторимой духовности, культурности и научности, что повлияло на развитие всего человечества. Желаю родному народу воспрянуть духом после духовно-национального спотыкания в XX веке, как в Великом Новгороде, во время основания державы и 400-летней давности, когда великие сыны Святой Руси, гражданин Минин и князь Пожарский, доблестно сплотили народ и дали отпор иностранным захватчикам. Слава Великой России!»