М пляцковский чему учат в школе конспект урока
Литературное чтение. 1 класс
Конспект урока
Литературное чтение, 1 класс
Урок 58. М. Пляцковский «Помощник»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
СИНОНИМЫ — это слова одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют близкое смысловое значение.
ПРИТВОРНО – выдавая за настоящее, обманно, лицемерно, фальшиво.
УПРАВИТЬСЯ – справиться с чем-то.
Юмористическое произведение; характеристика героя, краткий пересказ.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
— познакомиться с произведением М. С. Пляцковского «Помощник».
— развивать умение определять жанр и тему произведения;
— развивать умения анализировать произведение и делить его на части.
На уроке мы познакомимся с произведением М. С. Пляцковского «Помощник»
Научимся делить текст на части.
Сможем дать характеристику героям произведения.
Основное содержание урока
Сегодня мы познакомимся с прекрасным писателем Михаилом Спартаковичем Пляцковским. Он не только писал прозу, но и был поэтом-песенником. Писал тексты песен для детей и взрослых. Самая известная его песня «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка Енот». Много произведений создал Михаил Спартакович для детей. С одним мы сегодня познакомимся.
Откройте учебник Литературное чтение на странице 22. Прочитайте название произведения и имя автора. Михаил Пляцковский «Помощник». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Кто-то кому-то окажет помощь. Посмотрите на иллюстрацию, вы увидите героев произведения. Кто же это? Кролик и ослик. Прочитайте внимательно текст. Подумайте, почему это произведение вошло в раздел «И в шутку и всерьёз».
Посмотрим внимательно на наших героев. Кролик попросил ослика о помощи в постройке дома, но Алфавит отказался. Почему? Ему было просто лень помогать, а признаться в своей лени было стыдно, поэтому ослик притворился, что у него болит голова. А вот покушать вместе Алфавит был не прочь. Ослик был ленивым и обманщиком.
Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи? «Вместе работать и быстрей, и веселей». Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.
Алфавит не помог Кочерыжке, тогда почему же произведение называется «Помощник»? Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе – помощником. Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя, и что настоящий друг тот, кто всегда готов помочь даже в трудном деле. Сказка учит быть трудолюбивым, отзывчивым и честным. Тогда тебе всегда будут рады. Раз сказка смешная и учит нас посмотреть на себя со стороны, значит это юмористическое произведение, и поэтому его включили в раздел «И в шутку и всерьёз».
Разбор типового тренировочного задания
Восстановление последовательности элементов вертикальное;
Составьте краткий пересказ сказки.
1) Ослик отказался, притворившись больным, и сказал, что поможет в другой раз.
2) Кролик строит дом и просит помощи у ослика.
3) Ослик учуял аромат и прибежал помочь кролику съесть обед, но тот не нуждался в такой помощи.
4) Кролик стал работать сам, и крольчиха на обед приготовила ему душистый суп.
1) Кролик строит дом и просит помощи у ослика.
2) Ослик отказался, притворившись больным, сказал, что поможет в другой раз.
3) Кролик стал работать сам, и крольчиха на обед приготовила ему душистый суп.
4) Ослик учуял аромат и прибежал помочь кролику съесть обед, но тот не нуждался в такой помощи.
Технологическая карта урока «М.С. Пляцковский. Помощник» по литературному чтению. 1 класс. УМК «Школа России»
Технологическая карта урока литературного чтения (Школа России)
Учитель Тонких Надежда Владимировна
Предмет: литературное чтение.
Тема: М. Пляцковский «Помощник».
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Цель: обеспечить условия для развития речевых умений, читательской самостоятельности; воспитывать читательский интерес. Познакомить обучающихся с творчеством М. Пляцковского и его произведением «Помощник»
Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.
Развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность., воображение.
Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе.
Воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем
Воспитывать нравственные качества.
Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.
Планируемые результаты образования:
1.1. Сформировать представления об авторе, художественном произведении, персонаже;
1.2. Уметь связывать заглавие произведения с его содержанием;
1.3. Иметь представления об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
1.4. Определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
1.5. В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
1.6. Уметь кратко описать образ персонажа;
1.7. Иметь представления о некоторых особенностях сказки.
2.1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «труд», «дружба»;
2.2. Формировать интерес (мотивацию) к учению; положительное отношение к урокам литературного чтения;
2.3. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев (как хорошие, так и плохие) художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
2.4. Принимать и осваивать социальную роль школьника.
3.1. Формулирование познавательной цели,
3.2. Умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр;
3.3. Умение о риентироваться в учебнике: н аходить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
3.4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
4.1. О пределять и формировать цель деятельности на уроке;
4.2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;
4.3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
4.4. Учиться работать по предложенному учителем плану;
4.5. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки.
5.1. Доносить свою позицию до других;
5.2. Оформлять свои мысли в устной речи;
5.3. Учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
5.4. Уметь слушать и понимать собеседника;
5.5. Учить работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
5.6. Д оговариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
для учителя: средства ИКТ (презентация), портрет писателя, изображения главных героев произведения, карточки с заданиями.
для обучающихся : учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», 1 класс, часть 2.
Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.
Орг. момент. Психологический настрой учащихся.
Формирование учебных мотивов.
Мы в первом классе учимся
И всё у нас получится.
Чтоб урок понравился всем нам,
Напомню правила я вам,
Не просто разговаривать,
А чётко выговаривать,
И правильно, и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Работать вместе, дружно
И ссориться не нужно.
Желают друг другу удачи. Эмоционально настраиваются на урок.
Личностные УУД: развитие положительного отношения к учебному процессу; интереса и стремления хорошо учиться; умение оценивать своё отношение к учёбе.
Принятие и освоение социальной роли школьника
Подготовка к чтению
1. Дыхательная гимнастика.
2. Артикуляционная гимнастика.
3. Речевая разминка СЛАЙД
4. Отработка навыков чтения.
5. Подготовка к изучению новой темы.
— Урок начнём с дыхательной и артикуляционной гимнастик. Выполняйте движения в соответствии с текстом.
Сказка «У бабушки с дедушкой»
Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)
С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки)
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке)
Поцеловать они все потянулись (вытягиваем губы вперёд)
Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка)
Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения)
С нижними зубами тоже мы дружим (повторение этих движений)
Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдно надувание щёк – губы не пропускают воздух)
И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы)
Чашки поставим, чтоб чаю налили (загибаем язык чашечкой)
На нос подули – мы чай остудили (подуть вверх)
Вкусный был завтрак – мы губы оближем.
— Приготовьтесь к речевой разминке.
— Читаем, чётко проговаривая слоги и слова.
Ать-ать-ать – посуду надо убирать.
— Работаем со скороговоркой.
— Напомните правила работы над скороговоркой.
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он осёл.
— Как называется раздел, который мы читаем?
— С какими произведениями познакомились?
— Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи?
— Сегодня на уроке мы познакомимся творчеством ещё одного писателя, с новым произведением и его героями. Узнаем их характер и как они себя ведут в разных ситуациях.
Проводят дыхательную и артикуляционную гимнастики, речевую разминку.
Работают по слайду
Работают со скороговоркой.
2. Читаем чуть быстрее.
« И в шутку, и всерьёз»
«Мы играли в хохотушки»,
«Саша-дразнилка», «Волк», «Федотка», «Привет», «Телефон»
— Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки.
Предметные: иметь представления об элементах интонации (речевое звено, пауза, ритм).
Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой и ориентиром на правильность их выполнения.
Коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника.
Постановка темы урока
Картинки ослика и кролика
— Обратите внимание на доску. Прочитайте зашифрованное слово.
— Сегодня мы с вами будем в роли помощников.
— Ребята, а кто такой помощник?
— Каким должен быть помощник?
— Ребята, кто из вас догадался, как называется произведение, которое мы будем читать?
— Откройте учебники на стр. 22.
Прочитайте кто автор произведения и его название.
— Ребята, скажите, чем мы будем заниматься на уроке и чему учиться?
— Итак, Михаил Спартакович Пляцковский.
— Посмотрите на его портрет.
— А как вы думаете, его произведения веселые или грустные?
— Он пишет для детей или для взрослых?
— Об этом сейчас узнаем, посмотрев видеоролик.
— Ребята, ещё раз обратитесь к иллюстрации в учебнике.
— Чем занимается кролик?
— Чем занимается ослик?
— Попробуйте догадаться, о чём это произведение?
Отвечают на вопросы учителя.
Разгадывают слово «Помощник»
Работа по учебнику
Формулировка темы урока. (М. Пляцковский «Помощник»)
Формулируют цель урока.
Работа по учебнику.
Работа с иллюстрацией.
Предположения, о чём это произведение.
Познавательные: умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и иллюстрации.
Регулятивные: целеполагание (определять и формировать цель деятельности на уроке); учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,
осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Проведём минутку отдыха.
Положите головы на парту, закройте глаза.
Формирование новых знаний.
Первичное чтение произведения учителем.
Словарная работа. Работа с толковым словариком.
В тексте вам встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным. Где мы можем узнать о значении слова?
— Но так как мы сегодня будем использовать не весь толковый словарь, поэтому и назовём мы его толковый словарик.
— Прочитайте эти слова.
— Значение всех слов вам понятно?
Учуял (почувствовал, уловил чутьём).
Управимся – закончить какое-нибудь дело (дела).
— Сейчас, я буду читать сказку, а вы поставьте пальчик на первое слово. Слушайте внимательно и следите за мной.
Работа со словарями. Нахождение в словаре значения непонятных слов.
Личностные: формировать интерес (мотивацию) к учению.
Познавательные: уметь добывать информацию из учебника; уметь находить значение слов в словаре.
Коммуникативные: учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Дети слушают прочтение сказки.
Проверка восприятия, первых впечатлений о прочитанном
-Ребята, поднимите руку те, кому понравилось произведение?
-Оказались ли наши предположения верными?
-Почему автор так назвал это произведение?
— Подумайте и скажите, к какому жанру относится это произведение? (к сказке)
— Давайте вспомним, что такое сказка?
— Какие виды сказок вы знаете?
— Какие сказки называются авторскими?
— Какие сказки называются народными?
Сказка – произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.
Сказки бывают авторскими и народными.
Предметные: иметь представления о некоторых особенностях сказки.
Коммуникативные: учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей, уметь слушать собеседника.
— А теперь проведем физ. минутку.
Зайка скок-поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
Зайцу холодно сидеть,
Надо лапочки погреть,
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-поскок.
А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.
Выполняют физ. минутку
Повторное чтение текста
— Давайте ещё раз прочитаем эту сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово. Остальные все следят.
Тест читают хорошо читающие учащиеся
Анализ содержания произведения
— Кто помнит, с чего начинается произведение?
— Кто главные герои в этой сказке?
— Как вы думаете, почему его так назвали?
— Кого кролик попросил помочь ему?
— Что ответил на просьбу ослик?
Найдите и прочитайте.
— Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?
— Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.
На доске слова (напечатанные на отдельных карточках): трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик.
— Выберите из них те, которые характеризуют кролика, ослика.
— Кого же автор назвал помощником?
— Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?
— Как можно назвать произведение по-другому?
— Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она относится? Найдите и прочитайте.
Кочерыжка (картинка кочана капусты)
Используют выборочное чтение.
Предметные: определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и т.д); в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; уметь кратко описывать образ персонажа.
Познавательные: умение добывать информацию из учебника.
Уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.
Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, высказывать своё отношение к героям произведения; участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра; доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной речи, адекватно использовать речевые средства; уметь слушать и понимать собеседника; учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.
Восстановление последовательности событий в сказке.
Подготовка к пересказу в будущем.
— А теперь поработаем в паре.
— Напомните правила работы в паре?
— У вас на партах лежат карточки.
— Ваша задача: восстановить последовательность событий в сказке. Затем проверим.
— Вспомните, как показываем готовность к ответу? (Проверка на слайде)
1.Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.
2.У меня болит голова.
3.Помоги мне, ослик, дом построить.
4.Я сейчас и без тебя обойдусь!
5.А на обед ему крольчиха супу наварила.
6.Кролик принялся за дело.
— Давайте попробуем восстановить сказку.
Познавательные: подготовка к пересказу.
Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.
Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника.
Работа с пословицами (если останется время)
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на недели.
— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
— Рассмотрим иллюстрацию на странице 22.
Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «труд», «дружба».
Коммуникативные: доносить свою позицию до других.
Итог урока. Рефлексия
— Какое произведение мы прочитали на уроке?
— Чему учит нас эта сказка?
— Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?
— Давайте оценим свою работу на уроке.
— Ребята, поможем построить дом кролику?
— Что для этого нужно?
— Посмотрите на доску. У меня здесь находятся какие-то листочки. На что они похожи? (На кирпичики).
— Выберите кирпичик, подойдите к доске и прикрепите его к домику. Сначала первый ряд, затем второй, потом третий.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: М.Пляцковский «Помощник»
Ануфриева Оксана Сергеевна,
учитель начальных классов
План – конспект урока литературного чтения (1 класс)
Тема: М.Пляцковский «Помощник»
Цель: познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».
Задачи: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному, осознанному чтению, чтению по ролям; формировать умение выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героев на основе их поступков;
учить понимать юмор; расширять словарный запас; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.
предметные — учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;
метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами;
личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.
Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, часть 2; карточки для оценивания результатов деятельности, карточки с заданиями для работы в парах, проектор, экран, ПК.
Форма проведения: урок с мультимедийной презентацией
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
— На ваших партах лежат карточки со смайликами. Подумайте, каким вы хотите видеть наш урок? Поднимите карточку. А для того, чтобы урок был интересным, активным, что требуется от вас? ( Внимательно слушать, работать на уроке )
Актуализация знаний. Постановка темы урока
— Как называется раздел, который мы читаем? (И в шутку и всерьёз)
— С какими произведениями познакомились?
— Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи? (Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)
— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.
— Кто изображен на картинке?
— Это герои из какого мультфильма?
— Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Давайте послушаем (Звучит первый куплет и припев из песни «Улыбка»)
— А вы знаете, кто написал эту песню?
— Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни. Откройте учебник на стр. 22.
прочитайте, кто автор произведения и название.
— Назовите тему урока ( М.Пляцковский «Помощник»)
— Посмотрите на произведение и скажите, что мы будем делать на уроке, чему учиться?
Работа по теме урока
Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского (слайды 3, 4)
— Прочитайте ещё раз название произведения.
— Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)
— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?
— Попробуйте догадаться, о чём это произведение?
Чтение произведения учителем.
— Понравилось ли вам это произведение?
— Что особенно запомнилось?
— Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?
— К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.
— Как называется словарь, в котором можно найти значение слов? (Чтение слов, работа со словарём). Слайд 5
у – пра – вим – ся – кончить какое-нибудь дело, дела
пе – ред – ник – передник (Каким словом можно заменить?)
ап – пе–тит – но-го – аппетитного (Как вы понимаете выражение аппетитный суп? ( Вызывает желание съесть )
Чтение сказки уч-ся самостоятельно.
— Прочитайте сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово.
Беседа по содержанию, выборочное чтение
— Кто главные герои сказки?
— Почему автор дал им такие имена?
— О чём попросил ослика кролик?
— Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте
— Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.
— Что стал делать кролик после отказа?
— Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?
— Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.
— Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик ( слайд 6 )
— Выберите из них те, которые характеризуют кролика (ослика).
— Кого же автор назвал помощником?
— Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?
— Как можно назвать произведение по-другому?
— Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.
Чтение по ролям второго диалога
Распределение ролей (слова автора исключить)
— Прочитайте диалог в парах.
Чтение вслух (1- 2 пары)
Восстановление последовательности событий в сказке.
— У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Работаем в парах. Слайд 7
Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.
У меня болит голова.
Помоги мне, ослик, дом построить.
Я сейчас и без тебя обойдусь!
А на обед ему крольчиха супу наварила.
Кролик принялся за дело.
— Перескажите сказку по получившемуся плану (или дать задание на дом)
Работа над пословицами
— Прочитайте пословицы. Слайд 9
Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.
У ленивого Емели семь воскресений на недели.
Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.
Итог урока. Рефлексия.
— Какое произведение мы прочитали на уроке?
— Чему учит нас эта сказка?
— Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?
— Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваши достижения на уроке.
— Молодцы, вы хорошо потрудились. Слайд 10