М пляцковский чему учат в школе конспект урока

Литературное чтение. 1 класс

Конспект урока

Литературное чтение, 1 класс

Урок 58. М. Пляцковский «Помощник»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:

СИНОНИМЫ — это слова одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют близкое смысловое значение.

ПРИТВОРНО – выдавая за настоящее, обманно, лицемерно, фальшиво.

УПРАВИТЬСЯ – справиться с чем-то.

Юмористическое произведение; характеристика героя, краткий пересказ.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

— познакомиться с произведением М. С. Пляцковского «Помощник».

— развивать умение определять жанр и тему произведения;

— развивать умения анализировать произведение и делить его на части.

На уроке мы познакомимся с произведением М. С. Пляцковского «Помощник»

Научимся делить текст на части.

Сможем дать характеристику героям произведения.

Основное содержание урока

Сегодня мы познакомимся с прекрасным писателем Михаилом Спартаковичем Пляцковским. Он не только писал прозу, но и был поэтом-песенником. Писал тексты песен для детей и взрослых. Самая известная его песня «Улыбка» из мультипликационного фильма «Крошка Енот». Много произведений создал Михаил Спартакович для детей. С одним мы сегодня познакомимся.

Откройте учебник Литературное чтение на странице 22. Прочитайте название произведения и имя автора. Михаил Пляцковский «Помощник». Как вы думаете, о чём пойдёт речь? Кто-то кому-то окажет помощь. Посмотрите на иллюстрацию, вы увидите героев произведения. Кто же это? Кролик и ослик. Прочитайте внимательно текст. Подумайте, почему это произведение вошло в раздел «И в шутку и всерьёз».

Посмотрим внимательно на наших героев. Кролик попросил ослика о помощи в постройке дома, но Алфавит отказался. Почему? Ему было просто лень помогать, а признаться в своей лени было стыдно, поэтому ослик притворился, что у него болит голова. А вот покушать вместе Алфавит был не прочь. Ослик был ленивым и обманщиком.

Как же кролик обосновал свою просьбу о помощи? «Вместе работать и быстрей, и веселей». Наверное, сам бы он с удовольствием помог своему товарищу. Кролик сразу понял, что ослик его обманул, поэтому ничего ему на отказ и не ответил. Но сумел проучить ослика за враньё: отказался от «помощи», когда надо было есть суп. Кролик трудолюбивый, дружелюбный и прозорливый герой.

Алфавит не помог Кочерыжке, тогда почему же произведение называется «Помощник»? Автор использует ироническое название, подсмеиваясь над горе – помощником. Главная мысль сказки заключается в том, что помощь должна быть оказана вовремя, и что настоящий друг тот, кто всегда готов помочь даже в трудном деле. Сказка учит быть трудолюбивым, отзывчивым и честным. Тогда тебе всегда будут рады. Раз сказка смешная и учит нас посмотреть на себя со стороны, значит это юмористическое произведение, и поэтому его включили в раздел «И в шутку и всерьёз».

Разбор типового тренировочного задания

Восстановление последовательности элементов вертикальное;

Составьте краткий пересказ сказки.

1) Ослик отказался, притворившись больным, и сказал, что поможет в другой раз.

2) Кролик строит дом и просит помощи у ослика.

3) Ослик учуял аромат и прибежал помочь кролику съесть обед, но тот не нуждался в такой помощи.

4) Кролик стал работать сам, и крольчиха на обед приготовила ему душистый суп.

1) Кролик строит дом и просит помощи у ослика.

2) Ослик отказался, притворившись больным, сказал, что поможет в другой раз.

3) Кролик стал работать сам, и крольчиха на обед приготовила ему душистый суп.

4) Ослик учуял аромат и прибежал помочь кролику съесть обед, но тот не нуждался в такой помощи.

Источник

Технологическая карта урока «М.С. Пляцковский. Помощник» по литературному чтению. 1 класс. УМК «Школа России»

Технологическая карта урока литературного чтения (Школа России)

Учитель Тонких Надежда Владимировна

Предмет: литературное чтение.

Тема: М. Пляцковский «Помощник».

Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.

Цель: обеспечить условия для развития речевых умений, читательской самостоятельности; воспитывать читательский интерес. Познакомить обучающихся с творчеством М. Пляцковского и его произведением «Помощник»

Совершенствовать навыки беглого, правильного, осознанного и выразительного чтения.

Развивать память, внимание, мышление, речь, наблюдательность., воображение.

Развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре и группе.

Воспитывать культуру чтения, культуру общения друг с другом и с учителем

Воспитывать нравственные качества.

Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, доброе отношение к людям.

Планируемые результаты образования:

1.1. Сформировать представления об авторе, художественном произведении, персонаже;

1.2. Уметь связывать заглавие произведения с его содержанием;

1.3. Иметь представления об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);

1.4. Определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);

1.5. В ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;

1.6. Уметь кратко описать образ персонажа;

1.7. Иметь представления о некоторых особенностях сказки.

2.1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «труд», «дружба»;

2.2. Формировать интерес (мотивацию) к учению; положительное отношение к урокам литературного чтения;

2.3. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев (как хорошие, так и плохие) художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

2.4. Принимать и осваивать социальную роль школьника.

3.1. Формулирование познавательной цели,

3.2. Умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и предполагаемый жанр;

3.3. Умение о риентироваться в учебнике: н аходить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

3.4. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

4.1. О пределять и формировать цель деятельности на уроке;

4.2. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем;

4.3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

4.4. Учиться работать по предложенному учителем плану;

4.5. Определять степень успешности выполненной работы, исходя из имеющихся критериев, в диалоге с учителем, вырабатывать критерии оценки.

5.1. Доносить свою позицию до других;

5.2. Оформлять свои мысли в устной речи;

5.3. Учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей;

5.4. Уметь слушать и понимать собеседника;

5.5. Учить работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

5.6. Д оговариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

для учителя: средства ИКТ (презентация), портрет писателя, изображения главных героев произведения, карточки с заданиями.

для обучающихся : учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Литературное чтение», 1 класс, часть 2.

Формы обучения: фронтальная, парная, групповая.

Орг. момент. Психологический настрой учащихся.

Формирование учебных мотивов.

Мы в первом классе учимся

И всё у нас получится.

Чтоб урок понравился всем нам,

Напомню правила я вам,

Не просто разговаривать,

А чётко выговаривать,

И правильно, и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Работать вместе, дружно

И ссориться не нужно.

Желают друг другу удачи. Эмоционально настраиваются на урок.

Личностные УУД: развитие положительного отношения к учебному процессу; интереса и стремления хорошо учиться; умение оценивать своё отношение к учёбе.

Принятие и освоение социальной роли школьника

Подготовка к чтению

1. Дыхательная гимнастика.

2. Артикуляционная гимнастика.

3. Речевая разминка СЛАЙД

4. Отработка навыков чтения.

5. Подготовка к изучению новой темы.

— Урок начнём с дыхательной и артикуляционной гимнастик. Выполняйте движения в соответствии с текстом.

Сказка «У бабушки с дедушкой»

Толстые внуки приехали в гости (надуваем щёки)

С ними худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки)

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись (губы в широкой улыбке)

Поцеловать они все потянулись (вытягиваем губы вперёд)

Утром проснулись – в улыбочки губы (снова широкая улыбка)

Чистили мы свои верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения)

С нижними зубами тоже мы дружим (повторение этих движений)

Губы сожмём мы, и рот прополощем (поочерёдно надувание щёк – губы не пропускают воздух)

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы)

Чашки поставим, чтоб чаю налили (загибаем язык чашечкой)

На нос подули – мы чай остудили (подуть вверх)

Вкусный был завтрак – мы губы оближем.

— Приготовьтесь к речевой разминке.

— Читаем, чётко проговаривая слоги и слова.

Ать-ать-ать – посуду надо убирать.

— Работаем со скороговоркой.

— Напомните правила работы над скороговоркой.

Ослик был сегодня зол,

Он узнал, что он осёл.

— Как называется раздел, который мы читаем?

С какими произведениями познакомились?

— Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи?

— Сегодня на уроке мы познакомимся творчеством ещё одного писателя, с новым произведением и его героями. Узнаем их характер и как они себя ведут в разных ситуациях.

Проводят дыхательную и артикуляционную гимнастики, речевую разминку.

Работают по слайду

Работают со скороговоркой.

2. Читаем чуть быстрее.

« И в шутку, и всерьёз»

«Мы играли в хохотушки»,

«Саша-дразнилка», «Волк», «Федотка», «Привет», «Телефон»

— Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки.

Предметные: иметь представления об элементах интонации (речевое звено, пауза, ритм).

Личностные: формирование интереса (мотивации) к учению.

Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную задачу; выполнять учебные действия в устной форме в соответствии с установкой и ориентиром на правильность их выполнения.

Коммуникативные: умение слышать и слушать собеседника.

Постановка темы урока

Картинки ослика и кролика

— Обратите внимание на доску. Прочитайте зашифрованное слово.

— Сегодня мы с вами будем в роли помощников.

— Ребята, а кто такой помощник?

— Каким должен быть помощник?

— Ребята, кто из вас догадался, как называется произведение, которое мы будем читать?

— Откройте учебники на стр. 22.

Прочитайте кто автор произведения и его название.

— Ребята, скажите, чем мы будем заниматься на уроке и чему учиться?

— Итак, Михаил Спартакович Пляцковский.

— Посмотрите на его портрет.

— А как вы думаете, его произведения веселые или грустные?

— Он пишет для детей или для взрослых?

— Об этом сейчас узнаем, посмотрев видеоролик.

— Ребята, ещё раз обратитесь к иллюстрации в учебнике.

— Чем занимается кролик?

— Чем занимается ослик?

— Попробуйте догадаться, о чём это произведение?

Отвечают на вопросы учителя.

Разгадывают слово «Помощник»

Работа по учебнику

Формулировка темы урока. (М. Пляцковский «Помощник»)

Формулируют цель урока.

Работа по учебнику.

Работа с иллюстрацией.

Предположения, о чём это произведение.

Познавательные: умение прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на его название и иллюстрации.

Регулятивные: целеполагание (определять и формировать цель деятельности на уроке); учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации,

осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Проведём минутку отдыха.

Положите головы на парту, закройте глаза.

Формирование новых знаний.

Первичное чтение произведения учителем.

Словарная работа. Работа с толковым словариком.

В тексте вам встретятся слова, значение которых вам может быть непонятным. Где мы можем узнать о значении слова?

— Но так как мы сегодня будем использовать не весь толковый словарь, поэтому и назовём мы его толковый словарик.

— Прочитайте эти слова.

— Значение всех слов вам понятно?

Учуял (почувствовал, уловил чутьём).

Управимся – закончить какое-нибудь дело (дела).

— Сейчас, я буду читать сказку, а вы поставьте пальчик на первое слово. Слушайте внимательно и следите за мной.

Работа со словарями. Нахождение в словаре значения непонятных слов.

Личностные: формировать интерес (мотивацию) к учению.

Познавательные: уметь добывать информацию из учебника; уметь находить значение слов в словаре.

Коммуникативные: учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Дети слушают прочтение сказки.

Проверка восприятия, первых впечатлений о прочитанном

-Ребята, поднимите руку те, кому понравилось произведение?

-Оказались ли наши предположения верными?

-Почему автор так назвал это произведение?

— Подумайте и скажите, к какому жанру относится это произведение? (к сказке)

— Давайте вспомним, что такое сказка?

— Какие виды сказок вы знаете?

— Какие сказки называются авторскими?

— Какие сказки называются народными?

Сказка – произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

Сказки бывают авторскими и народными.

Предметные: иметь представления о некоторых особенностях сказки.

Коммуникативные: учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей, уметь слушать собеседника.

— А теперь проведем физ. минутку.

Зайка скок-поскок, скок – поскок,

Зайка прыгнул на пенёк.

Зайцу холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку, чтоб не мёрзли лапки.

Выполняют физ. минутку

Повторное чтение текста

— Давайте ещё раз прочитаем эту сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово. Остальные все следят.

Тест читают хорошо читающие учащиеся

Анализ содержания произведения

— Кто помнит, с чего начинается произведение?

— Кто главные герои в этой сказке?

— Как вы думаете, почему его так назвали?

— Кого кролик попросил помочь ему?

— Что ответил на просьбу ослик?

Найдите и прочитайте.

— Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?

— Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.

На доске слова (напечатанные на отдельных карточках): трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик.

— Выберите из них те, которые характеризуют кролика, ослика.

— Кого же автор назвал помощником?

— Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?

— Как можно назвать произведение по-другому?

— Рассмотрите иллюстрацию. К какому эпизоду сказки она относится? Найдите и прочитайте.

Кочерыжка (картинка кочана капусты)

Используют выборочное чтение.

Предметные: определять некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и т.д); в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделять персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте; уметь кратко описывать образ персонажа.

Познавательные: умение добывать информацию из учебника.

Уметь ориентироваться в учебнике, понимать структуру текста, выделять существенную информацию из текста, иллюстраций, объяснения учителя, собственного опыта.

Коммуникативные: уметь формулировать ответы на вопросы по содержанию прочитанного произведения, высказывать своё отношение к героям произведения; участвовать в диалоге, оценивать позицию партнёра; доносить свою позицию до других; оформлять свои мысли в устной речи, адекватно использовать речевые средства; уметь слушать и понимать собеседника; учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.

Личностные: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения.

Восстановление последовательности событий в сказке.

Подготовка к пересказу в будущем.

— А теперь поработаем в паре.

— Напомните правила работы в паре?

— У вас на партах лежат карточки.

— Ваша задача: восстановить последовательность событий в сказке. Затем проверим.

— Вспомните, как показываем готовность к ответу? (Проверка на слайде)

1.Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.

2.У меня болит голова.

3.Помоги мне, ослик, дом построить.

4.Я сейчас и без тебя обойдусь!

5.А на обед ему крольчиха супу наварила.

6.Кролик принялся за дело.

— Давайте попробуем восстановить сказку.

Познавательные: подготовка к пересказу.

Регулятивные: соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками, умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать собеседника.

Работа с пословицами (если останется время)

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

У ленивого Емели семь воскресений на недели.

— Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.

— Рассмотрим иллюстрацию на странице 22.

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «труд», «дружба».

Коммуникативные: доносить свою позицию до других.

Итог урока. Рефлексия

— Какое произведение мы прочитали на уроке?

— Чему учит нас эта сказка?

— Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

— Давайте оценим свою работу на уроке.

— Ребята, поможем построить дом кролику?

— Что для этого нужно?

— Посмотрите на доску. У меня здесь находятся какие-то листочки. На что они похожи? (На кирпичики).

— Выберите кирпичик, подойдите к доске и прикрепите его к домику. Сначала первый ряд, затем второй, потом третий.

Источник

Конспект урока по литературному чтению в 1 классе по теме: М.Пляцковский «Помощник»

Ануфриева Оксана Сергеевна,

учитель начальных классов

План – конспект урока литературного чтения (1 класс)

Тема: М.Пляцковский «Помощник»

Цель: познакомить с произведением М.Пляцковского «Помощник».

Задачи: развивать умение прогнозировать текст; обучать правильному, выразительному, осознанному чтению, чтению по ролям; формировать умение выделять главную мысль произведения; давать правильную характеристику героев на основе их поступков;

учить понимать юмор; расширять словарный запас; воспитывать уважение и внимательное отношение к другим людям.

предметные учащиеся научатся выразительно читать юмористические произведения, читать по ролям;отвечать на вопросы учителя; давать правильную характеристику героев на основе их поступков; пересказывать текст;

метапредметные – под руководством учителя сформулировать задачи и этапы урока; работать в паре, выполняя правила совместной работы; находить в толковом словаре значение непонятного слова, осмыслять его, толковать своими словами;

личностные – выражать разные чувства к героям произведения; понимать, что нужно помогать тем, кто рядом с нами.

Оборудование: учебник «Литературное чтение. 1 класс», Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, часть 2; карточки для оценивания результатов деятельности, карточки с заданиями для работы в парах, проектор, экран, ПК.

Форма проведения: урок с мультимедийной презентацией

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем

И работать начинаем.

— На ваших партах лежат карточки со смайликами. Подумайте, каким вы хотите видеть наш урок? Поднимите карточку. А для того, чтобы урок был интересным, активным, что требуется от вас? ( Внимательно слушать, работать на уроке )

Актуализация знаний. Постановка темы урока

— Как называется раздел, который мы читаем? (И в шутку и всерьёз)

С какими произведениями познакомились?

— Только ли для удовольствия поэты сочиняют весёлые рассказы, стихи? (Их произведения помогают посмотреть на себя со стороны, увидеть недостатки)

— Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением и его героями. Узнаем их характер, как они ведут себя.

— Кто изображен на картинке?

— Это герои из какого мультфильма?

— Вспомните, какую песню поёт Крошка Енот? Давайте послушаем (Звучит первый куплет и припев из песни «Улыбка»)

— А вы знаете, кто написал эту песню?

— Михаил Пляцковский. Но писал он не только песни. Откройте учебник на стр. 22.

прочитайте, кто автор произведения и название.

— Назовите тему урока ( М.Пляцковский «Помощник»)

— Посмотрите на произведение и скажите, что мы будем делать на уроке, чему учиться?

Работа по теме урока

Краткое знакомство с жизнью и творчеством М. Пляцковского (слайды 3, 4)

— Прочитайте ещё раз название произведения.

— Кого мы называем помощником? (Того, кто помогает кому-н. в чём-н.)

— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, кто герои произведения?

— Попробуйте догадаться, о чём это произведение?

Чтение произведения учителем.

— Понравилось ли вам это произведение?

— Что особенно запомнилось?

— Подтвердились ли ваши предположения о содержании произведения?

— К какому жанру относится это произведение? Докажите, что это сказка.

— Как называется словарь, в котором можно найти значение слов? (Чтение слов, работа со словарём). Слайд 5

у – пра – вим – ся – кончить какое-нибудь дело, дела

пе – ред – ник – передник (Каким словом можно заменить?)

ап – пе–тит – но-го – аппетитного (Как вы понимаете выражение аппетитный суп? ( Вызывает желание съесть )

Чтение сказки уч-ся самостоятельно.

— Прочитайте сказку, обращая внимание на знаки препинания и внимательно вчитываясь в каждое слово.

Беседа по содержанию, выборочное чтение

— Кто главные герои сказки?

— Почему автор дал им такие имена?

— О чём попросил ослика кролик?

— Как он пояснил свою просьбу? Найдите и прочитайте

— Что ответил ослик? Найдите и прочитайте.

— Что стал делать кролик после отказа?

— Почему ослик вернулся к кролику? Как он объяснил причину своего прихода?

— Что ответил кролик? Найдите и прочитайте.

— Прочитайте слова: трудолюбивый, хитрый, ленивый, справедливый, обманщик ( слайд 6 )

— Выберите из них те, которые характеризуют кролика (ослика).

— Кого же автор назвал помощником?

— Заглавие этого рассказа серьёзное или насмешливое? Почему?

— Как можно назвать произведение по-другому?

— Рассмотрите рисунок. К какому эпизоду сказки относится. Прочитайте.

Чтение по ролям второго диалога

Распределение ролей (слова автора исключить)

— Прочитайте диалог в парах.

Чтение вслух (1- 2 пары)

Восстановление последовательности событий в сказке.

— У вас на партах лежат карточки. Ваше задание: восстановить последовательность событий в сказке. Работаем в парах. Слайд 7

Вот я и пришёл, чтобы помочь тебе суп есть.

У меня болит голова.

Помоги мне, ослик, дом построить.

Я сейчас и без тебя обойдусь!

А на обед ему крольчиха супу наварила.

Кролик принялся за дело.

— Перескажите сказку по получившемуся плану (или дать задание на дом)

Работа над пословицами

— Прочитайте пословицы. Слайд 9

Кто любит трудиться, тому есть чем похвалиться.

У ленивого Емели семь воскресений на недели.

Объясните их смысл. Выберите ту, которая отражает главную мысль этого рассказа.

Итог урока. Рефлексия.

— Какое произведение мы прочитали на уроке?

— Чему учит нас эта сказка?

— Что на сегодняшнем уроке вам особенно понравилось?

— Оцените свою работу на уроке. Выберите тот смайлик, который отражает ваши достижения на уроке.

— Молодцы, вы хорошо потрудились. Слайд 10

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *