М вебер считал что

Понимающая социология Макса Вебера

М вебер считал что. Смотреть фото М вебер считал что. Смотреть картинку М вебер считал что. Картинка про М вебер считал что. Фото М вебер считал что

Социология – наука, изучающая общество, особенности его развития и общественные системы, а также социальные институты, отношения и общности. Она раскрывает внутренние механизмы строения социума и развития его структур, закономерности общественных действий и массового поведения людей и, конечно же, особенности взаимодействия общества и человека.

Макс Вебер

Одним из самых выдающихся специалистов в области социологии, а также одним из её основоположников (вместе с Карлом Марксом и Эмилем Дюркгеймом) является немецкий социолог, политический экономист, историк и философ по имени Макс Вебер. Его идеи оказали сильнейшее влияние на развитие социологической науки, а также ряда других общественных дисциплин. Он придерживался методов антипозитивизма и утверждал, что для изучения общественных действий следует применять не сугубо эмпирический, но более интерпретирующий и объясняющий подход. Само же понятие «социальное действие» также было введено Максом Вебером. Но, кроме всего прочего, этот человек является ещё и основоположником понимающей социологии, где не просто рассматриваются любые социальные действия, но распознаётся их смысл и цель с позиции вовлечённых в происходящее людей.

Понимающая социология

Согласно идеям Макса Вебера, социология должна представлять собой именно «понимающую» науку, т.к. поведение человека осмысленно. Однако это понимание нельзя назвать психологическим, ибо смысл не относится к области психического, а значит, его нельзя считать предметом изучения психологии. Этот смысл является частью социального действия – поведения, соотносящегося с поведением других, ориентируемое, корректируемое и регулируемое им. Основой созданной Вебером дисциплины является представление о том, что законы природы и общества противоположны друг другу, а значит, существуют два базисных типа научного знания – это естествознание (науки о природе) и гуманитарное знание (науки о культуре). Социология, в свою очередь, является пограничной наукой, в которой должно сочетаться самое лучшее из них. Получается, что из гуманитарного знания взята методология понимания и соотнесения с ценностями, а из естественного знания – причинно следственное толкование окружающей действительности и приверженность к точным данным. Суть понимающей социологии должна заключаться в понимании и объяснении социологом следующего:

Но, если Карл Маркс и Эмиль Дюркгейм рассматривали социальные явления с позиции объективизма, а основным предметом анализа для них было общество, то Макс Вебер исходил из того, что природа социального должна рассматриваться субъективно, а акцент — ставиться на поведение отдельного человека. Иначе говоря, предметом социологии должно быть поведение индивида, его картина мира, убеждения, мнения, идеи и т.д. Ведь именно индивид с его представлениями, мотивами, целями и т.п. делает возможным понять, чем обусловлены социальные взаимодействия. И, исходя из тех посылок, что основным признаком социального является доступный и подлежащий пониманию субъективный смысл, социология Макса Вебера и получила название понимающей.

Социальное действие

Социальное действие по Веберу может быть нескольких видов, основанных на четырёх типах мотивации:

Идеальный тип

Чтобы выявить причинно-следственные связи и осмыслить поведение человека Максом Вебером был введён термин «идеальный тип». Этот идеальный тип является исксусственно-логически сконструированным термином, позволяющим выделять основные черты изучаемого социального феномена. Идеальный тип образован не абстрактными теоретическими построениями, а основан на проявлениях, имеющих место в реальной жизни. Причём, само понятие является динамическим – т.к. социум и область интересов его исследователей могут меняться, необходимо образование новых типологий, которые будут соответствовать этим изменениям.

Социальные институты

Исследование бюрократии

В работах Макса Вебера исследуются и такие явления как бюрократия и бюрократизация социума. Следует сказать, что отношение социологической науки к бюрократии является нейтральным. Вебер рассматривал её сквозь призму рациональности, которой, в его понимании, и является бюрократия. В понимающей социологии действенность бюрократии является её основополагающей характеристикой, вследствие чего сам этот термин приобретает положительное значение. Однако Вебер также отмечал, что бюрократия представляет потенциальную угрозу для демократии и либерально-буржуазных свобод, но, несмотря на это, никакое общество не может полноценно существовать без бюрократической машины.

Влияние понимающей социологии

Появление понимающей социологии Макса Вебера и её развитие самым серьёзным образом повлияло на западную социологию середины и второй половины XX столетия. Даже в настоящее время она является предметом бурных споров в сфере теоретико-методологических проблем социологического знания в целом. Те исходные предпосылки, которые сформулировал Макс Вебер, впоследствии развивались такими известными социологами как Эдвард Шилз, Флориан Витольд Знаненцкий, Джордж Герберт Мид и многими другими. А благодаря деятельности американского социолога Талкотта Парсонса по обобщению концепций понимающей социологии, теория социального действия послужила фундаментальной отправной точкой для всей поведенческой науки современности.

Выводы

Если рассуждать с позиции Макса Вебера, то социология является наукой о социальном поведении, стремящейся к его пониманию и толкованию. А социальное поведение отражает субъективное отношение человека, его внешне или внутренне проявляемую позицию, которая ориентирована на совершение поступка или отказ от него. Это отношение можно считать поведением тогда, когда в сознании человека оно связано с определённым смыслом. И считается поведение социальным, когда по этому смыслу оно соотносится с поведением других людей. Главной же задачей понимающей социологии является определение мотивов, которые движут людьми в тех или иных ситуациях.

Если вас заинтересовали идеи Макса Вебера, вы можете обратиться к изучению одного (или всех) из его главных трудов – «Протестантская этика и дух капитализма», «Экономика и общество», «Основные социологические понятия», а также работ, посвящённых вопросам религии — «Древний иудаизм», «Религии Индии: социология индуизма и буддизма» и «Религия Китая: конфуцианство и даосизм».

Источник

Макс Вебер: основные идеи и воззрения

М вебер считал что. Смотреть фото М вебер считал что. Смотреть картинку М вебер считал что. Картинка про М вебер считал что. Фото М вебер считал что

Почему одни люди становятся богатыми, а другие проживают всю жизнь в малом или среднем достатке? Почему одни готовы рисковать, а другие предпочитают спокойную жизнь? Являются ли деньги самоцелью или они лишь средство жить в гармонии с собой и окружающим миром?

Нет, это не программа новомодного бизнес-тренинга или тренинга личностного роста. Это вопросы, ответы на которые пытался найти в своих трудах немецкий философ, историк, правовед, экономист и социолог Макс Вебер (1864-1920). Разумеется, методы поиска были сообразны тому времени и возможностям, которые предоставляла эпоха.

Сегодня таких возможностей больше, в чем вы можете убедиться, если пройдете нашу программу «Когнитивистика. Развитие мышления». А пока начнем с биографии Макса Вебера и краткого экскурса в историю Германии того периода.

Из биографии Макса Вебера

Макс Вебер родился в 1864 году в Эрфурте (Пруссия). Он был старшим из семи детей в достаточно состоятельной семье госслужащего Макса Вебера-старшего и имевшей французские корни Элены Вебер. К слову, «французская родословная» матери будущего ученого напрямую связана с гугенотами – французскими протестантами-кальвинистами.

В детстве Вебер-младший любил читать и пытался переосмыслить прочитанное. Так, в свои 13 лет он сделал родителям на Рождество не по возрасту интеллектуальный подарок: написал 2 исторических эссе, посвященных истории Германии и истории Римской империи.

В юности он успел отучиться на юридическом факультете, сдать адвокатский экзамен и защитить одну за другой две диссертации, после чего начал преподавать в Берлинском университете. Основную часть жизни Макс Вебер посвятил научным изысканиям с перерывом на службу в армии в период Первой мировой войны. Кстати, в армию он отправился добровольно, хотя на тот момент ему уже было 50 лет.

Помимо Первой мировой войны, охватившей весь европейский континент, в истории самой Германии в 19-начале 20 века произошло несколько важных событий. Особо следует акцентировать внимание на процессе объединения Германии, который завершился в результате победы Пруссии во франко-прусской войне 1870-71 гг.

В свою очередь, объединение Германии дало мощнейший толчок экономическому развитию единой страны, что позволило до 1913 года нарастить объемы промышленного производства в 6 раз и занять 2-е место в мире после США.

Бурное развитие капитализма предопределило интерес ученых к различным аспектам его становления. Макс Вебер капитализм исследовал в контексте своих весьма широких научных интересов. Как считал Макс Вебер, протестантская этика, имевшая достаточно мощное влияние во многих индустриальных регионах, во многом способствовала развитию так называемого «духа капитализма». Этому посвящен один из главных научных трудов всей его жизни.

Макс Вебер: протестантская этика и дух капитализма

В своей научной работе «Протестантская этика и дух капитализма» Вебер пытается доказать, что фундаментальные религиозно-этические принципы протестантизма породили капитализм в том виде, в каком его увидели его современники [М. Вебер, 2002]. Книга была впервые издана в 1905 году на немецком языке, и за последующие сто с лишним лет была переведена на многие языки мира и выдержала немало переизданий.

М вебер считал что. Смотреть фото М вебер считал что. Смотреть картинку М вебер считал что. Картинка про М вебер считал что. Фото М вебер считал что

Как считает Макс Вебер, протестантская этика и дух предпринимательства тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Столь далеко идущие выводы Вебер сделал на основе статистических или, как бы сейчас сказали, социологических исследований экономического положения католиков и протестантов в Бадене. Исследование было проведено его учеником Мартином Оффенбахером, обобщено в работе Konfession und soziale Schichtung. Eine Studie über die wirtschaftliche Lage der Katholiken und Protestanten in Baden («Конфессия и социальное расслоение. Исследование экономического положения католиков и протестантов в Бадене») и вошло в сборник экономических трактатов университетов Бадена [М. Offenbacher, 1901].

Так, собранные данные наглядно свидетельствовали, что среди промышленников, предпринимателей и высококвалифицированных рабочих протестантов в процентном отношении заметно больше, нежели протестантов по отношению к общей численности населения региона. Эти данные Макс Вебер экстраполировал на историческую ситуацию, в целом.

К слову, впоследствии такая региональная ограниченность статистических данных стала основой для критики воззрений Вебера и сомнений в том, насколько корректно распространять статистику по региону на всю страну и уж тем более эпоху. К тому же далеко не во всех странах Европы наблюдалось преобладание протестантов над католиками в среде коммерсантов и промышленников даже в процентном отношении относительно общего состава населения.

Впрочем, разумные основания для глобальных выводов, сделанных Вебером в начале 20 века, есть. Если вкратце, протестантизм в большей степени, чем прочие религии, приветствует финансовую состоятельность и накопительство, усилия по наращиванию материального благосостояния, и никак не осуждает ростовщичество и кредитование, кои осуждают многие другие религиозные течения. Нужно ли уточнять, что кредиты и ссуды под процент не просто так называют кровеносной системой бизнеса. Без кредитов не смог бы развиваться ни бизнес в 21 столетии, ни зарождающийся капитализм как таковой в 19 веке.

Кроме того, как указывал Макс Вебер, протестантская религия приветствует аскетизм и сдержанный образ жизни, не предполагающий расходов на алкоголь, предметы роскоши и прочие излишества, на что весьма снисходительно смотрят те же православие и католицизм. В этом плане набожный протестант имеет намного больше шансов сколотить состояние, чем столь же набожный католик или православный. Такое понимание протестантской этики Макса Вебера нашло поддержку у многих его современников, о чем наглядно свидетельствует научный труд Германа Шелла Der Katholizismus als Prinzip des Fortschrittes («Католицизм как принцип прогресса») [Н. Schell, 1897].

В работе Вебера есть множество отсылок к идеям Бенджамина Франклина (1706-1790), американского политического деятеля, чей портрет украшает 100-долларовую купюру. В частности, к тезису «время – деньги», который он последовательно развивает, и акцентирует внимание, что протестантизм едва ли не единственная религия, где накопление денег имеет самодостаточную ценность и напрямую связано с нравственностью, скромностью, сдержанностью и прилежанием.

«Следует учитывать, – пишет Макс Вебер, что самые незначительные действия влияют на решение ваших кредиторов. Стук вашего молотка, который слышит ваш кредитор в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых полгода. Однако если он увидит вас за бильярдом или услышит ваш голос в трактире в часы, когда вы должны быть за работой, то он уже следующим утром напомнит вам о платеже и потребует свои деньги в момент, когда их у вас не окажется» [М. Вебер, 2002].

Таким образом, набожность и следование этическим устоям в протестантизме – это, как считает Макс Вебер, дух капитализма в чистом виде, позволяющий людям делать деньги и богатеть.

Поэтому ответ на все вопросы, поставленные в начале статьи (почему одни люди становятся богатыми? почему одни готовы рисковать, а другие нет?), кроется, по Веберу, в религиозных убеждениях. Забегая вперед, скажем, что Вебер, в принципе, основной детерминантой поведения человека считал его внутренние взгляды, а не внешние обстоятельства, и именно они наиболее интересны науке.

Макс Вебер полагал, что гуманитарные науки – социология, в частности – должны заниматься поиском понимания целей и смысла тех или иных социальных процессов. А вклад Вебера в социологию заслуживает отдельного разговора.

«Понимающая социология» Макса Вебера

Итак, Макс Вебер считал, что социология должна вникать в первопричины общественных явлений, а не просто их описывать. В этом было принципиальное отличие его научной позиции от подхода, предложенного основоположником социологии Огюстом Контом.

Напомним, что Огюст Конт с позиции позитивизма считал необходимым полностью отказаться от теоретических обобщений и сосредоточиться на экспериментальной составляющей, перенеся методы, свойственные естественным наукам, в гуманитарную сферу, в том числе и социологию. Об этом он прямо говорит в своей книге Discours sur l’esprit positif, которая была переведена на русский язык и известна читателям под названием «Дух позитивной философии» [О. Конт, 1910].

Впоследствии он развил эту мысль в своей следующей работе Discours sur l’ensemble du positivisme, тоже переведенной на русский язык и вышедшей под названием «Общий обзор позитивизма» [О. Конт, 2012]. Сам Огюст Конт полностью следовал озвученным им принципам и никогда не углублялся в исследование причин наблюдаемых в обществе явлений.

В этом смысле Макс Вебер был самым настоящим антипозитивистом, т.е. был уверен, что социальная наука не может слепо копировать методы исследования, принятые в естественно-научной сфере, и полагал, что социология обязана сосредоточиться на понимании и интерпретации социальных действий. При этом Вебер не пытался создать жесткий свод правил, по которым нужно вести социологические исследования. Он сосредоточил свое внимание на человеке и культуре в целом.

В своей лекции «Наука как призвание и профессия» Вебер заметил, молодежь сегодня склонна видеть науку как некую арифметическую задачу, которая решается в лабораториях путем расчетов, и не требует душевных сил, как, условно говоря, «на фабрике». При этом рассуждающие таким образом, говорил Вебер, обычно не владеют ни тем, что происходит на фабрике, ни тем, что происходит в лаборатории» [М. Вебер, 1990].

К слову, именно Макс Вебер ввел в научный оборот словосочетание «социальное действие». По Веберу, под социальным действием следует понимать невмешательство или принятие, которое, с точки зрения действующего лица, соотносится с действиями окружающих либо же ориентируется на это действие. Немного запутанно, но если в двух словах, то социальное бездействие тоже является действием и точно так же имеет значение, как и активное физическое действие.

От обычного бездействия социальное действие отличается тем, что носит осознанный характер и ориентировано на реакцию окружающих. Именно такое определение социального действия можно найти в сборнике избранных работ Вебера в разделе «Основные социологические понятия» [М. Вебер, 1990]. Вебер выделяет 4 основных типа социальных действий.

Типы социальных действий по Веберу:

Из этой классификации социальных действий складывается система социальных отношений. Социальные отношения – это, по сути, все, что происходит в социуме. Это любовь и ненависть, конкуренция и сотрудничество, дружба и вражда, покупка и продажа и многое другое. Те социальные отношения, которые индивид воспринимает как обязательные, обретают статус законного социального порядка. Адекватно видам социальных действий различают и типы законного социального порядка.

4 типа законного социального порядка:

Исходя из вышеизложенного, думается, ясно, почему социология Вебера называется «понимающей». В ней делается акцент на понимании целей и смысла социального действия. Причем понимающая социология предполагает анализ непосредственных субъектов социальной активности, в том числе отдельных индивидов.

У Вебера акцентируется так называемая «рамка личности» в социологическом знании, а само социальное действие объясняется смыслом, который переживает субъект внутри себя и который требует соотнесения возможного на его основе действия с возможными действиями других. Другими словами, субъект совершает некие социальные действия не в силу внешних факторов, а в меру своей личной интерпретации происходящих событий, которая основывается на его мировоззрении.

Это сложное хитросплетение внутренних переживаний и ожиданий реакции окружающих складывается в «смысловую связь поведения». Собственно, изучение смысла поведения, стремление его расшифровать и объяснить как раз и составляет суть социологии в понимании Макса Вебера. Здесь мы вплотную подошли к рассмотрению взглядов Вебера в политической социологии и социологии власти.

Макс Вебер: социология власти

М вебер считал что. Смотреть фото М вебер считал что. Смотреть картинку М вебер считал что. Картинка про М вебер считал что. Фото М вебер считал что

Другими словами, единственным источником прав на насильственные действия является государство. Далее Макс Вебер в теории выделял 3 типа политической власти.

Типы политической власти:

По Веберу, харизматический тип власти очень нестабилен и потому мигрирует в более четкие форматы. Традиционный тип тоже не вполне устойчив и часто уходит в прошлое путем революций. На определенной стадии развития социум всегда приходит к рационально-легальному виду власти, который предполагает государственный менеджмент и институт госслужбы.

В своем научном труде «Хозяйство и общество» Макс Вебер выделил разные виды управления на уровне государства [М. Вебер, 2016]. Однако в контексте социологии власти нас интересуют исследования Вебером бюрократии и чиновничьего аппарата как социального института. Бюрократизация, по Веберу, является действенным и более рациональным, чем прочие, вариантом менеджмента больших территорий. Это ключевой признак рационально-легального вида власти. Чтобы бюрократизация произошла, а чиновничество сформировалось как государственный институт, нужны определенные условия.

Основные предпосылки возникновения бюрократии:

В идеале, государственное управление должно иметь четкую иерархию, строго определенные компетенции для каждого госслужащего, четко прописанные правила (протоколы) работы. Само же чиновничество должно проходить специальную подготовку и обучение.

В то же время, признавая бюрократический аппарат наиболее эффективным средством организации государственной власти, Вебер видел в нем риск для соблюдения свобод отдельного гражданина. Поэтому для создания системы сдержек и противовесов обществу нужны авторитетные политики и мощный класс предпринимателей.

При этом Вебер вовсе не говорил, что политик обязан разделять все постулаты христианской этики. Более того, он полагал, что в политике не место праведникам, потому что тут должна превалировать этика убеждений и этика ответственности за собственные действия [М. Вебер, 2006].

К слову, в какой-то степени подобный подход он считал уместным и для науки. До сих пор ходит байка, что перед началом своей лекции «Наука как призвание и профессия» в университете Мюнхена Вебер спросил у аудитории, есть ли кто-то, кто идет в науку, чтобы спасти Отчество и сделать мир лучше? Всех поднявших руку ученый цинично удалил из аудитории, заявив, что таким людям в науке не место [postnauka.ru, 2018].

Макс Вебер и его теория бюрократии по сей день вызывают интерес научной общественности. Так, ученых интересует проблема ограничения власти бюрократии в контексте взглядов Вебера [М. Масловский, 1997], а также вклад теории бюрократизации Вебера в парадигму индустриального общества [Н. Серкина, 2017].

Это далеко не полный список интеллектуального наследия, оставленного великим ученым Максом Вебером и сохранившего актуальность по сей день. Заметим, что сгенерировать такой огромный массив знаний можно лишь при условии, что вы много читаете и нестандартно мыслите. Нестандартно мыслить можно научиться на нашей программе «Когнитивистика. Развитие мышления», где вы сможете освоить новые приемы мышления и применить их на практике.

Мы не обещаем, что после нашего курса вы станете великим ученым и оставите масштабное интеллектуальное наследие. Но если вы хотите получить шанс на то, что ваши мысли будут интересны кому-то, кроме вас, их нужно формулировать и фиксировать. Конечно, кто-то может привести в пример Сократа, который не записывал свои мысли, потому что это делает более слабой память. Однако эта умная мысль дошла до потомков только потому, что ее записал Платон.

А в заключение предлагаем пройти небольшой тест по теме статьи:

Мы желаем вам быть решительней на пути к знанию и истине. И обязательно делиться нестандартными мыслями с другими людьми!

Источник

Вебер теория политического господства

Свою политическую позицию М. Вебер сформулировал в работе «Политика как призвание и профессия» (1919): «политика имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о дисконтной политике Имперского банка, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской и сельской общины, о политике управления руководящей корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем».

Политика, по его словам, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает. В сущности, такое понимание соответствует и словоупотреблению. Кто занимается политикой, тот стремится к власти: либо к власти как средству, подчиненному другим целям, либо к власти ради нее самой, чтобы наслаждаться чувством престижа, которое она дает. Таким образом, можно говорить, что любые политические союзы, в том числе и государство – это отношения господства людей над людьми.

Вебер задается вопросами: «Но что есть «политический» союз с точки зрения социологического рассуждения? Что есть «государство»?»

Правовое государство Вебер предпочитает называть нетрадиционным: оно выступает у него как легальное господство. Прежде чем выяснить, почему это так, посмотрим внимательнее, что представляет собой этот тип господства. Вебер, кладет в основу легального господства целерациональные действия, то есть соображение интереса. В своем чистом виде, стало быть, легальное господство ценностного фундамента не имеет. Не случайно и осуществляющая этот тип господства бюрократическая машина должна служить исключительно интересам дела. Важно отметить, что отношения господства в «рациональном» государстве рассматриваются Вебером по аналогии с отношением в сфере частного предпринимательства.

Политическая позиция Вебера, так же как и его теория господства, представляла собой существенный отход от позиций классического либерализма, теоретически представленного в Германии, в частности, неокантианцами. Теоретически это отход, как представляется, наиболее ярко выявился в рассмотрение им правового буржуазного государства как образования чисто функционального, нуждающегося в легитимировании со стороны внешних по отношению к нему «ценностей».

С одной стороны, Вебер выступает как представитель рационалистической традиции. Это сказывается как на его методологии, ориентирующейся на сознательное, субъективно мотивированное индивидуальное действие, так и на его политических взглядах: политические статьи и выступления Вебера с 90-х годов прошлого века направлены против аграрного консерватизма и идеологии немецкого юнкерства, которой Вебер противопоставляет буржуазно-либеральную позицию.

Для того, чтобы государство существовало, люди должны подчиняться авторитету. По Веберу существует три внутренних оправдания господства людей над людьми, вызывающие доверие управляемых к правящим:
1) авторитет «вечного вчерашнего», традиций и нравов;
2) авторитет компетентности;
3) авторитет личного дара, «харизмы».

Для человека, обладающего харизмой, управление есть «призвание в его высшем выражении». Харизматический лидер призван руководить, люди подчиняются ему не из страха, обычая или установления, а из веры. Подобные «вожди» как явления характерны в основном для Запада.

Политики, по мнению М.Вебера, делятся на:
1) политиков по случаю (например, все граждане государства во время голосования);
2) профессиональных политиков, которые в свою очередь делятся на две группы: те, кто живет для политики, и те, кто занимается политикой, чтобы прожить;
3) политиков «по совместительству» (например, члены советов, функционирующих по требованию.

Профессиональные политики начали возникать много веков назад, когда князья боролись с сословиями, состоящими у них на службе. В этой борьбе князья опирались на политически пригодные слои населения: служителей церкви, ученых-гуманитариев, придворную знать, буржуа, рантье, юристов и адвокатов.

Если государством руководят профессиональные политики, в экономическом смысле живущие для нее, то мы имеем дело с «плутократическим» рекрутированием политических руководящих слоев, то есть с тем типом господства, когда руководящие посты занимают люди экономической верхушки. Однако обратной связи здесь не существует.

На Западе с древнейших времен типом политического вождя являлся демагог. В настоящее время к демагогам добавились еще и журналисты, хотя общество считает последних своего рода «париями», а также партийные чиновники.

С появлением политических партий стало возможным существование некой «прослойки претендентов» на политическую власть. Хотя структуры партий и различны, вожди как правило составляют себе свиту посредством свободной вербовки, и эта свита является его орудием для избрания на пост через контакты с массами избирателей.

Вся политическая власть строго регламентирована, считает Вебер, важную роль играет социальный контроль за индивидом. Обязанности и права в любой человеческой общности тождественны.

Его методология познания политики — пример консервативного обоснования господства одних классов над другими. Согласно его мировоззренческой установке, все ценности культуры Запада лежат в христианстве, что объясняет тот факт, что для него политическая культура Европы есть культура традиционного харизматического господства. По этой же причине он положительно относится к демократии, так как перед Богом все равны.

Веберовская концепция легитимности сводится к обоснованию непротиворечивости обязанностей и прав с помощью веры (убеждения) и, следовательно, блокирует реальные противоречия поведения индивидов.

В политическом плане М. Вебер отходит от классического либерализма. Этот свой отход Вебер наметил, прежде всего, при рассмотрении проблем политической экономии.

В целом для немецкого либерализма характерно господство, основанное на преданности тех, кто подчиняется чисто личной харизме вождя, так как здесь корениться мысль о призвании в его высшем выражении. Преданность харизме пророка или вождя на войне, или выдающегося демагога в народном собрании или в парламенте как раз и означает, что человек подобного типа считается внутренне призванным руководителем людей, что последние подчиняются ему не в силу обычая или установления, но и потому что верят в него. Правда сам вождь живет своим делом.

Конечно, главными фигурами в механизме политической борьбы не были одни только политики в силу их «призвания» в собственном смысле этого слова. Но решающую роль здесь играет тот род вспомогательных средств, которые находятся в их распоряжении.

Выводы Вебера основаны на проведенном им анализе принципов организации и деятельности бюрократий и «железного закона олигархии», действующего в рамках любой организации.

Стремясь решить задачу предохранения общественных институтов от бюрократического окостенения, Вебер в последние годы своей жизни особенно много внимания уделял проблеме лидера в рамках организации и вопросам, связанным с выявлением взаимоотношений лидера, бюрократии и масс.

По мнению Вебера, харизматический лидер, стоящий вне классов, статусов и демагогической политики, имея независимый от бюрократии источник легитимизации своей власти и не будучи сильно интегрированным в бюрократическую иерархическую структуру, смог бы объединить вокруг себя нацию и защитить индивида перед лицом наступления бюрократии и «социалистического коллективизма». Основное значение плебисцита для Вебера сводится к тому, чтобы в результате прямого участия всего народа в голосовании создать харизматический авторитет.

Парламенту отводится в этой теории функция воспитания плебисци-тарных лидеров. Необходимость плебисцитарного лидера, по Веберу, обусловлена рядом обстоятельств. Во-первых, он хотел добиться для политического лидера верховенства над бюрократией, а одновременно вывести его из-под власти экономических интересов и отдельных групп давления. Во-вторых, послевоенный период в Европе, и особенно в Германии, при острой социально-классовой поляризации, вызывали у Вебера опасения, что любая политическая система в Германии, перенятая у англичан или французов, рухнет под натиском бескомпромиссного давления разных интересов.

Как политически господствующие силы начинают утверждаться в своем государстве?

Данный вопрос относится ко всякого роду господства во всех его формах: к традиционному, равно как и к легальному, и к харизматическому.

Штаб управления, представляющий во внешнем проявление предприятие политического господства, как и всякое другое предприятие, прикован к властелину, конечно, не одним лишь представлением о легитимности. Его подчинение связано двумя средствами, апеллирующими к личному интересу: материальным вознаграждением и социальным почетом. Политический союз, в котором материальные средства управления полностью или частично подчинены произволу зависимого штаба управления, мы будем называть расчленённым союзом.

Если государством или партией руководят люди, которые живут исключительно для политики, а не за счет политики, то это означает «плутократическое» рекрутирование политических руководящих слоев. Несомненно, профессиональные политики непосредственно не вынуждены искать вознаграждения за свою политическую деятельность, на что должен претендовать всякий неимущий политик.

Руководить политикой можно либо в порядке «почетной деятельности» и тогда ее занимаются «независимые», то есть состоятельные люди. Или же к политическому руководству допускаются неимущие и тогда они должны иметь вознаграждение. Профессиональный политик, живущий за счет политики, может быть чистым чиновником на жалованье.

Вебер отмечает: политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером.

Вебер писал «господство означает шанс встретить повиновение определенному приказу». Кроме этого, господство предполагает взаимные ожидания того кто приказывает и того, кто повинуется этому приказу, ожидая что приказ будет иметь тот характер, который ими воспринимается. В соответствии со своей методологией, Вебер дает анализ легитимных типов господства, причем начиная его с рассмотрения возможных типических типов уступчивости. Вебер выделяет три разновидности подчинения ставя им в соответствие три типа подчинения.

Изучение политических проблем в историческом аспекте позволило Веберу дать определенные советы и предостережения, которые позволили бы избежать ошибок, допущенных ранее. Идеи Вебера, я думаю, не потеряют актуальности еще долгое время.

Закончить хотелось бы словами самого Вебера: «Политика есть мощное медленное бурение твердых пластов, проводимое одновременно со страстью и холодным глазомером. Весь исторический опыт подтверждает, что возможного нельзя было бы достичь, если бы в мире снова и снова не тянулись к невозможному. Но тот, кто на это способен, должен быть вождем, мало того, он еще должен быть — в самом простом смысле слова – героем. И даже те, кто не суть ни то, ни другое, должны вооружиться той твердостью духа, которую не сломит и крушение всех надежд. »

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *