Магистральная часть воздухораспределителя для чего
Назначение и устройство воздухораспределителя 483.
ВР 483 состоит из трех основных частей: двухкамерного резервуара, главной части и магистральной части. На локомотивах дополнительно между главной и магистральной частью устанавливается датчик 418 контроля обрыва тормозной магистрали. На двухкамерном резервуаре имеется переключатель загрузки подвижной единицы. На магистральной части имеется переключатель профиля пути и клапан мягкости. На главной части ВР имеется обратный клапан, а также клапан выпуска воздуха из рабочей камеры для принудительного отпуска тормозов.
Магистральная часть имеет чувствительный орган, который в зависимости от изменения давления в ТМ запускает воздухораспределитель на торможение или отпуск тормозов.
Клапан мягкости находится в корпусе магистральной части и служит для того, чтобы при ликвидации сверхзарядки в ТМ, а также при других незначительных колебаниях давления в ТМ (режим мягкости) ограничить чувствительность ВР, во избежание его самопроизвольного срабатывания на торможение. Если же в ТМ давление начало понижаться темпом служебной разрядки, то задача клапана мягкости – наоборот повысить чувствительность к срабатыванию ВР для его четкого перехода в режим торможения.
Главная часть является исполнительной частью. Главные ее функции – это наполнение ТЦ при торможении и выпуск воздуха из ТЦ при отпуске тормозов. Внутри главной части имеется главный поршень и механизм, который устанавливает давление в ТЦ при торможении в зависимости от величины ступени торможения и положения ручки режимного переключателя загрузки подвижной единицы.
Обратный клапан находится сверху корпуса главной части и служит для непрерывной подпитки из ТМ запасного резервуара. Обратный клапан совместно с механизмом главной части обеспечивает неистощимость тормоза.
6) Регламент «Минута готовности» перед отправлением поезда со станции формирования.
Помощник машиниста после объявления машинистом «Минутной готовности» докладывает:
— поездные документы и предупреждения получены;
— приборы безопасности и радиостанция включены;
— ручной тормоз отпущен;
— справка ВУ- 45 в наличии;
— номер хвостового вагона соответствует с натурным листом;
— время стоянки от последнего опробования тормозов составило 15 мин;
— плотность тормозной магистрали 35 сек;
— давление напорной магистрали 8 ат;
— тормозной магистрали 5 ат;
— на локомотивном светофоре зеленый;
— проверяем целостность тормозной магистрали путем постановки ручки крана машиниста в 1-е положение;
— об отсутствии сигналов остановки с железнодорожного пути и поезда и о том, что время стоянки пассажирского поезда согласно расписанию закончилось.
Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного (маршрутного) и локомотивного светофоров с железнодорожного пути отправления и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с железнодорожного пути и поезда, приводит поезд в движение.
После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна, с помощью зеркал заднего вида или камер видеонаблюдения проверить и доложить друг другу об отсутствии (наличии) сигналов остановки, а также о состоянии поезда.
Магистральная часть воздухораспределителя для чего
Весь грузовой подвижной состав наших дорог оборудован автоматически действующими воздухораспределителями прямодействующего типа. Под прямодействием понимается наличие прямой связи главного резервуара (ГР) с тормозными цилиндрами (ТЦ), когда все утечки сжатого воздуха из тормозных цилиндров вагонов поезда при положении IV ручки крана машиниста (перекрыша с питанием) автоматически восполняются из главного резервуара локомотива через кран машиниста (КМ), тормозную магистраль (М) и запасные резервуары (ЗР). Благодаря такой связи ГР с ТЦ и обеспечивается неистощимость автоматических тормозов.
Грузовые поезда по сравнению с пассажирскими имеют большую длину. Поэтому для обеспечения плавности движения воздухораспределители грузового типа должны осуществлять более замедленные процессы торможения и отпуска.
По своим пневматическим свойствам все воздухораспределители подвижного состава дорог разделяются на мягкие, жесткие и полужесткие. Мягкий тип воздухораспределителей (пассажирского типа с ВР № 292) характеризуется двумя основными свойствами:
Жесткий тип воздухораспределителя не обладает вышеуказанными свойствами и срабатывает на торможение при утечках воздуха из магистрали любым темпом (когда давление в ней ниже зарядного). Он имеет только ступенчатый отпуск. Такие воздухораспределители применяются в грузовых коротких поездах для работы в условиях крутых затяжных спусков (карьеры, горные узкоколейки на лесоразработках и др.).
Воздухораспределители,обладающие свойствами мягкости и имеющие дополнительно свойство жесткости — ступенчатый отпуск тормоза, называют полужесткими. Именно к такому типу относится воздухораспределитель № 483, которым оборудована большая часть грузовых вагонов и локомотивов.
Прежде чем обратиться к рассмотрению конструкции и работы этого воздухораспределителя, необходимо уяснить, какие функции должен он обеспечивать с учетом специфики эксплуатации грузовых поездов. В связи с большой длиной грузовых составов одним из таких требований должна быть высокая скорость распространения тормозной волны для избежания повышенных продольных сил сжатия при торможении.
Особенно это сказывается при экстренном торможении из-за набегания слабо заторможенных хвостовых вагонов на сильно заторможенные головные вагоны. Высокой скорости тормозной волны можно достигнуть в автоматическом тормозе лишь эффективной дополнительной разрядкой магистрали.
Кроме того, уменьшить продольные силы в поезде при торможении можно также за счет замедления наполнения сжатым воздухом тормозных цилиндров головных вагонов. Это достигается за счет уменьшения проходного сечения (калибровки) канала для наполнения ТЦ из ЗР.
Большая, изменяющаяся в широких пределах масса груза (величина загрузки) по отношению к массе тары грузовых вагонов требует иметь в воздухораспределителе устройство для регулирования давления в ТЦ в зависимости от степени загрузки вагона. Это надо для того, чтобы полнее использовать силу сцепления колес с рельсами и иметь достаточную эффективность тормозов с точки зрения обеспечения безопасности движения.
Для лучшей управляемости и избежания чрезмерного снижения скорости из-за длительного отпуска тормозов при регулировочных торможениях на равнинных участках пути воздухораспределитель должен обладать легким (быстрым) бесступенчатым отпуском тормозов. В то же время быстрый бесступенчатый отпуск тормозов грузового поезда на участках пути с крутыми (более 18 %о) затяжными спусками представляет опасность разгона поезда до превышения установленной скорости.
Запасные резервуары всех вагонов не успевают дозарядиться полностью, и очередное торможение, необходимое для снижения или поддержания требуемой скорости, придется производить с пониженным запасом воздуха в ЗР. Это может привести к истощению тормозов и нарушению безопасности движения. Поэтому воздухораспределитель должен обладать устройством для обеспечения двух режимов отпуска тормозов — равнинного и горного.
Рассмотрим, как эти основные требования (свойства) реализованы в конструкции грузового воздухораспределителя № 483, общий вид которого показан на рис. 1. Он состоит из трех основных частей.
Воздухораспределитель
Воздухораспределитель — устройство для автоматическими зарядки сжатым воздухом запасного резервуара тормозов подвижного состава, наполнения тормозных цилиндров сжатым воздухом, а также для полного или частичного выпуска сжатого воздуха из тормозных цилиндров при повышении давления в тормозной магистрали. Сжатый воздух поступает из тормозной магистрали в тормозные цилиндры под давлением, на которое снижается давление в магистрали. Работа воздухораспределителя характеризуется темпом снижения давления в тормозной магистрали. В положении отпуска и зарядки воздухораспределителя допускает снижение давления темпом 0,02—0,04 МПа/мин без срабатывания (кроме воздухораспределителей жёсткого типа специального назначения). Для торможения необходимо снижение давления темпом выше 0,006 МПа/с не менее чем на 0,03 МПа. Для получения макс. давления в тормозном цилиндре тормозную магистраль разрежают на 0,13—0,15 МПа.
Воздухораспределители быстро срабатывают в поезде любой длины благодаря дополнит, служебной разрядке магистрали на ограниченное давление (0,03—0,05 МПа) в начальный период торможения; при этом перекрываются зарядные отверстия. Дальнейшее действие воздухораспределителя обеспечивается при любом темпе снижения магистрального давления. Дополнит, разрядка магистрали обеспечивает высокую скорость срабатывания автотормозов по длине поезда (до 300 м/с при экстренном и до 280 м/с при служебном торможении). Воздухораспределители устанавливаются на каждой единице подвижного состава.
Воздухораспределители, являющиеся основными приборами автоматическою пневматического тормоза, обеспечивают зарядку резервуаров и рабочих объемов тормоза на каждой единице подвижного состава из магистрального воздухопровода, наполнение тормозных цилиндров при торможении и выпуск воздуха из них в атмосферу при отпуске. По назначению воздухораспределители делятся на пассажирские, грузовые и специального назначения.
Применяются следующие типы воздухораспределителей:
непрямодействующие с бесступенчатым отпуском — на пассажирских вагонах, локомотивах и моторвагонном подвижном составе;
прямодействующие со ступенчатым отпуском — на пассажирских вагонах международного сообщения РИЦ;
прямодействующие с бесступенчатым отпуском — на скоростных поездах;
прямодействующие с равнинным (бесступенчатым) и горным (ступенчатым) режимами отпуска — на грузовых вагонах и локомотивах.
Таблица 1. Типы воздухораспределителей и места их применения
Непрямодействующий. При заводском ремонте заменяют на № 292-1
На пассажирских вагонах, локомотивах и моторвагонном подвижном составе
Непрямодействующий с тремя режимами: К, Д и УВ. Применяется с 1908 г. Схема воздухораспределителя № 292-1 (зарядка и полный отпуск приведена на рис. 120)
Рис. 1. Скородействующий тройной клапан № 218, 219
Продолжение табл. 1
Прямодействующий диафрагменно-клапанной конструкции с режимами:
G (Г) грузовой; Р (П) — пассажирский; R (ПС) — пассажирский скоростной (схема воздухо-распределителя КЕ, и осевого регулятора приведена на рис. 122, а схема стендов для испытания — на рис. 123 — 125)
На пассажирских вагонах международного сообщения габарита РИЦ колеи 1520 и 1435 мм
Рис. 2. Воздухораспределитель № 292-1:
а — разрез воздухораспределителя: б — вариант ускорительного поршня с металлическим кольцом (приборы выпуска до 1964 г.); в· — вид на ручку переключательного крана с положениями; Д — режим длинносоставного поезда; К — режим поезда нормальной длины; УВ — ускоритель экстренного торможения выключен
Рис. 3. Воздухораспределитель № 292-1:
а — переключательный кран с притираемой пробкой; б — переключательный кран с манжетными уплотнениями 1 (Дет. 270 313) и 2 (Дет 270 769)
Продолжение табл. 2
Прямодействующий с трутовыми режимами П, С и Г. Снят с производства в 1953 г., заменяют на № 270-005-1 или 483
На грузовых вагонах и локомотивах
Прямодействующий с пассажирским, равнинным и горным режимами. Снят с производства в 1960 г., заменяют на № 483
Прямодействующий с равнинным и горным режимами. Магистральная часть № 270-056 золотниково-поршневой конструкции. Снята с производства в 1968 г. С 1984 г. заменяют в эксплуатации на магистральную часть № 483-010
КДР — камера дополнительной разрядки (1,0 л), М — магистраль ЗК — золотниковая камера, ТЦ — тормозной цилиндр, ЗР — запасный резервуар, АТ — атмосфера
Продолжение табл 2
Прямодействующий с равнинным и горным режимом Магистральная часть № 270-1000 диафрагменно-клапанной конструкции Снята с производства в 1978 г Схема воздухораспределителя № 270-005 1 (зарядка и полный отпуск) приведена на рис 130 и 131
На грузовых вагонах и локомотивах
483, 483М (рис 132 и 133)
Прямодействующий с равнинным и горным режимами
Главная часть № 270-023 Магистральная часть № 483-010 или 483М 010 диафрагменноклапанной конструкции
Рис. 3. Схема воздухораспределителя № 292-1 (служебное торможение )
Прямодействующий однорежимный со ступенчатым отпуском (горный режим) без дополнительной разрядки магистрали
На грузовых вагонах узкой колеи и промышленного транспорта в поездах длиной до 20 вагонов
Прямодействующий однорежимный жесткого типа (1966 г.)
На затяжных спусках Закавказской дороги
Прямодействующий жесткого типа с порожним и груженым режимами
Рис 4. Воздухораспределитель КЕв:
1 — главная часть; 2 — двухступенчатое реле давления D 21, 3 — ускоритель экстренного торможения, 4 — рабочая камера (4 л), 5 — клапан зарядки запасного резервуара ЗР2, 6, 7, 9 — ручки для переключения на режимы О (Т) — грузовой, Р(П) — пассажирский, R(ПC) — пассажирский скоростной, 8 — разобщительный кран, М — магистраль, ЗР — запасный резервуара, ЗР2 дополнительный запасный резервуар ТЦ тормозной цилиндр ОР к осевому регулятору УР резервуар ускорителя (9 л)
Рис. 122. Схема воздухораспределителя KES и осевого регулятора Аг-11 (положение зарядки и полного отпуска):
1 — ускоритель экстренного торможения ЕВЗ; 2 — главная часть KEOcSI; 3 — осевой скоростной регулятор Аг-11, 4 — двухступенчатое реле давления типа Du-2I; V — клапан
RF2 зарядки дополнительного запасного резервуара; VI — устройство для проверки скоростного регулятора (на вагоне); РК — рабочая камера (4 л); ТК — тормозная камера (1,4 л); ЗР1 и ЗР2 — основной и дополнительные запасные резервуары; ТЦ — тормозные цилиндры; УР — резервуар ускорителя (9 л): УК — камера ускорителя; КДР — камера дополнительной разрядки (0,5 л); «ПС», «Я», «Т — положения переключателей на режимах соответственно скоростном, пассажирском и грузовом (товарном): 1 — отверстие диаметром 3 мм, 2 — главная диафрагма; 3 — клапан дополнительной разрядки магистрали; 4 — диафрагма ТК·, 5, 6 — выпускной и питательный клапаны ТК: 7 — отверстие диаметром 1,4 мм; 8 — клапан ограничения дополнительной разрядки; 9 — отверстие диаметром 0,4 мм, 10 — поршень с дросселирующим штифтом, 11 — отверстие диаметром 0,6 мм зарядки РК и мягкости; 12 — клапан зарядки РК, 13, 21 — отверстия диаметром 0,5 и 0,47 мм соответственно наполнения и отпуска ТК на режиме «Г»; 14 — клапан максимального давления в ТЦ: 15 — отверстия диаметрами 1.2 и 0.7 мм соответственно наполнения и отпуска ТК на режимах «ЯС и «Я»; 16 — скачковый клапан; 17 — диафрагма (общая для клапанов 12, 14, 16): 18, 19 — клапаны наполнения и отпуска ТК переключателя режимов главной части; 20, 22 переключательные клапаны; 23 — поршень; 24 — толкатель; 25 — — инерционные грузы; 26 — дифференциальный поршень переключателя режимов реле IV: 27, 28 — — питательный и выпускной клапаны; 29, 31, 45 — диафрагмы; 30 — пружинный буфер; 32, 40 · — диафрагмы зарядного устройства: 33 — подпружиненный поршень; 34 — обратный клапан; 35, 36 — клапаны разобщительного устройства; 37 — клапан прямой зарядки ЗР, 38 — обратный клапан (диафрагма): 39 — отверстие диаметром 0,75 мм; 41 — клапан ликвидации перезарядки УК, 42 — отверстие диаметром 0,4 мм, 43, 44 — поршень и толкатель полуавтоматического отпускного клапана: 46 — срывной клапан ускорителя; 47 — пружинный буфер
Окончание табл. 2
Прямодействующий жесткого типа с дистанционным переключением на порожний и груженый режимы
В карьерах с затяжными спусками до 0,060 на вагонах промышленного транспорта
То же в алюминиевом исполнении с давлением на порожнем режиме (1,6±0,2) кгс/см2. Время наполнения тормозного цилиндра (3,5±1) с и время отпуска не более 8 с
Примечания. 1. На рефрижераторных вагонах испытывают опытные магистральные части с переключением на пассажирский режим с временем наполнения тормозного цилиндра за 3 — 8 с и 14 — 20 с — на грузовом режиме.
2. С 1985 г. испытывают опытную партию воздухораспределителей Μ® 292М с переключателем режимов (К, Д, УВ) с манжетным уплотнением (см. рис. 119) вместо конусной притираемой пробки н с манжетным уплотнением магистрального поршня вместо металлического кольца.
Таблица 3. Основные размеры скородействующих тройных клапанов № 218 и 219
Рис. 123. Изменение давления рц в тормозных цилиндрах с воздухораспределителем KES при торможении на скоростном режиме (ПС) на колее 1520 мм в зависимости от давления р в магистрали (а) и от времени I при экстренном торможении (о):
1 — скорость более 110 км/ч; 2 — скорость менее 110 км/ч и на пассажирском режиме
Рис. 124. Схема стенда для испытания воздухораспределителя KES:
1 — уравнительный резервуар; 2 — кран машиниста; 3, 4, 5, 6. 9, 10 — краны с отверстиями диаметром соответственно 0,8; 2,7; 4,0; 7,0, 3,0 и 1,0 мм; 7 — привалочный кронштейн воздухораспределителя КЕ5, 8 — регулятор Аг-11; 11 — тормозной цилиндр; 12, 13, 14, 15 — резервуары объемами соответственно 8,2; 78; 8,2 и 55 л, манометры; УР — уравнительного резервуара; ГР — главного резервуара; М — магистрали; УК — ускорительной камеры, ЗР1 и ЗР2 — запасных резервуаров; ТЦ — тормозного цилиндра
Таблица 72. Основные размеры воздухораспределителя № 292-1
Рис. 125. Схема стенда Ст-ВР-КЕ для испытания подкомплектов воздухораспределителя KES (переключатель режимов, разобщительный кран, двухступенчатое реле давления, ускоритель экстренного торможения):
Рис. 126. Воздухораспределитель № 320:
1 — корпус, 2 — втулка; 3 — поршень магистральный; 4 — поршенек компенсационный; 5 — втулка главного золотника. 6 — колпак режимный; 7 — поршень уравнительный; 8 — шток; 9 — втулка лабиринтовая, 10 — золотник главный, 11 — золотник уравнительный; 12 — отверстие калиброванное; 13 — поршень главный; 14 — цилиндр
Продолжение табл. 72
Рис. 127. Воздухораспределитель № 135:
1 — клапан обратный; 2 — втулка; 3 — поршень магистральный; 4 — золотник отсекательный; 5 — золотник магистральный; 6 — колпак режимный; 7 — шток уравнительного золотника; 8 — пружина режимная малая; 9 — пружина режимная большая; 10 — упорна режимных пружин, 11 — рамка золотников; 12 — золотник уравнительный; 13 — золотник главный; 14 — втулка главного золотника; 15 — пружина главного поршня; 16 — отверстие калиброванное; 17 — кулиса; 18 — корпус главной части; 19 — шайба; 20 — втулка направляющая кулисы
Рис. 128. Воздухораспределитель № 270-002:
1 — главная часть № 270-023; 2 — двухкамерный резервуар № 295-001; 3 — эксцентриковый переключатель грузовых режимов (Г, С, П); 4 — магистральный поршень; 5 — корпус магистральной части № 270-063; 6 — золотник; 7 — диафрагма; 8 — упорка для переключения на равнинный и горный режимы; 9 — поршень с отверстием диаметром 0,75 мм
Рис. 129. Магистральная часть воздухораспределителя № 270-005-1:
1 — корпус магистральной части № 270 1000; 2 — крышка, 3 — диафрагма с двумя шайбами, 4 — плунжер; 5 — манжеты; 6 — диафрагма 7 — упорка равнинного и горного режимов; 8 — толкатель; 9 — клапан дополнительной разрядки магистрали, 10 — двухкамерный резервуар № 295-001
Рис. 130. Схема воздухораспределителя № 270-005-1 (зарядка и полный отпуск на равнинном режиме):
ДР — камера дополнительной разрядки; ЗК — золотниковая камера; МК — магистральная камера, РК — рабочая камера; ТЦ — тормозной цилиндр; К — камера; М — магистраль, ЗР — запасной резервуар
Рис 131 Схема положения клапанов и плунжера магистральной части № 270 1000
а — зарядка и отпуск, б — торможение, в — перекрыта МК — магистральная камера, ЗК — золотниковая камера, РК — рабочая камера, ДР — канал дополнительной разрядки, Ат — атмосферная камера, 1 — клапан дополнительной разрядки, 2 — толкатель, 3 — фрикционное кольцо, 4 — отверстие для зарядки, 5 — плунжер, 6 — отверстие сообщающее М с ЗК, 7 — три или два отверстия в гайке диска, 8 — отверстие ЗК, 9 — отверстие для зарядки РК из М, 10 — отверстие для сообщения РК с ЗK, 11 — отверстие для зарядки РК на равнинном режиме (второй путь), 12 — диафрагма
Рис 132 Воздухораспределитель № 483
1 — главная часть № 270 023, 2 — двухкамерный резервуар N° 295 00, 3 — магистральная часть № 483 010, 4 — клапан мягкости с втулкой 6 в приборах выпуска до 1986 г, 5 — клапан мягкости с седлом 7 выпуска с 1987 г, 8 — седло с манжетой 9 — плунжер 10 — диафрагма с двумя шайбами, 11 — седло клапанов (в сборе), 12 — манжета дет 305 156, 13 клапан дополнительной разрядки, 14 — тормозной клапан, 15 — отверстие диаметром 0,9 мм (0,55 мм), М — магистраль, ТЦ — тормозной цилиндр, ЗР — запасный резервуар, КДР — канал дополнительной разрядки
Рис. 133. Положения клапанов магистральной части № 483-010:
Рис, 134. Воздухораспределитель № 270-006:
1 — главная часть № 270 014, 2 — однокамерный резервуар (4,5 л); 3-обратный клапан; 4 — эксцентриковый вал грозового переключателя
Рис 135. Воздухораспределитель № 388 2.
1 — регулировочный стакан, 2 — крышка, 3 — винт для регулировки предельного давления, 4 — упорка, 5 — обойма; 6 — большая диафрагма, 7 — обратный клапан, 8 — малая диафрагма, 9 — корпус, 10 тормозной клапан, 11 — шток, 12 — манжета, 13 — выпускной клапан, 14 — зажимная гильза, 15 — упорка, ЗΡ — запасный резервуар, ТЦ — тормозной цилиндр, М — магистраль Ат — атмосферная полость
Продолжение табл 72
Примечание. Схема воздухораспределителя № 292-1 (служебное торможение) км. рис. 120).
Рис. 137 Воздухораспределитель № 498:
1 — электропневматический переключатель на порожний и груженый режимы; 2 — главная часть с ручным переключателем режимов и выпускным клапаном; 3 — камера 295; 4 — промежуточная часть (переходник), 5 — реле давления 404; М — отвод к тормозной магистрали, ТЦ — отвод к тормозному цилиндру; ЗР — otвод к запасному резервуару
Таблица 73. Усилия перемещения магистрального поршня воздухораспределителя № 292-1