Магнит дрогери что это
Дрогери: что это за формат магазина, примеры франшиз дроггери в России
Если спросить большинство наших соотечественников, то едва ли от многих можно услышать определение этого термина. Тем не менее, даже не догадываясь об этом, они регулярно посещают сеть магазинов формата дроггери или дрогери (drogerie, droggery, drogery), а что это такое в торговле, — мы и выясним в нашей статье.
Подобные франшизы уже давно стали очень популярными на территории Западной Европы, а у нас только начинают набирать обороты. Согласно исследованиям рынка, которые регулярно проводит американская компания Nielsen, в настоящий момент такого рода торговые точки уже занимают не менее 18-20% доли розничной торговли. Поэтому, если человек ищет в этом плане свободную нишу «под себя», обязательно стоит рассмотреть вариант, так как он действительно может принести выгоду и прибыль.
Определение понятия и историческая справка
Само название в буквальном переводе с английского означает «аптека», и это неслучайно. Именно там на Западе можно приобрести самые разнообразные товары, начиная от лекарственных средств и заканчивая предметами для уборки. По сути, речь идет о магазинах, специализирующихся на промышленной товарной продукции, не требующей никаких особых условий хранения. Чаще всего там продается косметика, бытовая химия, парфюмерия, иногда игрушки и елочные украшения на Новый год, небольшой набор продуктов питания, запакованных в герметичную упаковку, средства гигиены и прочая «мелочевка».
Считается, что впервые нечто подобное было придумано в Германии, примерно в начале семидесятых годов двадцатого века. На тот момент наблюдался тотальный рост дискаунтеров и супермаркетов, которые возникали во всех городах. Немецкие предприниматели сразу поняли свою выгоду и стали открывать небольшие бутики с крупным ассортиментом широкого потребления. Чаще всего они размещались в наиболее оживленных районах, но больше 75% оборота в них обеспечивается постоянными клиентами, живущими неподалеку.
Следом за немцами, подобные инициативы тут же подхватили иные европейские страны. На сегодня точки такого плана есть повсеместно и в России. Зачастую популярность их даже намного выше, чем у более привычных супермаркетов. Потому что до них обычно приходится еще добираться, а в drogerie можно приобрести стиральный порошок и зубную пасту прямо рядом с домом, да еще и по более доступной цене.
Преимущества
Наиболее популярным обсуждаемым плюсом такого магазина можно считать простоту организации, а также низкий уровень безубыточности. Размещают подобные торговые точки чаще всего вне пределов крупных сетей, в спальных районах, где большая ежедневная проходимость, ввиду чего оборот на квадратный метр оказывается действительно хорошим. При этом цена развития, как и эксплуатации, остается в пределах низкого уровня, намного ниже, чем, к примеру, у продовольственных.
Экономия достигается, ввиду нескольких весомых факторов, но сперва следует выяснить, что это значит – дрогери-ритейл и почему открыть его действительно выгодно. Это синоним розницы, то есть, когда вы закупаете большую оптовую партию по сниженной стоимости, а продаете с небольшой наценкой, получая прибыль в основном за счет мощного оборота.
Обзор «Магнита»: продуктовый ретейлер, который борется за лидерство
«Магнит» (MCX, LSE: MGNT) — крупнейший по количеству магазинов и второй по выручке продуктовый ретейлер в России. Компания — один из крупнейших частных работодателей в стране со штатом более 300 тысяч сотрудников.
О компании
Бизнес «Магнита» присутствует во всех федеральных округах, кроме Дальневосточного. У него самый широкий территориальный охват среди конкурентов: клиенты «Магнита» — 85% российских семей из более чем 3800 населенных пунктов.
Компания постоянно расширяет сеть магазинов, к концу 1 полугодия 2021 года их количество достигло 22 344, а торговая площадь — 7,75 млн квадратных метров. Под зонтичным брендом «Магнит» работает несколько форматов магазинов:
Кроме того, компания тестирует несколько новых форматов:
Курс о больших делах
«Магнит» вводит кластеризацию: к ключевым кластерам относятся мегаполис, город и деревня. Суть нововведения заключается в кастомизации ассортимента в магазинах одного формата в зависимости от местоположения: например, в магазинах «Косметик» для мегаполиса более широкий ассортимент косметики и парфюмерии, а в магазинах для деревни — товаров для дома и для детей.
У компании обширная логистическая инфраструктура: 39 распределительных центров суммарной площадью 1,7 млн квадратных метров и практически 4,4 тысячи грузовиков.
«Магнит» называет себя единственным продуктовым ретейлером с вертикальной интеграцией: у него 17 собственных производств продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Это крупнейший в России грибной комплекс, кондитерские фабрики и прочее. Например, компания покрывает 88% внутреннего спроса на орехи и сухофрукты за счет собственного производства. Суммарно в ассортименте «Магнита» около 2,5 тысячи наименований товаров собственных торговых марок (СТМ), которые дают около 10% розничной выручки. В планах компании нарастить долю СТМ до 25% к 2025 году.
Кроме того, «Магнит» активно работает с поставщиками — например, заключает контракты для более выгодного, прямого импорта. Доля товаров прямого импорта в розничной выручке составляет 7%.
Компания поддержала рыночный тренд и стала развивать e-commerce: запустила собственную службу доставки и заключила партнерства с Delivery Club, «Яндекс-едой» и Wildberries. Доставка осуществляется как из существующих магазинов, так и из специально открываемых дарксторов. По итогам первого полугодия 2021 года доставка доступна в 106 городах из 62 регионов России, в среднем выполняет 15 тысяч заказов в день.
43 млн человек зарегистрированы в программе лояльности компании, 70% покупок совершается с использованием карт лояльности. Это помогает лучше понимать потребности клиентов, прогнозировать спрос. Также компания запустила партнерские проекты с банками Тинькофф, ВТБ, «Почта-банк» по выпуску кобрендовых карт с повышенными бонусами при покупках в магазинах сети.
«Магнит» не останавливается на этом и пытается построить экосистему вокруг клиента: планируется создать суперприложение, объединяющее программу лояльности, историю покупок, доставку и дополнительные сервисы. Одним из первых шагов на этом пути был запуск платежного сервиса Magnit Pay, по итогам первого полугодия 2021 года выпустили уже 5 млн виртуальных карт сервиса. Недавно запустили кредитного брокера.
Ретейлер много вкладывается в развитие — что называется, по всем фронтам: кроме открытия новых магазинов, во многих старых проводится редизайн, активно идет цифровая трансформация, даже создали бизнес-акселератор MGNTech.
Главная стратегическая цель компании — укрепление лидерства в сегменте, с наращиванием доли рынка при сохранении доходности. В последнее время у «Магнита» это получается: доля рынка растет, сопоставимые продажи вышли из минуса. Кроме того, летом компания заключила одну из крупнейших сделок M&A на рынке ретейла — купила сеть «Дикси» из практически 2,5 тысячи магазинов и 5 распределительных центров за 97 млрд рублей. Это позволит «Магниту» еще нарастить долю рынка, в том числе серьезно — в стратегически важных столичных регионах.
Компания не отстает от глобальных тенденций: летом 2020 года представила стратегию устойчивого развития до 2025 года. Ее основные направления: сокращение выбросов парниковых газов, расхода воды и энергии, наращивание процента используемой перерабатываемой упаковки, повышение вовлеченности сотрудников и уменьшение текучки кадров.
«Магнит» запустит новую сеть магазинов
В июле один из крупнейших продовольственных ретейлеров ГК «Магнит» открыл три тестовых магазина в формате дискаунтера под брендом «Моя цена», рассказал в интервью РБК Ян Дюннинг, президент и гендиректор компании.
Для пилотов были переформатированы магазины формата «у дома» в Самаре, Камышине (Волгоградская область) и поселке Старая Кулатка (Ульяновская область), которые подходили под концепцию. Точки площадью до 300 кв. м и с ассортиментом около 2 тыс. товарных позиций находятся в спальных районах.
Как объяснил Ян Дюннинг, новый формат близок природе бизнеса «Магнита». «Особенно если учитывать наличие у нас собственных производств продуктов», — уточнил собеседник РБК. Ретейлер владеет 11 пищевыми и четырьмя агропромышленными производствами. В ассортименте магазинов около 65% приходится на продукцию «первой цены» и более 18% — на собственную торговую марку.
Основные отличия формата от магазинов «у дома» в том, что точки «Моя цена» не будут находиться в непосредственной близости к домам, будут работать с очень сжатым ассортиментом (в обычных магазинах «у дома» 6,6 тыс. наименований), а формат, ориентированный на максимально низкие цены, предполагает немного другой сервис, например, большинство товаров на полках размещены прямо в коробках.
Концепция предполагает гораздо меньшие капитальные вложения в открытие, включая инвестиции в ремонт и переоборудование. У тестовых магазинов достаточно простое зонирование торгового пространства и базовый набор оборудования. Дюннинг не раскрыл стоимость пилотных точек.
В сети «Моя цена» будут продаваться овощи, фрукты, бакалея, молочные товары, кондитерские изделия, детское питание, напитки, корма для домашних животных, бытовая химия и другое.
«Магнит» собирается тестировать дискаунтеры в течение ближайших нескольких месяцев, чтобы понять отклик потребителей. «Вероятно, откроем еще три-четыре (точки) и попытаемся понять, сработает это или нет. Первое впечатление — да, на это есть спрос на рынке, но нужно проанализировать, сможем ли мы еще снизить цены на товары собственного производства и СТМ, а также будет ли готов российский покупатель их приобретать», — пояснил гендиректор «Магнита».
Главный конкурент «Магнита», лидер российского продовольственного ретейла X5 Retail Group (развивает сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») ранее заявлял, что планирует протестировать формат «жесткого дискаунтера». В этих магазинах также будет сделан упор на большую долю собственных торговых марок. Первые точки будут открыты в ноябре, а решение о развитии новой сети компания примет в декабре 2021 года.
ГК «Магнит» управляет одноименными магазинами у дома, супермаркетами, сетью магазинов бытовой химии и косметики «Магнит Косметик», а также аптеками. В первом квартале 2020 года чистая розничная выручка ретейлера год к году выросла на 17,6% и составила 364,8 млрд руб. Чистая прибыль за тот же период увеличилась на 30,8% и составила 4,2 млрд руб. По состоянию на 30 марта 2020 года сеть «Магнит» насчитывала 20 860 магазинов: 14 594 «магазина у дома», 472 супермаркета «Магнит Семейный» и 5 794 магазина-дрогери, расположенных в 3 718 населенных пунктах.
Drogerie: анализ формата магазина, его плюсы и минусы
Из этого материала вы узнаете:
Когда наш соотечественник слышит слово «дрогери», он может задумчиво потереть затылок, так как оно ему не знакомо. Однако в магазины формата Drogerie он ходит регулярно. Этот вид пришел в Россию из Германии и уже успел полюбиться соотечественникам.
В нашей статье мы представили полное определение этого вида торговли, разобрали его плюсы и минусы. Также предложили ценные советы по открытию собственной точки такого типа. Прочитав ее до конца, вы разберетесь в дрогери-формате от А до Я.
Перевод и значение слова «Drogerie»
Это слово пришло к нам из немецкого языка. Буквально оно переводится как «аптекарский магазин». Однако прямую параллель между современным drogerie и аптекой провести нельзя. Это не один из вариантов торговли лекарствами, а магазин, имеющий свой специфический формат.
Идея такого формата родилась в Германии в семидесятых годах прошлого века. Это было время стремительного роста количества супермаркетов и дискаунтеров. Оценив преимущества торговли товарами повседневного спроса, немецкие предприниматели начали массово открывать небольшие магазины с широким ассортиментом товаров, не требующих специальных условий для хранения. Разместить свои торговые точки они старались в многолюдных районах, поближе к потенциальным покупателям. В итоге 80 % оборота стали обеспечивать им постоянные клиенты.
Вслед за Германией такие магазины стали открываться и в других европейских странах. Потребители хорошо отреагировали на новый вариант торговли. Постепенно популярность drogerie стала даже выше, чем у супермаркетов. Ведь теперь средство для стирки белья, зубную пасту и любой товар повседневного спроса стало возможно купить рядом с домом, да еще и по более выгодной цене.
Декоративная косметика, бытовая химия, средства личной гигиены удачно дополнили аптечный ассортимент классических дрогери и заняли свое достойное место в структуре торговых предприятий.
Магазины такого формата широко представлены и в российских регионах. От европейских они отличаются только тем, что купить здесь лекарственные препараты не удастся. В соответствии с требованиями законодательства их продажа может осуществляться только через аптечные сети. Остальной ассортимент такой же, как в других странах. Здесь вы можете купить и тюбик зубной пасты, и туалетную воду от производителя с мировым именем.
К специфическим особенностям магазинов дрогери можно также отнести:
Благодаря этому у магазина быстро формируется небольшой, но стабильный поток лояльных покупателей. В сочетании с отсутствием издержек на хранение скоропортящихся товаров это позволяет достичь неплохой прибыли.
Плюсы и минусы формата Drogerie
Удачное месторасположение и хороший оборот на 1 кв. м. торговой площади в сочетании с относительно низкими эксплуатационными затратами на содержание магазина позволяют быстро выйти на получение прибыли.
Отсутствие необходимости приобретения витрин и устройств для хранения товаров с маленьким сроком годности позволяет экономить деньги на оборудовании. На первом этапе можно обойтись простыми полками и заменить систему кондиционирования обычным проветриванием. Оформить интерьер и позаботиться о более комфортных условиях можно будет тогда, когда появится первая прибыль.
В магазинах формата drogerie продаются товары повседневного спроса, которые не являются скоропортящимися. Это облегчает планирование доставок новых партий и позволяет максимально эффективно загружать транспорт.
Отсутствие необходимости использования энергозатратного холодильного оборудования позволяет существенно экономить электроэнергию. Ее затраты сводятся к организации освещения торгового зала.
Близость к потребителю и ежедневно востребованный людьми ассортимент товаров позволяет получать стабильную прибыль даже в условиях отдаленных районов. Такие магазины представители домохозяйств посещают примерно с одинаковой периодичностью и регулярно совершают покупки.
Лучшие Drogerie-магазины в России
Самые известные российские drogerie — «Улыбка радуги» и «Магнит Косметик». Но лидером, конечно, является «Магнит». На данный момент у него в шесть с половиной раз больше торговых точек, чем у «Улыбки», и он не собирается останавливаться в своем развитии. К 2023 году «Магнит Косметик» планирует нарастить объемы своего присутствия до 9,3 тыс.
По данным пресс-службы сети, в первом полугодии 2019 года LFL-продажи возросли на 3,6 %. При неизменной стратегии продвижения компания активно ищет пути совершенствования формата. Постоянно разрабатываются и обновляются сервисы. На полках регулярно появляются не только новые продукты, но и товары под фирменным брендом.
Сеть «Магнит Косметик» планомерно осваивает российские регионы, создавая существенную конкуренцию для местных локальных сетей. Конкурировать с таким мощным представителем рынка товаров первой надобности сложно не только по ассортименту, но и по ценам.
Все регионы для «Магнита» являются одинаково привлекательными. Положительные результаты торговли дрогери зависят от того, насколько грамотно расположены магазины в разных районах и насколько эффективно сочетаются форматы между торговыми точками. В компании утверждают, что стремятся реагировать на любые запросы покупателей, поэтому все чаще открывают в соседних помещениях точки «Магнит Косметик» и продуктовые магазины.
В России есть и иные сети дрогери, но у представителей первой десятки количество магазинов не превышает тысячи.
Зарубежные Drogerie-гиганты
По результатам исследований, 80 % европейских жителей делают покупки в магазинах дрогери не реже двух раз в неделю.
Почти во всех странах ЕС можно совершить покупки в магазинах Schlecker.
Очень большой популярностью в Европе пользуется торговая сеть Rossman. Такие магазины можно встретить как в центре столичных городов, так и в скромных отдаленных кварталах.
Англичане нашли свой вариант концепции дрогери. Они активно продают товары не только в розничной сети, но и через интернет-магазины. Самая крупная сеть drogerie Boots имеет более 2500 торговых точек.
На родине drogerie, в Германии, по-прежнему процветает немецкая сеть DM (Drogerie Markt). Она появилась на рынке около 50 лет назад и за это время лишь укрепила свои лидерские позиции. Сегодня она владеет более 3 тыс. торговых точек в 14 странах.
Ассортимент магазина Drogerie
Ассортиментный список магазина дрогери представлен в основном непродовольственными товарами, пользующимися высоким спросом и имеющими длительный срок хранения:
В европейских магазинах такого формата можно купить лекарственные препараты, для приобретения которых не требуется рецепт. Часть полок отведена под товары продовольственной группы — печенье, шоколад и другие сладости.
Большинство товаров относится к среднему ценовому сегменту. Это привлекательный вариант для людей с невысоким доходом. У крупных сетей, как правило, есть собственное производство. Поэтому на прилавках довольно много товаров под брендом сети, которые успешно конкурируют с дорогими раскрученными аналогами.
Советы по открытию магазина Drogerie
По достоинству оценить drogerie и узнать, что это такое в торговле, можно только на практике.
Но без посторонней помощи реализовать такой проект очень трудно. Вопрос о том, как получить прибыль, применяя низкие наценки, и не пасть жертвой активно развивающегося сетевого бизнеса, очень непростой. Сложности поджидают сразу в нескольких направлениях.
1. Основные моменты.
На стартовых позициях предпринимателю, решившему открыть магазин такого формата, необходимо:
Это возможно только при условии взаимодействия с крупной розничной сетью. Заинтересованных в вашем предложении будущих партнеров по бизнесу найти просто, ведь каждая крупная дрогери-сеть постоянно находится в процессе расширения и всегда готова к открытию новых торговых точек.
Франшиза крупной сети drogerie — лучший вариант удачного старта для владельцев малого бизнеса.
Для того чтобы стать региональным партнером, вам необходимо:
В свою очередь, вы получаете оборудование для торгового зала, продукцию, контракты, транспортное обслуживание и другие возможности для начала успешной работы.
2. Требования к помещению.
Требования к помещению магазина дрогери достаточно простые. Он может легко вписаться в существующие невысокие лимиты по электроэнергии, которые неприемлемы для продуктовых магазинов.
Занимаемая площадь должна быть не меньше 100 кв. м.
Помещение зонируется так, чтобы покупателю максимально удобно было находить нужные товары, ведь обязательное условие — работа по принципу самообслуживания. Раскладка товаров производится мерчандайзерами в соответствии со всеми правилами.
Если площадь магазина не превышает 300 кв. м., то высокие стеллажи размещаются только по периметру. В центре магазина высота полок не должна превышать 1,5 метров.
У входа и рядом с кассами организуют место для раскладки товаров по специальным ценам. Их довольно много, ведь регулярные акции и сезонные распродажи — один из принципов дрогери-торговли. Здесь же размещают небольшой ассортимент продуктов питания.
3. Затраты и окупаемость.
Дрогери формируют свою прибыль за счет активного товарного оборота и невысокой наценки. Она зависит от размера магазина, существующих цен и принципов ценовой политики, покупательной способности клиентов и многого другого.
В среднем, за вычетом всех расходов, чистая прибыль с 1 кв. м. торговой площади составляет примерно 20 тыс. рублей в месяц. Это значит, что торговый зал 100 кв. м. будет приносить в месяц около 200 тыс. рублей.
Ключевые показатели бизнеса:
Выйти на уровень рентабельности и окупить вложения получится примерно через 6 месяцев. Какое-то время уйдет на знакомство покупателей с вашей торговой точкой. После этого наступит период привыкания, и только затем сформируется поток постоянных клиентов. Поэтому отсутствие больших объемов продаж в первые два месяца не должно вас особенно беспокоить.
4. Отношения с поставщиками.
Контакты с поставщиками представляют для drogerie определенные сложности. Дело в том, что для такого формата подходят только ходовые товары повседневного спроса. Новые продукты продавцы берут крайне редко, довольствуясь проверенным ассортиментом. Объем закупок тоже невелик. Поэтому поставщики относят владельцев небольших дрогери-магазинов к категории проблемных клиентов.
Для решения вопроса с закупками принимаются самые разнообразные меры. Не так давно появилась особая межсетевая организация — «Дрогери Союз». Поводом для объединения 10 крупных сетей стало повышение закупочных цен, и владельцы дрогери-компаний решили попробовать вариант совместных заказов товара.
Упросить процесс закупок может также взаимовыгодное сотрудничество с региональными партнерами.
Более сложный, но реальный путь поиска стабильных контактов — заключение договоров с мелкими поставщиками отдельных товаров. Они могут быстро реагировать на ваши запросы, в кратчайшие сроки производить поставки нужного объема продукции в магазины. С учетом того, что политика дрогери предполагает максимальное удовлетворение спроса покупателей и что востребованные товары просто не могут отсутствовать на полках, мелкие поставщики незаменимы. Их наличие несколько усложняет логистику, но при условии того, что вы сумеете хорошо продумать систему поставок, такое сотрудничество будет весьма эффективным.
Из всего вышесказанного следует, что формат дрогери предполагает серьезную аналитику, четкое планирования и персональный маркетинг. Объем закупок должен максимально соответствовать наполняемости торгового зала товарами. Полупустые полки станут сигналом к узости ассортимента, и клиент разочаруется в выборе. Излишний товар также затруднит процесс покупки, ведь тратить время в поисках необходимого товара на переполненных прилавках захочет не каждый покупатель.
5. Нужна ли реклама?
Как и любому другому торговому предприятию, обойтись без рекламы магазину-дрогери не удастся.
Инструменты можно использовать стандартные:
Заблаговременная реклама поможет сформировать клиентский поток еще до открытия магазина. Возбудите у людей любопытство, объявите акции, простимулируйте последующие посещения маленькими подарками за первую покупку.
Вложения в рекламную кампанию составят примерно 20 тыс. руб., но качественная реклама обеспечит хорошие темпы продвижения к требуемым объемам продаж.
Михаил Дашкиев о Сергее Азимове
6. Откуда экономия?
Большая часть экономии обеспечивается спецификой самого формата: холодильники для хранения охлажденной и молочной продукции, морозильные камеры, прилавки, оборудованные устройствами для поддержания качества овощей и зелени, особая система кондиционирования вам не потребуются. А ведь именно они съедают приличную долю первоначальных инвестиций при запуске торговых проектов. Ваши затраты — всего 200 тыс. руб. на открытие магазина площадью 100 кв. м.
Второй фактор экономии — логистика. Все продукты имеют длительный срок хранения, а это значит, что закупки можно производить гораздо реже, транспорт загружать максимально эффективно и сводить к минимуму возможность появления товаров с истекшим сроком годности.
Также помогает сократить расходы низкое энергопотребление. Вы не только не потратите деньги на закупку дорогостоящего оборудования для хранения скоропортящихся товаров, но и не будете оплачивать затраченную на их работу энергию, без труда впишетесь в установленные лимиты по электричеству. По факту, вы несете издержки только на оплату освещения торгового зала.
Магазины дрогери небольшие — 80 % оборота составляют покупки постоянных клиентов, проживающих в районе торговой точки и регулярно приобретающих товары первой необходимости. Этот показатель соответствует показателю продовольственных дискаунтеров, для организации работы которых потребуется гораздо больше вложений. Ассортимент сетей почти не отличается, но покупателей получит тот, кто первый займет подходящее для торговли помещение.
7. Как зарегистрироваться?
Процесс регистрации drogerie не предполагает особых сложностей и наличия специальных разрешений. В пакет документов входит только санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора, документ о соответствии требованиям пожарной безопасности от Госпожнадзора и набор стандартных нормативных документов для магазина. Кроме этого, вам следует зарегистрироваться как ИП с упрощенной системой налогообложения («доходы минус расходы» по ставке 15 %).
Вид деятельности согласно ОКВЭД-2: 47.7 – Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах.
Так как для работы в магазине вы будете привлекать наемных работников, необходимо встать на учет внебюджетных фондов ПФР и ФСС в качестве работодателя, для того чтобы впоследствии перечислять страховые взносы за своих сотрудников.
И не забудьте, что основа ассортимента drogerie — товары повседневного спроса. Поэтому ваш успех во многом будет зависеть от правильного выбора места. Самый лучший вариант — главная улица спального района с высотной застройкой и высокой плотностью населения. Вы приносите пользу людям, а они обеспечивают вам хорошую прибыль!
Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно