Магометанское кладбище что это

Как выглядит мусульманское кладбище и почему его не посещают женщины

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Мусульманское кладбище – это территория, выделенная под захоронения умерших, которые при жизни придерживались традиций ислама. Пол, раса, национальность в религии не имеет значения. Предавать земле лиц другого вероисповедания на погосте строго запрещено.

Отличия мусульманского кладбища от христианского

Кладбище у мусульман отличается от захоронений по христианской традиции. Сходство заключается в том, что территория ограждена, разрешается установка надгробных памятников с полумесяцем, за могилами ухаживают, посещение родственников приветствуется и поощряется.

Внешний вид

К организации, оформлению мусульманского кладбища предъявляется ряд требований:

Кого и как хоронят

На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех. Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.

Порядок подготовки к похоронам:

Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.

Кого и как хоронят

На погосте хоронят лиц, исповедовавших ислам. Христианина похоронить на мусульманском кладбище – тяжкий грех.

Ритуалы, методика проведения правоверного в последний путь описаны в Коране. Обязательно приглашают имама для чтения сур. Он читает молитву «Калимат-шахадат» над смертным ложем.

Порядок подготовки к похоронам:

Похороны на исламском кладбище следует провести в день смерти. Мусульмане не пользуются услугами морга. По традиции женщины омывают умерших девушек, мужчины – мужчин. Если покойный был одиноким, тело моют соседи, дальние родственники.

Почему мусульманки не ходят на кладбище и другие традиции погребения

Считается, что у мусульман женщины не ходят на кладбище. Посещать могилы правоверным девушкам разрешается при соблюдении определенных правил:

Требования по поведению женщины на мусульманском специальном кладбище:

Если женщина не соблюдает мусульманские требования, посещать погост ей нельзя. Отказывать без веской причины в посещении могил детей, ближайших родственников муж не имеет права.

Существует ряд правил, регламентирующих поведение на мусульманском кладбище. Они сходны с христианскими обычаями:

Общие каноны поведения на кладбище мусульман не зависят от веры, религии. Они практически идентичны требованиям, принятым в христианстве или буддизме. Главное – не дорогостоящая служба в мечети, богатый поминальный стол и памятник с лепниной, а достойные проводы покойного в загробную жизнь.

Источник

Магометанское кладбище что это

Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа. Фото Сергея Синенко

МУСУЛЬМАНСКОЕ КЛАДБИЩЕ В УФЕ

Микбар — место вечности

Мусульманское (Магометанское) кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока — ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище находится с улицы Алтайской немного севернее старой уфимской водокачки.

Точное время возникновения кладбища не установлено. Дату основания указывают по-разному, сторонники «удревления» кладбища называют XVIII в., 1830-е гг., иногда – 1840-е, но документально это не подтверждается. К тому же, до середины XX в. в этом не было и особой потребности.

В Уфе, как русском поселении, основанном московскими стрельцами, первоначально были только православные кладбища с надмогильными крестами.

Даже в середине XIX в., когда население Уфы составляло 13.500 человек (1850 г.), мусульман было всего 2,3% населения и местом захоронения тех, кто умер в Уфе, являлись сельские кладбища. С ростом численности татар и башкир возникла потребность в городском мусульманском кладбище.

Первый отвод территории на окраине города для захоронения мусульман, по данным историка С. Семеновой, был произведен в 1852 г.

Территория небольшого мусульманского кладбища в западной части Уфы, на горе, впервые отмечена на плане 1897 г. Микбар – место вечности – возник на каменистой площадке, обнесенной деревянной изгородью (см. фото кладбища и Пятой соборной мечети 1910-х гг.).

По данным Ю. Узикова, в фонде Уфимского губернского правления республиканского архива имеется дело «Об устройстве в г. Уфе раскольничьего и магометанского кладбищ», в котором в документах за 1892–1897 гг. площадь мусульманского кладбища указана в 5.816 саженей. В эти годы была создана комиссия для переноса кладбища за городскую черту, но кладбище трогать не стали.

В докладе комиссии от 7 июня 1894 года говорилось: «Магометанское кладбище находится позади городских боен за салотопенным заводом Степанова (Зорина), расположено на возвышенной местности, граничащей к створу р. Белой к Восточной слободе «Нижегородка» и салотопенным заводом Степанова к Югу, местом, занятым бойней и р. Белой, к Западу – р. Белой. Пространство, занятое кладбищем, составляет 5 816 сажен. Грунты земли глинистые, отчасти каменистые. Местность имеет склоны с юго-запада на северо-восток. Кругом кладбища имеется неглубокая канава. Ближайшее расстояние от кладбища до жилья угловой постройки на салотопенном равняется 73 саженям, в других направлениях – ближайшее жилье отстоит от кладбища значительно более ста сажен».

В 1904 г. Мусульманским Духовным собранием был поднят вопрос об увеличении площади под кладбище – к тому времени оставалось уже мало свободного места для погребений. 30 ноября 1904 г. городская дума высказалась за возможность расширения кладбища, и впоследствии к нему был прирезан участок земли в северо-западном направлении, ближе к первым кварталам улицы Пушкина.

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Вид на татарское (магометанское) кладбище. Почтовая карточка издания Н.К. Блохина начала XX в.

В 1909 г. на кладбище по улице Алтайской была открыта двухэтажная деревянная мечеть, ставшая Пятой соборной мечетью. В 1960 г. после пожара кладбищенская мечеть была снесена.

В 1994 г. на месте Пятой соборной мечети была возведена мечеть «Гуфран».

Название ее переводится с арабского как «прощение». Это простая, небольшая кладбищенская мечеть для совершения погребальных обрядов. Она была построена по проекту уфимского архитектора И. Сабитова на средства уфимских благотворителей концерна «Планета», «Социнвестбанка», предприятия «Сентябрь». В 2006 г. проведена реконструкция и расширение здания мечети, строительство минарета.

На мусульманских кладбищах края, в отличие от православных кладбищ, не было принято очищать могилы от растительности. В результате, за кладбищенскими заборами сохранялась флора, свойственная данному месту в момент возникновения кладбища. Учеными даже высказывалось предложение провести «инвентаризацию» мусульманских кладбищ республики с тем чтобы наиболее интересные из них объявить памятниками природы.

Большая изгородь, которой Мусульманское кладбище было обнесено с момента основания, позволила «законсервировать» растительность, существовавшую на Уфимском косогоре два века назад.

Ученые-ботаники говорят, что на небольшом старом кладбище можно встретить участки, характерные для каменистой, кустарниковой, луговой степи и участков сухих широколиственных лесов. Крутой склон обращенного к реке Уфимского косогора – это типичная каменистая степь с ее полынью, чабрецом, оносмой, васильком, проломником, остролодочником, горлюхой, люцерной, белым донником. Среди растений много действительно реликтовых. Мусульманское кладбище Уфы представляет интерес и как памятник истории, и как памятник природы.

Известные лица, похороненные на кладбище.

Абдуллин, Ибрагим Ахметович (1920–2005) – драматург и писатель

Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР.

Атнабаев, Ангам Касимович (1928–1999) – поэт и драматург, лауреат республиканской премии Г.Саляма, заслуженный деятель искусств РСФСР (1988) и БАССР (1977), народный поэт Башкортостана (1997).

Бикбай, Баязит (1909 – 1968) – поэт, прозаик, драматург, заслуженный деятель искусств Башкирской АССР.

Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – писатель, прозаик, поэт, драматург, переводчик.

Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза.

Гатауллин Мутыгулла (1875–1936) – муфтий ДУМ Башкирской республики в 1923–1936 гг.

Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – башкирский композитор.

Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964).

Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана.

Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза.

Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН

Мубаряков, Арслан Котлыахметович (настоящее имя – Котлоахметов Арслан Мубарякович) (1908–1977) – актер, режиссер, драматург. Народный артист СССР (1955).

Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана.

Рами Гарипов (Рами Ягафарович Гарипов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана.

Габдрахман Расулев (1889–1950) – муфтий, религиозный деятель.

Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – муфтий, религиозный деятель.

Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт.

Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – заслуженный деятель искусств БАССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, награжден орденом «Знак Почета» (1967).

Фахретдинов, Ризаитдин Фахретдинович (Ризаэтдин Фахретдин) 1859-1936 – писатель-просветитель, ученый-востоковед, религиозный деятель.

Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – лингвист, педагог.

Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987).

Источник

Мусульманское кладбище

Практически любой уфимец объяснит вам, где находится мусульманское кладбище, – у телецентра, на крутом берегу Белой. А сколько ему лет? В протоколе заседания Уфимского губернского управления от 13 мая 1892 хода говорится «о создании комиссии по вопросу переноса магометанского и раскольнического кладбища в связи с близостью к жилым строениям» (на склоне горы над Нижегородкой то время находилось ещё и старообрядческое кладбище). 7 июня 1894 года появился заключительный доклад комиссии: «Магометанское кладбище находится позади городских боен за салотопенным заводом Степанова (Зорина), расположено на возвышенной местности, граничащей к створу р. Белой к Восточной слободе «Нижегородка» и салотопенным заводом Степанова к Югу, местом, занятой бойней и р. Белой, к Западу – р. Белой. Пространство, занятое кладбищем, составляет 5816 кв. сажен. Грунты земли глинистые, отчасти каменистые. Местность имеет склоны с юго-запада на северо-восток. Кругом кладбища имеется неглубокая канава. Ближайшее расстояние от кладбища до жилья угловой постройки на салотопенном заводе равняется 73 саженям, в других направлениях – ближайшее жилье отстоит от кладбища значительно более ста сажен. Точных сведений о времени отвода кладбища не имеется, по словам старожилов, оно существует более 60 лет. Ежегодно на кладбище хоронится средним числом около 200 покойников. Местность, окружающая кладбище, состоящая из косогоров и низины, не представляет удобств для городского заселения. Предлагается салотопенный завод перенести в другое место. Раскольническое, старообрядческое кладбище перенести в Новиковку, а магометанское оставить».

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

На карте Уфы 1883 года ни магометанского, ни раскольнического кладбищ не обозначено – они тогда находились за границами города.

Кладбище оставалось действующим и со временем потребовало расширения площадей. В журналах Уфимской городской думы, датированных 9 января 1907 года, содержатся сведения о ходатайстве магометанского собрания на предмет прирезки земли к магометанскому кладбищу, «потому что не остается уже свободной земли для погребения».

В 1867 году Руф Игнатьев близ магометанского кладбища обнаружил 18 курганов, большинство из которых было раскопано кладоискателями. Некоторые уфимцы, интересующиеся краеведением, утверждают, что здесь хоронили еще стрельцов. По их мнению, этому кладбищу более 400 лет.

Но так как имели место факты, когда по ошибке хоронили живых людей, дума приняла специальный закон о погребении мусульман. В нем говорилось, что погребение откладывается после смерти до третьего дня и производится только после медицинского освидетельствования. Было даже в связи с этим принято решение о подготовке врачей для осмотра мусульман из их же числа.

31 марта 1905 года мусульмане Уфы обратились к властям за разрешением построить мечеть на территории мусульманского кладбища. Чертеж на постройку деревянной мечети был утвержден 2 марта 1906 года, а само строительство завершилось 21 мая 1909 года. Имамом был назначен Хазиахмед Валеев. Кладбищенская мечеть, ставшая пятой соборной мечетью в Уфе, долгие годы играла важную роль в духовной жизни мусульман.

Но 23 марта 1960 года внутри мечети возник пожар. Нижний этаж и фундамент не пострадали, но в разгар хрущёвских гонений на религию Уфимский горсовет вынужден был отклонить просьбу мусульман о восстановлении храма. К июлю 1960 года кладбищенская мечеть была полностью разрушена. И только в наши дни, в начале 1990-х, на спонсорские деньги началось строительство новой кладбищенской мечети.

Источник

Мусульманские кладбища в Санкт-Петербурге

Так исторически сложилось, что в городе на Неве и близлежащих районах проживают представители различных национальностей и религий, в том числе и мусульмане. Считается, что последователи ислама населяли Петербург еще с момента его основания. По свидетельствам ученых, активное участие в строительстве города принимали татары. Неподалеку от Петропавловской крепости, где и проводились основные работы, строители основали первую мусульманскую общину – Татарскую слободу.

Согласно постулатам ислама, тело человека после смерти следует отправить для погребения на родину. Однако выполнить это условие удавалось далеко не всегда. Возникла острая необходимость в специальном месте, где усопших мусульман можно было бы предать земле. Так и возникло первое в Санкт-Петербурге мусульманское кладбище в Выборгском районе.

Время шло, и новая столица постепенно разрасталась, захватывая под строительство все новые и новые земли. Эта участь постигла и территорию первого мусульманского кладбища: вскоре оно было упразднено. В ответ на это исламская община подала прошение царю о выделении участка под новый погост. Просьбу удовлетворили лишь спустя почти 30 лет, и указом Николая I в 1827 году появилось Ново-Волковское кладбище, действующее и по сей день.

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Сегодня на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области лишь некоторые некрополи предоставляют возможность провести похороны в соответствии с мусульманскими традициями. Все дело в том, что, как и в любой религии, в исламе существуют определенные правила проведения ритуальных обрядов и погребения умерших.

Первым ключевым отличием мусульманских кладбищ является их обязательное расположение за чертой городов и других населенных пунктов. Территория погоста должна быть огорожена, чтобы предотвратить визиты случайных гостей и животных. Между могилами обязательно сооружают широкие проходы, ведь наступать или переступать через тела погребенных ислам категорически запрещает. Сами захоронения обычно имеют скромный аскетичный вид.

Крайне важным требованием ислама является расположение могил на кладбище по направлению к Каабе. Обычай также не позволяет хоронить рядом с мусульманами представителей других религий или проводить погребение после кремации.

Список кладбищ, которые готовы предоставить участок под мусульманское захоронение, соответствующий всем требованиям, невелик, и с каждым годом мест на них остается все меньше.

Ново-Волковское кладбище

В народе его часто называют «татарским», ведь изначально оно было отведено именно для погребения умерших строителей-татар. Сегодня мусульманское кладбище занимает большую часть Ново-Волковского погоста, однако существует и вторая его часть, отведенная для погребения жителей близлежащего Фрунзенского района.

Магометанское кладбище

Первые захоронения на территории этого кладбища появились в конце XVIII века, и принадлежали они воинам Османской империи, захваченным в плен во время русско-турецкой войны.

Сейчас Магометанский некрополь является закрытым, и захоронения проводят только в уже существующие могилы близких родственников. Строгое следование исламским похоронным обрядам здесь не является обязательным.

Южное кладбище Санкт-Петербурга

Южное кладбище получило название в соответствии со своим расположением: оно находится на южной границе города в Московском районе. Появился некрополь относительно недавно – в 1971 году, а до начала Великой Отечественной войны на этом месте находилась деревня Венерязи.

Сегодня Южное кладбище считается одним из крупнейших не только в России, но и в Европе. Кладбищенские участки покрывают более 400 гектаров земли, и это далеко не предел. Считается, что в будущем погост будут расширять. Некрополь в Московском районе открыт для новых захоронений, отдельные зоны отведены для погребения мусульман, евреев и представителей других религиозных общин.

Новое Колпинское кладбище

Расположенное в Юго-Восточной части Санкт-Петербурга, вблизи города Колпино, это кладбище со всех сторон окружено лесным массивом, скрывающим его от посторонних глаз. Погост является одним из самых молодых, его открыли в 2002 году. Как и на Южном кладбище, отдельные зоны отведены для погребения мусульман и представителей иных конфессий.

Новое кладбище в Колпино спроектировано в соответствии со всеми современными требованиями. На территории проложены дороги и пешеходные тропинки между участками, для удобства посетителей установлены навигационные таблички и информационные стенды, созданы места для отдыха. Специальные зоны отведены под сбор мусора, работает летний водопровод.

Ковалевское кладбище

Погост располагается в Ленинградской области (Всеволжский район) вблизи восточной окраины Санкт-Петербурга. Основали его еще в советские времена по указу Ленгорисполкома. Свое название Ковалевское кладбище приобрело благодаря одноименному поселению, расположенному поблизости.

Площадь захоронений сегодня составляет около 110 гектаров, но в будущем кладбище планируют расширять. Значительная часть некрополя отведена под единоверческие захоронения мусульман и евреев. Ковалевский погост на данный момент является одним из открытых кладбищ Санкт-Петербурга и Ленинградской области и принимает покойных для погребения в новые могилы. Каждый год земле здесь предают около 6 тысяч умерших и более 1,5 тысяч урн с прахом. Проводят на кладбище и социальные похороны за счет государства.

Источник

Магометанское кладбище что это

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Мусульманское кладбище Уфы — Уфа от А до Я

Мечеть «Гуфран» на городском мусульманском кладбище. Уфа

Мусульманское кладбище Уфы расположено на крутом высоком берегу реки Белой, с севера ограничено ул. Малой Ахтырской, с востока — ул. Алтайской, с юга и запада – склоном Уфимского косогора. Центральный вход на кладбище находится с улицы Алтайской немного севернее старой уфимской водокачки.

Точное время возникновения кладбища не установлено. Дату основания указывают по-разному, сторонники «удревления» кладбища называют XVIII в., 1830-е гг., иногда – 1840-е, но документально это не подтверждается. К тому же, до середины XX в. в этом не было и особой потребности.

В Уфе, как русском поселении, основанном московскими стрельцами, первоначально были только православные кладбища с надмогильными крестами. Даже в середине XIX в., когда население Уфы составляло 13.500 человек (1850 г.), мусульман было всего 2,3% населения и местом захоронения тех, кто умер в Уфе, являлись сельские кладбища.

С ростом численности татар и башкир возникла потребность в городском мусульманском кладбище. Первый отвод небольшого участка на окраине города для захоронения мусульман, по данным историка С. Семеновой, был произведен в 1852 г. Территория мусульманского кладбища в западной части Уфы, на горе, впервые отмечена на плане 1897 г. Микбар – место вечности – возник на каменистой площадке, обнесенной деревянной изгородью (она видна на фотографии ниже).

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Пятая соборная мечеть Уфы на мусульманском кладбище. Фото Сергея Синенко

По данным Ю. Узикова, в фонде Уфимского губернского правления республиканского архива имеется дело «Об устройстве в г. Уфе раскольничьего и магометанского кладбищ», в котором в документах за 1892–1897 гг. площадь мусульманского кладбища указана в 5.816 саженей2. В 1904 г.

Мусульманским Духовным собранием был поднят вопрос об увеличении площади под кладбище – к тому времени оставалось уже мало свободного места для погребений. 30 ноября 1904 г. городская дума высказалась за возможность расширения кладбища, и впоследствии к нему был прирезан участок земли в северо-западном направлении, ближе к первым кварталам улицы Пушкина.

В 1909 г. на кладбище по улице Алтайской была открыта двухэтажная деревянная мечеть, ставшая Пятой соборной мечетью. В 1960 г. после пожара кладбищенская мечеть была снесена.

В 1994 г. на месте Пятой соборной мечети была возведена мечеть «Гуфран», название которой переводится с арабского как «прощение». Это простая, небольшая кладбищенская мечеть для совершения погребальных обрядов. Она была построена по проекту уфимского архитектора И. Сабитова на средства уфимских благотворителей концерна «Планета», «Социнвестбанка», предприятия «Сентябрь». В 2006 г. началась реконструкция и расширение здания мечети, строительство минарета.

Магометанское кладбище что это. Смотреть фото Магометанское кладбище что это. Смотреть картинку Магометанское кладбище что это. Картинка про Магометанское кладбище что это. Фото Магометанское кладбище что это

Вид на мусульманское кладбище Уфы со стороны Нижегородки. Почтовая карточка издания Н.К. Блохина начала XX в.

На мусульманских кладбищах края, в отличие от православных кладбищ, не было принято очищать могилы от растительности. В результате, за кладбищенскими заборами сохранялась флора, свойственная данному месту в момент возникновения кладбища. Учеными даже высказывалось предложение провести «инвентаризацию» мусульманских кладбищ республики с тем чтобы наиболее интересные из них объявить памятниками природы.

Большая изгородь, которой Мусульманское кладбище было обнесено с момента основания, позволила «законсервировать» растительность, существовавшую на Уфимском косогоре два века назад. Ученые-ботаники говорят, что на небольшом старом кладбище можно встретить участки, характерные для каменистой, кустарниковой, луговой степи и участков сухих широколиственных лесов.

Крутой склон обращенного к реке Уфимского косогора – это типичная каменистая степь с ее полынью, чабрецом, оносмой, васильком, проломником, остролодочником, горлюхой, люцерной, белым донником. Среди растений много действительно реликтовых. Мусульманское кладбище Уфы представляет интерес и как памятник истории, и как памятник природы.

Перечислим некоторых известных людей, похороненных на этом кладбище. Рами Гарипов (Рами́ Ягафа́рович Гари́пов, 1932–1977) – народный поэт Башкортостана. Биишева, Зайнаб Абдулловна (1908–1996) – народный писатель Башкортостана, прозаик, поэт, драматург, переводчик. Кадыров, Габдрахман Файзурахманович (1941–1993) – советский спортсмен (мотоспорт, спидвей), шестикратный чемпион мира в мотогонках на льду (1966, 1968, 1969, 1971–1973), чемпион Европы (1964).

Гильван Гильмутдинович Амиров (1916–1991) – заслуженный работник культуры БАССР. Файзи Адгамович Гаскаров (1912–1984) – «Заслуженный деятель искусств БАССР» (1944), «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (1955), «Лауреат республиканской премии имени Салавата Юлаева» (1967), а так же награжден орденом «Знак Почета» (1967). Салих Шайбакович Валеев (1912–1970) – Герой Советского Союза. Загир Гарипович Исмагилов (1917–2003) – выдающийся башкирский композитор. Мустай Карим (Мустафа Сафич Каримов, 1919–2005) – народный поэт Башкортостана.

Тагир Таипович Кусимов (1909–1986) – Герой Советского Союза. Рыфат Рахматуллович Мавлютов (1926–2000) – ректор УГАТУ, членкор РАН. Габдрахман Расулев (1889–1950) – исламский религиозный деятель, муфтий Мусульманского Духовного собрания. Габдулвахид Сулейманов (1786–1862) – исламский религиозный деятель, Мусульманского Духовного собрания.

Гатауллин Мутыгулла (1975–1936) – муфтий Духовного управления мусульман Башреспублики в 1923–1936 гг. Гениатулла Нигматуллович Терегулов (1891–1984) – врач-терапевт. Хасанов Анас Габбасович (1937-1997) – министр внутренних дел РБ (1990-1995), председатель законодательной палаты Государственного Собрания (Курултай) РБ (1995-1998).

Закир Шакирович Шакиров (1881–1970) – ученый-лингвист, а также его сын Мидхат Закирович Шакиров (1916–2004) – организатор промышленности, государственный и партийный деятель, первый секретарь Башкирского обкома (1969–1987). Фарида Кудашева (1920–2010) – народная артистка Башкортостана и Татарстана.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *