Махрам для мужчины в исламе что значит
Они нам не махрамы
Взаимоотношения людей противоположного пола, не являющихся близкими родственниками (махрам), мы рассмотрим сегодня.
Как же должны себя вести девушка или юноша в присутствии родственников или знакомых противоположного пола?
Существует категория людей, которые являются ближайшими родственниками: отец, мать, родная сестра, родной брат, дядя (родной брат отца или матери), тётя (родная сестра отца или матери), молочный брат, молочная сестра. То есть все те категории людей, на которых, по Исламу, не дозволено жениться или выйти замуж. С этими людьми Ислам дозволяет говорить на любые темы (в рамках шариата), просто общаться, даже если они противоположного пола. С этим предписанием все понятно.
Есть также такая категория родственников, как: двоюродной брат, двоюродная сестра, муж сестры (для женщины), жена брата (для мужчины), двоюродной дядя (двоюродной брат отца или матери), двоюродная тётя (двоюродная сестра отца или матери) и далее, а также родственники молочного брата или сестры. Эту вторую категорию людей можно назвать чужими (не махрамами) друг для друга с точки зрения шариатских норм и решений в отношении между лицами мужского и женского пола. То есть существуют определённые нормы и ограничения в общении и поведении между мужским и женским полом.
Далее мы приведём некоторые нормы в отношениях между противоположными полами, имеющие отношение ко второй категории:
1) Общение и разговор.
Мужчины и женщины из данной категории не имеют права общаться друг с другом, переписываться, улыбаться, смотреть в лицо, говорить не по теме, то есть речь должна быть короткой, по существу и без лишней мимики и эмоциональных проявлений. Они должны понять, что по Шариату это совсем чужие люди. И нет разницы, происходит ли общение через социальные сети, телефон или же в реальности: то, что запрещено говорить, запрещено и писать.
2) Уединение.
Уединяться вдвоём мужскому и женскому полу нельзя ни в коем случае. Например, ехать в машине (если на стеклах тонировка и окна закрыты), или находится в комнате или магазине с закрытой дверью, если нет третьего лица – её махрама.
3) Одежда.
Женщина обязана закрывать все тело, кроме кистей рук и лица, перед чужим мужчиной, а также и мужчина обязан скрывать своё тело от женщины, потому, как и женщине запрещено смотреть на тело постороннего мужчины. («Фатх аль-Аллям»). То есть все, что является запретным показывать чужой женщине перед мужчиной и наоборот, нельзя открывать перед людьми, которые не входят в категорию махрам.
Что касается одноклассников, однокурсников, знакомых и соседей, не являющихся даже родственниками, то в отношениях с ними тем более нужно соблюдать приведённые пункты.
Самые интересные статьи «ИсламДага» читайте на нашем канале в Telegram.
Махрам для мужчины в исламе что значит
От Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
« Пусть не уединяется мужчина с женщиной без махрама.» (Аль-Бухари и Муслим).
Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:
«Если кому-нибудь из вас пронзят голову железной иглой, это лучше для него чем он прикоснётся к запретной ему женщине.» ( ас-сильсиля ас-сахих )
« Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, к матерям которых вы вошли, а если вы еще не вошли к ним, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших поясниц. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный.» (4; 22-23)
Степени родства не допускающие вступление в брак:
По причине кровного родства.
1. «…ваши матери…» Сюда входит родная мать, а так же мать матери или мать отца (бабушки с обеих сторон), прабабушки и т.д.
2. «…ваши дочери…» Сюда входит родная дочь, а так же дочь дочери или дочь сына (внучки), правнучки и т.д.
3. «…ваши сестры…» Сюда входит родная сестра (от одних родителей), сестра по отцу (от разных матерей), сестра по матери (от разных отцов).
4. «…ваши тетки со стороны отца…» Сюда входит родная сестра отца, сестра отца по матери, сестра отца по отцу, а также тёти отца, матери, бабушек, дедушек по их отцовской линии.
5. «…ваши тетки со стороны матери…» Сюда входит родная сестра матери, сестра матери по матери, сестра матери по отцу, а также тёти матери, отца, бабушек, дедушек по их материнской линии.
6. «…дочери брата…» Сюда входит дочь родного брата (племянница), дочь брата по отцу, дочь брата по матери, а так же внучки и правнучки брата (т.е. дочки, внучки, правнучки твоей племянницы).
7. «…дочери сестры…» Сюда входит дочь родной сестры (племянница со стороны сестры), дочь сестры по отцу, дочь сестры по матери, а так же внучки, правнучки сестры.Что касается женитьбы на двух сестрах, то этот запрет временный и после смерти одной из них или развода разрешается жениться на другой. При этом муж одной из сестер не является махрамом для другой.
По причине вступления в родственные отношения – свойство :
1. «…Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы…» Сюда входит жена отца (она запретна навсегда), так же жёны дедушек, прадедушек. Если отец женился на женщине, то она становится запретной сразу, даже если он не зашел к ней.
2. «…а также жены ваших сыновей…» Сюда входит жена сына (она запретна навсегда) так же жёны внуков, правнуков.
3. «…матери ваших жен…» Сюда входит мать жены, а так же бабушка жены со стороны матери и со стороны отца (она запретна навсегда).
4. …ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, к матерям которых вы вошли, а если вы еще не вошли к ним, то на вас не будет греха…Среди учёных есть разногласие: что имеется в виду под словом «…вошли…» Значит ли это уединение или близость? Есть также разногласие: должна ли дочь жены быть под вашим покровительством, чтобы стать запретной или нет. Абсолютное большинство учёных, в том числе и четыре имама (Абу Ханифа, Малик, Шафии, Ахмад ) сказали, что нет разницы в том, находится ли она под покровительством мужа матери или нет. Другими словами, если вы женились на женщине у которой есть дочь и вошли к ней, то её дочь становится запретной навсегда, в независимости от того находилась ли она под вашим покровительством или нет. А если вы развелись с женой до того как вошли к ней, то она запретной не становится.
По причине молочного родства.Этот вид связан с предыдущим видом и на это указывает хадис:От Аишы, да будет доволен ею Аллах, передается, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Становится запретным от кормления грудью, что запретно от кровного родства.» ( Аль-Бухари и Муслим ).
Только здесь следует обратить внимание на две вещи:
1. Все дети твоей молочной матери являются твоими молочными братьями и сёстрами (даже если они родились до тебя или после тебя). А если твоя мать вскормила ребёнка одновременно с тобой, то он твой молочный брат/сестра, но его братья и сестры не являются тебе молочными братьями и сёстрами.
2. Учёные разногласят в количестве кормлений ребенка для того чтобы он считался молочным родственником и в возрасте ребенка. Более правильным в этом вопросе считается, что кормлений должно быть пять и эти кормления должны быть до достижения ребёнком двух лет. Уа Аллаху а`лям.
Семь категорий женщин по кровному родству, четыре категории по причине вступления в родственные отношения (родство по браку), точно так же молочное родство, эти двадцать две категории женщин, не считая жены, с которыми мужчина может выехать в путешествие при двух условиях: чтобы махрам, сопутствующий женщину был совершеннолетним и зрячим.
Также разрешается оставаться с этими женщинами наедине, здороваться за руку, также женщина может открывать перед махрамом некоторые части тела, как волосы, шею, руки, ноги до колен, на что указывает аят:
« И скажи [женщинам] верующим: пусть они потупляют свои взоры, и охраняют свои члены, и пусть не показывают своих украшений, разве только то, что видно из них, пусть набрасывают свои покрывала на разрезы на груди, пусть не показывают своих украшений, разве только своим мужьям, или своим отцам, или отцам своих мужей, или своим сыновьям, или сыновьям своих мужей, или своим братьям, или сыновьям своих братьев, или сыновьям своих сестер, или своим женщинам, или тем, чем овладели их десницы, или слугам из мужчин, которые не обладают желанием, или детям, которые не постигли наготы женщин; и пусть не бьют своими ногами, так чтобы узнавали, какие они скрывают украшения. Обратитесь все к Аллаху, о, верующие, – может быть, вы окажетесь счастливыми! » (24; 31)
____________________________
Отдел писем
ИА “Джамагъат”
Вопрос: Ассаляму алейкум! Создал эту тему т.к. поиск не дал результата… Можно ли женщине не одевать платок перед теми кто является для неё махрамом? И является её двоюродный брат таковым (т.е. махрамом)?
Ответ: Уа алейкум салам.
Двоюродный брат не махрам!
Я уже в другой ветке выставлял слова шейха Ибн Усаймина коротко о том, кто такие махрамы для женщины:
Махрамом для женщины является муж, а также ее близкие родственники:
1. кровные родственники;
2. молочные родственники;
3. и родственники по мужу.
Кровные махрамы:
отец;
сын;
брат;
дядя со стороны отца;
и со стороны матери;
сын брата;
сын сестры.
Эти семь категорий махрамы для женщины навсегда!
Молочные махрамы такие же, как и кровные (их также семь категорий).
И того семь кровных и семь молочных.
И еще четыре махрама по причине брака:
Отец мужа;
сын мужа;
муж матери;
и муж дочери.
Однако муж сестры не является для нее махрамом, поскольку он не может жениться на ней только временно. См. «Шарх аль-мумти’» 7/45.
(Т.е. одновременно на двух сестрах жениться нельзя, но если он развелся с одной или она умерла, то можно).
Все остальные категории людей не являются махрамами для женщины!
И следует не путать понятие “махрам” и “уали”, так как не каждый махрам является уалием для женщины, который имеет право ее выдавать замуж!
Отец > также отец, дед, прадед, и т.д. отца или матери.
Сын > также сын, внук, правнук и т.д. сына или дочери.
Брат > также брат только по отцу или только по матери
Сын брата или сестры > также например сын дочери сестры
Дядя > также дядя отца или дядя матери.
Каким должен быть махр при заключении никях?
Господь миров говорит в Кур’ане:
وَءَاتُوا۟ ٱلنِّسَآءَ صَدُقَٰتِهِنَّ نِحْلَةً
«Давайте женщинам их махр от чистой души» (4:4)
وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ أَن تَنكِحُوهُنَّ إِذَآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ
«Не будет на вас греха, если вы женитесь на них после уплаты их вознаграждения (махр)» (60:10)
وَٱلْمُحْصَنَٰتُ مِنَ ٱلنِّسَآءِ إِلَّا مَا مَلَكَتْ أَيْمَٰنُكُمْ ۖ كِتَٰبَ ٱللَّـهِ عَلَيْكُمْ ۚ وَأُحِلَّ لَكُم مَّا وَرَآءَ ذَٰلِكُمْ أَن تَبْتَغُوا۟ بِأَمْوَٰلِكُم مُّحْصِنِينَ غَيْرَ مُسَٰفِحِينَ ۚ فَمَا ٱسْتَمْتَعْتُم بِهِۦ مِنْهُنَّ فَـَٔاتُوهُنَّ أُجُورَهُنَّ فَرِيضَةً
«И замужние женщины (запретны для вас), кроме (рабынь), что достанутся вам. Так предписал вам Аллах. Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, соблюдая целомудрие и не распутничая. А за то удовольствие, которое вы получаете от них, дайте им обязательное вознаграждение (махр)» (4:24)
В этих благородных аятах Аллах приказывает мусульманам обязательно выплачивать махр своим женам при заключении никях.
Что касается пророческой Сунны, то на тему махра есть широко известный хадис, который передает Сахль Ибн Саид, да будет доволен им Аллах:
جاءت امرأة إلى رسول الله صلى الله عليه وسلم فقالت يا رسول الله جئت أهب لك نفسي. فنظر إليها رسول الله صلى الله عليه وسلم فصعد النظر فيها وصوبه ثم طأطأ رسول الله صلى الله عليه وسلم رأسه فلما رأت المرأة أنه لم يقض فيها شيئا جلست فقام رجل من أصحابه فقال يا رسول الله إن لم يكن لك بها حاجة فزوجنيها. فقال: ((فهل عندك من شيء)). فقال لا والله يا رسول الله.
فقال: ((اذهب إلى أهلك فانظر هل تجد شيئا)). فذهب ثم رجع فقال لا والله ما وجدت شيئا. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((انظر ولو خاتما من حديد)). فذهب ثم رجع. فقال لا والله يا رسول الله ولا خاتما من حديد. ولكن هذا إزاري- قال سهل ما له رداء- فلها نصفه. فقال رسول الله صلى الله عليه وسلم: ((ما تصنع بإزارك إن لبسته لم يكن عليها منه شيء وإن لبسته لم يكن عليك منه شيء)). فجلس الرجل حتى إذا طال مجلسه قام فرآه رسول الله صلى الله عليه وسلم موليا فأمر به فدعي فلما جاء قال: ((ماذا معك من القرآن)). قال معي سورة كذا وسورة كذا- عددها. فقال: ((تقرؤهن عن ظهر قلبك)). قال نعم. قال: اذهب فقد ملكتكها بما معك من القرآن
Пришла (одна) женщина к посланнику Аллаха ﷺ и сказала: «О посланник Аллаха, я пришла, чтобы предложить тебе себя (в качестве жены)». Посланник Аллаха ﷺ поднял на нее свой взор, осмотрел с головы до ног, (а затем) опустил голову.
Когда женщина увидела, что он не принял относительно нее никакого решения, то села (неподалеку). Тогда поднялся один мужчина из числа сподвижников (пророка) и сказал: «О посланник Аллаха, если у тебя нет потребности в ней, то выдай её замуж за меня!»
Тогда (пророк) сказал: «А есть ли у тебя что-нибудь (в качестве махра)?» (Мужчина) ответил: «(У меня ничего) нет, клянусь Аллахом!»
Тогда (пророк) сказал: «Иди к своей семье и посмотри, сможешь ли ты что-то найти». (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, мне ничего не удалось найти!»
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: «Поищи хотя бы кольцо из железа!» (Мужчина) ушел, затем вернулся и сказал: «Нет, клянусь Аллахом, (мне не удалось найти даже) железное кольцо! Однако вот мой изар, и пусть половина его будет для неё (махром)»
И сказал Сахль: «И не было у него даже накидки».
Тогда сказал посланник Аллаха ﷺ: «Что она будет делать с твоим изаром? Если его будешь носить ты, то ей ничего из него не достанется. А если его будет носить она, то тогда ничего не достанется тебе».
Тогда мужчина сел (и сидел), пока собрание не затянулось. (Затем) он встал, (что) увидел посланник Аллаха ﷺ, приказав подозвать его.
Когда (мужчина) подошел, (пророк) сказал: «Что ты знаешь из Кур’ана?». Он ответил: «Я знаю суру такую-то и такую-то», — перечислив их.
Тогда (пророк) спросил: «Ты знаешь их (суры) наизусть?». (Мужчина) ответил: «Да».
(Пророк) сказал: «Иди, ты уже владеешь ей (мы выдаем её замуж за тебя) за то, что ты знаешь из Кур’ана» (Муслим 3553, Бухари 5135).
Из этого хадиса относительно махра можно сделать ряд полезных выводов:
Что касается того, насколько большим может быть махр, то представление об этом нам даёт аят:
وَإِنْ أَرَدتُّمُ ٱسْتِبْدَالَ زَوْجٍ مَّكَانَ زَوْجٍ وَءَاتَيْتُمْ إِحْدَىٰهُنَّ قِنطَارًا فَلَا تَأْخُذُوا۟ مِنْهُ شَيْـًٔا ۚ أَتَأْخُذُونَهُۥ بُهْتَٰنًا وَإِثْمًا مُّبِينًا
«Если вы пожелали заменить одну жену другой и если одной из них вы дали [целый] кинтар (имущества в качестве махра), то не отбирайте ничего из этого. Неужели вы отберёте это лживо и совершив явный грех?» (4:20)
Под выражением кинтар (имущества) в аяте имеется ввиду большая сумма денег.
А какой махр давал сам посланник Аллаха ﷺ?
حَدَّثَنَا إِسْحَاقُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ، أَخْبَرَنَا عَبْدُ الْعَزِيزِ بْنُ مُحَمَّدٍ، حَدَّثَنِي يَزِيدُ بْنُ عَبْدِ، اللَّهِ بْنِ أُسَامَةَ بْنِ الْهَادِ ح وَحَدَّثَنِي مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عُمَرَ الْمَكِّيُّ، — وَاللَّفْظُ لَهُ — حَدَّثَنَا عَبْدُ، الْعَزِيزِ عَنْ يَزِيدَ، عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ إِبْرَاهِيمَ، عَنْ أَبِي سَلَمَةَ بْنِ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أَنَّهُ قَالَ سَأَلْتُ عَائِشَةَ زَوْجَ النَّبِيِّ صلى الله عليه وسلم كَمْ كَانَ صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَتْ كَانَ صَدَاقُهُ لأَزْوَاجِهِ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً وَنَشًّا . قَالَتْ أَتَدْرِي مَا النَّشُّ قَالَ قُلْتُ لاَ . قَالَتْ نِصْفُ أُوقِيَّةٍ . فَتِلْكَ خَمْسُمِائَةِ دِرْهَمٍ فَهَذَا صَدَاقُ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم لأَزْوَاجِهِ.
Абу Саляма ибн Абдуррахман рассказал: Я спросил Аишу, жену пророка ﷺ, о махре, который она получила. Она ответила: «Махр пророка ﷺ был равен 12 окий и нашш». А затем спросила: «Знаешь ли ты, что такое нашш?»
(Абу Саляма) ответил: «Нет». (Тогда она) сказала: «Нашш равен половине одной окии, а это 500 дирхамов. Такой махр пророк ﷺ давал своим женам» (Муслим 1426).
مُحَمَّدُ بْنُ عُبَيْدٍ، حَدَّثَنَا حَمَّادُ بْنُ زَيْدٍ، عَنْ أَيُّوبَ، عَنْ مُحَمَّدٍ، عَنْ أَبِي الْعَجْفَاءِ السُّلَمِيِّ، قَالَ خَطَبَنَا عُمَرُ رَحِمَهُ اللَّهُ فَقَالَ أَلاَ لاَ تُغَالُوا بِصُدُقِ النِّسَاءِ فَإِنَّهَا لَوْ كَانَتْ مَكْرُمَةً فِي الدُّنْيَا أَوْ تَقْوَى عِنْدَ اللَّهِ لَكَانَ أَوْلاَكُمْ بِهَا النَّبِيُّ صلى الله عليه وسلم مَا أَصْدَقَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم امْرَأَةً مِنْ نِسَائِهِ وَلاَ أُصْدِقَتِ امْرَأَةٌ مِنْ بَنَاتِهِ أَكْثَرَ مِنْ ثِنْتَىْ عَشْرَةَ أُوقِيَّةً .
Передается от Абу-ль-Аджфа’ ас-Сулями, да будет доволен им Аллах, что он рассказал:
«Сказал Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах: «Не чрезмерствуйте в брачных подарках для ваших женщин! Если бы это было чем-то почетным в этом мире или проявлением богобоязненности, то Пророк, мир ему и благословение Аллаха, был более достоин этого. Посланник Аллаха ﷺ, не дал брачным подарком ни одной из своих жен, а также не было дано ни за одну из его дочерей — более двенадцати окий (серебра)»» (Абу Дауд 2106, Тирмизи 1114).
И хотя, как мы видим, сам посланник Аллаха ﷺ обычно давал в качестве махра при женитьбе (а также брал за своих дочерей) денежную сумму, эквивалентную 1 487,5 граммам серебра, что на момент написания статьи составляет около 708$, Аллах указал в Своей Книге на то, что махр может быть и значительно более крупным (кинтар).
Вместе с этим, из предыдущего хадиса мы поняли, что махром может быть железное кольцо или какая-либо одежда — то есть вещи гораздо менее ценные в пересчете на денежный эквивалент.
Резюмируя можно сказать, что давать махр — является обязательным при заключении никях, а его размер не ограничен какими то строгими рамками, но должен быть разумным: не настолько маленьким, чтобы молодые люди относились к вопросу женитьбы легковесно, но и не настолько большим, чтобы препятствовать созданию семьи мужчинам со средним или низким материальным достатком.
Наиболее оптимальным видится индивидуальный подход при определении махра, который выражается в том, что если невесту устраивает внешность жениха, его нрав и религиозность, то нужно установить ему махр, исходя из его возможностей: если жених небогат, то не нужно слишком завышать махр, а если он относится к числу состоятельных людей, то нет ничего зазорного в том, чтобы попросить в качестве махра что-то более существенное.
Главное что нужно запомнить: нельзя допускать такой ситуации, когда завышенный махр становится неподъемным для жениха и препятствует тем самым заключению никях, ведь посланник Аллаха ﷺ говорил:
خَيْرُ الصَّدَاقِ أَيْسَرَهُ
«Лучший махр — это самый простой (или самый доступный)» (Байхаки 14721).
«Лучший никях — тот, который наиболее легко заключается» (Абу Дауд 2117, шейх Альбани назвал хадис достоверным).
إِنَّ مِنْ يُمْنِ الْمَرْأَةِ : تَيْسِيرَ خِطْبَتِهَا ، وَتَيْسِيرَ صَدَاقِهَا ، وَتَيْسِيرَ رَحِمِهَا
«Поистине, благословенна та женщина, чья помолвка была легкой, чей махр был небольшим, и которая быстро беременеет» (Ахмад 23957, Ибн Маджа 4095, шейх Альбани назвал хадис хорошим).
Уместно будет упомянуть известные аяты и хадисы с широким смыслом, которые указывают на цель Ислама — облегчать людям жизнь, а не усложнять её, что в полной мере относится как к вопросу никях в целом, так и к вопросу махра в частности. Так, Аллах сказал в Кур’ане:
يُرِيدُ ٱللَّـهُ بِكُمُ ٱلْيُسْرَ وَلَا يُرِيدُ بِكُمُ ٱلْعُسْرَ
«Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения» (2:185)
مَا يُرِيدُ ٱللَّـهُ لِيَجْعَلَ عَلَيْكُم مِّنْ حَرَجٍ
А пророк ﷺ говорил:
يسروا ولا تعسروا، وبشروا ولا تنفرو
«Радуйте и не отвращайте! Облегчайте, а не усложняйте!» (Бухари 69, Муслим 1734).
إِنَّمَا بُعِثْتُمْ مُيَسِّرِينَ وَلَمْ تُبْعَثُوا مُعَسِّرِينَ
«Поистине, вы посланы, чтобы облегчать и не посланы, чтобы усложнять!» (Тирмизи 147).
Необходимо отметить, что махр необязательно отдавать непосредственно во время никях. По договоренности с будущей женой или её опекуном, это можно сделать также и позже, уже после никях (единоразово или частями).
Так, Аллах говорит в Кур’ане:
وَإِن طَلَّقْتُمُوهُنَّ مِن قَبْلِ أَن تَمَسُّوهُنَّ وَقَدْ فَرَضْتُمْ لَهُنَّ فَرِيضَةً فَنِصْفُ مَا فَرَضْتُمْ إِلَّآ أَن يَعْفُونَ أَوْ يَعْفُوَا۟ ٱلَّذِى بِيَدِهِۦ عُقْدَةُ ٱلنِّكَاحِ ۚ وَأَن تَعْفُوٓا۟ أَقْرَبُ لِلتَّقْوَىٰ ۚ وَلَا تَنسَوُا۟ ٱلْفَضْلَ بَيْنَكُمْ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ بِمَا تَعْمَلُونَ بَصِيرٌ
«Если же вы разведётесь с ними до того, как коснулись их, но уже определив для них обязательный (махр), то отдайте им половину его, если только они не простят (его вам) или не простит тот, в чьих руках брачное соглашение. Если вы простите, так будет ближе к богобоязненности. Не забывайте оказывать милость друг другу! Поистине, Аллах видит то, что вы совершаете» (2:237)
Из этого аята становится ясно, что допускается выдача махра жене уже после заключения никях и после вступления в половую близость.
При этом, в случае развода, если имела место быть половая близость, то махр в полном объеме остается у жены. Если же решение о разводе было принято до того, как супруги сблизились, то полагается оставить жене половину махра.
В случае, если произошло расторжение брака по инициативе жены с компенсацией мужу (хуль), то жена должна возвратить махр мужу.
Также важно отметить, что супруга может отказаться по своей инициативе от махра или его части после того, как его размер уже был определен. На это указывает аят:
وَلَا جُنَاحَ عَلَيْكُمْ فِيمَا تَرَٰضَيْتُم بِهِۦ مِنۢ بَعْدِ ٱلْفَرِيضَةِ ۚ إِنَّ ٱللَّـهَ كَانَ عَلِيمًا حَكِيمًا
«На вас не будет греха, если вы договоритесь по поводу обязательного вознаграждения после того, как определили его. Поистине, Аллах — Знающий, Мудрый» (4:24)
Махрам для мужчины в исламе что значит
Это материальные ценности, которые необходимо дать девушке или женщине, изъявившей желание стать супругой. Вне зависимости от количества махр нужно выплатить в обязательном порядке. Здесь главное – определить количество, вид и затем отдать женщине.
Махр не является условием никаха, но он так же необходим, как и содержание семьи. Поэтому никах, произведенный без определения махра, считается действительным, но женщина при этом получает право на такое количество махра, какое принято выплачивать в той местности, где совершен никах. Это называется «махру мисли».
Ханафиты считают, что никах без махра хотя и действителен, но нежелателен. Кроме того, после заключения брака выплата махра становится ваджибом (должным). Однако согласно предписаниям остальных трех мазхабов, без определения махра никах считается недействительным. Поэтому нужно серьезно отнестись к нему и во время никаха обговорить сумму или вид махра.
В наши дни многие семьи и молодые люди ничего не знают о махре, и поэтому акт бракосочетания совершают, не обговаривая количество и вид махра. Выплата махра является фардом, ибо Аллах повелевает:
«Даруйте женщинам их приданое от чистой души. Если же они по доброй воле отдадут вам часть его, то вкушайте это во благо и на здоровье». (Сура Ан-Ниса, 4/4)
В качестве махра разрешено подарить любую незапрещенную вещь, которую можно использовать или продать: имущество, наличные деньги, которые женщина может потратить на свои нужды, дом, земельный участок, автомашину и т.п.
Махр можно выплачивать в неограниченном количестве. Но наименьшее количество махра равно 10 дирхамам или их эквиваленту. В наши дни это 30 граммов серебра. Во времена Пророка (с.а.в.) за 10 дирхамов можно было купить двух овец. Поэтому лучше всего при расчета махра исходить из этого.
Как упоминалось выше, вид и количество махра обговаривается мужчиной и женщиной.
В зависимости от выплаты или выдачи махр делится на два вида:
1. Махру мугаджаль. Это махр, который выплачивают сразу после заключения брака.
2. Махру муаджаль. Это махр, который выплачивают в последующее время. Конечно, согласно положениям Сунны, махр желательно выплатить сразу после никаха, но если нет возможности, это можно отложить на более позднее время.
Если назначено время выплаты, то махр необходимо выплатить в этот срок, если же время не определено – то после развода или смерти.
Махру мисли (махр, количество которого определено местными обычаями)
Если при заключении брака ничего не сказали о махре, женщине назначают такой размер махра, который обычно выплачивают в этой местности. Такой махр называют «махру мисли».
Близкие родственники девушки берут во внимание количество и вид махра, который получили ее родственницы, и на этой основе назначают махр ей. Если же таким образом невозможно определить подходящее для невесты количество махра, то учитываются традиции и обычаи других стран.
В следующих случаях женщина обретает право на получение махра:
1) после совершения полового акта;
2) после внезапной смерти супруга;
3) если супруги останутся наедине друг с другом. В книгах по фикху это называется «халвату сахиха».
Махр принадлежит лично девушке или женщине, заключившей брак с мужчиной. Если родители или близкие родственники девушки получили денежные средства со стороны жениха и тратят их на покупки для нее, эти средства относят к махру.
Категорически запрещается родителям или родственникам девушки забирать эти средства для собственных нужд. В таком случае эти средства, аналогично процентам, будут считаться харамом.
Здравомыслящая и совершеннолетняя женщина может по своему желанию подарить махр своему мужу или в случае его смерти его родственникам. В этом вопросе никто не имеет права препятствовать ей. Если женщина пожелает, она имеет право подарить махр своим родителям.