Макаренко что сделал для педагогики кратко
Педагогическая деятельность Макаренко: его труды и методики
А.С. Макаренко советский педолог и педагог, считавший, что только через искренность и доверие с элементами дисциплины, а также ответственности, помогает правильному раскрытию личности. Почти вся его жизнь была посвящена воспитанникам коммуны, которую он основал и возглавлял с 1920 до переезда в Москву в 1937 г.
Его педагогическая деятельность
Педагогическая деятельность Антона Семёновича начата в Кременчуге в 1905 году, по окончании педагогических курсов. Трудился он в эти годы простым учителем. Продолжил своё образование в Полтавском учительском институте с 1914 по 1917 года, окончив его с отличием и золотой медалью.
В период с 1917 — 1919 год работал, при Крюковских вагонных мастерских, заведующим в железнодорожной школе.
После переезда в Полтаву и получения нового назначения в 1920 году, целью, которого было открытие учебно-воспитательной колонии, где несовершеннолетние правонарушители – начинающие преступники, благодаря труду и учёбе, могли бы выправиться и стать достойными представителями молодой республики. Для трудовой колонии А.С. Макаренко получил поместье в селе Ковалёвка. За время существования этому учебному заведению было проведено два переименования учреждения. Первое в 1921-м году, колонии назвали в честь Максима Горького (с его разрешения). Он был тогда ещё жив и даже однажды приезжал к ребятам в гости. И через пять лет, когда была переведена под Харьков, в Куряжский монастырь. Далее было проведено переименование и присвоение имени самого Ф.Э.Дзержинского.
Справка! А.С. Макаренко руководил этим учебным исправительно-трудовым заведением с 1920 по 1928 года.
Педагогические труды Макаренко
За время своей работы Макаренко подготовил и опубликовал многое из своих наработок. Основными трудами А.С. Макаренко по теме педагогики и воспитания, надо сказать, и сегодня не потерявшими своей актуальности, стали:
Что он принес нового в педагогику?
Я ознакомился с принципами системы А.С. Макаренко, в ВУЗе, получая специальность психолог.
Отвечая на вопрос о том, что нового привнёс этот уникальный человек в педагогику, считаю правильным сделать акцент на тех принципах, которыми он руководствовался:
Совместная деятельность, по моему мнению, – это командное взаимодействие. Именно его элементы Антон Семёнович применял при общении со своими воспитанниками. В его методике ярко виден каждый элемент командного взаимодействия.
Примером, я считаю, способность найти компромисс и наладить продуктивное сотрудничество команды в направлении достижения цели в бесконфликтной атмосфере. Умение работы в коллективе, чёткое знание круга своих обязанностей и полномочий, а также порядок согласования действий и выработки плана поставленной задачи. Для любого человека возможность работы в команде, путь к адаптации в общество.
Для этого было необходимо:
Сегодня, при обучении психологов и других специалистов, помогающих профессий (юрист, врач и другие), приобретение практических навыков во время обучения, приветствуется на волонтёрских началах, помимо учебных практик и в дополнение к ним.
Цитаты Макаренко о педагогике
Макаренко принес немало полезных методик в педагогику. Его труды разобрали на цитаты и вот одни из них:
«Наказание должно назначаться только в том случае, если действительно нарушаются интересы коллектива, и если нарушитель открыто и осознанно идёт на это нарушение, пренебрегая требованиями коллектива».
Макаренко: очень краткое введение
Что нужно знать о педагогике Макаренко, о принципе «требовательной любви» и о том, кто в образовательном процессе главный.
Любовь — основа любого воспитательного процесса, и вырастить счастливого человека без неё невозможно. Эта мысль советского педагога-новатора и писателя Антона Семёновича Макаренко выглядит очевидной, но не кажется понятной. Постараемся объяснить, что за любовь имел в виду Антон Семёнович, и раскрасим материал несколькими фактами.
За свои 50 лет Антон Семёнович успел очень много. Недаром ЮНЕСКО в 1988 г. включило его в список педагогов, определивших развитие своей науки в XX веке, наряду с итальянкой Марией Монтесорри, американцем Джоном Дьюи и немцем Георгом Кершентейнером.
Ценности
Читайте также :
Почему к работам Антона Семёновича обращаются вновь и вновь, спустя десятилетия? Что ему удалось совершить?
То же, что и любому талантливому человеку: переосмыслить то, что было сделано до него и выработать собственные принципы. Педагогическая система Макаренко основана на идее коллектива, в котором успешно сосуществуют учителя и ученики. Грамотному руководителю удаётся управлять ими так, чтобы все работали с ощущением объединяющей цели, общих задач и принципов.
Индивидуализм, считал Макаренко, только мешает образовательному процессу. Тем не менее, наша цель — воспитание человека деятельного и самостоятельного. Для Макаренко было важно, чтобы у ребёнка были любимые предметы, увлечения и «посильный» уровень освоения тех дисциплин, к которым у него нет способностей или стремления.
Вы можете быть с ними сухи до последней степени, требовательны до придирчивости, вы можете не замечать их… но если вы блещете работой, знанием, удачей, то спокойно не оглядывайтесь: они на вашей стороне.
Антон Семёнович видел в каждом ребёнке положительное, большие возможности и творческое начало, которое при правильном воспитании всегда возьмёт верх. Разнообразные занятия, активное трудовое воспитание и формирование не принудительной, а сознательной дисциплины стояли в основе его методики. И ему, в отличие от многих, удалось не только разработать собственную теорию, но и проверить её на практике.
Коммуны
Читайте также :
Количество беспризорников в 20-е гг. XX века было огромно, а методов работы с ними не было. Педагогические коммуны стали решением.
Первая из них была создана в 1921 году недалеко от Полтавы на базе трудовой колонии и получила своё название в честь Максима Горького, который активно участвовал в борьбе с детской беспризорностью. Дети, разделённые на отряды по 7-15 человек, имели самоуправление, выборные должности и даже хорошо налаженное производство, которое позволяло коммуне не только обеспечивать себя, но и отдавать деньги в бюджет государства.
Любая деятельность детей оказывалась полезной и осмысленной. Он разработал «метод перспективных линий», который предполагал, что перед человеком ставится цепочка последовательных конкретных целей.
Через воспитательные учреждения Макаренко на Украине прошли многие «неблагополучные» дети и малолетние преступники.
За системой Макаренко стоял дух коллективизма, строгая дисциплина и постоянная занятность. Перед педагогом стояла цель именно воспитывать, а не образовывать. В одной из лекций он рассказывал: «Лично мне на практике пришлось воспитательную цель иметь как главную: поскольку мне в течение 16 лет поручалось перевоспитание так называемых правонарушителей, передо мной ставилась прежде всего задача — воспитать переделать характер».
Первая коммуна просуществовала пять лет, а затем Макаренко принял решение перенести её под Харьков. Одной из причин стало то, что многие ребята хотели освоить рабочие специальности, а такой возможности не было. На новом же месте уже существовали оборудованные мастерские и электростанция. Вторая причина: растущее неприятие другими педагогами системы Макаренко и невозможность дальше возглавлять коммуну.
Казалось, что сохранить порядок и выстроенные отношения в новой коммуне уже не удастся: на момент переселения в колонии было уже 300 воспитанников. Но методика Макаренко сработала. Так называемый «метод взрыва», когда воспитанники включаются в работу сразу, без подготовки, отлично подействовал.
На безе мастерских этой коммуны, названной в честь Феликса Дзержинского, был создан завод ФЭД (что и расшифровывается как Феликс Эдмундович Дзержинский). На заводе в то время производились простейшие сверлильные машины и затем уже прославившиеся фотоаппараты.
Этой коммуной педагог руководил до 1935 года. Потом его перевели в Киев, а дальше в Москву, где он прожил до самой смерти.
Педагогика
Нельзя сказать, что Макаренко был сторонником гуманистической педагогики в её незамутнённом виде. Он не считал, что учитель должен быть мягким. Он не считал, что нужно избегать наказаний. В его книгах мы находим термин «требовательная любовь»: чем выше уважение к ребенку, тем выше к нему требования. При этом наказания не должны причинять моральные и физические страдания, но ребёнок должен чувствовать вину перед своими сверстниками, перед коллективом, который в его жизни занимает центральное место.
Если с человека не потребовать многого, то от него и не получишь многого.
Макаренко интересовала не только теория воспитания и организация этого процесса, но и личность учителя. Он утверждал, что педагог должен быть человеком всесторонне развитым, являясь ключевой фигурой в образовательном процессе. По мысли Антона Семёновича, работа педагога требует от учителя «не только наибольшего напряжения, но и больших сил, больших способностей».
Макаренко всегда указывал, что первичный «коллектив» — это семья. И родители влияют на ребёнка не через слова, а через поступки, собственное отношение к жизни и к делу.
Советская критика
Читайте также :
Интересно, что система воспитания Макаренко, на первый взгляд, пропитанная советскими ценностями, критиковалась в СССР достаточно сильно. Самые известные произведения Макаренко о практической работе в колониях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях» признавались «фантастическими», не соответствующими действительности, выходили с большими цензурными ограничениями.
В отличие от многих коллег, Макаренко жёстко разделял процесс воспитания и обучения, считая, что методы должны для них выбираться разные. «Словесное» воспитание и чтение, считал он, не так хорошо работает, как коллективная работа и показательный пример. К тому же педагог отдавал предпочтения разновозрастным группам детей, а не классам.
Кроме того, по Макаренко, обязательным было соблюдать дисциплину, но стремиться к идеальной учёбе — нет.
Вопросов к системе, которая строилась на детском труде, было множество. Для одних он был слишком жёстким, другие не верили в силу самоуправления, предпочитая строгий контроль. Ведь самоуправление — это элемент демократии, которая в советском обществе воспринималась как нарушение субординации.
Ни в коем случае режим не должен скрепляться строевой муштровкой. Шеренги, команда, военная субординация, маршировка по зданию — всё это наименее полезные формы в трудовом детском и юношеском коллективе, и они не столько укрепляют коллектив, сколько утомляют ребят физически и психически.
Да и сам проект больше относился по своей сути к периоду НЭПа и не отвечал идее «всеобщей уравниловки». Многие исследователи отмечают, что такой эксперимент, как коммуна, был невозможен без поддержки некоторых партийных функционеров, в том числе главе НКВД Украины того времени Всевлода Балицкого.
В сегодняшнем мире представить себе коммуну со строгой дисциплиной, где дети занимаются «взрослым» трудом, невозможно. Это просто не отвечает запросу современного общества. Но, возможно, именно это смогло бы решить вопрос социализации «сложных» детей, если хотя бы частично применять его методы. А социальный эксперимент, который удалось провести педагогу, дал огромное количество материала для дальнейших исследований: недаром существует такая отрасль педагогической науки, как «макаренковедение», по которой защищают диссертации.
Биография Макаренко кратко, педагогическая деятельность Антона Семеновича
Антон Семенович Макаренко (1888-1939) – выдающийся советский педагог и писатель. Благодаря своим успешным педагогическим разработкам вошел в историю как один из лучших специалистов в этой области. Биография Макаренко Антона Семеновича служит прямым доказательством того, как любовь к своей работе может не только привести к успеху, но и изменить судьбы многих людей.
Детство и юность
В небольшом городке Белополье Харьковской губернии 1(13) марта 1888 года в простой семье железнодорожного работника родился мальчик, которому суждено было вписать свое имя в историю мировой педагогики.
Антон рос очень болезненным мальчиком, и дворовым забавам предпочитал чтение книг. Авторитета у местной детворы не прибавляли ни близорукость юного Макаренко, ни его образ «всезнайки».
Переехав со всей семьей в Крюков, Антон поступил в Кременчугское училище, которое блестяще окончил в 1904 году. Всерьез задумавшись о будущей профессиональной деятельности, Антон записался на педагогические курсы, успешное окончание которых давало право на преподавание в начальных классах.
Педагогическая деятельность
Макаренко сразу же приступил к работе в родном Крюкове, но очень быстро осознал, что ему не хватает полученных знаний. В 1914 году он был зачислен в Полтавский учительский институт, который окончил с отличием.
Одновременно с учебой в институте Антон Семенович стал пробовать свои силы на литературном поприще, написав рассказ «Глупый день». Начинающий писатель отправил свое произведение на рецензию Максиму Горькому, но в ответ получил лишь безжалостную критику. Столь неудачная попытка надолго отбила у него тягу к творчеству.
В краткой биографии Макаренко указано, что педагог стал развивать собственную методику перевоспитания, выбрав для этих целей трудовую колонию для несовершеннолетних. В работе с беспризорниками и трудными подростками он использовал способ, основанный на разделении детей на отдельные группы и самостоятельном обустройстве их быта. Под руководством педагога они занимались изготовлением фотоаппаратов «ФЭД».
Однако представители власти, внимательно следившие за педагогическими экспериментами Макаренко, не дали ему возможность реализовать их в полной мере. В результате Антон Семенович был переведен в Киев на “бумажную” работу.
Писательский труд
Понимая, что ему не дадут заниматься любимым делом, Макаренко с головой ушел в написание книг. Благодаря своей «Педагогической поэме» он быстро влился в ряды Союза советских писателей.
Переехав в Москву, Антон Семенович продолжил свою деятельность. Вместе с супругой он написал знаменитую «Книгу для родителей», в которой подробно описал основные педагогические идеи.
Согласно этой книге, для лучшей адаптации ребенка в социуме ему, словно воздух, с ранних лет нужен коллектив. Большую роль играет и возможность свободной реализации своих способностей и талантов. Каждый подросток должен уметь самостоятельно зарабатывать на свои нужды.
Выдающиеся достижения Макаренко в области воспитания и, в частности, перевоспитания беспризорников и трудных подростков, позволили ему стать одной из значимых фигур в мировой педагогике. После кончины Антона Семеновича на основе его литературных трудов были созданы картины «Большие и маленькие», «Флаги на башнях», «Педагогическая поэма».
Личная жизнь
Со своей супругой, Галиной Стахиевной, Макаренко познакомился во время работы в колонии. После регистрации брака в 1935 году он усыновил сына своей супруги, Льва. Также он заменил родного отца своей племяннице Олимпиаде. Родных детей у Антона Семеновича не было.
Смерть
Писатель скоропостижно скончался от сердечного приступа 1 апреля 1939 года, в вагоне электрички.
Труды А.С. Макаренко и его вклад в педагогику
На заре становления советской власти человек терялся и не всегда грамотно осознавал, каким должно быть его поведение и роль в обществе. Антон Семенович Макаренко подробно описывал в своих работах принцип воспитания личности в молодом советском гражданине. Макаренко труды свои подкреплял практическими методами при работе с максимально сложными подростками. На сегодня его имя знакомо не только учителям, воспитателям и специалистам системы образования, но и рядовому человеку, который не стесняется лишний раз включить свой мозг. Наши читатели знают великого учителя и готовы разделить мысли о значимости его фигуры для современного общества.
Кто такой Макаренко?
Антон Макаренко известен тем, что первым обратил внимание на застой в сфере педагогики страны на старте двадцатого века. На практике смог воспитать несколько тысяч несовершеннолетних членов колонии, превратив мир хаоса в упорядоченную организацию.
Антон Семенович известен, как автор и методист, но отчасти его можно считать организатором и управленцем. Рядовой учитель волею амбиций, таланта, аналитического склада ума, стремления и смелости стал символом воспитания детей. Воспитатель смог отстоять позиции свободного гражданина внутри авторитарного режима власти, что внесло неоценимый вклад в развитие общества.
Над чем работал Антон Семенович?
Макаренко труды издавал на первом этапе довольно смело, читал интересные лекции преподавателям. За свою работу «Кризис современной педагогики» получил при выпуске из института золотую медаль. Я вижу в том Макаренко амбициозного парня, который мечтал о великом. Но смог стать рядовым воспитателем после назначения на должность директора исправительной колонии.
Стать заведующим воспитательного центра с детьми, которых после революции не смог образумить бы даже самый опытный педагог в мире, и сотворить сенсацию, сделав из них достойных людей. Об этом автор Макаренко основные свои труды и писал. Он радовался отчаянным успехам на практике и формулировал методики воспитательного процесса. «Педагоги пожимают плечами» так назывался один из первых критических трудов Антона Семеновича. Без теории не стать отличным практиком, а те, кому удается экспериментами достигать успеха, обязаны двигать развитие общественной сферы жизни.
Педагогические труды Макаренко
Большинство студентов педагогического университета смогут наизусть зачитывать цитаты из «Педагогической поэмы» знаменитого мастера обучения жизни молодых людей. Суть он видел в процессе воспитания необразованных, обозленных и далеких от идеальных норм и принципов социального строя. Учитель лепил из пластилина себя, как мастера педагогики, а также из остатков морали людей человека – настоящего, искреннего, свободного и трудолюбивого.
Педагогические труды Макаренко тех шестнадцати лет его работы в колонии по сей день являются нормативной базой для разработки методик по организации воспитательного процесса. Я отмечаю его желание придать работе движения, то есть развития, а не топтания на месте. Подобные личности толкают мир вперед, а не мастера выжимать все соки из имеющихся ресурсов и перспектив, которые тебе не принадлежали изначально.
Вклад Макаренко в педагогику
На первых порах труды Антона Семеновича воспринимались властью и серьезными людьми той эпохи в штыки, не было доверия. Слова «демократия» боялись как огня, а дать человеку свободу – означало обучить его жизни вне идеологических принципов. Постепенно работы писателя были отредактированы цензурой, а зерно его методик стали применять на практике. Только после успешных и одобренных властью экспериментов с организацией детских домов были комплексно внедрены основные методики Макаренко.
«Книга для родителей» позволит без лишнего пафоса воспитать здорового и крепкого духом человека, который сможет развиваться и прогрессировать в плане реализации полезных обществу деяний. Педагогические аспекты великого прозаика двадцатого века подвластны всем родителям по сей день. Я верю, что в ближайшие годы идеология и воспитание человека станет приоритетным направлением в развитии общества нашей страны, что позволит ее сберечь и сохранить.
Если кратко объяснять методику великого Макаренко. Он говорит о воспитании в человеке желания двигать общество, действовать совместно ради решения общих полезных социуму деяний. Только благими поступками можно выстроить счастливое будущее для себя и своего окружения. Уважение пожилых и поддержка молодых – основа здорового общества.
Похожие личности
В мировую элиту Макаренко попал не случайно, его методы больше подходили демократическим странам, но его роль для советского строя сложно недооценить. В мире он стоит в одном ряду с Джоном Дьюи, Георгом Кершенштейнером, Марией Монтессори.
У нас его можно сравнивать со Станиславом Теофиловичем Шацким, Антоном Павловичем Чеховым, Василием Жуковским, Константином Ушинским и Львом Толстым.
Педагогическая система А.С. Макаренко
А.С.Макаренко – великий педагог, посвятивший свою жизнь воспитанию ребят в детской колонии. Ему удалось превратить место заключения в самостоятельную коммуну, которая не только полностью обеспечивала себя, но и отдавала часть заработков государству.
В 1988 году А.С.Макаренко был признан ЮНЕСКО одним из лучших педагогов мира. Правда, его методику часто критиковали, называли антисоветской, негуманной (в числе строгих критиков была и Н.К.Крупская), но достигнутые результаты говорят о многом. В чем состоял секрет А.Макаренко, и где сегодня применяется его система?
В послевоенное время страна стонала от беспризорников и малолетних преступников. Они были настолько испорчены, что уже не могли приспособиться к жизни в нормальном обществе. Таких детей поселяли в колонии. Нередко родители приводили в колонию-поселение трудных подростков, с которыми не могли справиться самостоятельно.
Колония А.Макаренко насчитывала до 600 человек. Но дисциплина в коммуне царила настолько жесткая, что педагог вскоре почти отказался от помощи воспитателей и везде поспевал сам. Он был уверен: дети встанут по звонку, заправят постели, умоются, вымоют пол и т.д. Кстати, в сутки в колонию приходило до 4 правительственных делегации, поэтому уровень чистоты был наравне с больничным.
Как же сегодня, спустя столько лет, обстоят дела с воспитанием сирот? Несмотря на цивилизованность современного общества, в нем по-прежнему существуют и детские дома, и колонии для малолетних преступников. Но если у А.Макаренко дети, взрослея, получали работу и обеспеченное благополучное будущее, то ситуация с воспитанниками нынешних детдомов очень сложная.
Менее 50% из них находят работу, устраиваются в жизни и обзаводятся семьями. Остальные, по статистике, либо уходят в криминал и рано или поздно попадают в тюрьму, либо становятся людьми с низкой социальной ответственностью, алкоголиками, наркоманами.
Чтобы увидеть разницу, стоит отметить, что среди практически трех тысяч воспитанников коллективов А.С. Макаренко не известно ни одного рецидива. Многие исследователи судьбы выпускников также с уверенностью отмечают, что «они были счастливыми людьми»
Почему так происходит? Можно ли сегодня применить макаренковский метод воспитания малолетних преступников и ребят из детских домов?
В чем состоял метод А.Макаренко?
Основой своего метода А. Макаренко называл трудовое воспитание. Правильная организация быта, социальной среды и условий труда положительно влияет на моральный облик и нравственность воспитанников.
Педагог отмечал: «Дети не готовятся к труду и жизни, а живут и трудятся, мыслят и переживают и к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности. Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы».
Производительный труд детей для А. Макаренко был частью обучения и воспитания. К формированию человеческой личности он подходил как к технологическому процессу. Известный педагог был уверен: психика любого человека включает в себя составляющие, которые можно было «автоматизировать», т.е. воспитывать на общих основаниях. В то же время личность содержит и мелкие «детали», требующие скрупулезного индивидуального подхода педагога.
Трудовое воспитание и было тем автоматическим процессом, который формировал дисциплину, учил жить в коллективе и учитывать потребности и права других людей. В том, что методы А. Макаренко прекрасно подходили для тех воспитанников, в окружении которых он находился, доказывают результаты.
Дети обустроили натуральное хозяйство, чтобы иметь возможность себя прокормить. Впоследствии было налажено производство электродрелей и фотоаппаратов «Лейка» в промышленных масштабах. Прибыль позволяла воспитанникам получать зарплату, содержать театр, поддерживать вновь поступивших и выпускников, а также отдавать часть прибыли государству. Когда подростки выпускались из колонии, они имели профессию и фактически были мастерами своего дела.
Таким образом, в основе было «дело», труд. Но система А.Макаренко не могла бы существовать без других составляющих:
• Коллектив. Обитателей колонии наставлял не педагог, а старшие воспитанники, составлявшие ядро коллектива. Они объясняли вновь прибывшим правила поведения, «отесывали» их, делали частью коммуны. Отряды в колонии состояли из воспитанников разного возраста. Такая система позволяла старшим наставлять младших и защищать их при необходимости.
• Самоуправление. При наличии здорового коллектива педагог считал возможным доверить воспитанникам самоуправление. Как показала практика, такое решение было наилучшим. Дети учились самостоятельности и ответственности.
• Правила и ритуалы. Соблюдению ежедневных ритуалов и наличию правил в коммуне А. Макаренко придавал большое значение, считая их основной воспитания. Ежедневно вставать в одно и то же время, умываться, убирать за собой, не толкаться, маршировать в строю – все это элементы ритуалов, которые формировали безукоризненную дисциплину. Правилам подчинялись абсолютно все воспитанники.
Система А. Макаренко со стороны может показаться жесткой, основанной на военных принципах. Но в условиях СССР, который только начал свое существование, она была единственной рабочей системой, способной удержать будущее поколение от моральной пропасти.
Взгляд из современности
Сегодня к воспитанию детей подходят по-другому. Детский труд официально запрещен, а приоритетом в педагогике считается индивидуальный подход, учитывающий особенности личности ребенка.
В стремлении развить творческие способности малышей родители и педагоги часто забывают о естественных вещах, таких как бытовые навыки и дисциплина. В результате появляется опасность вырастить детей беспомощными, неприспособленными к жизни в обществе.
В связи с этим в современном обществе методы А. Макаренко, как ни странно, прижились не в педагогике, а в бизнесе, в котором требуется слаженная работа участников, и существуют жесткие рамки ответственности. Воспитание новых сотрудников более опытными, зависимость размера заработной платы служащего от общей заработной платы компании, корпоративная культура и самоуправление – элементы практически всех корпораций.
Тем не менее, некоторые методы А. Макаренко неплохо было бы вернуть в современные школы и даже семьи. Распределение элементарных обязанностей между учениками или членами семьи, несложные поручения, выполнение которых малыши и подростки должны контролировать сами, – один из лучших способов научить детей ответственности и приучить их жить своим умом.
Индивидуальный подход, безусловно, нужен для развития умственных и творческих способностей, но труд, дисциплина и умение брать на себя ответственность тренируют волю, без которой успеха в жизни добиться сложно.
Очень впечатлила в свое время книга Виктора Авдеева «Ленька Охнарь».
Я бы ее в школьную программу включил с обязательностью к прочтению. вместо совершенно ебанутых для школьников «Войны и Мира» и «Преступления и наказания»
Дети. Цветы. Жизнь
Ксюша берет грунт из горшка с герберами и посыпает им сами цветы со словами: им кушать надо!
Вдумчиво объясняю, что цветы кушают корнями.
Ксюша дергает все цветки как рычаги в коробке передач Нивы. Стряхивает грунт.
Опять шум. Оборачиваюсь.
Ксюша из кружечки поливает цветы молочком.
Вдумчиво объясняю, что цветы надо поливать водой, а не молочком или даже пивом.
Продолжение поста «Дети, уборка и роботы»
Подняли тему «Обучение детей и компьютерные игры»
У нас с братом доступ к великим сокровищам мира. Игры Lines, Преферанс, Принц Персии и Цивилизация 1 (на английском).
А Преферанс. О, это отдельная тема.
Вместе с отцом мы внимательно изучали правила, вникали в тонкости. Начали понимать грустную иронию фразы»Купил, Купил, два туза на мизере». Учились разбивать в пух и прах компьютерных противников.
В результате, соседка на коммунальной кухне недовольно наблюдала за картиной, как пятиклассник (то бишь я), и третьеклассник (брат) расписывали пулю на мытьё посуды. Рубка была нешуточной. Подсвечниками не дрались, но жуткие угрозы шипели, как две змеюки.
Вот такие дела, ребята.
Дети, уборка и роботы
Тут смотрел видео тёти-психолога.
Тётя-психолог учила как приучать детей к порядку, чтобы не превращать детскую (и вообще квартиру) в свинюшник. Ну там, в форме игры, или мелкие поручения давать, или читать мораль сказки и прочая.
Фигня-война, ничего из этого не эффективно так, как мечтает в розовых мечтах Тётя-психолог. Противопехотные мины системы Лего с пола никуда не пропадут от лекций и нравоучений. А в форме игры вам понаставят ловушек в лучших традициях вьетнамских партизан.
«Эта умная железяка! Словно перст судьбы пройдёт по квартире. И пожрёт. Ваши любимые игрушки и носки. Если они будут лежать на полу. «
примерно так звучала моя мотивационная речь, перед личным составом.
Не успел затихнуть последний восклицательный знак, как мои наследники, моих будущих миллионов, ломанулись в детскую с воплями «Папа, погоди немного. Не включай его пока. Сейчас всё уберём. «
Я тебе еще добавлю!
Я чет не пойму, все родители за своих гавнюков заступаются, что бы они не натворили, что в школе на учителей кидаются и везде правы, что дальше во взрослой жизни.
Только мне мои родители, с их родителями говорили, если учитель/воспитатель на тебя пожалуется (отлупит) я тебя защищать не буду, еще и добавлю, что бы вел себя прилично.
Яж Отец здорового человека
Сейчас еду в поезде (сразу, дело происходит в Германии) утренний рейс народу 5 человек на вагон. 2 мужика где-то впереди, около меня молодой отец (довольно брутального рокерского вида)с ребенком лет 3. Ребенок начал просить включить ему сказку (какая-то игрушка рассказывает сказки).Отец ему говорит тогда пошли спросим у других людей не будем ли мы мешать и они пошли прошлись по всему вагону вместе и ребенок спрашивал всех немногочисленных 3х человек можно он послушает сказку, им конечно все разрешили и папа с сыном пошли и негромко включили сказку, которая даже если бы они не спрашивали никому бы не помешала.
(Если честно до последнего думал что сейчас из динамиков игрушки заиграет Rammstein или Oomph😁) самые внимательные найдут кусочек игрушки
О пользе грязи для детей, или Мойте руки реже
Смелый эксперимент, проведённый в нескольких финских детсадах, в очередной раз наглядно продемонстрировал, что грязный ребёнок – здоровый ребёнок. По крайней мере, по сравнению со своими идеально вымытыми собратьями. Пост на заметку рьяным борцам за чистоту детских рук.
Многие взращённые на «Мойдодыре» и советах бабушки современные родители панически боятся каждого микроба, норовящего завести тесную дружбу с их дражайшим чадом. Проявляется это в обеспечении стерильной чистоты ручек, массовом использовании антибактериальных моющих средств и антисептиков, а также в максимально возможном запрете контактов с «диким» окружающим миром. Что ж, возможно, в контексте текущей борьбы с «вирусом-которого-нельзя-называть-вслух» рациональное зерно в таком поведении и есть, но далеко не всегда.
Итак, что же учудили финны? А всё просто: построили в четырёх детских садиках такие себе «лесные тропы», куда и запустили маленьких посетителей. Зоны щедро снабдили лесной почвой, травами, мхами, черничными кустами, прочей зеленью, и даже завели там карликовых оленей. А ещё разместили ящики с грунтом, в которых маленьким естествознателям предлагается выращивать всячески баклажаны-помидоры.
«Прощай мыло душистое, да сгинет полотенце пушистое!» – под таким лозунгом малыши в течение месяца проводили в этих зонах по 1,5 часа ежедневно. По истечении 30 дней лаборанты провели контрольное обследование, показавшее существенный рост количества в организме подопытных дружественных кожных и кишечных бактерий, Т-лимфоцитов и прочих важнейших иммунных маркеров в крови.
Если простыми словами, даже за столь короткий период «грязнули» приобрели куда более продвинутый иммунитет по сравнению с коллегами, проводившими весь досуг на обычных детских площадках.
Мораль: не мешайте детям общаться с окружающим их миром – это полезно и жизненно необходимо. Хотя мыть руки перед едой всё же нужно!
Рецепт небольшой семейной экономии времени и денег
В основном, отцам пост. У самого 2 пацана растут. Вечно было проблемой собрать всех в кучу и съездить к парикмахеру. В будние не получается, в выходные времени жалко.
Купил машинку, выбрал профессиональный бренд по совету парикмахера. Отдал около 70$. Стрижка одного траглодита стоила 6$, двух 12$. Стричь никогда не умел, поэтому первые стрижки были простые, но веселые. Делал им ирокезы всякие, один раз мелкого даже налысо пришлось постричь. Забрился с ним из солидарности, все довольны.
В общем машинка отбилась за 4-5 месяцев. Я за это время наловчился стричь не хуже парикмахеров. Простые, стильные стрижки. Ютуб помог. И занимает на двоих около 40 минут, ехать никуда не надо, а это бенз и время. А тут всё дома, под весёлое общение.
Считаю правильным шагом и всем отцам рекомендую.
Ребёнок согласится
Прочитал тут интересный совет для родителей.
Перед тем, как сказать что-то ребёнку, задайте себе вопрос: «Я действительно хочу, чтобы мой ребенок чувствовал себя таким?» Это относится не только к фразам вроде «ты дурак», «ты неуклюжий», «ты плохой», но и к фразам вроде «ты недостаточно стараешься».
Вы хотите, чтобы ваш ребёнок постоянно думал, что недостаточно старается? Ведь он поверит вам и будет прикладывать сверхусилия, даже если не хочет этого, а потом всю жизнь винить себя за то, что «не дотягивает».
Уважать свободу желаний ребёнка:
– Если ты захочешь, ты сможешь лучше. Давай я тебе помогу?
А что, если не захочет? Тогда подайте соответствующий пример «как правильно». Слова всегда должны поддерживать ребёнка, потому что у малыша есть удивительное свойство – верить каждому нашему слову.
Ответ на пост «То ли дело мой. »
Мораль? Дайте детям быть детьми.
Да, им надо объяснить, что хорошо, а что плохо. Им нужно обеспечить всеобщее развитие. Но это делается не дрессировкой, а расширением кругозора: поездки, походы, театры, музеи, домашние эксперименты, общение.
Зачем ребенку читать Бродского, если он не умеет подтираться?
Детские травмы
«Как слова человека, даже чужого, сказанные в детстве, могут влиять на дальнейшую жизнь?»
Я очень часто вспоминаю свои детские ситуации. Ищу зависимости, строю догадки и нахожу ответы на вопросы.
Вчера в гостях у меня был брат и во время разговора я вспомнила одну из ситуаций, которая повлияла.
С тех пор, я начала переживать из-за своих больших ног. Выбирала обувь поменьше, говорила, что как раз. Ногам было тесно, но я не думала об этом.
К старшим классам у меня началась незначительная деформация кончиков пальцев, мозоли, усталость. Жила я не с родителями, поэтому они ничего не знали. Покупать себе вещи сама я начала рано. Впереди меня ждало многочасовое разнашивание тесной обуви дома в шерстяных носках, возвраты, кучи продаж. А после лет 24 начала появляться та самая косточка около пальцев. Стопы прям болели, так как было еще плоскостопие.
Надеюсь вы меня простите за такие подробности, но без них история не будет законченной.
После той боли в стопах, подходящую обувь было найти еще сложнее. То стелька слишком твердая, то задник, то носок узкий. Стала большой придирой к обуви.
Именно в те моменты я поняла в чем дело и смогла принять свой размер и наконец начала покупать обувь правильно. Это было счастье. А мой размер всего-то 38)
Понимаю, что всё вы знаете про детские комплексы. Но я была тогда в шоке, как я мучилась с этой обувью большую часть жизни из-за одной фразы какой-то тётеньки.
Хочу, чтобы вы осторожничали с вашими детьми. Но конечно не все такие впечатлительные. Но у меня подобных историй не одна, да и не только у меня. Также влияет есть ли такое правило в семье, что старшие всегда правы.Ну или вдруг после прочтения, вы вспомните у себя какие-то подобные истории и найдете последствия.
Нормально?
Работаю в большом БЦ, снимает наша фирма офис и склад, захожу сейчас в туалет со стороны,где находятся офисы, и стоит «гость столицы», азиатской внешности, в раковине ноги моет.
Я,конечно, объяснил на исконно Русском, что да, это белое такое, и для чего оно нужно.
И да, так просто совпало, что зашел я по нужде, а тут то один, то другой. переодически у нас там болота и одноразовые полотенца раскиданы по полу.
Ответ JakcSun в «Разочарование»
Как я тебя понимаю.
У меня такая же ситуация была. Я увлекался радиоэлектроникой. Много паял, что то изучал. Родителям это не очень нравилось. У меня накопились электронные запчасти. Для понимания это были времена ссср, голубинка россии. Достать запчастей было просто нереально.
Сказали что не знают где все, они не брали.
Как же мне было херово.
Лайфхаки нашего времени, или как отдохнуть с маленьким ребенком
Два или более часа покоя и тишины было обеспечено. Динозавры были раскопаны как следует, я успевала отдохнуть, все счастливы.
О влиянии конфликтов родителей на психическое здоровье детей
В период с 2012 по 2019 гг в США проводилось исследование среди семей среднего класса с детьми младшего и школьного возраста. Это исследование показало, что маленькие дети, ставшие свидетелями частых скандалов между родителями, намного чаще сталкиваются в подростковом возрасте с депрессией, тревогой и поведенческими проблемами.
К разрушительному поведению во время выяснения отношений относятся:
насмешки, оскорбления, угрозы развестись, бросание вещей, а также уход от прямой конфронтации.
Часто родители думают, что, уходя от прямой конфронтации или же «награждая» партнера трехдневным молчанием, они решают конфликт безболезненно для детей. Но в такие моменты дети, глядя на нас, учатся, как решать проблемы и конфликты, как управлять эмоциями.
Поведение родителей закладывает в ребенке общее представление об отношениях в паре. Если родители относятся друг к другу без уважения, дети будут считать такое поведение нормой и, возможно, будут позволять другим относиться к себе подобным образом.
Иногда споры выходят из-под контроля и родители произносят что-то сгоряча, что не собирались произносить, и оказывается, что дети это услышали.
— обсудить случившееся, объяснив ребенку в общих чертах причины разногласия (не «папа опять напился», а «вчера немного поругались в гостях»). Учитывайте поправку на возраст ребёнка.
— успокоить детей, заверив, что это всего лишь недопонимание и родители любят друг друга.
— убедиться, что дети уверены в сплоченности семьи, в том, что с конфликтом вы справитесь.
Самое важное для детей – хорошие отношения между родителями, даже если они в разводе. Стресс у ребенка от постоянных ссор сопоставим (или даже превышает!) со стрессом от расставания родителей.
Воспитание
Пожалуйста, хвалите своих детей
Стала невольным свидетелей, вполне обычной ситуации. Мама за что-то отчитывала пацаненка лет 8-10, ну и в выражениях не стеснялась. Не осуждаю, бывает всякое и каждый сам решает, как воспитать своего ребенка. Просто вспомнилась мне одна маленькая история, решила с вами поделится.
Давным-давно, работала я в частном детском саду, администратором. Привели к нам в садик девочку Марину (5лет), очаровательную, голубоглазую и прекрасно воспитанную. Девочка уже ходила в сад (другой, он закрылся), режим для неё был привычен и сложностей мы не ждали. Марина быстро влилась в девичью банду, обзавелась подружкой Настасьей, но и других девочек не отталкивала, общалась и играла со всеми. В учебе ребенок оказался усердным, старательным и очень внимательным. Просто подарок, а не ребёнок. Ещё добавлю, девочка была немного застенчива, особенно по началу, но это только придавало ей очарования. В саду её обожали все, малыши, педагоги, ребята из её группы. Отдавая её вечером маме или папе, воспитатель ежедневно хвалила Марину. Как-то раз, мама пришла за девочкой чуть раньше и ждала окончания занятия. За чашкой кофе мы разговорились и мама рассказала мне, как Марина ходила в прошлый сад. В том саду девочка была далеко не лучшей ученицей, буквы/цифры с ребенком дома учил папа, так как воспитатели не справлялись. Девочка часто плакала, родителям говорили что ребенок не контактный и ей сложно быть в коллективе. Родители (очень приятные люди, любящая семья) верили «профессионалам» и думали что у девочки внутренние сложности, а проблема была в другом. С первого дня в нашем саду, Марина слышала только хорошее в свой адрес. Девочки на перебой говорили какие красивые у неё косы и заколки, воспитатель какая она добрая девочка и отличная помощница, учителя о том что у неё всё получится, ведь она очень старается, а я просто влюбилась в единственного ребенка в этом саду, который мог спокойно посидеть пять минут пока заплетаешь её после сна.
К чему это я? На абсолютную истину не претендую, но имею стойкое убеждение, как назовешь ребенка, так он и будет себя вести. Если регулярно слышать «ты неряха/неуч/глупый/непослушный и тд» желание стремиться к обратному не появится. Пожалуйста, хвалите своих детей, обращайте внимание на всё то хорошее, что в них есть и этого хорошего будет становится больше и больше. Счастья вам и вашим детям.
Ответ на пост «Пробелы в воспитании ребенка»
Я не психолог, не педагог. Сестра у меня учитель коррекционного класса. Она иногда даёт советы мне по воспитанию детей. Но чаще всего, приходится самостоятельно искать ответы.
Дано: дочь 5,5 и сын 8 мес.
К самостоятельности дочь готовила, как только так сразу. В год она уже орудовала ложкой. В 1,5 сидела на горшке и радовалась результатам))) Одеваться учиться ей нравилось.
Самостоятельно играть приучали. Пластилин появился в 1,5 года. Краски. К 2 годам дочь уже рисовала приличные, для её возраста, картины. Всё вокруг уляпано? Не всё-всё, но пол- всегда. Запрещала сразу рисовать на стенах, мебели и столе. Говорила строго, что это не красиво, не хорошо. Дочь слушалась. Конструктор- просто был спасением долгое время.
Чтение книг с раннего детства (с 3 мес). Дочь привыкла к книгам. Мы читали ей перед сном или днём, когда было время.
Сейчас у ребёнка своя комната. В ней она определяет, какие игрушки и где будут «жить». Иногда они «кочуют», но в период генеральной уборки, «переползают» на свои места. Уборка в основном приурочена к приезду бабушки))
Мы используем не только метод устрашения))) Все любят похвалу. Дочь приберется на столе и мы с мужем восхищаемся: «Вот молодец! Какая у нас девочка хорошая! Такой порядок навела!» Помыла за собой тарелку? Восхищаемся: «Какая молодец! Прям так и хочется тебе сделать что-то приятное!» Мы целуем, обнимаем дочь, при этом говорим, что родили её для того, чтобы тискать 🙂 Объясняем ей, что когда она делает хорошее дело, её хочется баловать. Когда она делает что-то плохое или не слушается, хочется наказывать, потому что мы расстраиваемся. Ты расстраиваешь нас, мы расстраиваем тебя.
Мультики смотрит дозировано. Есть у неё вечерний просмотр 1,5 часа. За компом. Мы поглядываем репертуар.
Когда дочь начинает упорствовать в своём непослушании, говорю, что сейчас разозлюсь и буду очень злая, и начну плохо себя вести. Да так, что ей не понравится! В ответ: «Не надо себя плохо вести. Я буду хорошо себя вести.» Манипуляция? Неа. Как ты ко мне, так и я к тебе.
Про отношение с братиком.
Он родился. Дочь им восхищалась. Хотелось его потрогать. На детячий писк прибегала и кровать качала. Это было в самом начале, потом её накрыла ревность из-за нехватки внимания. Она начала говорить: «Нет. Никто не плачет. Не уходи. Почитай ещё книжку. Давай закроем дверь, и не будет слышно, как он плачет.» Я объясняла, что без нас он ничего сам не может, что мы нужны ему. Вот тут опять понеслось непослушание. Приходилось искать методы, как распределять время так, чтоб всем хватало. Договорились с мужем, что в день будем уделять ей время поочередно. Он с ней «бесится» сколько-то в свободное время, я читаю книжки, пока муж с сыном нянькается. Иногда в выходные прошу свекровь, чтоб на пол дня хотя бы заняла малыша, а мы куда-нибудь втроём (кино, кафе, парк, аттракционы). Дочь ждёт этого времени, как праздника. Старается вести себя хорошо.
Чтоб я ей уделяла больше времени, сама вызывается помогать с какими-нибудь мелкими делами, но я ей говорю, что это огромная помощь для меня! Целовашки-обнимашки. Она довольная, что её помощь очень нужна и важна. Даже если она 5 минут поулюлюкается с братом, чтоб тот не плакал, хвалю её. Дочь сама собой довольна. Теперь бежит успокаивать ребёнка, пока я, например, на кухне готовлю. Прибегает и радостно рассказывает, что она сделала такого, что братик рад.
Игрушки у каждого свои. У дочери есть ещё те, с которыми она играла в младенчестве. Мы с ней поговорили о том, какие игрушки она может отдать братику. Какими-то поделилась, какими-то не смогла))) Однако потом приносит игрушку и говорит: «Я уже выросла из того, чтоб с ней играть, пусть он поиграет.» А мы подбадриваем: «Ты только посмотри, как он рад твоей игрушке!» Дочь собой довольна.
Когда прихожу с сыном к дочери в комнату, спрашиваю: «Можно мы тут поиграем? И нам всем будет весело.» Обычно отказа не получаю. Одной сидеть грустно))
Дома не звучит фраз «почему я должна?!», «не буду это делать!», «я не прислуга». Мы не пользуемся подобными выражениями. Муж и я делаем дела согласно заведённому порядку. Внеплановые дела делаем по договоренности меж собой. Надо делать- делаем. Приучаем дочь к тому, что есть дела, которые надо делать и стараться получать удовольствие от процесса, радоваться результату. Не всегда срабатывает, но личный пример чаще помогает.
А ещё. Мы с мужем за день часто обнимаемся, говорим друг «Люблю тебя». Чмокаемся. Обнимаем дочь. Тоже говорим, что любим её. И так умиляет, когда она где-нибудь в общественном месте говорит: «Мама, я тебя люблю!» При этом народ оборачивается и смотрит круглыми глазами на дочь))) А для нас это в порядке вещей. Дочь часто чмокает братика и старается его обнять. Он так задорно хохочет)))
Конечно, мы 100% что-то упускаем в воспитании детей. Может быть, нам «аукнется» в будущем, но сейчас мы пользуемся этой моделью воспитания, корректируя в зависимости от обстоятельств, и рады тому что получается.