Макарьевская икона божией матери в чем помогает

30 сентября-день иконы Божией Матери Макарьевская

Макарьевская Икона Божией Матери (Одигитрия) – одна из числа немногих чудотворных икон, которая была явлена. Отношение к таким иконам особенно благоговейное и почтительное, ведь считается, что такая икона принесена ангелами, а место её явления отмечено благодатью самим Богом. Она не связана происхождением с человеком, не имеет автора и воли от людей.
Само основание и развитие города Макарьева, что на реке Унже, несёт печать Духа, силы Духа святого преподобного Макария Желтоводского и Унженского, его духовных подвигов и молитв. Здесь, в 1439 году, он находит то место уединения, к которому стремился всю жизнь, и погружается в молитву и общение с Богом, как ребёнок в объятия любящей матери. Лишь изредка покидает он это место для посещения Богослужения в городе Унже.
Жители Унжи того времени, это русские военные и торговые люди, а жители окрестных деревень крестьяне и охотники, очень уважали и чтили великого подвижника 90-летнего старца Макария, и обращались к нему за духовным советом и помощью.
Здесь на берегу этой реки он творит множество чудес; он исцеляет, изгоняет бесов, спасает из плена, защищает от лихих людей, добывает пищу и воду, наставляет на путь истинный и всё это силой одной молитвы.

Макарьевская икона Божией Матери «Одигитрия» была явлена 17 сентября 1442 года преподобному Макарию Унженскому чудотворцу († 1444), во времена княжения Василия Темного (1425–1462). В это время Галичская (ныне Костромская) область находилась в самом бедственном положении, страдая от голода и стихийных бедствий, междоусобных войн и нашествия татар.
Икона явилась в 3 часа утра, когда преподобный оканчивал молитвенное правило и чтение акафиста Богородице. Тогда Сама Пречистая Матерь Божия захотела прославить любимого Своего угодника, как и сам он прославлял Её, и это место его обитания одарить благодатью.
Явление сопровождалось ярким светом, исходящим от иконы и пением, невидимо несущих икону ангелов. Вся округа наполнилась неописуемым благоуханием, превосходящим все ароматы земные. Сначала Макарий испугался такому необычному явлению и, думая, что это наваждение, стал ограждать себя крестным знамением. Но, услышав ангельское пение, славящее Богоматерь, вышел из своей кельи и поспешил за иконой.
Когда Макарий спустился к этому месту икона стояла в двух локтях от земли излучая свет и голос Богородицы от иконы возвестил ему, что это дар от Самого Господа, чтобы прославить Макария за его труды и это место одарить благодатию. Было предсказано, что на этом месте будет славная обитель для спасения многих иноков, которую ждёт большое будущее.
Преподобный с радостным трепетом пал на землю и воскликнул: «Радуйся, Мати Божия! Радуйся, приснотекущий Источниче, спасение миру показующий и всей Галичстей стране твердое ограждение и заступление!» Макарий, потрясённый этим зрелищем, принёс благодарения Богу и Богородице за такую милость к нему и Унженским землям, что такой чести удостоилось это место. Взяв икону, он благоговейно перенёс её к себе в келью, где ещё долго со слезами радости и умиления возносил благодарения и хвалы, припадая к иконе. Там она пребывала до его кончины, и сам Макарий называл её «Одигитрия».
Недалеко от места явления святого образа преподобный Макарий выкопал источник, прославившийся своей целебной силой, а еще через некоторое время здесь был основан монастырь, также названный Макарьевским.

Одигитрия, в переводе с греческого – Указующая Путь, Путеводительница – один из наиболее распространённых типов изображения Богоматери с младенцем Иисусом. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой он благословляет, а левой – держит свиток (символ Божественного писания). Богородица представлена в поясном изображении, фронтально (или с небольшим наклоном головы), указывает рукой на Иисуса. С догматической точки зрения основной смысл этого образа – явление в мир «небесного царя и судии» и поклонение царственному младенцу. Богоматерь указует направление-путь и должные стремления человека для правильной жизни и спасения – ко Христу.
Макарьевская икона Богоматери имеет ряд особенностей, отличающих её от других подобных икон. К этому типу принадлежат также Тихвинская, Смоленская, Иерусалимская, Троеручица, Иверская, Влахернская, Перивлепта и др.
Икона впоследствии прославилась многими чудесами и была известна по всей России, и день её явления отмечался во всех православных календарях и каталогах. В каждую пятницу на Светлой Пасхе, в пятую субботу святого Великого поста, в которую бывает Похвала Пресвятой Богородице, а особенно 30 сентября – день явления Макариевской иконы, издревле совершалась бденная служба, Крестный ход из обители на источник – место её явления, где совершался водосвятный молебен.

В монастырских рукописях хранились сказания о многочисленных чудесах, произошедших от чудотворной иконы Божией Матери.
Дважды по молитве перед ней спасались местные жители от нашествия крымских татар.
В 1522 году татары напали на Унжу и хотели ограбить и опустошить Макариеву пустынь, но ослепли и, обезумев, бросились бежать. Многие из них утонули в реке Унже.
В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от врага город Солигалич. Татары без видимой причины в панике обращались в бегство, а пленные рассказывали, что видели в небе седого старца в черном одеянии, метавшего в них стрелы и камни, а затем появившегося среди них на белом коне и нагнавшего такой страх, что татары стали в ужасе убивать друг друга.
Благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов, как это было установлено комиссией, посланной Патриархом Московским Филаретом 24 июня 1619 года. В этом же году состоялось прославление преподобного Макария Желтоводского, Унженского чудотворца в лике святых.

С чудотворной иконы Пресвятой Богородицы был сделан список в византийском стиле, который прославился, как и первообраз. На иконе лик Божией Матери наклонен к Предвечному Младенцу, который покоится на Ее левой руке. Дважды святой образ выходил неповрежденным из огня пожарищ – в 1626 и 1690 годах.
24 августа 1717 года по указу Петра I и благословению местоблюстителя патриаршего престола митрополита Рязанского Стефана (Яворского) монаху Ионе была выдана рукописная «соборная память» для сбора пожертвований на изготовление оклада для иконы. В этом документе Макарьевский образ прямо называется чудотворным.
В XVIII веке при игумене монастыря Митрофане II (первым был причисленный к лику святых святитель Митрофан Воронежский), который не знал истории и значения иконы, святой образ был перенесен из соборного храма в Благовещенскую церковь и пребывал там в забвении. Кроме того, игумен дал разрешение переписать образ в Смоленский. Лишь почти через век – в 1858 году Промыслом Божиим икона вернулась к инокам в своем первозданном виде. Когда икону стали очищать от верхнего ветхого слоя красок, под ним оказался невредимым чудный лик Богоматери древнего письма с надписью «Макарьевская икона» и подписью тропаря и кондака.
В монастырской летописи хранятся записи многих благодатных знамений и чудесных событий, сопровождавших обретение святого образа.
По всей видимости в это время в монастыре пребывала и икона, явленная преподобному Макарию, поскольку архимандрит Платон, при котором был обретен список, писал в 1863 году, что один и тот же тропарь и кондак поется в обители «перед обеими чудотворными иконами».

Атеистическое лихолетье XX века разрушило иноческую жизнь Макарьевской обители: в 1929 году монастырь был закрыт, а святая икона утеряна.
Лишь в 1993 году началось полномасштабное возрождение монастыря. Через два года в обитель вернулась и его главная святыня – мощи преподобного Макария Унженского.
Судьба и нынешнее местопребывание списка чудотворной Макарьевской иконы Божией Матери и его первообраза неизвестны. Сохранился единственный список Макарьевской иконы, который находится сейчас в Рождественской церкви Макариево-Унженского мужского монастыря в г.Макарьев Костромской области.
«Радуйся, Невесто неневестная».

Тропарь, глас 4-й
К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Другой тропарь, глас 4-й
Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких бед? Кто же бы сохранил доныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак, глас 6-й
Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти; ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Макарьевская»
чтомая в Макариево-Унженском монастыре, Костромской епархии

Преблагя Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление!
К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего;
уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам.
Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби;
да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник

Описание Макарьевской иконы Божией Матери и в чем помогает образ, молитва

Макарьевская икона пресвятой Божией Матери — одно из древнейших изображений Пренепорочной Девы со святейшим Младенцем на руках. Святыня более трех столетий находилась в церкви на территории Макариево-Унженского монастыря. Святейший образ защищал жителей Костромского края от набегов неприятеля. Верующие молились перед иконой и просили исцеления от душевных и телесных болезней.

История появления Макарьевской иконы Божией Матери

Этот святой образ Пренепорочной Девы был написан в середине 15 века. Икона была подарена монаху Макарию Унженскому. Создана греческими иконописцами. При жизни монаха находилась в его келье. Правда, сам Макарий считал святыню подарком свыше. Существует легенда, что икону принесли монаху неведомые силы. Он увидел ее парящей в воздухе, а на месте явления святыни воздвиг монастырь.

Преподобный Макарий часто молился перед образом, считал его чудотворным. После смерти монаха икона стала называться Макарьевской. Из монашеской кельи ее перенесли в один из храмов Макариево-Унженского монастыря, расположенного в Костромской области. Основателем обители был преподобный Макарий.

Несколько веков Макарьевская икона находилась в разных церквях на территории монастыря. Царь Михаил Федорович, посетивший в начале 17 века обитель, видел эту монастырскую святыню и молился перед ней. Позже прислал из Москвы драгоценный венец для иконы. Святому образу удалось остаться невредимым во время двух пожаров, случившихся в 17 столетии. В начале 18 века зародилась традиция почитания Макарьевской иконы Богоматери. Было написано несколько копий святыни.

В 1716 образ был поновлен изографом Кириллом Улановым. Существует легенда, что поверх древнего сюжета иконописец написал другую картину. Правда, позже (в 19 столетии) первозданный вид иконы был восстановлен.

В 18 веке Макарьевскую святыню отправили в Москву для сбора пожертвований. Образ какое-то время находился в московских храмах и монастырях. В молитвах перед ним люди получали милость и исцеление. Потом святыня вернулась в монастырь и оставалась в нем до прихода советской власти. В 1929 монастырская обитель была закрыта большевиками. Оригинал куда-то исчез. О святыне опять вспомнили в 90-х годах. В церкви Рождества Христова, расположенной в городе Макарьеве, находится копия Макарьевской иконы.

Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Картинка про Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает

Описание и смысл

Макарьевская святыня написана в стиле Одигитрия. На ней Богоматерь изображена со святым Младенцем на руках. Правой рукой Сын Божий благословляет всех верующих в него христиан, в левой — держит свиток, символизирующий его учение. Богородица, наклонив голову набок, указывает на Спасителя душ грешных.

Макарьевская икона — это бесценный дар христианам. На ней сама Пренепорочная Дева указывает верующим единственный путь к спасению. Бог, явившийся людям в облике Христа, пришел на землю искупить собственной кровью грехи людские. Богоматерь, изображенная на Макарьевской святыне, без слов говорит, что только в молитвах к Господу верующие получат прощение и милость Божью.

Почитание в православии

Три столетия подряд верующие поклоняются Макарьевскому образу. Традиция почитания иконы с изображением Богоматери и святейшего Младенца была заложена монахами Макариево-Унженского монастыря, где более 300 лет находилась святыня (оригинал и копия). Святой образ помогал верующим спастись от врагов, пытавшихся завоевать жителей Костромской местности. Святыне молились о прощении грехов и исцелении.

Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Картинка про Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает

Православной церковью установлен день празднования Макарьевского образа. Приходится он на 17 (30) сентября. Ежегодные празднования в честь иконы проходят в Макарьевской церкви Рождества Христова. Образ считается чудотворным. Помолиться перед святыней приезжают верующие из разных уголков страны.

Чем помогает святой образ

Пренепорочная Дева со святым Младенцем на руках спасает души верующих от гибели, наставляет христиан на путь истинный. Молитвы перед Макарьевской святыней исцеляют душевные и телесные недуги. Богородицу и ее святейшего Сына молят о прощении и милости. Иконе принято молиться в дни тяжелых жизненных испытаний. Чудотворный образ помогает преодолеть трудности, выстоять и отразить дьявольские козни. Святыня защищает от врагов видимых и невидимых, дает силы, искореняет искру неверия в душах грешников.

Причины, по которым молятся Макарьевскому образу:

Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Картинка про Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает

Святыня, которой поклонялся преподобный Макарий, способна оградить верующих от разных бед. В древности моление монахов перед Макарьевской иконой обращало в бегство многочисленные вражеские полчища. Святой образ заставлял врагов усомниться в своем превосходстве и бежать, даже не вступив в бой.

В молитвах можно заранее попросить Богородицу избавить отлетающую после смерти душу от мытарств и Божьего наказания. Христиане молят Пренепорочную Деву о заступничестве перед Спасителем. На милость Божьей Матери уповают, желая своей душе после смерти поселиться в Божественном раю.

Текст молитвы перед Макарьевской иконой

Верующие молятся перед святейшим образом древними словами, придуманными монахами Макариево-Унженского монастыря. Пренепорочную Деву просят озарить умы христиан светом истинного богопознания. В силах Царицы Небесной подготовить сердца верующих к принятию спасительных Божьих заповедей.

Всесильные молитвы Богоматери помогают исцелить души от неверия, а тела – от болезней. Царицу Небесную христиане молят, желая оградить себя от всяких бед. Верующие просят Божью Матерь даровать им долгую жизнь в покаянии и христианскую кончину.

Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Смотреть картинку Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Картинка про Макарьевская икона божией матери в чем помогает. Фото Макарьевская икона божией матери в чем помогает

К Пренепорочной Деве обращаются с просьбой помочь преодолеть все небесные мытарства, которые обязана пройти душа после земной жизни. Богоматерь в силах испросить прощения за прегрешения для верующих. Царицу Небесную молят разрешить душе поселиться в раю.

Текст молитвы к Макарьевской иконе

Преблагя Царице, Мати Господа небесе и земли, ангелов радосте, пророков сладосте, апостолов славо, святителей украшение, мучеников крепосте, преподобных радование, вселенныя похвало, ненадежных надеждо, скорбных утешение, болящих здравие, нищих неистощимое богатство, богатых некрадомое сокровище, грешников спасение, и всех христиан поможение и заступление!

К Тебе, Богоневесто Владычице, мы грешнии раби Твои прибегаем, и от Тебе, Всеблагая Госпоже Богородительнице, скорыя помощи просим: озари наш ум светом истиннаго богопознания, согрей сердца наша ко приятию спасительных заповедей Сына Твоего и Бога нашего; уврачуй, Владычице, язвы неисцельныя душ и телес наших всесильными Твоими молитвами, и подаждь нам, Всеблагая, вся полезная ко спасению; огради нас святыми ангелы от всех бед, добрая и полезная нам деяти даруй, да прочее время жизни нашея в мире и покаянии поживем; христианскую же кончину жития нашего мирну и непостыдну исходатайствуй нам.

Ей, Владычице, Царице Небесная! Услыши сей глас моления нашего, и по исходе от временныя жизни сея, помози нам безбедно прейти вся воздушная мытарства миродержителя тьмы века сего, и в райских обителех со избранными вселитися нам сподоби; да во светлостех святых со веми небесными силами, воспеваем Великолепое имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем, с верою притекающим.

Источник

В ЧЕМ ПОМОГАЕТ МОЛИТВА ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖЬЯ МАТЕРЬ МАКАРЬЕВСКАЯ

Русская православная икона Макарьевская Божией Матери была явлена 17 сентября 1442 года, во времена татарского нашествия. Преподобный Макарий Желтоводский жил в это время в маленькой хижине на берегу реки Унжа. И вот, в конце его ежедневной молитвы Пресвятой Богородице, в его жилище засиял необычный свет и он услышал пение: «Радуйся, Благодатная, Мати неневестная!». Подвижник вышел из своей хижины и увидел парящую прямо к нему по воздуху святую икону Божией Матери, поддерживаемую невидимыми силами. Ангелы опустили икону к его ногам. Святой пал ниц и поклонился иконе. Затем, вознося молитву, он принес ее в хижину. В том месте, где произошло чудо, он выкопал колодец, из которого черпал целебную воду. В 1444 году святой предал душу Господу и на этом месте возвели Макарьево-Унженский монастырь, а чудесным образом обретенную икону назвали Макарьевской.

Христианская икона Божией Матери Макарьевская не раз защищала страну от врагов и обращала их в бегство. Во время войны с крымским ханом Менгли-Гиреем, когда тот с войском уже был на подходе к городу Унжа, население города всем миром молилось у Макарьевской иконы и у гроба преподобного Макария о защите от врага, а затем горсткой воинов вышло на битву, решив, что лучше умереть, чем позорно сдать город. Но крымцы бежали с поля боя, не вступив в битву. Одного из пленных спросили, почему они это сделали, и тот ответил: «Мы увидели в небе над городом воина с седыми волосами на белом коне, а за ним бесчисленное воинство». В 1609 году слабое и необученное военному делу ополчение селян после молитв перед Макарьевской иконой одержало победу над сильным и обученным польским войском воеводы Лисовского. Взятые в плен поляки рассказали, что видели седого старца-инока, стрелявшего в них из лука. В 1629 и 1690 в монастыре были пожары, но Макарьевская икона Божией Матери осталась цела и невредима. К сожалению, судьба иконы Пресвятой Богородицы сейчас неизвестна. Имеется только один сохранившийся с нее список. Он хранится в Макарьевской Рождественской церкви.

Чудодейственные молитвы перед Макарьевской иконой

Икона Богородицы Макарьевская считается помощницей воинам, обороняющим отечество. Она придает мужество и силу даже самому неопытному воину. Православной иконе молятся о спасении и защите России, об избавлении от внешнего врага. Образ этот также является целебным. Молитва перед Макарьевской иконой Божией Матери помогает исцелить расслабленных, защищает от беснования, холеры. Перед этой иконой молятся о прекращении и предотвращении пожара.

Макарьевская икона на груди убережет от несчастья

Если Вы хотите сделать близкому человеку памятный подарок, который будет оберегать его от болезней и бед, то таковым может стать образок Макарьевской иконы. Носящий его на шее будет под постоянной защитой Пресвятой Богородицы.

Также можно вышить Макарьевскую икону бисером, сегодня это совершенно не затруднительно благодаря множеству готовых наборов и схем для вышивки. Купить святую икону Вы можете в интернет-магазине, иконной лавке, арт-галерее, а также заказать в эксклюзивном исполнении у мастера-иконописца.

Источник

Икона Богородицы Макарьевская

Празднование

История

Ма­ка­рьев­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри «Оди­гит­рия» бы­ла яв­ле­на 17 сен­тяб­ря 1442 го­да пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию Ун­жен­ско­му чу­до­твор­цу († 1444), ко­то­рый под­ви­зал­ся в по­сте и мо­лит­ве на пу­стын­ных бе­ре­гах ре­ки Ун­жи во вре­ме­на кня­же­ния Ва­си­лия Тем­но­го (1425–1462). В это вре­мя Га­лич­ская (ныне Ко­стром­ская) об­ласть на­хо­ди­лась в са­мом бед­ствен­ном по­ло­же­нии, стра­дая от го­ло­да и сти­хий­ных бед­ствий, меж­до­усоб­ных войн и на­ше­ствия та­тар.

Ра­но утром, ко­гда пре­по­доб­ный Ма­ка­рий окан­чи­вал свое обыч­ное утрен­нее ака­фист­ное пе­ние Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, кел­лию его вдруг оза­рил неве­до­мый свет. Пре­по­доб­ный сму­тил­ся ду­хом и стал усерд­нее мо­лить­ся. За сте­на­ми кел­лии раз­да­лось ан­гель­ское пе­ние: «Ра­дуй­ся, Бла­го­дат­ная Ма­ти Нене­вест­ная!» В стра­хе и изум­ле­нии вый­дя из кел­лии, свя­той уви­дел на небо­склоне ико­ну Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, ко­то­рая в окру­же­нии све­то­зар­но­го си­я­ния при­бли­жа­лась к по­движ­ни­ку. Пре­по­доб­ный с ра­дост­ным тре­пе­том пал на зем­лю и вос­клик­нул: «Ра­дуй­ся, Ма­ти Бо­жия! Ра­дуй­ся, прис­но­те­ку­щий Ис­точ­ни­че, спа­се­ние ми­ру по­ка­зу­ю­щий и всей Га­лич­стей стране твер­дое ограж­де­ние и за­ступ­ле­ние!» Он с бла­го­го­ве­ни­ем взял ико­ну и по­ста­вил в сво­ей кел­лии, по­че­му она и ста­ла на­зы­вать­ся «Ке­лей­ной» (поз­же уче­ни­ки пре­по­доб­но­го да­ли ей на­име­но­ва­ние «Ма­ка­рьев­ской»).

Неда­ле­ко от ме­ста яв­ле­ния свя­то­го об­ра­за пре­по­доб­ный Ма­ка­рий вы­ко­пал ис­точ­ник, про­сла­вив­ший­ся сво­ей це­леб­ной си­лой, а еще через неко­то­рое вре­мя здесь был ос­но­ван мо­на­стырь, так­же на­зван­ный Ма­ка­рьев­ским. В мо­на­стыр­ских ру­ко­пи­сях хра­ни­лись ска­за­ния о мно­го­чис­лен­ных чу­де­сах, про­изо­шед­ших от чу­до­твор­ной ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Два­жды по мо­лит­ве пе­ред ней спа­са­лись мест­ные жи­те­ли от на­ше­ствия крым­ских та­тар. В 1522 го­ду та­та­ры на­па­ли на Ун­жу и хо­те­ли огра­бить и опу­сто­шить Ма­ка­ри­е­ву пу­стынь, но ослеп­ли и, обе­зу­мев, бро­си­лись бе­жать. Мно­гие из них уто­ну­ли в ре­ке Ун­же. В 1532 го­ду мо­лит­ва­ми пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия был спа­сен от вра­га го­род Со­ли­га­лич. Та­та­ры без ви­ди­мой при­чи­ны в па­ни­ке об­ра­ща­лись в бег­ство, а плен­ные рас­ска­зы­ва­ли, что ви­де­ли в небе се­до­го стар­ца в чер­ном оде­я­нии, ме­тав­ше­го в них стре­лы и кам­ни, а за­тем по­явив­ше­го­ся сре­ди них на бе­лом коне и на­гнав­ше­го та­кой страх, что та­та­ры ста­ли в ужа­се уби­вать друг дру­га.

Бла­го­дар­ные жи­те­ли устро­и­ли в со­бор­ном хра­ме при­дел в честь свя­то­го. Бо­лее 50 че­ло­век по мо­лит­вам пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия по­лу­чи­ли ис­це­ле­ние от тя­же­лых неду­гов, как это бы­ло уста­нов­ле­но ко­мис­си­ей, по­слан­ной Пат­ри­ар­хом Мос­ков­ским Фила­ре­том 24 июня 1619 го­да. В этом же го­ду со­сто­я­лось про­слав­ле­ние пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Жел­то­вод­ско­го, Ун­жен­ско­го чу­до­твор­ца в ли­ке свя­тых.

С чу­до­твор­ной ико­ны Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы был сде­лан спи­сок в ви­зан­тий­ском сти­ле, ко­то­рый про­сла­вил­ся, как и пер­во­об­раз. На иконе лик Бо­жи­ей Ма­те­ри на­кло­нен к Пред­веч­но­му Мла­ден­цу, ко­то­рый по­ко­ит­ся на Ее ле­вой ру­ке. Два­жды свя­той об­раз вы­хо­дил непо­вре­жден­ным из ог­ня по­жа­рищ – в 1626 и 1690 го­дах.

24 ав­гу­ста 1717 го­да по ука­зу Пет­ра I и бла­го­сло­ве­нию ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла мит­ро­по­ли­та Ря­зан­ско­го Сте­фа­на (Явор­ско­го) мо­на­ху Ионе бы­ла вы­да­на ру­ко­пис­ная «со­бор­ная па­мять» для «бес­пен­но­го» сбо­ра по­жерт­во­ва­ний на из­го­тов­ле­ние окла­да для ико­ны. В этом до­ку­мен­те Ма­ка­рьев­ский об­раз пря­мо на­зы­ва­ет­ся чу­до­твор­ным.

В XVIII ве­ке при игу­мене мо­на­сты­ря Мит­ро­фане II (пер­вым был при­чис­лен­ный к ли­ку свя­тых свя­ти­тель Мит­ро­фан Во­ро­неж­ский), ко­то­рый не знал ис­то­рии и зна­че­ния ико­ны, свя­той об­раз был пе­ре­не­сен из со­бор­но­го хра­ма в Бла­го­ве­щен­скую цер­ковь и пре­бы­вал там в за­бве­нии. Кро­ме то­го, игу­мен дал раз­ре­ше­ние пе­ре­пи­сать об­раз в Смо­лен­ский. Лишь по­чти через век – в 1858 го­ду Про­мыс­лом Бо­жи­им ико­на вер­ну­лась к ино­кам в сво­ем пер­во­здан­ном ви­де. Ко­гда ико­ну ста­ли очи­щать от верх­не­го вет­хо­го слоя кра­сок, под ним ока­зал­ся невре­ди­мым чуд­ный лик Бо­го­ма­те­ри древ­не­го пись­ма с над­пи­сью «Ма­ка­рьев­ская ико­на» и под­пи­сью тро­па­ря и конда­ка. В мо­на­стыр­ской ле­то­пи­си хра­нят­ся за­пи­си мно­гих бла­го­дат­ных зна­ме­ний и чу­дес­ных со­бы­тий, со­про­вож­дав­ших об­ре­те­ние свя­то­го об­ра­за.

По всей ви­ди­мо­сти в это вре­мя в мо­на­сты­ре пре­бы­ва­ла и ико­на, яв­лен­ная пре­по­доб­но­му Ма­ка­рию, по­сколь­ку ар­хи­манд­рит Пла­тон, при ко­то­ром был об­ре­тен спи­сок, пи­сал в 1863 го­ду, что один и тот же тро­парь и кондак по­ет­ся в оби­те­ли «пе­ред обе­и­ми чу­до­твор­ны­ми ико­на­ми».

Ате­и­сти­че­ское ли­хо­ле­тье XX ве­ка раз­ру­ши­ло ино­че­скую жизнь Ма­ка­рьев­ской оби­те­ли – в 1929 го­ду мо­на­стырь был за­крыт, а свя­тая ико­на уте­ря­на. Лишь в 1993 го­ду на­ча­лось пол­но­мас­штаб­ное воз­рож­де­ние мо­на­сты­ря. Через два го­да в оби­тель вер­ну­лась и его глав­ная свя­ты­ня – мо­щи пре­по­доб­но­го Ма­ка­рия Ун­жен­ско­го.

Судь­ба и ны­неш­нее ме­сто­пре­бы­ва­ние спис­ка чу­до­твор­ной Ма­ка­рьев­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри и его пер­во­об­ра­за неиз­вест­ны. Со­хра­нил­ся един­ствен­ный спи­сок Ма­ка­рьев­ской ико­ны, ко­то­рый на­хо­дит­ся сей­час в Рож­де­ствен­ской церк­ви г. Ма­ка­рье­ва.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *